ЕМЕЛИ, МОСКВИЧИ, УРАЛЕЦ

Пишет malex, 14.01.2020 21:58

Сегодня на 1 канале начинается показ фильма Валдиса Пельша об экспедиции на Южный полюс, посвященной 200-летию открытия Антарктиды. Уникальное путешествие состоялось благодаря Емелям, двум замечательным машинам-вездеходам. Столичный бизнесмен Василий Елагин больше десяти лет назад сделал чертежи и встал к станку, чтобы сделать проходимую по льду чудо-машину. Сделал две. Испытал. Усовершенствовал. Дважды доехал на своих шестиколесных изобретениях до Северного полюса, а потом еще и до Канады.

ЕМЕЛИ, МОСКВИЧИ, УРАЛЕЦ (Путешествия)
Серьезное достижение – впервые на автомобиле до Северного полюса – внесено в Книгу рекордов России в 2009 году. И вот новое достижение: проделали путь до Южного!
У Елагина и в путешествиях на Северный полюс была огромная армия болельщиков, в которой больше всего было альпинистов – товарищей по восхождениям на Канченджангу, Эверест, Аннапурну и пр. А в Антарктиду его провожали, а потом встречали екатеринбуржцы: в столице Среднего Урала Василий Елагин и его бессменный напарник по автопробегам Владимир Обиход готовили машины к новым испытаниям. При участии главы компании «Вездеходы Макарова» Алексея Макарова, который стал третьим участником антарктического автоэкипажа.
Емели и сейчас здесь, набираются сил перед новыми географическими бросками.

… Если люди с Южного полюса вернулись в начале года, то машины – летом. Обратный путь был таким долгим, потому что судно, в трюм которого автомобили были загружены вертолётом на станции Прогресс, ходило по разным станциям в Антарктике, разгружая полезные грузы и забирая отходы. В Петербург из антарктических широт их доставил легендарный «Академик Трешников».
Славы той экспедиции было не занимать: известный журналист-экстремал Валдис Пельш каждый день на 1 канале вел репортажи из самой глубины ледового континента. А два автомобиля с большими колесами, лица людей за рулем просто промелькнули в нескольких репортажах.
Вот поэтому и были рады екатеринбуржцы встрече с главой экспедиционного экипажа, которая прошла в библиотеке им. А.М.Горького.
- Вася рассказывал о своих приключениях два часа без перерыва,- говорит Валерий Першин,- а мог бы - бесконечно.
А они, альпинисты, бесконечно бы его слушали. Как это много раз было в совместных экспедициях – и на крутые семитысячники страны, и на гималайские гиганты. На встречу с Елагиным, известным альпинистом, в библиотеку пришли Юрий Ермачек, Николай Жилин, Валерий Першин, болельщики всех его проектов…
ЕМЕЛИ, МОСКВИЧИ, УРАЛЕЦ (Путешествия)
Шестой континент открывали нескольких веков. Америго Веспуччи, Джеймс Кук, наши посланцы Российского географического общества Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, другие исследователи. Лишь в конце девятнадцатого столетия австралиец Иоганн Булль ступил на берег Антарктиды. Ее осваивали, делили на «сферы влияния», рвались к Южному полюсу, существующему в виде условной математической точки. Кто на чем, а мы - на тракторах Челябинского тракторного заводы, ЗИЛах , тягачах, номерных «изделиях» оборонных заводов, и, наконец, на «хохлушках»: в 1959 году колонна гусеничных вездеходов, изготовленных в Харькове, преодолела 2700 км и вышла к Южной макушке Земли.

А через шесть десятков лет экспедицию Валдиса Пельша в те края доставили машины-вездеходы Емеля.
Больших тружеников, молодцов и красавцев до Кейптауна везли в линейном судне-контейнеровозе, потом они летели в транспортном самолёте до станции Новолазаревская, аэродром Ново. А дальше, почти 6000 км по ледяному куполу, они проделали своим ходом. И это – тоже рекорд.

Шли, как летели, хотя везли за собой пять прицепов и две волокуши: всё своё - с собой, топливо, еда и проч. Вес допгруза почти в три раза превышал их собственный…
И ни разу не подвели, не сломались. Факт одушевленности колесных железных существ автолюбителям давно известен. Эти были явно благодарны за свое появление на свет и за такую востребованность!
Василий Елагин, змс по альпинизму и снежный барс стал автомобильным полярником не сразу. Вот факты его биографии: подъем на Эльбрус на «Лендровере», автопутешествие по пустыням мира, Америка на автомобиле, участие в гонках Париж-Дакар, штурм ледовых границ страны в составе экспедиций известного полярника-путешественника Владимира Чукова.
Три листа замечаний получили они после первых испытаний. Потом их все меньше, и к первому героическому походу к Северному полюсу автомобили полностью готовы: двумя самолётами АН-72 (Чебурашка) их забросили из Шереметьева-1 через Воркуту на о. Средний архипелага Северная Земля.

Снежные надувы, торосы и айсберги, трещины и полыньи… Твердый лед искали по наитию, когда не угадывали – в ход шли пешни и веревки. Веревки и нешуточные форс-мажоры - родная стихия альпинистов, которых в команде у Елагина было большинство.
Огромное сообщество болельщиков Морской автомобильно-ледовой экспедиции разделяет и радость большой победы и не меньших масштабов трагедию – потерю Емель. Они (добрые морды!) так и остались во льдах: вернуться назад и горючего нет, и тепло (условное) стремительно надвигается на эти края. Путешественников забрал самым последним рейсом вертолет…
Елагин начинает все сначала. Братья первых Емель имеют разные цвета Красная – первая машина, загрунтованная перед покраской. Потом грунтовали серым цветом другую, покрасив в ярко-зелёный. А потом у трудового коллектива силы кончились, такой она и осталась …
- Они и правда разные, - рассказывает Елагин. - Самое мистическое, что экипаж красной укладывался спать вдоль кузова, а зеленой – поперек.
ЕМЕЛИ, МОСКВИЧИ, УРАЛЕЦ (Путешествия)
В 2013 году красно-зеленая экспедиция снова пересекла Северный Ледовитый океан и добралась до Канады, побывав, таким образом, на Северном полюсе дважды. Емели прошли вдоль побережья Канады, Аляски, пересекли Берингов пролив и вернулись в порт Дудинка, завершив тем самым полярную кругосветку. Уникальный маршрут!
Чего еще желать Елагину? Однако - звонок из Екатеринбурга. Точку в автомобильном экстриме не дает поставить Алексей Макаров.
Если любовь к движущейся технике у Елагина – способ увидеть мир больше и быстрее (цель – дорога) практически на генетическом уровне - с детства в экспедициях с родителями-учеными, выпускниками биофака МГУ, потом школьные дальние походы на выживание, потом – горы, то у Макарова – все в другом порядке. Именитый автогонщик-спортсмен, организатор престижных уральских гонок по бездорожью работает над созданием совершенного вездехода. И вот у него есть «Бурлак» и «Макар», и нужны просторы….

Создатель, испытатель, первооткрыватель-пионер Василий Игоревич Елагин становится проводником. На своем Емеле участвует в пробеге «Бурлака» по Приполярному и Полярному Уралу и по дрейфующим льдам Карского моря.
В результате «Бурлак» и Емели становятся сильнее и лучше. В ОАО «Вездеходы Макарова», например, Емелям чинят и меняют износившиеся в походах внутренности, приводят в порядок внешний вид. Елагин шутит, что живет то на Арбате, то в гараже на окраине уральской столицы…
Альпинисты связывают города страны с тем, как они говорят, кто « из наших» в них живет. Елагин вместе с Алексеем Болотовым, Евгением Виноградским. Николаем Жилиным, Сергеем Тимофеевым в начале нулевых «брал» непройденую Лхоцзе -Среднюю, восьмитысячник в Гималаях.
В фильме «Русский восьмитысячник», посвященный Лхоцзе-Средней, Елагин говорит о том, что в любом походе самое ценное – когда все « просто мужики». Имеется ввиду статус – надежные и серьезные.

Экипаж экспедиции «Антарктида: 200 лет» - это мужики. Бессменный участник экспедиций Емель альпинист Владимир Обиход был вместе с Елагиным на штурме Аннапурны. Когда на сайте «Риск» появился материал о будущем путешествии полярников на Южный полюс, один из комментариев был такой: «С Обиходом дойдут везде».
Так и случилось.
… Об экспедиции в Антарктиду москвичи и уральцы шутят. Ехали, говорят, меняя друг друга, в остальное время спали – чем не курорт? Но все было серьезно.
Василий Елагин сравнивает путешествия на противоположные макушки планеты:

- Дрейфующие льды Арктики по непредсказуемости поведения всё-таки трудно с чем-либо сравнить. В поисках безопасных переездов можно было ехать бесконечно, и мы ехали на полной скорости, на ходу решая задачи по выбору правильной траектории движения, особенно если впереди появлялась черная полоса открытой воды. Дело творческое и захватывающее, но крайне рискованное. Препятствия в Антарктиде - трещины. Если в Арктике мы использовали лестницы для переездов через неширокие разрывы, и это очень экономило время, то в Антарктиду я решил их не брать по одной простой причине. Падение в воду на вездеходе-амфибии грозит только потерей времени на его извлечение, а падение в трещину, скорее всего, окажется последним для вездехода и его экипажа.
А изматывающая качка при езде по знаменитым антарктическим застругам, слепящая белая мгла?
Василий Елагин: «Наградой были встречи с людьми, для которых Антарктика - место работы, причём за интерес, а не за деньги. Здесь просто концентрация людей с позитивной энергетикой. Михаил, механик ДЭС на «Прогрессе», с удовольствием показал системы водоподготовки и отопления станции, огород на гидропонике. Узнали, что Антон, дизелист с «Востока», уступил свою комнату на станции девушке-гляциологу, приехавшей на летний сезон, а сам перебрался жить в старую «Харьковчанку». Он два с половиной года не был дома, должен был уехать ещё год назад, но его попросили, и он остался - надо, так надо, делов -то».

А вот механики «Новолазаревской», зазвав их троих к себе в домик, показывали свои фильмы про походы "харьковчанок» с «Мирного» на «Восток», подробно расспрашивали о деталях их пути, а на прощанье сказали: "Мужики, приезжайте к нам, здесь нужны правильные люди".
Говорим с Василием о том, что нынче не времена Чкалова-Громова-Нобиле-Водопьянова. И все же тема их последователей человечеству симпатична. Около ста человек помогали Емелям в их походах по разные стороны Атлантического и Южного океанов, за что им поклон от всех участников экспедиций. По степени полезности он затрудняется всех ранжировать, но генерал Николай Федорович Гаврилов, герой России, боевой офицер, предоставивший им 5(пять!) рейсов в 2009 году вполне может считаться главным патроном экспедиции. И Михаил Валентинович Иванков, отдавший производственную площадку для изготовления первой машины.

- Чуть меньшее количество людей, - рассказывает Елагин, - пыталось вставлять палки в колёса, но Добро победило Зло и Бюрократию.
… Что дальше? На главный вопрос путешественников Василий Елагин, Владимир Обиход и Алексей Макаров отвечают так (цитата): по - пенсионерски «репу чесать» не собираются. Маячит идея нового ледового пробега. Уже прошли 30 000 км, и не наездились!

Текст: Ирина Туруева
Фото: Екатеринина Гузанина.

На снимках: в библиотеке им. А.М.Горького: экипаж экспедиции «Антарктида: 200 лет открытия» В.Елагин, В.Обиход, А.Макаров, Василий Елагин и его болельщики.
ЕМЕЛИ, МОСКВИЧИ, УРАЛЕЦ (Путешествия)

27


Комментарии:
0
Странно, что имея такие огромные труднопроходимые районы на севере нашей страны вездеход Елагина не пошел хотя бы небольшую серию у тех же нефтяников или военных. Василия и его друзей приглашаем на зимний Байкал. Это, конечно, не Арктика, но не тонущий
вездеход для путешествий по льду здесь необходим...
Вот здесь о предидущих походах: http://www.yemelya.ru/

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru