Прошлое и настоящее вертолетного спорта

Пишет katty, 14.08.2009 17:04

Прошлое и настоящее вертолетного спорта (Воздух)

Кто хоть раз наблюдал за ходом спортивных соревнований по вертолетному спорту, обратил внимание на то, что комплекс выполняемых упражнений напоминает фигуры, которые выполняют военные летчики для повышения летных навыков… О прошлом и настоящем воздушного спорта рассказывает Геннадий Милуцкий.

Первые соревнования по вертолетному спорту в нашей стране были проведены в Калуге в 1958 году.

Программа всесоюзных соревнований в 1958 году состояла из пяти упражнений:

- полет по кругу на точность выполнение основных элементов техники пилотирования;
- вертикальный взлет и посадка на площадку размерами 30×30 м, ограниченную препятствиями высотой 10 м (посадка в колодец);
- полет на малой высоте с выполнением движений в стороны, вперед и назад, развороты на 360° вокруг вертикальной оси вертолета;
- зависание на высоте 10 м с взятием на борт пассажира с площадки радиусом 2 м;
- полет по 150-километровому маршруту на точность вождения вертолета с выходом на конечный пункт маршрута в заданное время.

Кто хоть раз наблюдал за ходом спортивных соревнований по вертолетному спорту, обратил внимание на то, что комплекс выполняемых упражнений напоминает фигуры, которые выполняют военные летчики для повышения своих летных навыков. В которых от экипажа требуется высочайшее мастерство пилотирования, внимание, взаимодействие, отличное знание карт, умение ориентироваться на местности, твердая рука, хорошее зрение, меткость. Также некоторые элементы этих упражнений напоминают действия, которые выполняют экипажи вертолетов во время выполнения различных спасательных операций.

Главная цель такого рода упражнений – повышение летного мастерства, подготовка летчиков, способных успешно выполнить любое сложное задание.

Упражнения, выполнявшиеся на первых всесоюзных соревнованиях по вертолетному спорту, были предназначены для пилотов, освоивших полеты на вертолете Ми-1.

В 1959 году вертолетный спорт был включен в Единую всесоюзную спортивную классификацию СССР. Тогда же были утверждены первые разрядные нормы, требования и правила выполнения упражнений.

В том же 1959 году Советский Союз предложил Международному вертолетному комитету при FAI в Париже провести чемпионат 8-ми Советских республик. Опираясь на данное предложение, Вертолетный комитет FAI начал планировать проведение чемпионата мира.

Решение вопроса было поручено Отто Ритдорфу, который к тому времени уже был знаком с предложениями русских по условиям выполнения упражнений. С теоретической и практической точки зрения они частично признавались опасными, и так как эти упражнения раньше никогда не выполнялись, они были переданы специалистам для рассмотрения. Данный вид полетов вызвал большой интерес.

Были отработанны новые задания и правила, по которым немецкий аэроклуб провел три национальных чемпионата. Найденные во время проведения этих национальных чемпионатов формы и схемы легли в основу некоторых положений 1-го чемпионата мира по вертолетному спорту. Например, возникла идея обязательного выполнения элементов спасательных операций в рамках чемпионатов мира по вертолетному спорту.

Первый чемпионат мира по вертолетному спорту был проведен 16 - 19 сентября 1971 года в городе Бюкебург, Германия.

Экипажам было предложено выполнить следующие упражнения.

Упражнение № 1: точный прилет.
Каждый участник согласно своему порядковому номеру получает время прибытия (время местное, не GMT), подробное задание по упражнению (место расположения финишной полосы и пункты обязательного пролета) высылается участникам вместе с их уведомлениями о порядковом номере.

Упражнение № 2: вертолетный слалом.
Полет, демонстрирующий мастерство пилотирования, проводится в виде вертолетного слалома.

Упражнение № 3: спасательная операция.
Имитация спасательных действий.

Упражнение № 4: навигация (полет на дальность).
Экипаж вертолета должен выполнить практические задания по ходу полета на дальность такие, н.п. как точное прибытие, пролет целей и т.д.

Упражнение № 5: оценка мастерства.
Каждый экипаж летает по одной и той же программе, преимущественно на висении. При этом оценивается перемещение вертолета по прямоугольнику, его вращение на месте, перемещение вдоль линии при одновременном вращении по заданной высоте и т.д.

***

Окончательная программа соревнований по вертолетному спорту в рамках национальных и международных чемпионатов, порядок выполнения упражнений, начисление штрафных очков и др. вопросы определяются международной комиссией, дирекцией и судейской коллегией соревнований.

По предложению вертолетных федераций появляются новые виды упражнений. Так, Отто Ритдорф со своим экипажем стал в свое время инициатором слалома и фристайла.

Постепенно меняется вид упражнений, тактика и техника их выполнений. Связано это с появлением новых типов вертолетов, экипаж которых состоит из двух человек и характеристики, которые позволяют выполнять более сложные элементы.

Классика современных упражнений по вертолетному спорту выглядит следующим образом:

упражнение № 1 – навигация с точным прибытием по времени и сбросом груза;
упражнение № 2 – полет на точность;
упражнение № 3 – развозка грузов;
упражнение № 4 – слалом и мастерство.

Правила их выполнения подробно расписаны в программе соревнований по вертолетному спорту России, также они являются обязательными для выполнения по программе чемпионатов мира.

К программе чемпионатов мира добавлено еще одно упражнение – фристайл.

На международном уровне Россия выступает столь успешно, что некоторые виды упражнений, по мнению наших пилотов, придумываются для того, чтобы отобрать у России хоть часть наград. Одним из таких упражнений было новое упражнение "почтальон" (основанное на точности сброса грузов в контейнеры и точной посадки на размеченный на земле крест с 5-сантиметровым центром), предложенное организаторами 13-го чемпионата мира в Германии, прошедшего в 2008 году.

***

В преддверии 44-го чемпионата России остановимся на кратком описании упражнений, выполняемых по программе соревнований чемпионатов России по вертолетному спорту.

Упражнение № 1 – навигация с точным прибытием по времени и сбросом груза представляет собой два элемента: длинную навигацию и прибытие по времени со сбросом груза. Включает в себя: зону сброса мешков на аэродроме, длинный маршрут, зону поиска на 2-м или 3-м отрезке маршрута, точное прибытие по времени на линию "А", полет по "коробочке" между линиями "А" и "F", сброс кегли на линию "С", зону посадки в конце упражнения. Длина маршрута, включая поиск целей, составляет 50 - 70 км. Задание экипаж получает непосредственно перед вылетом, на линии старта.

Порядок выполнения упражнения, расположения линий, зон поиска, целей, зоны посадки и др. определяется судейской коллегией соревнований.

Упражнение № 2 – полет на точность – это полет на постоянной высоте с маневрами на площадке, параметры которой, как правило, 50 х 50 м. Время полета - 2 минуты 15 секунд. Для контроля высоты к вертолету прикрепляются два груза: короткий и длинный к фюзеляжу, лыже или подкосу шасси. Места и направления разворотов определяются судейской коллегией и объявляются во время брифинга перед началом упражнения.

Упражнение № 3 – развозка грузов – это выполнение полета на точность с грузом, прикрепленным к фалу, при этом используются фалы разной длины – 4, 6, 8 метров. Время выполнения упражнения - 60 секунд. Места расположения входных и выходных ворот, контейнеров, очередность сброса и соответствующих длин фалов определяются судейской коллегией и объявляются на брифинге перед началом упражнения.

Упражнение №4 – слалом и мастерство – представляет полет с проносом ведра, наполненного водой и прикрепленного к фалу через 12 пронумерованных ворот с последующей установкой ведра в центр стола.

Более подробно информацию об упражнениях, порядке их выполнения, порядке начисления штрафных очков можно прочитать на сайте ФВС России.

***

В последние годы и в России на различных вертолетных соревнованиях стали появляться новые виды упражнений. Они призваны повысить динамику соревнований, увеличить соревновательный задор, привлечь интерес многочисленных зрителей. Также это связано с тем, что на соревновательных площадках России, помимо ушедшего на пенсию Ми-1 и тяжеловесного Ми-2, стали появляться новые типы вертолетов: Ми-34, Robinson-44, MD-500, Eurocopter AS 355. Такими упражнениями являются "Параллельный слалом", "Параллельная развозка груза", показанные на соревнованиях в 2008 году и упражнение "Электронный ноль", показанное на "Москве винтокрылой" в 2009 году.

Вертолетный спорт в России приобретает новые очертания и одним из характерных признаков этого являются новые упражнения и изменения в порядке и правилах выполнения классических упражнений.



Подготовил Геннадий Милуцкий (по материалам ФВС России)


Прошлое и настоящее вертолетного спорта (Воздух)

На международном уровне в вертолетном спорте Россия выступает очень успешно. Фото: Геннадий Милуцкий.

Прошлое и настоящее вертолетного спорта (Воздух)

Постепенно меняется вид упражнений, тактика и техника их выполнений. Связано это с появлением новых типов вертолетов. Фото: Геннадий Милуцкий.

54


Комментарии:
0
Меня всегда поражало почему наши выигрывают вертолетные соревнования на Ми-2 который в три раза тяжелее робинсон-44 и в пять раз тяжелее роинсон-22 и котрый вообще полвека назад разработан.

0
А вот меня поражает, почему в такой большой стране, как эта, выше 5000 на вертолете летает только один человек... Жизнь полна загадок.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru