Туристский коллектив. Взгляд под углом психологии

Пишет rescuer1577, 15.12.2009 17:45

Размышления о туристском коллективе.

В психологии понятие коллектив расшифровывают как «совокупность людей объединённых общей целью». Психологи классифицируют коллективы по целям и содержанию (трудовые, боевые, учебные, etc.), по форме организации, возникновению (организованные, стихийные, etc.), а также по составу участников( пол, возраст,etc.). Следует рассмотреть поближе структуру любого коллектива. Если он организуется государством, предпринимателем, для определённой цели, то коллективу выделяются материально-технические средства, создаются условия для успешной работы ( однако, как мы видим на примере нашего государства, не всегда данные условия соблюдены. Чаще всего мы встречаем подобное игнорирование условий в частных компаниях, где собственник озабочен единственной целью - получение максимальной прибыли с минимальными издержками), уставы и положения регламентируют деятельность коллектива, неизбежно присутствует административная система- деление на руководителей и подчиненных( руководители же являются подчиненными у вышестоящих руководителей).

В трудовом коллективе человек удовлетворяет свои биологические потребности (то бишь, заработная плата позволяет ему питаться и поддерживать жизнедеятельность), социальные ( потребность в самоутверждении, признании со стороны окружающих, etc.) и идеальные ( наиболее любопытная потребность, однако не всякая работа способствует удовлетворению оной. Это потребность в творческой самореализации, в развитии способностей, в общении с единомышленниками, в поисках некой, индивидуальной для каждого истины, и многое другое).
Как мы видим основой коллектива является некая цель, ради которой он и был создан. Нередко в коллективах созданных государством и собственником преобладает две цели- получение прибыли ( для собственника или государства) и заработная плата( для работников). В данном случае удовлетворяются первые две потребности (биологическая и социальная) и нередко в ущерб третьей - идеальной. Как показывает практика, подобный коллектив состоит из случайных людей с разными взглядами, мировоззрением, с различиями в моральных устоях. Единственное что объединяет этих людей- в данном коллективе они работают, в большинстве случаев, ради зарплаты. Неизбежно в таком коллективе присутствуют взаимные симпатии и антипатии, встречаются сплетни и нередко открытая вражда между членами коллектива, что делит коллектив на несколько групп. Вот что писал психолог Мелибруда Е.Я. в своей книге посвящённой межличностным отношениям-« Примерами слишком высокой цены, которую приходится платить большинству людей за длительное пребывание в нездоровой атмосфере нарушенных межличностных отношениях, являются неврозы и другие эмоциональные расстройства, попытки самоубийства, алкоголизм, психосоматические заболевания типа инфарктов, различных язв желудочно-кишечного тракта, астмы и т.п.» (Мелибруда Е.Я. Я-Ты-Мы :психологические возможности улучшения общения. М,1986. Перевод с польского).

Существует особый род коллектива, основным стержнем которого является в основном удовлетворение именно идеальной потребности. Это спортивный коллектив, к каковым можно причислить и туристскую группу. Здесь на первый план выступает идеальное и зачастую в ущерб биологическому. Здесь основные цели- прохождение маршрутов ( в альпинизме- покорение вершин), общение с единомышленникам, наслаждение природой и возможность проверить себя в различных ситуациях.
В таком коллективе все по другому. Например, в альпинизме удовлетворение идеальной потребности (покорение сложных и опасных вершин) угрожает интересам биологической потребности, ибо человек добровольно идет на риск, преодолевая страх, боль, дискомфорт. Такой антагонизм присущ всем видам экстремального спорта.
Коллектив подобного рода имеет ряд отличительных особенностей, которые редко когда можно встретить в трудовых коллективах. Объединенные общей целью, участники туристского коллектива ( альпинистского, спелеологического, etc.) создают уникальную эмоциональную атмосферу. Один из участников экспедиции Тура Хейердала на парусных лодках «Ра-1», «Ра-2», Сантьяго Хеновес писал-« В условиях истощающей и беспрестанной борьбы за существование, в которых мы оказались, создавались удивительно сильные связи между людьми. Мы узнавали друг друга не по словам и рассказам о себе. Возникшие между нами связи вероятно стали нерасторжимыми…»(С.Хеновес. Поведение изолированной группы в Атлантике // Знание сила.-1974.-№5.) Среди факторов, способствовавшего установлению здорового психологического климата, Хеновес отмечает близость к природе, «постоянный контакт с морем и ветром», личные качества и культурный уровень участников экспедиции, и общий труд. Именно в этих условиях человек имеет возможность удовлетворить свою идеальную потребность, которая в современных условиях часто предана забвению в бесконечной и утомительной гонке за средствами к существованию.
Весьма полезным будет узнать к каким выводам пришли советские ученые исследуя вопрос групповой совместимости и психоклимата в коллективе космонавтов ( сомнительно что, в этом коллективе основной целью есть заработок денег, посему можно считать его коллективом, где удовлетворяются потребности идеального порядка, опять же в ущерб биологическим). « Обобщая результаты экспериментальных исследований малых групп в условиях многосуточной изоляции ( в течение года, 72 суток, 45 суток и т.п.), исследователи отмечают что психологическую совместимость и успех совместной деятельности обусловливают
• общность идеологических взглядов
• высокая мотивация и установка
• оптимальные психофизиологические качества каждого участника
• разнополярность индивидуально-психологических особенностей (возможность выделения лидера)
• высокая критичность к себе и терпимость к окружающим ( высокая интеллигентность)
• полное доверие друг к другу на основе жизненной взаимозависимости
• максимально возможная загруженность целенаправленной деятельностью
• возможная степень уединения каждого из участников
• определенность стоящей задачи и срока совместного существования» (Социальная психология. Краткий очерк.-М.,Политиздат,1975)
Как видим многое, из сказанного справедливо и для туристского коллектива (альпинистского, спелеологического). Таким образом, туристский коллектив предстает перед нами совершенно уникальным родом коллектива, где в полной мере можно удовлетворить свои идеальные потребности - познать свои возможности, узнать окружающий мир, общаться с ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ.
Через соприкосновение с трудностями, которыми насыщен всякий поход, мы получаем возможность увидеть себя, познать свою суть и развиваться физически и духовно. Именно поэтому туристский коллектив всегда будет пополняться новыми участниками ( не факт что многие из пришедших останутся, но это уже тема другого разговора) и будет существовать пока существует человек.

28


Комментарии:
1
Вы не диссертацию ли защищаете по указанной теме?

1
Получилось суховато, признаю! Диссертацию не защищаю, да и образование историческое (незаконченное еще). В свободное от истории время изучаю психологию, туризмом периодически балуюсь. Вот на стыке увлечений и родился сей опус)))

1
Кажется, все это давно, объемно и весьма интересно описано в книге Линчевского "Психологический климат туристкой группы". Правда, написана она в 1981 г и отражала кажущуюся ныне пасторальной ту действительность.
Сейчас психология столь изменилась, что пора писать новую книгу

1
Ваш "опус" похож на подборку цитат из чужих трудов.И, в общем-то, ничего нового Вы не процитировали.
А что-нибудь от своего имени, своё личное можете добавить?

0
Можно и добавить))))
Туризм - прекрасная штука!
З.Ы.Есть такое понятие как синтез, и ничего зазорного в цитировании (при синтезировании, ессно) чужих трудов нет. Тем паче труды эти написаны заслуживающими внимания учеными. Мне думается, что очень удобная позиция упрекать в отсутствии новизны и цитировании)))
И я искренне рад за Вас - Вы наверняка способны создать новое (иначе откуда такая позиция?)))))
Желаю творческих узбеков)))))

0
Желаю творческих узбеков)))))

)))) за что Вы так узбеков?

2
Присказка популярная))) Разряжает обстановку)))
Удачного дня!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru