ГОРЫ - арт-терапия

Пишет Stoyanov, 22.01.2010 01:09

ГОРЫ - арт-терапия
ГОРЫ - арт-терапия (чатырдаг, полюс, крым, альпинизм, снег, солнце)

По поводу фото POLUS, обсужденного на 3-ей международной конференции психологов в Алуште

Изображено верхнее плато горного массива Чатырдаг: на снежном, сильно наклонном поле в течение двух часов вытоптана надпись «POLUS», в честь крымского геокультурного литературно-философского альманаха. Высота над уровнем моря 1380 м, размеры надписи – 15х45 метров. Фото сделано с расстояния 220 м до надписи.
Сам альманах служит очередным вневременным штрихом (буквой, фразой, абзацем) текстологического проекта: Север – питерский текст, Юг – крымский. Вокруг этой оси вращается культура ареала, обозначенного границами русской империи. Золотой век, серебряный, стальной, виртуальный.
Семиотическое наполнение парадоксально – культурный южный полюс русско-славянской культуры (на 45 параллели северной широты) пишется на снегу, но не снегом. Происходит не впечатывание краски на белый лист, не привнесение материальных веществ, позволяющих визировать текст – надпись прочитывается на белоснежном поле по теням отпечатков следов, образованных трехкратным прохождением по контуру надписи. Инициирование изготовления знака-слова-точки-полюса произошло импульсивно, благодаря стечению нескольких факторов.
Восхождение происходило с утра, быстром темпе и оказался резерв времени, сильный холодный ветер способствовал выглаженности цирков верхнего плато горы. В течение нескольких дней после снегопада люди на плато не поднимались – чистота снега не нарушена и надпись – единственный признак присутствия человека и его деятельности.
При этом работа сделана самым естественным путем для homo erectus – ходьбой, но акт творения подчеркнуто искусственный – огромные буквы, эллинское слово латинскими буквами, на ономастически тюркском Чатырдаге. Выполнено в Крыму (в республике), на Крыме (на теле полуострова), в Украине (в стране), на Украине (географическом крае), на ландшафте, удаленном по высоте на полтора километра от уровня близкого (17 км) моря, угадывающегося у куэстового рельефа плато.
Выполнение графического знака декларирует очевидную удаленность от привычного мира вещей и людей; заявлен отказ, отстраненность от полезности. Наряду и одновременно с этим присутствуют признаки автаркии, самоценного удовольствия, вызванного актом творения, что подтверждается фото.
Поскольку снег лежит многослойной основой, при выполнении знака ис-пользовались поверхностные слои, при подтаивании уплотняющиеся, т.е. с течением времени артефакт становится прочнее – затем исчезает. Это превращение запрограммировано выбором материала и замечательно тем, что создает возможность многократного ежегодного повторения акта, локализованного в сакральном поле горы, доминирующей над полуостровом (несмотря на то, что массив Бабуган на 20 м выше).
Следует учитывать, что при изменении угла падения солнечных лучей меняется форма знака, ширина отдельных линий, насыщенность и температура цвета, различимость и читаемость объекта. Тем самым знак, сам по себе статичный, выполненный на ландшафте и с использованием свойств ландшафта (наклонная плоскость), становится частью многоэлементного механизма, находящегося в вечном движении, изменении и деформации. Возникает связь знака, запечатленного на поверхности космического тела, с другими космическими объектами, полями. Искривленное поле верхнего плато Чатырдага становится отпечатком, не макетом, а маленькой действующей моделью искривления полей, подтверждающих гипотезу энтропии вселенной вследствие разбрасывания, раздаривания частиц материи, энергии. При этом происходит изменение формы и смысла. Обычная прогулка превращается в перформанс, акт создания объекта культуры, а поскольку доказательством существования знака есть только его изображение-фото, то по своему виртуальному значению он может быть приравнен к, скажем, «Дискоболу» Мирона, которого мы тоже видим только в иллюст-рациях альбомов. Таким образом, материал для выполнения символа, в нашем случае, снег – твердая фракция смеси водорода и кислорода по значению и содержанию приравнен к минералу, камню, и это тождество содержит особенный смысл – превращения газ-жидкость-твердое тело не изменяют самой природы знака, несущего символику логоса, полюса, воображаемого «пупа».

В ходе создания символа появился мотив демонстрации его другим людям, для которых восхождение недоступно ввиду физических возможностей. После печати фото мотив показывать трансформировался в намерение истолковать сюжет и знак. Налицо предпосылки внимания к результату со стороны предполагаемых читателей, зрителей. По мере изложения комментария к фото автор почувствовал, что ходьба по снегу, воображение эскиза символа, выполнение знака, фотосъемка, запись – множество действий, каждое из которых является самостоятельным актом, в совокупности оставляющим несколько артефактов.
Процесс выглядит и есть использованием арт-терапии для решения собственных проблем автора.

14


Комментарии:
0
Когда Сад камней под снегом...

0
сначала подумал "бред какой-то".. потом увидел - раздел "юмор" :) тогда добавлю образцов арт-терапии :)


1
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы член не сосало.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru