Посты категории «Безопасность в горах»

История биперов. (лавинное снаряжение, биперы)
Готовясь к еженедельной лекции в Ледниковом периоде, я осознал, насколько большая пропасть лежит между знаниями о биперах в России и зарубежом, поэтому даже не являясь специалистом в области лавинного снаряжения, решил написать взгляд со стороны на рынок лавинных маяков, отвечая на самые распространенные вопросы, которые приходиться слышать почти ежедневно.
Принцип работы всех электронных маяков, одинаков. Его суть поместится в двух строчках. Одно устройство пеленгует радиосигнал другого и с помощью цифровой или аналоговой индикации помогает максимально близко приблизиться к нему.
Небольшой экскурс в историю создания биперов поможет разобраться в некоторых вопросах.

Сравнительные тесты различных систем лавинного снаряжения (фрирайд, ски-тур, ски-альпинизм, лавина, бипер, лавинное снаряжение, лавинный шар, лавинный воротник, лавинный шнур, абс-рюкзак, нс в лавинах)

В марте 2001 года в Давосе (Швейцария) при участии Института исследований снежного покрова и лавин (далее - SLF), департамента спорта земли Тироль, комиссий по безопасности Немецкого и Aвстрийского альпийских обществ был произведен искусственный спуск лавины. «Жертвами» назначили 13 манекенов, оснащенных различным лавинным снаряжением: 4 - биперами, 4 – рюкзаками АБС, 3 - Avagear ( принцип тот же, что и АВС-баллонов, но в форме надувного воротника) и 2 – лавинными шарами.

Извините, если кого-то напугаю. Это видео снято со шлема лыжника, который не смотря на сильный снегопад накануне, отправился в составе группы на heli-ski на Аляске. Лавиной героя уносит за 20 секунд почти на 500 метров. Слаженные действия остальных членов группы позволили спасти парня через 4 минуты 28 секунд. Камера все это время работала.

Ура биперам, авалунгам и занятиям по лавинной безопасности.

В 2007г. в журнале ЭКС (№№46-47), на Маунтин.Ру и на Риске я опубликовал серию статей о международном опыте подготовке горных гидов, и о моем личном опыте обучения этой профессии в Канаде. На тот момент единственной серьезной публикацией на эту тему в российских СМИ была статья Валерия Бабанова «Как я стал гидом ENSA»( журнал ЭКС №№35-36). Своими заметками я хотел дополнить его материалы и помочь всем заинтересованным в данной теме составить более полное и последовательное представление о том, как организована подготовка профессиональных горных гидов за рубежом и что представляет собой работа горного гида.
Тогда же, в 2007г., начал писать эти заметки, но, судя по откликам, тема гидов не вызвала большого интереса и этот материал был отложен до поры до времени.

Сейчас, в связи с инициативой ФАР по созданию в России школы горных гидов по стандартам UIAGM ( французская аббревиатура Международной Ассоциации Горных Гидов) и первыми практическими шагами в этом направлении, тема гидов снова активно обсуждается.
Как человек неплохо представляющий себе как работу гида, так и инструктора, хочу снова поделиться своими мыслями по этому поводу.

В рамках прошедшей фрирайд-школы в Хибинах (поддержка: Marmot, BD) , Андрей Абрамов (геокриолог, лавинщик, сноубордист ..) читал лекцию про лавины и лавинную безопасность. Андрей очень компетентный человек в этой сфере, благо что не только катается на доске уже больше 10 лет (и готовит инструкторов по всей России), но и к гляциологии имеет самое непосредственное отношение... Лавинная безопасность (качать audio, 22mb).

P.S.Кстати, Андрей у нас выступал в прошлом мае с рассказом об Антарктиде и своем хождении вокруг нее на корабле. Знаменательный рассказ был, надо отметить. Тем кто пропустил, рекомендую прослушать аудиозапись, или хотя бы просмотреть видеоролик с лекции.

Лекция про лавины (Бэккантри/Фрирайд, фрирайд, беккантри, биперы, сноубординг, аудио)

Во время проведения спасработ подручными средствами силами малой группы (2-4 человека) ресурсы спасателей ограничены.
В таких случаях далеко не всегда возможно организовать спуск пострадавшего по наиболее безопасной схеме, так как это описано в первой части
(см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/).

Одна из типичных ситуаций при работе малой группы с ограниченным набором снаряжения - это невозможность организовать две надежных независимых станции для страховки и спуска.

Что делать, если имеющееся снаряжение и рельеф позволяют организовать только одну станцию?

Организация станций страховки уже затрагивалась на «Риске, например, в темах:
ОСТОРОЖНО - Dyneema!!! Альпинистская детективная история,
Интересные технические статьи с climbing.com,
По поводу американских станций.......

Поскольку у меня накопилось довольно много материала по станциям страховки, попытался его обобщить и систематизировать. (Обмена информацией ради, а не перевоспитания для). Объем получился довольно большой, поэтому пришлось разбить статью на несколько частей. Ссылки на использованные источники приводится в конце каждой части.

Варианты организации станции страховки ©. (Альпинизм, станция страховки, технические советы, альпинизм, безопасность)

А дабы не страшно было...!
Смотрим опыт прохождения до вершины Эвереста в 2007 году, одного из лучших парапланеристов Казахстана в картинках.

Лыжный Патруль (BASE, лавины, спасение, фрирайд, горные лыжи, горнолыжные курорты)

Лыжный Патруль начинает отбор кандидатов для работы спасателями и патрульными на горнолыжных курортах в сезоне 2009/2010, в том числе и вахтовым методом. Работа, разумеется, оплачиваемая, а не "за покататься".

I. Последовательность действий при спуске пострадавшего с наращиванием
веревок с использованием двух тормозных устройств. Рис. 1-5.

● Способ, приведенный ниже, позволяет производить наращивание веревок силами одного спасателя.
● Данная схема работает при использовании любых тормозных устройств, а также при спуске на одинарной и двойной веревках.
● При наращивании двойной веревки, рекомендуется связывать каждую пару веревок отдельным узлом. В этом случае меньше вероятность заклинивания связочных узлов в трещине, чем при связывании веревок одним большим общим узлом.
Связывающие узлы необходимо разнести по длине веревки.

Наращивание спусковых веревок при транспортировке пострадавшего (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства, спуск пострадавшего, наращивание веревок)

Статья, полезная многим, и даже не только экстрималам и альпинистам.

ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛАВИННОЙ ОП А С Н О С Т И
Таблица приведена для склонов крутизной 30 град. При крутизне склона 45град. сумму баллов увеличить вдвое, а при 60 град. - втрое, данные сведения - понятие весьма относительное, т.к. в зависимости от местных условий возможны отклонения. Использование приведенных данных целесообразно для ориентировочной оценки лавинной опасности.

Правила лавинной безопасности от Игоря Комарова (Бэккантри/Фрирайд)

Уникальная лекция от гуру лавиноведения!

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРАВИЛА ЛАВИННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ФРИРАЙДИНГЕ, АНАЛИЗ ПРИЧИН ПОПАДАНИЯ В ЛАВИНУ

Предлагаю общественности вариант "запрещающей" таблички, запрет которой хочется выполнять.

Многие законы, что называется "написаны кровью": "правила дорожного движения", "курс электротехники", "правила борьбы за живучесть корабля"... "Закон о горах", разработанный и принятый во многих странах регулирует отношения между людьми и организациями в этих самых горах. Российская версия этого закона застряла где-то в коридорах Государственной Думы, судьба его в настоящее время неизвестна... однако о его содержании мы в какой-то мере можем судить по "первоисточнику" - французскому "Закону о горах".
Французы - такие же люди как мы :) В их "Куршевелях" еще 50 лет назад был такой же .... отсутствие цивилизованных отношений, как у нас в Приэльбрусье. Они также как мы любят поесть и поспать, также любят красивых и умных женщин, своих детей и желают им от всей души здоровья и долгих лет счастливой жизни. В 1985 год они приняли "Закон о горах", реально работающий. За что я люблю их еще больше!

Страхование экстремальных и активных видов спорта