Велотундра в начале марта

Пишет AlexTrub, 26.12.2018 14:40
02.03.2019 11:41 – 10.03.2019 11:41

Извините, я опять о своем зимнем, велосипедном. Зима всегда провоцирует приступ активности и романтики, а в оффлайне обсудить зимнюю романтику решительно не с кем. В прошлом году по нескольким причинам не удалось провести мартовский северный поход, затем и с ноябрьским не получилось. Очень надеюсь на поход этой весной и уже точно известна дата, т.к. другой возможности у меня не будет. Начнется поход 2-го марта вечером и продлится примерно неделю. Если вдруг найдутся желающие, с удовольствием обсужу детали.

Велотундра в начале марта ()
Фото с маршрута (взято с веб-камеры)


Надеюсь не слишком позднее приглашение, остается чуть больше двух месяцев. Хотя даже не знаю, много это или мало. Настроение как обычно мечется между "Почему я не могу жить как все нормальные люди и в отпуске ездить с женой по интересным местам? Зачем надо себя мучать?" (кстати интересно, много ли аутдорщиков задается этим вопросом) и "Я готов ползти туда на коленях" (цитата из "Аннапурны" Эрцога). Сейчас, как вы понимаете, ближе ко второму варианту, поэтому и родился этот пост. Зимний поход это как путешествие в другой мир, почти в космос. И правда есть что-то общее, ведь зимой находишься в безжизненной, можно сказать враждебной человеку среде. Почему-то это ощущение пронимает до глубины души. Не знаю почему мне мало "этого" мира и тянет в "другой", но иногда кажется, что только там я чувствую себя живым.

Маршрут совершенно заурядный, тот же самый, что планировался в прошлом году - проехать шоссе 98 от Карасйока до Танабру (а если останется время, то до Утсйоки). В общем ничего особенного. Недельный поход по шоссе, где периодически ездят машины. Но у каждого свой Эверест, и на самом деле некоторый мандраж имеется. Видимо я просто не настолько опытный зимний путешественник. Лучший способ приобретения опыта - ходить в походы с более опытными товарищами. У меня же как-то плохо получается искать попутчиков и практически весь свой зимний опыт я приобретал один, учась на своих ошибках, на себе тестируя разное снаряжение. Хотя форумы и чужие отчеты читаю конечно. К настоящему моменту моя самая холодная ночевка была при -33, в прошлом году в Килписъярви. Оказалось, что жить можно, хотя и не все пошло гладко. Возникли проблемы с разжиганием горелки Оптимус Нова+ (причем на галоше) и перед этим походом я еще в раздумьях, но пока склоняюсь взять газовую Оптимус Вегу. Газ при -25 я жег и без проблем. Однако в Карасйоке в начале марта может быть и под -40. Но думаю, что в крайнем случае я всегда отогрею баллон запазухой, чтобы его запустить. А когда он горит, то стоит рядом с горелкой и греется от нее. Тут главное иметь хороший газ, плохой точно гореть не будет (я использую Primus). Еще у Веги есть штатный режим с перевернутым баллоном, что ускоряет процесс в сложных ситуациях, а также когда баллон заканчивается. Если же брать бензиновую горелку, которая опять будет плохо гореть, то я не очень представляю как ее чистить при -40 голыми руками. Странно конечно, общепринята точка зрения, что жидкое топливо оптимально на морозе, но вот пока не пойму как к нему подступиться. Или если пурга вынудит готовить в тамбуре, то и там газ предпочтительнее, т.к. чище и безопаснее - не пыхнет внезапно факелом.

Да, к слову о пурге. Этот момент смущает наиболее всего. Ну то есть как смущает. В каком-то смысле в этом и состоит походная романтика, когда точно неизвестно как все сложится. Надеюсь, что к такому я достаточно готов. Хотя имея некоторый опыт походов при сильных морозах, довольно мало ходил при сильных ветрах. При этом представляю, насколько сильно ветер меняет ситуацию. В феврале 2015 участвовал в походе по Хибинам, на перевалах дуло очень прилично и был конечно дубак, хотя минус был совсем небольшой. На моем маршруте правда сочетания сильного мороза с ветром не ожидается. Мороз может быть в глубине суши, в Карасйоке или Утсйоки. Но там обычно тихо. Основная часть маршрута идет по берегу, там уже безлесая тундра и вот как раз там обычно дует, но в близи от берега не бывает -40. Судя по моим наблюдениям за погодой, вряд ли будет холоднее чем -15. Правда -15 с штормовым ветром могут ощущаться как те же -40. Надеюсь, что получится зимой немного потренироваться в этом плане. Сейчас я живу в Оулу, тут не бывает сильных морозов, но часто есть ветер. Будет не лишним устроить несколько тренировок - выехать в ветренный день на берег и поустанавливать там палатку. Если же не получится потренироваться, буду разбираться на месте. Все-таки думаю, что справлюсь.

Снаряжение планируется использовать почти такое же, как в предыдущих походах. Только велосипед новый - фэтбайк Author Sumo. Надеюсь он будет более устойчивый, чем обычный мтб, а то на каменном арктическом льду шипы не очень помогают. Да и по заснеженной дороге на фэте конечно удобнее ехать. Дороги там чистят, но не всегда это получается оперативно. И чистят конечно не до асфальта, к концу зимы в любом случае накапливается слой смерзшегося снега и льда.

Также после прошлогоднего похода в Килписъярви мне не понравилось как пуховка постепенно набирает влагу. Весной удалось купить с огромной скидкой Bask Valdez. Правда великовата, но в распродаже не было моего размера. Зато это еще старая версия на тинсулейте. Надеюсь, она поведет себя лучше пуховки, вроде как синтетика может частично подсушиваться в течение похода. Немного походил в ней в мороз, пока нравится.

Остальное останется с прошлого раза. Палатка RedFox Explorer полагаю выдержит сильный ветер. Спальник Сивера Иночь и еще тонкий басковский сверху. Оба синтетические, да и вообще пуха скорее всего у меня не будет совсем. Коврики - пенка плюс надувной укороченный. Навигатор будет, но можно и без него, на шоссе не заблудишься.

На маршруте наиболее интересным кажется отрезок к востоку от Ифьорда. Шоссе там зимой закрыто шлагбаумом и по расписанию ездит чистящая машина, остальные желающие могут проехать за ней. Но с великом можно и под шлагбаумом пролезть. Я проезжал там в мае и сентябре, но очень интересно посмотреть на это место в зимнее время. Там не только ветренно, но и холоднее, чем на остальном побережье, т.к. там дорога поднимается на высоту 350 м, а на севере это заметно влияет на климат. В начале мая на том плато были еще сугробы по пояс:
Велотундра в начале марта ()

А такая погода там бывает зимой и в марте:
Велотундра в начале марта ()
Фото с веб-камеры

Одним словом жду начала похода, а пока тренируюсь. Стараюсь больше бегать и кататься, особенно когда удается поймать морозные дни. Сейчас тут почти полярная ночь, световой день на два с лишним часа короче питерского.
Велотундра в начале марта ()

Велотундра в начале марта ()

Велотундра в начале марта ()

Пойдет 1 человек
11


Комментарии:
0
Забыл прикрепить карту, иллюстрирующую где находится район боевых действий


И еще пара слов по снаряжению. В велопоходах главная проблема - руки и ноги. В смысле непосредственно кисти и ступни, которые очень мерзнут даже если остальному туловищу тепло. Это видимо особенность кровообращения при езде на велосипеде, например на лыжах такой проблемы вообще нет.
В этот раз для рук собираюсь использовать грипсовицы - рукавицы, крепящиеся на руль

Фото взято отсюда https://velo-ru.livejournal.com/699386.html

На ноги возьму двойные Баффины, которые якобы на -70 (надеюсь на -30 хватит). У них заодно вкладыш вытаскивается и можно будет в этих вкладышах спать. В обычных, даже очень теплых ботинках ноги все равно мерзнут. Хотя в крайнем случае всегда можно согреться ходьбой. Проехать десяток км, затем один пройти, при ходьбе ногам значительно теплее.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru