Велопоход в Европейскую Арктику

Пишет AlexTrub, 08.05.2017 14:45

Нитка маршрута: Karasjok – Utsjoki – Inari (примерно 250 км)
Даты: 29 марта – 3 апреля 2017 г.
Участники: Трубецкой Алексей

Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)

Вступление

Идея похода зародилась, как всегда, неожиданно. Меня всегда тянуло к чему-то холодному – ко льдам, снежной зиме. На новогодние праздники съездил в горы Киргизии в поисках морозов и ледяных ветров. Но, к сожалению, погода там выдалась довольно теплой. Уж не знаю, всегда там такая зима или это мне не повезло. Но в целом от зимы осталась какая-то неудовлетворенность. И хотя были сложности с работой и деньгами, но вдруг подумалось "а что если...?". Предыдущие походы на Север у меня были в начале мая. А начало мая на Севере как раз самое весеннее время. Еще лежит снег, но уже есть и большие проталины. По ночам бывают заморозки, но днем в солнечную погоду уже можно чуть-чуть позагорать (совсем немного, правда). Ночи уже почти белые, это удобно для езды, но плохо, что уже не видно северных сияний. Все это касается мая, который я уже изучил достаточно хорошо. Но начало апреля - это совсем другое дело. Скорее всего, на самых высоких широтах в это время весной почти не пахнет. Или она уже немного чувствуется? Конечно это надо проверить и увидеть своими глазами.

Надо сказать, что, несмотря на любовь к морозам, май мне в целом не казался слишком теплым. Организм устает от постоянного нахождения в низких температурах, даже если эти температуры умеренно низкие. Сказывается полное отсутствие внешних источников тепла. В моем случае я получал немного тепла только от горячего чая и теплой еды. Костров у меня никогда не было, все ночевки конечно в палатке. Поэтому в течение всего похода организм непрерывно, даже во время отдыха в спальнике, должен себя отапливать. За неделю такого режима накапливается холодовая усталость (хотя даже одна теплая ночевка могла бы заметно изменить ситуацию). При околонулевых температурах эта усталость конечно не могла быть чрезмерной, но как организм отреагирует на более низкие температуры – я пока не знаю. И мне этот вопрос очень любопытен.

Сначала появились скромные планы - проехать от Килписъярви до Рованиеми. Это заняло бы не много времени, и было бы наиболее бюджетно по стоимости. Район Килписъярви всегда интересен - это одна из высших точек над уровнем моря, куда поднимается дорога в Северной Европе. Поэтому там обычно холодно и ветрено. Судя по архивам погоды, в начале апреля там днем держится устойчивый минус - как раз то, что нужно. Но вот в Рованиеми в это время даже ночью может быть плюсовая температура, а это уже хуже. Ведь в таких условиях начинается снеготаяние, везде может стоять вода, будет сложно с поиском места под палатку. Да и просто не очень приятно, когда все вокруг мокро. Сдвинуть начало похода я не мог, т.к. уже купил билет на автобус, поэтому появилась мысль забраться посевернее. Правда точный маршрут я так и не смог выбрать, решил, что обдумаю по дороге.

Погоду для предполагаемого района похода изучал по архивам за несколько лет, поскольку год на год не приходится. Получалась примерно такая картина: ночная температура от -10 до -15°С наиболее вероятна, в отдельные ночи может быть до -20°С. Днем конечно теплее. Поскольку мой новый спальник имел температуру комфорта до -17°С, я решил, что вполне готов. Например, данные для Karasjok за предыдущий год выглядели так (с сайта yr.no):
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)

Тренировался перед походом в основном с помощью бега. Раньше в качестве тренировки катался на старом велосипеде, а теперь пришлось перевести его обратно в разряд боевых, поскольку у нового велосипеда колеса 27,5, а на такой диаметр еще не делают хорошую шиповку, как например Schwalbe Marathon Winter. Пока для таких колес существует только Ice Spiker Pro, которая вообще плохо подходит для асфальта. Так вот, сделал я старому велосипеду ТО, снарядил его в дорогу, и как-то не хотелось после этого на нем тренироваться. Бег конечно менее эффективен для велопохода, но выносливость тоже неплохо тренирует. Устроил большой забег на февральские праздники. В этом году они были 4 дня, и каждый день я бегал по 1,5 часа. Повезло еще, что в этот момент держалась более-менее морозная погода, и благодаря этому удалось не растерять зимнюю акклиматизацию перед походом. Конечно бегал и вне праздников, в среднем 2 - 3 раза в неделю, и, кроме того, старался побольше ходить пешком.

Заброска

Итак, 27-го марта вечером я выехал из дома. Питер проводил весьма неласково, пришлось ехать через полгорода в темноте под проливным дождем. Но согревала мысль, что еду в края, где в это время года дождей не бывает.

Автобус, как ни странно, был практически полон. Хотя я по возможности специально стараюсь выезжать в будние дни, чтобы можно было сидеть посвободнее и хотя бы поспать ночью. И конец марта – совсем не туристический сезон. Не представляю, куда едут все эти люди в холодное время года в ночь с понедельника на вторник. Тем не менее, мне повезло и, хотя в автобусе было буквально два-три свободных места, у меня соседа не оказалось, так что ехать было удобно.
В Хельсинки погода была хорошая, и скоротать несколько часов до поезда было не сложно. А около 23 часов 28 марта я доехал до Рованиеми (здесь проходит Полярный круг). Здесь уже была минусовая температура, но при этом был штиль, и по ощущениям было не очень холодно. Все магазины были уже закрыты, поэтому я сразу поехал к месту ночевки на другом берегу реки. Там я еще в прошлый раз приметил кафе с открытой деревянной верандой (веранда открыта, но от дождя защищена навесом), которое не работает не в сезон. В октябрьском походе я с большим удобством поспал на деревянном полу этой веранды, и сейчас решил повторить этот опыт. Спалось правда в этот раз не очень, потому что к середине ночи мой термометр стал показывать -20°С, и спать на открытом воздухе стало как-то прохладно. Зато вечером было неплохое северное сияние.

Да, и подъезжая вечером к кафе, я немного проехал по грунтовке, которая вела к нему, и там первым же делом грохнулся. Грунтовка была покрыта толстым льдом, несколько неровным. И от сильных морозов лед стал каменным, шипы моих новеньких покрышек его совсем не цепляли. Этот эпизод затем повлиял на все мое дальнейшее передвижение, т.к. я не люблю падать на груженом велосипеде – опасаюсь за его целостность. Поняв, что шипы – не панацея от полярного льда, я в течение всего похода на ледяных участках ехал медленно и осторожно. В итоге больше не падал, хотя несколько раз был близок к этому – переднее колесо повело и только медленная скорость и выставленная нога спасали от падения.

Утром 29-го марта я сел в автобус, идущий до Karasjok, и через 7 часов был на месте. Наконец я нахожусь в своих любимых краях, далеко за Полярный кругом. Этот крохотный северный городок вижу уже в 5-й раз, но не могу сказать, что это место мне в какой-то степени надоело. Да и в такое время года я здесь еще не был. Сейчас минусовая температура и вокруг конечно настоящая зима, хотя день уже достаточно длинный и у меня есть некоторый запас времени, чтобы начать мой путь.

Начало маршрута, вечер 29 марта
Пройдено примерно 15 км
Погода: морозный вечер, переменная облачность, штиль


С маршрутом к тому моменту я так и не определился, но основная мысль была - попробовать проехать шоссе 98 вдоль северного берега. Для этого сейчас нужно было двигаться на север в сторону Лаксельва. Немного разобрав и переложив вещи после автобуса, я попробовал двигаться в северном направлении. Но после первых пяти километров у меня появились сомнения. На шоссе было очень много льда, и конечно он был такой же каменный, как в Рованиеми. Падать не хотелось, и езда получалась медленная и напряженная. Причем для меня было неожиданностью, что лед оказался достаточно неровный. В наших широтах бывает корявый и проблемный лед на грунтовых дорогах, но на асфальте он всегда ровный. Во всяком случае, мне встречался только такой. А по гладкому льду на шиповке можно ехать как по чистому асфальту. В общем я ожидал, что и на маршруте будет примерно также. Но оказалось, что в Арктике лед на асфальте лежит толстым слоем. К сожалению, я не попытался его замерить, и даже не догадался сфотографировать крупным планом. Насколько я помню, толщина льда в среднем была 2, а то и 3 см. В нужной степени ровным он при такой толщине в принципе быть не может. Даже на тех фото, где он кажется совсем гладким, на самом деле все равно есть неровности, чувствительные для колеса. А местами и вовсе промята заметная колея. Твердый лед шипы покрышек цепляют плохо, и постоянно сохраняется ощущение неуверенности. Спасает только то, что периодически все же встречаются участки открытого асфальта, на которых можно хотя бы ускориться.
Но какова будет ситуация севернее, было неясно. Вполне возможно, что там льда было бы еще больше. У меня, например, был снимок с веб-камеры из окрестностей Альты, на котором видно, что дорога полностью покрыта льдом.
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)

Ситуация осложнялась тем, что шоссе 98 весьма рельефное, и было сложно представить такую черепашью езду на достаточно крутых многокилометровых спусках. Причем проходить пешком крутые участки тоже было неудобно, т.к. подошва ботинок скользила очень неплохо (думаю для подобных походов крайне полезно брать ледоходы – резиновые накладки с шипами на обувь). Одним словом проехав около 5 км, я решил пока отказаться от шоссе 98 и проехать отрезок до Утсйоки вдоль реки Таны. Тем более что по этой дороге я вообще ни разу не ездил.
Вернулся в Карасйок и поехал по Е6 на восток в соответствии с новыми планами. Проехал еще около 5 км и стал искать место для лагеря. Хотелось встать засветло, все-таки это первый лагерь. Да еще палатка новая, которую я до этого ни разу не ставил. Вечером температура быстро падала, но холод не чувствовался. Наверно потому что стоял полный штиль.

Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Закат в окрестностях Карасйока

Увидев уходящую в сторону расчищенную дорогу (она вела к жилым домам на берегу реки), я свернул на нее и метров через 500 решил остановиться на поле прямо у этой дороги. Я думал, что она малопосещаемая, но машины периодически ездили. Впрочем меня это не волновало, в северной Норвегии я не вижу причин прятаться от людей. Не говоря уже о том, что прятаться было бы и негде. Снега на поле было примерно до середины бедра и далеко отходить было бы сложно.
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Поэтому палатку поставил метрах в десяти от дороги.
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Под палатку выкопал небольшую яму. До земли не стал копать, убрал примерно половину снежного слоя. Правда в результате пол получился довольно неровный, но это не причиняло больших неудобств. Пока работал, даже пуховку не хотелось одевать, хватало одной флисовой кофты. В целом по итогам похода я даже удивился, насколько легко в этот раз переносился мороз. У меня ведь пока совсем не большой опыт действительно холодных походов. Был на Северном Урале при температурах до -36, но то был поход с печкой, а это совсем другое дело. Было несколько ночевок на морозе от -10 до -20°С втроем в палатке, но втроем значительно теплее. И иногда в этих случаях был костер, а он очень облегчает жизнь. А пару лет назад я уставал в сольном майском походе от постоянного холода, хотя тогда температуры были от 0 до -7°С. И я еще не забыл один из своих первых зимних опытов, когда я ночевал один на острове Ладожского озера при -15°С и намучался порядочно. Тогда я даже чай не смог вскипятить, это было так долго, что я не дождался и пил теплую воду. Постоянно мерзли руки, ночью я мерз в спальнике (тогда был другой спальник), почти не спал. Еле дождавшись пяти утра, кое-как затолкал снарягу в рюкзак и рванул домой. Поскольку все эти события еще живы в памяти, я возможно сдвинул бы старт похода на более позднее время, если бы знал, какие температуры будут у меня по ночам. Серьезно, я думаю, что первые опыты ночевок при новых для себя температурах лучше проводить ближе к дому. Но вот, вопреки данным архивов погоды и текущим прогнозам, мороз застал меня уже на маршруте. И вдруг оказалось, что он перестал быть большой проблемой. Все-таки во многом я это связываю со штилем, но и моя акклиматизация тоже явно шагнула вперед. В этот раз при -20°С я подолгу обходился вообще без каких-либо перчаток, хотя у меня с собой было две пары тонких, в которых удобно делать почти любые работы. Меня даже не напрягало регулярно отогревать руками примерзшие крышки термосов, хотя иногда я при этом чувствовал, что кожа немного примерзает к металлу – такое ощущение, что металл липкий (а в чай я никогда не кладу сладкого).

Все лагерные работы зимой занимают гораздо больше времени, чем в более теплое время, это нужно учитывать при планировании пробега. Уходит время на копание ямы, вода закипает дольше, да и просто каждый шаг получается сложнее, когда снега почти по пояс.

Поужинал как обычно хлопьями, разведенными кипятком, с добавлением сухого молока. Газ горел без проблем, хотя наверно уже шло к -20°С. Впрочем, когда горелка со шлангом, то главное ее зажечь, а дальше уже баллон греется от пламени. После ужина конечно еще сладкого поел, этого добра у меня было навалом - в зимних условиях калорий должно хватать. Когда лег спать, первые ощущения все же были непривычными. Я все ночи спал тепло одетый и в целом не мерз, но в первую ночь было ощущение, что мороз обжигает открытую часть лица. Надо сказать, что спальник у меня тоже был новый, неиспытанный Marmot Trestles 0, и у него оказалась не очень удобная система утяжки горловины. Я как-то даже не ожидал такого. Раньше пользовался разными спальниками разных производителей, но такой проблемы никогда не было, даже у бюджетного спальника от "Снаряжения". Сделать удобную утяжку совсем не сложно, просто не надо слишком мудрить. А конструкторы Marmot Trestles, кажется, именно перемудрили, стараясь изобрести что-то новое взамен испытанной классики. В итоге шнурки шли не по всей окружности вокруг лица, а как бы двумя отдельными частями. У меня не получалось утянуть их так, как хотелось, и снаружи оставалась слишком большая часть лица. Пришлось все ночи спать в балаклаве, иногда даже прицепляя съемную часть, которая защищает нос.

Первая ночь, думаю, была самая холодная. Вечером в палатке было -22°С, значит на улице -25°С или меньше. Но самое холодное время обычно от 4 до 6 утра, к тому времени температура должна была еще упасть. На следующий день в полдесятого утра на улице было -25°С, а было уже совсем светло (вообще светало где-то в 6 или 7 утра). Последующие ночи наверно были немного теплее, да и я попривык к морозам, и в дальнейшем спалось вполне комфортно.

30 марта
48 км, рельеф слабый (как и в целом за поход)
Погода: штиль, утром переменная облачность, днем шел густой снег, к вечеру опять переменная облачность


Утром было трудновато разжечь газ. Он правда зажегся довольно быстро, но горел очень слабо и неохотно. Я погрел руками баллон, затем газ начал понемногу отогреваться от своего же пламени и дело пошло. В общем думаю, что до -25°С нормальный газ все же вполне подходящее топливо. Тем более что у меня даже был не зимний газ, а 4-сезонный (у Primus'а есть и чисто зимние баллоны, но гораздо дороже). Решил, что стоит попробовать хранить газ в спальнике.

Пришлось долго прокладывать дорогу в туалет. Палатка стоит на открытом месте у дороги, и машины время от времени проезжают. Редко, но непредсказуемо. Пришлось пробираться до деревьев местами почти по пояс в снегу. Конечно снегоступы были бы не лишними в таком походе, но не хочется таскать лишний вес. А проблема туалета в зимней Арктике вообще довольно актуальна. Днем с дороги тоже не очень-то уйдешь, глубина снега везде приличная. Периодически встречаются мелкие дороги, уходящие к стоящим в стороне домам, но всегда непонятно, как часто эти дороги используются. В общем каждый раз приходится искать какой-то выход.

Ехать поначалу было скучновато – вокруг только лес. Затем небо затянуло тучами, и пошел снег.
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)

На дороге весь день чередуются асфальтовые и ледяные участки. Сложно оценить чего было больше, т.к. по асфальту еду быстро, а по льду медленно и осторожно, поэтому психологически кажется, что льда слишком много. Это вот один из обледеневших отрезков:
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)

Досадно, что чаще чистый асфальт попадается на встречной полосе. Хотя это логично – я еду на восток, а солнце светит с юга, поэтому деревья, стоящие справа от дороги, закрывают мою полосу, но не всегда закрывают встречную. Но трафик на дороге очень маленький, и я временами позволяю себе ехать по встречке. Правда по этой причине я за весь поход ни разу не послушал плеер. Вообще люблю ездить с плеером, и в поход беру даже два, на всякий случай. Но ехать с плеером по встречке все же неразумно. Да и в целом при напряженной езде, которая требует много внимания, как-то не до музыки.

А трафик в целом меня конечно удивил. Я ехал по шоссе Е6 – это самая крупная трасса всего северного региона. При этом машин было действительно крайне мало, паузы между ними достигали получаса и больше. Думаю, что это связано со временем года. В отчетах о походах, проведенных в более теплое время, я читал упоминания о приличном трафике на этом участке. Но видимо в зимнее время жизнь здесь замирает не только в природе, но и в человеческом сообществе.

Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Берег реки Таны

В 17:40 увидел рядом с дорогой удобную расчищенную поляну. Для чего ее расчищали – совершенно непонятно, поблизости не было видно никаких домов. Но поставить там палатку оказалось очень удобно – не пришлось копать яму.

Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Вид лагеря на следующее утро

Вечером с 19 до 20 часов на улице было -10°С, затем начало холодать, как и положено. Но я к 20 часам закончил все наружные дела, в том числе приготовление ужина, и залез внутрь. В дальнейшем я всегда старался ставить лагерь пораньше, пока еще не ударил ночной мороз. А в палатке кстати удобно жить при большом минусе – совершенно нет проблем с влагой. Даже если пролить немного чая на пол палатки, буквально через минуту капли уже превращаются в ледяные шарики.
Попробовал положить газовый баллон в спальник, но было неудобно, когда в ногах твердый холодный предмет. Забил и оставил его снаружи. Впрочем проблем с разжиганием в последующие дни больше не было, видимо все-таки первая ночь была на редкость холодной.

31 марта
48 км (средняя скорость 10,1 км/ч)
Погода: малооблачно, в основном штиль, иногда слабый попутный ветер


В 6 утра внутри палатки было -20°С, а к 8 часам внутри уже был 0°С. Солнце уже поднимается по-весеннему высоко и пригревает. При этом в тени температура повышается очень медленно. Около 10 утра я поставил термометр к теневой стороне сугроба, и с удивлением увидел все те же -20°С.
Встал в 9:20, вышел в 11:40. Льда на дороге в этот день было меньше, но и ледяные участки местами встречались. Появился рельеф (не на дороге, а вокруг нее) – стало гораздо красивее и интереснее.
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)

Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)

В 17:50 увидел место, где можно было спуститься на лед реки, и решил поставить там лагерь.
Снега на льду было меньше чем в лесу, но раскопав часть площадки под палатку, я вдруг куда-то провалился ногой. Оказалось, что я стою на слое наста, под которым опять начинается рыхлый снег. Ломать наст, и потом копать совсем глубокую яму, не хотелось, поэтому я старался ходить осторожнее и удалось больше не проваливаться.

Вечер выдался неожиданно теплый на фоне предыдущих, всего -8°С, наверно потому что небо затянуло облаками. По этому поводу сделал праздничный ужин, сварив лапшу. Обычно я что-либо варю, только когда погода позволяет сделать это максимально быстро с минимальным расходом газа. То есть когда нет ни сильного мороза, ни сильного ветра. А при неблагоприятной погоде ем различные хлопья, залитые кипятком.

1 апреля
И вновь получилось 48 км (средняя 8,8 км/ч)
Погода: переменчивая, от снегопада до ясного неба, штиль


Утром было прекрасное голубое небо. И абсолютная тишина. Вообще тишина была одним из главных впечатлений похода. В паузах между машинами (которые, повторюсь, были очень продолжительными) окружающий мир полностью замирал. Конечно тут дело еще и в том, что в эти дни был штиль. Но впечатление сильное, как будто вокруг нет ничего живого. Не пролетит птица, не шелохнется ни одна ветка. Настоящее «белое безмолвие».

По реке Тане проходит граница между Норвегией и Финляндией. Я ехал по норвежскому берегу, но можно было перейти реку по льду и оказаться на финской территории. Забавно, что при этом время на одном берегу на час отличается от другого.

Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Лагерь утром

Пока я собирался, на небе появились облака, и пошел густой снег. Таким стал вид на противоположный берег:
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Снег шел наверно около часа, затем опять выглянуло солнце. Но дорогу успело замести, и ехать стало сложнее. Свежевыпавший снег был совсем мягким и пушистым, сам по себе он не мешал бы. Однако он скрыл от меня все неровности дороги. Было уже непонятно где лед, а где асфальт. Где можно разогнаться, а где нет. Да и на льду чувствуешь себя увереннее, когда видишь глазом все его неровности. А теперь приходилось везде ехать медленно и внимательно.
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Дорога после снегопада

Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Скованная морозом река Тана

Кое-как дотащился до Утсйоки. Что делать дальше, я к тому моменту еще не решил. Но теперь принимать решение уже было необходимо. Было два варианта: или ехать в сторону Танабру и оттуда сделать радиалку в тундру и к фьордам, или ехать к Инари. При втором варианте я мог вернуться домой пораньше, а мне этого хотелось по рабоче-личным причинам. И к тому же обратный билет от Инари дешевле, чем от Танабру. Но при этом очень хотелось посмотреть на снежные равнины, где кроме снега ничего нет. За Танабру они точно были. Но в то же время я помнил, что в сентябрьском походе между Утсйоки и Инари мы ночевали на какой-то равнине, где совсем не было деревьев. Решил все же ехать на юг.

Повернув к Инари, я оказался на шоссе Е75. Условия здесь были гораздо хуже – асфальт почти совсем пропал, а машин стало немного больше (хотя по-прежнему мало).
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Мне очень хотелось в этот день доехать до участка, где нет леса, но он все никак не заканчивался. В итоге лагерь я начал ставить позже, чем обычно. Повезло, что нашел снегоходную дорогу, которая выдерживала вес палатки. Таким образом, можно было опять не копать яму.
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Хотя глубина снега, как обычно, была внушительной.
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
В зимних походах важно не слишком уставать за день, лучше немного умерить спортивный азарт. От усталости очень зависит морозоустойчивость. Хотя пробег в этот день был такой же, как и раньше, но видимо из-за сложных дорожных условий я устал больше и вечером ощущал холод, в то время как градусник в палатке показывал жалкие -6°С.

2 апреля
55,4 км (средняя 8,7 км/ч)
Погода: штиль, малооблачно


В 6 утра в палатке было -21°С, а к 8:30 температура внутри поднялась до -11°С.
Собрался и поехал на поиски тундры. Ехал и все ждал, когда же закончится лес, но этого так и не произошло. Видимо в сентябре на фоне темной земли карликовые деревья были просто незаметны. Наверно тогда нам показались безлесной тундрой примерно эти места:
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Но на снегу вся эта карликовая растительность прекрасно видна, увы.

Ехать по льду поначалу было непросто, но затем стали появляться снежные участки. Там льда фактически не было, а вся дорога (или только обочина) была покрыта спрессованным снегом. Сначала я ехал по нему аккуратно, но потом понял, что на нем шипы держат отлично. Так что немалую часть пути в этот день удалось проехать спокойно, хотя конечно накат на снегу не такой как на асфальте.
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)

Поскольку настоящей тундры я не дождался (а я бы там обязательно ночевку сделал), то за день доехал почти до Кааманена (Kaamanen). Остановился на ночь километрах в четырех от него, на маленьком озерце. Вечерь был тихий и опять очень морозный. Ночью в палатке опять было -22°С.
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)

3 апреля
Около 30 км
Погода: потепление, облачно, сильный южный ветер (встречный)


К утру температура поднялась до -5°С, но начался сильный ветер. По ощущениям стало как-то даже холоднее. -15°С в сочетании со штилем переносится проще. Ветер был конечно не штормовой, но разок у меня даже палатку сдуло и пронесло метров пятнадцать. Правда я за ней не очень следил. Во-первых, именно потому что ветер не штормовой, во-вторых, в лесной зоне все равно далеко не улетит. То ли дело в открытой тундре. Здесь же у меня более-менее далеко улетел только пакет, но и то я нашел его в кустах на берегу, когда уходил из лагеря, и забрал с собой.

После Кааманена начался почти чистый асфальт, но ехалось в этот день тяжеловато. Мешал встречный ветер, вокруг был скучный лес, а также было осознание того, что все интересное в этом походе уже позади. Сейчас же нужно было только доехать до Инари, где можно сесть на автобус.
Кое-как докрутил до Инари, было еще не поздно, успел зайти в магазин. Предыдущие дни я конечно ехал автономно. Более того, выезжая из Питера, я предполагал вариант более длинного маршрута (либо каких-то затруднений на маршруте), поэтому еду брал с запасом и у меня еще довольно много осталось. Пошел в магазин за йогуртом и вообще, чтобы время скоротать. Автобус мой был только на следующий день, и мне нужно было тут переночевать. В навигаторе у меня были отмечены лааву, одна прямо в городе и несколько неподалеку. Нашел городскую, но там было грязновато. Можно было остаться, но решил еще хотя бы одну поискать. Ближайшая загородная лааву оказалась гораздо лучше, и главное там был туалет. Температура уже была около нуля, и я без проблем переночевал прямо на скамейке под навесом.
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
На следующий день сел в автобус, к вечеру был в Рованиеми. Далее поезд, Хельсинки, Люкс-Экспресс. И наконец, 5-го апреля поздно вечером я был уже дома.

Заключение

Поход конечно получился очень полезный в плане приобретения опыта. Теперь знаю, как переносятся температуры, которые случались в эти дни. А также знаю, что творится в полярной Европе в начале весны, и какие там ожидают сложности. Было протестировано кое-какое новое снаряжение, в частности палатка и спальник. Проехал отрезок от Карасйока до Утсйоки, который не ездил ранее.
Однако большое разочарование осталось от того, что я так и не выехал на снежные просторы, где нет совсем никакой растительности. Есть у меня слабость к таким пейзажам – чем более они безжизненны, тем более инопланетно выглядят. Вот, например, снимок веб-камеры на шоссе 98, севернее Танабру:
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Правда надо учитывать, что бывает и так (снимок с той же камеры) :)
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Сейчас конечно считаю ошибочным решение повернуть от Утсйоки на юг, а не к Танабру. Планирую на ближайшую весну новый поход, в котором обязательно исправлю этот промах и доберусь до настоящей тундры.

Заметки о снаряжении

Начну с жилья. Новая палатка Redfox Explorer оставила очень положительное впечатление. Только показалось, что зимой вдвоем там было бы тесновато. Но на одного просто отлично. К сожалению, не удалось ее проверить в условиях штормового ветра, но ее ветроустойчивость недоверия итак не вызывает (судя по отзывам, а также характеристикам дуг). Несмотря на сильный мороз, конденсата было не очень много. А конденсат – единственный минус этой палатки, который мне встречался в отзывах.
Под палатку я стелил велочехол и кусок тайвека (Tyvek). Тайвек вообще считаю очень полезной вещью. Он легкий, не промокает и с трудом прокалывается. Только вот при сильном ветре с ним возиться сложно (разве что класть внутрь палатки), но у меня ветреных дней не было. Внутри палатки лежало сплавовское термоодеяло (надеюсь, оно в какой-то степени отражает тепло и не дает ему уходить вниз), обычная пенка толщиной в 1 см и надувной укороченный коврик. Под ноги, куда не хватало длины коврика, я складывал неиспользуемую одежду.
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)
Спальник Marmot Trestles 0 был не очень рассчитан на такие температуры, но я ложился спать тепло одетым – пуховые носки, утепленные штаны, утепленная жилетка и флисовая кофта. В такой амуниции я совсем не мерз. В общем спальник понравился, но это было первое его использование. А в отзывах часто встречаются жалобы на недолговечность утеплителя. Так что посмотрим, как он поведет себя в будущем.
Весьма пригодились маленькие свечки, которые я жег в палатке. У меня ведь костров в походе не бывает, а от свечки можно хоть руки погреть и вообще как-то веселее.
Велопоход в Европейскую Арктику (заполярье, арктика, велотуризм)

Горелка газовая Optimus Vega – очень удобная и экономная, предусмотрено использование газового баллона и в обычном состоянии, и в перевернутом, что позволяет выжигать его без остатка. За поход истратил 1,5 баллона по 450 грамм. Первый баллон я начал расходовать еще вечером в Рованиеми во время заброски, а дожег его утром у Кааманена. То есть, если быть точным, то второй баллон израсходовал не на половину, а меньше.
Радиаторный котелок Fire Maple на 1 литр – был у меня для кипячения воды, но если я варил лапшу с приправами, то тоже в нем. Последующая порция кипятка для чая содержала остатки приправ, но мне такие нюансы не мешают (мыть же просто лень). Готовил я всегда на улице, начитавшись про повышенное выделение СО радиаторными котелками.

Термос Tiger на 1 литр тепло держит достаточно хорошо. Кроме него был полулитровый китайский термос, который выпивался первым. Был еще широкий суповой термос «Сплав», в нем удобно замачивать хлопья. Обычно я в нем еще везу замоченные кипятком хлопья на обед, но в этом походе ходовой день был слишком коротким, а делать привалы было слишком неудобно, поэтому эту функцию не использовал. То есть обходился без обедов, только мелкими перекусами.

Теперь про одежду. Ботинки Salomon Elbrus WP оказались в самый раз. И не жарко, и не холодно. Внутрь надевал тонкий носок, отводящий влагу, а потом еще толстый синтетический (Mund K2). Внутри ботинки вроде не очень отсырели, по утрам тоже нормально одевались. К ботинкам одевал укороченные гортексовые гамаши, сработали хорошо, изнутри мало обледеневали. Вообще теперь думаю, что гамаши до колена всегда избыточны, до середины голени более чем достаточно. А полноразмерные гамаши – это лишний вес и лишний конденсат.

На ногах было зимнее термобелье и сверху утепленный софтшелл (не виндстоппер, а обычный безмембранный). По ощущениям это было идеальное сочетание для такой погоды. Только для вечерних морозов этого не хватило бы. К счастью, я взял с собой купленные накануне в Окее самые простецкие зимние штаны на синтепоне. А еще сомневался брать или нет. Да что бы я без них там делал? Эти штаны хочется похвалить чуть ли не больше всего, т.к. от крайне дешевой вещи (около 900р) я не ожидал такой функциональности. Они очень легкие, очень компактные (хорошо сжимаются, но в расправленном состоянии довольно толстые) и отлично греют. Один только минус – не самосбросы, но иногда лучше лишний раз снять ботинки, чем покупать самосбросы, которые стоят в 15 раз дороже.

Сверху было опять же зимнее термобелье, утепленная жилетка, флис и штормовка Druft (с мембраной eVent) из Сплава. Эта штормовка как будто специально сделана для зимы, у нее просторный крой, поэтому под нее можно много чего поддеть. До этого у меня были другие штормовки, но практически у всех была проблема с поддеванием нужного количества одежды.

Перчатки у меня были средней утепленности и совсем теплые. Так вот, самые теплые почти не понадобились. Все же днем было не настолько холодно. А в лагере хозяйственные дела приходилось делать и вовсе без перчаток.

Велосипед – старый испытанный Cube Race Ltd 2012. К этому походу было собрано новое заднее колесо: втулка Shimano XT M756A, спицы Sapim Leader, обод AlexRims SX44. Багажник Tubus Cosmo, наконец-то удалось его раздобыть. Покрышки Schwalbe Marathon Winter. Перед походом была заменена цепь и каретка. Сравнительно недавно менялась кассета. Остальное пока стоит родное.
Велорюкзак Aldica-90 (превосходно, очень удобный рюкзак, особенно удобно крепление багажа снаружи)

Навигатор Garmin Oregon 450 работал на аккумуляторах Ladda (куплены в Икее). Очень живучие, несмотря на мороз. Для навигатора нужно две штуки. Одну пару я посадил полностью, вторую пару не успел до конца использовать. Навигатор был всегда включен во время движения.

Питание: разнообразные хлопья (овсяные, рисовые, гречневые, пшенные, кукурузные), BCAA в таблетках, смесь изюма и арахиса, шоколад, козинаки, гематоген, сыр, сухое молоко, разное печенье, разные сухие приправы (перец, сушеный лук и чеснок и т.д.)

Видео о походе

39


Комментарии:
0
Лёха, ну ты крут, и суров без меры! Давай в следующий раз с деффчонками в поход, чтобы весело и не так холодно.

0
Да я зову девчонок (и мальчишек тоже), но никто пока не хочет :) То есть пара-тройка теоретически желающих есть, но они обычно не могут по разным причинам

0
Учитывая, что большую часть пути приходилось катить по льду, Schwalbe Ice Spiker Pro было бы идеальным вариантом. Пройденные 250 км, даже если бы они полностью проходили по заледенелому асфальту, не оказали бы существенного влияния на заточку шипов. Это из личного опыта.
Тренироваться для арктического велопохода с помощью бега — выглядит несколько странным. Возможно, вы тренировали именно холодовую устойчивость, и тогда такой подход выглядит по крайней мере разумным. Но полениться переставить обратно на боевой велосипед старую шиповку — это немного самонадеянно.
Так же несколько необычно выглядит отношение к подготовке снаряжения. Палатка ни разу ставилась перед походом. Спальник не испытывался. Можно понять, что вы, как опытный турист, осмотрели их и остались удовлетворены внешним состоянием. Но есть ведь дефекты, которые могут вылезти только при эксплуатации (несоответствие посадочных мест тента и дуг, заедающая молния, полая секция спальника, и тому подобное).
С критикой закончу, и скажу, что отчёт очень интересный и информативный, а пройденный поход — довольно суровый и оттого — крутой. Как я понимаю, соло-путешествие было рискованным, но в предусмотренных пределах — всё же были автомобили постоянно, движение по трассе, и так далее.
Организация бивака, питания и спального места вызывает желание отправить ссылку на отчёт всем причастным к велотуризму друзьям, сопроводив её комментарием: "Вот смотри, как грамотно человек подготовился и благодаря этому успешно и беспроблемно путешествует в, казалось бы, нечеловеческих условиях".
Честно говоря, я придерживаюсь примерно такого же принципа, да и набор снаряжения почти один-в-один, за исключением того, что на такой дальний север не ездил и не тянет. Единственный вопрос: как свечки использовались. Они жглись для уюта и обогрева рук, или способны эффективно поднять температуру внутри палатки? Как устанавливались (там же донышко разогревается сильно)?

1
"1.Так же несколько необычно выглядит отношение к подготовке снаряжения. Палатка ни разу ставилась перед походом. Спальник не испытывался
2.соло-путешествие было рискованным, но в предусмотренных пределах — всё же были автомобили постоянно, движение по трассе, и так далее. "
Вы свою критику сами же и опровергаете.
Вполне нормальный формат для испытания нового снаряжения - он же с ним не в автономку по ненаселенке пошел. Есть шоссе, по нему периодически ходят машины - если со снаряжением что-то не так, остается только несколько часов продержаться до ближайшей машины.

0
В моем понимании это все-таки автономка была, поскольку еда и ночлег все с собой :) Ненаселенки не было, это да.


1
Спасибо за подробный комментарий. Насчет Schwalbe Ice Spiker Pro не могу согласиться. У нее шипы более острые, но это не помогло бы. Я много ездил на Nokian Hakka, которая является аналогом, а по качеству по-моему даже лучше, но на твердом неровном льду и она не спасает от падений. Так что преимущества острые шипы не дают, но будут быстрее тупиться, асфальта в сумме все же не так мало было. Для большей устойчивости я только один выход вижу - пересаживаться на фат-байк.

Насчет перестановки старой шиповки на велик, не очень понял, что вы имели в виду. Я не хотел на нем тренироваться не чтобы шиповку поберечь, а чтобы не увеличивать общий износ самого велика. Или вы про что-то другое?

Палатку при мне ставил в магазине продавец. И я визуально понял, что справлюсь с этой задачей. Вряд ли у меня руки более кривые, чем у него :) У спальника наощупь мне кажется можно явный брак увидеть, особенно полую секцию. А подходящей для испытаний температуры в Питере в то время все равно не было.

Ставил я свечку на перевернутую крышку широкого термоса. Но в принципе думаю легко найти на что ее поставить. Можно было на лопату например или на перевернутый котелок. На дно палатки действительно наверно лучше не ставить.
Сколько тепла они дают, точно не скажу. Это надо было замерять температуру до и после :) Но несколько градусов наверняка, все-таки они теплые, я руку сверху ближе 30 см не мог держать. Но в целом пожалуй больше для уюта жег.

1
Я была в этих местах с велосипедом в июле. И прочитав отчет - поняла, что время для нашего похода было выбрано правильно. В июле кататься на велосипеде там значительно приятнее ))

И еще один коммент - мне кажется, вместо велосипеда автор мог бы взять беговые лыжи (которые не очень жалко) и ехать на них. Асфальта ведь не было? Снег и лёд, как на Онеге, Ладоге или Байкале.
Особенно под горку на льду обычные пластиковые лыжи имхо дадут фору велу. И по скорости, и по устойчивости.
А вот спальник я для таких походов таскаю пуховый. Trestles 0 просто колоссальный объём занимает.

0
Вы не правы, для тех мест однозначно лучшее время - начало сентября. Тундра в сентябре цветет всеми цветами радуги, ну почти :) И уже есть большая вероятность увидеть северные сияния.

Асфальт в этом походе был, чередовался со льдом. Об этом написано, это и на фото видно. По скорости думаю лыжи все же проиграют. Да и лыжник на шоссе странно выглядит, водители сигналить будут.

Пуховые спальники как-то не внушают доверия. Если ходить недели две (а есть такие планы), то успеет отсыреть от конденсата, а высушить может быть не получится. Возможно и не отсыреет конечно, но рисковать не хочется. Синтетический же может частично сохнуть даже от тепла человека, который в нем лежит.

1
Я была в сентябре (правда чуть западнее, в С. Норвегии). Ничего веселого - на горах снег, внизу идёт дождь, +5..+7. Бр-рр
На любителя)

Лыжник выглядит не более странно, чем велосипедист при -25. К тому же кому какое дело?
У меня есть знакомый, который когда ему указывают на его оригинальный подход, просто отвечает - Айм рашен! И всё.
Европейцы перестают учить жизни, вздыхают и отходят в сторонку. Ну, или расступаются. Мало ли чего... ))
Зато на лыжах можно отойти чуть в сторонку от шоссе, или вообще типа радиалку какую сходить. На пупырь залезть. Да и машины, ездящие всю ночь возле палатки мне мешают своим шумом.

Конденсатник сверху спальника. Сушить днем во время обеда (на солнце и ветре сохнет и при -20). См. какой-либо лыжный отчет 80-х (сейчас все навыки уже утеряны, народ даже на костровую сетку смотрит с изумлением).
Женские пуховые модели с t комфорта ~ -20 весьма компактны.


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru