Опасность: ферратные сеты с эластичными стропами (усами)

Пишет Kombrig, 08.11.2012 19:08

.

1. Что случилось


Пятого августа этого года на австрийской виа феррате "Direttissima" (Тироль, поблизости от озера Walchsee) произошёл несчастный случай, в результате которого погиб 17-летний подросток. Сложность данной ферраты классифицируется по австрийской шкале (шкала Курта Шалля) как D/E ("очень сложная") в основном за счёт наличия длительных вертикальных участков. У погибшего не было опыта передвижения по виа ферратам подобной сложности; в качестве первичной (исходной) причины НС была признана переоценка своих собственных физических возможностей и потеря сил, приведшая к срыву с высоты 3 метров (расстояние от точки срыва до ближайшего анкера троса ферраты, расположенного под этой точкой). Казалось бы, высота небольшая, однако ...




... обстоятельства данного НС делают его "экстраординарным" (пока ещё не известным какой-либо статистике европейских альпклубов), и заключаются в комбинации следующих 5 факторов:

1. Ферратный сет (то есть, основной элемент ферратной страховки) использовался перед срывом абсолютно правильно (то есть, в соответствии с инструкцией к его пользованию);

2. Этот ферратный сет пока ещё не подвергался нагрузке (читай: "не срабатывал при срыве");

3. До момента срыва все элементы этого ферратного сета были исправны;

4. В процессе срыва в описываемом НС усы ферратного сета не приходили в контакт с какими-либо острыми предметами (например, скальными выступами или элементами самой виа ферраты);

5. В завершающей стадии срыва (контакт карабинов с анкером ферратного троса) ОБА УСА ФЕРРАТНОГО СЕТА БЫЛИ РАЗОРВАНЫ, вследствие чего сорвавшийся не завис на анкере, а упал с высоты около 100 метров.

Необычность случившегося была причиной исследования данного ферратного сета, проведённого Отделом Исследований Безопасности при Немецком Альпийском Союзе (DAV-Sicherheitsforschung), в результате которого МНОГИЕ (!) производители были вынуждены отозвать некоторые модели выпускаемых ими ферратных сетов.

В истории отзывов снаряжения производителями, масштабы акции отзыва ферратных сетов, последовавшей за исследованиями DAV-Sicherheitsforschung, беспрецедентны: на данный момент 9 производителями отозвано в общей сумме 28 различных моделей ферратных сетов . Их список будет приведён ниже.



2. В чём проблема


Погибший использовал взятый в прокате ферратный сет марки Edelrid, оснащённый разрывным амортизатором рывка и усами (стропами) так называемого "эластичного" типа. Подобный тип усов, иногда называемый в народе "удлиняемым", обычно "проталкивается" рекламой с помощью примерно такой фразы: "Используя данный ферратный сет, Вам не нужно больше сердиться из-за висящих и мешающих Вам усов, поскольку эти усы удлиняются при натяжении, а в "расслабленном состоянии" имеют чрезвычайно малую длину". Внешнюю разницу между "нормальными" и эластичными усами ферратных сетов демонстрируют 2 фотографии, приведённые ниже:

"НОРМАЛЬНЫЕ" УСЫ ФЕРРАТНОГО СЕТА:

Опасность: ферратные сеты с эластичными стропами (усами, Альпинизм, dav, виа феррата, ферратный сет, дефект, отзыв снаряжения производителем, эластичные, усы, стропы)


ЭЛАСТИЧНЫЕ УСЫ ФЕРРАТНОГО СЕТА:

Опасность: ферратные сеты с эластичными стропами (усами, Альпинизм, dav, виа феррата, ферратный сет, дефект, отзыв снаряжения производителем, эластичные, усы, стропы)



Сам по себе ферратный сет, оснащённый эластичными усами, не обязательно представляет опасность для его пользователя. Материал усов подобного ферратного сета имеет 2 составляющих: 1) "несущие" волокна, то есть, волокна, служащие восприятию нагрузки, вызванной срывом с ферраты; 2) эластичные волокна, служащие исключительно комфорту - то есть, сокращению длины усов в тот момент, когда эти усы не находятся в натянутом состоянии.

По мнению DAV-Sicherheitsforschung, опасность для пользователя ферратного сета с эластичными усами существует только тогда, когда оба этих типа волокон переплетены друг с другом. Движение волокон усов ферратного сета является неотъемлемой частью использования этого ферратного сета (циклы "натягивание-ослабление", которым непрерывно подвергаются усы ферратного сета в процессе движения его пользователя по виа феррате). Когда "несущие" волокна переплетены с "эластичными", оба этих типа волокон "двигаются" (растягиваются) по-разному и при этом их трение друг о друга способствует ослаблению прочности "несущей составляющей", что при длительном использовании ферратного сета может привести к разрыву его усов в случае срыва. Результаты исследований, проведённых Отделом Исследований Безопасности при Немецком Альпийском Союзе (DAV-Sicherheitsforschung), свидетельствуют о том, что именно такая схема ослабления несущих волокон и была причиной разрыва усов, происшедшего 05.08.2012 на феррате "Direttissima".


3. На что необходимо обратить внимание



В приведённой ниже таблице (источник: DAV-Sicherheitsforschung; некоторые места в таблице я был вынужден перевести на русский язык, чтобы было понятно, о чём речь; таблица увеличивается) по призводителям даны списком все ферратные сеты, затронутые описанной выше проблемой и отозванные этими производителями (в левой колонке таблицы), а также - по тем же производителям - ферратные сеты, не имеющие описанного выше дефекта (в правой колонке таблицы, маркированы зелёным цветом). Тем, чей ферратный сет также обладает эластичными усами, и при этом не назван в приводимой ниже таблице, рекомендуется связаться с производителем сета и задать ему вопрос о том, не затронут ли данный сет описанной выше проблемой. В помощь тем, кто будет реально вынужден переписываться с производителями: по-английски выражение "ферратный сет с эластичными усами" выглядит так: "EAS with elastic lanyards". Все производители ферратных сетов оповещены о проблеме, которая описана в данном материале (свидетельством тому является хотя бы приведённая ниже таблица), а посему выражение "elastic lanyards problem" они прекрасно поймут. Внимание: таблица по состоянию на 17 октября 2012 года; не исключено, что в будущем она может быть пополнена.

Опасность: ферратные сеты с эластичными стропами (усами, Альпинизм, dav, виа феррата, ферратный сет, дефект, отзыв снаряжения производителем, эластичные, усы, стропы)


В заключение следует отметить и ещё 2 обстоятельства: 1) Совместными усилиями DAV-Sicherheitsforschung и Союза Технического Контроля Южной Германии (Technischer Überwachungs-Verein Süddeutschland, TÜV SÜD) разработан специальный тест ферратных сетов с эластичными усами; 2) по мнению DAV-Sicherheitsforschung, даже специалист может испытывать трудности при попытке внешне отличить "опасный" эластичный ус от "неопасного".

235


Комментарии:
2
М-да. Не зря у нас народ делал такие усы, засовывая резинку внутрь трубчатой стропы - так, судя по выводам, вполне безопасно.

3
М-да. Не зря у нас народ делал такие усы, засовывая резинку внутрь трубчатой стропы - так, судя по выводам, вполне безопасно.
Народ делал такие усы только до того момента, когда поняли, насколько это опасно.
Причем, из стропы еще ладно, если это толстая парашютная стропа, с прочностью равной основной веревки, так это, на мой взгляд, допустимо. А ведь делали из оплетки от веревки, достав сердцевину.

Как видим, при жестком рывке могут быть любые непредсказуемые результаты.

При таком пролете могла порваться любая самостраховка. Мог спасти амортизатор - но не спас. Может его не было?

Чудеса с веревкой бывают.
Тут в соседнем форуме человек написал, что видел своими глазами, как при испытаниях на стенде веревку порвало на три части.
И я такое видел.
Тянул своим разрывателем веревку, выстрел, и у меня осталось три части, две завязанных, а третья упала на пол. Так и не понял, как такое может быть.

1
"Мог спасти амортизатор - но не спас. Может его не было?"

Амортизатор был, ведь он является неотъемлемой частью каждого ферратного сета. Если бы погибший каким-то образом сманипулировал свой ферратный сет, то это бы профигурировало в материалах дела, да и такого подробного разбирательства со стропами наверняка не было бы, поскольку сразу было бы ясно, отчего эти стропы не выдержали. Пацан ещё весил немало, больше 90 кг.

2
Я имел в виду усы из парашютной стропы, естественно. Не встречал усов из веревочной оплетки, это ж даже на вид небезопасно ни разу, а уж если подумать немного :)


2
Фигасе !!!

-1
падение с 3х метров + 1м на ус, это же фактор = 4. такое и обычный ус может не выдержать, не говоря уже о самом упавшем.

6
Усы для виа-ферраты делают с амортизатором рывка.

3
В данном случае это не обычный ус, а ус от ферратного сета. Он снабжен амортизатором (разрывным или на трении, в зависимости от модели), который по идее должен смягчать рывки с очень значительным фактором (не знаю точно, до какого фактора положено по стандарту).

1
Фактор рывка "определяется как отношение высоты падения к длине веревки, используемой для остановки падения. Может принимать значения [b]от 0 до 2[/b]". В данном случае формулировка, выходит, противоречит сама себе...

2
Не противоречит, просто рассчитывается для другой ситуации. В случае классической страховки фактор действительно не может превысить 2 ни при каких условиях. А для ферратных усов, видимо, не зря обязателен амортизатор - как раз для таких случаев.


2
последнее предложение в определении лишнее.

1
мне с самого начала не понравилось, что там такие расстояния между якорями на крутых подъемах.

0
Я в феррате не силен - а заделка троса в якорях жесткая или скользящая? Если скользящая - тогда рывок может мягче быть.

0
трос проходит через ухо очень плотно или соединен таким образом
http://blog.canadianmountainholidays.com/Portals/52978/images/via-ferrata-equipment.jpg
это на траверсах с небольшим подъемом. скользяшие на крутых подъемах. хотя я тоже только мимо проходил.

0
Эта феррата была недавно санирована, причём в полном соответствии с изданными в 2009 году "Рекомендациями по строительству виа феррат" (изданы, кстати, уже упомянутой в этой теме фирмой DAV-Sicherheitsforschung): массивные кованые анкеры диаметром 30 мм. , жёсткое двухзажимное крепление троса к анкерам, тугое натяжение тросов.

0
Дубль

0
Жуть. Знал, что феррата - опасное занятие, но что настолько...

0
Благодарю, актуальная статья.
У Rock Empire правильные самостраховки виа феррата с амортизаторами, у них нет дефекта о котором говорится в этой статье
http://www.rockempire.ru/product/inhibitor-tech-394/

http://www.rockempire.ru/product/dynastop-735/

3
"У Rock Empire правильные самостраховки виа феррата с амортизаторами,
у них нет дефекта о котором говорится в этой статье"
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Если я верно понял, что "правильность" ферратного сета заключается в наличии амортизатора, то тогда все ферратные сеты правильные, поскольку они всегда выпускаются с амортизаторами.

Насчёт того, есть ли у ферратных сетов Rock Empire тот дефект, который был здесь описан, то тут дело достаточно сложное, поскольку эта фирма в своём официальном ответе на разосланное всем производителям извещение о проблеме и необходимости провести тест и в случае необходимости отозвать продукцию, поступила умнее всех других:

с одной стороны признала проблему (в процессе эксплуатации ферратных сетов более выраженное снижение прочности эластичных строп по сравнению с прочими типа строп), а с другой стороны отметила, что пользователю необходимо ориентироваться на "срок годности" ферратного сета, поскольку проблема возникает только в комбинации использования эластичных строп с игнорированием "срока годности продукта" (на данную тему в этом "официальном ответе" особо бросается в глаза многократное упоминание того факта, что в описываемом НС ферратный сет был взят напрокат).

Цитата из "Statement about the use of Via Ferrata Sets by Rock Empire Company" (некоторые слова выделены мною):

"Every manufacturer must acknowledge and deal with the above findings in determining the particular the life of a product, which is stated in the instruction manual. We recognize that the decline in strength of the elastic strap due to wear under the cyclic stress is higher than in other types of straps. The design of this elastic strap, in conjunction with a disregard for life of a product, can be dangerous."

Так что нет худа без добра: ежели пользователь будет всегда ориентироваться на "срок годности ферратных сетов", тогда и продажа этих ферратных сетов будет значительно более активной. ;)

0
Так ведь уже не первый год известно, что разрывные амортизаторы не работают. Они снижают нагрузку, но из-за запаздывания, не пиковую.

0
Это как так? Снижают, но не снижают? :)
Многократные тесты и отзывы говорят обратное

0
http://www.risk.ru/users/vgr/4141/

Разрывные амортизаторы:
Степень снижения нагрузки на точку страховки недостаточна, что
ясно показывают результаты динамических тестов. При
испытаниях во всех условиях, присутствие промышленных
разрывных амортизаторов показало незначительное уменьшение
нагрузки на верхний страховочный крюк. Из-за недостаточной
степени поглощения энергии, эффективное применение этого тип
амортизаторов ограничивается случаями падения с небольшой
высоты, когда общая энергия падения низка (например, срыв на
1 метр выше точки страховки).


2
Как-то не удобно за братьев инженеров. Как это можно так про....ть столь очевидные вещи при чем коллективно?!!
На моем Маммутовском сете не написано что за модель,придется трясти хозяина магазина.

2
Как то совсем неубедительно насчет эластичных строп.

вообще сами стропки довольно тонкими выглядят.
Цацки какие то гламурные.
Может быть, самострах из просто толстой веревки динамики не порвался бы.
Да тем более, если их два.

0
+1

10
Если бы не порвался самострах, порвался бы подросток.

0
В этом году побывала на виа феррате...и как раз видела своими глазами случай,когда габаритный мужчина,весом примерно 80-90 кг,сорвавшись с лестницы пролетел метр-два до перестежки и амортизаторы rock empire не сработали.мужчина ударился спиной о скалу,и сильно ушиб ногу о лестницу..повезло,что он, когда летел не задел девочку,кот была на перестежке...

1
Не очень понял - как при этом должен был помочь амортизатор?

0
Амортизаторы рывка бывают двух основных типов: одноразовые и многоразовые. Одноразовые представляют из себя стропу сложенную в несколько раз и сшитую. При сильном рывке стежки начинают рваться, в результате чего поглащается часть энергии срыва.Он должен был раскрыться..а этого не произошло


2
При сертифицировании ферратных сетов по соответствующим нормам (EN 958 + UIAA 128), часть, касающаяяся функциональности амортизаторов, выглядит следующим образом:

- тестовый вес, имитирующий сорвавшегося пользователя сета, составляет 80 кг
- высота падения этого веса: 5 метров

Амортизационная составляющая ферратного сета успешно проходит сертификацию, если она выдаёт в тесте следующие результаты:

1. Сила рывка, переданного на верёвку (и, соответстввенно, на сорвавшегося) составляет НЕ БОЛЕЕ 6 kN.

2. Максимальная длина "пробега" верёвки сквозь амортизатор при срабатывании этого амортизатора не превышает 1,2 метра. Ахтунг: в новой редакции норм, осуществлённой около месяца назад, пробег верёвки вроде бы увеличен до 1,75 метра, но это без гарантии, поскольку этой "новой редакции" в полном варианте пока не найти.

3. Срабатывание амортизатора (протягивание веревки через амортизатор) начинается при рывке силой не меньше 1,2 kN.

4. При завершающем тестирование дополнительном тесте на разрыв (увеличение нагрузки на ферратный сет до 9 kN) ферратный сет не рвётся.

Схематично основные пункты из указанных выше выглядят так (материал соответствующей нормы):



ИМХО, сравнение параметров, характеризующих срыв, проведённое между альпинистской верёвкой и ферратным сетом, вряд ли будет давать какую-либо надёжную пищу для размышлений. На всякий случай ниже дана схема (источник: немецкая Википедия по теме "Сила рывка"), показывающая зависимость между фактором рывка и силой рывка, передаваемой на альпинистскую верёвку. По горизонтальной оси фактор рывка, по вертикальной - сила рывка в kN; синяя линия - вес сорвавшегося 80 кг, красная - 60 кг.



Ахтунг: в самом ближайшем будущем нормы для ферратных сетов будут подвергнуты новой редакции, причём именно на основании того НС, который был описан в данном топике; соответствующую резолюцию UIAA принял в сентябре этого года. Предполагается внести в норму отдельный тест, рассчитанный на определение нагрузки и её длительности, необходимых для выхода ферратного сета из строя (разрыв, как я полагаю; более конкретных данных о характере планируемых изменений в норме для ферратных сетов пока нет).

0
Хм... Что-то по представленной схеме получается, что тест имитирует какой-то совсем другой случай? Там же динамика используется, насколько я понимаю? Тогда выходит, что 2,5 метра динамической веревки самортизируют рывок заметно лучше, чем 50 см в реальных условиях. Странно, что при этом не делают действительно банальное скольжение карабинов по вертикальному тросу до точки на 3-5 метров с закреплением груза как положено, за петлю сета.

1
Нет, не динамика - написано "inextensible" - нерастяжимая. Т.е. груз с амортизатором соединен стальным тросом или кевларом.

0
Всё это наверно правильно, и особенно для "вертикальных" виаферрат.
Но вот при движении по ферратам к д. де Гюте на Монблане, например, максимальная крутизна - 60 градусов. И точки закрепления: через 1-5 метров. Я вот думаю, что лучше: сильный рывок на сдвоенную основную веревку (2 уса самостраха друг за друга через 1 карабин на трос) на точке закрепления троса, или полёт ещё на 1,2-1,75 метра дальше спиной на камни "благодаря" амортизатору?
ИМХО, "вертикальных" виаферрат не так уж много (поправьте меня если я не прав) по сравнению с горизонтальными или со средним уклоном 30-60 градусов, а вот специально из-за этого городить амортизатор на все сеты для виаферрат - оно правильно ли? Или эти аморты как-то можно "выключать" из механизма самостраха при необходимости?

2
Чисто интуитивно вполне можно предположить, что вертикальных участков на ферратах в сумме меньше, чем горизонтальных или "наклонных" - хотя, если учитывать, что в последние годы новые ферраты строят почти исключительно французы и швейцарцы, и при этом практически все эти новые ферраты категоризируются как "спортивные", то , может быть, количественный разрыв постепенно будет не очень большим.

Правильной эксплуатацией ферратных сетов не предусматривается отключение амортизаторов; мало того, подобное отключение чревато серьёзными последствиями для того, кто сорвётся. Да и произвести такое "отключение" тоже вряд ли удастся.

Ниже дано видео теста, проведённого на реальном скальном рельефе и на реальной виа феррате: срыв с ферраты симулируется чуркой весом 80 кг, сброшенной с высоты 4 метра. При этом в составных частях "страховочных сетов" используются различные материалы усов, различные карабины, а также оба типа амортизатора плюс вариант "без амортизатора".

Сам тест начинается в видео с точки (таймера) 0:43

Первые два теста - с применением не реального ферратного сета, а изготовленного "самопально" и без какого-либо амортизатора.

В 3-м тесте (тайминг: 1:38 ) используется реальный ферратный сет старой модели, оснащённый фрикционным амортизатором.

В 4-м тесте (тайминг: 2:14) - современный ферратный сет, также с фрикционным амортизатором (длина "тормозного пути" веревки в тесте составила 40 см; оболочка верёвки была повреждена).

В эпизоде (тайминг: 3:18) показана работа современного ферратного сета, оснащённого разрывным амортизатором; при полёте 80-кг чурки с высоты 4 метра этот амортизатор раскрылся (разорвался) на полную длину. Во всём тесте только в этом случае дан комментарий "хорошая амортизация рывка"; во всех остальных случаях, где использовался амортизатор, дан коммент "недостаточная амортизация". В видео после каждого теста подробно показывают , как выглядят детали страховки после "полёта чурки", поэтому можно видеть, что иногда амортизатор вообще не сработал.

Видео здесь:




0
Извините, не убедили.
1. Во всех испытаниях в страховочной цепи использовались стропы. А это как известно далеко не динамика. Да и жидковаты они.
2. Те репы что были в самоделках и рвались - одиночные 8мм.
3. на вертикальных маршрутах - да конечно чем больше аморт - тем лучше. А на наклонных? Мордой или спиной об скалу? Чёта неохота.
В общем, склоняюсь к тому что на мою 11мм самостраховку нужен фрикционный аморт, но с возможностью быстрого его "выключения".
Или Вы считаете это неактуально?

0
хммм.... а как они предполагают использование разрывного амортизатора в реальной жизни?
вот лезет человек феррату, сорвался по середине, амортизатор сработал. вверх 100 метров, вниз 100 метров, а страховаться уже нечем.

0
Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолёте
.............................

0
Гм, ну на виа-феррата 100м вниз не бывает -- то что вы описали, это фри-соло называется :)
Виа-феррата имеет довольно часто точки крепления троса к скале.


0
undefined

0
Из описания совершенно непонятно. как повел себя амортизатор.

Без ясности в этом вопросе обсуждать что либо довольно трудно.
Лично для себя я сделал вывод о полной непригодности лент для самостраховки.

Лента жесткая.
В оттяжках и петляхх это нестрашно тк в цепи много веревки, которая гасит рывок.
В самострахе не так.

Будь там два уса из полноценнной динамики, они ни за что бы не порвались. Их порвать- машину надо уронить, а не человечка с трех метров.

Это ж всего ТРИ метра

2
"Это ж всего ТРИ метра"

Саша, когда-то давно я тоже думал, что длина полёта является главным фактором разрыва верёвки или ленты. Потом узнал, что такое фактор рывка (в Википедии есть определение).
Обрати внимание на комментарий MAlexei 20:31 08.11.2012, относящийся к ферратам, которые ты и я никогда ходить не будем, потому что незачем.

0
Саша, когда-то давно я тоже думал,
********

Саш ну и я тоже это думал очень давно.
я знаю что такое фактор рывка.

Я к тому, что и физику не стоит списывать со счетов.

Энергия прыжка с трех метров легко гасится просто мышцами ног и тела без всяких последствий.
Тоесть, она невелика.

А насчет феррат- да фиг знает, может, когда нибудь и захочется.


1
Я думаю, будь там два уса динамики разной длины, один бы может и порвался, но второй бы выдержал. Правда, дернуло бы человека неслабо. Но все равно вышло бы лучше.

1
совсем тупой стал, не понимаю
что это за ГОСТ у UIIA такой, что считается нормой что ус рвется на одном метре или трех метрах падения
зачем такие самостраховки делать, хлипковаты что то
ведь кто то ввел такие нормы что они всех удовлетворили на бумаге, но не в жизни

0
Однозначно, такие падения на самостраховке небезопастны. Фактор рывка 2. Максимальная нагрузка. Амортизатор должен быть как минимум 1,5 метра чтобы безопастно погасить нагрузку. А такой как показан очнь короткий. Я лично совсем не удивлен обрыву усав.

2
Как вы рассчитали длину амортизатора 1.5 метра? какой тип амортизатора? падение с 3х метров на ус длиной метр это фактор 2??

Как надоели эти бездоказательные выводы..

8
xron: "Из описания совершенно непонятно. как повел себя амортизатор."

Сработал или не сработал амортизатор - до сих пор не известно; по крайней мере я, перелопатив всю имеющуюся в наличии инфу на тему этого НС, каких-либо данных не нашёл. Судебное разбирательство всегда продолжается очень долго, и данные о нём не будут предоставлены общественности до его завершения; в информационных журнальных материалах на тему об этом амортизаторе пока тоже ничего не найти.

oldchainik2: "Извините, не убедили."
-----------------------------------------------------------------

Да я, собственно, и не намеревался кого-то в чём-то убеждать, а всего лишь привёл, похоже, единственную видео-иллюстрацию обсуждаемого процесса. И у меня, кстати, к этому видео тоже есть пара замечаний:

- во-первых, почему при начальных тестах, где использовались "самопалы" без амортизатора, не был произведён опыт с динамической верёвкой (что, казалось бы, при такого типа тесте должно было придти в голову в первую очередь), а вместо этого нам зачем-то продемонстрировали опыт с далеко не динамическим репшнуром.

- во-вторых, меня "терзают смутные сомненья" в тот момент, когда при тесте явно распознаваемого по внешнему виду сета Петцль Скорпион (тот, что оснащён разрывным амотризатором + по эффективности амортизации выдал в этом тесте самый лучший результат + чья фотография приведена в одном из первых комментариев в этой ветке: incognito 21:53 08.11.2012), впервые за весь тест ракурс съёмки позволяет чётко и полностью увидеть работу амортизатора, а за секунду до сброса чурки в этом тесте (таймер 3:24) на заднем плане слышится этакий незатейливый и чрезвычайно короткий диалог: "Петцль, что ли? - Ага", который, после срабатывания амортизатора, завершается следующей фразой: "Вот теперь было хорошо". Странная какая вещь: в тесте, в котором выводились из строя дорогие одноразовые ферратные сеты (а "одноразовыми" считаются, по крайней мере, в Европе, абсолютно все ферратные сеты, независимо от типа их амортизатора), и не было упомянуто ни одного названия этих сетов, только Петцль был назван поимённо, да ещё и в такой удачный момент. В те времена, когда инструмент пиара даже не ищут, а берут походя прямо из воздуха, и все кто угодно может любым способом (и иногда во вред самому себе) пропиариться не только на "неадекватчине" типа "пусек-сисек-куриц-в-писек", но и на "правильности" и "сроке годности" снаряжения (что мы уже видели в этой ветке), предельно короткий диалог, звучащий на заднем плане видео в весьма подходящий момент, представляется далеко не случайным. Хотя, "Скорпиону" всё же следует отдать должное: все тесты, в которых он когда-либо участвовал по крайней мере после 2005 года (отзыв на проверку амортизатора), он прошёл безукоризненно.

"Или Вы считаете это неактуально?"
-------------------------------------------------------------------

Несмотря на то, что целью этой темы была всего лишь публикация списка ферратных сетов, в потенции имеющих реальную проблему (а реальность этой проблемы заключается как минимум в вычисленном специальным тестом возможном сокращении длительности жизни ферратного сета до примерно 1,5 лет - и это при "средней гарантии" на ферратные сеты около 3 лет), придётся изложить некоторые аспекты более широко, поскольку "есть интерес". Ну и хорошо.

Имхо, Вы правы в Ваших рассуждениях. Однако, есть гигантская масса людей, которые "неправы" в своих рассуждениях, и при этом их "неправости" невозможно сопротивляться, каким бы большим не было стремление к этому сопротивлению и кто бы не задумал сопротивляться (пусть даже решил сопротивляться какой-нибудь альпклуб типа ДАВа, ЁАВа или САКа). Проблема здесь заключается в вопросах "кто?" (читай: "с каким опытом?") и "в каком количестве?".

О том, какой опыт имеете Вы лично, можно хотя бы примерно догадаться на основе тех выводов, которые Вы делаете, и отнести Вас к категории тех, кто "в курсе". Но посмотрим на это дело с другой стороны - для этого я специально ждал сегодняшнего дня в надеже получить пусть небольшую, но свою личную "статистику", в результатах которой у меня хотя и было мало сомнений, но 100%-ная уверенность всё же отсутствовала. Мои догадки, однако, подтвердились.

Сегодня мне удалось опросить 12 человек (замес немцев с авcтрийцами), которые давно и регулярно занимаются ферратизмом. Каждому их них я задал всего два вопроса: 1) как выглядел процесс твоего знакомства с ферратой (читай: ферратным сетом)?; 2) в курсе ли ты о дополнительных (к ферратному сету) способах страховки на феррате?

Только 3 из 12 людей сообщили, что были ознакомлены с ферратным сетом на каких-то курсах, проводимых европейскими альпийскими клубами (остальные пошли в категорию "занимался до этого скалолазанием или горным туризмом, а посему переход на феррату был "самопальным", с помощью книг и прочих источников). Только 5 из 12 людей слышали о дополнительной страховке, из этих пяти двое (кстати, из числа тех, что "вводились в ферратизм" на курсах альпклубов) знали, когда дополнительная страховка применяется на феррате, и как примерно она применяется.

Для того, чтобы хотя бы каким-нибудь примером обозначить направление, о котором речь, приведу небольшой "визуальный пример" (если не ошибаюсь, фото было взято пару лет назад в одном из немецких альпин-журналов):



В любом "углублённом" изложении техники ферратизма можно найти указание на необходимость использования дополнительной страховки в определённых случаях - например, на длительных участках, где очень частая и интенсивная нагрузка на руки (повышен риск так называемой "блокировки" и срыва), участках с нависающим рельефом, при сопровождении детей на ферратах и пр. И даже Ваши мысли о "неблагоприятности" амортизатора на определённом рельефе также присутствуют, пусть не в "углублённых изложениях техники ферратизма", но всё же в технических статьях по безопасности ферратизма.

Однако, стоит посмотреть, как ситуация выглядит в перечисленных выше случаях на реальных ферратах, и Вы увидите, что люди или не знают чего-то, или знают, но эти знания, выражаясь бабелевским языком, отскакиваот от них "как овечий помёт от полкового барабана". Проблематика заключается в том масштабе, который ферратизм приобретает в последнее время. Тут даже не надо прятаться у феррат в засаду с карандашиком, чтобы посчитать число людей, "намылившихся" на эти ферраты - достаточно посмотреть, что творится у производителей горного снаряжения. Если ещё только совсем недавно ферратные сеты выпускались парой-тройкой производителей, причем также в "паре-тройке" моделей, то сегодня эти сеты делают все производители, хоть как-то причастные к горным видам спорта. О количестве выпускаемых отдельными производителями моделей ферратных сетов можно судить хотя бы по той таблице, которая приведена в конце статьи в этой теме.

Маленький, но яркий пример: соображения о том, что при небольшом весе пользователя ферратного сета в случае срыва этого пользователя амортизатор может не сработать, высказывались очень давно, и в своё время "вылились" в изменение нормы ферратных сетов, где чёрным по белому было написано о том, что при весе (вместе со снаряжением) менее 50 кг. есть риск, и что в этом случае обязательно требуется дополнительная страховка (речь шла в основном о детях). То бишь, если понимать всё "в лоб", то эта вещь звучала так: "Весишь с приблудой меньше 50 кг, тогда или не ходи на феррату и отдыхай в тенёчке, либо страхуйся дополнительно - то есть, учитывая твой хилый вес, своим собственным папаней". Однако, глянем, что творится на ферратах. Ну понятно, что... овечий помёт и полковой барабан. Отскакивает, стало быть.

Кстати, об этом самом барабане: всем всё по барабану, все хотят в горы, их становится больше, они идут лавиной, и их не остановить. И не просветить - как бы этого не хотели альпклубы. А чо? - проходишь мимо лабаза со снарягой, дык там в окне все обвешано ферратными сетами. И не только - манекены стоят, и тоже обвешанны ферратными сетами. Нада.

Таким образом, и разработчики ферратных сетов весьма ограничены, поскольку вынуждены рассчитывать и на тех, от кого отскакивает овечий помёт, как от полкового барабана - необходимо делать максимально надёжно, но универсально, чтобы этот (который как барабан) не путался в длинных стропах или верёвке, как в соплях, не думал о том, что куда вставить и как вставить, не провисал при срыве так низко, что не смог бы дотянуться до деталей ферраты... И прочая, прочая. Вполне возможно, что я в этом суждении не прав, но, тем не менее, видится мне всё это именно так.

Интересным во всём этом деле является и еще один полу-психологический аспект, заключающийся в способности человека отличать последствия срыва при скалолазании и при ферратизме. Проблема что-то реально измерить и оценить в аспекте реального срыва с ферраты видится такой: если задумать набрать реальных живых "тушек" для симуляции реального срыва при скалолазании (тест "Есть ли жизнь после срыва на динамике"), то желающие найдутся; если же задумать набрать аналогичные тушки для теста "Есть ли жизнь после срыва с ферраты", то в ответ в массах тушек будет гробовая тишина и - наверняка! - одиночный сдавленный крик "Нихто нихт хотеть умирать!" (это по-немецки). Ещё бы: по статистике исследований срывов с феррат, более 90% срывов, сопровождавшихся ("правильным") срабатыванием амортизатора, закончились тяжёлыми травмами сорвавшихся.

Ведь не случайно ВСЕГДА и ВЕЗДЕ в материалах по ферратизму пишется примерно следующее:

Срыв с ферраты, в отличие от срыва при скалолазании, практически всегда приводит к травмам даже в случае срыва в правильно срабатывающую самостраховку. Поэтому, в отличие от скалолазания, установкой ферратиста должна быть следующая: избегать срыва любой ценой. Ни в одном другом горном виде спорта нет такой нагрузки на человека и материал страховки, как при срыве с виа ферраты (по данным, кажется, Пита Шуберта, до 40 kN при срыве с 5 метров). Уже сами условия ферратизма (соединение спортсмена с тросом) не допускают какого-либо контроллируемого срыва. Срыв на виа феррате - это экстренный случай, это критический случай, это авария. И амортизатор ферратного сета является именно аварийным устройством, аналогично спасательному жилету, находящемуся под креслом в самолёте, или запасному парашюту в воздушных видах спорта.

Ну и... всем хороших безаварийных выходных.

1
Прочитал. Жуть.
Спасибо за углубленное изложение вопроса. Проникся.
Купил себе вчера КОНГовский аморт с 6 дырками под 11мм меревку и завёл в него длинный ус своего самостраха. Пока это всё что на ум пришло.

4
Когда впервые пошли с компанией по виа-феррате, чувство "из-под ложечки", шестое - пятое - десятое сказало - а вот тут, тут вот и здесь мы подстрахуем друзей своей взятой верёвочкой. И в мозгах не вспоминались расчёты со множеством вводных типа: глубина падения, фактор рывка и прочие умные слова. Было чувство, что если кто-нибудь в этом месте сорвётся, то после полёта в три метра жёсткий рывок об анкер будет ... Нехорошо закончится в общем. Так что спасение утопающих - дело рук самих утопающих.


5
Не гуманная эта хреновина феррата. В самый раз проходить её в связке одновременно, пропуская верёвку через карабины, вешая их на анкерах.

0
а можно ссылочку на такие материалы? англоязычные. а то всё что гуглится, наоборот в один голос говорит что безопасно, при соблюдении несложных правил.

а статистика травматизма дело такое. вполне может быть что срывы без травм в неё просто не попадают.

1
Поиски на английском языке будут наверняка не так плодотворны, как на немецком. Дело в том, что мировым "центром ферратизма" (с гигантским, несоизмеримым отрывом от всех остальных частей мира) является Европа, что обусловило тот факт, что основная масса литературы на тему ферратизма происходит именно отсюда. При этом история развития ферратизма обусловила и язык этой литературы (Австрия, Германия, плюс Италия, которая, как известно, в ферратическом смысле тоже причастна к немецкому языку, поскольку преобладающая часть итальянских виа феррат приходится на её немецкоговорящую зону).

Главной организацией, в число задач которой входит также и техническое исследование НС на ферртах и разработка соответствующих рекомендаций, является созданный Питом Шубертом лет 40 назад Отдел Исследований Безопасности при Немецком Альпийском Союзе (DAV-Sicherheitsforschung), на основе материалов которого создана данная тема. Статей, затрагивающих техническую сторону ферратизма и разборы несчастных случаев при нём, очень много, и публикуются они в различных источниках - в полном виде чаще всего в специальных журналах, а в выдержках - иногда на сайтах Немецкого и Австрийского альпклубов. В данный момент Шуберт вроде уже на пенсии, но тем не менее продолжает быть президентом Комисси по Безопасности UIAA и дальше руководит командой, работающей в DAV-Sicherheitsforschung. Таким образом, чтобы хорошо прояснить все вопросы, лучше знать немецкий язык.

Однако, на английском языке Вы можете отыскать соответствующие данные также и в материалах тех организаций, которые по роду своей деятельности (продажа, в том числе и ферратных сетов) совсем и не заинтересованы в распространении информации об опасности срыва на виа ферратах. Например, Вы можете сделать следующее: пойдите на англоязычный сайт фирмы Маммут, в низу страницы в меню выберите раздел "Services", и в нём подраздел "Know-How". Вверху слева откроется меню по всем разделам, в котором выберите раздел "Via Ferrata". Пройдите все пункты, которые находятся в этом разделе - там Вы, помимо разъяснений о факторе рывка и силе рывка на феррате, обнаружите сображения на тему необходимости избегать срывов на феррате, и почему такая необходимость существует. Если есть трудности в плане отыскания англоязычной версии сайта, то не пытайтесь переключать язык справа вверху страницы - это проще делается в нижнем меню в разделе "Mammut Sports Group"; там выбирайте Штаты или Англию. Если не найдёте нужный язык, то вот Вам вырезка оттуда (см. фото ниже; на фото искомое Вами подчёркнуто). Как видите, даже продавец пишет о травмах при срыве в правильно срабатывающую страховку (обратите также внимание на слово "всегда"); при этом, кстати, он также отмечает необходимость использования дополнительной страховки.

Можно, конечно, возразить: продавец этот исконно не англоговорящий. Ну... тут мне ничего не останется, как отправить Вас ко второму предложению данного моего сообщения: "мировым центром ферратизма..... и так далее.



2
Вот, очень интересно почитать. Всегда догадывался что феррата это еще та хреновина, со здоровьем не совместимая.

0
Уж лучше по обычной лезть если еще и веревку таскать.

-1
Да, вот так на нее надеешься, а потом как шмякнешься... Мне, честно говоря, очень быстро надоело перестегивать эти два карабина, отстегнулся вовсе, но в опасных местах карабины цеплял не к тросу, а к скобам, получалось через каждые 20-30 сантиметров. Экономил время на неопасных участках и шел медленнее опасные.

4
Давняя мечта, к друзьям в Израиль попасть на их каньоны. Дюльфера, станции стопроцентные, веревки спуска 40-50м, резинки, никакого фактора жесткого и рывка в помине нет.
И всё время спускаемся- вниз. Без прыжков. Как спелеологи. Только что , разве на солнце, на свету работаем.
Внизу- машины ждут с друзьями. Дело к вечеру. Шабат( суббота) заканчивается, солнце заходит. Завтра на работу. Температура воздуха 24 градуса.
Это-кайф.
А то всё - Мертвое море, Иерусалим, Эйлат. Экскурсии. ;)

0
Ну не все станции стопроцентные (не везде), спуски до 130 метров кое-где.... резинки, это что? :))))

0
В итоге получается,что основная страховка вашей жизни это бумажка,которую вы подписываете перед тем, как идти на феррату..кстати как оформляется она в Европе?

4
awind:
"не понятно только, почему они в таком случае рекомендуют
дополнительно страховать только неопытных участников".

-------------------------------------------------------------------------------

Вы учитывайте, что это пишет производитель ферратных сетов, а не персонал, обучающий ферратизму. Поэтому вполне естественно, что не ставится задача подробно и "качественно" осветить все случаи, где требуется дополнительная страховка. Под "неопытностью" здесь явно подразумевается факт, доказанный и постоянно отмечаемый альпклубами в их статистиках "ферратных НС":

"Число НС на ферратах растёт ежегодно за счёт того, что люди выбирают маршруты, не соответствующие их подготовке (знаниям) и физической кондиции; наиболее частым типом ферратного НС является так называемая "блокировка". Несколько подробнее о блокировке можете посмотреть здесь:

Светлой памяти Ф. И. Вострикова, или понятие "блокировка"

Опасность блокировки заключается в том, что заблокированный может удариться в панику, и вместо того, чтобы более или менее надёжно зафиксироваться в какой-нибудь "нишке" и вытащить мобилу, может начать "суетиться и метаться тудой-сюдой", и, следовательно, загреметь в силу отсутствия у него сил.

Если же Вы обратитесь к каким-нибудь более серьёзным источникам, типа того же DAV-Sicherheitsforschung или соответствующих учебников, то там Вы обнаружите более расширенное перечисление ситуаций, в которых следует использовать дополнительную страховку - например, при сопровождении детей и лиц с очень малым или очень большим весом. То, что я написал выше (увеличение в будущей норме ферратных сетов пробега верёвки или стропы через амортизатор до 175 сантиметров) связано как раз с тем, что мы частично видели в видео выше в этой ветке (неполное срабатывание амортизатора или вообще его несрабатывание). В прошлом году пробами на куклах (датчики ускорения в том числе и в голове) чётко определено следующее (см. фото ниже):

1) минимальный пробег верёвки или стропы сквозь амортизатор, при котором травмы сорвавшегося будут лежать максимум в области "серьёзные"/"тяжёлые" (то есть, пока ещё не "очень тяжёлые"/"критические"/"максимальные") должен составлять примерно 40 сантиметров (вспомните видео, данное выше ;) );

2) использование разрывных амортизаторов опасно для людей с весом менее 50 кг;

3) использование фрикционных амортизаторов опасно для людей, весящих менее 60 кг.

Отсюда и увеличение максимального тормозного пробега материала с 1,2 метра до 1,75 метров, служащее стимулом для производителей ферратных сетов "снижать" томозящий эффект, обеспечиваемый амортизаторами этих сетов.



Как мы видим на этой иллюстрации, степень травм, называемая "малой" (вероятность выживания при срыве = 99,3%) достигается только при длине "тормозного пробега" материала сквозь аморитизатор около полутора метров.


awind:
"вас не затруднит дать ещё ссылку на материал,
когда и как применять дополнительную страховку на феррате на немецком?
попробую с гуглом почитать."

-------------------------------------------------------------------------------

Материалы на немецком языке на тему доп. страховки на ферратах есть, конечно - это учебники ферратизма, а также статьи по ферратной безопасности, публикуемые соответствующими организациями. Но - сорри! - я сознательно не буду давать на них ссылки по двум следующим причинам: Вы собираетесь их читать с помощью гуглопереводчика; 2) их будут видеть другие посетители этой ветки, которые, возможно, захотят также обратиться к этому гуглопереводчику. Когда Вы выше просили дать инфу на английском, я в первую очередь попытался перевести достаточно хорошие материалы на немецком с помощью этого самого Гугла, после чего не стал давать никакой ссылки на перевод, так как пришёл в ужас. Дело в том, что Вы, переводя материал, имеющий непосредственное отношение к безопасности (жизни) пользователя ферратного сета, получаете на выходе подобного перевода некую кашу, способную - при отсутствии достаточных знаний у читающего эту кашу - очень успешно закончить жизнь этого читающего.

Вам следует учитывать следующее: всегда упоминаемое в описаниях дополнительной ферратной страховки обстоятельство "Относится только к тем случаям, когда пользователь знаком с методами страховки при скалолазании, а также - по возможности - со спасательными методами, применяемыми при скалолазании". Эта формулировочка как раз хорошо перекликается с той основной "НС-ной проблемой ферратизма", которую я выше описал словами "кто с каким опытом и в каком количестве".

Однако, хотя бы коротко описать дополнительную страховку на виа ферратах можно таким способом:

- в качестве дополнительных методов страховки на ферратах используются в основном те методы, которые приняты при страховке партнёра при скалолазании. Выше в этой ветке, в достаточно длинном, "более широком освещении" некоторых проблем ферратизма, я привёл одну фотографию, которая служит хорошим примером этому.

- использование дополнительной страховки ограничивается только некоторыми, самыми сложными, участками виа ферраты. При этом, оценку сложности участка и необходимости применять на нём доп. средства страховки, пользователь вынужден, естественно, производить самостоятельно. Как уже говорилось выше, использующий дополнительную страховку должен иметь достаточно хороший опыт её использования за пределами феррат; учтите также, что дополнительная страховка, несмотря на уже имеющиеся на ферратах железяки и тросы, всё же требует дополнительного расхода времени; в случае, если Вы находитесь на какой-нибудь очень интенсивно посещаемой феррате, малые знания методов использования страховки могут работать против вас: все эти комментарии, поступающие из "пробки", создавшейся под вами из желающих насладиться ферратой, а также от тех, кто будет пытаться вас "обогнать" (обойти) как снизу, так и сверху, могут - в зависимости от материала, из которого изготовлены Ваши нервы (бетон, сталь, бумага, солома) - негативно сказаться на надёжности производимых Вами операций. Если Вы ходите в одиночку, то на сложных (длительных вертикальных) участках Вы могли бы, например, использовать дополнительно стропу (оттяжку) большой длины (60-80 см; пример использования см. фото, данное ниже) - принцип примерно аналогичен прусику, но в отличие от прусика оттяжка лучше "хватает" стальной трос и лучше поддаётся сдвиганию после нагрузки.



dedra:
"бумажка,которую вы подписываете перед тем, как идти на феррату..кстати как оформляется она в Европе?"
-------------------------------------------------------------------------------

Никак - страховкой являются только Ваши знания и умения.

1
то что непосредственный выход гуглопреводчика с немецкого читать невозможно, известно давно. но с применением словаря и переводчика, живущего в соседней комнате, в приличный вид привести можно. впрочем, дело Ваше, конечно.

поговорив по поводу этой истории со знакомыми, я пришёл в лёгкий ужас. что такое виа феррата народ знает, а про то что для неё требуется специальное снаряжение -- нет. "возьмём обвязки, усы, заодно и на феррату сходим". хорошо ещё, если усs из динамики, а не дейзи-чейн, по последней мультиспортивной моде. про то что может быть нужна дополнительная страховка, в этом случае даже говорить смешно. а для того чтобы говорить людям: "ай-ай-ай", хорошо бы самому разбираться в вопросе.
кстати, Вы не собираетесь закончить статью у Вас на сайте?

по поводу страховки на популярных маршрутах у меня тоже возникли сомнения. если страховаться классическим скалолазным методом, идти придётся попеременно, что, несомненно, приведёт к пробке за спиной, со всеми вытекающими.

а страховка схватывающим узлом хорошая идея. только на битых тросах, боюсь, работать не будет.

5
awind: впрочем, дело Ваше, конечно.
--------------------------------------------------------------------------------

Уговорили (см. личку).


awind: "возьмём обвязки, усы, заодно и на феррату сходим"
--------------------------------------------------------------------------------

Цитата приведена неправильно. В ней вместо слова "обвязки" фигурировало выражение "верхние обвязки" :)))


awind: "кстати, Вы не собираетесь закончить статью у Вас на сайте?"
--------------------------------------------------------------------------------

Каюсь, каюсь. Поверьте, эта вещь в буквальном смысле слова "грызёт мне душу много лет". Вторая часть статьи, кстати, была написана одновременно с первой (и сохранена до сих пор). Проблема была в том, что я хотел эту часть немного "подшлифовать", но "шлифовку" малость отложил. Когда же до неё дошли руки (месяцев этак через ...-цать, sic!), то я, чтобы подправить в тексте мелочи, решил на всяк случай поглядеть, что там нового в этой области - как в снаряге, так и в нормах. Поглядел... и с криком "твоюмать" и заламыванием рук отказался от этой затеи, так как это были не "мелочи", а почти всё (ну, окромя факторов рывка, которые за прошедшее время каким-то странным образом не распухли и не усохли, мдя). Ну, надо будет как-нибудь.... Ведь всё это в свободное время, и бублики за затею не поступают (это не жалоба, а констатация фактов для тех, кто не очень представляет себе процесс).


awind: "а страховка схватывающим узлом хорошая идея. только на битых тросах, боюсь, работать не будет."
--------------------------------------------------------------------------------

Естественно ожидать, что, например, рваные жилы тросов всю затею быстро сведут к нулю в плане её надёжности. Ну, хоть ферратный сет останется - как запасной парашют. ;) Вообще, если начать буддистские медитации на тему всей этой ферратной страховки в аспекте необходимых дополнительных мер, то можно домедитировать до состояния, когда ферратные сеты покажутся излишними.


0
Вообще, если начать буддистские медитации на тему всей этой ферратной страховки в аспекте необходимых дополнительных мер, то можно домедитировать до состояния, когда ферратные сеты покажутся излишними
*********

дополнить страховку бугельными крючками:)

А вообще эти дурацкие сшитые ленты никакого доверия не вызывают.
Гламур:(

0
А вообще эти дурацкие сшитые ленты никакого доверия не вызывают.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
На фотке в самом начале (в статье), на которой был дан пример "обычных" строп, видно в середине одной стропы три строчки. Если верить производителям, каждая строчка означает 5 kN, значит стропа рассчитана на 3 х 5= 15 kN. Если меня не подводит память, прочность подобной стропы можно примерно прикинуть и по формуле:

"ширина стропы в мм. Х толщина стропы в мм. Х 0,3".

То бишь, если ширина стропы 2 см, а толщина 0,3 см, то 20 х 3 х 0,3 = 18 KN. Вродь прочно. Проблема только в том, какой будет нагрузка на эту стропу при срыве с ферраты. Если не ошибаюсь, кто именно написал, то вроде Пит Шуберт или кто-то из его команды как-то упомянул, что "может достигать 40 kN при срыве с 5 метров". Успокаивающим моментом должно бы выступать то обстоятельство, что стропы две, и при этом они имеют несколько разную длину плюс амортизатор.

1
Нитки есть нитки, они стареют, протираются и тп.
Кроме того стропа жесткая, при отказе или недостаточности амортизатора это может стать фатальным

Всетаки веревка хоть чуть да растянется+ затянутся узлы

0
Ну, всё стареет и протирается со временем, в том числе и верёвка. Да и со стропой не так уж всё трагично, поскольку в современных ферратных сетах часто встречается и её комбинация с верёвкой - например, до "развилки усов" стропа, а после "развилки" (то есть на участке, который пропущен через амортизатор) - только верёвка. Да и верёвка в чистом виде тоже до сих пор выпускается, хотя, вероятно, скоро вымрет.

А вот с "затянутся узлы" - проблема, поскольку узлы запрещены. В данный момент ферратный сет по норме должен быть спроектирован таким образом, чтобы все подвергаемые нагрузке соединения в нём не поддавались изменению, поэтому крепление сшивное. Это вроде тоже благодаря бригаде Пита Шуберта, которая в своё время вывела, что при ферратных НС, сопровождавшихся самостоятельным развязыванием узлов, причиной была недостаточная сила затягивания этих узлов вручную. Необходимая минимальная сила затяжки, ими вычисленная, была, кажется, 5 kN - что вручную (без доп. устройств) достичь невозможно. Выше в ветке я приводил фотку одного листа из нормы на ферратные сеты (эта фотка быстро распознаётся по схеме с грузами, подвешенными на ферратный сет при его испытании). Про запрет узлов туда тоже попало - посмотрите самые последние слова на этой фотографии.

0
Честно говоря меня теоретическая и бюрократическая сторона дела почти не интересует.
С точки зрения теории и бюрократии порвавшийся сет был пригодным и безопасным.

А фактически человек убился.

сейчас воспоследуют другие теоретико- бюрократические выводы, так же без гарантий.
Имхо слишком авторитетные фирмы и люди стоят за этим бизнесом.

Никто не будет плевать в колодец, все постараются акуратненько спустить на тормозах.
(кстати в этом плане даже приведенная Вами статья характерна-
никакой конкретики- где порвалось, как повел себя амортизатор- ничего вообще)

Поэтому я стараюсь сделать для себя выводы практические, на основе здравого смысла.

У меня самостраховки есть из динамики ,
которые я годами интенсивно использовал в промальпе- ничего там не протерлось.
Потому что нечему там протираться- там веревка 10ка , там нет никаких ниток, никаких сшивок.

Узлы под постоянным контролем и законтрены изолентой от расслабления.

В этом году я польстился на компактность и дизайн и поставил было на самострах петлю из ленты.

прочтя Вашу тему я ее оттуда убрал.
Наличие уязвимых для протирания ниток, сшивок и жесткость самой ленты- имхо, слишком опасная смесь.

0
к сожалению, гравитации на Ваш здравый смысл плевать точно так же, как и на бюрократию.

2
к сожалению,
******

ксожалению, содержания в Вашем посте не обнаруживается обычными методами:)

Если оно есть, переведите на русский, с удовольствием прочитаю


2
xron: "... прочтя Вашу тему я ее оттуда убрал."
-----------------------------------------------------------------------------------------------------

А вот это действительно радует - если хоть один человек после прочтения темы сделал выводы и даже использовал их на практике, то тогда эта тема не зря была поднята.

Как бы мы ни подходили к теме безопасности на виа ферратах - бюрократически, теоретически, гравитационно или как-то ещё - надо всё же признать, что исследования в этой области, слава Богу, не стоят на месте, и что производитель активно прислушивается к ним. Единственное сожаление вызывает тот факт, что темп этих исследований никогда не достигнет темпа прироста числа желающих прогуляться по ферратам. Это и понятно - необходимо измерять, тестировать, и в долгих спорах вырабатывать новые нормы.

В любом случае ясно только одно: критическим пунктом является "психологическая составляющая" опасности виа ферраты - а именно, не что иное, как сам внешний вид этой виа ферраты: наличие кучи вмонтированных в скалу железяк внушает уверенность в необязательности предварительных знаний и навыков при преодолении этой скалы (полагаю, что когда человек стоит перед скалой, чистой от этих "железяк", голова у него работает получше).

Отсюда и пренебрежение к главному постулату безопасности использования виа феррат, о котором пишут абсолютно все, кто по роду своей деятельности связан с ферратами: "Начинай с малого, постепенно повышая сложность, и выбирай только те ферраты, которые соответствуют твоей психической и физической кондиции".

Опишу один пример, свидетельствующий о том, что "дело не стоит на месте" и что люди понемногу "копошатся".

Главной задачей при разработке ферратной самостраховки должно бы быть, по логике вещей, сокращение "высоты полёта" при срыве, то есть, блокировка срыва по возможности в самом его начале. В 2009 году я попробовал на одном из стендов OutDoor-Ярмарки во Фридрихсхафене ферратный сет немецкой фирмы Скайлотек (см. фото ниже). У этого сета была (имхо) одна проблема - то, что являлось в нём главным страховочным элементом, не только повышало вес сета, но имело большой размер, и, по ощущениям, требовало наличия у пользователя лап с силой и размерами, как у снежного человека. Надо сказать, этот сет был потом отозван и по крайней мере необходимая для его задействования сила была снижена.



Суть нового ферратного сета, названного Skylotec Skyrider, заключалась в следующем: замена одного из карабинов дисковой блокирующей системой, которая, в случае срыва, почти мгновенно зажимала трос виа ферраты, и таким образом, тормозила (предотвращала) скольжение сета по этому тросу. Эта дисковая система просто надевалась на трос ферраты и передвигалась по этому тросу аналогично карабину, а при срыве рывок стропы приводил в действие два находящихся внутри неё штифта, с двух сторон "клинящих" трос. Помимо блокирующей системы, в описываемом ферратном сете также использовался стандартный разрывной шок-абсорбер и (впервые в ферратном сете) - СТАЛЬНОЙ карабин (нержавейка INOX). Была и воможность при необходимости заменить дисковую блокировочную систему на карабин - то есть, возможность "перевода" ферратного сета в обычный ("двухкарабинный") режим, скажем, на горизонтальных участках.

Похожие системы, если я не ошибаюсь, используются также в области промальпа. Проблема с описанным ферратным сетом, однако, заключалась в том, что за 3 года, прошедших с момента её изобретения, данная модель почти не нашла своего пользователя (это я сужу по "представленности" этого сета в продаже и по откликам в форумах). Но плюс, всё же есть - по крайней мере, задано какое-то иное направление. Что, учитывая закономерности капитализма, неизбежно заставляет "копошиться" и других производителей.

0
а вниз по тросу эту штуку двигать можно? и как разблокируется после срабатывания?

0
Это только по внешнему виду сета и по малому размеру картинки кажется, что отсутствуют элементы, позволяющие оперировать зажимом. Вниз тоже можно двигать, там для этого необходимо нажать на рычаг, расположенный с нижней стороны диска (там, где присоединена стропа). И после срабатывания то же самое.

Обьяснять, как там что работает, не буду - выйдет коряво и растянуто, да и не известно, нужно ли это вообще. Лучше будет сделать по-другому: этими объяснениями уже занимался производитель в своём учебном двухчастевом фильме, и сделал это, имхо, достаточно хорошо (язык знать не обязательно, хорошо всё показывают, также и крупным планом). Так что ищите в YouTube такое сочетание слов:

skyrider schulungsfilm

(ахтунг: клип был в 2 частях - но, может ещё чего добавили после доработки сета до его второй версии).

Только предупреждаю: Вы уже в фильме (и после него, пораздумав) ощутите достаточно "негатива" в адрес этой системы - дополнительный вес; много шума при пользовании; боле длительное переключение на анкерах, и особенно в местах с нависающим рельефом, где например, придётся висеть на одной руке и другой надевать эту систему на трос и пр.

Поэтому не забывайте, что мы в данный момент ведём речь о дополнительном (к ферратному сету) снаряжении на ферратах - то есть, о том снаряжении, которое используется при прохождении только некоторых участков ферраты (самых сложных, в основном за счёт комбинации своей длительности и "вертикальности"). Основная цель: блокировка срыва на вертикали. Если отвлечься от названной выше "негативщины" сета Скайлотека, и подумать только о таких участках, то мы увидим, что этот сет не так уж плох.


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru