«Остров сокровищ существует!»

Пишет tinlong, 20.02.2013 00:45

Наше поколение помнит Аркадия Райкина, хорошего сатирика и великолепного актёра. Одно из своих выступлений он начинал словами: «Да простят меня мужчины, речь пойдёт о женщинах!» Воспользуюсь таким словом как «плагиат», и немного перефразирую Райкина: «Да простят меня оптимисты, речь пойдёт о реальности».
Цель моей статьи – рассказать о своей работе с детьми, ведь возможно кто-то из коллег сможеть почерпнуть интересное, а самое главное, полезное для своей работы. Мне же, возможно удастся встретиться с «братьями по разуму» и узнать, как они лавируют среди «рифов» указаний, циркуляров, законов и предписаний, делающих наших детей истинными vegetable man.
Итак, реалистичный рассказ о детских мечтах и грёзах «Остров сокровищ существует!»

«Остров сокровищ существует!» (Путешествия, детские программы, детские путешествия)





Основа нашей педагогической работы покоится на абсолютном «невежестве» детей – они просто не знают того, что чего-то не умеют. Дети умеют ВСЁ! Когда захотят. А чтобы особо упёртые и испорченные родительским воспитанием дети захотели, их нужно просто заинтересовать. И тогда, не умеющий плавать ребёнок за полчаса осваивает технику плавания, а через 2 дня способен самостоятельно преодолеть 100 метров в море. В «неумеющем» дома отрезать себе хлеба просыпается «кулинарный» талант, а «недисциплинированный» и «рассеянный» становится незаурядным организатором.
Второй принцип нашего творчества – не давить в ребёнке любовь к жизни. Любовь к жизни включает в себя и творчество, и любознательность, и чрезмерная «самость» и много-много ещё чего, порывы которых можно сразу загасить одним гневным «НЕЛЬЗЯ!»
По этой причине, количество взрослых инструкторов у нас в лагере минимально. Взрослому надо ещё «доказать» нам, что он может учить ребят, а не делать всё за них. Поэтому мы никаким образом не поддерживаем распространённый в социуме миф о том, что взрослые умнее детей, потому что они их старше.
Так что же на самом деле представляет из себя летняя программа “Уссурийские тигрята”?
Программа предназначена для детей 8 – 16 лет. Хотя встречаются и очень ответственные 7-летние мальчишки и девчонки, которые спокойно и с интересом принимают нашу программу отдыха и обучения на острове Рикорда. А бывают и 16-летние «городские звёзды», блеск которых без распальцовки, сотовых телефонов и плееров как-то резко угасает на фоне необходимости обслуживания самого себя. Совсем коротко – это гармоничная жизнь среди природы: чистый воздух, чистая пресная вода из ручья, чистая и прозрачная морская вода.

Социальную составляющую нашей жизни очень точно характеризует фраза О’Генри из его знаменитой новеллы «Санаторий на ранчо»: «Работать – как надо, есть – что дадут, спать – где придётся».
Девиз, под которым проходит наша жизнь на острове: «Нет таких слов – «проблема» и «безвыходная ситуация», есть только «поставленная задача» и «принятие решения по выходу из создавшейся ситуации»».
Рейсового сообщения нет, и для того, чтобы попасть на остров, нужно специально заказывать катер. Из атрибутов технического прогресса только осветительные фонарики. У руководителя – сотовый телефон для связи. Для проведения технических и игровых программ в наличии имеются рации и GPS . Электричества нет. Водопровода нет. Туалет туристического типа. Живут ребята в палатках по 2 – 4 человека. Есть большая возможность того, что палатки придётся учиться ставить самим (естественно, под руководством инструкторов). Аккуратно ставить оттяжки, тщательно выкапывать ровики по периметру палатки, чтобы дожди не подтопили дно жилища.
Совместно с инструкторским патрулём ребята осуществляют полное хозяйственное обеспечение своей жизнедеятельности (заготовка дров, обеспечение водой).
Практику по самообслуживанию за собой ребята осваивают в полном объёме – стирают свои вещи, моют посуду, ремонтируют свою одежду и обувь, моются и парятся в бане, учатся готовить пищу: супы, каши, салаты, напитки, блины, оладьи. Дежурство по кухне передаётся от палатки к палатке, по очереди. Если что-то из хозяйственной посуды оказывается грязным, то дежурство не принимается.
Порядок раздачи пищи следующий: сначала получают девочки, затем мальчики, следующими идут инструкторы. Последними, сами себе, раскладывают дежурные. Учёба является необходимым условием пребывания на острове. Слов “не могу” и “не хочу” инструкторский патруль не понимает. Зато к концу смены ребята развивают навыки самообслуживания и приобретают знания, необходимые в повседневной жизни. По максимуму мы желаем выработать в ребятах аксиому жизни: «Невезение – это судьба. Судьба – это характер и обстоятельства. Характер можно изменить, а обстоятельства создать».
Наша программа на острове проходит без телевизоров. Это делается для того, чтобы дети стали творцами своей жизни, а не смотрели на чужие. Инструкторский патруль каждый год прикладывает все силы для изгнания из нашей островной жизни суперпопулярного житейского лозунга: «Принять решение, совершить поступок и нести за него ответственность – этого мы не любим. Наш любимый вид спорта – плавание по течению. Вид искусства – пение жалоб. Вид работы – околачивание груш. А наша любимая песня – нытьё без музыкального сопровождения…» Что ж, у нас частенько и такие бывают. И очень много. Ничего не поделаешь: мы можем сделать попытку обмануть свою совесть, постоянно повторяя “У нас всё хорошо!”, но законы Вселенной нам обмануть не удастся. Дети – это зеркало общества.
Самые популярные игры ребят.
• «Морской бой».

Самая популярная игра у ребят у нас на острове.
Все желающие делятся на команды, равные по количеству состава и силовым качествам участников. У каждой команды есть своё судно – ПСН (плот спасательный надувной). Задача участников – взять на абордаж «корабль» «неприятеля» и не допустить «вражеских» матросов на своё судно.
Техника безопасности:
- морские баталии проходят вблизи от берега;
- «матросы», неуверенно чувствующие себя в воде, одевают спасжилеты;
- во избежание получения травм вёсла в игре запрещены, все передвижения судов происходят только за счёт мускульной силы рук и ног матросов.
• Игры по острову по запискам.
С этой игры как раз всё и начиналось для нас – беготня по острову, поиск кладов, исследование неизвестных ещё нам уголков острова. Требует хорошо различимых и заметных объектов. Хотя игра и проста в подготовке и реализации, но при определённой доле фантазии инструкторов и самих ребят превращается в очень увлекательное и захватывающее дело.
• Морские экспедиции по островам.
Энергии и сил, иной раз, ребятам приходится затратить много, путешествуя на плотах между островами. Вся техническая мощь «двигателя» плота умещается в «4WD». Или, как мы шутим «4 вэслэ», по количеству весёл на судне. Независимо от планируемого расстояния, каждый раз все участники путешествия экипируются спасжилетами, кепочками или панамками (защита головы от солнечных лучей), рубашками с длинными рукавами и длинными трико (защита всего тела от обгорания). Также ребятами берутся купальные костюмы.
На плот Адмирала загружаются:
- фрукты, хлеб и консервы для перекуса;
- питьевая вода и котлы для приготовления чая;
- аптечка;
- ремнабор;
- GPS и сотовый телефон.
Наиболее часто посещаемые острова – Пахтусова, Сергеева и Желтухина. Редко посещаем (в связи с частой неблагоприятной ветровой циркуляцией) острова Рейнеке и Карамзина.
• GPS
Программа была проведена первый раз в 2008 году, и сразу же завоевала у ребят популярность. Предназначена для тех, кто совместил любовь к технике, кладоискательству и романтике. G PS даёт большой простор для ребячьей фантазии: надо не только тщательно искать, но и с выдумкой спрятать клад для другой команды!

У меня всё. Если кому-то из читателей RISKa стало интересно, и он хочет заглянуть на кухню нашей работы, добро пожаловать на наш сайт www.tc-pk.ru, в рубрику «Летняя программа». Буду очень признателен за обратную связь коллег-педагогов, и узнать какими путями они реализовывают подобные программы.
Просьба данную информацию рассматривать просто как один из вариантов педагогической работы с детьми. Всвязи с тем, что мы живём на острове в лесу, то наше вмешательство в жизнь природных сообществ минимально. 20-25 человек – это «золотая» середина, а заодно и максимум ребят в одну смену.
Сергей Серый

121


Комментарии:
1
Здорово!..

1
Очень круто! Аж самому захотелось поучаствовать:) Спасибо!

0
Эх где мои 16 лет...
Великолепно!

2
Цитата:
"...реалистичный рассказ о детских мечтах и грёзах..."
Не прозвучали "детские мечты и грёзы" - допишите, пожалуйста. По личному опыту работы с детьми: у детей должна быть цель. Просто весёлое проведение времени даже с приобретением полезных жизненных навыков - маловато. Съездит ребёнок раз-два-три... и станет не интересно "повторение пройденного". Пишу из добрых побуждений. Возможно, Вы не всё рассказали. Неплохо знаю на собственном горбу, как непросто работать с детьми, но, как гласит поговорка: "взявшись за гуж..." .
Удачи!

1
В 2012 году у нас в фестивале туристских фильмов "Алый парус" участвовал ваш фильм "Хроники Рикарда". Почему бы вам не выложить его здесь?

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru