Сплав по реке Кереть

Пишет iLia, 05.02.2018 08:21



Фильм-отчет о водном походе турклуба МАИ по реке Кереть.
В финале – слайд фильм об удивительных местах Северо-Запада России.



В дополнение к фильму полный отчет приводить не буду. На Кереть ходят часто, описаний в избытке. Здесь отмечу лишь график и ключевые особенности нашего похода, как пояснение к фильму. Также приведу ссылки на наиболее полезные, на наш взгляд, материалы. Возможно, всё это кому-нибудь поможет организовать свой тур.

Водно-спортивная часть
С нашего первого детского похода прошло больше 10 лет. За время пути дети успели уже подрасти. Настала пора сходить с ними в настоящий водный поход.
В августе 2017 года выбор пал на реку Кереть, которая хороша для первой водной тройки. Красивые места, разнообразные препятствия. Пороги равномерно распределены на протяжении всего маршрута. После относительно спокойного озёрного начала, насыщенной технической средней части, маршрут выходит на просторы Белого моря.
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Чтобы не только сплавиться по реке Кереть, но и ближе познакомиться с красотой Северо-Запада России, мы решили поехать на машинах. В пятницу утром, в 8:00 мы стартовали от МКАД, а в 4:00 утра субботы мы были уже на месте стапеля у автомобильного моста на озере Нюкки. После отдыха – стапель. Потом отогнали машины в Чупу на стоянку к Павлову Юрию (рекомендую, +7921-523-6608, chupa-yura@yandex.ru). И после всех сборов в 16:00 стартовали. Все три экипажа шли на байдарках Хатанга Спорт - 3.
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
В первый день прошли немного, размялись. Встали на первую ночёвку на острове у входа из озера Петриярви. Отличное место, красиво, много удобных мест для палаток, сухие дрова рядом.
За второй день прошли небольшой перекат перед озером Нижняя Ламба, пороги Щелевой, Кривой-1 и Крерчуг.
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
После порога Керчуг повернули направо и, пройдя около километра, на небольшом острове встали на ночёвку. Мест мало, но для двух палаток хватило. Если побродить между болотистыми кочками, можно найти сухие дрова.
За третий день прошли озеро Травяное и озеро Нижняя Ламбина, затем порог при выходе из него (П5), порог Белый клык и украшение дня и всего похода – порог Мураш.
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
После порога на правом берегу просторные стоянки с видом на порог. Дров мало, за ними нужно далеко ходить.
Четвёртый день у нас начался со штурма озера Новое. Сильный встречный ветер был очень суровым, и мы очень обрадовались, когда закончилось 4 км озёрного плавания. Уровень воды в реке на столько высок, что порог Сухой мы не заметили. Затем прошли порог Кривой-2 и подошли к первой ступени порога Долгий. Мощный высокий слив вызвал бурю уважительных эмоций.
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Рядом с первой ступенью можно было встать на ночёвку и устроить покатушки, но мы сразу не сообразили и прошли дальше, до начала слива у второй ступени порога, где и встали на ночёвку. Место просторное, но тенистое, дров в достатке. Можно осмотреть начало второй ступени.
Сложно вмешиваться в многолетнюю традицию, но две ступени порога Долгого настолько сильно отличаются друг от друга по сложности и по характеру, что, возможно, стоило их расценивать как два самостоятельных порога. Опять-таки, на наш взгляд, первая ступень по той высокой воде, что была у нас, не сильно отстаёт по сложности от порога Краснобыстрого.
Пятый день мы начали с прохождения второй ступени порога Долгого. Местами было так мелко, что было удивительно, как здесь проходят большие груженые катамараны (на реке мы встречали даже восьмиместные конструкции, доверху заваленные ценным скарбом коммерческих экспедиций).
На пороге Варацкий встретили рыбака, который свою обычную надувную лодку провёл протокой справа от острова. По его примеру туда отправился груженый рафт и капитально засел. Мы прошли этот красивый порог штатным образом, слева от острова.
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
За мостом нужно держаться ближе к правому берегу, чтобы не сесть на мель.
Не выходя из лодок, полюбовались живописными островами и берегами Варацкого озера. Здесь много отличных стоянок, но мы пошли дальше. Сходу прокатившись по порогу Карешка, подошли к порогу Краснобыстрый, где на левом берегу решили встать на ночёвку. Есть места для палаток и дрова. Удобно просмотреть порог, поразмышлять над его завтрашним прохождением.
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
На шестой день, после завтрака и сборов расставили страховку вдоль порога Краснобыстрый. После прохождения всех сливов чалимся у левого берега, куда можно пройти от стоянки по тропе, почти не замочившись.
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
В какой-то момент умудрились упустить весло, которое нам вернули двое ребят из Петрозаводска, проходившие мимо на катамаране. За что им огромное спасибо!
После Краснобыстрого прошли две несложные шиверы (пороги П15 и П16) и встали у правого берега перед порогом Масляный. По результатам осмотра, дабы получить от порога больше удовольствия, решили проходить его через плиту сквозь слив. Чтобы на выходе не попасть на мелководье, держались ближе к правому берегу.
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Прошли еще несколько простых шивер, включая порог Павловский. Их обманчивая простота нас подвела, и одна из лодок незаметно зацепила камень. В результате, подходя к Колупаевскому порогу, заметили падение давления в одном из баллонов. Пришлось пристать к берегу на починку. Встали на правом берегу, непосредственно перед началом порога Колупаевский. Место замечательное. Много черники. Больше всего понравилась поросшая ягелем скала над порогом – особенное место для встречи восходов и проводов закатов. Несмотря на ранний час, решили здесь остановиться на ночевку. Да и заплатка лучше схватится, в соответствии с установленной технологией.
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Утром седьмого дня для осмотра Колупаевского аккуратно перебрались через скалу и прошли по тропе почти до окончания порога. С берега хорошо видна линяя его прохождения.
После Колупаевского порога и пенных валов под автомобильным мостом подошли к порогу Кривой-3. Просматривали его с правого берега. Много просторных мест для стоянок. Порог относительно длинный. Чтобы в нём не заблудиться, условно разделили его на две части. Внимательно осмотрели и прошли первую часть. Затем осмотрели (также по правому берегу) и прошли вторую часть.
После Кривого подошли к группе островов и, выбрав остров с хорошей просторной стоянкой, причалили. Река заканчивалась, хотелось отложить миг расставания с ней, и мы устроили на острове отдых, почти днёвку.
Ночью и утром следующего (восьмого) дня шел сильный ливень, не хотелось мокнуть, собирая лагерь. Отдых затянулся. К обеду запас времени стал иссякать, поэтому после принятия пищи настала очередь мужественного решения. И мы начали собираться. Увидев нашу решимость, дождь прекратился. В три часа дня мы вышли навстречу Морскому порогу и Белому морю.
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
При осмотре порога, в средней его части обнаружили на деревьях привязанные гроздью белые пакетики. Ими был отмечен скрывающийся под водой у левого берега скальный клык, встреча с которым грозила потерей байдарки. Наметив маршрут, вошли в порог кильватерным строем.
Из-за сорванной юбки вторая лодка до краев заполнилась водой, поэтому к концу порога движение её стало степенным и основательным. После порога пришлось причалить в деревни к пристани и вычерпать на сколько возможно воду. Юбка слетела и на первой лодке, но не так быстро, поэтому некоторое количество черпательных движений пришлось проделать и с этой лодкой. Таинство магических движений по возвращению воды из лодки в реку прервал местный житель, который предупредил нас об отливе лаконичной фразой: «У вас осталось 15 минут, после чего вода уйдет, и вы останетесь здесь до прилива». Попрыгав в лодки, мы отчалили. Выйдя в основное русло и набравши из реки пресную воду в гермомешок, направились к острову Горелый.
Шикарные стоянки на ближайшем мысу были заняты, но остановившиеся там ребята посоветовали нам пройти немного вдоль западного берега острова, чтобы найти ещё несколько просторных и приличных стоянок. Что мы и сделали. Только при этом мы столкнулись с неожиданным сюрпризом. При минимальном уровне воды остров становится полуостровом. Вода с перешейка, появляющегося между островом и материком, скатывается в обе стороны. Течение весьма приличное. Нам пришлось побороться, чтобы войти в исчезающий пролив и дойти до стоянки. Стоянки просторные. Есть дрова. Вокруг растёт черника и грибы. Воды нет. Пригодилась та, что прихватили с собой.
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
На девятый день, утром с приливом мы отчалили и направились к острову Олений. При выходе в Чупскую губу поднялся встречный западный ветер, который постоянно усиливался. Не доходя 2.5 км до мыса Толстик, в ручье, стекающем из озера, мы пополнили запасы пресной воды. Дальнейшее движение нам стоило больших усилий. Помимо встречного ветра поднялись большие волны. Поэтому мы шли максимально близко к берегу материка, следуя всем его изгибам. Стоянки на материке, напротив южного мыса острова Олений были все заняты, но неожиданно стихший ветер позволил нам добраться и высадится на острове.
Позвонили Павлову Юре (на острове работает МТС и Мегафон), узнали прогноз на следующий день. Шторм не ожидался, поэтому можно было остаться на острове. Памятуя о сильном ветре и учитывая занятость Юры, договорились о встрече на следующий день на левом берегу Чупской губы, у причала заброшенной паромной переправы, не доходя около 2 км до Нижней Пулонги.
Вечернее решение об отказе от длительного плавания по Чупской губе оказалось верным. Утром десятого дня ветер стремительно усиливался. Пройдя между островами Олений и Утичий, мы направились к характерному выдающемуся мысу левого берега губы. Дальше, до самого причала мы шли в непосредственной близости от левого берега. Ветер был настолько сильный, что за первый час мы смогли пройти только 4 км, а за второй час итого меньше – всего 2 км. После чего, к всеобщей радости, мы пристали к берегу у причала. В этот же момент подъехал Юра. С ним за машинами отправились два водителя, остальные стали разбирать вещи и сушить лодки. Потом, погрузившись на машины, мы отправились в Кемь.
В целом график спортивной части путешествия у нас был достаточно спокойный, без напряга. Все пороги проходили полностью гружеными. Полуднёвки в заключительной части можно распределить по своему усмотрению. Возможно большее время стоило провести на море.

Полезные материалы, использованные при подготовке водно-спортивной части:
Ставшая классической лоция
Лоцией с комментариями
Отчет 6341 из библиотеки МГЦТК
Здесь можно найти схемы прохождения порогов:
Отчет о водном путешествии 2-й категории, 2000 г.
Отчет 5923 из библиотеки МГЦТК
Здесь можно найти карту со схемами прохождения порогов:
Карелия в сентябре. Сплав по реке Кереть с выходом в Белое море.
Сведения о приливах и отливах в Кандалакшском заливе Белого моря:
Таблица на квартал

Обзорно-автомобильная часть
Побывать в Карелии и не познакомиться с памятниками и достопримечательностями Севера, мы посчитали недопустимым. Посему по окончании водной спортивной части нам предстояло продолжить обзорно-автомобильную часть нашего маршрута с элементами водно-обзорного туризма.
Переночевав в Кеми, утром первым корабликом мы отправились на Соловки.
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Вечером с последним корабликом вернулись в Кемь.
Утром следующего дня потратили 3 часа на ремонт колеса, поэтому не успели посетить старейший курорт Марциальные воды и гору Сампо. Но успели посмотреть петроглифы в Залавруге:
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Самое древнее изображение лыжников, т.е. предков лыжных туристов:
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Вулкан Гирвас:
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Водопад Кивач:
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Церковь Успения Богородицы в Кондопоге:
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
К вечеру мы приехали в Петрозаводск, где и заночевали.
Утром следующего дня, с первой «ракетой» мы отправились смотреть Кижи.
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
По возвращении мы пообедали и отправились в Сортаваллу.
Утром следующего дня у нас была запланирована поездка на Валаам, но из-за штормового предупреждения она не состоялась. По этой причине «ракеты» на острова бывает не ходят по несколько дней.
Мы же, гуляя по старому городу, прождали возможной отмены штормового предупреждения до обеда, после чего отправились смотреть водопады Ахинкоски (где снимали фильм «А зори здесь тихие»):
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Горный парк Рускеала:
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Водопад Белые мосты (Юканкоски):
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
На следующий день наш экскурсовод смог перенести бронь на кораблик с предыдущего дня, и по хорошей погоде мы отправились на Валаам:
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
По возвращении мы отправились в Старую Слободу (Ленинградская область), где утром следующего дня посетили Александро-Свирский Монастырь:
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Еще переезд, и мы в Старой Ладоге:
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
Наша обзорная часть заканчивалась в Тихвине, в Богородичном Успенском монастыре:
Сплав по реке Кереть (Вода, дети, соловки, петроглифы, Гирвас, Кижи, валаам, рускеала, маи)
После которого оставалась только авто-туристическая часть до дома. Выбирая маршрут, решили ехать из Тихвина до Бологое и далее по трассе до Москвы. Не повторяйте нашей ошибки! От Тихвина до Бологого практически нет дороги. Здесь могут сломаться автомобили, даже подготовленные к трассе «Париж-Дакар». Это убийственный для колес и подвески спецучасток, длиной больше 200 километров. Выбирайте пути объезда.
На этой позитивной ноте хотелось закончить своё повествование. Несмотря на все сложности, две недели водного и автомобильного туризма удались. Если у кого-нибудь появятся вопросы, всегда обращайтесь.
Спасибо за уделенное внимание!

P.S.
Немногочисленные рассказы о наших ежегодных путешествиях с детьми можно посмотреть здесь:
Детский трекинг в Безенги
Чегем - Безенги
Детский поход в Лагонаки
Детский горный поход в Архызе

13


Комментарии:
0
а можно поподробнее про ремонт лодки?

0
Инструкция по применению аптечки (с комментариями):
1. Из материала, прилагающегося к аптечке, вырезать заплатку таким образом, чтобы расстояние от края заплатки до поврежденного места было не менее 20 мм.
В аптечке, прилагаемой к лодке, были небольшие кусочки разных тканей, аналогичных тем, из которых сделана сама лодка. На всякий случай, возможный в многодневном походе, купили полметра ткани, из которой сделаны баллоны лодки.
Уголки у заплатки подрезали, чтобы они не цеплялись и случайно не отодрали таким образом заплатку.


2. Очистить и обезжирить обе склеиваемые поверхности.
Ни в коем случае не обезжиривать ацетоном или другими сильными растворителями, т.к. можно испортить лодку. Мы использовали спирт из другой аптечки.

3. Нанести на обе поверхности клей тонким слоем.

4. По истечению 15 минут наложить заплатку на поврежденную поверхность, прогреть ее феном до температуры 40-60 градусов и прикатать.
Тут и понадобился газовый резак. Только нужно быть аккуратнее, чтобы не повредить лодку.

5. При работе с клеем избегайте попадания клея на кожу.

0
Спасибо. Особенно про ацетон. Клеить конечно надо надутый баллон?


0
К лодке прилагался ремкомплект с инструкцией.
Действовать нужно строго по ней.
Чтобы не ошибиться в деталях, которые очень важны, я найду инструкцию и пришлю её.
В мы взяли с собой газовый резак, типа такого:

Он оказался очень полезен для прогрева материала заплатки и лодки при ремонте.
А ещё им можно разжигать костёр ;)

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru