Руины Ленинакана

Пишет Aibolit, 13.11.2018 08:08

Руины Ленинакана (Альпинизм)
Foto s interneta
Тусклое солнце освещало днём этот разрушенный город, по которому печально бродили уцелевшие и одинокие жители, потерянные и без улыбки на лицах. Сил скорбеть по погибшим родным у них тоже не было. На дорожных обочинах в ряд стояли передвижные подъёмные краны, в кабинах которых спали запредельно усталые операторы-водители, а между дорог были одни развалины домов. Над городом стоял смрад от мёртвых тел. Смрад усиливался с каждым днём, потому, что мёртвые разлагались, как им и было положено природой.


Работяга Рыжий и Айболит стояли посреди развалин, а перед ними стоял абсолютно целый, со стёклами в окнах, хорошенький трёхэтажный домик. "Что смотрите, ребята? - спросил проходящий мимо армянин - это же для шишкарей строили, а для нас воон там." и он указал на развалины.

Они всё больше и больше убеждались, что зто не было землетрясением, потому, что толчок был всего-то три-четыре балла и эти баллы были несоразмерно малыми по сравнению с этими разрушениями. Бетонные плиты между собой даже не были схвачены сваркой, а вместо бетона был просто песок. Это было обыкновенное и рядовое воровство, но воровство с размахом с город, а может с республику, потому., что был ещё Спитак, и ещё Бог знает, где зто было ещё.

Утром над городом, на высоте птичьего полёта стрекотал, то двигаясь, то кружа, то зависая одинокий краснозвёздный военный вертолёт, под которым в беседке сидел Арлекин и снимал на видеокамеру панораму разрушенного города, облетая вокруг отдельные и по спирали скрученные уцелевшие коробки-здания.

Вертолёт и Арлекин летали уже второй день, а вечерами видео демонстрировалось в большой воинской палатке, расположенной также в аэропорту, у самого края взлётного поля. Айболит во время просмотра наблюдал каменно застывшие лица офицеров, прошедших через пекло Афгана и видел, как они бледнели и покрывались холодным потом, обозревая это всё здесь, на территории своей собственной страны.. .

Командира экипажа Айболит не любил. Сильный физически, подтянутый, с суровыми лицом и взглядом, весь в наградах, известный и признанный боевой ас, он являл собой тип атакующего и безкомпромиссного бойца, не желающего существовать без риска...

"Не навоевался ещё. Ему Афгана было мало. Им там в армии внушают, что они лучшие, что самого Бога за мошонку держат. Он кто угодно, но только не извозчик. Ох и наделает ещё делов..."

Днём Айболит успел назначить лечение и поставить катетеры в вены двум грудным детям, которых вела аэродромная воинская педиатрическая бригада во главе с неопытным и молодым врачом - лейтенантом.
Эвакуация этих детей тоже была простой. Айболит вышел с детьми и молоденькой докторицей на взлётную полосу и тормознул поднятием руки лайнер, который уже приготовился к разгону. Из передней двери выбросили служебный трап и стюардесса приняла и детей, и докторицу.

Ещё прилетели монголы, на своём самолёте и привезли юрты, в которые некого было селить, потому, что спаслись единицы, а весь город погиб...

Вечерело и приехали мужики, откапывавшие трупы из-под завалов. Долго мылись водой, которую вскипятил для них Айболит, жаловались на мародёров, которые, прикидываясь родственниками, грабили откапываемые ими трупы, и один из них вытаскивая нож, обещал перерезать всех, кто будет ему мешать грабить.

Ещё они рассказали Айболиту, как один из крановщиков, подняв за проушину осыпающуюся на глазах бетонную панель, увидел раздавленную, как муха на стекле женщину, прилипшую к арматуре. Панель с женщиной зависла, потому, что крановщик потерял сознание.

Настроение у парней было хуже некуда, и когда Черных, председатель их кооператива, предложил лететь в Спитак на вертолёте и заснять всю панораму там, все обрадовались хоть какой-то смене впечатлений и полезли в салон...

"Пилот - жеребец сорвиголовый, зкипаж ему подстать, салон переполнен. Да, вертолёт боевой, мотор усилен, всё равно не полечу."

Они потеряли направление и влетели не в то ущелье. Пилот вёл машину, как на войне, повторяя рельеф и низко, опасаясь стингеров. Потом на подъёме через гребень они врезались в здоровенный сугроб...

Лишившийся пилота и штурмана вертолёт, переворачиваясь и падая, ломал о скалы лопасти, потом хвост, внутри салона маятником гуляла массивная лебёдка, превратив в осколки обе бедренных кости у Антошки, она же сломала рёбра Князю, потом убила Черныха. Потом, когда остановилась и лопнула эта, недавно бывшая вертолётом коробка, из неё посыпались травмированные и убитые, обильно поливаемые керосиновым душем.

Арлекин с поломанной ногой успел выключить мотор, а кто был ещё цел, вынесли Антошку и остальных, кто двигаться сам не мог...

Ночью, на аэродроме, какой-то подонок попал винтовочной пулей часовому в грудь и тот, сменившись, пришёл к Айболиту на осмотр. Он снял с него бронежилет, под которым располагался здоровенный и округлый синяк. Тоны сердца были ритмичны, оба лёгких дышали, ну и слава Богу, а у парня дембель светит через неделю, уедет домой целым...

Утром после катастрофы, те, кто остался в аэропорту, взяли огромные кастрюли и пошли за водой. Один из новоприбывших офицеров, не разобравшись, начал кричать, что за мародёрство он сейчас всех их расстреляет к той самой матери и действительно, выстроил свой комендантский взвод. "Нам разрешили" - Граф даже бровью не повёл, -"а ты бы, капитан, повёл бы своих бойцов в город и защищал бы нас и других копателей там от мародёров, вот где пострелять бандюков надо."
"Приказа не было" - потупившись ответил капитан...

Пару дней спустя Айболит стоял на одной из ереванских улиц и голосовал, но никто ему не останавливал, наверное потому, что он был одет во всё армейское. Кооператив был основан на очень большом заказе ВВС на мумиё и командующий распорядился переодеть всех их в армейское, чтоб не светились. Потеряв терпение, Айболит прямо вышел на середину дороги и из старого и раздолбанного "Москвича", тут же ушедшего на обочину юзом по гололёду вылез разъярённый среднего возраста армянин в стареньком пальто и заорал на Айболита-"Чиво нада?" " Да ехать надо" - Безнадёжно произнёс тот. "Нэт" "Почему нет?" " А пачиму вэрблуд вата нэ эст? Нэ хочит"- и уехал. Потом дал задний ход, поравнялся с Айболитом и спросил - "Куда нада?". "В госпиталь. Ребята разбились". "Эта с вирталотом?" "Откуда знешь?" "Вай, джан, дарагой, вся Армения знаит". Довёз, деньги брать наотрез отказался. "Иди пойми их, то везти не хотят, то последнюю рубашку отдают. Вероятно, последствия зтого перенесённого дикого шока."

После неудачной попытки госпитальных врачей собрать антошкины кости, Айболит вывозил его и Князя из Армении в Ташкент, прямо в окружной госпиталь ТуркВО, вручив антошкину судьбу своему другу - майору медицинской службы и талантливому ортопеду, вышедшему из Афгана, который и поставил Антошку на ноги...

Долго-долго Айболит видел во сне кошмары, Работяга-Рыжий во сне кричал, а днём собирался привлечь к международному суду всех повинных в этой катастрофе, Князь, неся в душе руины Ленинакана, был не в состоянии оставаться трезвым, остальные были не лучше...

Айболит искал ответ на мучивший его вопрос, почему они все были подавлены чувством несуществующей вины и почему они, не сомневавшиеся в себе прежде, и очень сильные физически и духовно, много повидавшие мужчины поимели это унизительное чувство беспомощности и неуверенности в своих силах, которое долго не проходило...

Серёга Мятишкин забрал его на горнолыжные сборы в Пржевальск, где росли огромные тяньшаньские ели и на верхней станции безлюдной канатки лакомились козлятиной непуганые волки, тишина была звенящей, а рабочий канатки, инвалид афганской войны каждый день приносил бутылку водки, купленную в складчину и они лечились ею втроём на ночь. Кошмары сниться перестали, но Айболит пришёл в относительную норму только в Праге, куда чета Шабановых, видя его состояние, увезла Айболита...

Там, в Праге, он встретил своего друга Зденека, тоже альпиниста. Они стояли ночью на Карловом мосту. Зденек выслушал всё, и сказал: "Души мёртвых стучат в твоё сердце, мой друг, это невозможно видеть столько и не поехать крышей. Это притупится, но никуда не уйдёт. Научись с этим жить"...

Источник: Aibolit
140


Комментарии:
9
Хватает за душу, всё это было, других слов нет...

8
Тяжелее всего были работы на школах.

8
Не знал Док что ты был с ними в той командировке...
Моё почтение тебе...
Рустик вроде тоже падал в вертушке...
Это наверное хуже чем война...потому что врага нет...

4
Страх божий...

8
Это судьба нашего поколения, нашей страны-нашей бывшей страны...учится с этим жить! У кого то получилось, у кого то-нет...а кто-то, вообще, не захотел с этим жить. Вот такой карамболь...

3
Док...

10
Был в Ленинакане на той спасаловке, но не с первых дней, а с 19 декабря две недели. Снимали людям их имущество из полуразрушенных аварийных многоэтажных зданий, а в первые дни разбирали завалы. В те дни стоял уже не трупный запах над городом, а запах какого-то дезинфицирующего средства, которым завалы поливали. Подтверждаю, "бетонные" плиты ударом лопаты разваливались в песок. А про вертолет слышу впервые. Питьевую воду мы себе привезли в бутылках и ходили за водой куда-то далеко к колодязю. Один раз нас повели в городскую баню, в которой в тот день впервые появилась вода после землетрясения. Я зашел вовнутрь, осмотрелся, но так и не помылся. Решил, что безопаснее ходить как есть, чем пользоваться их благами цивилизации. Местные жили в своих дачных домиках и гаражах. А мы в строительном балке с буржуйкой. Снаряж альпинистский в т.ч. спальники привезли, потому в одежде спать было терпимо. При нас тоже были толчки. Местные начальники потом сказали, что 5 баллов. Но на меня при подземном толчке строительный подъемный кран поехал в самый неудачный момент. Пришлось срочно эвакуироваться со спущенными штанами.

1
Тоже впервые слышу про вертолет и точно не было "трупного" запаха в городе... Скорее это был запах - что-то вроде гари...

16
Спасибо, Борис. Хорошо написано, душевно.
Был в Ленинакане с самого начала и до нового года. Много всякого видели: и хорошего и плохого. Но что особенного было? Большинство спасателей - альпинистов прибыли добровольно, самоорганизовавшись, часто чуть ли не за свой счет. Чего греха таить: особой любви у людей разных национальностей друг к другу не было. Уже начались т.н. межнациональные конфликты - массовые побоищи. Но в Армении работали все, не зависимо от национальности, помогая друг другу.

7
Спасибо.
А так да.
Напр. упустил лом... Размахнулся, чтоб пробить дырку в плите для заведения троса, а лом как сквозь песок (ну он и есть...) через несколько плит насквозь ущёл куда-то на нижние этажи.
Пытались поднимать плиты краном за типовые проушины - так за проушины выдёргивалась вся арматура (сама "плита" ссыпалась) и она начинала хаотично и непредсказуемо свистеть над головой... Спасался прыгая в ложбину между обломками.
И в городе всё легло и в пригороде... Видимо делили цемент на свой и чужой. Не хватило и там и там...
Про мародёров так. Даже хуже... Не хочу про это вспоминать.

3
Даже читать про все это очень тяжело. А каково было там, наяву?
В подобных критических ситуациях и проявляется истинная сущность человека и, при этом, чем выше человеческие качества, тем труднее пережить весь ужас происшедшего.

4
Боря, мне Арлекин рассказывал про то что творилось там, как мародёры дорогие шубы из под завалов уносили . Рассказывал, что подходила полураздетая женщина и говорила что она из этой квартиры и просит что бы помогли откапать её вещи и надев дорогую шубу благодарила и уходила, а потом как оказалось её видели уже не в одном месте. И про бетон из песка тоже рассказывал.
Но то что ты там был я тоже не знал. Прими моё уважение!!!

7
Я такого не видел.... И никто из нашей команды (человек 20) не видел....
Видели невероятное горе, которое объединяло ВСЕХ кто там был ...
И в нашей команде был небольшой отряд, который откликался на просьбы пострадавших достать что-то очень важное и ценное из аварийных, висящих на честном слове квартир - и это жизнь.... они уже потеряли все, что только может потерять человек и, если мы могли помочь хоть в этом - нужно было помогать....

4
Откопать вещи - это ещё по божески... Нас умоляли откопать ребёнка. Как мы копали... Оказалось чемодан с чем-то ему нужен был...

14
У меня по воспоминаниям о работе в Ленинакане-88 написана повесть "Руинный марш". Она через Литрес есть на лит-сайтах, и здесь:
http://www.mountain.ru/people/Buyanov/2003/marsh/
Я описал, что увидел и понял. Если интересно - прочтите. Описанные события мне близки и понятны, - спасибо.
Специфичный запах в городе был - запах гари (от костров и, может, от бывших пожаров) с какой-то "горько-сладковатой" добавкой гнили...

14
Уважаемый господин Буянов, внимательно ознакомившись с Вашим анализом и освещением тех, уже далёких событий, должен Вам сообщить, что более правдивого и более сильного труда по этой теме я не видел. Как участник спасательного отряда и свидетель той катастрофы я полностью принимаю каждое написаное Вами слово. Мы все думали также. По приезду домой нашими ребятами была организована группа быстрого реагирования во главе с Арлекином (Шурой Путинцевым), я даже думал тренировать семейство сенбернаров, но начал гореть весь Восток и я увёз семью и себя. Очень жаль

1
Боря, а почему ты так официально обращаешься к Евгению Буянову? Ты же лично познакомился с ним, когда 16 апреля этого года в Питере, на Совете ветеранов альпинизма, сидели за одним столом, и ты подписывал ему свою книгу. Обрати внимание: на первое фото, справа тот же рукав, что и на втором фото, на котором он изображён сидящим слева https://www.risk.ru/blog/214484

5
После этого многие альпинисты ушли в зарождающийся МЧС. Рожков Андрей, братья Легошины, Леша Мартынов и многие другие мои друзья и знакомые. И для нас мародерство и многие другие специфические вещи стали шоком. До этого читали про это только в литературе между строк, которое замалчивалось. При социализме этого не должно было быть

1
Трудно поверить в вину строителей.При землетрясении происходит разная степень сдвигов в разных плоскостях.Ашхабадское было более страшное.

4
Вина не строителей, вина заводов ЖБИ: в железобетонных изделиях цемента почти не было!

1
Вина не заводов, а общей атмосферы замалчивания и потакания воровству, которое расцвело с конца 70х на окраинах империи пышным цветом. Запущено всё это было, до безобразия.
В данном случае - в ущерб безопасности строительных конструкций. В рассказе Айболита есть эпизод про домик "кого надо". Вот на такие "домики" и уходил цемент, "съэкономленный на общих домах.
Больно и горько всё это


0
... особенности подстилающего грунта, грунтовые воды, расположение разломов. Строители и заводы ЖБК - тоже.
Но было много зданий, которые огульно признали аварийными, но не могли снести ни взрывчаткой, ни танками со стальными тросами.

1
Об Ашхабадском молчали, скрывали масштабы.

5
Оленька, мы ведь близко не знакомы, а уважение за труд надо выразить

4
Доктору (Борису, который "прав") - большое спасибо за отзыв! Я тоже очень трогательно воспринял Вашу книгу, - мне она близка и она по-своему оригинальна, - это выделяет её из других хороших книг. Хорошие книги запоминаются некоторыми сюжетами, которые в память врезаются, как "образы и автора, и самой книги. Конечно, мне бы больше подошло обращение "товарищ", а не "господин", - ведь все мы "товарищи по любви к горам", и настоящие туристы и альпинисты всегда придут друг другу на помощь. И сумеют разделить и "последний бинт", и "последний сухарь".
На приведённых фото, кроме "Доктора" - Анна Александровна Федотова, ? (не запомнил, кто), я, Никита Степанов и Владимир Владимирович Благово (его ленинградские туристы называли "Ваней", - он до начала 80-х был председателем горной комиссии Федерации туристов Ленинграда). Я "разговорился" со Степановым, - мы рассказывали друг другу всякие истории и искали отдельных общих знакомых среди альпинистов и туристов. У меня из знакомых туристов ушёл в профессиональные спасатели Александр Шилин - он стал крупным руководителем МЧС в Северо-Западном регионе...
Старшие Кашевники (Борис Лазаревич и Лариса Яковлевна), которые в 1960-1961 годах жили и работали в Ленинакане и пережили там землетрясение (когда их Мише (моему однокласснику в 9-10 кл) было 10, а Саша был ещё "грудничком"), мне рассказывали об определённом "менталитете армян", с которым они столкнулись на работе. Конечно, эти наблюдения касались не всех людей, но особенность была именно такой. Они сказали, что армяне не воруют друг у друга. Но они нередко "тащили у государства" с производства. И после сдачи продукции в конце дня, часть её "растаскивали" для себя. Для себя разрушали свою же сделанную работу. Вот, видите, - видимо, так с этими "домами" и получилась. Стащили этот цемент у "государства" для своих дач, но вот "свои" дома получились такими, которые стали могилами. Так что получилось, что "стащили у себя и на свою беду". Вообще в Ленинакане рухнули далеко не все дома, а многие имели лишь частичные повреждения. Это было вызвано, видимо, и качеством их строительства, и направлением и силой волн землетрясения и расположения домов относительно воздействия). Рухнули именно "обворованные дома-многоэтажки", - потому так много было видно дефектов строительства. Позже я видел в кинохронике "бетон" примерно такого качества и похожие разрушения и в Азербайджане (кажется, в Баку). Всё знакомо и печально...

4
Спасибо, Евгений, да это Анна Федотова, мой первый тренер. Потом Юра и Анюта сдружились со мной на всю оставшуюся и сильно повлияли на мой выбор образа жизни, почему я и стал альпинистским врачом
А эта трагедия очень больно ударила по спасателям тоже. Мне жаловалась дочь Жени Иванова(Работяге-Рыжего), что папа до сих пор видит мёртвых на столе на скатерти. А он не из слабаков - был руководителем узбекской команды на первом восхождении на зимний пик Коммунизма.

7
Вообще в Ленинакане рухнули далеко не все дома
Практически неповрежденным остался "железнодорожный поселок". Там, как нам рассказывали жители, все дома принимались с установкой искусственного землетрясения.

С ситуацией, когда умоляли копать здесь,т.к. именно здесь должен лежать ребенок или жена, а там был шкаф с ценностями, мы столкнулись несколько раз, когда работали на жилых домах.
Поэтому сразу согласились на предложение перейти на мебельную фабрику.
Больше, чем запах, запомнились огромные штабеля гробов и валяющийся кругом хлеб

3
Мы стояли в очереди за гробом. Где-то в окрестностях Еревана. В три часа ночи стала подходить наша очередь, но тут вышел пожилой мастер, который еле держался на ногах: "Народ, простите! Я больше не могу. Делаю последние 5 гробов для этого мужчины и всё. Не стойте". Очередь зашумела и уставилась на "счастливчика": "Почему ему так много?! Мне нужны всего два, а я с утра жду!"... Предложения: "Не выдавать больше трех в одни руки!"
"Счастливчик": "Я из Спитака. Что с вами, люди? Опомнитесь! Никому такой "удачи" не пожелаю"...
Несколько человек - в т.ч. и я - упросили мастера и стали ему помогать.
... Взял! Потом в гараже родственника приколачивали гвоздиками черные кружева. Счастью не было предела. Даже забыл, что он для ....
Правда, перевезти гроб в Ленинакан не удалось даже по объездной дороге: 20-километровая пробка. Поехали было по полям, но увязли в грязи...

Спасибо, вам и всем, кто там работал

4
Пришел, увидел и сразу во всем разобрался ... "не было землетрясением, потому, что толчок был всего-то три-четыре балла и эти баллы были несоразмерно малыми по сравнению с этими разрушениями". Это, конечно, нечто. Такого еще нигде не встречал. ... Я находился дома и меня подбрасывало как мячик - почти на метр, а людей на улице валило с ног.
Любимая тема о мародерах. Да, они были. В том числе - из других городов и республик. Только о самые "живописных" случаях все авторы пишут с чужих слов. Мне же запомнился другой случай, свидетелем которого я случайно стал: задержанные офицеры, перевозившие в двух грузовиках ковры и ... печатные машинки. И стреляющие ночью по теням ВДОЛЬ проспекта солдаты ВВ. И альпинисты из *** , вынесшие из уцелевшей части нашей квартиры два мешка с новенькими вибрамами и немецкими веревками, которые я привез со склада Спорткомитета из Еревана накануне вечером и не успел отвезти в наш институт.
Разное было. Но читатели обожают стереотипы.
P.S. Кстати, о крушении вертолета никогда не слышал. Где это произошло?

2
Не знаю как насчет других офицеров... Но наши (вдв) ничего оттуда не вывозили и ,,по теням,, не стреляли. Опять же, давайте не забывать что это было во время Карабахского кризиса (это насчет стреляли)...

0
А причем тут Карабах? Вы на карту-то гляньте. Следуя Вашей логике, надо стрелять в городе, где бродят бездомные и ходят ребята, работающие на завалах?
О принадлежности к роду войск ничего сказать не могу. Да мне это и не очень интересно.


3
Насчёт трухлявого "железобетона" скажу следующее: контроль за его качеством должен быть и на заводе железобетонных изделий, и у строителей, которые не должны принимать откровенный брак по требованиям строительных норм и правил (СНИПов), - правила в этой части весьма строгие. У меня дед был начальником строительной конторы, - он был откровенным "трудоголиком", и вкалывал "по-чёрному". Помню, как достаточно часто в 2-3 часа ночи телефонный звонок поднимал его с постели (это было в Саратове) - ему сообщали, что прибыла баржа со стройматериалами (обычно, с цементом), и он тут же обзванивал бригадиров (для сбора рабочих) и ехал организовывать разгрузку и развозку материалов по стройкам. Он мне рассказывал, что у них на стройках постоянно брали на контроль пробы бетона и раствора, эти "кубики" везли в лабораторию и делали контроль по многим характеристикам (и хранили и учитывали все пробы, как документацию на них). Строили, например, корпуса завода для изготовления гироскопов - там требования по чистоте помещений были на 2 - 3 "пылинки" на кубометр воздуха. Так что за качество строительства отвечали и на заводах, производящих материалы, и на стройках. И если строили такую "хрень на песке", - значит, виноваты были и там, и там. И там, и там работали специалисты, а не "детки" из детсада...

8
Трудились на Кугитанге, рубили мумие пром.способом, 7го декабря к вечеру по радио услышали новость, тряхнуло Армению, переглянулись, надо собираться. 8го вылетели нашим бортом в Ташкент, 9го сбор, подготовка снаряжения,инструмента, резаков,кухни, поиск продуктов ,упаковали полную машину газ 66.
10го стартовали на АН-12, В Ленинакане посадку не дали, лопнула в.п.полоса от перегрузки, сели в Баку, ждали до ночи, перед очередным вылетом команду разделили, основной состав отправили на Ан-26, а машину с грузом и сопровождающими на вертолете. В Ленинакане наш самолет внаглую втиснулся на посадку между 76ми, а вертушку диспетчеры перенаправили а Тбилиси, из Грузии ребята добирались в Армению своим ходом попали в аварию с последствиями, и встретились с ними весной в Таше.
В Ленинакане нас разместили на поле возле парковки ИЛ-76ых. Так как мы состояли в ведомстве СпецАтома нас и прикрепили к этой конторе, разбирали обувную фабрику "Масис", работали в две смены по 12 часов. Половина трехэтажного здания фабрики рухнуло и запрессовалось в один этаж вместе с телами женщин, оборудованием,станками, снимали по слоям этаж за этажом, пустот практически не было, живых не находили. Работы в основном велись вручную, кирка, лопата, лом, резак арматуру резать, хорошо кран был современный, с большим вылетом стрелы, далеко доставал.
Прошло много лет, а я помню нашу шатровую палатку в какой мы жили и которую держали всей командой при рулежке очередного ИЛ 76, трупный запах при въезде в город, не оседавшую пыль в воздухе (Как туман), штабеля гробов по всему городу, и, горе, горе людей оставшихся в живых, потерявших родных,близких, горе немерное, сконцентрированое в больших масштабах.

0
Да... Как же давно это было... Мы тогда уже ездили под эгидой МЧС, в ассоциации спасформирований В.Д. Кавуненко. Так что "своим ходом" уже не ехали. Так что я туда не попал, т.к. вылетали уже 3-й волной в Спитак (дату не помню, сидели на рюкзаках уже в управлении МЧС у "Детского мира"). Ближе к вечеру вылет отменили, со словами, что живых уже нет, а с разбором там уже справятся теми силами, что остались... Из друзей многие там были и много рассказывали... Одежду, в которой работали, назад не привозили - невозможный запах... А вертолетом историю тоже никогда не слышал.

2
* вылет отменили, со словами, что живых уже нет... А вертолетом историю тоже никогда не слышал.*

То, что вертолет и наши ребята в нем, в т.ч. Путинцев, падали - слышал не раз. Уточню у Раджапова, он должен знать детали.
Когда в утренней газете прочел о землетрясении в Спитаке и наборе добровольцев с контактами госкомиссии, как раз был на смене. Позвонил туда, представился как инстр. с опытом спасработ. Мне клятвенно обещали перезвонить, но так и не удосужились. Госструктуры неповоротливы, особенно тех времен. Зато в газете днем позже написали - что вот, есть такой доброволец - молодец какой!

5
О крушении вертолета.
в Армению в догонку нашей группы также был отправлен военный вертолет из Каганского отряда (Бухара).обслуживавший нас на Кугитанге все лето и осень.
20 декабря утром из штаба инфо, нужны добровольцы в Спитак, вроде людей не хватает, Путя (Арлекин) предложил желающим слетать и на месте определиться нужны мы там или нет. При перелете из Ленинакана в Спитак экипаж вертолета ошибся курсом, влетел в ущелье без набора высоты, вытянул на седло, а дальше произошло непонятное, борт опрокинуло обратно в ущелье, машина упала, от возгорания спасло большое количество снега, были жертвы, пострадавшии, помогали спускаться местные жители из ближайшей деревни. Командира экипажа видел в деле,пилот от бога, гражданским горным асам не уступал, умер спустя неделю в госпитале от травм.

1
При подлёте к Еревану 11.12.1988 нам сообщили, что разбился самолёт со спасателями корпуса гражданской обороны. И в городе были сообщения о несчастных случаях со спасателями. У некоторых от "картин катастрофы" с погибшими сердце не выдерживало.

2
Рустам!
При переходе седловины, если ветер дул Вертушке в лоб. Перед седловиной образуется зона разряжения и турбулентности направленной вниз . Вертолет потерял плотность и провалился...Несколько метров выше и могли проскочить...

0
Во! Сергей, ты озвучил мои мысли. Версия напрашивалась, но я, как дилетант, не рискнул ее высказать. Поскольку мысли совпали, похоже на правду. Для контроля, неплохо бы профессиональных пилотов послушать.

1
Для Say,
Сергей если в деталях, при выходе на седловину борт вертануло на 180' вокруг своей оси и он стал проваливаться обратно в ущелье, экипаж сделал попытку развернуть машину это почти удалось,но зацепили лопастью скалу и все, ...

1
А это уже совсем другое дело... Если борт развернуло, причины губже, и это уже к инженерам.

3
Тяжелый рассказ. Слышал о землетрясении в общих чертах, после прочтения порылся в инете: https://mt-smi.ru/blog/43076291508/ZEMLYATRYASENIE-Pravda-i-lozh-o-leninakano-spitakskoy-katastrofe?mid=FBEC6CC2910FC3E09881C577153436F7&utm_campaign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_22&domain=mirtesen.ru&paid=1&pad=1

0
Прочёл внимательно Вашу ссылку. Всё правда. А душевная болезнь называлась оказывается ptst - posttraumatic stress disorder . В переводе посттравматическое стрессовое расстройство. Оно в нас долго держалось.

0
В указанной ссылке военный журналист описывает то, что видел в военной командировке: работу военных. Их дейтствительно было много, но в силу возраста солдат эффективность их была ниже, чем у альпинистов.

Так, в нашем спасотряде альпинистов а/к Одесса были самые разнообразные специалисты: сварщики, газорезчики, слесари, монтажники, газовщики, крановщики и др. Да и смерть каждый до этого видел уже не одну. Ну и рисковать умели, в отличии от пацанов-солдат.

0
С точки зрения братства народов того времени отношение армян с азербайджанцами
было "своеобразное". Через год я услыхал там же на Кавказе, что там будет
большая война. Было странно это слышать.
Сейчас на это смотрю просто как на историю мира, которая не меняется, да и вряд ли поменяется когда нибудь.


3
Да, - очень трагичный рассказ. Ещё одна "сторона" катастрофы. Одна из многих её страниц, - страниц из страшной "мешанины" этой трагедии. С "мешаниной" разрушенных домов, поломанных судеб, с мешаниной из гнусного предательства и беззаветных подвигов людей. Мешанина из высокой чести и подвига одних и гнусной подлости других. Мешанина из нашей, родной советской действительности, - из сонма наших достижений, недостатков и противоречий. Когда всё это столкнулось вместе - в этих городах, ставших не время кладбищами...

1
Солдат-призывников я в Ленинакане не видел, - или не запомнил. Из военных там работали "партизаны", - проходящие военные сборы офицеры запаса. Возможно, просто опасались бросать на спасработы молодых "пацанов", - предпочитали посылать "крепких мужиков", - такими были и большая часть альпинистов и туристов. И понятно: молодёжь в таких ситуациях нередко "пасовала" и просто не знала, что надо делать и "куда думать"...

1
Встреча ветеранов-1988 спасработ в Армении состоится в 18.30 5-го декабря, среда, в лектории им. Шокальского Русского географического общества, Санкт-Петербург, пер. Гривцова, 10А (метро Сенная площадь). Вроде, вход свободный. Но списки присутствующих, как мне сообщали, от туристов готовит Муравьёв Алексей (директор клуба туристов С-Пб), а от альпинистов, видимо, Сергей Шибаев. Книга и Слобцова "Тайна гибели группы Дятлова" вышла 4-м изданием (в "бумаге") в издательстве "Родина". Самые последние мои исправления не внесли, и текст соответствует изданию 2017 года. Ошибка со вкладкой исправлена - вкладка в книге есть и её качество лучше, чем в издании-2016. Книгу можно приобрести в"Буквоеде" или по заказу, или прямо - при наличии в магазине. Можно купить через Интернет. Тираж небольшой - 1500, так что два последние тиража эквивалентны тиражу первого издания (в 2011 году - 3000). Но, конечно, книга много "прибавила" в текстовой части, - я внёс много правок и дополнений. Отрадно, что тираж вышел до 60-й годовщины событий трагедии группы Дятлова.

0
Да, сегодня состоялась эта встреча ветеранов Ленинакана-88. Сергей Шибаев для альпинистов (по спискам, которые у него с Шопиным были) отстоял и наградную медаль, и памятный значок, и памятную грамоту. Туристам-спасателям Алексей Муравьёв (по своему списку) "справил" памятные грамоты. Спасибо им - постарались. Слава Авдеев показал несколько презентаций со слайдами. Выступили: Сергей Шибаев, Владимир Шопин, Вячеслав Авдеев, Силаев Валерий (полковник МЧС), Пивненко Юрий, Буянов Евгений. В президиуме: Шибаев, Курмакаева, Пивненко, Силаев. Провели награждение, сделали общие фото на лестнице РГО. Было приятно пообщаться до и после торжественной части с товарищами по спасработам и просто со старыми знакомыми - туристами и альпинистами. До 9.00 нам надо было "закруглиться", и мы успели. Я кратко рассказал о пути группы спасателей, в которой работал "рядовым" и сказал, что подробно можно ознакомиться с историей на сайте www.mountin.ru, раздел "Люди и горы", - авторская страница Евгения Буянова. Ещё можно посмотреть интересную статью Б.Абрамова "Ленинакан" на сайте www.risk.ru, - в ней интересная дискуссия со ссылками на другие статьи.

0

0

0
Спасибо за память, Шопину от меня большой привет

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru