Немного о Троллеях

Пишет Ice-age, 28.06.2009 16:09

Немного о Троллеях (троллей, технические советы, как тянуть, ледниковый период)

Звонок телефона
- Здравствуйте, мы собираемся тянуть троллей. Можете нам помочь теоретически?
- Расскажите поподробнее.
- У нас будет фестиваль молодежи, мы там натянем 300 метровый троллей.
- А какой угол наклона?
- Примерно 45 градусов.
- А как, же вы тормозить будете?
- Об воду.
- ААААА-ааааааа!


Это не шутка это цитата из вчерашнего разговора с молодым человеком из Казани.
Иногда мне становится страшно. Страшно потому, что я представляю с какой легкостью можно кого-нибудь укокошить таким способом. И мне совсем не понятно, что нужно делать для того, что бы даже теоретически все предотвратить. Рассказать всем все хитрости, которые мы применяем для натяжения, Троллеев? Не будет ли это побуждающим фактором? Молчать и скрывать то же неверно. Надеюсь мой рассказ о некоторых особенностях натяжения и использования веревочных троллеев будет полезен тем, кто уже делал что-нибудь подобное, а тех кто только впервые знакомиться с веревками заставит задуматься о своем подходе, и пригласить более опытных друзей для осущевстления своих планов.
1. Подбор места.
Это несомненно важнейшая часть мероприятия. За все время мы убедились что натянуть Троллей можно где угодно и за что угодно. Но натянуть безопасный Троллей для фестиваля или любого другого массового мероприятия можно только в подходящем месте.
Точка старта находиться на возвышенности. Точка финиша также находится на возвышенности. Перепад высоты между ними 10-15 метров на 100 метров троллея. Все выглядит примерно как на рисунке.

Немного о Троллеях (троллей, технические советы, как тянуть, ледниковый период)

Естественно место под веревками должно быть расчищено от деревьев и веток (только не надо устраивать лесоповал ради троллея!). Помните, абсолютно все веревки растягиваются.
Чем длиннее троллей, тем сильнее он будет провисать, когда по нему поедет райдер и, зачастую, предугадать на сколько провиснет очень сложно, поэтому место под веревкой не должно содержать опасных предметов: проводов, столбов, деревьев и прочего.
Финиш должен быть на высоте от двух с половиной метров над землей, чем выше, тем лучше. Это перестраховка от не запланированной встречи с землей на выкате особо тяжелыми райдерами и тандемами.
2. Подбор снаряжения.
Веревка. Самое важное. Тут все просто. Вам нужна суперстатика. Мы используем Ukrope. Его все ругают за то, что он очень жесткий. Это правда. Жесткий. За это мы его и любим. Для особо сомневающихся скажу, что пробовали и Коломну, Tendoon, Beal, но из всех с Укропом может конкурировать только американский PMI, который до сих пор никто не возит в Россию.
Диаметр от 10 мм и выше. Если планируете катать больше 50 человек, то не меньше 11 мм.
Запас по длине должен быть 25%. Это даст возможность спокойно перетянуть веревку, навязать нормальные узлы закрепления на старте и финише, из которых в случае не предвиденного повреждения можно выдать веревку, тем самым сдвинув повреждение на финише за узел. Троллеи длиной более 50 метров тянутся только с использованием двух одинаковых (не только одного производителя и диаметра, но и желательно из одной партии) веревок. Это дает более равномерное распределение нагрузок в точках старта и финиша, которые возникают в момент проезда райдера, а также необходимый запас прочности веревок и минимизирует последствия при повреждении одной из веревок.
Железо (специфичное).
Microcender или Macrocender – 3 шт. При натяжении (особенно финальном) необходимо тянуть через станцию на веревке для исключения вероятности повреждения оплетки, поэтому используется три последовательно поставленных зажима, соединенных компенсационной петлей. Расстояние между зажимами примерно 25 см. Учтите что при чрезмерной нагрузке Macrocender сначала травит веревку диаметром до 12 мм, а Microcender кусает оплетку.
Используя зажимы других фирм, особенно отечественных вы, скорее всего, порвете веревку раньше того момента, когда она будет натянута с необходимым усилием.
3. Делаем старт. Если высоко на дереве, то оттягиваем дерево в противоположную троллею сторону двумя оттяжками разведенными под углом 45 градусов. Вокруг ствола самого дерева обвиваем веревку 6 раз и вяжем прямым штыком. После узла прямой штык оставляем экстренный запас веревки (на случай порчи оплетки при натяжении на финише).
Немного о Троллеях (троллей, технические советы, как тянуть, ледниковый период)

На 14 см ниже оси первой веревки точно так же вяжем вторую.
Также можно делать старт через девиэйтор (отклонитель). Это даже более предпочитаемый способ, так как дерево нагружается меньше, а тянуть веревку можно снизу.
4. Делаем финиш. На возвышенности, как я уже говорил, находим, удобное место. И на расстоянии 14 см друг от друга намечаем место оси финишного закрепления веревки.
Собираем полиспас со станцией из трех зажимов (см выше). В начале полиспас может быть двойной, чтобы выбрать свободный ход веревки. Затем четверной или шестерной. Обычно шестерного и трех человек хватает. Но фишка не в полиспасте, а в том как крепить веревку на ствол дерева. Когда полиспаст выбран свободный конец (перед полистпасом) обвиваем 6 раз вокруг дерева и фиксируем на веревку прямым штыком.
Важно, чтобы веревка не перехлестывалась сама через себя. Прежде чем дойти до такого простого способа мы испробовали массу других, применяя разные железки от больших решеток до Petzl Stop и самоделок. Но поверьте, что на данный момент этот способ самый удобный и безопасный.
Точно так же, как и первую веревку, тянем вторую, закрепляя ее на 14 см ниже. Но перед тем, как натягивать, смотрим, чтобы они не перехлестывались. Для этого вам понадобится рация и человек на старте и посередине. Веревки мы заказываем разного цвета для того, что бы никто не путался в показаниях.
Полиспаст удобно набирать из отдельной веревки, используя пластину Paw и на конце хвоcта Protraxion.
5. Провисание веревок и время возврата волны. Очень субъективные данные, но, наверное, самые важные. Запомните, что веревка, даже когда она сильно натянута, провисает. А когда она натянута в струну - она рвется. Хорошо, если при натяжении. Хуже, если под человеком. Передать личные знания через Интернет- все равно, что сделать известную операцию по телефону. Но все таки расскажу вам пару нюансов.

Слабо натянуто. Обратите внимание, что характерной чертой недотянутости является провисание веревок до уровня финиша.

Немного о Троллеях (троллей, технические советы, как тянуть, ледниковый период)


Натянуто.

Немного о Троллеях (троллей, технические советы, как тянуть, ледниковый период)


Перетянуто.

Немного о Троллеях (троллей, технические советы, как тянуть, ледниковый период)


Метод волны.
При оптимальном натяжении волна, пущенная по 300 метровой натянутой веревке, проходит туда- обратно 4 раза, за 7 – 10 секунд. Очень субъективно, конечно).

Продолжение на лайф айс-эйдж ру>>>

113


Комментарии:
0
Также можно делать старт через девиэйтор (отклонитель)

Немного непонял. Объясните поподробнее пожалуйста

1
Ок. Чуть позже объясню.

0
Дивейтор по сути оттяжка. Дивейтор жестко закреплен на дереве от сползания вниз, веревка троллея проходит-перегибается сквозь скользящий карабин (лучше стальной), и уходит дальше вниз. Там она крепится (вне зоны доступа неквалифицированного персонала). Чем меньше угол на карабине, тем в более благоприятных условиях трудится дерево (при угле около 0° дерево работает на сжатие), но требуется большее пространство перед стартом троллея. При организации дивейтора следует иметь ввиду, что под нагрузкой веревка троллея в его районе будет тереться (потому и карабин стальной), поэтому необходимо предусмотреть меры защиты - лучше отвести дивейтор от ствола.
При применении дивейтора применение оттяжек для дерева как правило не требуется.

0
По сути правильно. Только в карабин должен быть встегнут блок с большим роликом (например такой) а уже в него троллейная веревка. И все для того, что бы избежать перетирания, в месте перегиба.

0
300 метров - это серьезно. делали стометровый троллей, возможно при 300 метровом проявятся свои ньюансы. Замечено - не стоит сильно натягивать, это напрямую влияет на безопасность. Один раз повалили дерево, за которое зацепили старт. Дерево было сухое. Исправились, теперь цепляем за живые деревья, желательно не менее 30 см в диаметре, никаких оттяжек, чтобы дерево разгрузить не делаем. Веревкой делаем пару оборотов вокруг дерева с одной стороны, и вторую пускаем навстречу, чтобы веревку выходили с разных сторон дерева. Дальше человек пробегает вдоль веревок и разделяет их. Дальше натягиваем каждую по отдельности полиспастом. Закрепляем, просто замотав вокруг дерева,и завязав бантиком, тем самым обеспечиваем простой съем веревок после всего. Ставлю человека на старт, который запускает клиентов, на финише цепляю два карабина на веревки, и веревку, которой мой человек ловит приезжающего. Простым протравливанием тормоза плавно останавливем клиента. Ньюанс - провис веревки не должен быть таким, чтобы клиент врезался задом в землю. И все.

0
Не страшно, что бантик не заметно развяжется ?

0
Нет, не страшно. Бантик - это образно. Смысл не в узле, которым завязана веревка, а в том, что она несколько раз обмотана вокруг дерева. Тем самым создается трение, а снимать очень просто - размотал и все. И, кстати, не используем никаких жумаров или схватиков для натяжения полиспастом. Просто в нужном месте вяжется австрийский проводник (со вставленной в него трубкой, чтобы потом развязать) и тянется за него. Никаких перекусываний веревки и проскальзываний.
Вопрос - какой глубокий смысл в вертикальном расположении троллейных веревок?
Мы располагаем их разнесенными горизонтально на толщину дерева, одна выходит с одной стороны, другая с другой. Ничего мерять не надо, получаются автоматом.


0
лучше использовать два шлага и два штыка ;)

1
Спасибо.
Очень хорошо, что Вы опубликовали эту информацию.
Троллей давно занимает умы людей, причастных к веревкам и железу.
Многих это избавит от опасных экспериментов...

Что касается людей неподготовленных, так такие люди всегда были, есть и будут.

0
А вот интересно, использовал ли кто-нибудь для этого тросы?

1
Мы сейчас собираем 230 метровый тросовый коммерческий троллей под Геленджиком. Есть много своих нюансов. Наверно чуть позже можно будет рассказать.

1
Ой, не под своим ником написал.

-14
Показать комментарий

5
Да, килограммами. Откуда только эти старые пердуны берутся.

-8
Показать комментарий


-1
Молодец, очень необходимая статья! Недавно с ребятами обсуждали не очень грамотно поставленный троллей
на Ястребином оз. на скальном фестивале))

1
Как один из организаторов именно ЭТОГО троллея, хочу сказать троллей мы тянем грамотно, критиковать каждый может, ты сам попробуй сделай. Троллей чуть больше 300 метров перепад высоты порядка 45 метров, вес у всех разный плюс боковой ветер, отсюда и вырастают недоезды или жесткое торможение, хотя процентов 70 доезжают отлично! в 10 году тянуть не будем надоело (именно мы не будем) но желающих полно посмотрим что из этого выдет.

0
А где можно приобрести веревку - Ukrope?

1

0
Применительно к австрийскому проводнику. Это опасно. Во-первых узел уменьшает прочность веревки (насколько помню у австрийского это значение приближается к 50%) применение ТРЕХ мирошендеров с компенсационной петлей исключает большую нагрузку на маленький участок веревки. (их лучше развсти).Во-вторых если расположить узел не грамотно то возможно торможение об узел.. со всеми вытекающими...

0
доброго всем времени суток! Отличная статья! Про стальную тросовую троллею скажу следующее-она сильно уступает в скорости веревочной. И шум, шумит как поезд. Мы в Красноярске делали (она и до сих пор там висит) трос-троллею в пэйт-больном центре гладиатор. она метров 60. преимущество одно - стационарность (с крыши дома на землю).тянули полиспастом, после дотягивали талрепом. в качестве тормоза мы всегда использовали динамическую веревку. её рабочая длина примерно 2/3 длины троллеи(подбирается опытным путем). рабочая потому как участвует в торможении. пристегивается к беседке, не к ролику!. а далее получается не хилый затяжной глубокий рывок с контрастом перегруз-невесомость, здорово! для того чтобы спустить летчика оставляем часть веревки в верхней точке свободной, стравливаем, снизу напарник смимает человека. троллея весч очень занимательная, из всех сцен и трюков на корпоративках она наиболее популярна. бывало за вечер по 100-200 человек кидали.

0
Большое значение при натяжке тросовых троллеев имеет значение тип плетения троса (по ГОСТу). Если выбрать правильный тип то трение намного меньше чем по веревке. Соответственно и угол наклона то же должен быть намного меньше. При плохом подборе троса будут страдать рабочие поверхности блочков, и как следствие со временем пушиться сам трос.
Так же я не уверен в выборе вашего торможения по двум причинам. Во-первых такое торможение ограничено длинной веревки. А больше 50 метров велика вероятность запутать веревку при выдаче, особенно при таком потоке. Это неудобно. Во-вторых, нагрузка при торможении приходиться на человека, что-тоже некорректно.

1
В среднем на человека приходилось 5 минут. с учетом того что ,беседки 2. один уехал, второго одевают. Внизу сняли и беседку с блочком вытянули вверх. второй пошел, третьего одевают. Если станцию тормозной веревки сделать в полутора метрах снизу и в стороне то перехлеста с основной не бывает. Укладываешь аккуратно змейкой, отходишь в сторону(если на земле) и пошел, на дереве - просто карэмом так сказать свисает. Блочек TANDEM SPEED за два года практически не сносился, люфта нет. с ГОСТом согласен, если по-экспериментировать, можно не плохой вариант подобрать. у нас не помню какой использовался, что то типа ГОСТ 3064-80 10,5мм по описанию подходит. но все равно любой стальной трос шумит, а "укроп" рулит так сказать. но чаще используем Beal CONTRACT , 10.5 мм статика, стоит не дорого, на сотню 60-70 человек хватит.

0
Спасибо за статью! Прошлой осенью делали в Крыму троллей 160 м. Верхняя веревка была юкроп, нижняя - tendoon. Натянули и получился отличный троллей.На финишной точке мягко врезались в тормоз. В общем кайф! Потом так получилось веревки поменяли местами и на тебе - не доезд до 10м! Хотя все повторили идеально также! Сперва ломали голову почему так? Потом догадались и тому подтверждение в статье: тип статики,распределение нагрузки! и еще - на финише дерева у нас не было, использовали искусственные точки. К троллейным веревкам подводили V-крепления из отдельных кусков веревок.Вязали двойные булини, в них встегивали стальные овалы и через УИАА натягивли, крепили прямыми штыками. Интересно было бы узнать как влияет на безопасность это крепление: троллейной веревки к карабину через УИАА+штыки?

0
Такое крепление можно использовать только на небольших троллеях (до 40 метров) с небольшой силой натяжения. Это продиктовано углом перегиба веревки в узле УИАА.

0
Молодец, очень необходимая статья! Недавно с ребятами обсуждали не очень грамотно поставленный троллей
на Ястребином оз. на скальном фестивале))

Как один из организаторов именно ЭТОГО троллея, хочу сказать троллей мы тянем грамотно, критиковать каждый может, ты сам попробуй сделай. Троллей чуть больше 300 метров перепад высоты порядка 45 метров, вес у всех разный плюс боковой ветер, отсюда и вырастают недоезды или жесткое торможение, хотя процентов 70 доезжают отлично! в 10 году тянуть не будем надоело (именно мы не будем) но желающих полно посмотрим что из этого выдет.

фотка между прочим именно с озера Ястребиное (только это ребята летом тянут для мая слишком много зелени) причем много желающих именно мокнуться, Лично я вообще прыгал с троллея примерно с 1.5 метров в гидрокостюме и меня лодка страховала( все таки начало мая)

ВЕТЕР очень немаловажный фактор на длинных троллеях!!!!!!!!!

0
В моём распоряжении : Верёка 10-ка , куча железа , и на мой взгляд отличное место. Я могу начинать?

0
Да.

0
Добрый день, спасибо за обстоятельную статью.
Подскажите пожалуйста, какой именно Ukrope нужен? диаметр 11. Если можно ссылку на место где можно купить.
И еще вопрос как осуществляется отбраковка веревки, по количеству участников, по внешним признакам, …. ?

0
Здраствуйте. Замечательная статья! Вы могли бы выложить рисунок Вашего собраного полиспаста? Может у Вас есть видео со зборки троллея? Заранее благодарен.

0
мы 200м обычным двойным без всяких зажимов тянули.просто ктото один основу подтягивал,и фиксировал на дереве.и по поводу перехлестов........штука жудкая выбрасывали куски веревки.так что неопытных на организацию не ставить.если желаете могу сбросить фоту или видео свого полиспаста или троллея. Автору спасибо!!!!в организации свого троллея почерпнул немного и отсюда.

0
Если не трудно выложите, или отошлите на почту wizard.off (собака) gmail.com. Спасибо заранее)

0
Здравствуйте.
подскажите как после натягивания снимали станцию с микроцендерами?

0
как я понимаю полиспаст организуется совершенно другой веревкой а не базовой...
после натягивания база фиксируется на точку после чего полиспаст послабляется и снимается

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Страхование экстремальных и активных видов спорта

Выберите вид спорта:
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru