Озеро Джека Лондона

Пишет DELETED, 05.04.2010 18:47

Озеро Джека Лондона - одно из самых красивых мест Колымы. Впервые счастье побывать там улыбнулось мне в 2006 году, во время моего первого Дальневосточного путешествия. Повторное посещение пришлось на конец августа 2008 года.
Озеро Джека Лондона (треккинг, пешеходный туризм)Озеро Джека Лондона

В этот раз добрался до озера значительно быстрее, чем в 2006-м. От Колымской трассы к нему ведёт очень плохая грунтовка. Первая машина довезла меня до 17-го километра, за ее рулем сидел Александр Петрович Коваль. Его родители были репрессированы в 1940-х: отец попал на Колыму из Винницы, мать - из Саратовской области. После окончания срока заключения они не могли покинуть Колымы, поскольку имели "поражение в правах" на несколько лет. На Колыме они поженились, здесь же родился и сын Александр. И таких "коренных" колимчан, как он, в Магаданской области тысячи. На 17-м километре Александр Коваль повернул на свое любимое место рыбалки, а я пошел дальше. Как и Колымская трасса, дорога на озеро Джека Лондона строилась в конце 1930-х годов, когда недалеко от него нашли золото. До 60-х годов эта дорога активно эксплуатировалась, а после того почти не ремонтировалась. Проехать по ней может только полноприводная машина, да и то в сухую погоду. Дождей не было уже несколько дней, поэтому до ближайшей водной преграды - реки Правая Сухахы - дошел быстро. Кругом пахло хвоей, по дороге бегали бурундучки - "колымские тигрята". Правую Сухахы форсировал вброд, а когда обсыхал на берегу, через реку переехали два мотоциклиста. Пугали меня медведями. Ну хотя бы одного из них увидеть!

Пообедал у реки, а когда собрался идти дальше, подъехал "ГАЗ-66" - три человека с двумя собаками ехали рыбачить на озеро Джека Лондона.

- В кузове поедешь?

- Конечно!

- Садись.

Тридцать километров до озера ехали полтора часа, потому что ехать быстро по "туристической" дороге в принципе было невозможно. Машину бросало из стороны в сторону, поминутно она по нескольку раз подпрыгивала на камнях. Люди терпели, собаки тоже. На 36-м километре свернули к известному мне охотничьему домику, в котором в сентябре 2006 года я провел две ночи. Озеро рядом с домиком почти высохло, потому что нынешнее лето на Колыме оказалось слишком жарким. А сам дом был поврежден медведями еще больше, чем два года назад - фанерные стены "хозяева тайги" проломили уже с двух сторон. Самое интересное, что на деревянных нарах до сих пор лежала "олимпийка", оставленная мною в 2006-м.

Перевалив через последний перевал и проехав несколько километров по тундре, "66-й" выбрался на край горного цирка, на дне которого ярко-синим цветом радовало глаз озеро Джека Лондона - настоящиая "жемчужина" земли Магаданской. Это, без преувеличения - самое романтическое место в верховьях Колымы. Озеро с живописными островами окружено очень красивыми и неприступными зубцами отвесных скал горного хребта Аннгачак с самой высокой вершиной - пиком Абориген (2586 м). Узкое зеркало озера в ладонях лиственничных склонов напоминает фьорды Норвегии и озера Верхней Шотландии. Оно расположилось на высоте 803 м над уровнем моря, заполнив своими водами глубокую впадину (наибольшая глубина озера Джека Лондона равна 50 м). Здесь - заповедные места, природный парк государственного значения и прекрасное место для активного отдыха. Название озеру дала геологическая экспедиция, которая открыла его в 20-х годах прошлого века.

Когда я впервые увидел озеро Джека Лондона в 2006 году, оно было серым и мрачным, ибо такой же была и погода. Теперь же оно явилось совсем другим: ярко-синим, спокойным и ласковым. От берега к одному из островов, на котором расположена метеостанция, мчалась моторная лодка, оставляя позади себя на глади озера "хвост кометы". Спрыгнув с машины, я отправился по автомобильной колее (дорогой это трудно было назвать) на восток, в лагерь отдыха "Боевой", находящийся на берегу другого озера с не менее живописным названием - озера Танцующих Хариусов (вместе с озером Джека Лондона оно представляет собой единую водную систему, сообщаясь несколькими протоками, но его уровень на 10 метров ниже).

Еще в Ягодном я узнал, что мой старый знакомый Владимир Вязников уже не является директором "Боевого", поэтому надеялся подружиться с новым руководителем лагеря. На входе в "Боевой" меня встретил тот же "страж" - чучело в виде человека в противогазе и с автоматом Калашникова. А вот в самом лагере не встретил ни одного человека, хотя следы его присутствия были очевидны: несколько лодок на берегу озера, поднятый флаг на флагштоке, (но уже не "Чёрный Роджер"), закопченный чайник на еще теплых углях. Решив, что обитатели лагеря куда-то ненадолго отлучились, я сел на деревянную колоду на берегу и стал ждать. Прошел час, второй - никого не было. Уже стемнело, а никто не приходил. В конце концов я устроился спать на диване в лагерной столовой. Посреди ночи был разбужен голосами нескольких человек. Проснулся, протер глаза, включил фонарь. В столовую зашли 6 мужчин и женщина. Спросили меня:

- Вы директор лагеря? -

Нет, я гость.

- А где директор?

- Не знаю. Я здесь с вечера, никого не было.

Ночные пришельцы оказались работниками лесного хозяйства из разных регионов России (Магадан, Москва, Хабаровск, Брянск), приехавшими на какое-то ведомственное совещание в Магадан. После совещания им было предложено отдохнуть на озере Джека Лондона и до "Боевого" они добрались на машине только ночью. Поужинав и руководствуясь поговоркой "утро вечера мудренее", они устроились спать в лагере в нескольких домиках-коттеджах. Я проснулся в 8 часов, умылся в озере и вскипятил воду для утреннего чая на костре.

Солнце сверкало на поверхности озера, в воде игриво сновали хариусы. Постепенно пробуждались и сходились на берег озера работники лесного хозяйства. Солнце припекало все больше и я искупался в озере. Вода оказалась холодной, ведь озеро Танцующих Хариусов, как и Джека Лондона, находится в тектонической впадине и достаточно глубокое. Потом сидел у костра, обсыхал и общался с одним из местных лесников. Другие ловили рыбу, готовили веники для вечерней бани, пили водку. Одним словом, народ отдыхал. А директора "Боевого" все не было. Он появился, когда солнце уже прошло зенит - это был невысокого роста бородатый дедушка с переброшенной через плечо кожаной сумкой. Выяснилось, что вчера он отлучился из лагеря на островную метеостанцию, чтобы наладить там какое-то оборудование (это его "моторку" я видел, когда осматривал озеро Джека Лондона с вершины перевала), и остался на острове ночевать.

Познакомившись с "лесниками", Николай Иванович (так звали директора "Боевого"), пошел готовить баню. Я же, видя, что "культурная пьянка" на берегу озера Танцующих Хариусов набирает все большие обороты, решил возвращаться в Ягодное. Машин в сторону Колымской трассы не было, поэтому пришлось идти пешком. Но прежде чем дошел до охотничьего домика на 36-м километре, произошла одна интересная история, начало которой было положено еще в 2006 году. Дело в том, что возвращаясь тогда с озера Джека Лондона в Ягодное, я захватил с собой в пустом егерском доме резиновые сапоги, зная, что впереди меня ждёт огромная и глубокая лужа. Когда преодолел лужу, решил сапоги оставить на месте, потому что они мне уже не требовались. Чтобы сапоги не мокли под дождем, положил их в старый и выброшенный кем-холодильник, который лежал неподалеку лужи. "Кто-то их отсюда заберет", - подумал я и спокойно пошел дальше. Прошло два года, я снова иду с озера Джека Лондона по той же дороге. Лужа за жаркое лето высохла, а холодильник лежал на том же месте, что и в позапрошлом году. Ради интереса открываю его и вижу ... положенные мною туда резиновые сапоги. То ли на протяжении двух лет холодильник, выброшенный на металлолом, никто не открывал, то ли сапогами периодически пользовались с той же целью, что и я, - это осталось загадкой ...

Пройдя за вечер 16 километров, заночевал в хорошо знакомом охотничьем домике. Проснулся с первыми лучами солнца, которые раскрасили тучи над сопками в яркий красно-оранжевый цвет. Наскоро позавтракав, пошел пешком дальше. Ни одна из машин меня не догнала и все 36 км до Колымской трассы отмерил собственными ногами. По пути попадались медвежьи следы и "плантации" брусники. Вброд форсировал несколько рек и ручьев, а также и довольно широкую, но мелкую реку Дебин (весной 2007 года один из пролетов моста через Дебин был срезан льдом), вышел на трассу и последние 10 км до Ягодного преодолел автостопом.