Удав снаружи и изнутри. RedFox Elbrus Race – взгляд со стороны

Пишет Irina Morozova, 19.05.2010 11:17

Как я уже писала, так сложилось, что в этом году довелось попасть на Фестиваль RedFox Elbrus Race. Отэмоционировав немного то, что испытала, оказавшись снова через 15 лет на Эльбрусе, теперь могу спокойно поразмышлять о бренной жизни и теле насущном, т.е. о Забегах вообще и о прочей суете.

Удав снаружи и изнутри. RedFox Elbrus Race – взгляд со стороны (Альпинизм, волонтеры, высотные повара, судьи, высокогорные забеги, эльбрус)

Фото Кирилла Корабельникова

Вообще, когда я еще жила в Терсколе с 88 по 94-й год, то в это время уже проводились первые Забеги на Эльбрус.

Почему-то сейчас когда рассуждают обо всех этих Забегах, о том как и откуда они пошли, кто первый реализовал эту идею и т.д., то все говорят только о гималайских отборках, но никто не упоминает, что где-то в 89–90-м или 90-91-м годах, я точно уже не вспомню, но два года подряд проводились самые первые именно массовые забеги на Эльбрус. Эти забеги проводили какие-то марафонцы. Стартовали они от Тырныауза, а финишировали на вершине Эльбруса, весь забег длился 4 дня. Первый день – от Тырныауза до пос. Эльбрус, второй – от пос. Эльбрус до Азау, третий – от Азау до Приюта-11, и четвертый – от Приюта-11 до вершины.
Тогда на те Забеги привозили снизу кучу каких-то легкоатлетов-бегунов, которые несколько дней в качестве тренировки бегали по шоссе от Эльбруса до Терскола, и между прочими населенными пунктами, вызывая осуждающие взгляды местных жителей, не привыкших видеть бегающую в трусах публику. Но в итоге посоревноваться с этими легкоатлетами или марафонцами или кто они там были, решились и местные мужики, которые водили на Эльбрус клиентов.
В первые два дня от Тырныауза до Азау, лидировали марафонцы, а вот дальше они естественно в силу отсутствия высокогорной акклиматизации начинали сильно сдавать позиции и уступать местным балкарцам. Бег в трусах по шоссе не заменит нормальную акклиматизацию на высоте.

В итоге у марафонцев что-то видимо не сдвинулась эта идея и после того, как два года подряд прошли эти забеги от Тырныауза до вершины Эльбруса, больше я о них не слышала. А потом мне вообще пришлось уехать из Терскола и развитие дальнейшей истории с Забегами на Эльбрус я, как и все остальные, уже наблюдала удаленно.

Но вот то, что очень хорошо помню – это что отношение у всех альпинистов тогда к этим марафонцам было скептическое, типа, ну куда этим бегунам и легкоатлетам, в их трусах, бежать на Эльбрус.
Поэтому для меня очень забавным сейчас стал тот факт, что в нынешнем Забеге на Эльбрус победили как раз лыжники. Что собственно и не удивительно. Конечно, приехав с равнины и неделю побегав в трусах по шоссе – это одно, а если провести серьезную акклиматизацию на высоте выше 4000 и сходив неоднократно на Эльбрус, то именно лыжники, марафонцы и легкоатлеты имеют больше шансов и преимуществ в таких скоростных восхождениях. Поскольку у альпинистов все-таки больше упор на технические тренировки.

Вообще, на мой взгляд подобный симбиоз разных видов спорта очень интересен. И надо двигаться в направлении именно этого симбиоза. И возможно, что из этого в итоге выпочкуется отдельный спорт, отдельная дисциплина, отдельный стиль.
Мультигонки – до них тоже это когда то было многоборье. Но как мультигонки – это стало более динамичным, более зрелищным и более насыщенным разными специфичными техническими приемами из других видов спорта.
Так и Высокогорные Забеги, если они сейчас начнут развиваться темпами мультигонок, они способны вырасти в массовый динамичный вид соревнований, который будет совмещать в себе альпинизм и марафон.

Но для этого ему надо дать возможность именно развиваться самостоятельно, самобытно, а не втискивать его в рамки существующих систем.

Я не собираюсь дискутировать о том – альпинизм ли Забеги или не альпинизм. Теоретически это альпинизм. Если отвлечься немного от зашоренности сознания, станет понятно, что альпинизм – это не только стены, шлямбура, фрэнды и т.д. Когда совершались первые восхождения на гору древними людьми, альпинизм уже существовал, но на стены тогда и не думали лезть, а поднимались как раз по таким двоечным ледникам и склонам. На эту тему, мне очень понравилась вот эта статья :) Да собственно далеко ходить не надо за примерами, еще живы у нас те Мастера спорта, которые Мастеров закрывали пятерками, потому что тогда 5А – это было уже достижение.

Но с другой стороны, все должно иметь свое развитие, и в наше время, когда альпинизм все более технически усложняется, когда проходятся серьезные стены, то ставить восхождения по двойкам на один уровень с шестерочной стеной, или закрывать Мастеров снова пятерками, тройками, двойками, как 30 лет назад, как-то мягко говоря, это не серьезно и абсурдно. Регресс получается с альпинистской точки зрения.

А чтобы был прогресс, в данном случае надо тогда скрестить альпинизм с марафоном и выработать новый вид соревнований – именно высокогорный забег. Который не будет ни марафоном в чистом виде, ни альпинизмом в чистом виде, а станет их симбиозом. Как мультигонки.
Предвижу возражения по поводу Росспорта, невозможности утверждения новых дисциплин. Не бывает так. Нет нерешаемых задач. Если поставлена какая-то конкретная задача, то у нее всегда есть решение.

На RedFox Elbrus Race собралась куча народа из разных стран, которые занимаются абсолютно разными видами спорта. И большинство из них не были вообще альпинистами, тем не менее это были МСы по другим видам спорта и даже Чемпионы и призеры разных Кубков, Первенств и Чемпионатов. И на мой взгляд именно в этом и есть тот самый фан – собрать разных спортсменов в одном Забеге и посмотреть кто сильнее.

Собственно именно этот фан и держал в тонусе всех участников RedFox Elbrus Race.

Поэтому побывав там, взглянув изнутри, могу сказать, что у подобных Забегов, есть свое мощное будущее. Но именно самобытное будущее. Если они будут развиваться в отдельную дисциплину, то возможно вырастут в динамичный и увлекательный вид спорта. Я даже допускаю вероятность, что дальнейшие забеги будут все усложняться технически и проходить не по холмам и единичкам-двойкам, а по более технически сложным альпинистским маршрутам. Или же будет повышаться высотная планка.

Фото Кирилла Корабельникова

Ну и пара штрихов о самом Фестивале

Много чего было написано за эти дни. Куча протоколов выложено, фотоотчетов, просто отчетов, описаний событий, интервью с ГГ (главными героями) и не только с ГГ. Но есть две маленькие вещи, на которые мало кто обращал внимание. А как известно истинным мудрецам, именно маленькие вещи и делают большое событие.

Первая маленькая вещь

Все альпинисты хорошо знают, что главное не подняться на вершину, а спуститься с нее.

Так вот, погода в день Забега над Эльбрусом с самого утра стояла хорошая. Но вокруг него весь день кружили тучи, как будто ждали того момента, когда наконец все взойдут на вершину.
И вот когда уже самые последние из тех, кто в тот день был на вершине стали спускаться вниз, склоны накрыли туман и облака. Технических сложностей на Эльбрусе абсолютно никаких. Но вот туман – это все, это задница. Причем конкретная задница. И будь ты сто раз КМСом, МСом, крутым перцем, но тут ты бессилен – на Эльбрусе нет ориентиров. Самый большой урожай жертв, именно из-за тумана и отсутствия видимости. Можно долго гулять в нем по этим «так захватывающим меня нынче бескрайним снежным просторам» и полям Эльбруса. Да, конечно, сейчас есть GPSы, которых не было 15 лет назад и теперь несколько проще все. Но с GPSами, как и с биперами. Все знают, что они нужны, но не все могут позволить себе их купить, а те у кого есть, не всегда умеют пользоваться.

Короче, спускалась я с вершины одна, только периодически Алик опять же со своими клиентами выплывал из тумана. Да, сзади еще шел Кирилл Корабельников с одним из слабовидящих, который медленно спускался. И все эти люди то выше то ниже изредка появлялись в поле зрения, как ежики в тумане.

И вот тут-то я и оценила вешки, проставленные от самых бочек и до Западной вершины командой судей подготовщиков Татьяны Тимошенко. Несколько дней ребята таскали на себе эти вешки и вбивали их в лед, выкручивая сначала дырку ледобуром, а потом забивая в нее вешку. Татьяна потом на бочках показывала свои ладони, пораненные когда приходилось забивать шесты.
Причем вешки были проставлены так часто, что в тумане от одной вешки было видно впереди как минимум еще две вешки.
Поэтому на спуске я смогла просто включить автопилот и даже не задумываясь просто тупо двигаться вниз. Глаза сами машинально улавливали впереди красные яркие вешки с флажками.

И по сравнению с этим все остальное просто не важно. Альпинизм – не альпинизм, лыжники выигрывают – не лыжники, нужны – не нужны Чемпионаты и пр. Или дебаты о том, куда двигаться дальше спортивному альпинизму. Все это настолько малозначимые мелочи по сравнению с этими простыми вешками.
Почему? Потому что человеку, идущему на Эльбрус абсолютно до лампочки все эти пути развития альпинизма. Для него важно взойти на вершину и спуститься оттуда живым. И путь, отмеченный от вершины до самого низа вешками, гораздо важнее для человеческой жизни, чем все тысячи путей развития альпинизма.

Фото Натальи Лапиной

И если эти вешки смогут простоять хотя бы часть лета и благодаря им множество людей смогут спускаться в тумане безопасно, то только ради одного этого стоит организовывать и проводить весной этот RedFox Elbrus Race и не важно чем он там будет называться – Забегом, Чемпионатом, Скайранингом или Скай-еще-чего-то-там.

Мне понравилась фраза, которую произнес в разговоре Андрей Гостев, один из тех ребят, у которых проблемы со зрением, о том, что «если вы будете нам помогать, то и мы тоже приложим все усилия, чтобы со своей стороны помочь и приложить свой опыт. Например, и для бабушек звуковые светофоры полезны. Поэтому когда начинают решать наши проблемы, то за собой тянут решение и других социальных проблем общества».
То же самое я могу сказать и тут, решая разные проблемы какого-то глобального мероприятия, автоматом тянут за собой решение и других проблем, которые иногда гораздо важнее для общества, чем само это мероприятие.

Фото Натальи Лапиной

Правда, Женя Колчанов сказал, что Национальный парк настаивает, что они сами будут весной ставить теперь эти вешки. И собирать потом плату по 1000 руб. с человека за вход в нац.парк. Как я понимаю, что-то типа пермита.
Хорошо, конечно, что хоть что-то начнут делать, а не просто деньги собирать. Но вот только боюсь, что эффективности от этого будет мало. Вряд ли они поставят эти вешки с таким же самотверженным отношением, как волонтеры в судейской команде.
Сколько я жила в Терсколе, помню эти вешки постоянно на майские праздники устанавливались. Но только половину из них тут же через некоторое время сдувало. Да и ставились они не так часто и были это не такие яркие флагштоки с флажками. В общем толку от них было не сильно много. Люди в тумане не могли найти этих вешек на спуске.

Высотные судьи-волонтеры из команды Татьяны Тимошенко, установившие вешки до самой вевршины:

Михаил Силин

Настасия Петрова

Саша Осипов

Саша Лобаченко

И с ними Володя Гончар и Сергей Веденин

Вторая маленькая вещь

Что еще самое главное для альпинистов, кроме того, как спуститься живым и здоровым?
Мужики сейчас меня поймут. Конечно же, это хорошо поесть. Кто хорошо ест – тот хорошо работает.

И вот то, как было организовано питание организаторов, судей, участников и всех прочих на бочках, просто превосходит всякие комментарии. Можно сказать, что оно было как в высокогорном ресторане. Единственное, чего не хватало для ресторана – карты вин :) Думаю, что РедФоксу пора как свой брендовый ресторанчик в следующий раз залицензировать.
Когда бы и откуда ни пришел – сверху, снизу – стол в столовой все время был накрыт. На столе любая закуска на выбор – свежие овощи, сыры и колбасы разных видов, повара в любое время наливали тарелку борща или чего-нибудь еще из горячей пищи. Если карты вин не было, то «карта» чая была на любой вкус – черный, зеленый, фруктовый, каркадэ.

Фото Натальи Лапиной

На высоте бывает у многих проблема затолкать в себя пищу. Тут же кажется мало у кого были такие проблемы. Потому что, как правило, такие проблемы бывают из-за того, что на высоте каждый организм требует какую-то свою еду, одно хорошо идет, другое не лезет. Особенно не лезет разное месиво с тушенкой.
А Вера с Галей и Дашей постоянно готовили борщ, домашние котлеты из хорошего мяса, жарили рыбу, причем не минтай, а хорошую рыбу. Я в первый подъем на бочки после целого дня гуляния по полям Эльбруса аж три куска съела этой рыбы, вызвав восхищенные взгляды мужиков, привыкших к женским заморочкам по поводу диет :) Да, и перед Эльбрусом те четыре котлеты с гречкой так хорошо пошли в 4 утра. На седловине жалела, что не прихватила с собой еще котлетку. Может надо было там на седле поесть еще котлет и было бы потом не так трудно до вершины идти :) Мозгам видимо еды не хватало, вот крыша и ехала :)

В общем, спасибо девчонкам огромное за такую еду и такое обслуживание. Девчонкам, которые в день перед забегом не спали всю ночь, потому что сначала в час ночи кормили судей, потом в 4 утра слабовидящих, и в 5 утра всех остальных. Да и которые вообще не знаю когда отдыхали, готовя втроем на всю эту прорву народа.

Высотные повара – Вера и Галя

Судьи-волонтеры знают что надо быть поближе к кухне :)