Ц.К.84г. (ретро)

Пишет old-vix, 19.09.2010 04:35

Обещал выложить снимки горной пятёрки по Центральному Кавказу.
Поход состоялся с 6 июля по 2 августа 1984 года.
Группа из Краматорска, туристский клуб НКМЗ.
Руководитель Воропаев В.И.
Ц.К.84г. (ретро, горный туризм, центральный кавказ, турклуб нкмз, виктор воропаев)

Перед выходом наверх "уничтожаем" запасы домашних огородов.

Набираем километраж...

и высоту.

Лагерь под перевалом Килар (1Б).
Вид на Тютю-баши.

Пока на морене под перевалом Донкина ставятся палатки...

связка Серёги Зворыгина и Сергея Болотного сбегала к скалам Джайлыка и навесила перила к перевалу Донкина (2Б).

С утречка по леднику к перевалу...

По навешенным накануне перилам быстро вышли на седло перевала.

На Местийских ночёвках (Кит) приняли участие в спасах.
(Слетела связка на спуске с Сарыкол-Баши). Альпинисты шли в шортах и ободрались на фирне и мелочёвке. Горячий чай, кормёшка, перевязки... Утром перадали спасателям из Уллутау и двинулись на Местийский (2А).

На перевальном гребне Местийского.

После Местийского на ледник Лехзыр.

Походное бытие на леднике Лехзыр.

Покидаем Лехзыр.
Идём к перевалу Даллакора.

В бергшрунде Даллакора.

После бергшрунда.

Заключительный снежно-ледовый взлёт на Даллакора (2Б).

Спуск с Даллакора.

Подъём на Шхельдинский (3А) по предварительно навешенным перилам.
Здесь подробное прохождение перевала http://www.risk.ru/users/old-vix/1987/

Промежуточная станция при подъёме на Шхельдинский.

Вид с Шельдинского перевала в сторону перевала Даллакора.

Установка лагеря на перевале Шхельдинский.
Примерно в два часа дня над нами покружил вертолёт.
Похоже, в районе шли спасательные работы...
Мы вылезли из палаток и, своим спокойным поведением, дали знать, что у нас всё в порядке...
Это было 18 июля 1984года.
Может кто-то вспомнит конкретно, с чем связаны эти полёты в районе Ушбы?..

Конец для.
Прекрасный вид на вечерний Эльбрус и Пики Кавказа!..
Завтра работаем на спуск.
А пока можно побаловать себя акварелью...

Вот что тогда получилось...

В нашей оранжевой бочке-палатке всегда солнечно.

А это вид из палатки в сторону перевалов Ах-Су и Родина.
Между ними вершина Юсеньги.

Спуск со Шхельдинского.

После спуска со Шхельдинского на морену ледника Двуязычный расслабуха на горном солнышке.
На Игоре Кравцове фирменная футболка нашего похода.

На Немецких ночёвках.

Первый каскад Шхельдинского ледника.
Внизу видны Немецкие ночёвки.

Под скалами пика Щуровского.
Второй каскад Шхельдинского ледника.

Ледовый взлёт к бергшрунду.

В бергшрунде Шхельдинского ледника.

Выход из бергшрунда.

Выше бергшрунда. Под скалами Щуровского.

На Ушбинском плато.

Перевальное седло Ушбинского (3А).

На фоне Чатына.
стоят: Кравчук Юра, Болотный Сергей, Пархоменко Саша, Кравцов Игорь, Фадин Саша, Соколов Валентин, Воропаев Саша.
сидят: Воропаев Виктор, Зворыгин Сергей.
(Воронин Женя фотографирует)

Фотографии связок на память о сделанной "пятёрке".
Всего парных связок было пять, но следуя по классике: "сапожник без сапог" себя и напарника заснять забыл :-(

Спуск с Ушбинского в сторону Грузии.
Здесь подробное прохождение перевала http://www.risk.ru/users/old-vix/1906/

Ушба с ледника Ушбинского на спуске к ночёвкам Большевик.

Спуск от Большевистских ночёвок в долину Долра.

На полуднёвке в долине Долра.
Кайфуем!!!

Переправа по малой воде перед перевалом Квиш (2А+).

Дальше слайдовских снимков нет.
А чёрно-белые фотки из отчёта неинтересны.

Тактика похода была проста.
На сложных участках вечером две связки налегке уходили навешивать перила (до 300м).
Потом подъём в 3 часа. Выход в 3-30.
По морозцу "делаем" нужный участок и к 11 часам уже сидим в палатках: обед, преферанс, починка, помывка, сон. (Некоторые даже умудрялись порисовать :-)))
Группа состояла из 5 парных связок имеющих опыт нескольких совместных четвёрок и пятёрок по Западному, Центральному и Дигории.
Каждая связка могла работать автономно.
Навесив перила пропускала по ним остальные 4 связки и становилась замыкающей.
Шли классно!
Иногда было ощущение, что мы на курорте :-)))

Подумал и добавил схему маршрута.

p.s. Фотографии В.И. Воропаева.

Очень красиво ! :)

Виктор Иванович, спасибо! Поскольку у меня отношения с фотографией сложные, то снимков у меня мало осталось с тех времен, а посмотрел Ваши и, как-будто, опять 1973, 1975,1977гг.

Смотрел как учебник истории туризма клуба НКМЗ и нашего города. Спасибо, Виктор Иванович, все слайды понравились!

Зачёт!

Спасибо!

Супер! Спасибо. Молодость вспомнил)

Проходили в июле 1979 году в обратном направлении перевал Шхельдинский .
Но мне кажется есть неточность в описаниии, то что автор называет перевал Далакора, судя по слайдам является связкой (Долакора (2а) + Ложный Чатын (2б)) . Мы это шли в обратном направлении. Но это ни в коем случае не уменьшает сложность маршрута. У нас было - Бечо-Аксу- Бивачный-Шхельдиский-Ложный Чатын-Долакора-Тод -Семи-Цаннер.
Очень рад был посмотреть, с фотографированием в те годы было тяжело - особенно в цвете, вспомнил молодость.
Успехов Всем.

MVC,
судя по "плюсам", с Вашим мнением согласны четверо. Что удивляет.
Если Вас не затруднит, поясните, пожалуйста, подробнее, что значит "то что автор называет перевал Далакора, судя по слайдам является связкой (Долакора (2а) + Ложный Чатын (2б))".

Есть книга "Приэльбрусье , Лекзыр,Адырсу" Фис 1982 год издания/Алексеев А.А.,Гранильщиков Ю.В. и др/ там это место хорошо описано, мы поднимались на Ложный (Южный) Чатын , на слайде спуск похож на наш подъем.

С чего вы взяли Ложный Чатын? У автора понятно указана связка перевалов Доллакора + Шхельдинский.
Спасибо за возможность окунуться в воспоминания. Был в этих местах в 1985 г.: Родина + Бивачный + Ушбинский + Шхельдинский + Доллакора + Украина + Местийский + Тот.

Шхельдиский находится в том же отроге , что и 2 перевала по названию Чатын, то есть попасть на Долакора , как Вы с Шхельдиского , или как мы с Чатына, других путей нет, Долакора ведет вниз из цирка под Чатыном, ну обратно понятно.

Интересные фото! Как же было хорошо, когда можно было по обе стороны от ГКХ ходить!

Вот только "Гумачи, Уллутау со стороны Грузии" - это на самом деле Ушба :)

Похоже, если смотреть от её подножия со стороны Сванетии. Но... увы!
Если Вы посмотрите на схему маршрута (специально её разместил), то убедитесь, что с ледника Лехзыр (Лекзыр) Ушба не видна. Закрыта вершинами Даллакора и Чатыном. Да и ракурс уже не тот...

Тут как-то Ира Морозова высказалась, "...интересно, как Уллутау выглядит с юга?.." Ну, я и поместил этот снимочек :-)))

Тема М и Ж осталась нераскрытой...
Зачем на ночевках делали туалеты М и Ж, если в команде были только М?
Неужели ради прикола?
Ну и здоровые же вы, парни!

Ради прикола! :-))) Мы ведь были, вроде бы, как на курорте... ;-)

А женщин в моих походах не было с 1974 года :-(((

Случилось это...

Нет, оставлю историю на следующий пост. По-моему, забавная может получится байка :-)))

Нет уж, извините! Как автор монумента (за стеночкой, кстати, еще унитаз фирновый был), напомню, плато было большое, но уже стояла группа рижан, по моему 5 девчонок и один пастух латышский...

Изумительно, что можно хорошо рассмотреть снаряжение. Фотография дюльферяющего участника в желтом парашютном костюме и кошках с фитилями - просто блеск!

На снимке, который Вы отметили, наш профессиональный врач-травматолог Серёга Болотный.

При спуске использовали лепесток из титана (самопал!).

Вот фотография из отчёта с более детальным изображением его применения.

Да, давно забытый оранжевый парашютного капрона греет душу! А как он в свое время надоел и раздражал...
Судя по этому фото, вы на "ирбисе" сделали резьбу и муфту навинчивающуюся. Мы тоже так делали, у меня даже где-то остались такие.
Особенно мне нравится место с водопадом и луг с грузинской стороны. Я как-то застал там цветение желтых лилий - просто сказка.

Спасибо !!!
Очень интересно !!! =)))

Хороший пост! Спасибо!

old-vix, а ведь -GR- абсолютно прав! На фото Ушба С и Ю, хотя и "все ложится". Сравнивал...

/всё смешалось в доме моём/!

Полез в архивы и... Действительно - Ушба! С западной стороны.
Снимок сделан на спуске в сторону Сванетии...

Вот даже с ночёвках Большевик акварель этой стороны тогда нарисовал...

Спасибо за подсказку!
Я-то ограничился мыслью о восточном склоне этой Горы и забыл о западе...
Подправлю.

У -GR- прошу прощения! С годами становлюсь упёртыми... :-)

А перед Морозовой - должник ;-)

Даю и в этот пост картинку Ушбы с нашего похода:

О! Нашел еще один негатив, явно я нажимал кнопку, а ты в этот момент давил бумагу карандашем, где- то сидя на сыпухе.

Спасибо! Замечательный фотоотчет - за что мы любим горы! :)

Приятно увидеть, Виктор Иванович, что пользуетесь картами Кавказа, в создании которых принимал определенное участие и я. От нашей компании в издат. инф. - Фогилев Эдуард Алексеевич. Если так, то это наши карты!?

Схема из интернета. http://prielbrusie.narod.ru/map/index-hreb.html
А ходили по синькам и копиям ротапринтов.

Уллутау с юга.

Спасибо! Выручили!
Это снимок с ледника Лехзыр, в районе спуска с Местийского перевала. Верно?

Лекзыр восточный, под перевалом Башиль.

Очень здоровский фоторассказ! Кошки на Сереге Болотном - просто песня... Как раньше с таким снаряжением умудрялись так ходить?

Техника лазанья была соответствующая, правда на крутых склонах было тяжеловато ходить. Но много тренировались , ноги были сильными.
Обувь была тоже так себе , мы лично ходили в легких ботинках, таких даже и в помине сечас нет.

Отец, когда готовил группу в горный поход, очень много уделял внимание упражнениям по укреплению голеностопных и коленных связок. И в спортзале и на песке Голубых озёр (есть у нас такое место, где тренировались горники) все часто ходили с вывернутыми во внутр стопами и "гопаком" в глубоком присесте с коленями во внутрь...
И мня заставлял делать эти упражнения... Б-р-р-рррр...
Но потом, на моренах и спусках по сыпухе я понял, как это мне помогло!
Не помню ни одной травмы с растяжением колен или стопы!

Как без таких кошек удавалось ходить!
Как вспомню, как пропёрся на подьём пер Чанчахи в старых десятизубых ...
Лет пять болела подорванная мышца под правой лопаткой.

Спасибо, Виктор! И за фото и за ностальжи.
А фото, Выше бергшрунда. Под скалами Щуровского, так и просится на холст. Прими к сведению... :-)

благодарю, интересный отчет

"Что скажете, major?"
А надо-ли что-то говорить. Чем дальше уходят те времена, тем удивительнее будет, как всё єто у них получалось.
Я первый раз в жизни дюльферял "через плечо", даже восьмёрки не было...
Спасибо.

Здорово.
Но особенно тронула колбаса.
Очень вкусная была колбаса, не то что сейчас.
Помню на Регату я достал такой колбасы и по совету какого-то умника натёр ее подсолнечным маслом и завернул в т/бумагу.
Каждый день потом её оттирал от плесени и снова заворачивал уже в сухую т/бумагу (к-рая тоже тогда была в дефиците).
Ну, очень вкусная колбаса.

Колбаса была, ну, чертовски вкусная! И... в ОЧЕНЬ большом дефиците!!!
Вспомните прилавки 84 года...

Получали мы её так.

В городском комитете по спорту сочинялось серьёзное письмо о высокой цели предстоящего мероприятия.
Письмо фиксировалось в горисполкоме и направлялось в отдел городской торговли. (Тоже при исполкоме).
После нескольких виз оно попадало к Большому Дяде, распределяющему продукты.
Дядя морщился: "Достали мэня эты спортсмэны дэфэцытом!!!..
Но расписывался - "Выдать согласно... "
В центральном гастрономе, где ничего до этого не было, получали то, "что не было" в полном объёме...
Очередь роптала...
Товаровед ругался, что мы плохо замаскировали "дэфэцыт" : "В другой раз ничего не получите!.."

У Вас круче,
я тогда колбасу достал через знакомых на мясокомбинате, а Анатолий в Спорткомитете пробивал доставку яхты на Онегу.
А ещё мы взяли вяленых лещей и вяленого мяса по старинному казачьему рецепту, но оно было очень солёное,
даже когда варили суп или кидали в кашу немного морщились от соли.
С лещами целая история, мы килем зацепили чью-то старую сеть, достали оттуда рыбу, протухшую за борт,
а нормальную завялили и 2 запекли и потом с пивом всей командой, а пиво брали в розлив в 3-литровые банки и в канистры.

Витя.
Спасибо большое за встречу с друзьями в твоём ретрофотопоходе.
Красивый поход,красивое фото.
Жизнь прожита не зря.
С уважением Шумбасов Николай.

Шумбас... Где б еще встретились!

Нормальный цвет в далеком 84-м могли дать только слайды. У меня тоже два ящика этого добра лежат, нужно напечатать хотя бы выборочно. Спасибо за воспоминания. В 84-м я впервые с группой Харьковских горных туристов поднялись на Гестолу, в Безенгийской стене. С юга. Тогда еще перевалов Черлёниса никто не знал. Благодатное время было для походов! А ледник Шхельдинской скорее всего Ушбинский ледопад - водил в 89-м?!

Спасибо за возвращенные прекрасные воспоминания, когда перевалы были открыты, в каждом ущелье айран имел свой вкус, а эти анораки из парашютного шелка были оранжевовосхитительны м незаменимы. Бывала я в этих местах.

Витя спасибо! Погрел душу! Я и слайдов этих не помню- кайф немеряный!