Победа в день Победы! Или 101 километр вокруг Будды. Андрей Пучинин

Пишет Una, 21.05.2007 21:16

Победа в день Победы! Или 101 километр вокруг Будды. Андрей Пучинин (Мультигонки, мультигонка, kazakhstan adventure race, ред фокс)

изображения Будд 12-13 вв.н.э

Как приятно сидеть на нагретых Солнцем камнях. Я сижу на нагретых Солнцем камнях, не в силах встать, разогнуться, да и вообще, хоть как-то двинуться с этого места. Напротив сидит довольный и умиротворённый Будда, вдумчиво глядящий сквозь меня в Вечность. Грустно усмехаюсь про себя только что пришедшей в голову мысли – насколько разные чувства и мысли отражаются на наших лицах. Где мне взять эту бездну Покоя и принять всё так же, как принимают всё его глаза. Никуда не торопиться и, в тоже время всегда быть только там, где нужно. Всегда. И главное понять, что тот путь, который Ты выбрал – единственный. И что гримаса боли на твоём лице, отражающая боль сведённых судорогой ног и рук, это нормальный ход вещей, это то, что тебе сейчас нужно. Почти девять часов абсолютного физического напряжения «на грани», как мгновенье – одно мгновенье твоей жизни. Надо принять. Лицо чуть-чуть расслабляется, пытаюсь улыбнуться Ему, и потихонечку, оставив взаимно улыбающееся божество на гладких гранитных плитах Тамгалы Таса, прихрамывая бреду в опустевший лагерь на берегу реки Или, лагерь первой Казахстанской мультиспортивной гонки «Kazakhstan Adventure Race». Вчера это место являлось ареной битвы 16-и команд бросивших вызов раскалённой полупустынной степи и скалам. По дороге, в тысячный раз пытаюсь ответить на вопрос: «кто, и кого, вчера пытался победить?».
Впрочем, сам для себя я на этот вопрос ответил.
гонка, ландшафт, рельеф

Пролог

В один из чудесных мартовских дней, когда Природа начинает оттаивать, сменяя суровый облик на нежно восторженный, в самом центре одного центрально-азиатского мегаполиса встретились четверо людей, которых объединяло причастие к разным видам спорта, которые современный урбанизированный человек назвал бы «экстремальными». Правда, значение этого странного слова теряется в веках и посему люди, хоть единожды оторвавшиеся от экрана и купившие себе скейтборд, или джип вынуждены влачить сей ярлык, чаще всего даже не пытаясь побродить в дебрях этимологии, дабы выяснить его значение. Разговор у этой четверки шёл про уникальные условия, предоставленные самой Природой всем жителям этого города. На протяжении каких-то ста километров можно поменять практически все виды ландшафтов и рельефа – от пустыни до гор высотой 5000 метров. Огромное искусственное озеро, даёт возможность для водных тренировок любого формата – плыть, грести, ходить под парусом и т.п. Пустыни, полупустыни и степи для любого вида экстремального туризма на выживание, забегов и «велозакрутов» любого уровня. Горы, предгорья, горнолыжные базы и альпинистский лагерь – рай для всех видов «экстремальных» (ну, куда от этого слова денешься?) видов спорта!

Воды!

Кстати, это описание подходит, по крайней мере, к пяти столицам среднеазиатских государств, но речь идёт, конечно же, об Отце яблок – Алматы. И вопрос, наконец-то созрел – а что это, в таком замечательном месте до сих пор нету своей, мультиспортивной среды? Вон во всём мире сотни гонок проводятся, формат настолько свободный, что даже толком невозможно основные каноны мультиспорта выявить, а, может, их и нет вовсе?

Подумали и решили: пора начинать! Удачно сложилось, что двое из четверых являлись не просто спортсменами, а представляли общественное объединение «Экстремальная Атлетика», или же просто ЭА. Причём слово «экстремальная» в их контексте было очень даже обосновано – множество соревнований по скоростному спуску на маунтайнбайках (Даун Хилл), фестивалей по сноубордингу и многое другое сумели организовать и провести на прекрасном, безаварийном уровне эти ребята – Василий Куринчук и Кирилл Нечаев – два двигателя будущих соревнований. И, конечно же, вся, их весёлая и сильная команда Экстремальной Атлетики. Решили не тянуть и провести гонку прямо этой же весной, в мае. Времени, конечно, маловато, но все, и организаторы и предполагаемые участники рвались в бой.

Правила Боя

Итак правила, по которым проводилась Первая Казахстанская мультиспортивная гонка.
Команда – двойка. Рассматриваются команды ММ, МЖ, ЖЖ отдельно. Снаряга с собой, за исключением велосипедов. То есть, рюкзаки по 3-5 кг. Вода и еда в рюкзаках.

наша двойка Александр Софрыгин и Андрей Пучинин
Класс «Классика» сделанный для народа: 15 км. треккинга (в основном бег по пересечёнке со значительными перепадами высот – до 250 метров, ориентирование по карте и компасу – никаких GPS), затем 35 км велокольцо по полупустынной степи и, наконец жумаринг (передвижение по закреплённым верёвкам) по скалам 200метров.
Класс «Супер» для тех, кто хочет дойти до предела. Вызов, короче. Челендж. 30 км треккинг с ориентированием по карте и компасу (реально получилось 35 км), два велокольца (разных) по 35-36 км т.е. 71-72 км и жумаринг по более крутым, вертикальным скалам с перестёжками и дюльферами – как положено, и это в самом конце, когда силы, по идее должны кончиться! В итоге 101 с плюсом километр по минимуму. Вперёд!

старт!

Бой

Как пишется в литературе: утро (первой казахстанской гонки) выдалось славным. Повезло буквально всем. Хотя все находились и в равных условиях, но одно дело плюс сорок жары, а другое плюс двадцать. Так вот - нам повезло! Брифинг был проведён в шесть утра – большинство команд прибыло только накануне вечером, и в темноте была небольшая суматоха. В 7.30 был дан общий старт категории «супер», а в 8.00 категории «классика». 10 команд на 101 км. Команды из Казахстана (в основном) и Кыргызстана. 6 команд в категории «классика». Для первой гонки очень хороший показатель!

обед

Мой напарник Александр Софрыгин. Он альпинист. Спортсмен профессиональный, так как в настоящий момент служит в ЦСКА Казахстана и тренируется у, пожалуй, самого известного тренера по альпинизму Ерванда Тихоновича Ильинского, человека, воспитавшего не один десяток мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, заслуженных и просто замечательных спортсменов. А уж на его советах растём мы все. Думаю, нет в Средней Азии альпиниста, которому не помогли бы советы и консультации Ильинского. Участник Первой Советской экспедиции на Эверест, участник и руководитель многих других экспедиций на восьмитысячники планеты, Ерванд Тихонович, сейчас, тренирует сборную Казахстана по альпинизму с целью экспедиции и восхождения на вторую вершину планеты К2. Вот в сборной команде мы с Сашей Софрыгиным и «сошлись». Вместе тренируемся, вместе ходим в горы. Вместе и побежим!
Дальше всё субъективно. Только мои личные ощущения.

уходим!

Давайте представим себе майскую степь в пойме реки Или. Реки, которая берёт начало в горах Заилийского Алатау и впадает в полу солёное, окружённое сотнями километров пойменных камышовых угодий, озеро Балхаш. Полупустынный ландшафт перемежается с эфемерной степной растительностью, расцветающей красными маками. Зелёно-красный ковёр с, изредка, вкрапленными сиреневыми и жёлтыми узорами. Лента, практически равнинной Реки, крики тысяч гнездящихся и перелётных птиц, ползающие и спаривающиеся черепахи, кучи ящериц, как в пустыни, так и на скалах – выползающих из каждой щели и, из под каждой зацепки.

Пустыня, Степь, Гранитные Скалы, Люди, Велосипеды.

На первую контрольную точку, расположенную на вершине горки мы выскочили с Сашей первыми, на вторую – вторыми – гонка разгоралась. Погоня за обозначенным на карте бонусом загнала нас в красивейший каньон, где приходилось использовать всё своё «чувство рельефа», переходя с бега на скалолазание по бортам каньона и обратно. Перепрыгнув восьмую черепаху, я понял, что мы вторые, перепрыгнув девятую – первыми, десятую – третьими! Бой становился жарким. К концу 35-и километрового, жёсткого фартлека мы шли первыми. Впереди нас, правда, шла двойка наших друзей по сборной К2 – Сергей Бродский и Агей Скопин, но у них не хватало одной контрольной точки, так что мы их опережали.

финиш

На бегу бросаем взгляд на улыбающихся Будд. Круг бега замкнулся. Вот место старта-финиша и наши велосипеды. Агей с Сергеем умчались прямо перед нами. Размешиваю регидрон в стакане воды – вокруг судьи, болельщики и журналисты. Вижу только воду в стакане, сильно надеюсь на регидрон – нужны соли. Закидываем внутрь аскорбинку, шиповник, садимся на байки и мчимся по степи. За спиной подбадривающие крики. Снова в пустыне. Одни. Нет, не одни – вот впереди двойка Агей – Сергей. Они сели. Ждут второго дыхания. Обгоняем. Подкатывает третья двойка – опять альпинисты. ЦСКА. Вадим Винокуров и Толя Гатаулин.

С Толей в прошлом сезоне ходили вдвоём на семитысячник пик Ленина (7134 метра над уровнем моря) за 48 часов туда-сюда – железный парень. Прободаемся. На первом велокольце долгожданный спуск – компьютер показывает 63 км в час – немного расслабились. Малейший подъём, на который раньше залетали не глядя, сейчас заставляет нас спрыгивать с байков и толкать их бегом в гору. Крутить в гору не хочется. Ноги начинает сводить судорогами. Идёт пятый час гонки. Нон стоп. Второе кольцо убивает. Саша выглядит более свежим, и, иногда, в ходе гонки, я, с ужасом для себя понимаю, что он гораздо сильнее – уже не я лидер, а он. Я рассчитывал на большее. Думал пройти всю гонку ведущим. Но, видимо он немного лучше отдохнул перед стартом. Хотя, это не важно сейчас. Надо крутить – это важно. Вот и долгожданный заключительный контрольный пункт. Здесь рулит самый главный организатор гонки Василий Куринчук. Он проверяет состояние спортсменов, снаряжение и т.п. Подкатываем вместе с парой Вадим – Толик. Практически одновременно – и это после 85 км гонки – вот это уже заруба! Агей – Сергей отстали. Пьём. Осталось 15 километров, одна контрольная точка и жумаринг по скалам. Крутим педали обратно и видим всю картину гонки – вот мчатся двойки маунтбайкеров – каких-то 10 минут отделяет их от нас, вот Агей-Сергей, вот ещё альпинисты, снова маунтбайкеры, киргизская двойка – все дошли до этого этапа.
Надо дожимать. Кто будет первым? Эта мысль становится далёкой. Становится не важно. Внутренние переживания выходят на первый план. Суметь закончить. Финишировать – вот главное. Не ошибиться на спуске. Это важно – чтобы взять заключительную контрольную точку. Очень важно. Мы с Сашей сумели сделать всё правильно и вырваться вперёд. Тут он начал немного отставать – минутная остановка, даю ему аскорбинку и гуарану и снова вперёд!

Подкатываем к Будде первыми. Вот и скалы Тамгалы-Таса. Начальник скального этапа Юра Горбунов со своей командой. Каких-то 40 метров вертикальных перил, но как это трудно сейчас. После 100 километров супер марафона! Трижды отдыхаю по несколько секунд на этих сорока метрах – раньше махнул бы не глядя. Верёвка свободна! «Свободно!». Пошёл Саня. Спуск по перилам на другую сторону скального массива и мчимся к финишной ленте. Болельщики, журналисты, друзья, судьи – ВСЁ!

После боя

Очень короткое резюме. В категории «классика» всех выиграли девушки альпинистки. Виолетта Афуксениди и Юля Фролова из ЦСКА Казахстана. В категории на 100 километров первыми пришли мы с Александром Софрыгиным. Но это не важно. Любой, кто сумел финишировать на этой супер дистанции – победитель. Он превзошёл самого себя – и это главное!

Результаты

Время победителей в категории «классика» 4 часа 45 минут 19 секунд.
Время нашей двойки в категории «супер» 8 часов 58 минут и 44 секунды.

Благодарность

В завершении, хочется высказать благодарность организаторам гонки. Титанический труд. Если мне нужно будет организовать полёт на Марс, я обращусь к «Экстремальной Атлетике».
Рюкзак фирмы «Red Fox» Racer 40 превзошёл все мои ожидания. Пожалуй, самый лёгкий сорокалитровый рюкзак, который я когда-либо носил. Было легко и классно с ним бежать. Не мешал, а только помогал в гонке. Также, как и веломайки этой же фирмы.
И конечно рахмат магазину Лимпопо за его поддержку!
Службе Спасения города Аламты 051!
И Ерванду Тихоновичу Ильинскому за его бесценные консультации, как и всегда, когда дело касается сверх нагрузок!
До встречи на следующей гонке!