Зимние каникулы в Грузии

Пишет Kinosura, 22.09.2010 12:48

Зимние каникулы в Грузии (Горный туризм, грузия, майли, казбек, траверс, лушникова, суатиси, спартак)

Наверно многие из нас в детстве любили закрывать глаза – ты идешь по улице рядом с мамой и присматриваешь очередной столбик или дерево по ходу метрах в пяти. Сейчас я закрою глаза, а когда открою он будет уже далеко позади, ну в крайнем случае возле меня. Чернота. Все, звук есть, изображение отключено. Фантазия работает вперед, да ты уже не то что столбик. Ты уже сейчас до той дороги дойдешь. Пожалуй, пора! И тут реальность показывает тебе язык – до столба еще, все те же, пять метров.

Выходя в этом году на траверс массива Джимарай- Майли (Горный поход 4 кс со стороны Грузии), я наметил себе не мало столбиков и столбов. И окунаясь в стартовый ледопад Суатиси, с радостью закрыл глаза.

Я отчетливо помню как стою на поляне в лагере, разглядываю ледопад который свисает из-за поворота ледяной громадой – вся группа (нас пока десять) поглядывает туда, кто-то больше, кто-то меньше. Только что мы решили все переиграть, мы сокращаем группу. Вынужденно я отпускаю Настю в более простой поход с параллельной группой в сопровождении Алены. Горы – всегда диктуют свои правила. И каждый раз приходя вверх тебя учат, дают что-то новое. Все твои планы – ноль. Все будет так как будет, но не так как хотел. Со временем ты начинаешь все сильнее расслабляться и забывать о привередливости вершин, но каждый раз тебя отрезвляют. Планировать – будешь снизу.

Я решил, в этот ледопад я полезу сам, без Насти, не думая, ни о ком, не переживая – отбросив в сторону все сомнения. Наступило утро первого рабочего дня, с этого момента дни для нас шли как недели, слишком много событий. Так вот, наступило утро – потому что мы встали, еще не было солнца, но нам было пора. Собравшись, я заглянул в свою палатку, где спала Настя, не стал будить, посмотрел на сонное чудо и ушел, мы увидимся через 5 дней сверху, на Казбекском плато – но будем уже совсем другие, пережившие каждый свою небольшую, но очень насыщенную походную жизнь.
Мы спустились к реке, вода сильно упала и сейчас реку можно перейти. Проходим четыре мощных притока Суатиси. И за два перехода поднимаемся к началу ледопада. Из далека лед смотрелся круто, но мы то знаем – это оптический обман. Подойдем будет хорошо и полого. Подошли – все равно круто. Ну сейчас посмотрим кто кого.

Дзынь - передний зуб кошки тронул нехоженый ледник, и я похожий на новогоднюю елку, на которую не поскупились игрушками, начинаю плавно двигаться вверх. Еще очень рано и холодно – поэтому кошки, заходят не так глубоко, как хотелось. Пошли первые буры. Очень тяжко, вот я сейчас стану…так достал… почти, кручу, нет… м
ожет надо было лезть без точек – хорошо же получалось. Первые три веревки были под все 60-70 градусов жесткого, хорошего льда. И прошли для меня в неком смятении. В голове только проносились мысли – если мне так волнительно, не дрогнет ли группа? Куда мы лезем?

На десятой веревке – мои сомнения крепли. Но стоя на очередной почти удобной станции – я закрепил перила, и ко мне поднялась Галя, вместо привычного Андрея, который постоянно лез со мной – страхуя меня и помогая повсячески. Я в своих сомнениях на Андрея не смотрел, без толку. Этот спокоен всегда, лезем значить лезем, плывем значит плывем (Андрею пришлось немного поплавать на переправе тремя днями ранее, но он вышел довольно спокойный).

Когда же я увидел что Галя жумарит, улыбается и предлагает что-то скушать – тогда я понял волноваться не стоит – в тылах все спокойно. Мы запросили по рации у Вадика (завхоза) разрешения на сухофруткы, поели и оставили на станции для остальных. После двенадцатой веревки - решили резким траверсом выбираться из ледопада, боясь заночевать в нем. Итого мы управились в этот день в 14 веревок. Нам повезло найти террасу между первой и второй ступеньками ледопада – где мы и переночевали.
Сидя сверху мы оглянулись в долину, в которой белой точкой виднелся маленький снежник – место нашего вчерашнего бивака.

Утром рано не вставали, ждали, чтоб немного появилось солнце - сегодня второй день ледопада. Начали хорошо – одновременно движемся левым бортом, обходя сильно поломанную вторую ступень. Далее подходим к третей. Она сильно прижимает к скалам. Сыпуха со льдом, становятся довольно крутыми, для одновеременого движения – начинаем вещать перила. После не продолжительных мучений (4 веревки) я выхожу на удобную площадку – где и делаю станцию, принимаю Андрея и Влада. Светит солнце, мы спокойно сидим на камне, слушая в рацию роботу остальной команды. Сзади раздается легкий шорох. Я обернувшись, диким голосом озвучиваю, то что на нас летит Камень!!! – хороший такой булыжник, тихий и не мелкий. Не сговариваясь, снимаемся с самостраховок и валим в разные стороны. Камень как разрывная граната подскакивает перед станцией, и с громом разбивается об скалу, где мы только что грелись. Далее камни сыпали с периодичностью в 5 минут – пугая всех, кто приходил на станцию.

Тактика была такая: приходит спортсмен, перед станцией в укрытии отдышиваеться – готовиться, и делает рывок, проскакивая станцию и выбегая на безопасный снежник. Все было серьезно, кроме шуток, как на войне. Пригнулся, пробежал, спрятался. А там грохочет. Постоянно летит. Страшно, всем страшно. Ну вышли все без травм, даже станцию не разбило, все вышли на пологий ледник. Скоро должна в поле зрения. появиться седловина перевала Олега Лушникова. Но тут как со столбиками - ее все нет. Хотя должна. К вечеру мы стали под самым перевальным взлетом. Прямо у подножья Джимарая. Холодно. Всем спать – завтра работать надо. Пора убираться из этого холодильника. Пути назад нет. Да и вперед не очень.Завтра пробуем. Нам не страшно – глаза то закрыты.

Такая доля первого – ты всегда один. Лезешь один, пришел на станцию, один и станции нет, сам крути. И только кто-то пришел, тут поговорить бы – но ты развесился, подумал как идти, и снова один. На перевал Лушникова лезлось хорошо, не полого и не круто, и снег и лед и скалы – хорошо. Только траверс все не получался. Влад орет – "правее лезь, правея…" А я все вверх, загоню себя под скалы и стою как дурак, крюк не идет - все крошиться, петлю не накинешь - все крошиться, крути бур в снег или так лезь, как тебе понравиться? Много я дум передумал, вертикальная медитация. На седловину вылез – обрадовался как ребенок. Только очень уставший, тут меня усталость простоподкосила. Может высота – или не выспался. Спускаться не было сил. Ночевать тут было не уютно и ветрено, и мы кинули вниз веревку. Прямо по тому кулуару, про который Богдан Савчинский (автор маршрута) писал: « Крутой и очень камнеопасный кулуар» Едет и падает там все шикарно. Но спасает то что кулуар в одну веревку и вся эта прелесть, не успевая разогнаться нежно шарашит по каске не нарушая внутреннего покоя и равновесия.

Дюльферяли мы косо. Там бы и ребенок додумался что надо косо. Так из кулуара свалить хочется что прям страх какой. Приехал – спрятался, закрепил перила, говорю по рации, ехать можно. И жду поступления. Сижу себе, а станция грязная, через меня течет какая-то речка. Холодно и гадко, а тут еще снег начался. И нет такого чувства, что ты делаешь что-то героическое и такое уж важное. Герои не сидят в грязевых потоках, придержива я перила для товарищей. Разве что герои из спелиологических сказок.Спрыгнули, все ок. На седловине оставили плохой бур, не было сил делать самовыверт. При сдерге перебили веревку. Бывает. Идем на нунатак. Из википедии: «Нунатак (гренл. nunataaq) — полностью окруженный льдом скалистый пик, горный гребень или холм, выступающий над поверхностью ледникового покрова или горного ледника. Служат убежищем для растительности в ледниковых областях» В этот раз он был убежищем не только для растительности, но и для восьми уставших туристов.

Придя на Нунатак – нашли площадки выложенные группой Богдана, еще одну площадку пришлось выложить. Третью палатку установили на снегу. Лучшая ночевка за поход. Хорошие сны, крепкий джин и праздничный стол ко дню независимости. Мы ночуем в 600 м от нашей заброски. Но дойти до нее мы сможем только завтра. Сегодня - нет сил. Спать.

Утром мы проснулись от солнца. Пора в путь, варим суп и по рюкзакам. Сейчас до края ледника, а от туда вниз за забросокой и далее на седловину 50-лет СССР (как мы называли его Балет, из за схожести в написании 50-лет, Ба-лет) с которой мы планируем выйти на траверс Майли-хох. За заброской идем впятером. Осторожно пробираемся по борту простого ледопада выходим на широкий и ровный как проспект ледник. Видно наш тур. И мы без ГПСа, легко и не принужденно отрываем заброску. По леднику, недавно слегка присыпанному снегом, мы шли без связок. Все видно. Трещин нет. Подошли к заброске. Нет Феди. Через минуту, оказалось есть - остановился покурить. Минута тянулось долго. Далее лишний раз связками не пренебрегали. Вернувшись к своим, мы плавно обошли ледовый склон, правее, чем указано в отчетах. Влад не ошибся – здесь действительно мало трещин. Прибор показывает – через 20 метров мы будем в России. (надеюсь этот сайт не читают пограничники).

Надо отметить ночевать в России так же холодно, как и в Грузии. Это видимо интернациональный холод, а может так сказываться прохладность политических отношений двух стран? Сказать сложно. Воды тут нет. Что за страна?)) Приходиться топить снег. До перевала не дошли 300 метров. Там на седле совсем холодно будет. Всю ночевку над нами исполняют свою димоническую оперу скалы Майли и безымянные скалы левого борта, прозванные нами коротко – шифер. Шифер, грохочет дальше - но как-то по другому. Вроде падает все не просто так, а катиться по шиферной крыше. С Майли, падает все очень близко и громко. В кулуарах есть большие камни, которые вероятно, могут двигаться. Им дают имена и строят планы относительно их подвижек.
Поэтому первый вопрос утром: «Холодильник уехал или нет?» - восприниматься нормально.
Ответ : «Холодильник на месте»

Перевал – широкая и не интересная седловина. С нее видно Майлинскую полку засыпанную свежим обвалом, а так же русское селение в далекой дымке. В дали, на моренном плече, стоят палатки, видимо безлаг русских альпинистов с которого они ходят Казбек и Майли. Мы строим тур – пишем записку. Смотрим на Майли,
смотрится круто. Подошли – полого, значит все нормально.

Топаем под первый участок крутого льда. Я медленно надеваю Костюм Новогодней Елки. Полторы веревки хватило, чтоб выбраться на скальный гребень. Далее на снего-лед. Идем одновременно – крутим страховку, очень уверено идем. Под верхом перилим две веревки, тут покруче. Лед жесткий, опять кошки не входят, инструмент колит линзы, машу «шакалами» что есть сил. На последней веревке долго стою – жду железок от второй связки. На глазах вершину закрывает туча – поглощая и нашу компанию осадившую гребень. Мгновенно начинается снег – становиться не уютно. Крайнюю веревку мне приходиться лезть без рюкзака - крутовато. И выйдя на вершину в одной термухе я долго копаюсь в снегу, чтоб найти лед для станции. Пока, минут десять нет рюкзака, а я уже начинают скучать за своим молчаливым спутником о двух лямках. И о пуховой жилетке в нем.

Сообщаю в рацию , я на вершинеее и перила готовыыыы. Приходит Андрей. Много рассказывает про обледеневшую веревку, и о том как проскальзывает жумар. Мой рюкзак, приезжает за Андреем в виде саночек.
Остальные вяжут пруссики и потихоньку поднимаются к нам. По бокам грохочет гром. Гроза со снегом на вершине Майли-хох – отлично. В ушах начинает жужжать – сначала не понимаем что это. В рацию сообщаем Владу о грозе. Он говорит про «огни Эльма» и что-то про статическое электричество. Советует чтоб мы сняли железки и отошли в сторону – сели и обняли голову коленями. Рекомендацию мы не выполняем. Но после того как ледоруб начинает бить током даже через перчатку – мы быстро скидываем все железо и сваливаем на 20 метров от станции. Голову коленями не обжимаем – но сидим и боимся. Видимость не особо, но друг друга видим пока нормально. Вспоминаю, про то что у меня есть чудесный прибор с картой. Увеличиваю масштаб до крупно-большого, и медленно, в связках, идем вниз.

Я иду первый как обладатель путеводного «клубка» (GPS) и как самый легкий в связке. Как писал Андрей Лебедев – наживка. Вот и попался – первая трещина, падаю на спину. Связка не спит, Влад держит в натяжку, веревкой помогает мне задержаться на краю и не уйти ниже. Далее немного ждем видимости. Ничего нет. Идем дальше. Падать больше не хочется – зондирую палкой, смотрю в прибор, опять тыкаю впереди. Идем 500 метров в час – можно сказать летим. Ветер крепчает, когда мы приходим на перевал Мна (тут есть ровное место), нам остается только быстро установить рвущиеся из рук палатки – выкопать стенки и спрятаться внутри.

Утром было солнце – лагерь замело и напуганные жители палаток не спешили покидать убежище. Все говорили о удачнопроведенных «зимних» каникулах. Но Вадик все же решился выйти и разжечь примуса – началось движение. В тамбуре лежало смерзшиеся месиво из систем, кошек, рюкзаков, веревок и прочего. Страшно подумать – все это мы носим с собой. Теперь бы откопаться и можно лезть на г.Спартак – следующий и объект нашего чудо траверса.
Легко залазим на Спартак. Сверху долго сидим – погода та звенит. Фотосессия – спереди Казбек, за плечами Майли. И мы идем вниз. Никаких Казбеков. Все слишком подустали. Замечаем точки, которые движутся по склону Казбека – как позже выяснилось это наша вторая группа. Идут с вершины, вниз – какая встреча. Все тревоги в сторону, у них все хорошо, у нас все хорошо. На душе становиться спокойно – и мы легко, за час с небольшим спускаемся на метеостанцию.

Вот так я увидел свою первую горную «четверку» – которая осталось ярким белым следом в моих снах и воспоминаниях. Или это был сон, глаза-то закрыты.