КАК ЭТО ОНО БЫВАЕТ СЛУЧАЕТСЯ

Пишет ssh, 22.09.2010 18:28

КАК ЭТО ОНО БЫВАЕТ СЛУЧАЕТСЯ (Горный туризм, таджикистан, искандеркуль, кротов, самодельные путешествия)

Есть такой довольно известный в туристских автостопных кругах товарищ - Антон Кротов, человек оригинального образа мыслей и действий.
Недавно он "Мы планировали доехать до Искандеркуля, и, пройдя через три перевала (Дукдон, 3810, Мунора, 3520 и Тавасанг, 3300), выйти к озеру Маргузор, одному из «Семи озёр»".

Вот несколько цитат из его рассказа:

...Дядя Марат (50-ти лет - SSh.) прилетел из России накануне похода, и туристического опыта не имел, со спальником и палаткой общался впервые...

...Перед походом всех граждан предупредили, что единства группы не будет – каждый человек может отстать от остальных или опережать их. Как во всех самоходных походах, каждый должен иметь средства для автономного передвижения и выживания – мозги, ноги, еду-перекус, приспособления для сна. Никаких гидов или групповодов у нас нет, каждый самостоятелен. Более того, каждый может свернуть с маршрута и покинуть его, что в результате каждый и сделал...

...В связи со снежными явлениями на перевалах охотников идти на Хафткуль не нашлось. Для этого пришлось бы преодолевать ещё два перевала. Поэтому каждый подумал спускаться вниз, в долину промежуточной реки Арчамайдо...

...Спасибо всем, кто принял участие в самоходном походе. Отдельные извинения приношу дяде Марату, который отстал от нас по дороге. Всех же последующих участников вновь предупреждаю, что в подобных мероприятиях -- использование своих собственных ног, мозга, спального оборудования и т.п., забота каждого человека в отдельности...

А всё можно прочитать здесь.

ЗЫ: Думаю, что если кому бы то из самоходчиков вздумалось взгромоздиться на окружающие высоты и он бы, не дай Бог, конечно, оттуда сверзился, то в газетах обязательно заметили: ...российские альпинисты, вышли на восхождение, не пройдя регистрацию в местном МЧС... :-\

У автостопа свои законы, а в горах свои. Мне кажется - не стоит смешивать.

"единства группы не будет – каждый человек может отстать от остальных или опережать их."

Это как бы полный бред - против всех правил написаных годами. Это и не группа - которая в горах всегда сильнее индивидума. Это и не соло - так как при соло походах человек собран и думает в стиле соло, плюс на одиночное прохождение по району, пойдет только тот кто хорошо знает что и как.

Отсюда может получиться.. все пошли в разные стороны. Кто-то остался один на один с собой. Темнота, плохая, погода, элементрная дизориентация или гипоксия и такими смелыми автостопшиками будут заниматься спасатели.

Я ходил с "Академией вольных путешествий" (которую основал Антон Кротов) в один из самоходных походов. Все именно так как написано, но мы ходили тогда по равнине в Московской и Тверской областях (протяженность примерно 65 км по полям, лесам, болотам и деревням, хотя и пришлось переправляться через реку на непонятных пьяных перевозчиках, но все прошло гладко и те кто не смог идти, тот откололся раньше, в итоге до конца (а именно от г. Савелово до г. Кашин) дошли единицы, в том числе и я с другом. Сама идея в самоходном походе - автономность. То есть он рассматривается как подготовка любого будущего автостопщика быть готовым в одиночку или с напарником проехать автостопом, пройти или иным способом добраться из точки А до точки Б, при этом расстояние может исчисляться тысячами километров. Ну или проверка готов он или не готов, в том числе такие походы преследуют своей целью проверку снаряжения. Ребята, состоящие в АВП совершили такие путешествия как поездки в Магадан, Уренгой, Архангельск ну и т.д. автостопом (разного рода). Но вот о том что б они устраивали самоходные походы в горах я не слышал, честно говоря. У меня есть несколько книг в электронном виде об их путешествиях, так же их много можно найти в сети, в том числе и "Практику вольных путешествий" в которой рассказывается об автостопе и его особенностях, типо самоучителя как лучше стопить и как лучше добираться из А в Б. Если кому надо - пишите в личку адрес почты - вышлю.

"Благодаря" таким "вольным путешественникам" уже и в странах третьего мира требуют с наших соотечественников подтверждать наличие необходимой суммы в валюте государства и наличие брони в гостинице.

А можете пример такой страны привести?

"из-за таких" или нет, не знаю, но, например, Финляндия и Чехия требуют от наших граждан иметь определенную сумму на день пребывания в стране

все страны европы - вот сегодня иду в посольство - так что уверен

Вообще-то автостоп к нам с Запада пришел, это не наше, а их изобретение, и у них он распространен гораздо больше чем у нас. Так что требуют подтверждение суммы уж точно не из-за автостопщиков.

Рискну написать , что тоже имею представление о том Кто такие и Что такое АВП и в частности Кротов , так как был на ИХ встрече посвященной одной из нескольких серьезных поездок в Саяны.(ну это в качестве вступления)
В основном немногие из автоспощиков обладают элементарными качествами: гуманное отношение к природе и прочие цивилизованные проявления. В основном это молодые люди "далеко за двадцать"))или просто Те кто действительно поездил по Миру.
И если говорить о горах - то там конечно автостопщики выглядят слабо, да РЕДКО они совершают подобные походы.( вроде как - глядя на их карту маршрутов) Поэтому цитату автора: "Думаю, что если кому бы то из самоходчиков вздумалось взгромоздиться на окружающие высоты и он бы, не дай Бог, конечно, оттуда сверзился, то в газетах обязательно заметили: ...российские альпинисты, вышли на восхождение, не пройдя регистрацию в местном МЧС..." - воспринимается как "Под одну гребенку" , но увы это особенность нашей страны.
Хотя так или иначе автостоп это частично аферизм и конечно не у всех удается скрыть подобные мотивчики. А бывает кстати и наоборот когда сам автостопщик попадает под аферизм, так как это Жизнь.
Поэтому вопрос из серии из-за кого требуют подобные подтверждения с наших соотечественников очень и очень актуален и может поднять не один пласт социальных вопросов.Так как те гуманные австоспощики которые действительно любят свое дело, похожи на Героя фильма "В диких условиях".

p.s. Пост не в защиту автостопа и уж тем более АВП, просто дело очень интерессное.

сразу представил себе толпы автостопщиков, заполнивших дороги Таиланда, например :)

Если бы да кабы да во рту росли грибы-был бы не рот, а целый огород.

Непонятно, зачем собирать в авантюру людей,которых не знаешь, не видел даже. Чтобы насладиться их беспомощностью на маршруте и в этом поймать свой адреналин. Что вы все оригинальничаете! Нас учили так - на хорошую гору, в хорошей компании, в хорошую погоду! Ну, а там как бог даст! А ваш бедный Марат уже вначале попил бы мышьячка из Искандеркуля, а потом бы "захорошело" бы ему, того хуже - склеил ласты и кирдык. А вы ни причем... Молодцы...

на самом деле все просто. работают совсем другие мотивы - и никаких "насладиться беспомощностью":
в одиночку путешествовать скучно и небезопасно, в чежих странах даже поболтать не с кем о полученных впечатлениях (поэтому желающие разделить, так сказать, приглашаются) - подогнать все желающих под свой временной график трудно (поэтому приглашаются все, кто может в удобный инициатору период) - брать на себя функции организатора, влипать в случае ЧП в истории с официальными органами - даром не надо (поэтому предлагается основополагающий принцип "каждый за себя"), коллектевизм для многих стал хорош только с бутылочкой пива у соседнего костра, а так не хочется никаких подчинений, указаний, уступаний и т.п. (поэтому основополагающий принцип педалируется - "каждый сам по себе")

главное, чему вас учили, они не только не учились, а не имеют представления. это другая среда со своим менталитетом, правилами общежития и понимания, что такое путешествия энд приключения

Вообще-то путь от Искандеркуля на Маргузоры - это такая себе пешка через н/к-ашные перевалы.
Местные ходят там практически налегке, иногда в одиночку. Так что не надо драматизировать :)

У автостопа свои законы. не лучше и не хуже - просто другие. По трассе они тоже перемещаются в одиночку/вдвоем обычно - нелепо стопить машину организованной группой из 6 человек :)

--------
------
Это обывательский стереотип - раз в горах, значит альпинист.
А газетчики ему тупо следуют - иначе "читатель не поймет". Да и сами далеко не всегда разбираются в предмете.

хотя да, почитал подробней исходный текст - несколько суровей, чем летом.

ИМХО, в автостопе достаточно сильно авантюрное (adventure) начало. И стремление пройти маршрут с минимальными средствами (деньгами, снаряжением)

....не стоит судить по меркам альпинизма/спортивного туризма - идеология другая

Вот идеология весьма паршивая.
Бросить человека на перевале - это верх подлости и эгоизма.
Даже кошек и собак приличные люди не бросают.
Типа - каждый сам за себя.
Я бы с такими на одном поле нужду справить не сел....

Вы немного не поняли. Он знал что идет без поддержки, он знал и мог в любой момент развернуться и пойти обратно, никто его силком не тянул, но и помогать не кто не подписывался... На то он и "самоходный" поход... Ну а если не подходит такая идеология о которой тебя предупреждают еще до похода - не ходи, никто не осудит. А "Дядя Марат" пошел, то есть оценил свои силы и решил что сможет, и впрочем смог в итоге...Так что идеология нормальная, а вот оценка своих сил не у всех адекватная.

Я все прекрасно понял!

Так что идеология нормальная, а вот оценка своих сил не у всех адекватная.

Именно, что идеология животная.
Так стадо равнодушно смотрит, как его же товарища едят хищники, абы меня не ели...
Если человек даже расписался в том, что ему помогать не надо, так что, его бросать надо умирать?
Да, он смог и не погиб.
Но я прекрасно представляю, что может ожидать человека одного ночью на заснеженном перевале.
Стоило только испортиться погоде, пойти снегу, и ему кранты.
Нельзя бросать человека одного в таких условиях, как бы вначале не договаривались.
Те, кто его бросил - просто скоты, без какой либо морали.
И идеология скотская.

У автостопщиков так себе с взаимовыручкой. Как и везде в основном.
Не скажу за АВП, но за время моей практики стопа (на 70.000 км бросил считать), я встречал, в основном, автостопщиков из разряда творческих бездельников, русских хиппи (сам был таким). Реже - студентов и состоявшихся людей (тоже был:).
В целом, своя среда - свои законы, но все же их познания об объективной опасности в горах практически никакие. Ну и как там жить, если условия далеки от стандартного поужинал-упал_в_спальник-проснулся - тоже не особо в курсе. Разве что в поездку отправятся труъшные аутдорщики.
И - да, когда речь идет о русских хиппи, то реально - каждый за себя. Не, не так: просто всем всё по.уй :)
С другой стороны, есть ли повод драматизировать? Не обязательно "бросил". Много факторов.

Почитал я тут… Перечитал. Еще комментарии здесь. И, уж простите, решил свои три копейки вставить, пусть поблескивают.
ИМХО, конечно, но у порядочных людей законы одни и те же. Мне кажется, не стоит разделять, какие годятся в горах и непригодны на трассе, какие – наоборот. Из таковых – закон «Своих не бросать». А члены группы – по определению свои, иначе это не группа.
__«Перед походом всех граждан предупредили, что единства группы не будет – каждый человек может отстать от остальных или опережать их»__
Группа где нет единства – стадо. Банда, гопа, сброд, толпа одиночек, что угодно – но только не группа. Для чего ее собирать – непонятно.
__«Никого по дороге не потеряли, и это уже хорошо»__
__«Мы остановились на ночёвку близ р.Сарытаг, и опять же пока никто из нас не отстал»__
Создается впечатление, что участники «похода» играют в веселую игру а-ля «десять негритят». И непонятно, радуются они или удивляются тому, что после этапа «негритята» остались в прежнем составе.
__«Только два человека существенно отстали – Сергей из Минска и Марат из Питера.»__
Вот-вот.
__«А дядя Марат… отстал и ночевал под перевалом, среди снегов, и было ему холодно.»__
Любопытно, что если б «негритенок» дядя Марат замерз там, «среди снегов», то никто бы его так и не хватился бы. Решили бы что тот __«увидев снега, спустился назад в зону леса и забил на поход»__
От всего этого пробега сильно и неприятно пахнет. Банальнейшей непорядочностью. Нет, и быть не может речи о непрофессионализме, о незнании элементарных принципов организации группы, ее взаимосвязи и взаимодействия. Уверен, что организаторы похода, в частности, сам Кротов, в силу опыта, прекрасно знают эти принципы. Просто им неохота возиться. Сказать проще – наплевать. Собрали с бору по сосенке, предупредили: «своих нет и каждый за себя», да и бросили на произвол. Выйдешь, нет – сам себе доктор, а мы – ни при чем. Не по-людски оно как-то.

Если идеей похода является автономность – иди один, зачем тебе группа? Скажу больше, «подготовка будущего автостопщика», или «проверка его готовности», или «проверка снаряжения» - не может быть целью серьезного дальнего похода. Никто не испытывает новую лодку сразу на бурном пороге. Любой умный человек делает это в тихой заводи, откуда в случае «неготовности» легко выбраться, вытащить членов экипажа, снаряжение и саму лодку. А на пороги отправляются уже с «на сто рядов» проверенной снарягой и уверенной командой. Иначе это не поход, и даже не авантюра. Это русская рулетка – забава идиотов.

Про автостоп в заметке Кротова речь вообще не идет. Это был пеший переход неорганизованной толпой из пункта «А» в пункт «Б», с возможностью схода в любой точке, где ты устал, или тебе надоело, без обязательного оповещения о сходе остальных членов группы, и без предположения розысков без вести пропавших.
Стопить машину вшестером-вдесятером, конечно, нелепо. Но организованная группа так и не поступает. В организованной группе каждый знает заранее проработанный маршрут. Разбитый на отрезки дневных, либо суточных перегонов, которые рассчитываются не только по состоянию дорог и расположению удобных позиций, но и по возможностям самого объективно слабого и медленного из членов организованной группы. С контрольными пунктами и местами групповых сборов, где поджидают отставших, и откуда отправляются на поиски пропавших членов группы. Организованная группа из 6 человек разбивается на пары, и не плюет на одиночек. Откровенный балласт, вроде дяди Марата, организованная группа в себя попросту не примет. Ему скажут: «Извини, дорогой, но ты с нами не идешь. Ты слишком неопытен, а нам некогда с тобой нянчиться. Приходи, пожалуйста, на наши семинары. Приходи, пожалуйста, на наши тренировки. Мы покажем, мы объясним, мы научим – нам не жалко, и в следующий раз ты обязательно сможешь идти с нами. Но сегодня, извини, ты с нами не идешь». Причем, так ему скажут на стадии организации группы на конкретный поход, а не на точке сбора уже, куда человек загнался, получается, впустую. И так поступает любая организованная группа. Автостоп, альпинизм, горный, водный, пеший, конный туризмы, принцип организации группы един. «Другие законы» – это чушь. «Другая идеология» – тем более. Другие всего лишь частности, особенности, нюансы и детали. А законы везде одни - человеческие.
Понимаю, «много букоff», уж простите, не сдержался.

ЗЫ. А в газетах, увы, ключевым стереотипом был бы не «альпинисты», а «российские». К сожалению, из-за подобных «групп», мы давно уже для большинства стран стали синонимом «неорганизованности», «халатности», и «безалаберности», а потому – «высокой проблематичности». Увы.

Обычно такие "самоходные" походы организуются именно по Подмосковью, и для меня самого было откровенностью, что их проводят в горах... Впрочем был я в аналогичном(по идее, а не по месту проведения) "самоходном" походе давно и с тех пор ничего общего с АВП не имею, разве что книжки их о путешествиях перечитывал разок. Насчет правильность идеологии спорить не хочу, все равно бестолку. Насчет таких походов, то на самом деле походом, как таковым (в классическом понимании) такое мероприятие не является, как мне кажется, все что делает АВП или Кротов в частности в таком "походе" - это придумывает маршрут, а дальше - "смотрите сами идти или нет, я пойду, но идем не группой а поодиночке". Кстати не кто не мешает пойти с другом и превратить такой "самоходный" поход в обычный поход с другом :) Что мы и сделали несколько лет назад. Было интересно, больше того специально не брали денег, что б чисто автостопный был поход, и в итоге доехали от города Кашин до Москвы автостопом.

Вобщем-то, все что я хотел сказать - не судите строго и со своей колокольни. Хотите их понять, для начала прочтите книгу "Практика вольных путешествий", ну или что-то еще из автостопной литературы, например питерского Андрея Ворова (он кстати разработал рюкзак для автостопа) Я их не защищаю, я просто принимаю сам факт того что и их точка зрения на некоторые вопросы имеет право на жизнь.

А я об идеологии и не говорил. Я говорил о наплевательстве и безответственности. Если вводить эту мерзость в ранг идеологии - тогда да, конечно.
Если человек придумывает маршрут который ему интересен - он собирает рюкзак, берет подмышку проверенного друга, мотивирует его "Чувак, это круто! там не был никто, мы будем первыми!" или "Ты знаешь, какие люди были там!? Мы пройдем весь их путь шаг за шагом, мы станем ближе к ним, это круто, чувак!" или "Там такие места! там такая красота! Увидеть Париж и умереть - детский лепет рядом с этим. Айда, чувак, это красиво!", и идет автостопом вместе с другом хоть к черту на уши. За туманом, за крутизной, за счастьем, да за чем угодно.
Если человек придумывает маршрут и кидает клич "Айда со мной все-кто-только-хочет!" - то он уже, хоть в малой степени, но ответственнен за каждого кто отзовется на ЕГО клич. И если кто-то из них заблудится в горах, разобьется, замерзнет, погибнет - пожать плечиком и вернуться к недопитой кружке чаю, мол, никто не тянул силком, предупреждали, знал на что идет, сам себе доктор, лузер и лошара - как хотите, это хамство. Нет и не может быть нормальной человеческой идеологии, где подобное не квалифицировалось бы как скотство.
А по поводу "своей колокольни"... Читал я "для начала" ПВП. И еще "что-то из автостопной литературы" читал. Еще лет двенадцать назад, когда начинал только. И с Кротовым беседовать доводилось, и на семинарах у ПЛАСа бывать, и, кстати, еще тогда считал, что воровский рюкзак (лично для меня) жутко неудобная штука. И в коллективных гонках участвовать приходилось, и самостоятельно бегать от Иркутска до Киева. А еще мне, геологу-съемщику приходилось участвовать в организации групп, как профессиональных (геологических, спелеологических, альпинистских), так и спортивных (автостоп, горный туризм, автопробег). И, скажу я вам, принципы организации взаимодействия человеков ВСЕГДА одни и те же. Нет там стратегических различий. Разница только в тактике.
Если вы про автостопщиков вообще - то защищать их и не нужно. Никто на них не нападает. Я прекрасно знаю, что большинство из них вполне нормальные, адекватные, человечные ребята, и говорю вовсе не про автостопщиков. Меня пугает поведение конкретных участников конкретного "похода", где люди, безусловно, опытные, в силу опыта обладающие изрядной долей профессионализма, повели себя, буквально, не по людски. Если такое поведение обусловливается чисто "идеологией" и "точкой зрения" - то это страшно. Это говорит о едином подходе ко всему и во всем. С такими людьми, честно говоря, страшно на одном гектаре, пардон, присесть.

Поставил вам плюс, ибо считаю так же как и вы, просто не осуждаю... И еще интересно (вяло так) кто ж меня минусует...Неужеле я пишу что-такое, что заслуживает минуса? Ну да все это не важно. Тык вот, воровский рюкзак мне тоже не нравится, и на семинарах я тоже был, просто я не готов осуждать, а вы готовы. А на мой взгляд, если ты готов осуждать, то сам ты должен быть безупречен во всем, а я, к сожалению, не безупречен...Нет, я никого не бросал в горах или еще где, просто у меня, как у многих, есть "за душой" "косяки", потому не считаю что имею моральное право кого-либо (не только в этом случае, вообще) осуждать. У самого, что называется, "рыльце в пушку". А кто безгрешен??? Есть тут такие?

С интересом прочитал все комментарии.. Зовут меня Марат. Я из Питера. Мне 50. Мне все понравилось. Люди, я вижу, все грамотные и понимающие. Я дейстствительно прилетел за сутки до похода. палатка , а ткже фотик , и тонкая пенка ( название я узнал позже) мне была вручена другом , за 5 часов до самолета. рюкзак и старые рваные берцы я нашел в гараже за пару часов. палатка весит 1 кг, из любопытства я развернул ее во дворе и собрал. как собирается так особо не понял, впрочем и не я один..никто и никогда такой не видел..спальник , просто типа одеяла с молнией за 500 руб, с этикеткой( осталась на перевале) одежда- футболка, ветровка.. вот и все..помереть конечно мог, сильно холодно..на кротова совсем не в обиде.. думаю и он не предвидел снег на перевале.. а так ничего страшного, людей маловато правда.. с первой ночевки по сути шел один, иногда встречаясь с последним..с пастухами разговаривал и видел как все поднимаются , потерял около часу времени наблюдая, показалось что стадо повернуло назад, а ребята шли за стадом... неправильно рассчитал время и не предвидел проблемы с ногой (резко разнылось колено) спускаться было проблемно... ну и темнота внезапная.. нашел немного места у валуна и в темноте растянул палатку, камней там хватает..удивительно, но даже в дырявой слегка палатке довольно тепло... речка замерзла за пару часов.. а утром было совсем хорошо..так что кроме благодарности к кротову - ничего не испытываю..сам бы конечно не смог спать, если бы кто отстал.. но бог создает людей разными и не мне их осуждать. группа шла сплоченно, я просто много снимал и отвлекался. просто я не сразу понял все..а когда понял что могу рассчитывать только на себя - все стало на свои места..здесь кто то грамотно написал про соло..а один я жить умею..антон интересный человек..не стоит его осуждать, тем более что он сам себя осудил немного. просто он более другой чем многие, в этом для человечества нет ничего страшного. завтра на работу а я тут 2 часа не мог зарегистрироваться..извините , если что не так...