Пишет Leb, 19.10.2010 13:18

Траверс Патриот-Россия-Коммунизма 1973, кто об этом знает? Траверс подтвердился, подробности изучаются (Альпинизм, пик коммунизма, безносов, пик россия, пик патриот)

От Garmo сегодня узнал, что в 1973 г. был совершен траверс пик Патриот (6446) - пик Россия (6875) - пик Коммунизма (7495). Он это вычитал в Книге о любви к путешествиям Леонида Стариковского. Вот, что там написано.

"... Я увлек своими рассказами о (пике) Грандиозном (это Саяны), кроме Старосветского, еще и своих приятелей по турклубу Васю Буторина и Владимира Безносова, несмотря на то, что они занимались горным туризмом и их взгляды всегда устремлялись к самым высоким горам. Владимир Безносов вскоре превратился в "злого гения" высокогорья. Потеряв надежду пробиться в легальный альпинизм, он стал организовывать самостоятельные несанкционированные экспедиции на Памир и Тянь-Шань. Ему удалось совершить грандиозный траверс пиков Россия, Патриот и Коммунизма - высшей точки СССР, проведя более двадцати дней на высоте свыше шести тысяч метров, что для 1973 года было невероятным рекордом в нашей стране. Безносов увлекал своими безумными идеями ребят, опыт которых ни в малой степени не соответствовал сложности маршрутов, поэтому многие его авантюры закончились трагически. По крайней мере, я знаю о двух погибших ребятах, и еще несколько человек чудом остались в живых..."

Кто знает об этом подробнее?
Вроде бы это томичи были...

Тут надежда на MGV. На Ицковича тоже...
Может, еще кто помнит?

Вот Vamibo ходил траверсы:

1974 Калинина-Коммунизма (1-е место СССР по классу траверсов)
1975 Москва-Коммунизма (2-е место СССР по классу траверсов)

А потом мне, как то, сказал, что "с востока и с запада траверсы до пика Коммунизма ходил, а с юга - мечтает сходить". Ему тоже интересно будет узнать про эту историю.

В 1987 мы ходили на Патриот, сняли записку "второвосходителей", даже где-то она у меня сохранилась. Наверное, это и были траверсанты. Найду записку - выложу сюда.

Поправьте меня, если ошибаюсь:
первое восхождение - Б.Гарф 1950г., второе Романович - трагическая экспедиция 1953г., ..?.. далее Алхутов 1962г. (кстати, посвящена погибшим товарищам 53 г.) ...
Интересно было бы ознакомиться с Вашей запиской "второвосходителей".

Записку поищу. Она была нацарапана на куске фотопленки. Фамилию восходителей не помню, но на ней было написано, что группа сняла записку Гарфа, поэтому я и решил, что они вторые. Могли, конечно, быть проблемы с поиском тура у какой-то из групп. Мы-то, естественно, нашли самый правильный тур :)

Очень интересно...

просмотрел побежденный вершины с 70 по 75 год нет такого траверса...
ох не внимателен я...если нелегально то его трудно найти...
только узнать у тех кто был там в это время...

Слышал я похожую историю в 74-м от Бори Тмура (МС г. Жданов).

Запомнилась тем, что имела ремарку - "вот, что горные туристы могут!.."

Подробности не знаю. Связи с Борей утерены. :-(((

Мне кажется что, кто ходил с Бритаровым (СПб) должен знать...

Честно говоря Андрей я про такой траверс туристкой группой не слышал. И это наверно не удивительно. Ты помнишь какие гонения тогда были на туристов за восхождения. Мы когда шли траверс Коммунизма брали информацию у Ялина (т.к. Янтарь, г. Северск - закрытый г. спутник Томска). Они в 1975 делали в рамках похода по Памиру восхождение по пути Тамма. Держали это в глубоком секрете, чтобы не раздели.
Я поговорю с Будниковым и Ялиным, может они что то слышали.
Технически насколько я помню гребень, особых сложностей там нет. Но в 1973г это конечно ...

Я тоже этому траверсу очень удивился..

А Ялину передай огромный привет!
Несколько лет назад он приезжал в Москву, и я имел радость с ним познакомиться, мы гуляли два или три часа по парку Покровское Стрешнево.

Для несведующих - Иван Федорович Ялин - фантастический человек! Интереснейший собеседник. Руководитель горных походов 6 к.с. по Памиру, некоторые из которых включали восхождения на семитысячники, например, в 1975 г. - на пик Коммунизма по Тамму.

Участник полярных экспедиций Владимира Чукова (1991, 1994, 1995, 1996)

В 1994 г. в возрасте 54 года с командой Чукова совершил на лыжах первое полностью автономное достижение Северного Полюса.

Немного не по теме, просто совпало: сегодня вечером увидел Чукова около института Географии.

Добрый день! Это мою цитату из моей же книги здесь обсуждают. И Будников и Ялин хорошо знают Безносова и его экспедиции-похождения. В Томске он был очень известным человеком. Через пару лет после Коммунизма (а у меня чудом сохранилась даже фотография с траверса) Безносов поднимался на Хан-Тенгри. Уже на спуске на леднике Иныльчек его товарищ провалился в трещину. Многие тогда говорили, что Безносов оставил товарища без помощи, ушел от трещины, как это было уже однажды на Алтае, но тогда при свидетелях (двойка новосибирских альпинистов). Безносов был в те времена горовосходителем высокого класса, но официальные пути ему были заказазны. Он как-то даже попытался начать альпинистскую формальную карьеру, но слишком уж много надо было мельтешить, чтобы достичь легального соответствующего уровня. На траверсе Россия - Коммунизм их было трое, вторым - Василий Буторин - житель Томска, в то время отчисленный студент Томского политеха. А вот третьего уже не помню, но оба они перестали ходить с Безносовым после возвращения с траверса. Их траверс совпал с трагедией украинской сборной Анатолия Кустовского, погибшего как раз на стене пика Коммунизма, и томичам удалось не просто подхарчиться, но и приличные запасы снаряги сделать на будущее. Украинцами все было в спешке брошено.

Рад познакомиться, Леонид!

Про Безносова здесь уже много написано, а вот про Василия Буторина - мало, а про третьего - даже фамилии нет. Между тем, эти траверсанты не виноваты в описываемых здесь мрачных историях. Поэтому их заслуга никак не умаляется теми трагедиями, которые произошли без них и даже после прекращения их хождения с Безносовым.

Поэтому давайте фотку с траверса,
давайте еще подробностей,
и, конечно, нужна фамилия третьего.

Вон MGV пишет, что третьей, возможно, была девушка!

Андрей Лебедев.

Добрый день!
Да, действительно мы тогда (1973г) на спуске с п.России на плато Правды видели, как какая-то большая группа альпинистов двигалась по плато в сторону "Грузинского" кулуара (на ледник Беляева), но когда, на следующий день спустились на плато, все уже ушли вниз. Мы только увидели следы от волокуши, поняли, что кого-то транспортировали, а уже гораздо позже, в Томске узнали поподробнее, что было там у украинцев. Мы же пошли тогда далее вверх к Коммунизму. Насчёт "снаряги": 80м основной верёвки на обратном пути в грузинском кулууаре, которую я лично вырубил изо льда(местами вмёрзла), вот пожалуй и всё! Да, ещё внизу в базовом лагере обнаружили кг 200 сахара в пачках, сложили в хорошую поленницу, укрыли сверху чем смогли, думали кому пригодится, вот и весь харч!

Ну что Андрей, факт подтвердился. Поговорил с Будниковым он прекрасно знает и Буторина с Безносовым и про этот траверс.
Далось им это конечно очень тяжело, поморозились. Причем даже девушка у них вроде в группе была. Ближайшее время Будников устроит встречу с Буториным, тот в Томске. Он расскажет подробнее. Безносов вроде в Кемерово живет.
Безносов большой аватюрист. Два трупа у него было уже позже на Хан-Тенгри. Они собирались идти траверс который прошел потом Хрищатый - ПОбеда -Хан-Тенгри. Причем зимой!!! Он приглашал Будникова, но тот отказался. Это был 74 год. Осенью они в планах подготовки к траверсу совершали восхождение на Хан-Тенгри (с юга) и на спуске поимели 2 трупа (трещины).

Во как!
Чего отцы-то творили...

Надо встретиться. Такие страницы истории пропасть не должны.

Про авантюризм.
Пока это ярлык.

Для гибели в трещинах авантюризма не надо. У нас в секции альпинизма МАИ в ноябре 1967 г. О.Ф.Ивашкин и МС А.Н.Ткаченко погибли в трещинах на Эльбрусе, и никто это с авантюризмом не связывал.

Нет я не про трещины говорю, а про стиль. Когда собирается группа в которой есть неподготовленные физически и технически люди для заявляемого маршрута (они ходили естественно без выпуска), это авантюризм. Я кстати неправильно написал - Витя вспомнил, что на Хан Тенгри у них погиб один человек, а через год второй в практически аналогичной ситуации.
А в трещины они падали потому, что шли без связок.
Физика (от природы) у ребят была конечно высокая.
Подробности траверса напишу как разузнаю, может и фото какие сохранились.

На самом деле труп был один - если мне не изменяет память Александр Георгиев. Он провалился в трещину на Иныльчеке и Безносов его бросил. Было еще двое ребят (один - Ринат Юсупов), которые начинали в свое время туристами клуба "Пилигримм" на физтехе, но потом увлеклись идеями и слайдами Безносова. Они вышли и спаслись чудом, Безносова тогда вроде бы задержали пограничники и была даже судебная разборка поповоду гибели Георгиева, но предъявить обвинения не смогли, так как группа была "дикая" и каждый отвечал за себя сам. Второй труп - Валера Большаков - в другой авантюре Безносова. Это его он бросил живым, а новосибирцы-альпинисты вытащили парня из трещины и стали свидетелями поступка Безносова. Большаков ночью умер от переохлаждения. Позже Ринат Юсупов и напарник (сын начальника авиаотряда Томска) погибли в лавине, участвуя в очередной авантюре "дикого туризма" - и это косвенно тоже на совести Безносова, но он никогда особенно не переживал, считая, что каждый выбирает свою судьбу сам.

Согласен, Андрей.
Сам факт безаварийности и организации такого траверса говорит о многом. А о (время от времени) гибели по нелепости (или по раздолбайству) в очень сильных командах известно. Тут ты прав о пределе и его чувстве.

Спасибо Garmo, что ты открыл эту историю.

В подобных историях я бы отметил еще элемент внеСистемных поступков и действий. К этому и сейчас неоднозначное (порой оправданное) отношение. А каково это было тогда так делать?

тут уж ничего не скажешь...

Раз такие страсти и переживания, то тему надо закрывать, чтобы не беспокоить души людей.

Наоборот! Родина должна знать своих героев и подонков.
В Томске были и есть герои: Ялин, Вильям Соколенко, Паша Кормилец, ... которые много сделали для расширения "хрустальных горизонтов" в самодеятельном туризме.
Но этот бомж на полную катушку использовал "души прекрасные порывы". Вместо того, чтобы кропотливо создавать секции, проводить технические и физ тренировки, пирамиды разрядников, совершенствовать снаряжение и много другого самопала для расширения потенциала туризма он просто эксплуатировал детей, которые в детстве читали нужные книги.

Их (и многих других!! в Москве (К. Волков...), Новосибирске (В. Пивоваров, К. Карелов,...)) главное достижение в том, что они кропотливо пахали "как рабы на галерах" на достижение тех горизонтов, которые им закрывала Система. Они ее пробили, но люди будьте бдительны!
Мразь имеет свойство диффундировать в те области взаимодействия людей, где внутреннее благородство сообщества и презумпция одноплеменности не позволяет дать ему в морду ледорубом.
А в отношении Безносова: "...Одна, только одна мысль не давала мне покоя. Та, что руководство экспедицией я поручил ..."

Понятно, примерно о чем пишет NGP - эти явления (эксплуатации мечты, амбиций, молодой романтики и ощущения, что все по плечу) происходили и происходят не только на таких высотах. Кажется, мы скорее обсуждаем не личность руководителя, а то, что этот траверс тогда (в 1973 г.) состоялся - группа его прошла. Собственно, это и было в заголовке новости.

Диалектика мотивации Горника (из личного опыта):
0. Романтический период:
друзья, костер, песни под гитару…
1. Спортивный период:
движение по разрядной лесенке… (сегодня лесенка порушена и это серьезная прореха в последовательности развития, поэтапного накопления ОПЫТА)
2. Амбициозный период:
best of the best (призовые места, перво- про / вос – хождения, нет ничего предосудительного, если «2» идет за «1», а не за «0»)
3. Часть твоей жизни:
удовлетворение физической и душевной потребности, ближе к метафизике, не поддающейся рациональному объяснению (отсюда и все эти метафоры про волков и барсов)...

Зашла на сайт, захотелось посмотреть фотографии Памирских гор и увидела обсуждение траверса Патриот-Россия-Коммунизма. Я и есть та самая девушка, о которой упомянул MGY. В 1973 г. я закончила Томский политех и в начале августа с группой ребят, которой руководил Безносов Владимир, мы отправились на Памир. Всего нас было 6 человек вместе с Безносовым. Это- Вася Буторин, Ринат(фамилию не помню, возможно Юсупов), Колотов Саша, Баранов Андрей и я - Светлана Дудий. Мы какое-то время жили в базовом лагере (4500 м.), где обычно останавливаются все группы, проходили акклиматизацию и Безносов проводил тренировочные вылазки на ближние вершины. Потом я и Баранов остались в базовом лагере, а Безносов, Буторин, Колотов и Ринат ушли на траверс Патриот-Россия-Коммунизма. Мы с Андреем должны были дождаться сигнала (ракеты), который они подадут в условленное время, в случае, если все будет нормально. Мы дождались ракеты ( у нас не было других средств связи, не то, что сейчас) , а потом с Андреем вернулись в Душанбе, откуда разъехались по домам. После завершения траверса Беносов прислал мне письмо и несколько фотографий с этого похода. С 1973 г. мы больше не виделись. Но я ничего плохого о нем не могу сказать. Он человек влюбленный в горы. К походам он готовился основательно и ребят подбирал не случайных. Витю Будникова, также как и Валеру Большакова с Сашей Георгиевым я знала хорошо, они были в нашей тур. секции. Все замечательные ребята. То что погибли Саша и Валера ,конечно, трагедия, но горы всегда забирают себе людей, даже очень опытных альпинистов. Если кто увидит в Томске Витю Будникова передайте от меня привет. Если хотите я выложу в инете фото с этого похода.

Спасибо Светлана!
Вам привет от Виктора Будникова. Если хотите с ним связаться (мы работаем вместе) можете написать мне в личное сообщение свои координаты - аську, скайп, эл. почту.
Фото из его альбома. Свои фотографии можете выложить. Виктор планирут собрать что о вроде истории туризма в ТПИ поэтому все данные интересны.

Фото по траверсу Патриот-Россия-Коммунизма.

Участники похода на Памир. Ринат, Светлана, Колотов.

Безносов Владимир.

Буторин Василий.

Ринат

Василий Буторин на вершине пика Патриот.

Владимир Безносов: "Этот куль я готовил по утрам вместо рюкзака, после, когда рюкзак "ушел" вниз.

Озеро среди гор Памира.

На морене л. Гармо.

На гребне пика Патриот. Впереди Буторин, потом Ринат и Колотов.

Бивак на гребне пика Россия, на фоне стены пика Коммунизма. Слева Безносов, справа Буторин.

Ледник Гармо. Слева крестиком обозначено место нашего базового лагеря.

Ледник Вавилова и Дарвазская стена.

Пик Щербакова - вид с пика Патриот.

Вид с пер. Пулковского.

Спасибо за фотографии

Спасибо, Света!

Как заходили понятно - Пулковский - Гармо- Вавилова - пик. Патриот- п.Россия - плато Правды - п.Коммунизма. А выход какой обратно? как спускались с плато Правды?
Видимо все же через пер.Россия (грузинский кулуар) на Беляева и далее обратно -Гармо-Пулковский?

Раз ракету ждали, а потом ушли, то группа разделилась, т.е. траверсанты спустились к МАЛ. Но лучше, если Света расскажет.

Андрей какой МАЛ? В 1973 году? На Сулоева? Лагерь конечно тогда был, но просто лагерь альпинистов, а не МАЛ. Без регулярных рейсов вертолета и прочего.
Они не делали траверс самой горы, только восхождение по пути Тамма с плато Правды. Будников знает это точно, но он не уверен даже, что они все же дошли до самой вершины.
С Буториным пока не получается встретится.

Да, верно. Заходили через Пулковский, далее по Гармо до Вавилова, оттуда на Патриот с предварительной небольшой заброской на юго-западный гребень(5500-5600м) и потом траверс Россия-Коммунизма с возвращением по Грузинскому кулуару, далее назад Пулковским пер. Первоначальный план был сделать заброску на плато Правды по Грузинскому, но на месте отказались, так как под Коммунизмом стояла большая группа альпинистов(Украина) и они могли нас "завернуть": наверное помните строгие времена? Пришлось тащить кули под 35 кг на весь траверс. "Хорошо" ещё Безносов уронил свой рюкзак на гребне Патриота и мы вынужденно облегчились почти наполовину, но пришлось есть граммов по 450 в сутки. Это конечно повлияло на весь план маршрута, так как ранее планировали спуститься на ПФП и по Бородкина уйти вниз. Вот так было в 1973 г. Группа из Томска, руководил Безносов Владимир.

Да, мы возвращались разными маршрутами. Мы с Андреем вернулись тем же путем. Но, к сожалению, по прошествии стольких лет , я не помню каким маршрутом вернулись траверсанты. Можно через MGV попросить Витю Будникова, чтобы он связался с Васей Буториным (он тоже живет в Томске) и узнать все подробности.

Здравствуйте! Прочитал,очень тронут! Пытаюсь найти Безносова.Если будет информация , мой телефон:8-962-788-0047

Здравствуйте! А попробуйте вспоминать и рассказать о траверсе. Кто в нем участвовал, откуда начали траверс, где и по какому пути (по ребру Буревестник, или Бородкина?) закончили. Что осталось в памяти о впечатлениях на маршруте? Где было сложно, где страшно?

Андрей они ходили на Коммунизма с плато Правды и вернулись туда же, затем спустились на лед. Беляева (через перевал Россия видимо). Там на тот момент было много альпинистов. И вернулись через Пулковский.

К сожалению сегодня узнали, что спохватились о встрече поздно - из Кемерово сообщили, что Владимир Безносов умер год назад - инсульт. Все слайды с траверса были у него.

Какого он года рождения? Наверно 1945-1948. Рано... :(

Так встреча, думаю, всё равно состоится.

Виктор Будников приезжал ко мне вечером 26.02, поговорили, не представлял, что ЭТО кого-то ещё интересует. Света немного ошибается: нас было всего семеро - седьмой Володя Пахоруков(П. Кормилец его должен помнить). На траверс ходили трое - Безносов , Пахоруков и я. Остальные четверо пошли вниз сразу, как мы вышли на МАРШРУТ. Ни о какой ракете не могло быть и речи! Самое трудное - первый подъём на п.Патриот(с целью заброски и акклиматизации) - сдохнуть и не встать! С оценкой Безносова не согласен!(типа мразь!) Виктор говорил о сходке 11-13 марта. Было бы очень интересно!

Благодарен ребятам за память о наших славных временах!
И призываю:не кидайтесь грязными словами в людей нашей стаи!Они-Горопроходители!
Андрею Лебедеву огромное спасибо за разговор!
В.Божуков.
P.S.Приглашаю в РГО(Московское отделние):рассказ об "Эверест-Полет",возможен траверс.
Дата уточняется.

Василий, очень рада, что ты появился на форуме. Я, конечно, многое не могла вспомнить. Пыталась это сделать по фотографиям, которые мне прислал Володя после завершения траверса. Да, действительно нас всего было 7 . Витя Будников сообщил мне о смерти Володи Безносова. Да, очень печальное известие. Сегодня, 3 марта, ему исполнилось бы 66 лет. Он оставил о себе память в многочисленных фотографиях и слайдах. Фотографировал он с таким же увлечением, с каким ходил в горы.

Светочка! Я несказанно рад этой нашей (тьфу ты,забыл как это называется) ВСТРЕЧЕ! Мы с Безносовы изредка встречались, когда я бывал в Кемерово, последний раз примерно в марте 1994г., после этого пытался найти его через знакомых(3 года назад)(у него были проблемы в семейной жизни). С Виктором Будниковым контактируем практически регулярно(примерно раз в год)
Да, я помню, что у Володи 3 марта день рождения, потому что у меня 4, а моей жены 5марта. Мой домашний телефон(тот, что я указал - корпоративный) 8-382 47-2 34 07(я живу в райценре в 70 км от Томска). Пытаюсь через знакомых ментов найти его сына - Евгений, год рождения примерно 69-70(когда я был у него дома летом 1971г., ему было чуть больше года). Если у него сохранился архив отца, то это очень здорово!

Вася, когда я была в Кемерово при подготовке к Памирскому походу, сыну Безносова было 4года. На слет туристов в Томск 11 марта приехать не смогу. Я тебе отправила личное сообщение. Читай.

Для тех кто еще интересуется этой историей.
27 марта Буторин Василий, Будников Виктор и Жариков Валера съездили в Кемерово, посетили могилу Безносова Владимира. Пообщались с его друзьями с кем он до последних дней ходил в походы. Забрали его архив (он там никому не нужен). В архиве фото, слайды, газетные вырезки, карты и много чего. На разбор уйдет не одна неделя.
Хочу передать еще раз спасибо инициаторам этой статьи которая послужила толчком для встречи старых друзей, воспоминаний и прочего... Осталось найти собственно третьего участника траверса - Пахорукова.
Выкладываю некоторые фото из архива:
1. газетная статья 1973 года про траверс

2 Записки одна из них группы Кустовского

С какой вершины последняя записка так и не поняли? Может быть даже не с этого траверса. Там в архиве много записок с разных районов.

3. Фото самого Безносова - 2007 год при восхождении на Белуху. В возрасте 62х лет.

4. А вот газетная вырезка из архива про группу Кустовского

Последние данные - Владимира Пахорукова нашли(через Пашу Кормильца) - в Красноярске. Созвонились - обещал написать все что помнит про траверс. Архив свой к сожалению потерял при переезде.

Спасибо Миша!

Мне тоже приятно, что нечаянно зацепил такую тему - и вот теперь люди общаются, вспоминают прошлое...

Удивительное дело получилось!

Доброе время, форумчане!
Спасибо Будникову Виктору, что позвонил и напомнил об этом давнем походе!
Я как раз был третьим на том траверсе(Пахоруков Владимир), кроме Безносова Владимира и Буторина Василия.
К сожалению, у меня не сохранились материалы о том походе, фотоматериал был в основном у Безноса (так его звали), а после этого похода мы с ним как то не часто встречались: он жил в основном, в Кемерово, а я учился в Томске до 1975 года в ТПИ. Встречался с ним последний раз в 1978 году в Кемерово.
Правы некоторые форумчане: Безносов мог хорошо увлечь своими идеями и энергией молодых ребят, которые ещё не имеют достаточного опыта и мастерства, чтобы трезво оценивать свои возможности. Так и тогда с нами, идея такого траверса была озвучена среди некоторых "горников" в Томске за год до него. Хорошо проработанный материал по маршруту, консультации у некоторых известных альпинистов(Кузьмин Ю.П. по-моему), продуманная программа подготовки, в том числе, физической, специальной, холодовой, представленная Безносовым убеждала, что это посильно людям со скромной специальной альпинистской подготовкой! Так что, в результате идея захватила несколько человек и "процесс пошёл!"
Процесс подготовки к тому походу тема отдельная, могу только сказать, что без него никакого траверса и не получилось бы. Многие "авантюры" подобного рода заканчивались в самом начале по причине их плохой подготовки, это общеизвестно.
Конечно, нам тогда ещё и повезло с погодой: не было нынешних катаклизмов! Технически маршрут не очень сложный, я это говорю сравнивая с более поздними походами и восхождениями, но тогда это было трудным психологическим и физическим испытанием.
Конечно, без помощи всех участников того похода(нас было всего семеро), было бы невозможно это осуществить!
Если эта тема будет кому то интересна, готов вспомнить детали(что не забылось!).
Кстати, записка Гарфа снята с Патриота, там было несколько мест где возможно было заложить записки, в каком то месте эту записку нашёл Безнос.

Владимир, здравствуйте!
Конечно же интересны и Ваши воспоминания и Ваши впечатления.
Значит записка, о которой пишет Stets, по-видимому ваша, нацарапанная на куске фотопленки?

Добрый день!
К сожалению, не помню на чём писал Безносов записку, так как к этому моменту он уронил свой рюкзак когда пытался его перепаковать на гребне Патриота и большая часть содержимого "ушла" вниз на ледник Трона Петра Великого(так ранее назывался пик Патриот)! Возможно на плёнке и нацарапал, учитывая это.
Мы в тот момент лишились существенной доли продуктов, в основном, крупы, сахара и др. К счастью, жизненноважные вещи не потеряли: примуса, бензин, снаряжение! После этого, Безнос каждое утро упаковывал свою долю груза в перкалевую палатку, из репшнуров и какого-то ремня делал лямки и нёс свой баул по маршруту 5Б! Благодаря этому событию мы конечно облегчили свою ношу, но потеряли более половины рациона, причём много энергетических углеводов. Я припоминаю, что не досчитался кг 10 собственного веса по возвращении в Томск , хотя у меня перед походом, естественно никакого лишнего веса не было.

Еще несколько фотографий из Архива.
Вся группа

Буторин и Безносов

Безносов

Панорама с траверсом

Спасибо, уважаемые альпинисты, что вы вспомнили об этом походе и вернули нас в незабываемые дни нашей молодости. Благодаря этому форуму мы нашли друг друга через 37 лет, живя в разных концах России, и думаем, что предстоящим летом удастся встретиться в Томске. Светлана, гор. Пермь.

Убрал дубль коммента.

В "Побежденных Вершинах" за 1968-69 гг. нашел такую запись:

1969 г. Памир. Пики Гармо — Патриот — Россия — Коммунизма. Траверс. Команда альпинистов Ленинграда.

Руководитель Ю. Кузьмин. Участники: В. Варенцов, С. .Зысин, Р. Иванов, Б. Лайхтман, 0. Худяков, А. Якушев, Я. Якушев.

Подъем на пик Гармо совершался командой по новому мар-шруту, проходящему по скальному треугольнику. Затем альпинисты прошли 18 км по гребню хребта Академии паук, траверсировав по пути пики Патриот, Россия и Коммунизма. Весь траверс занял 20 дней. На всем этом пути восходители не спускались ниже 6000 м. Ранее такой маршрут не проходился.

Предложение "На всем этом пути восходители не спускались ниже 6000 м." конечно же не выдерживает никакой критики, так как между пиками Гармо и Патриот имеется 10-километровый кусок хребта Академии Наук, который на всём своём протяжении не превосходит 6000 м и опускается почти до 5300 на перевалах Хаджибей (3А,5350), Бивачный (3А,5381) и Крыленко-Блещунова (3А,5379).

Этот траверс занял 1-е место по классу траверсов на чемпионате СССР по альпинизму.

Объективно чемпионский траверс, к сожалению, не оставил следов в библиотеке ФАР. Там, за Ю.Кузьминым в 1969 зафиксировано (без отчёта) лишь п/п на пик Гармо по СЗ стене. Обидно, когда пропадают столь значимые отчёты :( Однако, такой трудоёмкий и протяжённый траверс, наверняка, сопровождался одной (или более) заброской, осуществлённой своими, либо вспомогательными силами. И, действительно, там же в библиотеке ФАР в 1969г. зафиксировано п/в группой Лайхтмана (участника траверса Кузьмина) на в.Октябрьской Магистрали (?) по ЮВ гребню. Скорее всего, здесь какая-то ошибка. Осмелюсь предположить, что группа Лайхтмана, организовав промежуточную заброску для траверса, взошла со стороны лед. Вавилова на п.Мирошкина, возможно, находящийся рядом с в.Октябрьской Магистрали. (?)
Записку траверсантов-69 из тура п.Мирошкина, сняла группа Сабирова (киргизский "Буревестник") в 1974 году, взошедшая на пик 5900м со стороны лед.Бивачный и переименовавшей вершину в п.Октябрьской Магистрали.

Привет Володя! Похоже этот траверс не сквозной в том смысле, что на Гармо сходили туда и обратно. Такие вещи тоже назывались траверсами. Например, траверс команды К.Кузьмина "Октябрьский-Единства-Ленина" начинался с подъёма на пик Единства, потом была радиалка по гребню на Октябрьский, а с Единства они пошли уже на Ленина.

В таком случае, Андрей, при допускании "краевых радиалок", возможно была такая схема: БазЛаг на Бивачном. Акклиматизационный выход + заброска на п.Мирошкина группой под рук.Б.Лайтхмана. Скорее всего, была ещё заброска на плато Правды (?). Траверс начался с пер.Блещунова-Крыленко с восхождения и спуска по СЗ стене (гребню) Гармо. Снятие заброски с Мирошкина и долгий путь до плато Правды. Там, вновь заброска и с ЮВ гребня рад.выход на п.Коммунизма. Спуск по м-ту "Тамма-61".
В своей статье Руф Иванов (участник 20-дневного траверса 10 вершин хр.АН, http://hibaratxt.ru/vertikali/part004.html) говорит о вспомогательной группе под рук.Владлена Стародубцева, в списке восхождений которого, в 1969г. значатся п.Россия, 5б и п.Коммунизма (рук.), 5б.

Не знаю смогу ли своим сообщением поднять эту тему, но все же. Очень интересует маршрут подъема на пик Патриот. Саму нитку подъема я на фото видел и даже откопал книгу 1952 года, где описан подъем первопроходцев, но хотелось бы более подробных фото и описаний. Ваш подъем 1973 года - это последнее восхождение на вершину или были еще восхождения?
Заранее спасибо.

Мы были на вершине в 1987г. Оставили там заброску - готовились к траверсу до "России". Трпверс не состоялся, заброска на вершине, возможно, до сих пор. Ждет :)

Хммм... Получается, в 1987 на Сурках мы могли встречаться.
Мы тогда пришли на Сурки с Ванча через перевалы Отрада - Бивачный, там делали дневку, потом прошли ледопад Беляева и оттуда через Крошку, ПФП и ребро Буревестника ушли на Фортамбек. На Сурках стояла команда альпинистов. Через Беляева мы прошли по их тропе.

Жаль, дискуссию о траверсе Патриот-Россия-Коммунизма увидел только сейчас. Тем не менее, вот и "мои 5 копеек".
Так случилось, что в 2007 году я переписывался с Безносовым. Переписка была по его инициативе. Безносов просил актуальную информацию по Памиру и по Алтаю, и в какой-то момент разговор случайно переключился на тему этого траверса.
Я не был знаком с Безносовым, не знал никакую предысторию, был уверен в том, что он альпинист, и не врубился, что он, оказывается, ходил траверс (а также многие другие вещи) нелегально.
Ниже текст сохранившейся части нашей переписки. Письма Безносова включены полностью, с его орфографией и пунктуацией. Свои ответы я включил выборочно. Если кого-то и мои ответы заинтересуют полностью, могу открыть и их. Могу также, если надо, приложить некоторые фотографии, упоминаемые в переписке.
Вот наша переписка.
Date: Fri, 27 Apr 2007 11:15:16 +0400
Subject: Маршрут

Уважаемый Георгий Ефимович!

Спасибо за консультацию. Но чтобы Вам было понятно, что к чему, коротко о граничных условиях. Я немолод, 1945г. рожд. Личный опыт путешествий в горах очень большой, хожу с 1963г. Бывал на четырех семитысячниках (на Хан-Тенгри, не на Победе), прошел несколько траверсов, в т.числе, Патриот-Россия-Коммунизма-Куйбышева в 1973г. Ходил в больших и малых группах и даже в одиночку. Приверженец стиля поход-путешествие, а не спортивный поход. Но последний раз на Памире был в 1989г. Возраст – штука непростая. Куча травм и связанных с этим болячек. Совершенно не знаю, как буду чувствовать себя на высотах более 5000м, даже при условии «плавной» акклиматизации. Кроме того, мои нынешние спутники, хотя и моложе меня лет на 10-15 и имеют хороший туристский опыт, в больших горах не бывали. А младший сын (21год) в горах бывал только как лыжник и сноубордист. Отсюда ограничения на сложность перевалов. Кроме того, простые перевалы позволят отказаться от многого из спецснаряжения, что облегчит рюкзаки. Проблема веса и высоты для меня сейчас остра, как никогда раньше.
На Федченко раньше бывать не довелось, не был и в Бартанге. Попутно еще несколько вопросов. Из долины Бартанга можно ли выбраться, полагаясь на оказию и авось, или же надо специально планировать и организовывать транспорт на возвращение? Возможно ли прикупить в Бартанге что-нибудь из харчей, или надо тащить все на себе через весь маршрут? Это на случай, если останется время и удастся попасть на Сарез.

=============================================================
Date: Wed, 2 May 2007 19:02:35 +0700 (NOVST)
Subject: Re: Маршрут

Здравствуйте, Владимир !

"На ловца и зверь бежит". Я как раз сильно интересовался, как выглядит
траверс Патриот - Россия. На Коммунизма наши по Тамму ходили, на Плато
Правды и через перемычку Радиоклуба, и с Беляева по Грузинскому кулуару. Я
сам проходил перевал через перемычку между Патриотом и Троном Петра. С той
перемычки, я помню, на Патриот склон вроде как не суперсложный, но длинный.
А дальше, с Патриота на Россию, фотографии издалека я делал с обеих сторон,
но не все просматривается, не все понятно. Может, примерно припомните, что
там было?
Date: Fri, 11 May 2007 10:13:38 +0400
Subject: Памир-Алтай

Здравствуйте, Георгий.
Конечно, я сейчас слабо помню подробности, но кое-что, все же… Гребень с Патриота на Россию вниз и далее до середины – простой снежный с небольшими карнизами. Далее 3 скальных ступени, примерно равной высоты. Одна из них, средняя, кажется, метров 40, почти отвесная, но проходится хорошо. Выход на снег вершинного гребня правее скальной треугольной (как видится с Патриота) предвершины на седловину между этой предвершиной и главной. Спуск на плато простой в обход нескольких сбросов. У меня есть ч/б снимок с Патриота на Россию в «фас», но он малопонятный. У Затуловского в книге «Среди снегов и скал», 1957г на стр. 217 есть фото с п. Патриот. Там в правой части как раз этот гребень «в фас». Но гораздо понятнее он в профиль. Кстати, на Вашем снимке из отчета, вид с Большого Барьера (п.Душанбе) на этот гребень в правой части снимка - как раз в профиль. Есть у меня что-то на слайдах, но я их лет 10 не пересматривал, не помню. Да и оцифровывать их надо, все не соберусь. Подъем на Патриота мы делали по пути первовосходителей, по юго-западному ребру, не по тому, что переваливали вы. Этот путь описан в «Побежденных вершинах» (Гарф) вполне достоверно. Из всего траверса самым технически сложным был спуск с Куйбышева и ледопад на выходе с л.Беляева.
Вообще-то , мы тогда замахнулись на более серьезное дело: хотелось пройти от п.Гармо через Коммунизма до поляны Сулоева. Это был бы настоящий туризм! Но помешал ряд обстоятельств: 1) В тот год (1973) Медвежий опять надвинулся, мосты и дороги были снесены. Вместо планируемой вертолетной заброски (не было бензина, а провести заправщик не удавалось) пришлось нам челночить сначала по Ванчу от машины до машины, там, где была вырвана дорога, а потом – через Пулковский II до Суркового лагеря. Дважды – вброд и на лошадях – форсировали Ванч; 2) При заброске на маршрут «ушел» один рюкзак с продуктами и бензином. Внизу потом нашли только пуховку – она благополучно спарашютировала; 3) Перед вершиной на 7300 в палатке случился пожар. Ничего не повредили, но шок был приличный. На высоте пользовались гексаном, он легко воспламеняется при низких температурах, а гореть особо было нечему, нейлона тогда было мало: палатка была перкалевая «серебрянка», а спальники из полушерстяных студенческих одеял; 4) Психологическая неготовность одного из участников после таких (незапланированных) передряг идти до конца. Ну да это все – дела давно минувших дней. Мы тогда были студентами. Я самый старый (28 лет), после армии, а ребятам по 22 года. Тогда это было ново. Как и то, что я отстаивал траверсы как туристскую, а не альпинистскую дисциплину. Идеи – не ахти какие - были таковы: 1) Гребневые маршруты траверсов, если специально не изобретать, технически проще тех маршрутов, на которые уже к тому времени залез альпинизм; 2) Гребневые маршруты часто безопаснее перевальных; 3) Много и далеко видно; это не стена, в которую ты уперся носом, и не сплошная сыпуха и рвань на подходах к перевалам; 4) На гребнях не бывает лавин (?) Недавний случай с Зуевым на Победе (!) меня потряс. Кстати, и Соколов тогда же и там же попадал в лавинку.
У меня, в свою очередь, к Вам еще несколько вопросов. Дело в том, что с Памиром, похоже, облом, он для меня отступает на неопределенное время. Нет подходящей компании, а те, кто есть, не чувствуют себя готовыми. Мои же сверстники давно уже выпали в осадок. Так что, вероятнее всего, придется снова идти на Алтай. Скорее всего, на Белуху. Туда можно заброситься на лошадях. Я на Белухе делал одно восхождение (с Катуни по Раздельному гребню, в 19 лет, в одиночку) и три траверса: 1) Делоне – обе вершины – XX лет Окт. со спуском по восточному контрфорсу (первопрохождение); 2) Вост. Вершина с Катунского со спуском через Берельский пик; 3) Катунского хребта от 50 лет КПСС до вост. Белухи. Сейчас пока конкретные планы не рассматриваем, так, общие соображения. Но обновить информацию не мешает. На Мюшту-айры бывал за все время всего один раз – проходил Молодых специалистов с л.Черного. Хочется там еще побывать – красивое ущелье. И, может быть, попробовать подняться на (спуститься с) XX лет Октября. Вопрос 1. Если спускаться с плато по этому пути в условиях ограниченной видимости, достаточно ли просто попасть именно на это ребро? Нет ли там каких-то характерных признаков? Я уже визуально не помню. 2. Ваше описание этого пути (отчет 1995 г) разительно отличается от описания литовцев (2000 г, рук. Леоненко). Это разная эмоциональная оценка пройденного маршрута, или же это разные маршруты? 3. С Вашей точки зрения, этот путь больше подходит для подъема или для спуска, при условии, что другая крайняя точка – перевал Делоне? 4. Может быть, найдутся какие-то кроки, фото?
С уважением, Владимир.
=============================================================
Date: Mon, 14 May 2007 20:45:45 +0700 (NOVST)
Subject: Re: Памир-Алтай

Здравствуйте, Владимир !

Большое спасибо за всю информацию.

Интересно еще уточнить. На Патриот вы поднимались, судя по Вашим словам, по
отрогу, разделяющему притоки ледника Вавилова номер 1 и 2. Это, видимо,
проще, чем с перемычки между ним и Троном Петра? А заход на этот отрог
примерно с какого места?

Мы, кстати, в 1986 году, когда проходили перемычку между Троном и Патриотом,
достаточно беспроблемно обошлись с ледопадом Беляева. Ночевали мы на
перемычке, потому что во второй половине дня была плохая погода, а очень
хотелось посмотреть на Южную стену, поэтому не стали спускаться сразу, а
остались на перемычке до утра. А на следующий день спустились, на Грузинских
ночевках пообедали, и вечером ночевали уже на леднике Гармо ниже ледопада
(залезть на Сурки не успели, стемнело). Ледопад Беляева сравнительно легко
обходится. От Грузинских ночевок забирают все время правее, держа в устье
ледника Липского. Пересекают Липского выше впадения, там он не сильно
рваный. Залезают на ригель между Липского и Гармо. Там тоже поляна и тоже с
озером, мы ее называем "Сурки-3" ("Сурки-2", тоже с озером - это напротив
главных Сурков через ледник Вавилова, а "Сурки-3" - напротив через ледник
Гармо). Потом через эту поляну обходят плохой рандклюфт и спускаются на
ледник Гармо ниже ледопада Беляева, там можно проскрестить, где поровнее.

А в 1987 году на Сурках стояла команда альпинистов, у них тропа через
Беляева была промаркирована, даже веревка висела в одном месте. Мы не стали
тогда обходить, а прошли по готовой тропе, примерно за то же время. Потом мы
с Беляева на ПФП через Крошку поднимались, и по Буревестнику на Сулоева
потом. Ребро Куйбышева оттуда, если честно, довольно устрашающе смотрелось.

Этот скальный участок гребня на Россию. Там лазание какое? Как на скальной
стенке, в лоб, или там узости есть, жандармы какие-нибудь облазить
корячиться?

У меня есть пара фотографий гребня Патриот-Россия крупным планом - в
приложении. Одна снята с Большого Барьера, как в отчете, только телевиком.
Другая, тоже телевиком - с восточного плеча пика Гармо. Если по ним еще
что-то будет дополнительное рассказать - напишите, ладно?

Туристам в 70-80-е годы, к сожалению, вообще нельзя было ходить траверсы.
Если какой-то перевал полагалось проходить через вершину, то нужно было
обязательно пройти на пару десятков метров ниже самой вершины, иначе могли
дисквалифицировать. Такой был дурдом в то время...
Еще вопросик про Памир, вчера забыл написать. Когда вы через Патриот -
Россию и т. д. шли, как у вас это примерно по дням получалось?
=============================================================
Date: Wed, 13 Jun 2007 07:14:21 +0400 (MSD)
From: bizonv <bizonv@yandex.ru>
Subject: Походы

Здравствуйте, Георгий.
Я написал вам недели три назад, но, похоже, письма Вы не получили. Это письмо повторное.
Подъем на п. Патриот от Суркового лагеря, что на правой стороне л. Вавилова, сначала по террасе, затем по правобережной морене правого притока. Далее выходим на ледник, пересекаем его и – по снежному склону на гребень почти под скалы. Технические сложности здесь минимальны; они начинаются на скалах далее, но тоже чуть выше средней. Ледник же – первый (снизу) правый приток Вавилова, а ребро разделяет первый и второй притоки.
С Патриота спустились на гребень, заночевали. Следующая ночевка была на скалах выше всех стенных участков, а еще следующая – уже на спуске с России, в нижней трети склона под большим сбросом, который, кстати, просто обошли. Панорамы с гребня – классные! Но этот гребень можно пройти и за день. Еще один полезный момент. На плато Правды у самого начала подъема на гребень Коммунизма по висячему леднику, под скалами обнаружили небольшое озерцо! Это на 6000! Ну и оттянулись, конечно, устроили полудневку. Правда, год был не холодный.
Спасибо за информацию по Алтаю. Отчет Леоненко по адресу: http://www.mountain.ru/mkk/biblio/altay/leonenko
Согласен, что зимой наверху снега меньше, чем летом. Был поражен этим, когда при прохождении связки из Маашея в Актру через пер.Тамма-п.Буревестник-пер.Маашей на верхнем поле ледника обнаружил зимой трещины, которые были закрыты летом. Но в ущельях, особенно с юга, снегу по самые … Наешься вдоволь. Я не очень люблю зимние походы: холодно (раньше одежонка была плохая, самое лучшее, что было, это килограммовый свитер – по Нансену, а уж если ВЦСПСовская пуховка, то это предел роскоши), тяжело (горное плюс лыжное снаряжение, топор, пила – мы в лесу завсегда делали нодью), светлого времени мало. Вот март-апрель-май, это отлично. А в студенческие каникулы на пике Маашей (по гребню с пер. Надежда) попали в такой погодный переплет, что больше нигде такого не встречал, даже на Хане в сентябре. Это, как я называю, было 40 на 40. Сорок мороза при сорока метрах в секунду (метеорологи в Актру объяснили). Полгода на морде были темно-коричневые пятна, там, где маска примерзла. В зимних походах я просто проверял с кем пойду на высоту. Кроме Алтая у меня один зимний поход по Матче и два по Заилийскому. Ну и, конечно, Горная Шория и Кузнецкий Алатау, но это несложные. На Терскее был один раз, летом. Сделали восх. на п. Джеты-огуз (как всегда из интереса со спуском в другую сторону) и небольшой ознакомительный поход. Просто не хотелось терять время на Иссык-куле, пока ребята в Кемерове оформляли пропуска на Иныльчек. Даст Бог, может быть, еще схожу туда, на этот раз с внуками. Вообще же, самый для меня подходящий маршрут был – это траверс отрога между л.Ленина и Коман-су через Раздельную до верш. Ленина. Ни одного забитого крюка! Только через выступы и ледоруб. Там это возможно. А шлямбуром, да еще в мороз, я в свое время настучался. Не в горах, правда, а когда работал на монтаже автоматики. Именно мне, зная мои увлечения, поручали тянуть кабели датчиков на верхушки труб. Не всегда можно было обойтись сваркой и пистолетом.

=============================================================
Date: Thu, 14 Jun 2007 16:09:57 +0700 (NOVST)
To: bizonv <bizonv@yandex.ru>
Subject: Re: Походы

Все письма я получил. Просто я был больше 2 недель в командировке, откуда не
было доступа к моему мэйлу.

Спасибо за описание вашего траверса. Подъем под Патриота я теперь знаю, я
так и предполагал, что это там. Поскольку мы проходили перевал между
Патриотом и Троном, то путь "по подлокотнику" знаком. Темп у вас получился
высокий. Мужики вы, конечно, здоровые, но, видимо, и экстремальных каких-то
там технических сложностей все-таки нет. Может быть, когда-нибудь сложится
посмотреть поближе...

Озерцо на 6000 я видел в 2004 и на ПФП под "Грудями". Правда, затянутое
довольно толстым слоем льда, но мы продолбили и брали воду.
=============================================================
Date: Wed, 27 Jun 2007 08:35:35 +0400 (MSD)
From: bizonv <bizonv@yandex.ru>
Subject: Перевалы

Здравствуйте, Георгий!
Если интересно, то я разузнал о перевале Сооблазнительном. Младший сын, он москвич, не поленился, сходил по моей наводке в библиотеку Центрального клуба туристов и поднял отчеты с упоминанием этого перевала. Отчеты 60-70-х годов, жуткого качества, да и переснимал он их с рук и при плохом освещении, но разобрать можно. Короче, из этих отчетов непонятно каков путь обхода озера, но перевал тот, в обход озера, вполне реальный и даже совсем простой. Типичная памирская 1Б. Со стороны л. Холодной стены некрутой около 20 град снежный подъем, а спуск на юг по сыпухе. Ущелье, куда он выводит, то же, что ведет с пер. Шалаева к нижнему берегу озера. Вроде бы по описанию там ничего особенного.
Ваш случай на Хан-тенгри мне по-своему понятен, если только я интерпретирую правильно. Сам за собой замечал нечто похожее. То есть, что самочувствие на спуске хуже, чем на подъеме. Для себя объяснял это так: на спуске рефлекторно дыхание не такое глубокое, как на подъеме и это приводит к кислородному голоданию. Субъективно это не всегда замечаешь, но крыша может слегка ехать. Я регулярно проводил на высоте молчаливый самоопрос на предмет адекватности восприятия и соответствующих действий. И приходил к выводу, что вполне «трезв» и разумен. Но потом уже, внизу, замечал, что все-таки не на 100 процентов был трезв. А на спуске я заставлял себя дышать чаще и глубже, хотя это было и не просто.
Еще вопрос. Кто-нибудь из вашей компании, клуба, знает путь с л. Черного на Западное плато Белухи? Технически он считается самым простым для выхода на плато, но что-то мало кто его ходит. Это, как я понимаю, одна сторона (простая) сложного перевала Вектор. В Интернете я ничего не нашел. Так что информация только та, что от Казаковой, то есть о первопрохождении 30-х годов. Мне бы это было полезно знать, как один из вариантов отступления.
Date: Tue, 07 Aug 2007 12:05:36 +0400
Subject: Белуха

Здравствуйте, Георгий!
Не успел перед отъездом поблагодарить за информацию о Векторе, делаю это сейчас. Но эта информация мне про запас. С траверсом у нас ничего не получилось – не тот состав. Нас осталось всего трое, все пенсионеры и двое из трех – вечные чайники. После уговоров согласился лишь на попытку восхождения на Белуху. Слава Богу, все удалось, хотя и рисковал прилично. Перед этим сходили на Броню по 1Б, как на лучшую панорамную точку района. Что можно сказать о восхождении на Белуху? Что гора сложнее формальной «тройки-А» и весьма опасна. Ходили с Белухинского перевала, причины тому две: 1) были следы предыдущей большой группы австрийцев и 2) вариант через седловину Берельского пика для нас на день дольше. Белухинский перевал очень лавиноопасен, нужно проходить рано утром и на спуск – уже вечером. Очень опасен стал перевал Делоне: отдельные камни начинают лететь с рассвета, а после 11 часов из кулуара под пиком Томских студентов летят веером. По этой причине, подойдя под перевал, отказалась от восхождения следующая за нами большая группа коммерческих туристов. Сам перевал с Ак-кема – голый лед от берга до вершины. В связи с этим, а также по другим наблюдениям, прихожу к выводу, что оледенение на Алтае деградирует. Так, в 1970 г. проходил Делоне дважды, в начале августа, с разрывом в неделю и оба раза по снегу со страховкой через ледоруб. Сейчас только и знали, что вертели ледобуры. Вообще, раньше снегу было много больше и было холоднее. Если не ошибаюсь, ледник Арбуз в те годы соединялся с Ак-кемским.
Нет худа без добра. Думаю, наше восхождение подстегнет воображение тех, кто выпал в этот раз из компании и на следующий год все ж таки сходим на Памир.
=============================================================
Date: Mon, 23 Jun 2008 11:59:47 +0700 (NOVST)
Subject: Re: Белуха

Это опять Жора Сальников из Новосибирска, мы в свое время обменивались
информацией про Алтай и про Памир.

Не приходилось ли Вам в былые времена ходить на пик Абалакова - который в
хребте Петра I между пиком Ленинград и пиком Москва?

Меня интересует, можно ли на него подняться с Фирнового Плато? От того
места, куда выводит ребро Буревестника ("пик Парашютистов"), вроде как
напрашивается относительно нормальный путь на перемычку между Абалакова и
Ленинградом, а дальше по гребню - так ли на самом деле?

Альпинистам ходить там, понятное дело, не интересно, там маршруты по
северной стене Абалакова с ледника Фортамбек. Но может быть, после стенных
восхождений там спускаются, Вы случайно не в курсе?

И попутно, коль уж речь зашла - не приходилось ли ходить на Коммунизма с
ледника Бивачного по гребню Абалакова?

С уважением. Георгий.
=============================================================
На это мое письмо Безносов уже не ответил...

Жора спасибо. Будешь в Томске - заезжай, покажу фото из архива Безносова. Как знаток Памира поможешь их идентифицировать.
PictГармо0001

Миша, на этой фотографии гора на дальнем плане сильно напоминает пик Гармо. А вот с какого именно места снято - не очень понятно. Вид вдоль отрога между Гармо и Патриотом.
Меня уже месяц как хотят послать в Томск, и могут послать в любую секунду (хоть прям завтра). Но ненадолго, и до сих пор непонятно, когда в точности.
А вот пара моих фоток.
Вот гребень между Патриотом и Россией, вид с юга, с плеча Гармо.

А вот этот же гребень, вид с севера, с вершины Душанбе.

Жора я знаю, что на этом фото Гармо )))), а ближе наверно как раз Патриот. Вставил просто по теме публикации, из слайдов архива Безносова (слайд видимо с этого траверса). Но там куча слайдов которые я не могу идентифицировать по месту. Иногда очень знакомо, но сообразить не могу. В общем если будет время по приезду- звони, договоримся.
Лена говорила, что ты собираешься приехать.

Круто сходили ребята, какая сила духа.