Юрий Андреевич Жданов

Пишет Пятницин, 10.11.2010 19:44

Юрий Андреевич Жданов (Альпинизм, туризм, ростовская область, альпинизм, ростов-на-дону, ю.а. жданов)

Юрий Андреевич Жданов – альпинист СССР, ветеран альпинизма СССР, турист СССР.

Альпинизмом начал заниматься еще в школе, затем продолжил в МГУ будучи студентом химического факультета.
Первое восхождение было в 1937 году под руководством инструктора спасательной станции Хусейна Залиханова на зачетную вершину Кугатай- Баши.

Далее за плечами горы Приэльбрусья, Домбая, Архыза.

Ю.А. Жданова всегда тянуло к горам. Его художественные произведения — это образное восприятие суровой эстетики царства гор, ущелий, лавин и ледников.

А в синей дымке легкого тумана
Внизу, сверкая сквозь разрывы туч,
Виднелась ленточка далекого Баксана
Средь девственных лесов,
Средь осыпей и круч.

В художественных миниатюрах «Над Кавказом», «Дружба высот» автор пишет: «В полосе предгорий облака поредели, в разрывах показались лесистые долины, и вдруг в ослепительном сиянии солнца встал перед нами Главный Кавказский хребет. Грозное зрелище снежных куполов, черных провалов, бездонных пропастей и шершавых скалистых пиков захватывало так сильно, что трудно было в первые минуты сообразить, что за вершины, что за реки открылись нашим взгляда. Но вот счастливые ориентиры: слева — конус Казбека, с правой стороны — пирамида Эльбруса».

«Прекрасен горный двуглавый великан Эльбрус, называемый адыгами Ошхомахо («Гора счастья»), а балкарцами Минга-Тау («Как тысяча гор»). Первым среди вершин вспыхивает он под лучами утреннего солнца и сияет один по вечерам, когда окружающие долины погружаются в ночь. Древние иранцы считали Эльбрус (Хара Березайте) центром мироздания, от которого устремляется путь к небу. Горою счастья — Ошхомахо — называют Эльбрус адыги. Легенды приковывают к его ледникам Прометея».

Горы, реки, озера и долины Кавказа — ничто не ускользает из поэтического взора Ю.А. Жданова.

В произведениях сборника «Кавказские мотивы» отчетливо проявляется художественный стиль Ю.А. Жданова, представляющий собой синтез поэтической выразительности, научной аналитичности и философской мудрости. Художественные произведения автора, проникнутые энергетикой слова, которая очаровывает и подчиняет, заканчиваются оригинальными сентенциями.
Такой способ организации художественного текста является неосознанной проекцией стиля жизни самого автора. Ю.А. Жданова всегда тянуло к «вершинам»: и в творчестве, и в жизни в целом. Долгим и изнурительным, как пишет Ю.А. Жданов, бывает путь к «вершинам», но это — не конец пути, ибо каждая «вершина» открывает над собой новое небо, неведомое и прекрасное, манящее неизвестностью и далью.

Нас было пятеро.
Предутреннею мглою
Мы молча шли у края ледника.
Вершина, встав далекою иглою,
Манила как прожектор маяка.

В гармонии между небом и землей видел Ю.А. Жданов смысл Жизни. «Храм в Алаверди, - пишет автор, - веками ищет гармонию между небом и землей, между непреходящим и бренным, устремляясь ввысь. Они в споре и согласии с далекими кручами Главного хребта, увенчанного седыми льдами и пиниями грозовых облаков. В храме нам радушно поклонился немножко странный монах в черном облачении, с аккуратной бородкой и весьма раскованными, немонашескими манерами. Он повел нас на хоры, а потом увлек по крутым каменным ступеням купола, которые, казалось, убегали в самое небо» («Алазанская долина»).
Сквозь призму художественного творчества ученого-натуралиста и философа мы по-новому начинаем смотреть на окружающий нас мир и по-новому осознаем свое положение в нем.

Фонд развития науки, культуры и образования

Летом 2005 г. Ю.А. Ждановым создается «Фонд развития науки, культуры и образования».
В опубликованном в газете «Южный Федеральный» в июле 2005 г. обращении «Во имя гуманизма и единения России» Ю.А. Жданов, писал: «без развития научной мысли и культуры невозможно дальнейшее развитие России».
Главная цель Фонда - это, в сущности, продолжение того, чем всю жизнь занимался Юрий Андреевич - развитие и поддержка науки и культуры Юга России, создание условий для культурного и общественного диалога населяющих его народов, широкая просветительская деятельность.
Идеологией Фонда является интеграция культурных и научных процессов, происходящих на Юге России и в стране в целом, способствующая концентрации передового, прорывного научного, социального опыта и привнесение его во все сферы нашей жизни. Вместе с тем, такая интеграция способствует развитию уникальности культур разных народов, научных школ, творческих поисков.
Задачи фонда ясны и просты. Это поддержка научной и творческой молодежи, внедрение в практику научных разработок российских ученых, что, по нашему мнению, должно способствовать инвестиционной привлекательности Югa России. Это сохранение и развитие культурного наследия и потенциала населяющих Юг России народов, их взаимопонимания, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности.
Фондом учреждены стипендии Ю.А. Жданова для студентов и аспирантов вузов Юга России, научная премия Фонда.
Ежегодно вручаться в различных номинациях Почетная медаль Фонда - «Во имя гуманизма и единения России» - за наиболее выдающиеся достижения в области науки, культуры, благотворительности и общественной жизни России, связанные с Северным Кавказом.
Фонд сформировал ряд Советов, которые координируют деятельность Фонда в различных сферах, в том числе Совет по науке, Совет по культуре, Совет по национальным и общественным отношениям, Совет меценатов, а также курирующий и направляющий работу Фонда в целом Попечительский Совет, в который вошли ряд ведущих деятелей науки и культуры страны, депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации, руководителей властных структур, представителей крупного бизнеса.

Президент Фонда - Юрий Андреевич Жданов.
Председатель Правления Фонда - Андрей Юрьевич Жданов, заместитель директора Института переподготовки и повышения квалификации Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Исполнительный директор Фонда – Айварс Андрисович Зайцев, начальник Северо- Кавказского отделения Секции прикладных проблем при президиуме РАН.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Юрий Андреевич Жданов (20.08.1919г. – 19.12.2006г.) – выдающийся российский ученый и мыслитель, общественный деятель.

Родился 20 августа 1919 года в семье потомственной русской духовной интеллигенции, его отец, Андрей Александрович Жданов (1896 - 1948), крупный государственный деятель, члена политбюро и секретарь ЦК ВКП(б). Окончил Московский государственный университет, по специальности химия. Участник Великой Отечественной войны, сотрудник Главного политического управления Красной Армии, занимался контрпропагандой против войск вермахта. После войны работал в ЦК ВКП(б) - КПСС, был заведующим отделом науки. В 1953 г. как зять И.В. Сталина отправлен на должность заведующего отделом науки Ростовского обкома КПСС. В 1957 году стал ректором Ростовского государственного университета. Возглавлял его 31 год - абсолютный мировой рекорд! - сделав РГУ одним из ведущих вузов страны. В 1983 году вместе с группой ученых был удостоен Государственной премии СССР за разработку математической модели водных ресурсов Азовского моря. В 1969 году создал Северо-Кавказский научный центр высшей школы, аккумулирующий научные исследования ученых Юга страны, и возглавлял его до 2006 года. Автор более тысячи научных трудов по химии, философии, культурологии и другим отраслям науки. Доктор химических наук, кандидат философских наук, профессор, член корреспондент Российской Академии наук, академик Российской Академии наук естественных наук, член президиума Южного научного центра РАН. Почетный профессор ряда университетов в России и за рубежом, член союза журналистов. Лауреат Государственной премии СССР. Награжден двумя орденами Ленина, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и другими государственными наградами.