Аго ди Скьора, 3205 метров

Пишет гоген, 14.12.2010 23:14

Аго ди Скьора -невероятно стройная и высокая гранитная игла в Бергеле, на юго-востоке Швейцарии. Она считается одной из самых крассивых вершин массива, но не смотря на всю свою красоту она остается мало-посещаемой из за длительности подходов и сложности маршрутов. Для русских восходителей эта вершина особенно интересна, поскольку первовосхождение на нее было совершено нашим соотечественником Антоном Рыдзевским. Те, кого интересует эта великолепная история, могут посмотреть мое историчесское исследование на РИСКе

Классический маршрут с южной стороны ведет через озеро Альбинья и одноименный ледник к восточной стене массива, откуда по системе рамп и полок можно подняться до седловины "Бокьетта дель Аго". Оттуда к вершине ведут 4 полноценные веревки велоколепного гранитного лазанья.

Для тех, кто путешествует на машине легче всего добраться до селения Пранцйaра, в километре восточней поселка Викосопрано. Как ориентир при забивании маршрута в автомобильную навигацию можно воспользоваться Санкт Моритцем. Сюда же прибывает поезд, если вы решите добираться общественным транспортом. На станцию этого гламурного городка можно попасть как из Цюриха, так и из Милана.

Как уже говорилось выше до Пранцйaра можно добраться на автомобиле или на автобусе из Санкт Моритца через перевал Малойя. Кстати для тех, кто хочет посвятить местным гранитным мультипитчам больше времени - очень рекомендую кемпинг в Викосопрано. Приятные люди, не безумные цены, удачное расположение в долине.

Из местечка Пранцйaра с южной стороны хорошо видна платина перегораживающая долину Альбиньи. На платину можно подняться пешком, но занятие это не очень захватывающее - постоянно видимая бетонная стена не добавляет романтики в наблюдаемые пейзажи. Гораздо эффективней подняться наверх на канатной дороге. Канатная дорога открыта в летний сезон с 7:00 до 11:30 утром и с 13:15 до 16:45 после обеда. Один билет (подъем+спуск) стоит 18.-CHF, в одну сорону 12.-CHF

От верхней станции канатной дороги нужно подняться на западную оконечность платины и по ее "дуге" перейти на восточнуу ее оконечность. Там начинается тропа к приюту Капана даль Альбинья (2333 м.) Этот приют обслуживается 3 месяца в году; июль-август-сентябрь. Места можно зарезервировать по телефону +4181 822 14 05 или мэйлом: albigna@bluewin.ch Остальное время года приют не обслуживается, но наверху есть "зимнее помещение" которое всегда открыто. Оно не очень комфортабельное, но все необходимые вещи в нем имеются.

Если вы не смогли зарезервировать места или вам изначально хочется спать на природе, то вы просто оставляете приют по левую руку и маршируете себе дальше по восточному берегу водохранилища до самого его окончания. Тропа промаркирована R.201 и ведет на "Вадрек Альбинья" (Вадрек на местном наречии означает - ледник). По леднику, по его западному берегу, вдоль контрфорсов вершины Пунта Пиода до бараньих лбов, через которые надо подняться на моренный вал и далее в юго-западном направлении к склонам вершины Аго ди Скьора. Если лето снежное или вы оказались на месте ранним летом, то лучше пройти по леднику мимо контрфорсов дальше и подняться в верхний цирк по кулуару, который с сердины лета оголяется и начинает сыпать камнепадами.

Выйдя в верхний цирк следовать в юго-западном направлении к стенам Скьоры Дадент. По снежным полям, за тем по снежным кулуарам вверх влево к самому левому окончанию восточной стены нашей вершины. Начало маршрута находится на высоте 2900 метров и очень важно найти его, поскольку все остальные варианты сильно сложнее и гораздо разрушенней. На вотографии внизу точно отмечена точка старта. Красная линия - оригинальный, предпочтительный маршрут.

У начала маршрута можно оставить заброску. Ледорубы, кошки, а при хорошей погоде и сухом состоянии маршрута и ботинки можно оставить здесь. С легким рюкзаком будет легче и приятней лезться. Первые 4 веревки не переваливают за IV категорию сложности. На станциях есть стационарные кольца. Поэтому прохождения этого нижнего сложного участка проходит довольно быстро. Далее по совсем простым скалам по рампе вправо в сторону седловины у основания вершинной стены. Лезть лучше всего одновременно, сложность скал не превышает III категории сложности. Важно не забывать при этом, что если на маршруте есть снег или скалы мокрые - то этот участок становится весьма опасным!

Седловина Бокьетта дел Аго находится на высоте 3101 метра. От вершины нас отделяют какие-то 100 метров перепада и 4 веревки лазанья по изумительному граниту! Все участки приятно круты и сложность лазанья можно обозначить как IV или IV+. С седловины надо залезть на 7-метровую башню прямо вверх. За тем 3-метровый раверс вправо в промоину с системой трещин ведущих вверх. Сначала по этим трещинам, а за тем по плитам справа от нее вверх к маленькой полочке. Далее по трещине прямо вверх до полки, которая ведет на северную, Бондаскскую сторону вершины. Здесь повернуть вправо и по простой полочке к основанию камина, поднимаюшегося вертикально к вершинной игле. По камину вверх к следующей полке с удобной станцией. Далее осторожно влево, сначала по стенке, затем перевалить через острое гранитное северо-западное ребро и далее осторожно по самому ребру до очередной полочки. Далее по тому-же ребру до скального блока. Отсюда несколько метров вправо по узеньким полочкам (в южном направлении) до гладкой стены по которой прямо вверх к вершинному ребру, по которому, в свою очередь, к вершине.

СПУСК:
С вершины Аго ди Скьора двумя дюльферами обратно к седловине. Обратно вниз по рампе (осторожно, спускаться вниз сильно не приятней, чем подниматься) до последней станции первого сложного взлета. Двумя дюльферами вниз к заброске и переобувшись спускаемся на Вардек Альбинья откуда до платины еще пара часов изнурительного марша.