ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ"

Пишет balabanoff, 20.12.2010 14:53

Сейчас в магазинах, которые продают снаряжение для горовосходителей, представлен практически полный ассортимент снаряжения, необходимого для поездки в горы. Кому сейчас придет в голову "на коленке" что-либо мастерить. Хотя бытует мнение, что в некоторых регионах спортсмены не могут себе позволить купить дорогое снаряжение, и кое-где практика самоделок еще жива.
ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Команда МАДИ. Фото 1973 г.

В 1970-1980-х годах выбора - покупать снаряжение или делать самим не было. В спортивных магазинах купить что-либо подходящее было невозможно. Из обуви продавались ужасные туристские ботинки, которые после первого дождя промокали вдрыск. Палатки были только брезентовые, после намокания и замерзания они превращались к несминаемый ком, который убрать в рюкзак было непросто. Вместо ковриков таскали с собой надувные матрацы. Из одежды - штормовки. Вот пожалуй и все. А про "железо" магазины и не слышали.
Но оно производилось. Были в стране несколько комбинатов, заточенных на их производство. В Москве - Экспериментальный швейно-трикотажный комбинат ВЦСПС. Здесь пошивали всеми любимые в те годы палатки "Памирки", пуховые куртки классического красного цвета с "бобриным хвостом" (сзади длиннее, чем спереди), пуховые спальники. Объем производства был мизерным, если сравнивать с потребностями. Скажем палаток делали 1000 шт, пуховок 2000 шт., примерно, конечно. Все это называлось фондами. Фонды распределяло Управление альпинизма ВС ДФО профсоюзов. Потребителями фондов были ДСО (добровольные-спортивные общества). Их было много: Спартак, Труд, Буревестник, Урожай, Авангард и др.
Каждому обществу всегла урезали заявки на снарягу. Пишут 100, получают 20.
Был еще в Ленинграде комбинат ЛЭС - Ленинградская экспериментальная судоверфь. Обожаемое в горных кругах предприятие. Тут делали ледорубы, кошки, всевозможные крючья, ледовые и скальные молотки, профиль для лесенок, шлямбурные крючья и др. Самые настойчивые завязывали контакты с работниками и получали желанное снаряжение.
В Москве делали очень хорошую по тем временам обувку, так называемые ботинки ВЦСПС, одинарные, полуторные и супер-ботинки - двойные. Первыми были экипированы альплагеря, вторые с мягкой вставкой появились позже. А двойные, для высотных восхождений, делали только по спецзаказу. Объем производста опять мизерный, двойных делали не более 100 пар в год.
Все производимое снаряжение удовлетворяло потребности в основном альпинистских лагерей. Горные туристы были обречены на самоделки. Правда прокаты при крупных клубах туристов могли предложить ледорубы, кошки, веревки. Прокат МГКТ на ул. Рабочей имел минимально необходимый ассортимент для горных путешествий.
Производство самоделок процветало, туристы делились опытом, журнал "Турист" регулярно публиковал материалы на эту тему. Стали появляться книги "Самодельное снаряжение для горного (и других видов) туризма". На общем фоне появились уникальные туристы-изобретатели: в Свердловске - Муравьев (кошки), в Москве - Виктор Николаев (МАИ). Виктор придумал пластиковые ботинки и технологию домашнего производства, высотную палатку (стояла на гребне пика Победы и вызывала изумления у альпинистов), автоклав, кошки и др., все долго служило нуждам высотных горных путешествиях.
Многое изготавливалось по чертежам талантливого альпиниста и изобретателя В.М. Абалакова.

Ниже размещаю фотки сомоделок, некоторые были подсмотрены в книгах и делались ограниченным объемом.
ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Кошки Виктора Николаева

Производились очень малым количеством, не более 200 штук на оборонном предприятии.

ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Ледоруб

Автор неизвестен.

ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Прародитель жумара
ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Жумар в рабочем состоянии.

Кто делал и автор самоделки мне неизвестны.

ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Жумар титановый

ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Кулачок, подготовка к работе

И сейчас работает безотказно.

ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Зажим, перегибающий веревку

ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Зажим, подготовка к работе

ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Молоток ледовый

ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Алюминевый крюк для спуска последнего
Использовали с осторожностью

ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Лопата лавинная

Чудо-лопата - легкая и функциональная

ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Самосброс

Использовали с осторожностью.

ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Тормоза для одинарной и двойной веревки

ЭТИ ТРОГАТЕЛЬНЫЕ "САМОДЕЛКИ" (Альпинизм, виктор николаев, горное снаряжение)Крючья титановые. Метод изготовления - фрезерование

да, и сейчас руки могут пригодиться :). особенно если надо срочно, а сделать несложно.
изготовление самодельных снегоступов (под кошки), 2007г

Ведь было "племя" боевое,да говорят ещё какое!-(А.С.Пушкин)

Даа, круть! кулачки и по сей день актуальны. Я слышал что Виктор Николаев придумал ледобур, гениальное изобретение!

Необходимость производить самостоятельно снаряжение для туризма ещё осталась. Например, не найдём же мы у именитых отечественных и забугорных производителей аутдор снаряжения на все случаи жизни такую простую вещь как 4-х местный спальник, совершенно необходимый для лыжных и других походов. Маркетинговая политика проклятых капиталистов другая, впарят один супер утеплитель в спальниках эгоистах потом другой, потом третий, модель позапрошлого года стоит в 2 раза дешевле, якобы из за того что технологии устарели, а новый ну намного круууче! :) можно подумать скоро туристы сноубордисты алпинисты и прочие АУТДОРЩИКИ в космос полетят со своими погремушками. в нано спальниках с 5-ти слойным гортексом :))
А на самом деле, понятно и ежу (который ходит в походы), что для нормальных не сложных, скажем, зимних походов ничего лучше чем палатка типа зима, и многоместного спальника из обыкновенного синтепона или холофайбера ещё долго не будет. И именно это и нужно чаще всего чайнику, который приходит в магазин со словами:
"Здравствуйте, мне бы спальник чтобы в нём не замёрзнуть, мы в поход идём на 3 дня, нас 4, и температура будет -30"
Бодрый продавец магазина, тут же конечно предложит купить 4 спальника где написанно комфорт -30 и.т.д. и сделает свою работу.
А на самом деле клиенту этому нужен, равно как и группе совершающей поход 6 к.с., 1 двойной 4-х местный спальник стоимостью скажем 6000 рублей, весом 4 кг внутренний 3 кг внешний, в котором и при - 40 ночевать вполне можно. 6000 р - это абсолютно реальная цифра за которую можно заплатить за материал и за работу по пошив спальника типа конверт 2*2 м (мне шили и дешевле, и не по блату).
А бодрый продавец впарит 1 одноместный спальник по такой цене. Потому что не делают НУЖНЫХ вещей серийно, потому что на них не очень то заработаешь. Потому что производители эти, которые "всё для клиента", исследуют, создают, модернизируют и улучшают на самом деле во многом делают всё для зарабатывания своих денег, приплетают туда гортексы, ещё какую то хрень, нано-технологии скоро в ход пойдут. На самом деле развивают нужные технологии снаряжения для туризма и альпинизма именно самодельщики и по сей день, а проклятые капиталисты ( всякие фирмы типа Salewa, Petzl, Vaude, да кто угодно, все подряд) навариваются, и производят только те нужные вещи на которых можно зарабатывать много и долго. Без них нам конечно тоже трудно было бы.. жюмар петцль, или скажем фонарик тикка действительно хорошая вещь, но вот зачем сначала производить тикку, потом через год -другой тикку+ , потом, ..ещё что-то там, а потом уже тикку XP. Понятно что не от того что светодиодов раньше 1 ваттных не было, а от того что так денег больше заработали, и это естественное их стремление. А самодельщики будут делать именно то, что нужно для путешествий походов, плаваний, или чем они там занимаются, даже сверхлёгкой авиацией. К сожалению увлечённых энтузиастов становится меньше, из за возможности купить быстро, как будто всё и как будто именно то что нужно и отправиться в путь. На самом деле не совсем то... Важно это понимать, когда нам на уши лапшу вешают в магазинах, товарищи. Во имя добра и любви :)

Кстати мегатест недорого шьет групповые спальники на заказ

ВОО! честь им и хвала! :)

Ледобур придумал Виталий Михайлович Абалаков. Качающаяся проушина, внутреннее отверстие на конус для лучшего выхода ледового столбика, специальная заточка по кондуктору… Все это придумывалось на моих глазах. У меня до сих пор сохранилась куча эскизов варианта ледобура, сделанных карандашом рукою В.М.
Раздел по горному снаряжению в книге Лукоянова (1986) должен был писать В.М. Однако он категорически отказался, посчитав, что рекламировать его штучки должен кто-то другой.
В конце 70-х – начале 80-х при Федерации Альпинизма СССР работала комиссия по снаряжению. Возглавлял ее П.С. Зак. В комиссию входили: Б.Л. Кашевник (появлялся редко), В.М. Абалаков, Женя Городецкий, работавший в ВИСТИ (через него проходило специфицирование снаряжения), Володя Волоконский из НПО Лавочкина (во многом именно ему мы обязаны серийному изготовлению титановых карабинов Ирбис). Заезжал И.Б. Кудинов и др.

C удовольствием бы купил вот такую лавинную лопату ...

Аналогично. С удовольствием бы обзавёлся такой лопатой. Но с некоторыми доработками.

Мне представляется, что правильная лавинная лопата на ледоруб должна иметь боле жесткое крепление, чем эта. Эта держится только на трении из-за поджатия кольцом. Оно хорошо, но можно добавить и жесткую фиксацию каким-нибудь штырём в отверстие в штычке ледоруба. Так она не слетит, если подрабатывать ногой или дёрнуть посильнее.

И отверстия бы добавил в самой лопате, что бы репики продеть и её как снежный якорь удобно использовать. А оно надо?

Рёбер жёсткости можно добавить, тогда лист тоньше. К стати, какой толщины лист лучше?

Универсальная хуже чем специальная, по этому лопата должна быть под мой ледоруб (BD Raven).

Ну и… титановая :)

Сам думал сделать, но нет материал, приспособ, а главное интузазизма.

Если кто возьмётся – обсуждаемо.

Лопата сделана из титанового листа, кажись, 1 мм.

У меня когда-то была такая лавинная лопата. Продавали ее официально в магазинах (купил в Москве будучи проездом)
Материал - титан. Сделана на авиазаводе им. Лавочкина. где-то в первой половине 70-хх гг. Но тираж был, видимо, очень маленький.

На Уралмаше френды делали самодельные. Там же испытывали... :)

_____________________________________________________________________________

Статья очень интересная, но такие утверждения удивляют.
Практика "самоделок" жила, жива и будет жить.
Всю альпинистскую жизнь использую либо "самоделки" либо модернизированные вещи заводского производства. Кавычки ставлю потому, что в некоторых случаях такое снаряжение позволяет получать настолько высокие результаты, что правильнее говорить не самоделка, а эксклюзив ручной работы!
Чуть позже доберусь до фотографий.

На групповом фото у человека слева штаны, похоже, связаны из толстой шерстяной нитки, как свитер или носки. Очень редкая самоделка.

Штанишки очень даже стильно выглядят :)

Это Николай Савин. Единственный, из тех кто изображен на фото, кто ходит в горы по сей день. КМС по ГТ и 1р по альпинизму.
А штаны у него были красного цвета с синими полосками. На фоне брезентухи всегда смотрелись роскошно.

В студенчестве, когда я начал заниматься альпинизмом, мне мать такие же связала (красные с синими полосками). Потом был четырёхлетний перерыв по семейным обстоятельствам, и штаны моль испортила – стали расползаться:-( Потом появились полар и флис. А матери сейчас под 90, дай бог ей здоровья.

Спасибо!!!
Иногда подумываю - что бы было, если бы тем людям, да нашу снарягу...

На самом деле - ничего, человеки в горы ходят, а не железки!

Обалденная фотография..... Красивые лица. Хорошие люди.
Спасибо.

Вот сходил в старый гараж с сфоткал станковый рюкзак 1974 года выпуска и ледоруб 1978 года. Рюкзак прошёл в общей сложности 12 походов 4-5к.сл. (лыжи-горы) ледоруб - 7 походов.
Готовы служить и далее :-)))

Корпус ледоруба - кусок конструкции байдарки, клюв - титановая пластина со стальными накладками на лопатке и носике. Крепление пластин - заклёпочное.

Рюкзак - из тормозного парашюта, с дерматиновым клапаном и основанием. Клапан съёмный и на фото его нет.
Корпус станка - титановая трубка, узел крепления пояса со станком - эпоксидная смола.

Остальные железки в общем похожи с публикуемыми в посте. По одним и тем же чертежам делались. :-)))

Вот только кошки другие. Щас найду...

Ага! Вот:
Кошки титановые (ковка).

Аис-фи-фи
Корпус титановый, накладка стальная (термообработка).

Тут, по ходу про "железо"...
Кулачок в работе (титан)

Лепесток в работе (титан)

А это палатка. На четверых + груз. Можно без проблем уложить и шестерых (груз снаружи).
Спим поперёк палатки.
Очень удачный "самшит".
Титановые дуги, парашютный шёлк.

Спасибо, статья прелестная )
За свою жизнь переделал множество альпинистских девайсов, которые (не без гордости) выглядели лучше представленных на фото. Жумары и карабины с лейблом "ВС" все еще встречаются. При встрече изымаю из обращения.
Встречал вещи, которые меня, искушеонного самодельщика, изумили реально. Например, спусковое устройство на базе таймера от стиральной машины. Прикиньте: шток контактора цепляем за петлю или ухо крюка, заводим таймер и едем вниз. После срабатывания таймера, шток отщелкивается и веревка с таймером падает к вашим ногам. Ничего не надо продергивать... но, важно, не промахнуться с заданным временем...

Это настолько сурово, что даже не верится))

...завидуйте нам завидуйте, до самых седых волос,
вам никогда не увидеть , того, что нам довелось...:)
выставка самодельного снаряжения в г. Тырныаузе, где-то в 70-х

Кое что, из того, что попалось под руку:

Ледовый молоток: получился совместного производства - ЛЭС-Camp&компани. После того, как обломился родной клюв я приварил кэмповский и сделал упор для защиты руки. Урубко критиковал меня за угол наклона клюва, но я не считаю его ледолазом. Мнение Дэна для меня не достаточно авторитетно. На ледовых стенах молоток с правильной заточкой работает как фифа.
Спусковуха: выточена полностью вручную.
Ледоруб: мне достался стандартный, но с поломанным древком. Вместо дерева я использовал кусок легкоатлетического копья. В таком виде древко выдерживает на излом нагрузку равную моему весу. На штычок одет самоделный удленнитель для опоры при ходьбе. В это году брал его в Баянкол.
Снежная лопата: заводская, но как здесь писали, отверстия по углам я просверлил ещё вначале 80-х когда был новичком. Планировал использовать как снежный якорь и как платформу для работы на скалах. Правда когда дорос до маршрутов на которых может использоваться платформа появились -
Крюконоги: поолностью собственного производства. Резюме крюконог: 5Б в Замин - Кароре, чемпионат СССР в Ляйляке, промальп. По сей день в использовании.
Очки: оправа из банки от дихлофоса. Идею подарили армейцы из СКА САВО. Резюме очков: пики Ленина и Коммунизма, чемпионат СССР, и т.д. До сих пор в строю.
И это далеко не всё.

Как говорится: "Голь на выдумки хитра". К примеру проблему двойных ботинок решали так - покупали "борцовки" на размер больше, чтобы лезли на шерстяной носок, а сверху там называемые "вибрамы". Носил много лет.

В таких "двойных" в 90-м сходил Ленина и Коммунизма.
На скалах вместо ботинок одеваю галоши. Внутренники работает ещё и как скальные туфли.
Только что вернулся с тренировки где в таких ботинках снег топтал.
Для зимних восхождений лучше шить внутренник из каремата.

Что-то через радикал получилось мелковато, а правке не поддаётся.

В этом году на леднике Бырс нашли остаток самодельного ботинка, может разработки Николаева?

Аналогично показанному кулачковому зажиму в Одессе было выпущено 1000 штук, на заводе "Пищепромавтоматика" (нет уже этого завода, на его месте Банк...)

Это зажим под правую руку (в статье, мне кажется, под левую).
С трудом отыскал в чулане.
Но идея зажима была не наша, просто растиражировали полезную вещь:-))
Да, и у нас еще есть дырочка, чтобы зажим шнурочком привязать, дабы из рукавиц на холоде не выпорхнул.

Сильно удивляет то, что производители мобильников упорно обходят вниманием весьма очевидный сегмент "мобильник для outdoor". Почему GPS выпускают в обрезиненном пылевлагозащищенном корпусе, а мобильников в таком же исполнении нет? Почему тот же Philips Xenium, который реально работает от одной зарядки неделю не выпустить бы в прочном герметичном корпусе? Опять придется делать самоделку?

Кое что уже появилось: Samsung GT-B-2710, себе такой взял, вполне устраивает...

Ксениум пару недель держит самый простой,
500й в режиме ожидания- до 2х месяцев.

Почему не делают для нас- а хз:(
абыдно, да.

видел специальные аутдор мобильники в корпуск по типу гармина, стоят соотвественно
очень обрабовался, но тему не исследовал еще

Помню как-то самодельные футфанги (кошки такие) здорово подвели меня, отстегнувшись (обе!!!) и улетев на 45-градусном ледовом склоне. Что было дальше даже вспоминать неприятно. Конечно сам был виноват, что не проверил надежность крепления пяточной скобы перед выходом, но все равно обидно было помирать на тройке бэ по глупости.

Немного комментариев к статье, точнее фотографиям в ней.
Кошки на первой фотографии - конструкции не Николаева, а Муравьёва, выпускала судоверфь. Потом были "Ублюдки", производства какого-то оборонного завода в Москве, внедрил Саша Блюдов (потому такк и назывались) - копия кошек Салева из сборника П.И.Лукоянова по самодельному снаряжению. Не очень удобные - материал плоховат, разгибались
Ледоруб - копия какой-то американской патентованнной модели(форма клюва). У меня еще жив, производили в ЛКТ (Ленинский Клуб Туристов, Москва)
"Прародитель жумара" появился позже, чем титановый жумар, да и литые Одесские жумары калассической прямоугольной формы.
"Кулачковый" зажим издавна использовался спелеологамми, это их конструкция, но это тот, который разбирается, с кулачком и осью, на фото ниже.
Молоток ледовый, что на снимке, производила судоверфь, самодельные были разнообразных конструкций и форм клюва.
Самосброс - конструкция Абалакова, у меня до сих пор работает, сделан дома в тисках напильником. При правильном изготовлении надежнее крючка-самосброса импортного изготовления.

Да, по статье - ледобур не Николаев изобрел, точно. А ботинки - он. Даже знаю технологию, можно дома сделать при желании.

Одесский литой жумар.

Прошел много "пятерок" и пару "шестерок". Готов к работе:-))

Вот такой жумар москвич Саша Петров выкинул в р-не базового лагеря Дхаулагири в 1998 г.
Я до сих пор думаю - кто-нибудь найдет и подумает, что ему лет под пятьдесят, из эпохи первых восхождений на гору.
Очень уж выглядит раритетно. До сих пор сожалею, что не взял его себе - поленился.

упс:)

у меня был такой- куда то делся...

Потом титановый был...

Нет, кошки именно Виктора Николаева. Я Виктору помогал в 1989 г. получить на них патент. Он был (патент), думаю есть и сейчас. Они сильно отличаются от кошек, которые выпускались ЛЭС. У тех переднике зубья гнулись, а у этих нет!
Ледоруб - может быть, нам их привозили в клуб, там и покупали.
Прародитель жумара "пришел" ко мне от моего участника Сергея Коробейникова.
Кулачки тоже привозили мелким оптом в клуб.
Молоток ледовый производила судоверфь, но не этот. У меня он есть. У молотка судоверфи головка молотка сварная. А у того, что на фото - литая. И угол клюва не тот. "Содран" у Salewы.
Самосброс описан в книге "Самодельное...".
В статье нет, что ледобур изобрел В. Николаев.
Спасибо за внимание к материалу.

Насчет кошек - согласен, посмотрел внимательнее - не судоверфи. Там пластина наварена на носке, просто очень похоже, назывались "Муравьёвские" Нэнавижу! Без антиподлипа ходить невозможно по фирну и снегу. Предпочитаю полужесткие.(У меня Симонд "Макалу")
С молотком, возможно, погорячился, но очень похож.

Показать комментарий

Вставлю и я свою конструкцию.
Обратите внимание - крепление кошек на безрантовых ботинках.
И держит великолепно!
За счет подпружинивания.

Только подошва наверное долго не проживёт. Ибо не рассчитана.

Что-то мне подсказывает, если эту конструкцию начать насиловать на довольно крутом рельефе лёд-скалы-лёд-скалы сильными ударами и диагональными нагрузками, то слетит до четвёртой верёвки.

Идея с кошками оригинальная. Напишите, пожалуйста, в личку автора изобретения и пройденные на них маршруты. Сведения пойдут в дополнения к энциклопедии "Альпинизм".
Спасибо.

Под впечатлением от увиденного!Никогда не видела кошек без ремней!!!!

Ремешок на полуавтомате чисто страховочный, что бы не улетела, если слетит. Держится она и без него.

Если помнишь, Лоо на С.Корею это 24 веревки льда. Ходил именно в этих кошках. И еще кучу маршрутов. Ботинки были, правда не эти, а ВЦСПС. Я эти кошки ставил на "киевский" вибрам, помнишь такие были, тоже нормально держали. Весь секрет в задней скобе, которая является по сути пружиной, и постоянно натягивает кошку на ботинок. Придуманы были где-то в году 87, чтобы заменить стандартную "лягушку", которая была создана под пластиковый ботинок, которых опять же ни у кого не было. А на вибрамах ВЦСПС стирала пятки у всех практически. Даже у меня, с моими "железными" пятками. Кошки нужно было тщательно подгонять под ботинок, чтобы натяг был нормальный, не сильный и не слабый. Впрочем, любые кошки нужно подгонять. За все время пользования - около 15 сезонов, кошка упала с ноги лишь однажды. На крутом рельефе, плохо была настроена. Повисла на ремешках (раньше они были). Ничего не случилось, стоял на другой ноге и крутил ледобур. А потом одел и пошел дальше.
Подошва ботинка живет столько же как и всегда. Три сезона. А потом становится лысой, как и у всех ботинок.

В ботинках ВЦСПС и таких же кошках, но с "лягушкой", Лоо и другие подобные маршруты я прошёл первым без единого спадания кошки, так как указанные ботинки жёсткие. Сбои начались с сочетанием ботинки Асоло "Гранит"- кошки Гривель "Рэмбо" при преодолении обледенелых и заснеженных скал. Если твоя конструкция успешно работала на мягких "киевских вибрамах", то её давно пора запатентовать и продать Гривелю:-)

Эта платформа, лучшее, что пока пользовал. Но тяжелы. Надоело таскать лишние килограммы, поэтому лежат в запасе, а пользую салевовские алюминиевые. Берешь в руки и не чувствуешь. Правда, по камням жалко ходить, но уже есть мысль укрепить зубья тонкими стальными накладками на заклепках. Стачиваемость сразу прекратится, а вес ненамного увеличится.
У Гривеля своих изобретателей хватает.
Патентовать - хлопотное, затратное и не всегда окупаемое дело. Впрочем - не специалист. Придумать могу, а патентовать не умею.:)

Придуманы были где-то в году 87[/i]

Посмотрел на фото... Как дежавю. Вроде кто-то где-то у нас в Азии эти кошки мне показывал. Как раз в конце 80-х начале 90-х.

Если точнее - сделаны были в 88 году, впервые применены в школе инструкторов Эльбрус в 89.
Алибек - 90, Ала-арча - 90, Ала-арча - 91, Ала-тоо -92, если пересекались, то там.

Я думаю, что самодельное снаряжение будет всегда. Производители серийного снаряжения рассчитываю его на некое усредненное применение или строго для конкретной задачи. Жизнь много сложнее и многограннее: применять вещи можно для другой цели или иначе чем предусматривалось, к тому же можно решать задачи другими методами. Для примера: незначительно переделанная Gri-Gri может применяться для соло-страховки, а из бытовой фольги для запекания можно сложив её гармошкой сделать великолепную легкую ветрозащиту для горелки (татонковская в форме ширмы с металическими пластинами, соединёнными рояльной петлёй намного тяжелее, дороже и менее компактна).
Многие самодельные изделия и не самодельные тоже в действительности являются русской реализацией конструкций западных альпинистов (смотри приложение к энциклопедии альпинизма 2010года).
Замечательно, что затронута эта тема. Помимо прояснения истории альпинизма в СССР, можно узнать много практичного и полезного для нынешнего века засилья брэндов!

Для горелки великолепная защита из шести пивных банок, разрезанных и соединённых. И кому-то совмещение приятного с полезным при изготовлении ))))

Для горелки великолепная защита - обычная стеклоткань

ПЕСНЯ! Нынешнее поколение на рогатку смотрит как баран на ворота, а мы пользовались и, что главное, придумывали и делали! Классная статья!

У меня до сих пор полно такого добра... А Одесский жумар успешно пользую и поныне на грязных высотных работах!

Мдаа......Некоторые раритетные самоделки до сих пор служат и пользуются уважением у некоторых восходителей.

Все мы этим пользовались, приятно вспомнить! Как достану из загашника трикони - пришлю фото. Обувка - во!

Справедливо будет упомянуть о конструкторе массы устройств для работы с верёвкой - Борисе Лазаревиче Кашевнике.
Спусковуху под названием "Букашка Кашевника" с удовольствием использую до сих пор, слегка модернизировав.

Происхождение кошек дл меня туманно, достались от друга, а ему были подарены етс, но вряд ли это салева ;-)) (Антиподлип из пластиковой канистры вырезал сам):

Ну и самое-самое - ледоруб, бывший старый добрый вцспс с деревянной ручкой. Клюв был перекован, а древко после естественной смерти заменено на рукоятку от салевовского сверхлёгкого ледоруба, клювик которого сломался при первом же использовании (выравнивание площадки даже не из фирна - из плотного снега))

Кошки, похоже, фабричные, не самоделка.
Сужу по выдавливаниям на передних зубьях для жесткости.
Такое вручную или на станке не сделаешь.
Только специальной матрицей на прессе.

До сих пор работаю промальпом,и "рогатка"сделанная из ст.3 до сих пор со мной.Новомодные спусковухи быстро выходят из строя.Да и дороги.А эта хоть и "дубовая",но ломаться там нечему.До сих пор жив ледоруб с деревянным древком и металлической стяжкой внутри.

Открыл для себя из статьи новое. За что автору отдельное СП.
В поддержку темы о самоделках воткну свои девайсы. Наверное самые молодые потому, что они были сделаны до 2000г.

он же

выполнен из вцспс (хотя не знаю как правильно, ведь автор статьи ссылается ЛЭС). 1996 г

выполнен из вцспс (только древко) 1997г.

он же.

а этот выполнен уже 1999-2000г

Вся писанина о том как... была тут да простят модераторы.

B 80х годах наш горно-туристкий клуб Старт вовсю использовал мощности авиазавода. Из титана делалось почти все снаряжение: крючья,ледобуры,кошки,жумары,фифы,лопаты,снежные парашюты. пробовали даже делать ледорубы титановые, но они оказались слишком легкими. Из титана делали стойки для памирок, кастрюли и даже канистры для бензина точно по размерам боковых карманов рюкзаков.Кстати сами рюкзаки шились из авиазента,благо фурнитуры [ремни,пряжки],на заводе было навалом. все снаряжение служило верно много лет и ,на моей памяти, ни разу не подвело!

Расхитители социалистической собственности :-)

На казанском авиазаводе, кроме перечисленного делали замечательные титановые багажники для велосипедов; они были проверены ни в одной "пятёрке". Назавались они "егоровскими" в честь Юры Егорова - главного организатора подпольного производства.

Практически вся одежда в которой хожу в горы сшита "добрыми руками"! )) Намного практичнее, надежнее, дешевле и легче! Хожу ненарадуюсь!

АААА, где моя фото с самодельной палаткой... надо выложить

ДЕДУЛЬКИ, а если я с 1983г лазию, я уже олдовый или нет, а? Могу своим младенческим (сравнивая с Вашими кряхтениями)) попискиванием вмешаться? Да, так вот. Единственное, что мы выменивали на титан у буржуев (помните такую практику, не так ли? Т.е. видите? Я - связь эпох, успел полазить в галошах, затем - футбольные кеды со срезанными шипами, стальные треугольники итэдэтэпэ) - ботинки и веревки. Ну не сделаешь этого на коленке напильником, хоть ты тресни. А все остальное - очень на уровне, сравнивая с современными импортными девайсами: что палатки-рюкзаки, что металл, что шмотки-одежки. Общее впечатление: современное импортное - тяжеленное, особенно штатовское. С "нулячим" импортным железом, кроме карабинов, я по сей день поступаю очень просто: беру в руки бормашину с твердосплавной фрезой, и - чем шнель, тем гут! - безопасно облегчаю процентов эдак на 15-45! ...По сопромату, теормеху, статике сооружений пятерочки у меня были, еще в 1985-1988 годиках...
И еще, ДЕДУЛЬКИ, не могу я понять:? а когда проросль грядочная начнет понимать, что гламурное барахло помогает, создает комфорт, НО! НЕ РЕШАЕТ основной задачи! Ни на горе, ни даже на драйтуллинговой трасее? Слабо, что ли, под себя клюв переточить, или ручку, подумавши (повторюсь, подумавши):укоротить, подмотать, пересадить промежуточный перехват, подогнуть и т.д.? Неужели легче с гирями умирать, ощущая затруднения в лазании и ожидая спасения в качании мышцов? А мозги зачем?

Это точно!!!

"ДЕДУЛЬКИ..я уже олдовый или нет, а?...а когда проросль грядочная начнет понимать?...А мозги зачем?"

- Дитятко неразумное, не пили PETZL на котором висишь.

ДЕДУЛЬКИ, а если

Абыдна сущ!
Мысли то правильные, а как сначала заминусовали. Я свой плюсик кинул, но если не поработаете с формой изложения не пойду по окрестным интернеткафе, чтобы вытащить Вас из минусов.

Все тут крутыми самоделками хвастаются. А мне как-то вот что доводилось мостырить. В одном несложном походе как-то неожиданно выяснилось, что два ледоруба на троих маловато. Описание для летнего прохождения писано было, а в феврале почему-то всё иначе выглядит. У штыковой лопаты, найденной на коше, с помощью камней обрубили лишнее, сплющили и получился такой альпеншток.

И ледоруб в том походе пришлось использовать по нецелевому назначению. Несколько дней непогоду пережидали. Бензина ограниченное количество. Камнями заточил лопатку ледоруба. Дрова им рубили...
Несмотря на все задержки уложились в контрольный срок, успели телеграммку спасателям отбить...
А ледоруб тот и поныне жив.

А что до самоделок, так и сейчас для пса снарягу самому приходится мостырить. Потому, как путёвое собачье снаряжение у нас недоступно, а за бугром заказывать - цена негуманная получается.

Дрова рубить ледорубом - знакомое дело. Но вот изделия питерской судоверфи не выдерживали такого - сгибались..

Так и Гривель с Петцелем стандарта "В" (предельное давление на древко до 280кг) не выдержали бы такого издевательства:-) Каждому инструменту - своё предназначение.

Я и сейчас делаю кошки. Себе и всем желающим.d_IB358RVustofjTT9DJ8AuCxsZvvq14c

Александр, вы не там этим занимаетесь. ¡¡Бьенбенидо!! Ха-ха-ха. Здесь у вас будут деньги, которые вам дадут за ваш труд. А если это будет ещё и марка местная, вы будете очень уважаемым человеком.. в отличие от текущего состояния )))