Маёвская вершина. Или трепет болельщика в ночь перед восхождением.

Пишет Leb, 13.03.2011 21:16

На фоне пика Революции после восхождения. Памирский марафон 1999 г.
Маёвская вершина. Или трепет болельщика в ночь перед восхождением. (памирский марафон 1999, маи, пик революции, пик ленина)

Ребята уже заснули. Там на Памире мы живем по новосибирскому времени. Если в Москве 21.00, то на плато Революции уже полночь.

А я вспомнил, что был у меня рассказик с некоторыми впечатлениями об их маршруте и о ночевке на плато Революции. Не сильно утруждаясь и не вдаваясь в редактирование, републикую его здесь, как есть.

Итак,

Маёвская вершина.

Эта вершина изображена на всех картах. Она имеется и в Малом атласе мира. Она находится в “сердце” Памира, там, где начинаются его самые крупные ледники: 77-ми километровый ледник Федченко и 37-ми километровый ледник Грумм-Гржимайло. Ее называют пиком Революции. Опираясь на огромное основание, высоко к небу вознеслись ее четыре главы как лепестки волшебного цветка: Южная, Центральная, Главная (6974) и Северная вершины.

Пик Революции. Вид с перевала Снежный.

Стремительны наши рейды на вершины Памира. Мы слишком привыкли к динамичному изменению окружающего ландшафта и не выдерживаем длительной осады горных вершин. Вот и в этом походе на восхождение на пик Революции у нас имелось три дня.

Первый день - веревки, веревки, веревки. Казалось бы, не так уж и много, всего 9 штук, но на какой высоте! До обеда 5 веревок перил по льду на плато перевала Вертикаль 5900 м. А после обеда всего 4 веревки на перевал Революции 6300. Только эти четыре веревки потребовали 4 часа и заставили нас вылезти из кожи вон!

Подъем с плато перевала Вертикаль (6000) на плато перевала Революции (6300).

Солнце из кулуара ушло очень рано. Начался мороз. На третьей веревке снег был настолько крут и глубок, что дальнейшее продвижение вверх стало невозможным. Не помогла и смена лидера. Ребята пробили в снегу косую траншею и вышли на скалы. Отсюда до перевала по прямой было не более 30 метров трудного снега, если же идти вверх по скалам, то до гребня пришлось бы провесить еще 2 веревки перил. Все более реальной становилась угроза обморожений. И вот тут потребовалась предельная мобилизация, возможно, самая экстремальная за весь поход! Мышечный взрыв и пройден последний участок глубокого снега. Далее отвесный карниз, но это значительно привычнее и проще. И вот Игорек уже на перевале: - “А здесь солнышко и еще тепло!”, доносится с плато, и у каждого появляются силы пройти эту последнюю веревку.

Вот здесь на плато Революции сейчас ночуют ребята. Летом 2009 года там был широкий разлом, который защищал наш лагерь от "действия" ледосбросов.

Ужинали при свече.

Какая красивая и страшная звездная ночь! Нас 7 человек. Мы на высоте 6300 метров. Внизу крутой спуск – 9 веревок перил, 40 километров по леднику Грумм-Гржимайло, 30 километров по Танымасу, 120 километров до тракта, а затем озеро Каракуль, перевал Кызыларт, Алайская долина…

Господи, куда мы забрались, маленькие кусочки протоплазмы? Кто нас спасет? Даже на станции “Мир” человек интегрирован в цивилизацию куда в большей степени. Да что там говорить, конечно же, станция “Мир” это Казанский вокзал по сравнению с плато Революции! Ну, попробует космонавт заболеть, за ним будет следить целый институт врачей и давать советы, а потом его рано или поздно вывезут! А вот тот из нас, кто сломает завтра ногу, наверняка умрет! Да, мы, как говориться, в дальнем космосе, где-то за орбитой Марса.

На следующее утро после короткого спуска с перевала Революции на одноименное плато, мы начали изнурительный подъем к вершине пика. Шли медленно. Сказывался глубокий снег и усталость от предыдущего дня. Путь на Северную вершину преградил широкий разлом. Пришлось обходить его слева, а заодно и всю Северную вершину. На крутом и жестком склоне между Центральной и Северной вершинами надели кошки. Здесь на бесконечном и нудном подъеме нас стали покидать последние силы. Кое-как доплелись до подножия восточного гребня Главной вершины.

Спасло то, что приступы бессилия к нам приходили и уходили по очереди. Вот и теперь, у подножия гребня на долгий привал расположилась вторая связка: Зураб, Юра и Борис. Я, отвязавшись от своей связки, медленно дожимал последние метры. Ноги были ватными, изголодавшемуся по кислороду мозгу безумно хотелось спать. А впереди “железный” Славик провешивал перильную веревку на гребень Главной вершины. На перилах ребята пропустили меня вперед, так как я знал, как устроена верхняя окутанная туманом часть горы. Оказавшись на гребне, я дунул, что есть мочи, к вершине. Содержимое тура настолько интриговало меня, что я забыл про усталость и в одиночестве дошел до заветной маленькой осыпной площадки с маленькой башенкой из камней – туром Главной вершиной пика Революции. О ребятах я не беспокоился: гребень простой, дойдут по следам.

Разобрав камни, я достал железную банку и извлек содержимое. Бережно развернул полиэтиленовую пленку. В ней находился вымпел Спортклуба МАИ и моя записка 1990 года! Девять лет никто после нас не поднимался на эту вершину. Значит, не было экспедиций в 1991 году. Не получилось восхождения у совместной татарско-английской экспедиции 1992 года. Ну а позже началась гражданская война.

Записка 1990 г. и вымпел СК МАИ из тура на пике Революции.

Подошли Слава, Игорь и Петр. Я сфотографировал записку, написал новую и обе уложил в тур. На обратном пути на гребне встретили Бориса. Все-таки он пересилил себя и решил сходить на вершину. Мы подождали его у подножия гребня на высоте 6900, в том месте, где остановились Зураб и Юра.

Конечно, в 1990 году команда МАИ выступила на пике Революции гораздо круче. Она не просто взошла на вершину, но проложила с ледника Федченко новый маршрут по ледовому ребру восточного края стены Мышляева. 1000 метров перил, две ночевки на ребре, последнюю из которых можно назвать “висячей”, а затем выход на плато Революции по крутым скалам на высоте 6100 метров! Заместитель руководителя команды 1990 года Валерий Логинов спросил меня:

- Почему вы не пошли с ледника Федченко по ребру?

- Во-первых, команда 1999 года не настолько сильна технически, как наша старая команда, а во-вторых, после пика Революции нам предстояло еще пройти 170 километров и взойти на пик Ленина. Поэтому мы не могли так сильно напрягаться, - ответил я.

- А физически новая команда сильнее?

- Я думаю, что так.

- А технически послабее? - не унимался Логинов.

- Конечно.

И я почувствовал, что Валере это приятно: он гордился походом 1990 года, и это справедливо. Не даром нам дали “Большие” золотые медали на чемпионате Союза.

Вот, что ребята прошли сегодня.

Но прав ли я в том, что новая команда физически сильнее? Да, конечно же, нет. Ее составляют обычные ребята с обычными среднестатистическими в туристской среде данными. Однако признаюсь, что более волевой и сплоченной команды мне даже трудно представить. И этого достаточно, потому что проблема прохождения маршрута 1999 года не является физической, а является интеллектуальной и духовной. Я это говорил до похода, говорю и сейчас. И именно в этой сфере, в конечном итоге, было найдено ее решение.

02.09.1999

Вот, что ребятам завтра предстоит пройти. Главная вершина скрывается за северной.