Ледолазание – современный тренд зимнего спорта.

Пишет Spectrogon, 18.03.2011 22:02

Мнение и впечатления новичка о Чемпионате России 2011 в Кирове

Наивно полагать, что многие из числа скалолазного сообщества впервые прочтут здесь об этом активно развивающимся спорте. Собственно, на сегодняшний день, как я понимаю, существуют даже некоторые разногласия относительно правильного его названия: ледолазание, драйтуллинг (Drytooling)... я соглашаюсь с точкой зрения, что это не имеет принципиального значения, поскольку и в том и в другом случае мне, как и большинству людей, причастных к лазанию вообще, понятно о чем идет речь – это лазание с ледовыми инструментами или как их еще принято называть «инструментами», «молотками» или «тяпками», но это если вы с ними на «короткой ноге».

Подвигло же меня написать об этом спорте событие, которое вне всяких сомнений, стоит причислить к историческим и заслуживающим всеобщего внимания – Чемпионат России по ледолазанию прошедший в городе Кирове с 11 по 13 марта 2011 года. За считанные дни до этого в Кирове проходил этап Кубка мира по ледолазанию, что безусловно заслуживает не меньшего внимания, однако в Чемпионате России мне посчастливилось принять участие в качестве спортсмена.

К соревнованиям тренер – Людмила Бадалян начала готовить мое обрюзгшее тело и напрочь лишенный спортивных амбиций мозг, в самом начале осени. На тот момент за моими плечами уже насчитывалось около полутора лет скалолазных тренировок под её же началом, несколько выездов на скалы и весьма скромный соревновательный опыт.

Большинство тренировок проходило на сосульке МАИ или в боулдеринговом зале ДДСа на первом этаже. Лазить с молотками мне практически всегда было страшно! Пищи для страха добавилось, когда я рассек себе губу во время одной из тренировок из-за того, что молоток внезапно «отстрелился» с зацепки. С тех пор я стал старательно отводить лицо из под вероятного направления удара. Тренировки на сосульке МАИ это тема, вполне заслуживающая отдельного разговора: в декабре и январе чувство страха усугублялось темнотой и холодом. Срываться мне было страшно, поскольку сложно спрогнозировать свой полет с железяками в руках и на ногах, молотки, часто повисающие на зацепке, после срыва норовят, потом догнать, упав при этом на голову. Голова лезущего и страхующего, кстати, согласно требованиям техники безопасности должна быть защищена каской. Кроме того, срыв чаще всего происходит очень неожиданно, поскольку не всегда можно понять достаточно ли надежно стоит инструмент на зацепке. Приходится верить, что инструмент при следующем движении будет держать, двигаться вверх и при этом четко контролировать его положение на зацепке. По строгому наставлению тренера пришлось прекратить кормить страх. Это помогло и наряду с постепенным накоплением опыта лазания, увеличением продолжительности дня, когда тренировки стали преимущественно проходить в светлое время суток страх таял и уверенности в своих силах, как и самих сил, прибавлялось. Справедливости ради надо сказать, что не было у меня скалолазных тренировок после которых приходило бы настолько полноразмерное чувство удовлетворения, как после каждой тренировки на сосульке.

Таким образом, после многочисленных тренировок, участия в соревнованиях, с трудно выговариваемым названием «Кубок клубов – 2010», Чемпионате Москвы – 2010, Чемпионате города Кирова – 2010 Люда сочла возможным мое участие в Чемпионате России – 2011.

Для тех, кто в танке поясню на пальцах Киров это при взгляде на карту нашей необъятной родины направо от Москвы в сторону Нижнего Новгорода, только почти в 2.5 дальше. Дорога туда из Москвы на поезде занимает около 12 часов и опустошает кошелек приблизительно на 3 тысячи рублей за проезд туда и обратно, если только вы готовы мириться с бытом плацкартного вагона фирменного поезда или верхней полкой купе обычного поезда.

В Кирове соревнования проходят на лыжном трамплине конструкции которого с нижней стороны зашиты фанерными щитами с накрученными зацепками. К слову сказать, в фанеру в Кирове разрешается забивать кошки, что добавляет зрелищности и агрессивности спорту. За это удовольствие как следует из наличествующего на соревнованиях баннера следует благодарить вятский фанерный комбинат!

Ледолазание – современный тренд зимнего спорта. (Ледолазание/drytoolling, drytooling, драйтуллинг, чемпионат россии, киров)Место проведения соревнований

Ледолазание – современный тренд зимнего спорта. (Ледолазание/drytoolling, drytooling, драйтуллинг, чемпионат россии, киров)Кировская ледяная сосулька

Ледолазание – современный тренд зимнего спорта. (Ледолазание/drytoolling, drytooling, драйтуллинг, чемпионат россии, киров)Конструкции трамплина

Ледолазание – современный тренд зимнего спорта. (Ледолазание/drytoolling, drytooling, драйтуллинг, чемпионат россии, киров)Вятский фанерный комбинат

Делегация из 12 человек прибыла из Москвы в Киров и высыпала на перрон в 8-30 утра 11 марта, т.е. почти за два часа до демонстрации трасс. За это время преимущественно все спортсмены успели разместиться в гостинице «Спутник» в пяти минутах ходьбы от места событий. Стоимость проживания варьировалась от 400 до 650 рублей с человека за сутки. До начала стартов Деньгин Алексей успел доработать болгаркой и напильником мои кошкоботы, убрав все лишние металлические элементы с пятки и значительно уменьшив их вес, за что ему огромное спасибо!

В квалификации две трассы, старты открытые. Время на прохождение трассы ограничено 5 минутами. Первая оттяжка всегда вщелкнута из соображений безопасности. При срыве до вщелкивания второй оттяжки участнику дается еще одна попытка, контрольное время при этом не останавливается.
Первый день соревнований выдался теплым и солнечным. Пролаз двух трасс затянулся до вечера. Смотреть за работой на трассах монстров отечественного ледолазания было сказочным удовольствием! Ледолазание действительно зрелищный вид спорта, а достаточно жесткое ограничение по времени на прохождение трассы добавляет драматизма!

Не укладывается в голове куда смотрит международный олимпийский комитет и по каким критериям в число зимних олимпийских видов спорта попал, ставший теперь любимым многими умиротворяющий и погружающий в дрему керлинг, и почему, на мой взгляд, совершенно несправедливо прибывает в забвении ледолазание! Конечно на олимпиаде 2014 в г. Сочи хотят устроить показательные выступления спортсменов в дисциплине скорость, но на мой взыскательный взгляд трудность при таком сценарии развития событий будет несправедливо обделена вниманием.

Вечер после стартов был посвящен поглощению еды в необходимом и достаточном количестве. Требовалось набраться сил, поскольку завтра предстояли старты полуфинала на трудность и квалификация на скорость. Чуда не произошло и в полуфинал на трудность я не попал, заняв, тем не менее, место ближе к середине списка участников.
Ночь прошла спокойно. Несмотря на вполне шумное начало вечера мирное посапывание, в шестиместном номере наполовину заселенного студентами, установилось до неприличия рано.

Ледолазание – современный тренд зимнего спорта. (Ледолазание/drytoolling, drytooling, драйтуллинг, чемпионат россии, киров)Добринский Павел изучает трассу

Ледолазание – современный тренд зимнего спорта. (Ледолазание/drytoolling, drytooling, драйтуллинг, чемпионат россии, киров)Старт мужской полуфинальной трассы на ледяной стенке

Ледолазание – современный тренд зимнего спорта. (Ледолазание/drytoolling, drytooling, драйтуллинг, чемпионат россии, киров)Гигантские эскимо находят применение в тарссе

Ледолазание – современный тренд зимнего спорта. (Ледолазание/drytoolling, drytooling, драйтуллинг, чемпионат россии, киров)Прохождение ледяной бочки. На тарссе Белоусов Владимир

Ледолазание – современный тренд зимнего спорта. (Ледолазание/drytoolling, drytooling, драйтуллинг, чемпионат россии, киров)Начало женской полуфинальной трассы

До этого я принимал участие в соревнованиях на скорость в Кирове в декабре. Фотография тогда получилась отличной, за что я благодарю Алексея Деньгина, а вот результаты тогда не очень впечатлили. Было решено провести небольшую тренировку в первой половине дня – старты были намечены на 6 часов вечера.

Ледолазание – современный тренд зимнего спорта. (Ледолазание/drytoolling, drytooling, драйтуллинг, чемпионат россии, киров)Ударяешь по кнопке – секундомер останавливается

Для тех, кто не в теме попрошу обратить внимание на инструменты… гуру ледолазания называют их фифами. Фифа острый инструмент и часто бывает, что во время бега по вертикали она, при неаккуратном обращении, вылетев изо льда, попадает в кисть, ногу, или руку спортсмена. Нас предупреждали и рассказывали много страшилок о том как ими прокалывали различные части тела насквозь. Укол фифой мне довелось испытать на себе – на тренировке я загнал ее в руку. Ограничилось совсем маленьким проколом и в каком-то смысле мне повезло. Можно сказать, что я отделался легким испугом, который заставил лишь немного аккуратничать на стартах вечером.

Ледолазание – современный тренд зимнего спорта. (Ледолазание/drytoolling, drytooling, драйтуллинг, чемпионат россии, киров)Соревнования на скорость - индивидуальный старт

Вечером, зарядившись невероятным драйвом от стартов на скорость, часть нашей группы убыла в Москву. Остаться на финалы, к сожалению, не было возможности... по слухам в борьбе за призовые места страсти там разыгрались нешуточные как среди женщин так и среди мужчин!

В целом два соревновательных дня проведенных мною в Кирове в компании спортсменов составили очень приятные впечатления. Спасибо организатором соревнований за этот настоящий спортивный праздник. Трассы, подготовленные для квалификации, не только позволили отобрать нужное количество спортсменов для полуфинала, но и позволили выложиться новичкам. Это важно! Иначе было бы крайне обидно приехать, сделать по паре перехватов на каждой трассе и отправиться домой. Полуфинальные трассы, за прохождением которых, я наблюдал в качестве зрителя, мне также показались очень интересными. Финал, как я уже говорил, не видел, но говорят, что трассы были подготовлены на мировом уровне!

В преддверии заключительной части заметки не упущу возможность, поблагодарить тренера Людмилу Бадалян. Слов благодарности для нее у меня нашлось на несколько страниц машинописного текста, но потом я их стер, ведь «что будет стоить тысяча слов, когда важна будет крепость руки…» крепость руки, сжимающей ручку молотка, или зацепку!

В качестве послесловия

Ледолазание силовой спорт в нем есть много интересных технических элементов, освоение которых совместно с прокачкой силы должны помогать и в лазании без инструментов. Думаю что, сезон подходит к концу, но все же он еще не закончен. А потому обращаясь к скалолазам, прозябающим в душных боулдеринговых залах и вдыхающих воздух со взвесью магнезии я хочу призвать их взять в руки брутальные тяпки и отправиться на штурм маевской сосульки! До встречи...

P.S. Друзья мои, самые внимательные из вас почувствовали, что в заметке осталась какая-то недосказанность... восполняю этот недостаток:

Финансирование сборной Москвы по ледолазанию - Федерация Альпинизма и Скалолазания города Москвы.