Полиспасты для спасательных работ. Часть III. Ф.Фарберов 2007 г.

Пишет fedor, 01.07.2007 06:16

В этой части речь пойдет о снаряжении, которое используется для организации полиспастов.
Также рассматриваются вопросы безопасности применения различного снаряжения.

Примечание:
Данный материал не является исчерпывающим. Существуют виды снаряжения и технические приемы, не описанные в этой статье.
Приведенные ниже рекомендации могут отличаться от методик принятых в различных кругах людей работающих с альпинистским и спасательным снаряжением.
Как уже говорилось в предыдущей части, основная задача данного материала – познакомить заинтересованных российских пользователей полиспастов с практическими наработками зарубежными спасателей и гидов из Канады, США и Новой Зеландии.
Все рекомендации даются на основе практических руководств, принятых в этих странах.
Также использован личный опыт автора.

Наличие иллюстраций по различным техническим приемам и видам снаряжения было одним из главных критериев отбора материала для статьи. Я считаю, что хорошая иллюстрация стоит страницы поясняющего текста, и поэтому не вижу смысла рассказывать о каких-либо приемах «на пальцах». К сожалению, у меня нет иллюстраций по всем техническим аспектам работы с полиспастами. По этой причине в статью не попали некоторые техники, о которых можно было бы рассказать. Так же возможно, что не все приведенные ниже примеры достаточно полно проиллюстрированы. Если найдутся читатели готовые поделиться иллюстрациями, а также дополнительной информацией (также с иллюстрациями) – буду очень благодарен.

Ссылки на источники информации приводятся в конце статьи.

I. Необходимое снаряжение.

Здесь, казалось бы, ничего особо сложного: есть веревка, некоторое количество карабинов
( роликов), схватывающих узлов, жумаров или других зажимов и можно собрать полиспаст и работать.
Но на самом деле не все так просто: работа с полиспастами – это потенциально опасное дело.

В работе полиспасты могут создавать очень большие нагрузки на все компоненты, из которых они состоят.
Например, если груз или другой компонент полиспаста за что-либо зацепился (носилки уперлись в карниз, или узел грузовой веревки заклинился в трещине и т.п.), а спасатели, не заметив этого, продолжают тянуть полиспаст – то они начинают в буквальном смысле рвать всю систему.
Подобные случаи не редкость как в реальных спасработах, так и на тренировках.
В таких ситуациях нагрузки могут превысить прочностные характеристики каких-либо частей полиспаста и привести к их разрушению.
Последствия такого разрушения могут быть катастрофическими как для пострадавшего, так и для спасателей.
Особенно часто потенциально опасные перегрузки системы происходят при натяжении переправ.

Спасатели должны хорошо знать технические характеристики и параметры безопасного применения того снаряжения, которым они пользуются.

Во всем мире, где существуют профессиональные и полупрофессиональные – волонтерские спасательные подразделения (вроде наших общественных спасотрядов в альплагерях и в регионах), разработаны жесткие стандарты безопасности при производстве спасработ в целом и по работе с полиспастами, в частности.
Там проводиться очень четкая грань между профессиональными спасработами (Organized Rescue) и спасработами с применением подручных средств (Improvised Rescue).
В указанных мной странах и профессионалы, и организованные группы спасателей-волонтеров работают только штатным спасательным снаряжением, специально предназначенным для этих целей.

Подручными средствами считается снаряжение не соответствующее по своим параметрам спасательным стандартам.
Например, горные гиды отрабатывают приемы спасения подручными средствами, то есть тем снаряжением, которое обычно используется альпинистами и скалолазами.

Понимаю, что большую часть читателей этого материала интересуют в первую очередь именно подручные средства. Тем не мене думаю, что и любителям тоже полезно познакомиться с профессиональными подходами к безопасности. Ну а нашим профи может быть будет любопытно узнать «А как это делается у них?»

Поэтому хочу коротко рассказать об основных профессиональных требованиях по технике безопасности при работе с полиспастами, принятыми в перечисленных выше странах.

Сразу должен сказать, что, несмотря на то, что во всем мире подходы очень близки, единых международных стандартов не существует. Поэтому есть некоторые расхождения между европейскими и североамериканскими стандартами по поводу использование того или иного снаряжения.
Все эти стандарты служат для повышения безопасности при проведении технически сложных спасательных работ и призваны, в первую очередь,

защитить самих спасателей

1. Ниже приводятся основные положения этих стандартов, имеющие отношение к теме
данной статьи:

● Все спасательные формирования должны работать только со стандартным штатным
снаряжением с соответствующими техническими характеристиками. Использование нештатного
снаряжения запрещено и допускается только в самых крайних случаях.

● Требования к штатному снаряжению основаны на следующем стандарте (приводятся на основе
стандартов принятых в Канаде, США, и Новой Зеландии):

● Любое спасательное снаряжение должно быть рассчитано на нагрузки, возникающие при работе со стандартным спасательным грузом.

● За стандартный спасательный груз принята масса в 2KN (200кг. вес спасателя и пострадавшего + снаряжение).

● Все спасательные системы (и полиспасты в том числе) должны строиться с учетом фактора безопасности 10:1.
Это значит, что каждый компонент спасательной системы (карабин, блок, спусковое устройство и т.п.) должен выдерживать нагрузку как минимум в 10 раз больше чем стандартный спасательный груз. Соответственно, любой штатный компонент должен выдерживать нагрузку не менее
20KN (или 2000кг – для тех, кому проще оперировать килограммами).

● Все специальное спасательное снаряжение, выпускаемое ведущими производителями, тестируется исходя из этого стандарта. В том числе все штатные страховочные устройства, системы и их компоненты испытываются срывом груза весом не менее 200кг.

● Для организации подъема и спуска спасателей и пострадавших, наведения переправ и т.д. в качестве грузовых и страховочных используются только статические веревки.

1.2. Для сравнения:
Снаряжение, выпускаемое для спортивного альпинизма и скалолазания, тестируется для выдерживания нагрузок при срыве стандартного груза массой 0.8KN (80кг) при страховке с использованием динамической веревки.
Подавляющее большинство альпинистского снаряжения не выдерживает нагрузок соответствующих спасательным стандартам.
Поэтому большая часть альпинистского снаряжения, включая динамические веревки и страховочные устройства, непригодно для ШТАТНОГО применения в спасательных работах и может быть отнесено только к подручным средствам.

1.3. Примечание:
Разумеется, для страховки альпинистов – спасателей при их передвижении в горах к месту спасработ используется обычное альпинистское снаряжение и альпинистские способы страховки.
Но непосредственно для подъема, спуска и страховки, пострадавших и сопровождающих должно использоваться только штатное снаряжение.
В тоже время делается оговорка, что в сложных горных условиях может потребоваться применение нестандартного снаряжения (например, жумаров для работы на обледенелой веревке) и требования соблюдения фактора безопасности 10:1 могут быть невыполнимы. Но делается это только в крайних случаях под личную ответственность руководителя спасподразделения. Как правило, все такие случаи потом очень тщательно разбираются в самом спасподразделении (в этих странах разборы после спасработ или тренировок такая же обычная практика как у нас), а также могут послужить поводом для внутриведомственного расследования.

1. Веревка - Статика.11мм
2. Ролики с диаметром шкива 44 мм и более (не менее чем в 4 раза большим, чем диаметр
веревки).
3. Для присоединения полиспастов и их компонентов к веревке используются схватывающие узлы в три
оборота из статического 8мм репшнура. Далее в тексте - грузовые схватывающие узлы.
Это основной способ, применяющийся в большинстве случаев.
● Такие же схватывающие используются для предотвращения обратного хода грузовой
веревки и её фиксации на выходе из полиспаста. Далее в тексте – фиксирующие
схватывающие.
Стандартная прочность 8мм репшнура у ведущих производителей веревок (Edelweiss, Mammut,
Beal и т.д.) составляет от 12.8 KN до 15 KN. Используются стандартные петли из куска
репшнура длиной 135см.
4. Карабины – только с муфтой.

1.5. Общие требования по безопасности при работе с полиспастами

● Грузовые станции для крепления полиспаста должны быть исключительно надежны и, как
минимум, соответствовать требованиям фактора безопасности 10:1.

● Страховка пострадавшего (с сопровождающим или без) осуществляется отдельной страховочной статической веревкой. Для этого организуется отдельная, независимая страховочная станция.

● Тянуть полиспаст надо равномерно, без рывков и пиковых усилий. Так называемая работа на
«раз, два – взяли!» категорически не допускается. При таком способе очень легко пропустить
момент зацепления какого либо компонента полиспаста за рельеф или другую причину
перегрузки и начать «рвать» систему.
Так же при этом способе возникают опасные пиковые (раскачивающие) нагрузки на станцию и
другие компоненты. Считается, что если спасатели вынуждены тянуть таким способом, то
это сигнал о том, что в системе полиспаста что-то сделано неправильно.

Это значит, что, прежде чем добавлять количество тянущих, или повышать усилие
полиспаста, или прилагать большие усилия тяги, необходимо остановиться, разобраться
в чем причина и попытаться наладить полиспаст таким образом, чтобы можно было
тянуть без рывков.
Способ тяги, которым работают спасатели можно назвать « рука – через руку»: таким
способом, плавно перехватывая руками веревку, поднимают флаг на флагштоке.

● Основное правило безопасности при работе с полиспастами называется коротко - СТОП!
Это означает, что любой спасатель, заметивший какие-либо существенные неполадки в
работе полиспаста ИМЕЕТ ПРАВО И ДОЛЖЕН!скомандовать СТОП! Услышав такую
команду, все спасатели должны Сразу же! остановиться и передать её по цепочке: стоп,
стоп, стоп…, чтобы услышал каждый. Только остановившись, начинают выяснять, в
чем причина. По мнению моих канадских инструкторов спасателей – выполнение этого
очень важного правило уберегло немало спасателей от травм и даже гибели.

Хочу вкратце привести пример из собственной практики, так как лично имел шанс
прочувствовать всю необходимость этого правила около 20 лет тому назад
на спасательной тренировке:
Я был сопровождающим и висел на веревке с пострадавшим за спиной. Мои друзья
бодро вытягивали нас вверх полиспастом, работая на «раз, два – взяли». В результате
перетерлась и лопнула веревка на станции (разумеется, это произошло еще и потому, что
станция была сделана с грубыми ошибками). Этот момент случайно! заметил один из
ребят, который в то время не был задействован ни на страховке, ни на вытаскивании.
Благодаря его крику все, кто был наверху, схватились за веревку и держали нас на руках
около 10 минут, пока восстанавливали полностью разрушенную станцию. Поскольку
народа было немного, товарищ, страховавший нас отдельной веревкой, бросился на
помощь остальным держать грузовую веревку. При этом он забыл заблокировать
страховочную веревку. В общем ошибка на ошибке. Последствия этих ошибок могли быть
весьма печальные, так как дело было на недостроенном здании, и внизу были плиты с
густо торчащей вверх арматурой. Так что все могло закончиться в лучших традициях
Голливуда…

● Следующее важное правило работы с полиспастами ограничивает количество человек,
работающих на полиспасте:

Фактор тяги (haul factor) - число, полученное от умножения ТВ полиспаста на количество тянущих не должно быть больше 18.
Это значит, что полиспаст 3:1 должно тянуть не более 6 человек, Полиспаст 2:1 – не более 9 человек и т.д.
При натягивании переправ рекомендуют использовать фактор тяги не более 12.

Примечание:
● Страховка пострадавшего и сопровождающего статической веревкой применяется
профессионалами при любых спасательных действиях: подъем полиспастом, спуск,
транспортировка.
Страховка с помощью динамической веревки считается небезопасной и допускается
только для страховки спасателей при движении по горному рельефу.

Насколько я знаю, техника страховки с применением статической веревки мало
известна у нас в России. Возможно, нашим профессионалам было бы интересно с ней познакомиться. Но так как подробное писание этой техники требует написания отдельной статьи, то пока ограничусь упоминанием о том, что такая техника существует.

Все приводимые ниже рекомендации по применению подручных средств даются на основе методик
Канадской Ассоциации Горных Гидов (ACMG - Association of Canadian Mountain Guides).

Здесь общие рекомендации по безопасности работы с полиспастами звучат коротко:
В спасработах, проводимых силами самой группы альпинистов, попавшей в беду или силами других спортивных групп, пришедших на помощь, используются подручные средства и фактор безопасности 10:1 соблюсти проблематично.
При работе подручными спасатели действуют на свой страх и риск. Грамотный спасатель должен знать, чего бояться и в чем заключается риск. Поэтому горные гиды должны знать параметры безопасного применения используемого снаряжения и должны стремиться к тому, чтобы, исходя из возможностей имеющегося снаряжения, любые спасательные системы (в том числе полиспасты) были организованы максимально безопасно.

II. Штатные и подручные способы прикрепления полиспаста и всех роликов (карабинов), входящих в его состав, к грузовой веревке

2.1. Штатная система.

В любых полиспастах: простых или сложных, сделанных из грузовой или отдельной веревки по стандарту полагается использовать [b]только схватывающий узел три оборота из петли 8мм репшнура связанной узлом грейпвайн. Рис. 39.

Полиспасты для спасательных работ. Часть III. Ф.Фарберов 2007 г. (Альпинизм, спасработы, снаряжение)

Петля вяжется из куска репшнура длиной 135см. Этот размер рассчитан для работы схватывающего узла в комбинации со специальным роликом стандартного размера в системе автоматической фиксации веревки (см. п.3.3. и рис. 49)

Использование схватывающих узлов - это отнюдь не архаизм, как могут полагать те, кто окончательно «списал» схватывающий узел из употребления.
За этим стоят многочисленные испытания в спасательных лабораториях в различных странах и огромная практика их практического применения в спасательных подразделениях указанных выше стран.
Согласно данным этих испытаний классический схватывающий узел в три оборота из 8мм репшнура, завязанный на 11мм веревке начинает ползти при нагрузке в 10-11 KN.
Поэтому схватывающий узел выполняет исключительно важную функцию в полиспасте:
Он защищает от перегрузок всю систему в целом.

Сползание узла – это сигнал SOS! о том, что система перегружена.

Причем важно отметить следующий момент: в начале сползания схватывающий узел
практически не травмирует веревку. Только после достаточно длительного сползания
схватывающий начинает плавиться, «прикипать» к веревке и травмировать оплетку.
Поэтому спасатели очень внимательно следят за «поведением» схватывающих.
В тот же момент, как только замечено сползание узла, грамотные спасатели должны
остановиться и проверить в чем причина перегрузки.
После устранения причины перегрузки,
поползший схватывающий может быть легко заменен (у каждого спасателя должно быть
несколько запасных схватывающих), и подъем продолжен. Если сползание было замечено
вовремя, то, как правило, грузовая веревка не травмируется настолько, чтобы потребовалась
её замена и подъем может быть продолжен. Здесь очень важен, уже упомянутый выше навык
плавной, без рывков, работы тянущих полиспаст, потому что он позволяет вовремя заметить
перегрузку системы.

В отдельных случаях, когда схватывающие узлы работают плохо (обледенелая или
грязная веревка) допускается использование зажимов так называемого общего назначения
(general use ascenders) типа Rescucender фирмы Petzl. Рис.40

Существует много моделей подобных зажимов, но именно эта модель - Rescucender фирмы
Petzl, чаще других используется спасателями.
По данным испытаний, проводившихся в Англии в 2001г. этот зажим начинает ползти по
веревке, умеренно травмируя оплетку, при статической нагрузке ~ 7KN.

По канадским и американским данным Rescucender также работает лучше других
аналогичных по конструкции зажимов (согласно этим данным близкий по конструкции зажим
Gibbs гораздо серьезнее травмирует или даже рвет веревку при аналогичных нагрузках)

2.2. Стандартами, принятыми в Канаде, США, Новой Зеландии категорически запрещены для штатного использования в полиспастах так называемые зажимы легкого назначения или персональные - “light use (personal) ascenders”. К ним относятся зажимы – ручки типа Petzl Ascension, жумар и их аналоги, а также другие модели с «агрессивными» кулачками типа Petzl Basic и Croll.
«Агрессивные» кулачки отличаются наличием острых зубчиков, улучшающих работу
зажима на замерзшей, обледенелой или грязной веревке. Рис. 41

В случае использования зажима подобного типа, при внезапной перегрузке системы
грузовая веревка будет серьезно «травмирована» или даже полностью перекушена,
при гораздо меньших нагрузках по сравнению со схватывающим узлом:
большинство таких зажимов начинает рвать оплетку при нагрузке порядка 4KN.
И никакого сигнала SOS не будет!

Понятно, что схватывающий тоже не является идеальным средством, так как его работа
зависит от многих факторов.
Все ведущие фирмы-производители спасснаряжения работают над повышением
безопасности существующих зажимов и разрабатывают новые модели.
Но, согласно данным моих канадских инструкторов-спасателей, ни один из существующих
на сегодняшний день зажимов не соответствует полностью принятым у них требованиям по
уровню безопасности при работе в полиспастных системах с весом 200кг.
Поэтому 8мм схватывающий узел в три оборота по-прежнему является основным
способом крепления полиспаста к грузовой веревке. Рис. 42

2.3. Подручные средства для крепления полиспаста к грузовой веревке.

2.3.1. Стандартным снаряжением, которым пользуются горные гиды в Канаде и
США являются схватывающие узлы из 7мм репшнура.

Фирменный репшнур от ведущих производителей Edelweiss, Mammut, Beal, Sterling и других.
имеет штатную прочность от 10 до 13KN. По стандарту UIAA прочность 7мм репшнура
должна быть не менее 9.8KN.
Схватывающие репшнуры из такого репшнура являются обязательным снаряжением для всех
обучающихся по программе горных гидов в Канаде. Так же и сертифицированные гиды всегда
имеют с собой хотя бы пару таких схватывающих.
Как показывает практика, такой репшнур прекрасно держит даже на 8мм веревке.
У горных гидов, также как и у профессиональных спасателей, схватывающий узел это
инструмент №1 для использования в полиспасте.
К использованию зажимов при работе подручными средствами тоже прибегают только
при крайней необходимости.

Примечание автора:

Российский 6мм репшнур, популярная «шестерка», хорошо знакомый всем тем, кто давно ходит в горы – изделие низкого качества и потому категорически не рекомендуется к использованию в полиспастах и системах связанных со страховкой.

Однако не любой даже фирменный репшнур годится для этих целей. Например, как показывает моя практика, 7мм репшнуры распространенной у нас фирмы Tendon (в прошлом Lanex) несмотря на отличные прочностные характеристики, имеют слишком жесткую оплетку и плохо работают в качестве схватывающих узлов даже на 11мм. статических веревках.

2.3.2.Чаще всего подручных средствах используют классический схватывающий узел в три
оборота. Но, кроме классического пруссика могут использоваться любые другие варианты
схватывающих узлов. Из них самым популярным также как и у нас является узел Бахмана рис. 43

Главный плюс узла Бахмана по сравнению с классическим схватывающим в том, что его намного
проще ослабить после приложения нагрузки, а карабин в качестве ручки помогает
передвигать узел по веревке.

2.4. Использование зажимов при организации полиспастов подручными средствами.

2.4.1. Как уже было сказано выше, по данным испытаний, проводившихся в разных странах, одним из лучших является зажим Rescucender фирмы Petzl. Рис. 44

● Надежная конструкция.
● Прост в эксплуатации.
● Защищает систему от перегрузки. Согласно спецификации производителя начинает
«ползти» по веревке при нагрузках выше 4 KN (согласно независимым тестам сползание
начинается при статической нагрузке порядка 7KN)
● Меньше других зажимов травмирует веревку при сползании.
● Работает на веревках 9-13мм.
● Неплохо работает на мокрой, замерзшей и обледенелой веревке.

● Специальное снаряжение. Редко используется альпинистами и туристами
● Начинает «ползти» по веревке при малых нагрузках, что не всегда желательно при
работе с большим грузом (вытаскивание двух человек).

2.4.2 Зажимы с «агрессивными» кулачками Petzl Ascension, Croll, Basic и их аналоги других производителей.
Различные варианты использования зажимов в полиспастах показаны на Рис. 45
Рисунок взят из методических рекомендаций ВЦСПС по безопасности 1977года.
"Методические рекомендации маршрутно-квалификационным комиссиям, руководителям и участникам спелеопутешествий по обеспечению безопасности".

Плюсы:
● Стандартное снаряжение. Широко применяются в альпинизме, спелеологии, промальпе,
горном туризме. Почти всегда под рукой.
● Легко пристегиваются к веревке.
● Легко передвигается по нагруженной веревке.
● Работает на веревках 9-13мм.
● Хорошо работают на мокрой, замерзшей и обледенелой веревке.

Минусы:
● Не рассчитаны на нагрузки, возникающие в полиспастах при спасательных работах.
● Начинают «ползти», одновременно серьезно травмируя при этом веревку при малых нагрузках – 4 KN.
● В случае серьезной перегрузки системы могут полностью перекусить веревку!
● Особенно опасна динамическая нагрузка!

2.4.3. Мини-зажим Petzl Tibloc. Рис. 46

● Малый вес.
● Легко пристегиваются к веревке.
● Легко передвигается по нагруженной веревке.
● Работает на веревках 8-11мм.
● Хорошо работает на мокрой, замерзшей и обледенелой веревке.

Минусы:
● Не рассчитан на нагрузки, возникающие в полиспастах при спасательных работах!

● Начинает «ползти», одновременно серьезно травмируя при этом веревку при малых нагрузках – 4 KN.
● В случае серьезной перегрузке системы может полностью перекусит веревку!
● Низкие прочностные характеристики! Согласно спецификации производителя
разрушается при нагрузке в 12 KN.

● Для оптимальной работы требует применения карабина с овальной формы с
круглым или овальным сечением. Многие современные карабины с плоским или
ребристым сечением плохо работают в Тиблоке.

III. Способы предотвращения обратного хода (фиксации) веревки в полиспастах.

Существуют два основных способа фиксации веревки: ручной и автоматический.

3.1. Ручная фиксация главным образом используется в тех случаях когда, полиспаст сделан из отдельной веревки. В полиспастах из грузовой веревки ручная фиксация используется реже: обычно только в тех случаях, когда нет возможности организовать автоматическую фиксацию. Рис. 47

Для ручной фиксации профессионалы используют схватывающие узлы в три оборота
из 8мм репшнура. В подручных средствах рекомендуется использовать 7мм репшнур.

Плюсы:
● При внимательной работе схватывающий узел надежен в большинстве условий.
● Не требует специального снаряжения.

Минусы:
● Невозможно выдать веревку под нагрузкой.
● Требуется отдельный человек для работы с узлом.
● Плохо держит на сильно обледенелой или грязной веревке.

Для удобства выбирания веревки спасатели также нередко используют специальный
PMP ролик в комбинации со схватывающим. Рис. 48

3.2. Для ручной фиксации веревки также могут использоваться зажимы, перечисленные выше.
Основные плюсы и минусы этих зажимов приведены выше.

3.3. Автоматическая фиксация используется в тех случаях, когда полиспаст сделан из грузовой веревки.

Примечание:
Ни один из приведенных ниже способов не является автоматическим в полном смысле этого слова. Это значит, что при определенных условиях может потребоваться вручную «помогать» веревке проходить через это устройство. Например, если веревка замерзла.

3.3.1 Единственный штатный автоматический способ, который используют профессиональные подразделения перечисленных выше стран – это короткий 8мм схватывающий узел в три оборота из куска репшнура 135см, связанный узлом грейпвайн, в комбинации со специальным роликом с широкими «щечками». Рис. 49

Когда веревка выбирается через полиспаст - схватывающий прижимается к «щечкам», ослабляется и пропускает веревку. Во время перестановки полиспаста, под нагрузкой, схватывающий узел автоматически фиксирует веревку.

Ролики для такой системы называются Prusik Minding Pulley (сокращенно PMP) и выпускаются всеми ведущими производителями спасснаряжения (Petzl, PMI, SMC и т.д.)
Важно! В карабин встёгивается сначала схватывающий и только потом PMP ролик. В этом случае в нагруженном состоянии узел находится максимально близко к основной силовой оси карабина и нагрузка на карабин распределяется оптимально.
Эта система проста, понятна и работает исключительно надежно.
При необходимости (например, носилки уперлись в карниз, и сопровождающий просит выдать веревку) она также позволяет выдать грузовую веревку под нагрузкой. Для этого надо сначала немного выбрать веревку, чтобы схватывающий уперся в «щеки» и ослабился. Затем, удерживая узел в ослабленном состоянии рукой, можно выдать через него веревку полиспастом.
Так же как и грузовой схватывающий узел – фиксирующий узел защищает систему от перегрузки.

Плюсы:
● Система проста в установке.
● Надежно работает в большинстве условий.
● Защищает полиспаст от перегрузок
● Позволяет выдать веревку под нагрузкой.
● При необходимости схватывающий узел легко заменить.

● Может проскальзывать на обледенелой веревке

На сегодняшний день нет равной по надежности и безопасности полноценной альтернативы этой системе (PMP ролик + схватывающий), так как не существует специального устройства для автоматической фиксации веревки в спасательных полиспастах с функцией защиты от перегрузки (стравливания веревки при превышении определенной нагрузки).

Примечание:
Блок-ролик PETZL Protraxion и спусковое устройство PETZL Stop, рекомендуемые для работы в полиспастах фирмой PETZL, не выдерживают нагрузок по стандартам принятым в Канаде, США, Новой Зеландии и не используются в качестве штатного снаряжения в этих странах.

Только в 2008 году в США должно поступить в продажу многофункциональное спасательное страховочное устройство CMC RESCUE MPD, разработанное компанией Rock Exotica, соответствующее всем международным спасательным стандартам.
Это устройство может также использоваться для фиксации веревки в полиспастах.
В случае перегрузки системы оно безопасно (не травмируя) стравливает веревку и таким образом защищает систему от разрушения. Заявленная цена данного устройства впечатляет $495.

Примечание:
Есть сведения о том, что в настоящее время в США проходит сертификацию для применения в качестве штатного страховочное устройство PETZL I’D. Но точных данных по этому устройству у меня нет.

3.4. Способы автоматической фиксации веревки в полиспастах подручными средствами.

3.4.1. В первую очередь гидов учат работать со старым и проверенным временем узлом Гарда.
Рис. 50 - 51
На зачете по вытаскиванию из трещины в одиночку гидам разрешается пользоваться
только этим способом и схватывающими узлами.

Для сборки узла Гарда необходимо иметь два одинаковых карабина без муфты. Рис.50

Плюсы:
● Не требует специального снаряжения.
● Быстро устанавливается в систему.
● Работает даже на репшнурах от 6мм и выше.

● Большое трение.
● В полиспастах больших усилий может потребоваться протягивать веревку через узел вручную.
● Невозможно выдать веревку под нагрузкой.
● Заедает на мокрой, заснеженной или обледенелой веревке больших диаметров 10-11мм.
● Редко, но бывают случаи выстегивания веревки из одного карабина.
● Бывают случаи заклинивания веревки

3.4.2. Страховочное устройство Petzl Reverso. Рис. 52

На этом рисунке показан полиспаст 3:1 с помощью Reverso.

Плюсы:
● Надежно фиксирует веревку.
● Не подвержено случайному раскрытию.
● При вытаскивании одного пострадавшего возможна выдача веревки под нагрузкой.
● Работает на веревках диаметром от 8 до 11мм.
● При работе с веревками небольших диаметров неплохо держит даже на обледенелой
веревке.
● Довольно распространенное страховочное устройство.

Минусы:
● Довольно большое трение.
● Может быть очень трудно или невозможно выдать веревку под нагрузкой, если
пострадавший тяжелый или вытаскиваются два человека.
● Способ выдачи веревки под нагрузкой создает большое усилие на всю систему, что
может быть опасно. См. п. 5.3.2 и рис. 65
● Заедает при работе на мокрой, заснеженной или обледенелой веревке больших диаметров 10-11мм.

3.4.3. Страховочное устройство Kong Gi-Gi. Рис. 53
В практическом применении близко по характеристикам к Reverso.

Плюсы:
● Надежно фиксирует веревку.
● Не подвержено случайному раскрытию.
● При вытаскивании одного пострадавшего возможна выдача веревки под нагрузкой.
● Работает на веревках диаметром от 8 до 11мм.
● При работе с веревками небольших диаметров неплохо держит даже на обледенелой
веревке.

Минусы:
● Довольно большое трение.
● Может быть очень трудно или невозможно выдать веревку под нагрузкой, если
пострадавший тяжелый или вытаскиваются два человека.
может быть опасно. См. п. 5.3.2 и рис. 65

Примечание:
Существует и другие страховочные устройства позволяющие фиксировать веревку аналогично
Reverso и Gi-Gi.

3.4.4. Многие гиды отдают предпочтение уже описанному же штатному способу
автоматической фиксации.
Только они используют легкий PMP ролик PETZL Mini (вес 80г) и 7мм схватывающий рис.54

3.4.5.Довольно удобно популярное устройство Petzl Gri-Gri. Рис. 55

● Низкое трение.
● Возможность выдать веревку под нагрузкой.

Минусы:
● Требует опыта и внимательности при установке в систему, так как в спешке легко неправильно вложить в гри-гри веревку.
● Необходимо внимательно следить, чтобы под нагрузкой рычаг ни за что не цеплялся,
так как устройство может легко перейти в режим выдачи веревки и перестать её
фиксировать.
● Может проскальзывать на обледенелой веревке
● Рассчитано на работу только с веревками 10-11мм
● Специальное снаряжение. Больше используется в скалолазании, чем в альпинизме и туризме.

3.4.6. Спусковое устройство PETZL Stop. рис. 56

● Низкое трение.
● Возможность выдать веревку под нагрузкой.
● Работает с веревками диаметров 9-12мм.

● Специальное снаряжение. Больше используется в спелеологии, чем в альпинизме
и туризме.
● Требует опыта и внимательности при установке в систему
так как устройство может легко перейти в режим выдачи веревки и перестать её
фиксировать.
● Может проскальзывать на обледенелой веревке.
● Не рассчитан на нагрузки при вытаскивании двух человек.

3.4.6. Блок-ролики PETZL PRO TRAXION и MINI TRAXION. Рис 57.

Плюсы:
● Быстро устанавливаются в систему..
● Надежно фиксируют веревку
● Низкое трение.
● Работают с веревками диаметров 8-13мм.
● Хорошо работают на мокрой, грязной и обледенелой веревке.

Минусы:
● Специальное снаряжение. Больше используются в спелеологии и промальпе, чем в
альпинизме и туризме.
● Не рассчитаны на нагрузки при вытаскивании двух человек.

IV. Подстраховка полиспаста при работе подручными средствами.

Страховка спасателя и пострадавшего отдельной веревкой – это самый надежный способ обеспечения безопасности при любых спасательных действиях.
Так же как у профессионалов, это способ №1 в работе подручными средствами.
Но в ситуации спасработ силами малой группы нередки случаи, когда отдельной веревки для верхней страховки просто нет.

Для подстраховки на случай отказа полиспаста рекомендуют следующие способы:
Они хорошо известны всем работающим с веревками. Это аксиомы, которым учат всех, как у нас, так и за рубежом. К сожалению, мой инструкторский опыт показывает, что в ажиотаже спасработ или тренировок, даже опытные люди порой забывают это сделать.
Потому считаю не лишним напомнить.

4.1. Конец грузовой веревки должен быть пристегнут (привязан) к станции.
Это необходимо делать всегда, независимо от того есть отдельная страховка или нет.

4.2. Слабину грузовой веревки, образовавшуюся при работе полиспаста, также необходимо периодически пристегивать к станции, оставляя необходимую длину для работы. В этом случае, даже при полном отказе полиспаста, груз не должен упасть обратно на всю глубину.
При наличии двух карабинов сначала завязывают узел восьмерку на вновь образовавшейся слабине и пристегивают к станции. Потом выстегивают предыдущий узел из второго карабина
и т.д. При наличии одного карабина часто используют узел стремя. Новую слабину пропускают через узел, не открывая карабин. Рис. 58

4.3. Как в профессиональных, так и в спасработах подручными средствами очень широко используется узел УИАА.
Узел УИАА также используют для страховки и в качестве тормозного устройства для спуска пострадавшего.
Заблокированный узел УИАА служит для так называемого «плавающего» крепления различных компонентов спасательных систем. При необходимости такое крепление позволяет ослаблять различные компоненты, например затянувшийся схватывающий узел, под нагрузкой.
Основные преимущества узла УИАА по сравнению с другими устройствами:

● Для работы с узлом УИАА требуется самый минимум снаряжения – всего один карабин.
● Узел УИАА может быть легко заблокирован и разблокирован под нагрузкой. Рис. 59

4.4. На рис. 60 показан способ подстраховки полиспаста, требующий минимум снаряжения, который можно использовать при работе в одиночку.
Грузовой схватывающий узел подстраховывается к станции. В случае отказа узла Гарда или другого фиксирующего устройства узел должен удержать веревку.
На рисунке показан схватывающий узел из длинного отрезка репшнура. При наличии только короткого схватывающего или зажима их можно подстраховать к станции длинной оттяжкой, слабиной грузовой веревки и т.п.
На вставке В показан способ крепления подстраховочного конца веревки к станции с помощью заблокированного узла УИАА. При необходимости он позволяет снять нагрузку и ослабить сильно затянувшийся схватывающий узел или «закусивший» зажим.

Примечание:
При работе силами нескольких спасателей, для подстраховки автофиксирующего устройства лучше использовать короткий страховочный схватывающий, расположенный ближе к станции. Для снятия нагрузки и ослабления сработавшего страховочного схватывающего узла его также рекомендуется крепить к станции заблокированным узлом УИАА, как это показано на рис. 59. Во время работы этот страховочный узел надо придерживать рукой, не давая ему затянуться. При аккуратной работе с узлом, этот способ надежнее способа, показанного на рис. 60, так как, при отказе автофиксирующего устройства, рывок и шоковая нагрузка на станцию и груз будет минимальны.

4.5. На рис. 61 из «Технического руководства для горных гидов» показано использование
полиспаста 6:1 из грузовой веревки при вытаскивании из трещины, а также приведены
варианты автоматической фиксации веревки и способ подстраховки связочной веревки.
В этой схеме связочная веревка не задействована в работе полиспаста и работает, как
отдельная страховка.

5. Некоторые полезные технические приемы при работе с полиспастами.

5.1. При работе со штатным снаряжением у спасателей всегда есть хотя бы один запасной PMP ролик и несколько готовых стандартных петель для схватывающих узлов.
При работе с наращиванием веревок полиспастом из грузовой веревки запасной PMP ролик помогает быстро пропустить узел через систему.
На рис. 62 показан способ пропуска узла методом удлинения станции.1.

1. На грузовой станции, на отдельной петле размещают 2й ролик со схватывающим узлом. Грузовой
схватывающий переносят за узел на грузовой веревке.
2. Когда узел находиться в 10-15см от первого ролика 2й ролик со схватывающим узлом
пристегивают к веревке за узлом.
3. Выбирают полиспаст еще немного, чтобы фиксирующий схватывающий узел на первом ролике уперся в щечки и ослабился. Одновременно вытягивают удлиняющую петлю и затягивают второй схватывающий на грузовой веревке. Удерживая первый фиксирующий схватывающий в ослабленном состоянии, выдают веревку через первый ролик и плавно переносят нагрузку на второй фиксирующий схватывающий. После переноса нагрузки первый ролик с узлом отстегивают от веревки, и работа может быть продолжена.

При слаженных действиях спасателей пропуск узла происходит очень быстро и не требует использования дополнительного полиспаста (аварийной системы).
Недостатком этого способа является то, что теряется примерно 30-40см рабочего хода полиспаста.

5.2. Подобным методом удлинения станции с помощью PMP ролика можно быстро
перейти от спуска пострадавшего к подъему. Рис. 63

5.3. При работе с полиспастом нередко возникают ситуации когда надо немного выдать веревку через полиспаст и приспустить груз.

5.3.1. На рис. 64 показано «плавающее» крепление автофиксирующего компонента
(узла Гарда) к станции.

В случае необходимости такой способ позволяет снять нагрузку с «закусившей» системы автофиксации, а также облегчает переход от подъема к спуску и пропуск узлов через систему при наращивании веревок.

5.3.2. На рис. 65 показаны способы выдачи веревки под нагрузкой через страховочное устройство типа Reverso.
Примечание:
Оба рисунка показывают способы выдачи веревки в ситуации верхней страховки.
! При работе с полиспастом исключительно важно пристегнуть слабину к станции, как это показано на рис. 60, так как вполне возможна потеря контроля над веревкой, что может привести к падению пострадавшего. Так же рекомендуется подстраховка отдельным схватывающим узлом.
Опасность перегрузки страховочных точек можно снизить, если использовать «плавающее» крепление этих страховочных устройств к станции, как показано в п.5.3.1. на рис. 64

5.4. У профессионалов существует целый ряд специальных узлов для создания «плавающих» точек крепления различных компонентов спасательных систем.

В англоязычной терминологии такие узлы называются «Load Release Hitch» или сокращенно LRH. Такие узлы являются обязательным компонентом, присоединяющим спасательные страховочные устройства к станции. Они не только помогают снять нагрузку, но так же выполняют роль амортизаторов, снижая шоковую нагрузку на станцию в случае рывка.
Начиная с 2000г, большинство профессиональных команд преимущественно использует так называемый узел Радиум (Radium Release Hitch», так как он показал себя самым удобным и надежным в работе. Рис. 66
По стандарту для вязки узла используется 10 метровый кусок 8мм репшнура и два больших грушевидных муфтованных карабина.
Ниже приведены основные рабочие характеристики этого узла :
● Прочность – 31+ KN
● Быстро завязывается
● Легко блокируется и разблокируется под нагрузкой
● Легко укорачивается в исходное положение после снятия нагрузки
● Легко проверяется на правильность завязывания
● Дает возможность регулировать трение в работе.
● Можно выдать груз на 3 метра
● Один человек легко спускает груз весом 200кг + и блокирует узел под нагрузкой.

Примечание:
Узел Радиум в штатном варианте (8мм репшнур, 10м) также соответствует стандарту пожарно - спасательной службы США, согласно которому, стандартом спасательного груза является 280кг (пострадавший + 2 сопровождающий спасателя).
При работе подручными средствами узел Радиум вяжут из 7мм репшнура.
В таком варианте при использовании фирменного репшнура прочность узла Радиум равна примерно 22 KN.

6. Еще одна система, которая нередко используется в спасработах подручными средствами это так называемый мини – полиспаст.
Для его сборки требуется два карабина (желательно муфтованных) и кусок 7-8 мм репшнура. Рис. 67

Вяжется мини-полиспаст просто:
Один из карабинов, предназначенный для крепления к станции является стационарным, другой – грузовым. Завязанный на конце репшнура узел встегивается в один из карабинов, а свободный конец пропускается через оба карабина по кругу. В результате получается компактный простой полиспаст. Согласно правилу полиспаста каждый оборот репшнура вокруг грузового карабина дает дополнительный 2х кратный ТВ. В зависимости от того, где закреплен узел: на стационарном или грузовом карабине, получается четный или нечетный полиспаст.
Количество оборотов зависит от ситуации. Обычно делают два - три полных оборота + блокировка как показано на рисунке. Большее количество оборотов обычно не дает преимущество, так как пряди репшнура сжимают друг друга и начинают пересекаться, создавая большое трение в системе. Для уменьшения трения внутри полиспаста надо следить, чтобы пряди репшнура не пересекались и ложились параллельно друг другу.
При необходимости такой мини – полиспаст может быть связан заранее и использоваться в качестве аварийной системы.
На рис. 68 и 69 показаны различные варианты применения мини-полиспаста.
Эта система также может быть легко заблокирована и разблокирована под нагрузкой и работать как LRH.

Профессиональные спасатели тоже порой прибегают к помощи мини – полиспаста, так как он может оказаться незаменим при работе в ограниченном пространстве, когда недостаточно места для размещения полноценного полиспаста.

7. В Канаде два 6-тиметровых куска 7мм репшнура + 2 схватывающих - являются стандартным снаряжением горного гида.
Такие отрезки репшнура называются «Cordelette». Они очень популярны у многих альпинистов за рубежом. Штатные «Cordelette» из 8мм репшнура являются стандартным личным снаряжением профессиональных спасателей.
У нас, насколько я знаю, эта система практически неизвестна.
Одно из основных назначений «Cordelette» - это блокировка страховочных станций.Рис.70

С помощью такого репшнура можно сблокировать практически любую конфигурацию из разных точек. Кроме того «Cordelette» - могут оказаться незаменимы во многих ситуациях спасработ подручными средствами: сделать мини-полиспаст, завязать LRH, подстраховать грузовой схватывающий в полиспасте и т.д. Это также надежный расходный материал для спусковых петель и еще множество других вариантов применения. Пара компактно смаркированных «Cordelette» не занимает много места на беседке и может быть всегда под рукой. На Западе даже продают уже готовые «Cordelette» в упаковке.
Мои иностранные клиенты научили меня этой системе много лет назад. С тех пор она уже не раз выручала меня в разных ситуациях. Так что очень рекомендую.
Разумеется, репшнур должен быть не купленный в хозяйственном магазине, а фирменный, от ведущих производителей. Еще недавно за рубежом широко пользовались 6мм репшнуром. Но в последние годы больше предпочитают 7мм репшнур, как более надежный. Как уже было сказано выше, 7мм – это стандарт, используемый горными гидами в Канаде.
Как показывает мой личный многолетний опыт работы с полиспастами схватывающие узлы из фирменного репшнура (я пользуюсь Edelweiss или Mammut) очень неплохо держат даже на тонкой 8мм веревке. Большую часть занятий с полиспастами я провожу зимой, так что есть достаточный опыт работы такими схватывающими на заснеженной, замерзшей и обледенелой веревке. По моему опыту схватывающие узлы из хорошего репшнура надежно работают в большинстве условий, и прибегать к помощи зажимов приходиться редко.
Разумеется, качество работы схватывающих узлов существенным образом зависит от веревки, на которой они используются. Впрочем, и качество работы различных зажимов от этого тоже зависит.
Кроме обычного нейлонового репшнура «Cordelette» также делают из новых современных материалов Spectra, Dyneema, Technora, Кевлар и других. Их главные преимущества по сравнению со стандартными репшнурами это высокая прочность на разрыв и малый вес.
Например, 5мм репшнур из Technora имеет прочность на разрыв 23 KN.
Однако, как показывают данные испытаний различных репшнуров и строп, представленные в 2000г на Международном Симпозиуме по Технически Сложным Спасработам (International Technical Rescue Symposium), обычный 7мм нейлоновый репшнур, а также
обычная 25мм нейлоновая стропа, превосходят эти материалы практически по всем рабочим показателям. Согласно данным этих испытаний 7мм репшнур и 25мм стропа являются лучшими материалами для блокирования страховочных станций в альпинизме, а 7 мм репшнур - это также лучший материал для схватывающих узлов.

Справочная информация и ссылки.

Таблица сделана на основе данных испытаний проведенных в 2004г в Австралии.

2. Т- метод расчета ТВ (Теоретического выигрыша в усилии) полиспаста.
Т method от английского Tension – натяжение. Рис. 1

Приложив определенное усилие Т к первой пряди веревки идущей к ролику (потери на трение здесь не учитываются) мы получим такое же усилие на второй пряди, выходящей из ролика. Результирующее усилие на ролике будет равно 2Т.
Вторая прядь веревки проходит через стационарный ролик, прикладывая усилие равное 1Т. Соответственно третья прядь веревки, выходящая из стационарного ролика тоже имеет натяжение равное 1Т.
В точке крепления полиспаста к грузовой веревке суммарное усилие на ролике = 2Т складывается с усилием третьей пряди = 1Т.
В результате получаем суммарное усилие полиспаста 2Т+1Т=3Т.

1. Следующие страницы, отсканированы из американского учебника для спасателей
«High Angle Rescue Techniques», T. Vines & S. Hudson, Mosby, 2004г.

Здесь приводятся расчеты ТВ различных систем полиспастов. Для тех, кто хочет вникнуть поглубже может быть интересно.

Рис.2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6 Влияние эффективности первого (от тянущих ) ролика на общую эффективность полиспаста.

Рис. 7 Общие определения полиспастов.

Из книги «Urban Technical Rescue. Volume One: Technical Rope Systems, and Confined Space Rescue» P. Rhodes, 2nd Edition, G Force Publishing, 2003 г.

Рис. 8 Комплексные полиспасты

Рис. 9

1. Предупреждение об опасности применения зажимов типа «жумар»
(в тексте “ light use ascenders”) в полиспастах.

2. Предупреждение об опасности перегрузки системы.

Рис. 10 Схватывающие узлы в полиспастах.

Из канадского пособия “British Columbia Provincial Emergency Program. Search and Rescue. Rope Rescue Manual” Justice Institute of BC, 2002 г

II. Список использованной литературы.

1. “British Columbia Provincial Emergency Program. Search and Rescue. Rope Rescue Manual” Justice Institute of BC, Canada, 2002 г

2. “Technical Handbook for Professional Mountain Guides”
Association of Canadian Mountain Guides (ACMG),
American Mountain Guides Association (AMGA), 1999 г

3. «High Angle Rescue Techniques», T. Vines & S. Hudson, Mosby, 2004г.

4. «Urban Technical Rescue. Volume One: Technical Rope Systems,
and Confined Space Rescue» Pat Rhodes, 2nd Edition, G Force Publishing, 2003 г.

5. “Engineering Practical Rope Rescue Systems” Michael G. Brown, Delmar, 2000 г.

6. “Technical Rescue Riggers Guide” R. Lipke, Revised Edition, Conterra Inc. 1998 г.

7. “International Mountain Rescue Handbook” H. MacInnes, 3rd revised edition, Constable
London, 1998 г.

III. Ссылки на источники в Интернете.

1. Много интересных статей по различным аспектам спасработ можно скачать на сайте
Alaska Mountain Rescue Group http://www.amrg.org/Articles_Reports_Papers2.html

2. Расчет усилия в полиспастах. http://www.amrg.org/tmethod_pulleys.PDF

3. Тесты мини-зажимов Petzl Tibloc и Wild Country Ropeman

4. Тест на потери за счет трения в полиспастах различных усилий.
Эффективность роликов и карабинов

Станция на 7мм репшнуре?
Если использовать всегда сдвоенный, то вроде по характеристикам проходит.
Но несколько удивительно для нас, обученных использовать ТОЛЬКО основную веревку или аналоги по прочности.
Видно большое преимущесто по сравнению с набором петель:
можно сделать более сбалансированную блокировку.

Спасибо!Еще раз убедился,что схватывающий рано списывать.А вот насчет того,что у нас неизвестна система постоянного наличия у гида(инструктора) или спасателя двух концов и схватывающих,не согласен.У того-же Кропфа в обязательный набор группы из 6 человек входит 12 отрезков вспомогательной веревки по 5 метров.Кроме того в одном из учебников(с налета не вспомнил в каком,а перерывать библиотеку нет возможности)каждый участник альп.мероприятия обязан был иметь реп 5 м. и зараннее связанную петлю для схватывающего.Особенно при движении по ледникам.И держать их в кармане штормовки или брюк.Сами понимаете,что это требования еще с тех времен.Видимо сейчас этому стали уделять мало внимания.

2 boroda,
Вы правы - все эти рекомендации у нас были, но они порядком подзабыты. Здесь дело в том, что отечественный репшнур покзал себя ненадежным как для схватывающих узлов, так для блокировки страховочных станций.
Здесь речь идет о том,что применение современных репшнуров ( «Cordelette»), как основного способа для блокировки станций в альпинизме, у нас мало известно. Тогда как за рубежом это основной рекомендуемый способ.
В спасательных работах требования такие же, как и у нас: для блокировки станций применяется только основная веревка.

По нашим репам полностью согласен-используем что есть.Хотя еще в АУСБ "Эльбрус" в 91 году уже применяли самостраховочные петли из углепласика(не помню кто привозил.)Стоили по тем временам 25р.При толщине 10мм. разорвать их,естественно не смогли на существующем оборудовании.Было предложение сделать тоньше,на что умные головы заметили-"...а вы пробовали,если что,подтянуться на струне". :-)))
А выбор современных веревок и лент сейчас,по крайней мере у нас в Донецке довольно неплох.Просто не все знают что куда и как применять.Ваша статья отличное пособие для "ликбеза".
Спасибо еще раз. +! +! +!

2 altexy,
За рубежом применение современных репшнуров ( «Cordelette»), для блокировки станций в альпинизме -
это основной рекомендуемый способ.
Спасатели используют 8мм «Cordelette» только во вспомогательных целях.

fedorНапример, на одной из спасательных тренировок в Канаде мне пришлось освобождать от зависания «пострадавшего», весом около 100кг, зависшего на короткой оттяжке во внутреннем углу под карнизом. Никакой другой точки страховки, кроме той, на которой висел «пострадавший» у меня не было. Резать оттяжку запрещено. Только с помощью мини- полиспаста удалось справиться с этой задачей.

Не могли бы этот пример рассписать, как Вы применяли свои знания, какое контрольное время было и с каким снаряжением Вас выпускали на этоу тренеровку. Думаю, что пример очень похож в нашей суровй действительности. Если конечно Вам не сложно и есть время.

2 Alpinist,
К сожалению, сейчас нет времени расписать весь этот процесс детально. Скажу только, что освобождение от зависания было малой частью общей операции по снятию "пострадавшего" со стены. Работала команда из 6 человек. Для группы это была контрольная групповая тренировка. Для меня - индивидуальный экзамен.
Общая схема такая:
1. Команда поднялась на полку в 15м над "пострадавшим" по простому маршруту.
2. На полке организованы страховочная и грузовая станции.
3. Одного спасателя (это был я) спускают вниз. Моя задача:
4. Подойти к "пострадавшему" (вынос карниза был около 5 м, так что "подходить" пришлось на лесенках)
5. Оказать ему первую мед. помощь.
6. Освободить его от зависания
7. Вывести "пострадавшего" из-под карниза
8. После того, как мы вышли из-под карниза и повисли свободно на грузовой веревке, сверху была спущена
акья.
9. Дальше надо было "упаковать" "пострадавшего" в акью на весу.
10. После того как пострадавший был упакован, команда спустила нас на полку в 20 м ниже карниза.
11. На полке нас приняли два спасателя. Они спустились туда заранее и подготовили станции для дальнейшего спуска. Ниже спуск должен был проходить по разрушенным скалам крупноблочного строения крутизной примерно 60 гр. и высотой около 40м.
12. Для того чтобы спуск был максимально безопасным и менее трудоемким для сопровождающего, была организована наклонная подвесная дорога.
13. "Пострадавшего" и сопровождающего (я по-прежнему был в этой роли) спустили вниз по подвесной дороге.
14. Дальше шел спуск по крутому травянистому склону с живыми камнями. Здесь уже с акьей работали 4 сопровождающих, а двое спасателей работали наверху, на станциях, Один выдавал грузовую веревку, другой страховал. Станции были организованы на деревьях.
15. Спуск по осыпи протяженностью около 400м. закончился у дороги. Это был конец тренировки.

Точный расклад по времени не скажу. На полку под карнизом мы спустились за два часа. Это я помню точно, так как это время шло в зачет моего экзамена. Мой личный экзамен и групповой зачет прошли на отлично. Общий спуск закончили до обеда. После обеда была еще одна подобная тренировка, но на другом рельефе и с новым сценарием. На этот раз также экзаменовался другой спасатель.

Хм.. довольна интересные экзамены забугорные братья устраивают.
не плохо было бы, если Вы смогли и по таким примерам сделать методичку с описание легенды и возможным правильным решением, использованием нужного снаряжения. Занятно было бы:-)

"Некоторые полезные технические приемы при работе с полиспастами."
Довольно интерсный материал, а есть ли еще что-то позновательное из этой облости?

" У профессионалов существует целый ряд специальных узлов для создания «плавающих» точек крепления различных компонентов спасательных систем."
Это только узел Радиум или еще есть какие-то хитрости у профи?

"Еще одна система, которая нередко используется в спасработах подручными средствами это так называемый мини – полиспаст"
Вы писали, что при помощи этого мини-полиспаста Вы подняли клента весом 100 кг. Т.е получается если сделаи 4 пряди (оборота вокруг грузового карабина) то имеем 4:1 или я не правильно понимаю? И расстояние между карабинами примерно какое должно быть, наверное с пол метра или уже есть практически выведенное расстояние?
Спасибо за столь полезный материал. Очень позновательно.

2 Alpinist,
Спасибо за ваши вопросы. Они говорят о том, что есть люди, которым интересно узнавать что-то новое о спасательных технологиях. Значит, я не зря отсиживал «энное» место за компьютером.
Сейчас снова есть время ответить на ваши вопросы.

"Некоторые полезные технические приемы при работе с полиспастами"
Довольно интересный материал, а есть ли еще что-то познавательное из этой области?

Все основные принципы работы с полиспастами в статье описаны. Дальше надо брать в руки веревки и работать. Как подчеркивали мои канадские инструкторы:
«Важно запомнить и понять не готовые схемы (хотя и это бывает полезно) а принципы работы этих схем. Так как, зная принцип – можно собрать любую схему и перейти от одной схемы к другой, если этого требует ситуация. А готовую схему можно забыть или запутаться в ней, пытаясь воплотить на практике». Я с этим полностью согласен. Изложенные в статье принципы позволяют собрать любую схему полиспаста и адаптировать её к различным конкретным условиям.
Конечно, существуют еще некоторые детали работы с полиспастами не описанные в статье. Но эти детали касаются уже отдельных специфических «нюансов» работы, а не принципов, поэтому я не стал перегружать ими и без того объемный материал.

Это только узел Радиум или еще есть какие-то хитрости у профи?

На сегодняшний день узел Радиум – это, по общему мнению, лучший способ для создания «плавающих» точек крепления. Он уже практически вытеснил все остальные узлы. Так что рекомендуют его разучить и применять когда это требуется.

Вы писали, что при помощи этого мини-полиспаста Вы подняли клиента весом 100 кг. Т.е получается если сделать 4 пряди (оборота вокруг грузового карабина) то имеем 4:1 или я не правильно понимаю? И расстояние между карабинами примерно какое должно быть, наверное, с пол метра или уже есть практически выведенное расстояние? «…получается если сделать 4 пряди (оборота вокруг грузового карабина) то имеем 4:1 или я не правильно понимаю?

По правилу простых полиспастов каждый оборот вокруг грузового карабина (ролика) дает 2х - кратный ТВ.
Если конец веревки закреплен на стационарном карабине – то будут получаться четные полиспасты:
Сделаем вокруг грузового карабина один оборот – и получим
полиспаст 2:1 (от грузового карабина к станции идет 2 пряди).
Сделаем два оборота – то будет 4 пряди и 4:1. А если сделано 4 полных оборота – то будет уже 8:1.
Если же конец веревки закреплен на грузовом карабине – то будут получаться нечетные полиспасты:
Делаем один оборот вокруг грузового карабина и получим 3:1. Еще один оборот и будет 5:1 и т.д.

Расстояние между карабинами зависит от ситуации. Здесь никаких стандартов нет.
Например, в том конкретном случае, который я упоминаю в статье, дело осложнялось тем, что оттяжка, на которой завис «клиент», была очень короткая и вдобавок еще перекручена. У меня было место только для карабина на точке (это был надежный шлямбур) а попытки разместить грузовой карабин на «клиенте» ничего не дали:
При полном натяжении мини-полиспаста карабины сходились вплотную, а клиент приподнимался лишь совсем немного, и этого было недостаточно, чтобы выстегнуть его из оттяжки. Поняв, что так мне его не поднять, я использовал вместо грузового карабина страховочную петлю его беседки. То есть пропустил через нее репшнур, как через карабин. Это дало мне дополнительно порядка 10см рабочего хода мини-полиспаста.
Трение в такой системе было очень большое и одного мини-полиспаста было недостаточно, для того чтобы поднять такого увесистого «пострадавшего». Дело было на отвесе, поэтому единственной точкой опоры снизу была лесенка, на которой я стоял одной ногой, а другой ногой изо всех сил подсаживал клиента в «пятую точку» вверх, одновременно выбирая полиспаст. Изрядно попотев, я все-таки смог выстегнуть «клиента» из его оттяжки.
Этот случай – наглядный пример того, что в нестандартной ситуации помогло знание принципа, а не следование готовой схеме.

Возвращаюсь к вашему первому вопросу:
« не плохо было бы, если Вы смогли и по таким примерам сделать методичку с описание легенды и возможным правильным решением, использованием нужного снаряжения.»

Может быть это связано с недостаточно развитым образным мышлением или еще какими-то особенностями мировосприятия.
Я считаю, что несравнимо полезней работа в реальных ситуациях. Пусть они будут нарочно смоделированы, но работать в них надо по-настоящему, на настоящем рельефе, а не на бумаге.
Кстати вся система обучения горных гидов и спасателей в Канаде построена на таком принципе. На Западе это одна из популярных теорий обучения: «Обучение через реальный опыт» (Experiential Education). Цель этой системы обучения – подготовка людей способных принимать самостоятельные и ответственные решения в сложных и критических ситуациях.
На деле это выглядит так: во время практических занятий и восхождений студентов специально ставят в сложные и даже опасные ситуации. И студенты (гиды или спасатели) должны сами найти выход из такой ситуации. Студентам дают возможность действовать самостоятельно на свой страх и риск. В том числе дают возможность совершать ошибки и исправлять их по ходу дела. После таких занятий всегда следует подробный разбор. Вот тут уже обсуждение того, что было сделано - это важнейшая часть учебного процесса.

Надеюсь, что не сильно утомил вас своим экскурсом о системе обучения. В завершение, в качестве наглядного примера «живой ситуационной задачи» расскажу подробнее о сценарии уже описанной вкратце контрольной тренировки:

Легенда:

● Двойка альпинистов совершала скальное восхождение. При прохождении вертикальной стенки на ИТО (уже пробитые шлямбура + свои точки) лидер сорвался при переходе со стены на карниз и повис на верхней точке под карнизом (стационарный шлямбур). На крики страхующего не реагирует. Висит без движения. Судя по всему без сознания. Характер травм непонятен.

● Страхующий неопытный и не в состоянии оказать помощь лидеру. Он выбрал всю слабину веревки,
завязал её на станции, спустился по второй веревке, которая была у связки, и пошел звать на помощь. Сотовый в этом месте не берет, поэтому он попросил связаться со спасателями людей проезжавших мимо, а сам остался ждать спасателей.

Действия группы.
● Получив расплывчатую информацию о случившемся от людей на являющихся альпинистами, группа со стандартным набором снаряжения выехала на место. В этом «углу» скального района, в котором проходил курс обучения, никто из группы прежде не был.

● Снизу маршрут, по которому лезла двойка, практически не просматривается. Пострадавшего и карниз не видно. Напарник «пострадавшего» «плохо помнит» как они лезли. Ни высоту, на которой завис товарищ, ни размер карниза назвать «не смог». Смог только сориентировать спасателей, что после прохождения карниза они должны были вылезти на полку с характерным деревом, которое ему показывал друг снизу от дороги.

● Эта полка с деревом и стала отправной точкой работы спасателей. Поднявшись на полку по скалам 4-5 категории, организовали грузовую и страховочную станции (два стационарных шлямбура были на месте + свои крючья и закладки + дерево) и начали работать.

● Инструкторы молчат и только наблюдают. Никаких комментариев или подсказок. Никаких замечаний между собой. Их как будто вообще нет. Группа работает совершенно самостоятельно. Один из участников руководит (для него это тоже экзамен). Другой сдает личный технический экзамен (это была моя очередь).

● По ходу таких занятий инструкторы любят делать «пакости» - то есть дают новые неожиданные вводные, а также «воруют» снаряжение. А потом смотрят, как группа выкручивается из этой ситуации.

● На этом занятии у нас забрали одну веревку: «Вы ее уронили». Когда я хотел взять с собой пару 10 метровых “Cordelette” – отобрали: «Вы их забыли в машине». Пришлось брать стандартные 6- метровые концы, а единственный оставшийся 10 метровый конец был необходим на станции для «плавающего» крепления страховочной системы.

● Кроме 2х “Cordelette” у меня с собой было следующее снаряжение:
несколько стандартных петель - оттяжек длиной 60 см (через плечо), 10 свободных
карабинов, 2 схватывающих, 2 жумара, 2 лесенки, 2 ролика, небольшой набор закладок,
френдов и крючьев, скальный молоток, рация (имелась у каждого в группе) и аптечка скальном рюкзачке за
спиной.
По сценарию я имел право использоватьтолько свои точки или стационарные шлямбура, уже забитые на
маршруте. Снаряжение пострадавшего использовать нельзя. В процессе снятия "клиента" разрешается
оставить на стене только один свой карабин. Все свои оттяжки и точки должны быть сняты.

● Один инструктор наблюдал за действиями группы наверху. А другой, пока я готовился к спуску, поднялся на лесенках по соседней с маршрутом «пострадавшей группы» шлямбурной дорожке, и завис там в нескольких метрах в стороне от моего «клиента» для того, чтобы наблюдать за моими действиям.
Никакого перехода к «клиенту» с дорожки инструктора не было. Так что физически мне никто не помочь не мог.
«Пострадавший» - студент из параллельной группы спасателей добросовестно исполнял свою роль и был недвижим. Как выяснилось, он невольно усложнил мне задачу:
По сценарию он должен был встегнуть страховочную веревку в верхнюю точку, приспуститься и зависнуть на веревке. Это дало бы мне больше места для маневра и существенно облегчило бы работу по освобождению его от зависания. Но он случайно встегнулся в перекрученную оттяжку и долго пытался из нее выстегнуться. Инструктор велел ему прекратить попытки и оставить все как есть: «Посмотрим, как он тебя снимет». Висеть здоровому парню было очень неудобно, но делать было нечего.
Дальнейшие действия уже описаны.

● Дело было на курсе по подготовке руководителей спасательных групп.
Все экзамены по применению различных стандартных технических приемов на сложном рельефе мы уже сдали на предыдущем курсе по подготовке спасателей.
Здесь же основные цели такой тренировки и экзамена были следующие: в первую очередь оценивалась способность руководителя, группы в целом и каждого отдельного спасателя принимать решения и работать в нестандартной ситуации, в условиях недостатка информации и снаряжения, не нарушая при этом параметров безопасности безопасности.

Нет Ваш пост совсем не утомил, а на оборот очень позновательно. Теперь понимаю почему наши зарубежные коллеги так ходят и так профессионально спасают.
За 6,5 лет занятием альпинизма, я так и не видел и не слышал более детального разбора темы палиспат. Для меня спасательные работы в горах - интересная тема, там есть как говорится развернуться фантазии.
С удовольствием перечитываю все три части, пытаюсь разобраться в основах, что бы потом уже применять те схемы которые будут оптимальными к тому или иному рельефу, ситуации.
Вы пишете:
"По сути, речь идет о так называемых «ситуационных задачах», которые раньше широко применялись в обучении инструкторов и при подготовке на жетон. Кто-то находит их полезными, но я лично, честно говоря, не вижу от них большой практической пользы.
Обсуждают, что было сделано правильно? Какие были ошибки? Что в данной ситуации можно было сделать лучше? Какие другие решения возможны в данной ситуации? И т.п. Такая система учит намного эффективней, чем решение ситуационных задач на бумаге."
Возможно в этих словах и есть истинна, но все же разобрать на бумаге а потом проиграть подобную схему на тренажере как мне кажется на выходе курсанты лучше поимут. И в подобных ситуациях которые могут возникнут на 50-60% у них уже есть отработанные приемы, да будут всякие казусы но ведь основа уже будет.
Тяжело на рельефе решать задачу, когда ты имеешь только основы в полиспастных системах. Ведь спасательная операция это еще и тактика спасателей. Так же как и восхождение, имее современное снаряжение но не имее тактики к - можно сутками висеть на маршруте где идется за часы.
То же самое имеею ввиду и к этой методичке. После методичекого курса, переходить к практике.
Не могу утверждать так как н имею такого опыта как Вы, да и мой опыть в альпинизме - это все, что вычитано, услышано у кого-то а потом попробованно так сказать варимся в собственном соку проблема в отсутсвие тренера и инструктора, приходится и тем и другим быть для себя:-) по этому и таике размышления.
С уважением, Александр . г. Владивосток
ЗЫ.Заинтересовала программа за 140$ по организации палиспастов. Вы не думали о варианте покупки ее так скзаать в складчину, дешевле будет (готов внести 50%) или Вы не сторонник таких вещей :-)

2 Александр,
Возможно в вашей ситуации, при отсутствии хорошего инструктора, грамотная метод. литература сможет помочь, но лишь отчасти.
Ни альпинизму, ни спасательному делу по книгам научиться нельзя. Хорошего учителя
и реальный опыт ничто не заменит.
Для того, чтобы отрабатывать спасательные сценарии надо еще много чего знать и уметь, кроме полиспастов. Это и организация страховочных станций, и страховка, и спусковые системы и т.д.
Я решил написать о полиспастах потому, что в них чаще всего путаются и они сложнее для запоминания, чем другие компоненты спасательных систем. Как вы понимаете работа над этой статьей (в свободное от основной работы время) заняла очень много времени.
В обозримом будущем у меня, скорее всего, уже не будет времени для написания каких либо обстоятельных метод. рекомендаций по другим аспектам спасательных технологий. Может быть, смогу делать какие-то короткие заметки. Так что пока, к сожалению, ничем конкретным помочь вам не смогу. Вот если вы соберетесь побывать на Камчатке, тогда можно было бы с вами позаниматься в живую. Ваши ребята из Владивостока регулярно к нам приезжают. Альпинистских маршрутов у нас много, вплоть до 5Б, и вполне возможно совместить полезное с приятным. Так что приезжайте.
Всего доброго,
Федор.

fedor> я использовал вместо грузового карабина страховочную петлю его беседки.

Поскольку могут найтись последователи, то все же позволю себе вмешаться. Федор, мини-полиспаст и на наиболее подходящих грушевидных карабинах не очень-то выигрышное решение. Например, в варианте 1:8 при необходимости тяги вниз фактический выигрыш будет всего где-то порядка 1:1,5 (потри на трении на каждом проходе репшнура через карабин ~40%). А уж если вместо карабина использовать петлю обвязки, то получиться не выигрыш в силе, а сплошной проигрыш. Не верите? Подвесьте дома к страхующему кольцу беседки груз в n кг, завяжите свой мини-полиспаст, и на тянущей конец подвесьте те же n килограмм - система не сдвинется с места. Так что Вы приподняли этого пострадавшего не благодаря мини-полиспасту, а вопреки ему.

Уважаемый const,
Все уже попробовано множество раз в самых разных условиях и ситуациях.
И были ситуации, когда мини-полиспаст оказался просто незаменим. Одну из них я описал в комментариях. И поднял я своего «клиента» именно благодаря мини-полиспасту, а не «вопреки», как вы утверждаете. Оборотов я делал совсем немного, кажется, была схема 3:1 или 4:1, но не больше. Конечно, помогло и подталкивание «пострадавшего» снизу одним бедром, но при собственном весе 70 кг, стоя другой ногой на лесенке из стропы, на отвесе, я не мог создать большого усилия снизу-вверх, так что большую часть тяги создавал мини- полиспаст. Кстати, после освобождения «клиента» от зависания мне пришлось «выводить» его по «потолку» подтягивая его вверх и перенося с крюка на крюк с помощью того же мини- полиспаста. Причем к первому крюку я по запарке подтянул его чистым мини - полиспастом, сделанном на карабинах (использовались большие грушевидные HMS карабины, которые, как вы справеливо заметили, наиболее оптимальны для вязки мини-полиспаста). При этом я находился выше клиента и снизу его никто не подпирал, так что кроме моих 70кг у меня ничего не было. Потом вспомнил, что у меня с собой были два ролика и дело пошло веселей.

Так что эта система работает. Как у любой другой системы у нее есть пределы применения. Понять их можно только на практике.
А если найдутся последователи так это хорошо - для того все и написано. Пусть те кому это интересно сами пробуют и сами решают, что для них работает, а что нет.
Кстати, по поводу трения в мини-полиспасте в статье так и написано, что делать больше 2-3х оборотов не имеет смысла.

fedor> Все уже попробовано множество раз в самых разных условиях и ситуациях.

Федор, что множество раз пробовано-то? Вязать мини-полиспаст через стропу, а не через карабины?! А ведь речь-то идет именно об этом. И именно последователей такого способа я и стараюсь предостеречь.

fedor> Оборотов я делал совсем немного, кажется, была схема 3:1 или 4:1, но не больше.

Это еще хуже. Для этих мини-полиспастов, собранных даже на оптимальных грушевидных карабинах, в варианте организации тяги вниз фактический выигрыш совсем уж незначительный: для полиспаста 3:1 ФВ = 1,2:1, а для полиспаста 4:1 ФВ = 1,3:1. И так-то негусто, а если же еще и карабин заменить стропой, то будут только проигрыши. Федор, ну вы же неглупый человек - ну пересчитайте сами и/или проверьте на макете. К чему спорить с фактами?

fedor> Причем к первому крюку я по запарке подтянул его чистым мини-полиспастом, сделанном на карабинах ... При этом я находился выше клиента

Ничего удивительного, ведь в варианте тяги вверх мини-полиспаст, собранный на грушевидных карабинах, уже вполне работоспособное устройство: [ТВ 1:2 - ФВ 1:1,6], [ТВ 1:3 - ФВ 1:1,96], [ТВ 1:4 - ФВ 1:2,17] [ТВ 1:5 - ФВ 1:2,3], [ТВ 1:6 - ФВ 1:2,38], [ТВ 1:7 - ФВ 1:2,43], [ТВ 1:8 - ФВ 1:2,45]

2 const,
По-моему это как раз вы спорите с фактами, а не я. Для меня обсуждаемый подъем «клиента» - это состоявшийся факт.
Вы как специалист прекрасно понимаете, что те упрощенные формулы, которыми мы оперируем, не могут описать весь реальный процесс. Для этого нужна более полная модель, в которой будут учтены все факторы, влияющие на процесс подъема.
Чтобы проверить себя и убедиться, не ввожу ли уважаемых читателей в заблуждение, я решил воспроизвести эту ситуацию вживую:
Я пригласил своего товарища весом 90кг, подвесил его в беседке на домашнем тренажере и попробовал поднять мини-полиспастом по той же схеме: на станции карабин, а на «клиенте» репшнур пропускается через страховочную петлю беседки. Тяга вниз.
«Пострадавший» расположен относительно меня примерно также как было в Канаде. Только на этот раз я сам стоял не на лесенке, а на полу.

1. Для чистоты эксперимента сначала попробовал схему 1:1 без подсаживания «пострадавшего» снизу. Никаких шансов.

2. Схема 1:1 с подсаживанием снизу одной ногой. Тоже не работает, так как, даже стоя на полу, не могу создать достаточного усилия снизу-вверх. Подсаживанием не смог поднять «клиента» даже на 10см.

3. Схема 2:1 без подсаживания «пострадавшего» снизу. С очень большим трудом смог поднять совсем немного. С подсаживанием схема уже работает существенно легче. По моим ощущениям и по ощущениям моего товарища усилие снизу-вверх было небольшое. Основную тягу создавал мини-полиспаст. Как я понял, основная функция подсаживания – сдвинуть груз с «мертвой» точки. Дальше мини-полиспаст работает и дает определенный выигрыш в усилии. Проблема со схемой 2:1 в том, что такой мини-полиспаст очень трудно заблокировать под нагрузкой. Сжав все пряди репшнура ниже стационарного карабина в кулак со всей силой, на которую был способен, мне не удалось заблокировать мини-полиспаст в полностью выбранном виде, и в процессе блокировки груз немного сполз вниз.

4. Схема 3:1 без подсаживания «пострадавшего». Не смог сдвинуть груз.

5. Схема 3:1 с подсаживанием «пострадавшего». Работает. Так же как и в схеме 2:1 полиспаст включается сразу, как только груз сдвинут с «мертвой» точки.
Тянуть несколько тяжелее, чем 2:1. Чувствуется большее трение в системе. Но выигрыш в усилии вполне ощутим. Поднял «пострадавшего» на 30см (это более чем достаточно) и спокойно заблокировал.

Мои выводы:
В ситуации описанной мной схемы 2:1 и 3:1, в сочетании с подсаживанием снизу, определенно работают и при необходимости могут помочь приподнять зависшего «клиента» на 15-20см.
Подсаживание снизу - очень важный фактор, позволяющий сдвинуть груз с «мертвой» точки и включить полиспаст в работу. Наверно более правильно назвать этот процесс «преодолением трения покоя», но суть не в этом.

Разумеется, этот способ далеко не всегда сможет помочь, так как применение этой схемы зависит от многих факторов. Например: разница в весе спасателя и «пострадавшего», физические возможности и уровень координации движений спасателя и т.д.

Понимаю, что мой «эксперимент» можно долго критиковать, так нет четких количественных данных.
Но мне важны не цифры и формулы, а конкретный результат в реальной ситуации.
В реальной ситуации, когда у вас просто нет другого выбора, надо пробовать все.
Уверен, что знание этого способа когда-нибудь сможет кому-то помочь.

Так что для себя я выводы сделал и в продолжении дискуссии на эту тему не вижу смысла.
Всего доброго,
Федор.

Добрый день Фёдор! Замечательное дело вы сделали своим таким обзором техники полиспастов. можно мне только дополнить
немного. Уже много лет в СССР и России проводятся соревнования по технике горного туризма и там есть свои наработки , которые может быть будут интересны. Мы часто используем рогатку как универсальное фиксирующее устройство.
Так для крепления к станции прусика, подстраховывающего грузовую веревку, применяется стандартная рогатка.
Длинный прус на рогатке используется при наращивании веревок.
Рогатка используется и при выборе и закреплении конца грузовой (грузовых) веревки.
И поверьте это ничем не хуже узла УИАА или Гарда.
Может по нашей бедности мы продолжаем использовать 6-ти мм прусик, но только вяжем 2 пруса и делаем из них равновесную систему. Тогда и наши прусы отлично работают.
А больше всего мне понравилось, требование равномерного постоянного нагружения грузовой верёвки. На соревнованиях
это сплошь да рядом нарушается. Тянут на раз-два-взяли и могут порвать всё что угодно.

2 vic-vic,
Спасибо за вашу информацию. Честно говоря, с рогаткой никогда не работал. Так что ничего не могу сказать.
По поводу 6мм репа в статье все сказано: им работать опасно! Могу добавить,что на эту тему было немало испытаний в альпинизме еше в советские времена. В интернете есть статьи П.П.Захарова по этим испытаниям.
А качественный 8 мм или 7 мм репшнур сейчас вполне доступен. Стоит что-то порядка 40-50 руб за метр. По моим рекомендациям камчатские спасатели закупали фирменный репшнур в Москве. Заказывали в Альпиндустрии и в Канте. Так что было бы желание. По моим подсчетам 10 прусиков (по 1.7 м каждый) стоят в три раза дешевле одного зажима Petzl.
По поводу соревнований по технике горного туризма. Я не знаком в деталях с этими наработками. Думаю, что наверняка есть полезные, особенно в качестве подручных средств.
Но должен заметить, что многое из того, что мне приходилось видеть на соревнованиях не соответствует параметрам безопасности принятым в профессиональной спасательной практике. Например частое применение жумаров в полиспастах.
Может быть какая-то информация из моей статьи поможет внедрению более безопасных техник в эти соревнования.

Браво. Нетерпиться поработать! Появятся вопросы, будем задавать, надеемся на ответ.

2 Alpinist - Александр, по поводу методичек, занятий по полиспастам, технике и что еще главнее - тактике спасения!
Приезжайте же на очередные сборы "Спасение в горах" - вот там вам все и расскажут и покажут и дадут поспасать друг друга! И вобще, очень много чему научат. Мне очень понравилось, узнал кучу нового и главное, все по полочкам разложили. Кстати, очередной сбор - в Сибири, в Иркутске. Запланировано на осень!

fedor> это вы спорите с фактами ... Для меня обсуждаемый подъем «клиента» - это состоявшийся факт.

Мной оспаривается не факт подъема, а роль мини-полиспаста в этом действе. Для меня очевидно, что он только мешал. Дело в том, что большинство людей могут приподнять ногами 100 кг груза сантиметров на 10-20 без всяких полиспастов (мировой рекорд в жиме ногами, если я не ошибаюсь, далеко за тонну).

fedor> Чтобы проверить себя и убедиться, не ввожу ли уважаемых читателей в заблуждение, я решил воспроизвести эту ситуацию вживую...

Искренне уважаю и очень рад, что не ошибался в Вас.

fedor> Схема 1:1 с подсаживанием снизу одной ногой... не смог поднять «клиента» даже на 10см.
fedor> Схема 2:1 с подсаживанием уже работает

В первом случае расчетное ФВ на тяговом конце: 0,6:1. Во втором случае 0,8:1. Т.е. результаты совсем неудивительны. Удивительно другое – почему Вы в первом варианте не использовали ролик? В этом случае фактический выигрыш был бы более 0,9:1, и именно этот "безполиспастный" вариант, несомненно, и был бы самым эффективным в Ваших экспериментах. И именно этот вариант имея ввиду я и говорил о проигрыше привносимом мини-полиспастом в данной ситуации, и о том, что клиент Вами был приподнят не благодаря, а вопреки.

fedor> В реальной ситуации, когда у вас просто нет другого выбора, надо пробовать все.

К сожалению, в "реальной ситуации" человек, как правило, не может изобрести велосипед. Максимум на что он способен - это на манипуляции с уже знакомыми ему схемами. Ваш пример яркое тому подтверждение. Вы пробовали только те схемы, которые Вам дали во время обучения. Меж тем правильная методика давно известна и в преломлении к данной конкретной ситуации заключается примерно в следующем:
На верхнюю точку вешается ролик (для выигрыша сантиметров его туда можно ввязать). Тот самый репшнур из которого Вы делали мини-полиспаст как можно жестче ввязывается в беседку пострадавшего по той же схеме как туда ввязывается страховочная веревка. Т.е. не к страховочному кольцу, а как бы вместо него (на этом выигрывается еще несколько сантиметров). Свободный конец этого репшнура пропускается через ролик и к этому тяговому концу подвешивается лесенка. Встаем на эту лесенку и ногой или рукой подталкиваем "клиента" вверх. Что мы имеем в этой схеме? Предположим вес пострадавшего 90 кг, а вес спасателя 55 кг. Тогда:

1. За счет противовеса вес пострадавшего уменьшается до 50 кг (это с учетом потерь на трение в ролике).

2. При подталкивании клиента вверх получаем выигрыш в силе 2:1 - на каждый сантиметр сгибания руки или ноги спасателя "клиент" будет подниматься лишь на полсантиметра (за счет того, что спасатель при этом будет опускаться на эти же самые полсантиметра). Итого от оставшихся 50 кг получим всего 27,5 кг (это опять же уже с учетом потерь на трение).

Итоговые 27,5 кг подтолкнуть на 20 см под силу любому альпинисту и даже альпинистке.

С уважением, Константин.

PS. Сейчас нахожусь в разъездах, поэтому регулярно отвечать, к сожалению, не получается.

2 const,

Я уже писал, что не вижу смысла в продолжении дискуссии. Тем более что ваша манера
спора совсем не вызывает такого желания даже когда ваши замечания по существу.
Если же говорить о том конкретном случае, который я привел в статье, то
Вы не были в той ситуации и не можете квалифицированно судить, что было сделано правильно, а что нет.
Я прекрасно осведомлен о способе противовеса, также как и о многих других. За 30 с лишним лет работы с веревками было время многому научиться.
Но, тем не менее, я продолжаю учиться и по сей день, и не считаю себя истиной в последней инстанции.
В той конкретной ситуации способ противовеса мне помочь бы не смог. На разборе после экзамена все мои действия были разобраны самым тщательным образом. При этом, естественно, рассматривались и другие возможные варианты. В том числе и вариант противовеса. Тем не менее, было признано, что в данной конкретной ситуации применение мини-полиспаста в том виде, как я его сделал, было наиболее оптимальным решением. Это позволило освободить «пострадавшего» от зависания быстро и безопасно. Любые другие варианты потребовали бы от меня гораздо больше времени и сил. Так что поднял я своего «клиента» именно благодаря мини-полиспасту, а не вопреки.
В какой-нибудь другой ситуации могло бы быть другое решение или даже несколько правильных вариантов. Однозначных рецептов на все случаи в горах нет.
И вряд ли есть смысл давать их только на основе кабинетных рассуждений, не обладая всей полнотой информации.

fedor> не вижу смысла в продолжении дискуссии ... даже когда ваши замечания по существу.

Смысл в "уважаемых читателях возможно вводимых в заблуждение".

fedor> ваша манера спора

Списывайте манеру на неконтролируемое проявление моих комплексов и не обращайте на нее внимания. Ведь и обделенные могут глаголить истину...

fedor> В той конкретной ситуации способ противовеса мне помочь бы не смог.

"Свет Венеры вступил во взаимодействие с болотным газом, вызвав гравитационные флуктуации в отдельной точке пространства". Ну что ж, не смог бы так не смог. Хотя и как-то немного жаль "уважаемых читателей". Впрочем, то, что Вы для них сделали, написав эту свою замечательную трилогию, в стократ окупает все ошибки и неточности.

С искренним уважением...

Фёдор. Инфор скачал полностью, для обучения ценнейший материал, хотя и для себя много нового нашел. По своему опыту спасателя могу только потвердить важность быстроты и гибкости мышления, а это достигается за счет знаний, отыта и желания постоянно учиться.
Надеюсь, что еще будут статьи по ПСР и АСР.

Благодарен автору за полноценное и системное изложение. Для информации а может быть интересной и автору ссылка из другой области(морской)