Армения. Окрестности Татева. Доисторический памятник Караундж (Зорац Карер).

Пишет Alena Denshchik, 09.04.2011 10:52

На шестой день нашего путешествия по Армении, после завтрака в деревне Капан, где мы остановились на ночлег, так как дорога на д. Татев из-за сильного ветра на перевале была закрыта, мы предприняли еще одну попытку добраться до д. Татев, которая нас интересовала с культурной точки зрения, поскольку недалеко от нее расположен древний Татевский монастырь Армянской Апостольской Церкви.

Армения. Окрестности Татева. Доисторический памятник Караундж (Зорац Карер). (Путешествия)

Выехав около 12.00 часов из Капана к 15.00 часам мы спустились в пятисотметровый каньон Воротана. По пути к д. Татев нам пришлась задержаться более чем на час, поскольку, отъехав от д. Капан на 50 км, Матуш вспомнил о своем бипере и не смог ее найти. Пришлось остановить машину и перевернуть почти все рюкзаки. Бипер так и не нашли. Оказалось, что он был забыт в номере гостиницы, где мы ночевали.

Спускаясь все ниже и ниже по каньону, дорога вылетает на край исполинского обрыва, под которым в 500 м ниже ревет река Воротан. Накручивая немыслимые серпантины, дорога спускается вниз и выходит к знаменитому Чертову мосту.

Минеральная вода, льющаяся из источников в трещинах скал, окрасила стены каньона в розовые и желто-зеленые цвета. За много веков известковые отложения целебных ключей - травертины - перекинулись с одного берега на другой, образовав мощную каменную арку над рекой длиной 100 и шириной 40 м.

По краям моста к воде свешиваются огромные сталактиты причудливых форм, со скальных уступов срываются вниз водопадные каскады чистейшего нарзана. В некоторых местах под выходами теплых источников образовались естественные ванны, где можно принимать лечебные процедуры, а пространство под мостом напоминает огромную сталактитовую пещеру.

Здесь мы остановились полюбоваться прекрасными видами и окунуться в нарзановые воды.

Затем, открывая с каждым витком дороги новый неповторимо-прекрасный пейзаж, машина подняла нас выше чертового моста метров на 150, чуть выше уровня выпавшего вчера ночью снега, после чего стала буксовать и остановись вовсе. После нескольких безуспешных попыток сдвинь ее с места (проблема была в мокром снеге и плохой резине), все наши надежды увидеть один из красивейшим монастырей Армении растаяли.

Татевский монастырь, расположенный на самом краю утеса, обрывающегося в ущелье реки Воротан, получил свое название в честь Св. Евстафия (арм. Евстатиос-Статевос-Татев) - ученика апостола Фадея, проповедовавшего, как и его учитель, христианство, и мученически погибшего за новую веру. Первая церковь монастыря была построена в X в.

Все что нам оставалось, спускаясь по ущелью, остановиться по пути у старой сторожевой башни и полюбоваться удивительной панорамной окрестностей Татева.

Из-за сильного ветра в этот день не работа и канатная дорога. Татевская канатная дорога - самой длинная и высокая в мире канатная дорога, открытая осенью 2010 года и получившая название «Крылья Татева». Это инженерное сооружение простирается на 5,7 км над глубоким и живописным ущельем реки Воротан, соединяя с одной промежуточной станцией две деревни: Алидзор и Татев. Наибольшая высота над ущельем составляет 360 м.

Далее по пути в деревню Сисиан, рсположившуюся у подножья горы Ишханасар 3 550 м, мы заехали в Караундж (Зорац Карер). Этот доисторический памятник, состоящий из сотен вертикально поставленных больших камней со сквозными отверстиями в верхней части, расположен в 200 км от Еревана на горном плато на высоте 1 770 м над уровнем моря и занимает площадь более 7 га.

Предназначение памятника вызывает острейшие споры. Одни исследователи полагают, что на мистической территории Зорац Карер (Могучие камни) в III-II тысячелетиях до н.э. существовало округлой формы святилище, в центре которого располагался большой погребальный курган с каменными стенами и кровлей, окруженный вертикально расставленными на земной поверхности изолированными монолитами.

Другие считают, что памятник значительно старше. По их мнению, еще в V тысячелетии до н.э. на этой территории функционировала обсерватория. Окруженная высокими горами местность действительно потрясает воображение. На площади в семь гектаров установлено по кругу около 300 вертикальных монолитов. Высота некоторых превышает два метра. Архитектура мегалитов образует два кольца разного диаметра. Центральный малый элипс памятника (45 на 36 метров) состоит из 40 камней.

Караундж (Зорац Карер) во многом напоминает знаменитый Стоунхендж. В день осеннего равноденствия восход солнца здесь можно наблюдать непосредственно над воротами восточного сектора центрального элипса, точно так же, как в день летнего солнцестояния - над Стоунхенджем.

После длительных исследований и раскопок памятника основные выводы ученых склоняются к тому, что памятник имел тройное назначение:

а) храм Солнца - главного Бога древних армян;

б) обширную и высокоразвитую обсерваторию, оснащенную каменными инструментами, позволяющими производить измерения с точностью до 30 секунд дуги (или 2 сек. времени);

в) университет. Памятник построен более 7 500 лет тому назад (т.е. за 3 500 лет до Стоунхенджа) и действовал в течение 5 500 лет.

автор статьи и фотографий Алёна Денщик

Подробнее о поездке в Армению и Грузию читайте на личном сайте www.kamch.ucoz.ru