Джебел Мишт. Нормундс Лисовскис (Normunds Lisovskis), Рига, Латвия.

Пишет niska, 03.08.2007 18:45

Джебел Мишт. Нормундс Лисовскис (Normunds Lisovskis), Рига, Латвия. (Альпинизм, оман, горы, горные районы, описания альпинистских маршрутов)

[sm]Южная стена Джебел Мишт. На ней всего 2 маршрута (1 – французский, 1979; 2 – латвийский, 2005 )[/sm]

В конце ноября мне и моему другу Гатису Калнинсу (Gatis Kalnins) удалось пройти в Омане новый маршрут по южной стене Джебел Мишт (21 веревка, 1000 м, TD+ 6a). Для восхождения мы выбрали легкий стиль. Пройти маршрут удалось свободным лазаньем, без использования шлямбуров и крючьев.

27 ноября мы прибыли под основание огромной Южной и Юго-Восточной стен массива Джебел Мишт. Перепад стены в высшей точке равен примерно 900 метров, но в масштабе понять это не просто, так как стена протянулась в длину более чем на 4 км. И представьте, что на стенах этой махины проложена до сих пор всего дюжина маршрутов.

Французская команда в 1979 году прошла самый протяжённый маршрут (1400 м) на стыке южной и юго-восточной стен массива. Все остальные маршруты – варианты французской линии на юго-восточной стене.

Мы намеревались пройти собственный маршрут на практически нетронутой южной стене.

Разведка показала, что есть два логичных пути через лабиринт нависающих и очень непрочно стоящих блоков. Мы выбрали систему желобов, которая поднимается на две трети стены (по крайней мере так кажется снизу)...

Следующим утром двухчасовой подход привёл нас к началу маршрута в 400 метрах выше нашего лагеря. Первые две веревки проходят по простым, но ненадёжным скалам, перемежающимся серией широких полок.

Затем стена “встала” и мы попали в наш желоб. Еще через две верёвки (5b, 5c) желоб перешел в нависание, так что мы траверснули на стену...

[sm]На пятой верёвке[/sm]

Порода, которой сложена стена, – известняк и острыми режущими гранями. Так что нам приходилось использовать много петель, чтобы держать нашу двойную верёвку подальше от скалы и исключить трение. Но в целом лазанье превосходное, умеренно сложное, если не учитывать неизбежно серьёзные травмы в случае любого поскальзывания или падения.

[sm]На девятой верёвке маршрута[/sm]

На 11-й верёвке желоб, по которому мы лезли, закончился большим провалом, невидимым снизу, который отделял огромный жандарм (40 метров!!!) от основной стены. Предыдущую часть пути мы просмотрели снизу. Дальнейший участок был нам неизвестен, что ж, будем импровизировать!

Для начала – первый ключ – три выматывающих верёвки (все 6а) по off-width и системе трещин, чтобы избежать нависающей стены слева.

Затем еще три веревки умеренной сложности и царапанья по ненадёжным скалам... и мы вновь остановлены вертикальной стеной. В то же время на нас навалилась ночь, которую мы и провели недалеко от окончания стены на большой полке, укрывшись спасательским одеялом.

[sm]Ночёвка под спасательным одеялом[/sm]

Наутро нам предстоял второй ключ маршрута – 50 метров лазанья 6а на вертикальной стене при достаточно сложном нахождении маршрута. Прохождение участка заняло у нас почти два часа.

Еще одна верёвка 5b и мы достигли основания нависающего жандарма, который поднимается над гребнем.

После безуспешных попыток вылезти справа, мы нашли путь в его левой части (лазанье 5а по чуть нависающему камину). Еще одна веревка 6а – и мы уже на гребне Jebel Misht, примерно в семистах метрах выше начала маршрута!

[sm]Гатис на вершине!!![/sm]

Стоит заметить, что мы прошли этот маршрут зимой, что в Арабии означает температуру воздуха 30-34 градуса по Цельсию, даже при облачной погоде. Тем более что линия проходит по южной стене!

Наши водные запасы (10 литров) подошли к концу, когда мы достигли вершину в полдень второго дня. Мы смогли напиться у пастуха, но после более чем трёхчасового выматывающего спуска по северной стороне горы. Оттуда нам предстоял 20-километровый переход вокруг массива в наш базовый лагерь. К палаткам мы вернулись уже ночью... Грязные, измотанные и голодные, но переполненные позитивными эмоциями, которые нельзя получить больше нигде… кроме как на большой раскалённой стене.

[sm]Схема маршрута[/sm]

Материал опубликован в журнале «РИСК онсайт» № 20 (июнь 2006).