Часть 1. Пешеходная 5-ка по Алтаю. Краткий отчет в рамках конкурса Risk team

Пишет morenko, 02.09.2011 09:04

Поход пройден, теперь уже можно сказать – успешно. Прямо как планировалось – «Три хребта. Три вершины». 42 дня с дорогой, 32 – на маршруте.

А начиналось все как-то не радужно: за 2 недели до выезда одна из участниц попала в аварию… травма колена, в ночь перед выездом еще один - колено вывихнул… В итоге вместо десятерых вышли на старт восемь… Погранпропуска отправили не на ту заставу… Водителя маршрутки на 5 часов задержали сотрудники ГАИ и забрали номера… ГАЗ-66 застрял посредине реки Талдуры, намокли рюкзаки и заброски, при вытягивании трактором открылась дверь и уплыла часть вещей… и в итоге вместо одного дня подъезд растянулся на 2,5, и все равно не удалось на место завезти заброски, а к запланированному началу маршрута дополнительный день подходили 20 «лишних» километров…
Зато уж как пошли, так и остановились только через месяц...

ИДЕЯ ПОХОДА была предельно проста:
так как на Алтае мы были впервые, то хотелось посмотреть много и сразу. Если есть 3 основных хребта, то попробуем их пройти. В виде «изюминки» были выбраны восхождения на высшие точки этих самых хребтов… Это в виде компенсации за увольнения с работ и выбивание отпусков на 42 дня. А также несколько красивых озер, долины таежных рек, броды, ягоды-грибы и что там еще есть…

ПРОЙДЕННАЯ НИТКА МАРШРУТА выглядит так:
с. Бельтир - заброска через пер. Карагем (н/к), на 3 км в сторону Карагемской поляны – спуск вдоль р. Джело, к р. Талдура (ГАЗ-66) - вверх по д.р. Талду – плато пер. Тронова (2А, рад., в зачет как 1Б) – восх. на пик Иикту (3936, 3А, рад., через пер. Плечо Икту (3А)) – пер. Переметный (1Б) – д.р. Атбаши – переправа через р. Иол-доайры (2А, бревно для первого + навесная) – Карагемская поляна – заброска из-под пер. Карагем - д.р. Правый Карагем – брод через р. Лев. Карагем (1А) – восх. на верш. Маашей-Баши (4177, 2Б – рад., из цирка пер. Надежда, через пер. Машей-Абыл-Оюк (3А, с неопр. стор.)) - пер. Надежда (2Б) – ледн. Л. Маашей - пер. Ниж-нешавлинский (1Б) - оз. Нижнешавлинское - оз. Верхнешавлинское – пер. Мечта (2Б) – оз. Камрю – вниз по д.р. Карагем – переправа на левый берег р. Карагем (2Б, навесная) – вниз по д.р. Карагем до моста на правый берег - вниз по д.р. Аргут – мост на лев. берег р. Аргут выше пос. Аргут – вниз до слияния с р. Иедыгем – вверх по д.р. Иедыгем (левым бортом) – пер. Бийчанка (обход ледопада Менсу с нижней на верхнюю ступень) (2Б)) – пер. ББС (3А, с неопр. стор., в зачет как 1Б) - восх. на верш. Белуха (4506, 2Б, рад., через пер. Белухинский (2Б, рад.)) - пер. Делоне (2Б) – ледн. Аккемский – вниз по д.р. Аккем – пер. Кузуяк (н/к) - пос. Тюнгур – 260 км (линейная часть, с коэф. 1,2) + 30 км (радиально в одну сторону, с коэф. 1,2). = 290 км.

КРАТКИЙ ОТЧЕТ (текст и фото Моренко Сергея):
Маршрут начали от коша недалеко от слияния р. Джело и р. Талдуры. «Лишние» километры на старте дали возможность дополнительно акклиматизироваться, долину р. Талдуры прошли по грунтовой дороге, местами заболоченной, пара-тройка бродов, немного осыпей.

По небольшому ледопаду в связках вышли на плато пер. Тронова (2А), отсюда хороший вид на пик Иикту (3А), пошли через пер. Плечо Иикту (3А) – 10 веревок по 50 метров на перевал по льду, 100 метров – попеременно вдоль скал, 7 веревок – по гребню на вершину (сняли записку от 19 июля 2011 г, г. Новосибирск, рук. Яценко М., они в этом году на вершине были первыми).

Погода отличная, 18-00, возле лагеря заметили сборную группу из Москвы.

Вниз провесили 9 - до перевала и 11 - вниз. На восхождение затратили из лагеря в лагерь 18 часов (из низ подход из лагеря к началу подъема – 1 час, 20 мин на вершине, 30 мин – обед, 50 мин – от взлета в лагерь). 37 веревок за 15 часов 30 мин, терпимо, как на старте. Вернулись в лагерь в 2 ночи.
Палатки-горелки с собой брали, но решили спускаться ночью. Не прогадали, к утру началась сильная непогода, снегопад.
После обеда собрались, и по своим слабым следам спустились вниз, подошли в цирк пер. Переметного (1Б) (на пер. сняли записку турклуба «Ирбис», г. Бийск от 11 июля 2011 г., рук. Гуляев А.).

Перевал хоть и 1Б, но на спуск в сторону р. Атбаши – весьма неприятный ледовый участок, метров 30-40. Много и разной осыпи. Красивые озера. Золотой корень.

Сходили за заброской к Карагемскому перевалу, отнесли вторую часть заброски к Карагемской поляне.
Через р. Иолдоайры первый переправился по хлипким мокрым бревнышкам, для остальных навесили переправу.

Далее вверх к озеру Абыл-Оюк, в цирк пер. Надежда.

Отсюда сходили радиально на верш. Маашей-Баши (2Б), через пер. Маашей-Абыл-Оюк (3А). При подъеме на пере-вал встретили группу из Киева (под рук. Михацкого из Киева).

На восхождение затратили 11 часов 10 мин. Туда все в связках, с промежуточными точками, обратно навесили 7 веревок, снег раскис, началась непогода.
Далее по напряжной сыпухе – выход на пер. Надежда (2Б), вниз – по снежному, затем – ледовому склону – 11 веревок.

На следующий день пришлось 8 веревок возвращаться – потеряли дуги на спуске.
Далее по маршруту – пер. Верхнешавлинский (2А), заменил на пер. Нижнешавлинский (1Б) (сняли записку ТК «Походник», 2 к.с., рук. Еременко В.Н. от 1.08.11 г.), слишком уж первый камнеопасный попался (сходило много и часто).
На оз. Нижнешавлинском сделали полудневку, хорошо там, грибы-ягоды-рыба.

продолжение следует...

Сколько этим летом хороших походов!
Супер.

Давайте продолжение :)

Молодцы, и снимки хорошие, умеете.
Карту ещё бы приложить на каждый пост, и участников представить.

точно, во второй части будет карта и участники

Нашу записку на Переметном сняли :)

Еще бы меток чуть более конкретных поставить, чтобы облегчить вашим возможным последователям на этом пути поиск информации))

Поздравляю еще раз :)

И да-да, продолжение )

Огромные поздравления!
Тоже с семьёй ходили траверсом вершины Белухи и Корону Алтая. С 1 по 25 августа, даже думали, что пересечёмся с вашей супергруппой, но непогода нас задержала на Западной Белухе.
Ещё раз - поздравляем!

Впечатляет. Почти все "вкусности" сумели собрать за раз. Только нужно было еще на Кучерлинское озеро завернуть!

район Кучерлы-Мульты на следующий раз приберегли, в общем-то находились и так

красивый маршрут!
а зачем было с маашея спускаться в цирк перевала надежды и потом лазть на него по сыпухе? там, вроде, по гребню совсем просто было пройти, нет?

радиально ведь ходили на Вершину...

Спасибо за отчет! Сразу видно отпуск перезимован успешно :)

Спешу заметить, что группа - не МГУ, а МАИ ) И вообще - сборная солянка (мск, спб, коломна), привет ребята!)

Вы были первыми людьми, которых мы встретили за 20 дней) Ах да, благодаря вашим следам быстренько пробрались по закрытому леднику и ледопаду, вышли на открытый и спустились к морене и озеру в тот же вечер. Были этому весьма рады) Ночевать на леднике ещё раз не было никакого желания. К утру наблюдали непогодную Иикту.

Жаль поздно вас заметили, а вы не стали останавливаться - не напоили вас чайком.

Ничего) Мы на Тронова неплохо перекусили:)

Классный поход! Завидую. Никогда не был в тех местах. Заграница!...

Иолдо-айры

За фотографии большое спасибо. Как будто побывала в тех местах :))))

А в метки поста добавьте основные точки маршрута, для удобства поиска вашего материала в архивах РИСКА.
robinsya об этом уже выше тоже просила:)))))

А вы в каких датах проходили Перемётный (что-то дат не нашел)???

пер. Переметный проходили 27.07.11, в 12-15 были на седле.

а мы 7.08.11 Вестровскую сняли с Перемётного)