Спелео Абхазия или август на 2 200

Пишет Salavat, 08.09.2011 15:13

Спелео Абхазия или август на 2 200 (Спелеология, пещеры, бзыбский хребет, бзыбь, напра, нассонова, горы, карст, кейвинг)

О предстоящей экспедиции на Бзыбский хребет в Абхазию было известно уже в апреле. В прошлом году объединенная экспедиция собрала Уфу, Кумертау, Москву, Туапсе и Владивосток. Под руководством Савинова Васи из Кумертау было найдено много перспективных дыр и пройдена до -50 м пещера с рабочим номером Б10-1. Б — значит башкирская.

23 июня, лежа в палатке под проливным таганайским дождем, до меня дошла весть — июльские сборы украинской спелеологической ассоциации на Караби в Крыму отменяются из-за повышенной пожароопасности. В голове метались мысли: уехать в июле на альпсборы в Киргизию или поехать в августе в Абхазию на спелеопоисковку. Тот факт, что на альплагерь требовалось куда больше снаряжения и денег, склонял меня к мыслям о Бзыби.

Сдаю билет до Симферополя и встречаю Васю у вокзала. Слово за слово, все в силе, люди готовы, намечается спортивное прохождение пещеры Напра.Много слышал об этой дыре, как у Серафимова, так и в сети. Что интересно, уже второй раз я увлеченно изучаю материалы по заинтересовавшей меня пещере (без каких либо планов туда поехать) — и на тебе! Находятся люди, складываются обстоятельства, находятся время и деньги. Первой такой пещерой была Оптимистическая (Приднестровское Подолье, Западная Украина) на новогодные праздники, где мы неделю жили в недрах 230-километрового гипсового лабиринта.

Бзы́бский (Бзи́пский) хребет — горный хребет в Абхазии, в западной части Большого Кавказа.

Сложен преимущественно известняками, очень широко распространены карстовые явления. Простирается в соответствии с направлением складчатости параллельно Главному Кавказскому (Водораздельному) хребту к югу от последнего. С севера и запада отграничен долиной реки Бзыбь, с востока — небольшим понижением за горой Химса (перевал Амткел) и долиной реки Келасур, отграничивающим его от Абхазского хребта. К югу постепенно понижается к причерноморским равнинам. Северный склон хребта крут, южный — полог и разбит на отдельные отроги речными долинами (реки Хыпста, Аапста, Западная Гумиста, Восточная Гумиста, Келасур). Длина хребта около 50 км.

Высочайшая точка — гора Химса (3033 м), второй по высоте является г. Дзышра (2623 м). Имеется ряд перевалов, в том числе Доу (Сухумский) — 1387 м, Химса — 2454 м, Гудаутский, Дурипшский, Дзина. В хребте расположено множество карстовых колодцев, шахт и пещер, в том числе пещера Снежная.

По склонам широколиственные и хвойные леса, выше — горные луга.

Подготовка. Как много в этом слове...
В течение месяца мы покупали продукты, снаряжение, инструменты.

Мешки на вокзале в Уфе. Если вы встретите где-либо людей с такими мешками, будьте уверены — перед вами спелеологи.

В соседнем вагоне едет боевая подруга из клуба с детьми. Почти все время проводим в этом купе.
Беспробудно играем в «Уно».

В Адлере.

Море.

На следующий день купили на рынке Адлера недостающие продукты.

Село Веселое. Российско-Абхазская граница. Местами напоминает Мексику.

В очереди на КПП

Едем из Псоу в Блабурхву в забитом трансами и рюкзаками автобусе.

Вертолет высадил нас в километре он предполагаемого места лагеря. Пять ходок туда-обратно и весь груз в лагере. Погода прекрасная, прохладно.
Первым делом устраиваем стол, натягиваем тенты. Через 2 часа полил дождь.

Воды в горах, кроме нескольких озер для скота, нет. Или топишь снег или собираешь дождевую воду.
Мы заполнили все гермомешки, которые у нас были. Вода из них имеет отвратительный привкус резины. В ней нет минералов и солей. Чтобы не иметь проблем с зубами через пару недель, мы добавляем в питьевую воду и чай лимонную кислоту. Везти лимоны дорого и хлопотно. Они быстро портятся. Лимонная эссенция и кислота, настолько надоевшие нам за 3 недели, хоть и не дают того вкуса настоящего цитруса, являются какой-то заменой.

Позже алгоритм добывания воды будет таким:
1. Отойти от лагеря на 50 метров до воронки.
2. Спуститься 10 метров по навеске с трансами.
3. Аккуратно обходя трещины между снежником и стеной, дойти до дальней стены.
4. Откинуть лопатой грязный лед и снег.
5. Наполнить n-ное количество гермомешков чистым снегом.
6. Часть положить в полиэтиленовую трубу.

7. Часть дотащить до лагеря.

Места под палатки нашлись быстро. Три тройки и одна двойка — вот и весь нехитрый лагерь.

5 августа. Акклиматизация.
Впереди спортивный выход в п. Напра до -520.
До горы Напра (2355 м.) идти 3,5 км. При хорошей погоде и небольшом грузе — 1,5 часа пути.
Мы несем 7 мешков до входной воронки, забираем пару длинных жердей для тента и сковородку для поджарки в старом лагере под горой.
Далее в планах спуск до зоны леса, но набежавшие с моря обезьяны (туман) разворачивают нас в сторону базового лагеря.
Спускаем транспортники вниз, легкий перекус и домой.

Начинаем помаленьку ориентироваться на Бзыби. Отсюда видно г. Чипширу, г. Химсул, г. Самолетную. Если нет облаков, то видно море.

Без треккинговых палок на Бзыби грустно. Если идти налегке еще можно, то с большим рюкзаком/станком нагрузки на колени становятся очень большими. Слишком уж неровный рельеф. Фонарики на ноги очень желательны. Иначе вездесущие колючки, роса утром и вечером и мелкий мусор не дадут покоя.

Погода на хребте изменчива. Днем обычно очень жарко, можно легко обгореть и получить солнечный удар.
После захода солнца становится холодно. Термобелье, носки, флиска, свитер и мембранная куртка с шапкой — обычный наряд после 21.00.

Два раза мы становились на вынужденную дневку. Один раз в базовом лагере, второй — под Кваншой. В дождь камни становятся скользкими, зачастую сложно ориентроваться в тумане, плюс, тратится очень много газа/бензина на сушку вещей.
Если дождь все льет и льет, то можно играть в «ублюдков» (на лоб каждому клеется кусок пластыря с названием его персонажа, который нужно отгадать), обмениваться пошлыми анекдотами по первому каналу с соседней палаткой и пить горячий чай с башкирской душицей.

GPS навигаторы и рации.
Очень нужные вещи наверху. Забить координаты перспективной дыры, записать трек от лагеря до лагеря, узнать высоту, заход солнца, азимут.
С собой были 4 гармина: 60, eTrex Legend Cx, 60CSx и 62S.
У eTrex'а были проблемы с поиском спутников в лесу при сброске.
62S порадовал поддержкой русского языка, магнитным компасом и барометрическим альтиметром.
С помощью 2-х раций LPD диапазона мы держали связь друг с другом. Рации были любительскими, и для связи приходилось подниматься повыше.

6 августа. Напра.
С мешком на брата рано утром вышли в сторону Напры.

У места вертолетной высадки

Под Напрой поставили палатку в воронке, поели, свернули лагерь и поднялись на гору со снарягой.

Фото у входа

Сегодня в планах подземная акклиматизация и заброска 4 трансов до подземного базового лагеря (ПБЛ) на -250 сразу после Седла, чтобы завтра сразу спуститься до ПБЛа -430. Фотоаппарат висел под мышкой под гидрокостюмом, потому доставался редко.

После акклиматизации.

Вечером этого же дня вылезли из дыры, поужинали и легли спать.

7 августа
Следующим днем дошли до глубины -430, поставили лагерь, поели и сбегали на -520 в грот Рака.

Незабываемые моменты натягивания мокрого гидрокостюма на еще теплый изотермик.

ПБЛ -430

Пещера Напра имени Ю. Зубени имеет глубину 970 метров при длине 3520. За подробностями отсылаю в википедию: http://ru.wikipedia.org/wiki/Напра. Наш маршрут 4 категории сложности заканчивался на -520 в гроте Рака.

Пара отчетных фотографий.

Рак местный, надувной.

Возвращаемся на -430. Ночуем.

Палатка для подземли — это чаще всего куб/параллелепипед из легкой синтетической ткани без дна. Сверху и снизу (если необходима защита от воды) натягивается полиэтилен. Куб растягивается за веревочки, дно устилается половинками обычной туристской пенки (половинка хорошо помещается в транспортный мешок).
Готовят и сушатся внутри. Спальники (только синтетические) обычно спаривают, чтобы было теплее.
Спят в изотермиках. Сырые вещи сушат возле горелки или на животе (лучше чужом :-)).

21:00
Вылезли на поверхность довольные и уставшие. В лагере -70 набираем воду. Топить снег наверху не хочется.

9 августа
Фотоаппарат изрядно запотел.

На снежнике.

Пару часов — и мы в базовом лагере.

В Напре был протестирован налобный фонарь «Взгляд дракона» от Divolux. Я доволен.
Смену (8 часов) на Duracell Procell отработать может (ближний свет, 2 уровень).Из нареканий:в фонаре образовался конденсат. Герметизация недостаточная, хотя под водой не был.

Треккинговые палки LEKI Makalu Khumbu — без нареканий. Отлично себя показали.
Ботинки Lowa Tahoe GTX. Крепкие и удобные. Правда, дополнительная защита носка была бы нелишней.
Сандалии Karrimor Dominica — хорошо держат на мокрых камнях.

Пока мы были в Напре, ребята почти прошли узкий меандр под названием Саксофон.

Вечером бравая тройка (Вася, Оксана и Леша) вернулась из забоя непривычно возбужденная. Нервно смеялись. Глаза блестели.
Оказалось, что на подъеме Леха сдернул веревкой неслабый камень в обхват, который, естественно, полетел вниз по колодцу навстречу оставшейся двойке в забое, чуть их не укокошив. Чудом спрятавшись в щели, их обрадовал голос сверху, что, мол, прячтесь, я поймал на себя еще один камень, держу его, прижав к себе, убегайте. Двух больших камней удалось избежать. Каскад уступов идет так, что под ногами много камней, и нужно пройти не одну перестежку вверх, чтобы дать команду «свободно!». Третий маленький камешек звонко летел вниз, но так и не достиг цели. Увидев какие камни добрый Леша спустил вниз, двойка от одного звука рикошета глубоко вошла в спасительную щель. Этой тройке определенно будет что вспомнить.

10 августа
Вдвоем с Серегой идем гулять по Бзыби с целью спуститься в найденные ребятами накануне две перспективные дыры.
Возвращаемся во второй половине дня, собрав немного горного чабреца.
Полудневка. Моемся и стираемся.

Пробую новый метод «сухой стирки» Оксаны Хакимовой.
Суть заключается в следующем: находится снежник, снимается верхний черный слой, белый снег натирается мылом. Одежда (лучше что-то мелкое, вроде носков) шкрябается об этот намыленный лед до тех пор, пока вещь не пропитается мыльной водой. Стираться лучше у тающего ледника в послеобеденное время, когда солнце высоко. «Споласкивание» производится на чистом месте. Если снег плохо тает, то его можно положить внутрь носков и оставить их на солнце.

Музыка.
Мой айпод не отыграл и 10 часов, как батарейка села.
Аккумулятор телефона и литиевый элемент в плеере успели зарядиться от бензинового генератора только раз. На следующей зарядке бензин уже весь кончали, работая перфоратором в забое. Лучше плеер на батарейках, чем на аккумуляторе. Как вариант можно взять usb-зарядку от АА батарейки. Без музыки в горах грустно. Особенно хочется ее послушать перед сном эдак через недельку тишины.

Ребята в дыре Б10-1 прошли одноу из узостей Саксофона.

11 августа
Прорыв! В 16.30 тройка я-Вася-Ксюша проходит узости Саксофона и вываливается в 25-метровый колодец. За ним еще уступ 10 метров!
Ощущения необычные. Любой шаг в сторону — первопроход. Здесь до тебя никогда и никого еще не было. Тысячи лет.
Уух! На дне второго уступа водобойная яма, далее несколько меандров (узких ходов). Куда дальше — не особо понятно.
При спуске в К25 замечаю балкончик на противоположной стене. Закачиваюсь маятником, свечу в узкий меандр. Ксюша видит мой свет. Ладно, здесь вроде тупик, правда что-то есть наверху, отмечаю, что нужно взять с собой лазерный дальномер и просветить потолок.

Вася счастлив. Пропускаем его вперед и выходим. Эстафету передаем Сереге и Инессе. Они делают топосъемку и переделывают штурмовую навеску на безопасную. Меняют перебитую камнями веревку.
У нас в лагере сидят питерцы. Они прилетели только что. Два разных лагеря (4 и 20+).

Вечером отмечаем день рождения Оксаны. Есть ракета, но запускать ее нельзя, т. к. могут прийти не очень хорошие люди с автоматами.
Обходимся бенгальскими огнями.

12 августа
Вода в лагере кончилась. Готовим завтрак из остатков, и я иду на снежник.
Комбез, снаряга, трансы, веревка, спуск. Пятнадцать мешков снега вытягивает бодрая двойка Леха-Серега, и о воде можно забыть на несколько дней.

Идем в дыру. Навеска переделана, ходить теперь безопасно, но до сих пор камнеопасно.
Пока ребята ищут путь дальше вниз, я закачиваюсь на уже знакомый балкончик и лезу скальником 5 метров вверх. Тупик. Не страшно.
Спускаюсь. Веревка коварно ложится в щель. Пять минут пускаю волны, пока она не вылетает. Путь наверх свободен.

На улице ветер и тучи.

Дядя Саня и Оля наведались в «большой» Питер и принесли гостинцы.
Хочу особо заострить на этом внимание.
Да, многие удивлялись и говорили, что первый раз видят зефир в экспедиции, хоть он и немножко умер в вертолете.
Но эта двойка принесла из соседнего лагеря лимон, попкорн и Zuko!
Это финиш. Не хватает только большой плазмы и кресла. Фильмы смотреть.

У нас проблемы с сахаром. Утренние кофеманы плачут о том, как им плохо без ложки белого песка. В лагере витают серьезные мысли сбегать до Напры (3,5 км) и раскурочить лабаз многолетней давности. Слава Аллаху, приступы слабости проходят. Кто знает, что там в лабазе? Может два самохвата и загидровка.

Стираю термобелье и носки. На что-то крупное уже не хватает терпения. Через час на леднике начинаю мерзнуть.

Суббота, 13 августа
Зарядил хоррроший дождик. Ветер. В лагере дневка. Все прячутся по палаткам и сидят в обнимку с горелками.
Нам определенно повезло с палаткой. Высокая трешка, в ней комфортно сидеть.

Поем песни, травим анекдоты, общаемся с соседней палаткой по рации.
Три человека должны были сброситься пешком сегодня, но погода вносит изменения в планы.
Вечером запускаем ракету. Туман надежно скрывает ее полет.

14 августа
Мокрое, туманное утро. После завтрака троица уходит в сторону моря. Удачной сброски.
Как мы узнали позже, их приключения на этом не закончились.

Надеваю еще влажные изотермик и комбез, и... вниз. Забо-о-о-ой! Забо-о-о-ой. Втыкаю в тройник возле генератора плеер и телефон.
Тянем кабель 220 В параллельно навеске. Экономим бензин.

Вася верно выбирает направление штурма и в 19:40 пещера валит вниз. Мерзкий 3-х метровый шкурник узок настолько, что нужно снимать снарягу и щемиться в комбезе. Позже это место будет названо Жерлом Любви. Пока же рабочее название — «очко демона».

Внизу большой 20-метровый колодец, далее уступ 6 метров и опять узкий меандр, заваленный крупными камнями. Пробуем выкатить один. Хрен там. Чуть не родили пока напрягались. Килограмм 200, не менее. Нужен крюк в стене напротив и полиспаст. Но это все завтра.

В 2-х метрах от забоя красивая натечка и сталагмит. Глубина по альтиметру — 130 метров от входа.

Фото у нового забоя

Работа сделана и пора выходить. У нас с собой один мешок, куда я добросовестно упаковываю перф, 2 аккумулятора, пробойные комплекты, снарягу и прочего по мелочи. Получается такая увесистая сволочь килограмм на 7. Первым лезу в Жерло ногами вперед и принимаю транс. Ага, щас. Транс не проходит в узость. Пихали мне его втроем минут пять. А внизу как назло трехметровый уступ с лужей, руками передать его сложно. Лежу на острых камнях на левом боку, под ними водичка, и тяну транс на себя.

Сложно сказать, от чего больше пострадал мешок. От прогулки в Напру до -520, где Серега вырвал ему на перетяге один люверс, или от 5 минут секса в этой узости. Жерло любви, ты свое название получило заслуженно.

Выходим в полночь. Темно и тихо.

Кончился бензин. Теперь мы без генератора.
Остались еще 2 аккумулятора для перфа, но этого хватит только на крючья.

Понедельник, 15 августа
И снова забой. Идем четверкой: я, Леха, Серега, Инесса.
Переделываем навеску, ворочаем камни.

С помощью кайла, молотка и такой-то матери частично освобождаем подступы к меандру. По звуку дальше большие объемы.

Перекус, работаем дальше, тянем камни полиспастом.На обратном пути иду последним и закачиваюсь в боковое ответвление. Все вываливается в общий зал.

Вася с Ксюшей и Натальей Ивановной дошли до «большого» лагеря ленинградцев и поискали дыры в окрестностях.

16 августа
Просыпаюсь в 7 утра, иду на соседний ледник за снегом. Это не для питья, а для стирки. Два полных двухслойных мусорных пакета, и теплая водичка вечером обеспечена.
На завтрак макароны с поджаркой и чай с привкусом гермомешка. Брр.

Наталья Ивановна и «банный» снежник.

Планы на сегодняшний день: сделать топосъемку дыры, забрать оставленные трансы и котелок.
В дыре сегодня Вася, Оля и Ксюха.

Снова дневка. Мылись, брились, стирались. Завтра выходим лагерем в сторону горы Кванша на 3 дня.

Леша с Натальей Ивановной готовят лагерь к консервации.Вечером все занимаются своими делами: Серега рисует разрез-развертку дыры, я штопаю свой комбинезон. Любви вчера ему тоже перепало.

17 августа
Вышли на Кваншу. Нас шестеро: Вася, Ксюша, Ольга, я, Серега, Инесса.Дошли до старого красноярского лагеря за три часа.

Над головой Васи надпись E=mc□.

Возле лагеря корыто. Вероятно для стирки.
К сожалению снега вокруг мало, и нам не повторить прошлогодних покатушек Оксаны по леднику на двери от самолета.

Вася торопится на крутом рельефе и получает еще один шрам на левой щеке.

Обустраиваемся на новом месте. В трещинах торчат ржавые швеллера — скальные крючья. Валяются обрывки одежды, резиновых сапог. Мотки ржавого троса.

Кушаем и двигаем налегке наверх. В сторону каменных кубов на хребте.

Вид сверху

На каменной башне.

Позади дыры, воронки, провалы, нагромождения камней, осыпи.

Вид на юг.

Возвращаемся мимо когда-то найденных и помеченных пещер.

Ксюша и дыра ЧК-88 22. В 1988 тут работали челябинские спелеологи.

Местами очень похоже на Азию.

Интересных мест хватает. В прошлом году Вася в воронке наткнулся на лежку охотника. Все в наличии: шкуры, крючки для мяса, шампуры, сетка-рабица, бутылки.

Ужинаем и готовимся ко сну. Резко холодает.
Красноярский лагерь хорошо выложен камнями. Соседняя палатка встала на камнях возле куста дурмана. Веселая им предстоит ночка.

Закат на Арабике.

Четверг, 18 августа
Дождь. Опять в палатке, опять играем. Готовим в тамбуре на бензине.
Вечером прогулялись до найденных в прошлом году дыр.
За водой ходим на снежник недалеко от лагеря. Туда же я притащил найденное корыто.

19 августа
Бензин и газ подошли к концу. После завтрака начинаем собираться обратно в базовый лагерь.
По дороге останавливаемся у перспективных дыр. Находим целый подземный городок с 3 входами, личным снежником и даже местом под палатки. Прекрасное место для возможной зимней стоянки. Забиваем координаты и идем дальше.

Недалеко находим большую трещину. Камень летит 3 секунды в воздухе и только на шестой секунде звук рикошета пропадает. Занятное место. Сюда определенно стоит залетать отдельным лагерем. Ольга намеревается перепрыгнуть эту длинную трещину в метр шириной. Через минуту пробных забегов до края, фальшстартов и истерик она наконец это делает. Да, Оля!

В лагерь доходим в 16:00. По пути видим «малый» питер и получаем массу удовольствия в зарослях колючек. Единственное спасение — высокие фонарики или очень плотные штаны. Хлобчатобумажные прокалываются на раз, что уж там говорить про термобелье. Доставать иголки из колен удручает.

Двойка Серега-Инесса опережают нас на 2 часа и, перепутав свежеприготовленную утром мамалыгу (кукурузную кашу) с трехдневной, выбрасывают ее на корм мышам. Двойка Леша-Наталья Ивановна, утром сварившая вкуснятину, негодует.

Ставим палатку, отдыхаем за каменным столом. Краем глаза замечаю внизу движение и, еще не успев сообразить, вижу мышиную мордочку, которая сразу же прячется в недра стола. Мда, прикормили на свою голову.

Полевые мыши возле мест стоянок — явление повсеместное. Ни один вечер на стоянке у п. Киндерлинская (им. 30-летия победы) на Зилиме не обходится без подготовки к ночной охоте на подлых грызунов. Почти каждый год спелеолагерь теряет коробку печенья или пряников. До наступления ночи активно собираются камни по поляне, и уже ночью при свете налобников им дают отпор. Оставленная в палатке или забытая в рюкзаке еда — почти 100%-я гарантия что мышь до нее доберется не смотря ни на что. Оксфорд, кордура, авизент — ей все равно.

День в горах близится к концу, но еще есть часа 3. Идем с Серегой к большой воронке в 200 метрах от лагеря. Она очень похожа на манеж цирка. Размеры — 20х30 метров, заросшие мхом окна, на дне тающий снежник и крутая осыпь на входе. Эту дырку мы заметили еще неделю назад. Обследуя дырки на дне, я пересекаю воронку по направлению к «окну» в 15 метрах над головой и вдруг слышу непонятный шум. Останавливась. Прислушиваюсь. Источник где-то справа. А справа стена. Сажусь. Звук усиливается. Подхожу вплотную к стене, заваленной щебнем. Слышу журчание воды где-то подо мной. Зову Серегу. Прислушиваемся. Улыбки на лицах. Бросаем все и начинаем откидывать щебень от стены руками.

Копаем 3 часа, только что откопанное место щедро заполняется щебнем сверху, но вода журчит так громко, что мы еще яростнее откидываем щебень.
Закат в 20:11, мы, уставшие и довольные, набираем добрые 100 метров по вертикали и спускаемся в лагерь. Задел на завтра есть, а это самое важное.

На ужин макароны с сыром, истории из пионерлагеря «да-нет-неважно», обсуждение лауреатов премии Дарвина и ночное наблюдение за спутниками.
Ночь. Леша выходит из палатки, и его тут же атакует бабочка с красными фасеточными глазами.

Суббота, 20 августа
Утром после завтрака вновь собираем вещи, перекус, газ, котелок, заварку и отправляемся в цирк.

Мы вооружены лопатой с ледника и 10-литровым пластиковым ведром из-под бензина-калоши.
Снежник на дне воронки начинает активно таять после полудня, и во время перекура я стираю в ручейке носки.

Над нами летают птицы, иногда прилетают мелкие камни. Работать в каске явно безопаснее — над головой 25-метровая отвесная стена.
Воробьи слетаются на ручеек искупаться. Эй! Мы оттуда воду берем!

Щебень копать ой как не просто. Лопата почти сразу отбраковывается. Откапываем большие камни руками, строим заграждения, чтобы не засыпало. После шести вечера спускаются Оля с Инессой. Работаем вместе. Еще два часа и темнота начинает обволакивать горы. При подъеме в лагерь оборачиваюсь и замечаю как из ущелья на долину начинают вползать призраки. Вот уши, голова, длиннющие руки. Обезьяны.

Каждый закат в лагере похож на кадры из фильма «Я — легенда». Все начинают снимать с веревок спальники, комбинезоны, теплые вещи и заносят их в палатки. Снаряга, сапоги — все убирается в тамбур. Подальше от росы.

21 августа. Последние дни.
Традиционно направляемся с Серегой к цирку. Сегодня у нас только 4 часа, чтобы пройти или не пройти. Во второй половине дня мы готовим лагерь к консервации.

Спустившись по осыпи, немного копаем. У стены образовалась дыра, куда может поместиться рука по локоть. Достаю фотоаппарат и делаю несколько снимков под камнями. На кадрах небольшой объем и лед. Работы еще непочатый край.

Понимаем, что за 4 часа сделать что-то серьезное мы просто не успеем. Вылезаем из воронки.
Альтернатива — поисковка в долине от цирка до обрыва, где начинается зона леса.

Вечером собираемся. Девчонки собрали полный котелок костяники. Вкуснотища! Едим ложками.
Леха божится, что видел колибри.

У Б10-1.

Собираем весь мусор в одной из воронок. Тут нашли последний приют мусорный мешок с засохшим лавашем, комбинезон Лехи, порванные сапоги Сереги. Фисташки и бенгальские огни. Экспедиция подходит к концу. Давай, давай, зажигай!

Леха обливает все это дело бензином и поджигает, едва не опалив нас.Что-то горит зеленым пламенем. Гадаем, сапоги это или лаваш?
Большое пламя завораживает. Мы отвыкли от костра, существуя только на горелках больше 3-х недель.
Необычно ощущать тепло всем лицом и руками, даже от этой большой чадящей кучи.

Мы сидим и смотрим на огонь. В нас просыпается что-то первобытное.
Поднимаюсь на камни в 20 метрах от лагеря и делаю фото огня на закате.

22 августа, понедельник. День тяжелый.
Сегодня у нас сброска. Пешая. 20 километров по исковерканному карсту, крутым склонам травянистых холмов, скользким тропинкам букового леса, папоротнику. Вниз. Вниз. Вниз. К реке Бзыбь.

Утром где-то у Напры шумит вертолет, но заплатить еще 50 тысяч мы пока не готовы.
Для того, чтобы ценить заброску вертолетом, нужно хоть разок сброситься пешком.

В 10 утра, навьюченные как ослики Иа, отправляемся.
Про сброску особо рассказать нечего. Падения. Коровы. Колючки. Туман. Ветер на хребтах.

К обеду выходим к кошу. Это летнее жилище абхазских пастухов. Херсона мы уже видели внизу, потому готовим горячий обед в коше. Хозяин угощает копченым сыром, вином и мацони (простоквашей). Очаг в коше находится внутри дома, и опять, завороженные, мы замолкаем у костра.

У огня постоянно трутся 2 котенка. Один черный, постарше, и трехцветный малыш. Оба нисколько не боятся открытого пламени и лежат в метре от пламени. Правда у мелкого оплавлены усы. Видимо нашел нужное расстояние опытным путем :-).

У Херсона есть свой хитрый барометр — большая шишка над калиткой. Перед дождем она закрывается.
Благодарим хозяина за гостеприимство и снова вниз. У родника набираем воду. Наконец появлись деревья, а с ними комары. GPS приемник выдает "поиск спутиков", дорога петляет между буками в три обхвата, и путь наш продолжается.

Буковый лес расступается. Дальше следует то, чем запомнилась экспедиция одному из ее участников в 2010 году. Вьетнам. Мы на папортниковой поляне.

Во время обеда шел дождь, и обещанный трехметровый зеленый кошмар лежит поверженный водой. Он поднимется. Но мы будем уже далеко.
Идем первой тройкой и собираем воду с листьев сначала правым боком, а затем левым. Тропа узкая, земля мокрая, идти далеко. Палки цепляются за папоротник, воздух застыл влажной стеной, связь с замыкающим по рации. Они где-то там позади, наверху, но в этих джунглях услышать или разглядеть их невозможно.

Тропа виляет еще пару раз, и мы вновь на лесной полянке. Перекус, растяжка, подсчет потерь: несколько падений и погнутая палка.
Сегодня нам еще подняться в «вентилятору», сбросить сотню-другую и встать лагерем в подходящем месте.
У вентилятора ждем всю группу, разводим костер, греемся. Уже пройдено около 16 километров. Еще чуть-чуть на сегодня.
Окончательно стемнело. Идем при свете налобников. Через час встаем лагерем у заброшенного коша. Ужин. Костер. Сон.

23 августа. Бзыбь.
К полудню доходим до подвесного моста через реку Бзыбь. По очереди идем купаться, далее двойка Вася-Леша идут договариваться с водителем газели.
За предыдущие 20 дней в горах я мылся три раза. Три. Видеть перед собой столько «жидкой» воды, которую не надо искать и топить — просто неописуемое удовольствие. Цвет необыкновенный сине-зеленый. Вода очень холодная, но это меня не останавливает. На мост в сотне метрах ниже по течению периодически выходят люди, но это неважно. Как же здорово быть снова чистым! На берегу кипятим воду и завариваем чай с нашей душицей. Легкий перекус. Жизнь прекрасна.

Ну, а далее мы пролетаем десяток километров до Псоу, без проблем переходим границу, ловим автобус до Адлера.

Ах, да, небольшой инцидент, машина в соседнем ряду не пропустила наш автобус, на что водитель вытаскивает из бардачка травматический пистолет и идет типа «расстреливать» наглеца. Тот по газам. Нормально.

Адлер неприветлив своими стройками и пробками, но все проблемы куда-то пропадают, когда после магазина мы доходим до дома дяди Вани. Горячий душ, чистая одежда, вкусная еда, ряженка, фарфоровые тарелки и металлические приборы, электрический чайник, деревянные скамейки, лампа над головой и теплый южный вечер...

Экспедиция окончена.
Следующие 4 дня мы купаемся, загораем, покупаем сувениры, гуляем по Хосте, исследуем курортный городок. Одним словом — разлагаемся.
Долой термобелье, палки и треки, прощайте холодные ночи и дивные закаты. Мы с вами еще увидимся. Но уже в другое время и в другом месте.

Участники экспедиции:
Май Инесса, Уфа
Михайлова Ксения, Челябинск

Уфа,
1 августа—6 сентября 2011 г.

Фотографии мои, Алексея Чигвинцева, Сергея Рычагова.

P. S. Хочется выразить большую благодарность уфимскому спелеоклубу им. В. Нассонова за организацию и техническую поддержку, Василию Савинову за руководство, Оксане Хакимовой и объединению «Диалог-Конверсия» за футболки членам экспедиции, Николаю Лазареву за перфоратор, и всем участникам — за то незабываемое время в наших хоть и небольших, но горах. Девушкам — за то, что вы скрасили наше пребывание на земле и под землей. Без вас эта экспедиция была бы совершенно иной.

Горы, до новых встреч.

Полная версия отчета с видео доступна по адресу http://1k.livejournal.com/43705.html.