Весенние Фиштишисты (30ка с восхождением на г.Фишт май 2012)

Пишет YNB, 25.05.2012 00:19

В мае этого года я и мои друзья решили снова посетить Кавказ и пройти всем (ну или почти всем) известный маршрут - 30ку. Буду очень рад, если этот рассказ поможет тем, кто решит повторить наши подвиги.
Не буду утверждать, что наш маршрут в точности повторяет знаменитую классическую 30ку, но по сути это мало что меняет.
Весенние Фиштишисты (30ка с восхождением на г.Фишт май 2012, Альпинизм, адыгея, лагонаки, фишт.)

Итак:

Сроки:
30 апреля 2012г - 04 мая 2012г

Маршрут:
г. Майкоп - кордон Лагонаки Кавказского Биосферного заповедника - плато Лагонаки - Яворова поляна -
- пер. Гузерипль (НК) - пер. Армянский (НК) - приют Фишт - вершина горы Фишт (1Б) - приют Фишт -
- пер. Белореченский (НК) - пер. Черкесский (НК) - кордон Бабук-Аул - пос. Солохаул - пос. Дагомыс

Пройденное расстояние:

Если считать по GPS, который пишет каждое топтание на месте, то:
1й день 22,24км

Реально конечно же меньше
Курвиметром по карте 74км

Участники:

Батурин Юрий Ленининградская. обл.
Беликов Михаил Ленининградская. обл.
Макарова Анна г. Колпино

Опыт горных походов:

с каждым разом всё больше и больше.

Дорога

Питер - Краснодар - Майкоп - Лагонаки

днём 29го апреля мы вышли из поезда на вокзале города Краснодар. Пройдя через привокзальную площадь мы попали на автовокзал и автобусом уехали в город Майкоп.
Автобусы ходят достаточно часто, людей на вокзале всегда много и есть очередь в кассу за билетами, но сесть на автобус проблем нет. даже если вы не успели купить билет, то можно подойти к водителю и он найдёт вам места. (Лучше всё-таки брать билет, тогда вы будите ехать с каким никаким , но комфортом, а не на откидных сидениях или кожухе от запаски).
Добравшись до Майкопа мы не пробыли на вокзале и пяти минут. Там же взяли машину и поехали в заповедник. водитель при этом спрашивал, когда мы поедем обратно и предлагал нас забрать, но узнав, что мы идём через горы к морю, немного расстроился.
Дорога до Лагонаки проходит по живописным местам, повсюду автобусы с туристами, осмотр водопадов, каньона, а так же рафтинг и т.п.
Приехав в Лагонаки мы выгрузили рюкзаки возле ПСП МЧС и попрощавщись с водителем пошли навестить спасателей.
В ПСО можно зарегистрироваться, получить полную консультацию по маршруту, его состоянию, снежной обстановке и посмотреть подробную схему маршрута. На ней обозначены все ключевые точки с координатами и азимутами.
Для тех, кто идёт по маршруту в первый раз вещь очень полезная.
Там же в ПСП мы спросили, где можно встать на ночёвку. Дело в том, что время уже шло к вечеру и выходить на маршрут не имело никакого смысла. Дойти до темноты до удобного бивака в заповеднике мы бы всё равно не успели, а платить деньги за лишний день нахождения на его территории не хотелось.
В Лагонаки встать на ночёвку можно пройдя чуть выше по дороге от ПСП и свернув вправо в лес вверх по склону. Там есть много полянок разного размера и поставить полатку не проблемма. Единственное неудобство это отсутствие воды, которую надо набрать заранее внизу. Мы набрали воды зайдя на ресепшен в красивый отель, который находится там же у дороги. Несмотря на его пятизвёздность, нам не отказали. После чего мы поужинали и улеглись спать.

День 1й.

пер. Азишский - кордон Лагонаки - Плато Лагонаки - хребет Каменное Море - Яворова Поляна - пер. Гузерипль - пер. Армянский

От ПСП до КПП заповедника 1,5 км по асфальтовой дороге. Она проходит через перевал Азишский, с которого открывается вид на лагонакское нагорье (плато Лагонаки). напротив перевала на скальных стенах полно надписей в формате "здесь был Вася". руки бы оторвать этим писателям.

Стоимость нахождения в заповеднике 150р в сутки с человека. Вероятность того, что на выходе в Бабук-Ауле у вас проверят блеты очень высока, тогда придётся объясняться с егерем. Что бы не портить себе впечатление от похода лучше если пропуска будут в порядке. Их, кстати, могут проверить и егеря в самом заповеднике.
Оформив документы минут за 20, мы двинулись дальше. Сначала дорога шла по лесистой местности до так называемой "2й смотровой", это скалистый обрыв, с которого можно сделать несколько красивых фотоснимков.
Далее дорога выходит на плато и ведёт вас в сторону Оштена.

Вот тут вам и могут пригодится те азимуты, которые указаны на схеме в ПСО, особенно если опустится туман. Дело в том, что двигаясь по плато можно уйти немного влево (что мы, кстати, по дурости своей и сделали) и не попасть в так называемую Инструкторскую щель, уперевшись в хребет Каменное море.
Хребет каменное Море по сути обрвыистый берег самого Плато. Под ним внизу идет дорога от Гузерипля. В этом хребте есть несколько проходов с Плато вниз. Инструкторская щель это как раз один из таких проходов.
Плутать по Каменному морю можно долго, там лабиринт ещё тот. в конечном итоге вы или спуститесь с него на асфальтированную дорогу, ведущую от Гузерипля или будите беспомошно смотреть с хребта вниз с его достаточно крутых склонов рискуя свернуть себе шею.

Каменное Море
Мы шли по плато забирая вправо к Оштену, но всё равно недостаточно и в конце концов пересекли Каменное Море по маленькому ущельецу, после чего спустились по лесистым склонам к Яворовой поляне. Она находится в самом конце дороги от Гузерипля. На эту же поляну можно попасть пройдя через Инструкторскую щель. Разница лиш в том, что через неё можно более простым способом не сильно теряя в высоте пройти по склонам Оштена к перевалу Гузерипль и далее к перевалу Армянский.

спуск с хребта Каменное море. Справа вдали перевал Гузерипль по центру гора Гузерипль

Многие идут к Фишту именно от Гузерипля. Это ближе и проще. БольшАя часть пути проходит как раз по той самой асфальтированой дороге и пешеходная часть маршрута начинается уже от потом. Добравшись до приюта Фишт и сходив на него народ возвращается тем же путём.
От Поляны до перевала Гузерипль есть тропа, ещё более натоптанная и к тому же отмеченная знаками на стволах деревьев. Заблудиться невозможно.

Таким образом, мы фактически прошли часть маршрута по варианту "от Гузерипля". Если мне не изменяет память, то классическая 30ка как раз от него и начинается, но сейчас это не самый интересный вариант, потому как идти по асфальту рядом с автомобилями как минимум скучно, хотя места там красивые. Вариант от Лагонаки на мой взгляд более живописен. к тому же есть возможность, если позволяет время, сразу по ходу маршрута зайти на Оштен, прямо с Плато и уже потом двигаться в сторону перевалов Гузерипль и Армянский или же вообще свернуть к Фишт-Оштенскому перевалу и выйти к приюту Фишт с другой стороны.
Поднявшись с Поляны по отмеченной тропе мы потихоньку приближались к перевалу Гузерипль.
в это же время параллельно нам, по правильному маршруту, шла группа москвичей. возле перевала мы встретились. Времени уже было порядком, что то около шести вечера и обе наши группы уже начали подумыать о том, что бы заночевать на перевале или под ним. Но там дул такой холодный ветер и солнце тоже уже скрылось за Оштеном, что и они и мы всё-таки решили попытаться дойти в этот день до приюта Фишт. (Сразу скажу что нам это не удалось).
Сделав несколько снимков мы стали спускаться с перевала. Вот здесь мы накосячили второй раз. Дело в том, что от перевала Гузерипль до перевала Армянский тропа идёт практически под стенами Оштена и выходит к Армянскому первалу. Для тех, кто идёт маршрут летом, сложностей никаких нет, тропа видна хорошо, а весной ещё полно снега и приходится ориентироваться по чужим следам. В нашем случае мы встретили только следы медведя, который прошёл там часа полтора назад и его целью явно не был перевал Армянский.
А вот москвичи, которых мы обогнали на перевале Гузерипль, шли уже по нашим следам и само сабой влипли вместе с нами. Забрав по склону ниже чем следует, сил на подъём уже не осталось, да и времени тоже. Пришлось встать на ночёвку под Армянским не дойдя до него метров 300. В этот день мы отмахали (по GPS) около двадцати пяти километров, стоптали ноги по самые уши и устали как .... , а что самое забавное, что всё это время у нас был правильный трек и полное описание маршрута. Но считая, что 30ка маршрут простой и очевидный, мы нажили на свою голову (да и не только на неё) все эти проблеммы. Вместо того, чтобы идти от Лагонаки на одной высоте порядка 1800-2000м и прийти к Фишту за один день, мы нарезали пилу с перепадами в полкилометра и завалились спать там где пришлось. (площадок под лагерь между перевалами очень мало, рельеф наклонный, опять же, медведи шастают). Спали как убитые.

День 2й.

пер. Армянский - приют Фишт

Этот день был самым простым. Утром мы бодрячком поднялись на Армянский перевал, после чего так же бодрячком с него спустились. Снега на склонах много и по тропе идти нет смысла. проще съезжать по ложбине глиссируя как на лыжах. учесть только что по ложбине течёт ручей под снегом и можно в него сковырнуться проломив свод.
вид на Фишт и приют с пер. Армянский

На берегах реки Белой снега ещё больше. Буки стоят в проталинах приличной глубины. От указателя "г.Фишт-г.Оштен" возле мостика видна только макушка. Такая же картина и перед приютом.

На приюте мы застали всего одну группу. Они в этот день уже каким-то образом (наверное бегом) успели сходить на Фишт и отдыхали. Был полдень.
Располагаться в домиках мы не стали. Поставили палатку на снегу на краю поляны возле большого камня. Оставшуюся часть дня гуляли по окрестностям и отдыхали.

После обеда пришли москвичи. они на Фишт не собирались, потому не особо спешили. На следующий день хотели выдвинуться к Белореченскому перевалу.
К вечеру пришла ещё одна группа со стороны Армянского перевала. Это были 5 человек из Ярославля. Что самое интересное, они были с велосипедами. Я бы не сильно удивился летом, но сейчас.... в мае на велосипеде там не то что ехать, его просто катить и то проблемма. На следующий день они так же собирались уходить с сторону моря.
На гору кроме нас никто завтра не собирался.

День 3й.

приют Фишт - г.Фишт - приют Фишт.

Поднялись мы в 5 утра. завтракать не стали, попили чаю и часов в 6 выдвинулись наверх. Аня с нами не пошла, осталась досматривать сны.
Классический (самый распространённый) маршркут на Фишт проходит по реке белой вверх, затем по склону до Красных скал, далее на ледник, гребень, и к вершине. Мы не стали изобретать велосипед и пошли так же, как все нормальные люди.

Снега в этом году было много. от самого приюта до вершины можно было пройти ни разу не наступив на голый склон или скалы. снег слежавшийся и утром покрыт достаточно прочным настом, но начиная часов с десяти - одинадцати утра уже перестаёт держать и надо успеть к этому времени подняться. Идти удобнее в кошках всю лорогу, хотя народ ходит и без них. Ледоруб тоже не помешает хотя, опять же, многие обходятся палками. Могу сказать, что я пару раз слетел со склона и хотя падать там особо некуда (не считая тропы по гребню), но когда повисаешь на темляке воткнутого в склон ледоруба, приятного мало.
На гребне так и подавно, лучше держать его наизготовку. К тому же в этот день наверху дул сильный ветер и стоять твёрдо на ногах порой было сложновато.
Гребень Фишта

Ледник был покрыт толстенным слоем снега, что даже не понятно где он начинается. трещины все были засыпаны и снег плотный, так что мы не связывались. Даже выход на гребень не представляет труда из-за отсутствия берга, ну разве только что склон крутой.

Тем не менее до вершины мы добрались без приключений.
Вид на Оштен и перевал Армянский
отсняли панораму, запечатлели себя на фоне Лунной Поляны и повалили вниз.
Вид с гребня в сторону перевала Черкесский

Когда вернулись на приют, то застали там "смену караула". все группы ушли, зато на приют заселились участники альпиниады. Их было человек 30, из разных городов. Они тоже собирались на гору, но только на следующий день, а пока налаживали быт, откапывали туалеты, взяв у нас лавинную лопату и проводили занятия по зарубанию на склоне. Лопата, надо сказать была очень востребована и постоянно кочевала из рук в руки, благо применить её было где.
К вечеру подошли ещё 6 человек из Пскова. они не стали селиться в домик и встали возле тремя палатками.

День 4й.

приют Фишт - пер. Белореченский - пер. Черкесский - Холодный Ключ на Весёлом спуске

Это был очень долгий день. Нался он с того, что мы искали тропу к Белореченскому перевалу. Искали мы её правда недолго, но можно было обойтись без этого. проще всего выйти на неё поднявшись по склону вверх прямо за приютом в сторону вершины горы Фишт. Она обозначена метками на деревьях. Летом тропу отлично видно, а все эти сложности есть только весной, когда полно снега. Наткнувшись на следы велосипедистов, потерять тропу было уже невозможно.
Тропа к перевалу идёт под скальными склонами Фишта, сначала по лесу, а затем выходит на открытое пространство.
На Белореченском перевале кроме знака, есть ещё памятник погибщим воинам. А на склоне горы Белореченская стоят балаганы. Гора Белореченская входит в систему Главного Кавказского Хребта. Через неё и далее по хребту через вершины Малая Чура, Большая Чура и Ачишха проходит маршрут до Красной поляны.
После перевала тропа так же идёт под склонами массива Фишт и выходит к балаганам под Черкесским перевалом. Если хочется съэкономить время, то к балаганам спускаться не надо. можно пройти непосредственно под стенами Фишта пройдя над большой котловиной и выйти в направлении перевала Чигурсана, который ведёт к Лунной Поляне, а от него уже свернуть на Черкесский. Перевалы находятся практически рядом. Хорошим ориентиром служит вершина горы Маврикошка.
гора Маврикошка и пер Черкесский

виды по пути

Если идти в два этапа, то можно остановиться у балаганов на ночёвку, сделав следующую ночёвку уже на приюте Бабук-Аул.
После Черкесского перевала мы продолжили двигаться по обозначенной тропе, по которой за день до нас прошли уже две группы включая велосипедную. Тропа петляет по склона заросшим буками и пихтами. Внизу течёт река Бушуйка, приток Шахе.

Граница Адыгеи

Ключевыми точками маршрута являются: Большой камень, который расположен на границе Адыгеи и Краснодарского края, и так называемая поляна Стадника, сразу за которой начинается Весёлый Спуск.
Поляна перед Весёлым Спуском

После начала движения по Спуску встать на ночлег можно только у Холодного Ключа. Тропа на Спуске идёт по достаточно крутому склону поросшему лесом. перепад высоты до конца спуска (Холодный Ключ это ещё не конец) порядка 1км. именно по этой причине идти 30ку удобнее из Адыгеи к морю. Высота Лагонаки 1700-1800м нум, высота Бабук Аула 500-600м нум. Эту разницу больше километра, не считая перепадов на самом маршруте, лучше пройти сверху вниз, а не наоборот.

Дверь в лето

Часам к шести вечера мы добрались до Холодного Ключа. Это большая поляна с оборудовонным костровищем и скамейками из брёвен. Сам ключ это небольшой ручеёк вытекающий из склона горы. Раньше он был оборудован для того, чтобы удобно было набирать воду, сейчас там всё пришло в упадок.
Нам пришлось долго чистить от листьев и веток углубление для забора воды в русле ручья.

Поставив палатки и поужинав, мы улеглись спать. Полночи на поляне ухали совы, гоняясь друг за другом (весна однако). пришлось вылезти и погрохотать котелком, что бы они нашли себе другое место, лес большой, а поляна одна.

День 5й.

Холодный Ключ - кордон Бабук-Аул - приют Бабук-Аул - пос. Солохаул - пос. Дагомыс

В этот день нам предстояло много ходить. Сложность была ещё в том, что в самый первый день похода я навернулся в какую-то дыру в снегу и повредил связки на колене. Умудрился с этой травмой дойти до Фишта, взобраться на него и пройти остаток маршрута. но вот в 4й и 5й дни сгибать ногу было уже сложно, приходилось подгадывать шаг таким образом, что бы вставать на прямую ногу. Всё это резко замедляло темп. Последний автобус из Солохаула уходит около десяти часов вечера, но уезжать надо на предидущем, семичасовом, иначе приехав в Дагомыс к полуночи, искать ночлег в темноте будет непросто. Топать от Ключа до Солохаула неблизко. после приюта Бабук-Аул устроить лагерь уже негде, дорога там проходит вдоль реки Шахе и представляет собой полку на её обрывистом берегу.
Кордон Бабук-Аул

До кордона мы добрались достаточно быстро. Дом был пуст, на пасеке и в саду тоже никого не было. Спустившись к Шахе, мы перешли её по подвесному мосту и через некоторое время добрались до приюта, на котором тоже никого не было. Дальше маршрут проходит по грунтовой дороге и хотя деться с неё совершенно некуда, он всё равно отмечен метками на деревьях. Теперь можно было позавидовать велосипедистам, которые до этого таскали велики на себе, а теперь находились в более выгодном положении.
Подвесной мост через Шахе

Где-то посередине пути мы повстречали егерей на УАЗе, вот тут то нас и попросили предъявить билеты и были очень рады, что мы законопослушные граждане и документы у нас впорядке. Самое интересное, что со стороны Бабук-Аула никто билеты не продаёт, по крайней мере в это время года. "Обилетиться", как мы поняли, можно только заранее в Краснодаре в офисе администрации заповедника.

По пути дорога пересекает несколько ручьёв, через которые можно перейти пешком, через самый большой перекинут подвесной мост. Ручьи стекают со склонов небольшими водопадами, скалы в этих местах отполированы до блеска. Последний подвесной мост находится в посёлке Шахе, от которого до Солохаула около двух километров.

До Бабук-Аула сейчас собираются строить дорогу, в данное время геодезисты проводят разведку. По пути нам повстречалась небольшая буровая установка.

Добравшись до Солохаула, мы расположились на автобусной остановке и больше уже никуда не ходили. Рядом есть небольшой продуктовый магазин, можно пополнить запасы.
В 19.07 мы загрузились в автобус и поехали к морю. Стоимость проезда 135 руб за троих с вещами (это так, на всякий случай).
Приехав в Дагомыс, мы поставили палатки прямо на пляже, благо отдыхающих в мае немного. Поиском жилья решили заняться утром на свежую голову.

Оставшиеся 2 дня мы жили в Дагомысе в доме на Фестивальной улице, купались в море, загорали и гуляли по городу. 5го мая утром мы встретили велосипедистов, правда мельком и пообщаться не удалось, они ехали на железнодорожную станцию, что бы сесть на электричку до Сочи. В Дагомыс они скорее всего приехали за день до нас. Утром 7го мая мы поездом из Лоо отправились домой в Питер. На этом наш поход закончился.