Замин-Карор 2012: альпинизм "по-таджикистански"

Пишет RMF, 19.07.2012 14:38

В заключительный день марафона на стене Замин-Карор находятся две команды. К 12-ти часам команда Томской области прошла 10 веревок маршрута Галицына 5Б, одесситы двигаются по Лаврухина 5Б и прошли пятую веревку.
фотографии Татьяны Парфишиной
Замин-Карор 2012: альпинизм "по-таджикистански" (red fox, vento, технический класс, чемпионат россии)

В течение трех недель мы наблюдали за успехами и поражениями команд, которые соревновались на территории республики, богатой интересными горными районами, хорошо известными альпинистам из разных стран, но мы мало знаем о развитии этого спорта в Таджикистане.

Серию репортажей с соревнований завершает интервью с Анатолием Шариповым, который в двойке с Тимуром Джурабаевым выступал за принимающую сторону на Замин-Кароре:

Мы представляем горно-спортивный клуб «Ахба». Тимур Джурабаев среди нас имеет максимальный опыт восхождений, хотя, конечно, не такой как у российских команд, представленных на соревнованиях. По национальности среди нас таджиков нет, так что правильнее нас называть таджикистанцами.

Я участвую в соревнованиях потому, что больше некому.
Практически все серьезные восхождения мы сделали вдвоем с Тимуром. У нас страна маленькая и альпинистов практически нет. Мы не смогли найти человека с подходящей альпинистской квалификацией, который был бы вторым вместо меня.

Для нас это совсем новый опыт
, и главная задача – посмотреть, что здесь происходит, как это выглядит изнутри, какие правила и тактику применяют команды, то есть набраться соревновательного опыта, чтобы знать, в каком направлении работать.

У моего клуба есть лицензия на организацию туристических поездок в горы. Работаем в качестве гидов с русскими и европейцами, возим в интересные районы, на Памир, в Фаны, совершаем восхождения. К счастью, с каждым годом видна динамика, количество клиентов растет.

Таджикистан – горная страна, и было бы глупо упускать возможность и не развивать здесь альпинизм,
но, как и в любом похожем районе, местные жители здесь не ходят в горы.

Когда-нибудь возникнет вопрос подготовки инструкторов, и мы организуем себе возможность приехать в Россию.
Пока такой задачи не стоит. Но мы сотрудничаем с Виктором Ивановичем Иголкиным из Магнитогорска. Он будет проводить сборы в Варзобе, и несколько человек, в том числе Тимур, поедут туда учиться.

Варзоб хорошее место как для новичков, так и для разрядников.
Сервиса там никакого нет. Есть помещение для склада, организована кухня и места под палатки. Но что касается альпинистской составляющей, она достаточно развита. Там есть хороший учебный скалодром и рядом несколько популярных обхоженных районов с готовыми описаниями. Маршруты - до «пятерок».

Много лет назад я был на сборах в этом районе у инструктора Александра Одинцова.
И я рад, что во многом благодаря его работе и продвижению этого района как места проведения соревнований, русские альпинисты вновь обратили внимание на Замин-Карор.

Несмотря на то, что альпинизм в нашей стране совсем не развит, Федерация альпинизма Таджикистана существует у нас не формально. На своем уровне они стараются как-то продвигать спорт, проводят соревнования по скалолазанию, построили скалодром в городе. Президент Федерации Виталий Шакиржанов выпускает описания маршрутов. Есть хороший путеводитель по Варзобу. Работа не стоит на месте.

Такой динамики развития спорта как в России у нас пока быть не может
. Мы еще от прошлых своих проблем не отошли. Многим сейчас не до альпинизма.

На этих соревнованиях у нас нет амбиций вылезти повыше.
Понятно, что пока мы не можем составить конкуренцию российским командам. Здесь мы видим, что называется, "большой спорт".

Помимо развития спорта, занимаемся промальпом.
На поездку сюда заработали себе сами. Кроме того, у меня единственный в Душанбе магазин снаряжения. Конечно, я заинтересован в том, чтобы как можно больше людей в Таджикистане занималось альпинизмом, и приезжали спортсмены из других стран.

Мы в состоянии сами обеспечить себе поездки в горы и, если нужно, организовать соревнования. Мне ни перед кем не надо отчитываться и спрашивать, на что тратить или не тратить деньги, как это бывает у чиновников. Умение зарабатывать, организовывать процессы во мне воспитал именно альпинизм.