Пик Ленина 2012, или как потенциально возможное становится свершившимся…

Пишет Splean, 31.07.2012 22:42

ПАМИР, июль 2012 года.

Пик Ленина 2012, или как потенциально возможное становится свершившимся… (Альпинизм, восхождение)

Пик Ленина — горная вершина, расположенная на границе Киргизии и Таджикистана. Один из «семитысячников» — высочайших вершин бывшего СССР. Одна из высочайших вершин Центральной Азии, находящаяся в горной системе Памира. Высота 7134 метра.

Начну немного издали. Эта экспедиция планировалась мною в 2011 году, но тогда она не состоялась. Сильно заранее были куплены билеты в Ош, два раза схожен для разминки Эльбрус с севера, докуплено и испытано недостающее снаряжение… Все было готово, а вылететь не получилось.

Когда я сообщил об этом Алле Тузовой, причем она уже сидела в аэропорту, то Алла была мягко говоря удивлена. Алла - организатор и гид, идейный вдохновитель этой поездки, очень известный в мире альпинизма человек. Ее еще часто ласково называют Барсовна. Возможно, потому что она Снежный барс, а отчество у нее Борисовна))). Кроме того Алла инструктор по горным лыжам и прекрасный человек!.

Я конечно тогда заверил ее, что будет 2012 год, и все будет… но ведь в 2012 можно было сходить что-то еще. Эх… мечты. А они тогда сходил пик Ленина, о чем на риске есть хороший отчет.

Наверно, в этом году экспедиция состоялась благодаря тому, что она не вышла в прошлом году. Выглядеть совсем уж брехуном не хотелось))). Это как в том анекдоте, когда сын спрашивает у отца: «папа, папа, ты обещал сходить в зоопарк! Сынок, отец сказал, ОтЭц сделал!

Вот так нами часто движут не внутренние желания, а необдуманно взятые (пусть часто надуманные) обязательства.

Я не могу сказать, что этот год фанатично тренировался, но все же старался не сидеть плоско. Объем по бегу порядка 50-70 км в неделю выдающимся не назовешь, но для меня это было не плохо. Личный вес в районе 108 кг и тяжелоатлетическое прошлое сказывались. Слава Богу, несмотря на присед в юности под 300 кг и занятия горными лыжами, коленки я сберег в целости. Задача на межсезонье была укрепить связочки, вбегаться, раздышаться и по возможности немного скинуть вес. Скинуть вес почти не вышло, с остальным вышло лучше))).

Самара находится в центральной России (Поволжье), даже пересеченную местность найти не просто – почти лепешка, так что я еще бегал (ходил) на соседнюю 16 этажку. Романтично, блин! Ну этак этажей по 100-150 за раз и так через день. Соседи смотрели странно - взмыленный чувак вверх вниз бегает - зрелище не для слабонервных.

Еще было несколько тренировочных выездов на Эльбрус… Точнее два – в марте дней на 12 и в мае недели на две. В марте Гору сходить не удалось – как раз было начало марта, погоды вообще не было, огромное зеркало над Пастухами… и та жуткая история с Машей Хитриковой и Денисом Лисовым.

Погоды настолько не было, даже до Пастухов гулять было неуютно – я однажды шел вниз просто по навигатору и даже ног своих не видел. Если случайно сошел с тропы от ратрака – то по пояс провалился, кое-как вернулся и дальше - на ощупь…

А вот в мае очень даже хорошо походил. Первоначально я хотел в забеге Red Foxa поучаствовать, но потом решил не рваться, и просто гулять. Хорошие сборы получились, народу много собралось, все тепло и по-домашнему. Ребят скайраннеров много было: Виталя Шкель, Жанна Вокуева… да что говорить – много всех было))).

Оксана Морнева из Сочи в это время готовилась к своей экспедиции на К2 и мы провели это время в совместных выходах. Сначала у нее были ребята- клиенты (сборная группа - кострома, сургут, одесса) и мы с ними зашли, а потом прибились к группе Олега Кравченко, еще и с ними сходили. Ну и одни конечно тоже побродили.

В итоге: несколько выходов на седло, два раза Западная, крест хотелось, но погодка чуть нестабильная была… забоялся. В общем, так увлекся, что на квалификацию на вертикальный километр вниз не спустился и забег прошел мимо. Я особо и не расстроился – все равно у меня быстрее 5-5,5 часов не получалось. Правда это в высотных Замберланах и не с пустым рюкзаком. Ну все равно, иллюзий у меня никаких не было))).

Я так подробно остановился на событиях перед экспедицией, чтобы осветить свою подготовку – мне часто инфы не хватало, насколько нужно упираться в тренировках. Понятно, что много не бывает, но все же. Я где-то на просторах риска читал рассуждения - можно ли сравнить Эльбрус два-три дня подряд с восхождением на пик Ленина.

Разные ответы были, теперь я могу добавить свой ответ - сравнивать это нельзя. Даже три Эльбруса подряд - это проще чем сходить Ленина.

За две-три недели до выезда я бросил все – ну конечно кроме пива))). Так я поступил по совету Абу Ольмезова - первого балкарца, восходителя на Эверест. Мотивировано это тем, что выход на пик формы и перетренированность снижает иммунитет, а заболеть на высоте можно от одного чиха. Выздороветь же там практически невозможно. Две-три недели отдыха перед экспедицией дают пресловутую суперкомпенсацию ну и главное психологическую свежесть перед тяжелой пахотой.

Снаряжение собрано, с Аллой согласованы вопросы по продуктовой раскладке, по высотным палаткам, по какой-то другой снаряге. Все окончательно срослось и появилась ясность – поездке быть. Причем после некоторого размышления обратные билеты я купил аж на через месяц – не хотел быть ограничен во времени, а работу раскидал (частично забил) и решил уделить часть своей жизни этой Горе. Конечно я знал что три недели – обычно хватает, но… Поменять билеты на пораньше всегда можно, а вот дергаться из-за раннего самолета в мои планы не входило. Слишком много я прочитал рассказов о том, как людям не хватало буквально одного двух дней.

Итак, экспедиция стартовала 1 июля, поэтому финал ЧЕ по футболу я смотрел не в родном городе на полутораметровой плазме, а в гостевом доме в Оше в рыбьем глазу размером 15 на 15 см. Ну и хорошо, болел-то я за итальянцев, не так обидно было… Но это уже история.

Группа, с которой я должен был идти, прилетела рано утром и их успели забросить в базовый, так что я был один… в чужой стране, без сом (киргизские деньги) и соответственно пива… Сейчас зарыдаю только от воспоминаний!

Основной костяк группы состоял из уральских ребят – из славного города Екатеринбурга. Еще была девушка Ирина из Сочи, взрослый мужик Фанил из Горячего ключа (Краснодарский край) и я - из Самары. Как я говорил, нашим первым гидом была Тузова Алла, а дополнительных она планировала подключить на месте.

Представитель встречающей стороны от Азия тур Тревел - Гриша, заехал за мной в семь утра местного, а по Самаре (Москве) это было только 5 утра – я в это время вообще еще не живу, так что Азия, Ош, базар – все прошло мимо и воображения не потрясло. Заметил, что грязно, бедно… ну и пожалуй все… Пополнил впечатления я только после Горы, когда до самолета было два-три дня времени и прошли они небесполезно))).

Целью базара были фрукты, арбузы, пиво и т.п. Там же купил местную сим карту и положил на нее 500 сом – этих денег оказалось достаточно на все время экспедиции. Меня вообще вопрос роуминга волновал остро, российский МегаФон обозначил цену в 33 рубля за исходящий и 25 руб/мин входящий, что явно неадекватно. Местный Мегаком (кстати куплен нашим Мегафоном) при ай-пи телефонии стоил 2,75 сом в Россию на любой номер, это примерно 1,9 руб./мин. Кстати, в базлаге работает и местный Бител (наш Билайн), но в высотных лагерях Мегаком заметно лучше. Я даже один раз на 5300 поговорить смог.

Кроме меня, опоздавшего по причине редких прямых рейсов из Самары в Ош, автобус должен был забрать французов в количестве 5 штук. Они ночевали в гостинице «Пекин» - судя по фасаду это самая приличная местная гостиница.

Около гостиницы стоял автобус, а около автобуса стоял помятый, небритый, немного опухший молодой человек, явно с хорошего бодуна и тяжелой головой. После минутного общения выяснилось, что это Сергей Селиверстов, краса и гордость высотного альпинизма))), Снежный Барс, скайраннер, марафонец и вообще мировой парень))).

Жизнь вообще полна всяких совпадений… Я каждый раз в этом убеждаюсь и уже не удивляюсь. Например, однажды мой знакомый открыл магазин музыкальных инструментов – гитар и прочего. Ну открыл и открыл, поговорили, рассказал он мне как к этому пришел, что получается и т.п. И представьте, через месяц-два я начал усиленно учиться играть на гитаре, хотя в тот момент не шевельнулось ничего. Наверно, каждый когда-то хотел научиться, но у меня дальше желания не шло, а тут… начал учиться. Совпадение?!

В этот раз совпадение выразилось в том, что день назад на Риске я прочитал статьи Андрея Пучинина и Сергея Селиверстова о их майском восхождении на Чо-Ойю. И вот я вижу его перед собой и, судя по всему, ближайшие три недели буду видеть каждый день))).

Загрузили французов и их лыжи, рюкзаки, баулы, продукты и поехали! Автобус - мерседес 1994 года выпуска оказался вместительным и комфортным.

Сергей провел явно веселую ночь, в какой-то драке вывихнул руку – она распухла и видимо ощутимо болела, поэтому он не стал скромничать и предложил начать акклиматизироваться прямо в автобусе. Ну я поотнекивался, а потом тоже не стал скромничать. Переживал немного за физ. состояние и что не спортивно это, но Серега сказал,- ничего, мы себя после в е…ле покажем))). Короче мы выпили все его пиво и даже успели приступить к моему, но вовремя случился базлаг.

Дорога в шесть часов пролетела незаметно – под разговоры о нашем мире и людей из нашего мира, про восхождения и новые проекты, курьезы и.. увы случающиеся несчастья.

Алайская долина и правда огромная. По дороге несколько раз чуть не сбивали осликов, они стоят на дороге в самых неожиданных местах и совершенно чувствуют себя комфортно. Причем упертость этих животных потрясает - подвинуть практически невозможно.

По словам водителя, еще год назад дорога была в разы хуже, сейчас все меньше становится грунтовки, а асфальта – все больше. Поэтому время доставки до лагерей все уменьшается. К слову сказать, дорогу строят китайцы, строят хорошо и быстро… и самое неприятное – как для себя. Не иначе, Киргизия им уже видится своею. Ну дай Бог, Россия и Казахстан не допустят этого – слишком уж опасно-длинной станет граница с Китаем. Виды там красивые…

Базовый лагерь встретил неплохой погодой, улыбчивыми лицами и вкусным обедом. В этом году Алла Тузова, вдохновитель и организатор нашей поездки, наш бессменный гид, работала с Вадимом Хайбуллиным, поэтому остановились мы у него, о чем ни разу не пожалели.

А вообще лагерей не мало, можно приезжать в любой из них, везде можно разместиться. Самый большой, благоустроенный и даже пафосный – это конечно же Аксай. Самый же громкий по именам гидов, это наверно горы Азии: там я видел Воробьева, Тураева, Тотмянина, Дворниченко… Я никому рекламы не делаю, просто выложил свои замечания. Эти монстры или работали с клиентами или приехали к забегу, который планируется на 29 июля этого года.

Выпить везде не дураки, поэтому можно ходить между лагерями, ходить и не просыхать))). Аксай очень гостеприимен, и там мы посидели тоже хорошо! Но стоп, приехал я не ради этого!

Лагеря других компаний поменьше, но все необходимое есть. Вот так это выглядит с холмов:

Отставание по акклиматизации на один день от основной группы не располагало к умиротворенному безделью, и я после обеда решил сходить на гребень пика Петровского. На сам пик обычно не ходят, потому что надо брать кошки, веревку да и лавиноопасно бывает, а на гребень из базового лагеря дойти просто.

Высота пика Петровского 5 тыс., без нескольких метров, ну а гребень в районе 4000-4200. Набор высоты быстрый и везде по зеленке идется, комфортно. Правда на подходе нужно перейти речку, но она не особо полноводная – во всяком случае, риска для жизни нет, ну а ноги, ноги не намочить не получится. Вода понятное дело ледяная – градусов 8-10, не теплее. Ноги даже ломит от холода, потому что в воде спешить не получается - подскользнуться - последнее дело и переходишь надежно... и медленно!

На фото снизу видно гребень и сам пик Петровского. Кстати куча желтых палаток – это лагерь Аксая, а здания за ним – это некогда легендарный, а ныне пустой МАЛ.

В общем, прогулка на час-полтора и я сделал первое фото с флагом моего любимого спонсора. Семейный спортивный клуб ФизКультура, г.Самара. Конечно, в этом доля шутки – спонсор мой больше идейный - важно ведь не ходить без идеи - но все равно он есть, и поэтому пожалуйте флаг))):

С гребня Петровского хорошо видно Алайскую долину, поляну Ачик-Таш и базовые лагеря. На самом гребне натоптана плотная тропа - видимо сюда не поднимается только ленивый. Есть даже норы сурков - не лень им так высоко забираться? В округе очень много орлов и гребень - явно не самое безопасное место для этих грызунов.

На обратном пути зашел на холм, где ныне похоронены девушки из команды Эльвиры Шатаевой и сама она. Немного посидел в тишине, подумал… История трагична. Прочитал эпитафию Владимира Шатаева Эльвире Шатаевой. Не добавить, не убавить…

На следующий день (3 июля) у нас был запланирован акклиматизационный выход на перевал Путешественников. Его немного видно на заглавной фотке - это седловинка между двумя пупырями в боковом отроге. Раньше говорят ходили прямо по леднику, но сейчас уже давно ходят иначе.

Тут наконец мы уже вышли всей группой. Около часа (если точнее 50 минут) беготни до луковой поляны проходит почти без набора высоты. Сейчас на луковой поляне лагеря не ставят. Я так услышал, что это из-за экологии. Гоняют пограничники. Все-таки это достояние Киргизии – а поляну почти уничтожили и вытоптали. Фотографию я почему-то не нашел, хотя помнится делал... ну может на чужой фотоаппарат...

На память о лагерях до сих пор из камней выложены места вокруг площадок, где стояли палатки. Лук кстати цветет там вовсю! Из под горы идет вкусный родник. А на скале в начале тропы памятные таблички - питерцам, погибшим на сковороде в 1990г.

Ну а сразу после поляны начинается сам подъем на перевал. По пути встречается очень живописный водопад. Дорога идет по утоптанной нахоженной тропе, сложностей никаких, сплошное наслаждение.

Мы не поленились и похулиганили, попрыгав там для красоты искусства.

Прыгающий со скалы на фоне водопада человек – не самоубийца, просто суровый уральский парень по имени Саша. Они там такие, эти парни))).

Вдоль тропы живут Сурки (лат. Marmota) — млекопитающие, представители отряда грызунов (Rodentia) семейства беличьи (Sciuridae), очень любопытные и не пуганые.

При должном терпении можно подойти к их часовым практически на два метра. Алла даже сказала, что этого сурка как-то зовут - то ли Яша, толи еще как))). Сами СУРКИ жирные и упитанные. Мне, как увлекающемуся фотографией, особенно приятно, что сурок получился великолепно, а он не девушка, чтобы позировать:

На сам перевал мы зашли еще примерно через час – в итоге время в пути 1ч50 минут. GPS показал пройденный путь от базового до перевала 6,4 км. Набор высоты составил 500 метров, а высота перевала 4234 метра. Туда-обратно больше 12,8 км, неплохо для прогулки выше 4 тыс.))). С перевала открывается вид на язык ледника Ленина. Старожилы говорят, что ледник очень сильно отступает, буквально 5-7 лет назад он был длиннее и даже ниже луковой поляны было много льда, сейчас только морена, камни… все уходит.

Ребята в нашей группе ходят быстро, я потяжелее, самый тяжелый, но тоже активно двигаюсь. Опыт подсказывает, что беготня внизу не всегда равна скорости на высоте. Хотя и тут уже под 4 тыс. - никак не низко.

Чьих либо шансов на Гору не оцениваю. Понимаю, что у меня одна задача - работать и акклиматизироваться, а там гора определит кого пустит, а кого нет.

На перевале мы потусили с часок для лучшей акклемы, покушали, пофоткались, сходили по гребню на соседней пупырь. Внизу на фотографии почти вся наша банда, один фоткает, одного чего-то нет и у двоих лица закрыты:

Ну и я не удержался помахать флагом))):

На перевале нас легко и непринужденно догнал Серега Селиверстов, он тоже все свое нес с собой, включая гитару))):

Выхода в лагерь abc, кто-то его называет первым, я немного боялся – по разным сведениям расстояние до него оценивалось от 12 до 18 км. Оказалось минимум – ровно 12,8 км. Шли мы туда 5,5 часов – время конечно плохое, но лично я шел под рюкзаком 24 кг. На самом деле это было очень добровольное решение, потому что общественный груз и часть личного мы забрасывали с помощью лошадей. На 12 человек груз для лошадей оказался… тока не падайте - 177 кг. Там был газ, палатки и продукты, ребята сдали высотную обувь, ледорубы кошки и прочее железо. Лично я для проверки себя (вот дурак-то), все это понес сам и рюкзак потянул на 24 кг.

Фотографий, как все это взвешивали и грузили на моем фотоаппарате к сожалению не оказалось. Выглядело все колоритно. Цена вопроса что-то около 3 баксов за кг. Ну это для клиентов, вес для лагерей организаторов конечно поднимают дешевле.

Я спросил у киргизов для интереса сколько несет лошадь и осел. Ответили, что на лошадь вешают до 70 кг., на осла до 50кг. Но… это без учета погонщика!!! Эти ленивые киргизские ребята, вместо того, чтобы идти за животным и погонять его, садятся сами и довольные едут. Особенно жалко видеть осликов, но и лошадям тяжело. Выглядит это мерзко. Киргизы с лошадьми обращаются очень жестоко и потребительски.

Дорога до лагеря abc живописная и не короткая. Раньше ходили прямо по леднику, но сейчас там непроходимо. После перевала тропа идет вдоль хребта, где-то спускаясь но в основном плавно набирая высоту. Уже ближе к лагерям есть резкий спуск и набор из-за протекающей реки. Она была не очень полноводна и удавалось ее перепрыгивать даже не замочив ног. Ближе к на подходах для ориентира сложены туры из камней - по ним можно уверенно двигаться, но тропу и без них отчетливо видно.

Группа наша опять растянулась, я пришел примерно вторым-третьим-четвертым, а крайнему (уже не помню кто это был) мы принесли около часа. В среднем акклеманные люди этот переход налегке ходят в районе трех часов. Физически устал прилично, но больше уже на подходе - видимо батарейка кончилась))).

Лагерь abc на 4400 по комфорту практически не уступает базовому. Но нет травы и в целом холоднее. И стена пика Ленина близка… Вблизи она убеждает в своей величине))). Даже немного не верится - громадина! Никакое фото близко не передаст, но все же:

Французы, которые заехали со мной, тоже поднялись в abc. Часть из них на лыжах, часть пешеходы как и мы. Груза они не несли вообще никакого - все отправили на лошадях, а сами шли максимум с фотоаппаратами. Французы уже взрослые, но в хорошей форме. Судя по майкам, они участвовали в недельном ультрамарафоне вокруг Монблана, не знаю получилось ли у них добежать, но икры у всех мощные.

Не могу сказать что меня особо загорнило в abc, но одышка чувствуется. Пульс в покое пока держится около 85 – у меня с собой Polar и все данные он добросовестно пишет. В общем, пока явно не адаптировался, но никакого криминала. Из нашей группы состояние у всех неплохое, только Алексей из Ебурга немного мучается с простудой. Да и кошмарит немного его – максимальная высота до поездки у него 1600, поэтому организм явно в шоке. Кошмарит возможно многих, но народ особо это не афиширует. Аппетит есть, так что все ок).

5 июля день отдыха в лагере на 4400. Гуляем по морене, адаптируемся. В поисках связи я обежал множество соседних холмов. Интересное дело – телефон показывает много палок приема, а дозвон не выходит. Но при должной настойчивости все получается))). Лагерь abc (или №1) выглядит так:

Начало сезона и в лагерях клиентов пока не много, по мере потребности палатки доставляются и население растет))). Отдыхать не работать и день прошел быстро. Пробно поставили палатки - убедиться, что все рабочее, ребята мерили беседки, подгоняли кошки, вязали усы самостраховки - в общем готовились. У меня все было подогнано и я позволил себе просто погулять по округе.

С вечера договорились выходить в 5 утра, чтобы пройти по насту как по асфальту. Завтрак, заправили термоса. Повар в лагере abc Светлана никогда не отказывала в кипятке или гурманских капризах. Завтраки можно было просить какие пожелаешь. Кто-то хотел яишницу, кто-то омлет, ну а кто-то желал овсянку... Обычно демократично договаривались, но если уж кто-то хотел что-то отличное от обычного меню - без проблем получал это.

В этот раз наверх кроме Аллы с нами пошел Вадим Хайбуллин. Он задал внешне очень не торопливый, но как оказалось крайне эффективный темп. В общем рекорда не поставили, но на 5300 (реально лагерь стоит почти на 5400), я груженый дошел за 5,5 часов.

Трещины были закрыты, это я узнал потом, туда шли еще в темноте, и в первый и в последний раз мы этот участок прошли не связываясь. В конечном итоге наша группа так растянулась, что замыкающие пришли через 8 часов после выхода. Двоим из нас пришлось повернуть, потому что почувствовали себя плохо. Забегая вперед скажу, что ребята акклиматизацию не сорвали и потом ходили наравне с нами.

Вообще наша программа восхождения оказалась очень мягка, по-серьезному никого не тряхануло, даже первую ночь на 6100 я спокойно спал, а самое главное она позволяла не отставать никому, даже если какие-то выходы вылетали. В конце статьи я по дням распишу нашу тактику.
Дорога до лагеря №2 от abc длиной 6,5 км., набор - вертикальный километр.

Сам переход на 5300 идет по леднику, потом ключевой взлет приличной крутизны. Веревок там никто не вешает - потому что лететь некуда, но на подходе и перегибе этого взлета много трещин, так что лучше все проходить в связке. В этом году лагерь на основном леднике стоял только один. Откуда они брали воду я узнавать не захотел, потому что именно выше этого места вытаивают трупы после трагедии 90 года... Я с удовольствием предпочитал пройти на километр другой больше, но стоять лагерем подальше от этого места.

После первого взлета длительный набор переменной крутизны, везде много закрытых и открытых трещин. Ближе к 5300 взлет выполаживается и идет практически горизонтально . Сама тропа радиально огибает плоское плато вдоль северной стены пика Ленина. Это плато и есть известная "сковородка". После сковороды перед лагерем есть психологически неприятный финальный взлет к лагерю №2. Когда я только вышел на сковороду - лагерь оттуда сразу видно, я огорчился, что и там пахать. Но все оказалось нормально, эти 50-100 метров набираются легко, глаза боятся, а ноги потихоньку делают.

В этот мой первый подъем на 5400 у меня случилось потрясение, причем без малейших шуток. На сковороде на меня сошла лавина. Я шел третьим или четвертым, Вадим Хайбулин и Ирина из Сочи уже зашли во 2-ой лагерь, а сзади меня метрах в 500 шел еще один наш участник - Миша, больше по близости никого не было, остальные сильно отстали.

Само место в принципе достаточно неприятное, видно, что чего-то может полететь сверху, поэтому инстинктивно пытаешься пройти быстрее. В общем вверху что-то грохотнуло, я посмотрел наверх, ничего там не увидел и пошел дальше. Однако через два шага грохот "услышался" сильнее - и я посмотрел наверх еще раз…

Огромный ледяной берг откололся и собирая по пути все что можно, летел вниз. Да... Паники не было, но время замедлилось и мысли потекли в несколько слоев. Кто-то внутри меня считал – так, высота стены почти два километра, у меня минимум 20-30 секунд... 30 секунд жить осталось... Куда бежать - вперед/назад? Рюкзак скинуть? Нет, возиться дольше буду! Я уже бегу. Вперед. Мысль – шаг. Шаги тяжелые, высотные Замберланы в кошках послушно крошат еще подмерзшую тропу. Слежу, чтобы не зацепиться кошками друг за друга – упасть тут только не хватает, поэтому бег мягко скажем не изящен – бегу в раскоряку.

Неужели вот так? Слово «неужели вот так глупо» не напрашивалось. Думалось – неужели вот так все закончится? Возникло чувство вины перед женой – я же обещал, что вернусь, ну как же так? Второй слой мыслей про детей… младшенькая совсем маленькая… Сын старше, но только я смогу что-то ему дать важное, никакие другие дяди не смогут... Ну как же так? Злость, очень ясно помню - еще возникла злость...

Я давно перешагнул свой анаэробный порог и явно бегу в долг, в кислородный долг. Высота 5300 – это же седловина Эльбруса – мерило для меня понятное, а здесь такие масштабы, что все в разы больше. Красные круги перед глазами, лавина идет поперек моего бега. Я каждые несколько шагов смотрю налево/вверх. Очень красиво лавина летит, мощно, громко. Красиво, если бы не так страшно.

Лавина плавно поворачивает влево – это в сторону куда я бегу. Полный сюрреализм. Ее фронт ширится все больше и больше. Мне позже Вадим сказал, что как им показалось, я вообще бежал на лавину. Не-а, я-то точно знаю, что бежал поперек, хотя возможно так виделось со стороны… Это все из-за разворота фронта.

Вадим из лагеря мне кричал скинуть рюкзак и еще много чего. Не знаю, я ничего не слышал...

Лавина ближе, уже совсем близко и дурацкие мысли – надо наверно упасть на бок, подставив рюкзак лавине – она не чисто снежная, видно множество кусков льда. Таким куском так приложит, что мало не будет, точно. Рюкзак сможет смягчить удар. Делаю еще с десяток шагов и почти ухожу с ее фронта. Вокруг ревет и грохочет – это стихия. Насколько же человек песчинка в этом свихнувшемся мире!

Снежная пыль, мелкие камни или льдинки бьют по ногам, ничего не видно а я почему-то еще стою… Рывком, внезапно понимаю, что все – лавина остановилась и я буду жить и перед женой ни в чем не виноват. Не верится – вроде это было кино, крутое кино с класным 3D и эффектом присутствия…
Ватные ноги, сердце бухает, оно выпрыгивает - я понимаю, что надо бы быстрее уходить, но странная апатия и почему-то ничего не хочется.

Палки неуклюже в руках – темляки так и не успел высвободить, хотя в одном из слоев мыслей думал про это. Руки чужие – в них тоже вата, слабость. Краем глаза замечаю, что Миша сзади отошел еще немного назад, стоит и смотрит, смотрят на все это из лагеря сверху.

Я живой и небо пронзительно синее. Безумное солнце все заливает ослепительным светом. И жара... жара.

Мне потом Вадим сказал, что он не сильно переживал и был уверен, что меня быстро откопают. Ну не знаю. До лагеря с километр, и вообще я лично думал, что никто и никогда меня не найдет – лавина катилась в разлом на сковороде, туда, куда когда-то смело питерцев…

Все в общем видно, фотографию можно приблизить. Лавинный вынос не сильно большой, но через тропу и в разлом. Точки на тропе – это человеки… Для понимания масштабов они там очень уместны. А некоторые камни - размером с дом. Слава Богу, что они не долетели.

В лагере решительно ничего не хочется, не хочется снега, высоты, холода, солнца… не хочется никакого альпинизма. Не хочется даже домой… Ставим палатки. Пока наших ребят нет, надо позаботиться о них. Кто-то ставит чай, а я готовлю площадку. Помню, поставил и поучаствовал в трех палатках, пока не подтянулись все наши. Алла шумит, по-приходу в лагерь. Ее то ли не слушались, то ли еще что. Ну и пока голодная она всегда ворчит)!

Вообще, надо сказать дисциплина в нашей команде отсутствовала как понятие. Ну это до дня штурма, а там вроде мы собрались. Но до этого – вообще швах. А фигли – все личности и лидеры, всем никто не указ. Все по горе как на личном огороде, кто вверх, кто вниз, когда захотел пошел, когда захотел – не пошел… Хорошо, что ничем плохим это не кончилось.

А так было где сигануть, чтобы даже не нашли:

Были и маленькие трещины, и даже много:

Вообще снег на глазах стаивал и наши первые подъемы на сковороду очень отличались финальных подъемов через две недели туда же - рельеф менялся на глазах.

Объективного риска может и не было, по одному не ходили, но двойки-тройки ходили вразброд и это не могло не нервировать Аллу - просто не понятно кто где есть. Плюс из двенадцати человек всегда кто-нибудь кого нибудь раздражает и это тоже накладывало тревогу.

На 5300 я поселился с девушкой из сочи, с девушкой конечно хорошо, но лучше все-таки с ними внизу. Видимо меня все же прилично горнило, потому что после установок палаток, я заполз внутрь и свалился на пару часов в дрему. Прекрасно знаю, что надо шевелиться, можно прогуляться наверх, только не нужно лежать. В общем после того как я отошел, потопили снега и попили воды, потом сделали поесть. Вот тут и произошла первая предпосылка к конфликту.

Супа, которого сварили, оказалось много, а кастрюля была одна. Ирина решила оставить суп на завтрак и… с тех пор до лагеря на 4400 я не пил. Т.е. ночь и пол следующего дня я на высоте провел без чая и воды. Возможно, поэтому спуск дался так тяжело. Мне кажется в abc я спустился в бреду и полубессознательном состоянии.

Зато узнал один из лучших вкусов в своей жизни – за 3 доллара я выпил настоящей газированной воды!!! Соли вымываются, талой водой не напиваешься, да и была у меня эта вода часов 12 назад – а тут целых полных полтора литра, гидро карбонатной натриево-магниевой газированной воды. Вот оно «щастье»))).

Вот еще причина, чтобы там "быть". Этот вкус жизни очень вкусный. Контрасты, грани... Чтобы понять, как по-настоящему бывает хорошо, нужно иногда потерпеть, когда плохо.

Только не говорите мне, что это мазохизм - мучать себя, чтобы ловить кайф от вкуса обычной воды. Все несколько сложнее))).

А это мое обкошмаренное лицо в лагере на 5300 (все-таки он на 5400):

Выхода в этот раз на 6100 по плану не было, хотя по состоянию можно было и туда сходить, особенно если пить, но после ночевки мы свалили вниз.
Выйти раньше 8 утра не получилось и на спуске немного успело раскиснуть.
Лагерь на 5400 вообще мне не понравился, конечно он стоит лучше, чем лагерь, которого не стало в 13 июля 1990 года, но все равно он стремный.

Во-первых прямо по нему идут приличные трещины, у нас Миша, пойдя ночью по делам, сиганул туда по пояс и это еще хорошо, что до утра не просидел там.

Во-вторых площадок нет, все под наклоном и нужно мучаться при установке палаток. Недаром через несколько дней Николай Тотмянин, поднявшись на 5400, постоял, подумал, попил водички и… вальнул на 6100, и это с двухмесячной давности акклиматизацией с майского эльбруса… Ну, что позволено Юпитеру, то не… всем позволено. Я тоже рад был бы вальнуть повыше, да не замоглось как-то))).

Вид на Лагерь№2 с подъема на Раздельную:

В самом лагере 5400 многие загорали, еще бы - от сковороды жарища в прямом смысле:

День отдыха, точнее вечер устроили дебош, пили спирт и пели песни))):

А вот это наши французы (двое из пяти).

Мы им тоже дали спирта, сказали что это русская водка))). И вообще не пить нельзя, традиция и т.п. Они кстати ходили параллельно с нами, только перед штурмом мы спустились на два дня в самый низ, в базовый лагерь, а они посидели на 4400 два дня и попытались сходить. Не получилось зайти, не берусь говорить, что из-за того это, что надо отдыхать ниже, может просто не задалось…
Они вышли в два часа и замерзли, один из них даже поморозил руки, правда без последствий - вовремя развернулись.

Нам с погодой очень повезло в том смысле, что когда мы сидели внизу, погода была стабильно плохой, а наверху - по разному, но часто терпимо. Французы не знали, что к нам в небесной канцелярии симпатия и на штурм пошли на два дня раньше, как раз когда мы ушли вниз.

7 июля заслуженный отдых, а уже 8 июля мы в пять утра выходим наверх с целью занести палатки на 6100, установить лагерь на Раздельной и переночевать там. Пульс в покое упал до 55, и я пребывал в уверенности, что все великолепно и я крутой перец. Ага, как же. Второй мой выход на 5400 затянулся на 8 часов!!! Причем чувствовал я себя совершенно нормально, но совершенно не шлось!!! Ребята в связке со мной извелись из-за моей неспособности держать темп, и я на свой страх и риск выстегнулся и шел один.

Чего я только не пробовал - и идти один шаг на 4 вдоха и делать быстро 15-20 шагов и судорожно после этого дышать! Ничего не помогало и средний темп я не нарастил. Пульс не поднимался выше жалкий 110-120 ударов в минуту. В итоге пришел предпоследним, пришел совершенно на зубах и воле, не понимая чего происходит.

По дороге мне встретилась и напоила чаем очаровательная девушка из Питера по имени Валерия – Лера. Она тоже шла медленно, но она приехала всего два дня назад, акклеманная на сборах в Туюк Су, и шла с полным бивуаком. Планы у этой 21-летней девчушки потрясли меня своим авантюризмом! Хотя может так и надо – в 21 год, потому что в 33 уже так не будешь. В общем, она захотела первая в сезоне, соло и без акклемы сходить Ленина.
Ну вольному воля, но на всякий случай я ее представил Сереге Селиверстову – а вдруг отговорит?

Ну и спасать если что, ее ему, больше-то особо и некому – на горе людей мало, все в основном как я – еле шатающиеся))). Мы кстати за несколько дней до этого уже поучавствовали с ним в небольших спасах. Точнее поучавствовал он, а я так – рюкзак его донес. Но с учетом, что у меня еще свой был кг на 15, мне тоже досталось. Самое смешное, что уже на подходе к лагерю (пока они тащили акью с пострадавшим), я упал на морене и до костей ободрал руки.

Ну а по Лере из Питера все получилось к лучшему (хотя наверно она так не считает). Валерия переночевала на 5400, ее нормально так тряхануло и она сама отказалась от планов и ушла вниз. Больше мы не увиделись, может когда-нибудь на других горах)))? Мне очень нравятся такие девушки – в русских селениях!

Чтобы проверить себя и расставить все точки над всеми буквами я на 6100 вышел с желанием побороться с организмом. Взял хороший темп и так и держался за лидерами – впереди тропил Ярик и Серега, Алла меня догнала и обогнала уже перед лагерем. Из наших я пришел первый. Гонок не устраивал, просто интересно было чего это я накануне не шел.

В этот раз шлось хорошо, только из-за агрессивного темпа я подсадил горло и кашель меня не покидал до самой Самары.

Снега очень много - он ночью выпал и его не сдуло. Получилась траншейка небольшая.

Лагерь на раздельной удобный, место – целые поля. Правда и снега – много. Роем площадки:

На Раздельной очень красиво – особенно если пройти чуть дальше к перемычке. Открывается потрясающая панорама Памира. В далеке громады Корженевы и Коммунизма, близко – пик Дзержинского, 22 партсъезда. Реально красиво!

Вид с вершины Раздельная в сторону пика Ленина. Хорошо видно первый взлет на 6400:

Сзади нас Памир. На фото слева направо: Ярослав, автор и Сергей Селиверстов:

Тут мы узнали, что Семен Дворниченко накануне предпринял дерзкий рейд с 4400 на вершину. Он немного не дошел, но сколько здоровья у этого человека просто нереально!!! Тропить одному там просто нереально. А он с 4400 зашел на 6800 одним рывком... Ну что сказать - круто.

Во мне заговорила лень и я предложил переночевать на раздельной и идти на гору, не спускаясь вниз. Меня отговорили, приведя кучу аргументов. Среди них меня убедило следующее: в том году были Иранцы, которые так и сделали… Потом куча народу бегала их спасать – сами идти они оказались не в состоянии. Я недоверчиво послушал – недоверчиво не про иранцев, а что я идти не смогу, но… А фиг знает? Самочувствие прекрасное, спал как внизу. Очень напрягали рассказы, что заснуть не удастся и всю ночь будем как болванчики подскакивать и дышать. Не знаю, как другие, но я спал.

Расстояние из лагеря№2 в лагерь №3 смешное – около трех километров. Перепад 700 метров, поэтому этот переход совсем легкий, несмотря на высоту. Никаких трещин, все ногами идется. Приятно, что на этом переходе я поставил личный рекорд высоты. Ну а ночевка тоже ознаменовала максимальную высоту спанья.

Ребята занесли флаг России:

Ночью пошел добрый снег, выпало с пол-метра – я не шучу. И ветер – серьезный ветер. Флаг унесло, поэтому это была крайняя фотка с флагом. Пришлось ночью даже откапываться.

Утром вниз плыли как в пуху… Помятуя свою лавину, я вообще боялся проходить сковородку, но и вниз хотелось.

Вообще в тот день мы совершили маленький подвиг – с лагеря №3 на высоте 6100 мы за световой день сбежали вниз в базлаг на 3600. Навигатор показал что-то около пути в 23,8 км. Мне показалось, что у меня началась горняшка наоборот – во всяком случае в голове было как-то странно. За час я сбежал с 6100 на 5400 и это по пояс в снегу, еще 3 часа и я в 4400, там обед, отдых и вниз, вниз!!!

Ребята покуражились и на этот раз:

Перед спуском вниз я вспомнил читанную перед уездом на ленина статью Грекова про 7к. Лейтмотив действий после прохождения акклиматизации – экономия! Вспомнив это я напрочь перестал бегать и стал плавно и неспеша ХОДИТЬ!!! Наши же с гиканьем убежали вперед и вниз к бане с арбузами. Мне кажется, они мне принесли в итоге часа полтора, и это-то до базового лагеря! Ну да пофиг – я был спокоен как слон))).

А внизу нас реально ждали – баня, пиво, арбузы… в общем жизнь налаживалась))).
Следующие 2,5 дня я провел в маечке, шортиках и размышлениях…

Автор, гуляющий по Луковой и думающий: а собственно нафига?

Не знаю, у всех ли были сомнения, но у меня они были. Один из нас отказался продолжать и по-своему он был прав, какая-то высота достигнута, ему ее оказалось достаточно. Достаточно ли мне?

С одной стороны, конечно нет – Горы то пока нет! А с кучи других сторон еще как посмотреть!!!

Во-первых, все болит – мелкие ссадины и натертости. Изуродованные пальцы (это когда с размаху, да по морене). На губах немыслимый герпес – вот уж чего никогда не было, а тут – на тебе! Подгоревшие на солнце нос и уши… Слезший на правой ноге с мизинца нокоть (тоже неясно, чего это он – ботинки никак не жали, просто как-то оттоптал незаметно)…

Во-вторых, наелся я большой Горы, в прямом смысле – мы две недели вверх-вниз как заведенные и все под рюкзаком. Да и вкус талой воды опостылел.
В третьих, недошедшая совсем чуть-чуть до меня лавина. Самый доступный семитысячник? Да ну нафиг!!!

Но что-то во мне не давало спокойно отступить. Хочется верить, что внутренняя сила и целеустремленность. Но ирония говорит, что вовсе не только это))).

Почему я эту статью косвенно назвал: как потенциальное становится реальным? Именно потому, что мы в жизни на многое способны. Но очень часто это остается несовершенным. Разные причины: « да в следующий раз», да успеется, да оно мне надо? И т.п. Например, я знаю что могу посвятить время и написать отзыв об этой поездке, но я это не делаю. Ну по разным причинам. Я потенциально могу это сделать, но не делаю…
Часто мы не делаем, на что способны, а потом и вспомнить будет нечего.

Я в юности занимался силовым троеборьем - это комплекс из трех упражнений: жим лежа, приседание и становая тяга. Смысл этого спорта в том, чтобы (при как можно меньшем личном весе) поднять в сумме трех упражнений как можно больше. Когда ты находишься на соревновательном уровне и выступаешь есть полная логическая целостность. Вышел на пик формы, выступил - все зафиксировано.

Удачно или неудачно тут не имеет значения. На третьем курсе института при весе 82,5 кг (была тогда такая весовая категория) я приседал 290 кг. Это норматив мастера спорта. Прошло несколько лет, я из соревновательного уровня выпал - ну возраст, бизнес, семья...

Но было у меня две волны возвращения, когда я снова набирал форму. Причем максимально я присел уже 317,5кг., правда и сам я весил больше сотни, что с точки зрения спорта конечно хуже. Но мой максимум веса получился не в 18 лет, когда я был как действующий МС, а через 8 лет, когда я увы отрастил животик...

Смысл новеллы в том, что я потенциально мог перевыполнить свое высшее достижение 8-летней давности, а мог и не сделать этого. Я сделал, о чем до сих пор вспоминаю с удовольствием. А ведь связки уже не те и появился риск травм, мотивации такой не было и вообще... зачем? Еще раз выполнить мастера - нет, чтобы выполнить и зафиксировать свой пик.

Отдыхая в базе, я размышлял. Вот мне 33 года, расцвет для мужчины, за спиной спортивное детство, спортивные звания, какие-то еще достижения…

Я в базлаге, самолет не скоро, время жизни, так дорожающее последние годы, выделено. Я в меру здоров, акклиматизирован, травм почти нет, морально-волевое состояние терпимое. То есть я потенциально могу зайти на гору? Безусловно! Тогда нужно идти, чтобы потом - как это не глупо звучит, не жалеть!!! Будет что сыну рассказать, да и самому вспомнить… Банально? Возможно да, но мысли крутились именно такие.

Сидя в кожаном белом кресле около бука, конечно кажется – фигли думать, конечно вперед, без сомнений!!! Что за сопли, тряпка?!!! Но в жизни так камерно не бывает…

Уже сидя в ночь перед штурмом на 6100, я перепроверял свои мысли и все равно нашел их верными и решение идти - обоснованным, а тогда было уже не так как в базлаге.

Холодно было, ободранные руки нещадно мерзли, мокрые флисовые перчатки упорно отказывались сохнуть в спальнике. Да и сам спальник посушить не получалось. И свежести не было – за спиной снова остался переход из базы в abc, из abс на сковородку, а оттуда на раздельную… И уверенности, что все это не напрасно и я смогу зайти – тоже не было. А рядом были все те же ребята с которыми за эти дни конечно очень сблизились.

Поэтому я вынес в заголовок статьи потенциально возможное, ставшее возможным. Наверно, это для меня было главным решением этого лета.

Два с половиной дня пролетело в поедании арбузов, распивании пива (немного), замазывании всяческих болячек, и фотографировании…

Вот несколько снимков этого времени:

Перед самим штурмом Вадим Хайбуллин поднял вопрос о том, что нам надо обязательно определиться с тактикой на штурм и определиться с правилами игры на берегу. Наша неуправляемая толпа в ком угодно вызовет нервное напряжение, а трупов никому не хочется, даже если ты в них не виноват. Ну мы сели кружочком и устроили мозговой штурм))):

Добавили нам в отряд трех гидов в помощь к Алле. Определились, кто за кем идет и что делать, если то-то или так-то случается, решили со временем выхода и т.п. Ситуация немного осложнялась тем, что в этом сезоне еще никого там не было, в каком стостоянии снег и сколько его, что на ноже, что на плато парашютистов – полная неизвестность.

Ну а сам выход… Что сказать? Настолько много...

Вышли в четыре утра – но надо было на пару часиков пораньше и если бы не замерзли, то зашло бы не двое, а побольше людей.

Все мы послушно встали гуськом за Аллой и неспеша пошли. Было холодно но не экстремально, а с утра даже не слишком ветрено. Что такое ветер я узнал только на ноже и после него на гребне.

На штурме фоток много делать не получилось – не хотелось терять темп, да и поморозится страшно было. Даже чай, если честно я не пил – только уже на спуске, а до этого только мысли – наверх, наверх…

Сразу после подъема на 6400 нас обогнал Серега Селиверстов и сказал, что если так пойдем – то никто сходить не успеет. Пришлось включаться по-настоящему. Слава Богу, было куда прибавить. Это было важное и ключевое решение, но неожиданное.

Изначально по плану думалось, что Сергей будет держаться в середине цепочки, но видимо расклад поменялся. Алла неважно себя чувствовала и жаловалась, что ее накрутили перед выходом – в принципе, так и было. Да и бросать основную часть группы ей было нельзя.
Еще один гид – Ярик шел по плану замыкающим и должен был собирать тех, кто соберется назад.

В общем, Серега и Арчи (начальник первого лагеря) рванули вперед, за ним пошел Фанил, ну и я попытался зацепиться за ними. Получалось честно скажем неважно, но и из виду я их не терял. Экономил на том, что совершенно не делал остановок и на их перекусах подтягивался.

Окончательно я их догнал на ноже. Снега было с учетом наклона по грудь – а мне говорили – там фирн. Ага, какой нах. фирн – уши в снегу разве что не пачкались. В общем как-то Серега это все прогреб и мы рванули дальше. Прогреб конечно как лошадь. Сначала наваливался грудью на снег, потом подминал локтями и руками, потом коленями и вставал на ноги и так каждый цикл. На середине ножа я увидел торчащую из снега веревку - она осталась с прошлого года и помню как Алла про нее рассказывала. Воспользоваться ей было не реально и на пути вверх мы не страховались - время не теряли.

Следущее, что помню – это как тропили на плато парашютистов. Тропили в основном конечно Серега с Арчи, а мы с Фанилом изредка на подхвате их меняли. Но натоптаться хватило всем – эти люди вообще лошади, ну а мы просто старались – вершина была уже где-то недалеко.

На подходе к ножу – он виден уже недалеко. Непосредственно перед ножом фото сделать забыл - сосредоточился на прохождении ключевого участка. А потом начался такой ветер, что я вообще узнал что такое ветер. У одного из нашего участника была камера GoPrо на голове, он забыл ее выключить и у меня есть запись в HD как он проходит нож, но тут это не выложить.

Виды памира:

Ну и я на подходе:

Еще немного повыше...

В общем долго ли, коротко ли, но за пол-часа до контрольного срока возврата (два часа дня), мы вчетвером были на Вершине. Первые в сезоне – так получилось, мы не специально. Селиверстов был уже пятый раз, так что он рулил. Невыраженность этой вершины конечно угнетает, вроде поднялся на холмик, а там еще один – дотянул до него, а там еще – всего метров 20-30, но снова идти… И так раз 5-6, если не больше. Физически - не тяжело, как ни странно - видимо вся тяжесть осталась на тропежке.

Арчи и Серега на вершине пика Ленина:

Я на Вершине пика Ленина:

Я немного пожалел, что снимки (особенно меня) такие куцие, но что уж есть. Вообще беда фотографов, что их не снимают – обычно только они. Особенно меня бесит, когда отрезают на фото ноги :-)!

Когда я самый первый-первый раз сходил Эльбрус у меня было странное чувство, что я вершину не запомнил – так, что-то поболтался, тур какой-то и быстрее вниз. Должно же распирать чувство победы, гордости, эйфории – ничего не было. Только опустошенность и желание добраться вниз до палатки, а лучше вообще в базу.

Второй и последующие разы, была радость - зашел легче, состояние осознаннее, страха нет. Но зато и эмоций по итогам чуть меньше. Радость - она прошла, а ценность первого восхождения навсегда в тебе.

Так и в этот раз на Ленина, я зашел, чего уж там, без большого запаса, и было все скупо и практично - мы конечно не в космосе, но далеко не в безопасности. Посмотрели, пофотографировались. Я свободу радости не дал. Сосредоточенность и контроль.

Сергей Селиверстов преподал еще один урок. С Горой он меня поздравил только на 4400. Восхождение заканчивается не на Вершине, а в безопасности базового лагеря. Теорией я это знал, но кожей почувствовал там. Спасибо, Серега и за это!!!

Запах 7134 метров я понюхал… крамольная мысль – а как там на 8к, уже поселилась в моем сердце!

В общем попили чай, подождали наших, никто не появился, поняли что уже два часа и вот она – точка возврата. Нужно было возвращаться к человечеству. Мы побрели вниз. Ну побрел я, а Арчи например, так убежал. Серега замыкал нас как наседка. По дороге, примерно через час, начали собирать наших – они растянулись цепочкой, но были все налицо и готовы еще идти и идти. И вообще - никто не развернулся, с такими можно куда угодно, волевые ребята!

В основном, все уже были на плато парашютистов, кто-то выше, не знаю какая это высота, но наверно уже ближе к семи. Вот только времени уже не было.

Вот так получилось, что из 12 человек нашей команды зашли только двое. Я и Фанил из Горячего ключа.
Конечно, еще там были Сергей и Артур. Алла в этот раз не поднялась, хотя зачем ей, и так уже 8 раз была)))!?

Вадим Хайбуллин по рации снизу передал, что погода портится, да и сами мы это видели, так что все без особых рыпаний пошли вниз. На ноже повесили веревку и прошли спокойно без риска.

В лагере на 6100 были уже часам к семи-восьми вечера. Алла сообирала отстающих – в общем все было четко и безопасно.

Спалось мне на 6100 в третий раз уже совсем легко, но бодрости в членах на утро я как-то не ощущал. Да и на следующий день была какая-то вялость.

Я выложился ради этой Горы, так как выложиться внизу сложно, если не невозможно. Если бы этого не хватило, я бы просто спустился вниз и тренировался еще год или сколько потребуется. Умирать ради цели (той что в прицеле), никто не собирался. На горе вообще все очень честно - или ты можешь, или нет.

Но я очень рад, что у меня получилось честно выложиться и что этого хватило.

В базлаге нам устроили царский прием – был торт с надписью "пик Ленина 2012", но самое гавное – киргиз, главный по перевозкам, заделал нам Барана. Вот пир был!!!

Все действо происходило в национальной юрте. Была шурпа из козла и еще какие-то блюда. Ну и конечно веселительные напитки. Физический и психологический груз упал. Все расслаблялись. Мой круг планов и целей, длиной в год замкнулся, а других пока не было - вот она свобода)))!

Наша команда на общем плане:

Наша команда "помордно".
Возможно, это не всем интересно, но ребятам будет приятно увидеть себя, а если кто не хочет - может пропустить))):

Алла "Барсовна" Тузова:

Ирина Алаева, г.Сочи. Единственная девушка в нашей команде, барсы понятное дело не считаются))):

Фанил, г.Горячий ключ:

Алексей Ратников, г.Екатеринбург:

Алексей Волкодаев, г.Самара:

Вадим Хайбуллин, г.Алма-ата, руководитель Азия Тур Тревел:

До уезда в Ош к нам в гости заходил Андрей Пучинин - пели песни и пили водку...

Вот сейчас заканчиваю писать, и отчетливо понимаю, что не написал и малой доли того, что пережил и прочувствовал.

Андрей Пучинин исполняет песню КАМИКАДЗЕ:

С полной бомбовой загрузкой лечу.
В баках топлива - до цели,
Ну а цель, она в прицеле,
И я взять ее сегодня хочу.

Рвутся нервы на пределе -
Погибать - так за идею.
И вхожу я в свой последний вираж.
А те, которые на цели,
Глядя ввысь, оцепенели,
Знают, чем грозит им мой пилотаж!
...........................................
От снарядов в небе тесно,
Я пикирую отвесно,
Исключительно красиво иду.
Три секунды жить осталось,
И не жаль, что жил так мало,
Зацветут мои деревья в саду!
...........................................
Есть резон своим полетом
Вынуть душу из кого-то,
И в кого-то свою душу вложить.
Есть резон дойти до цели,
Той, которая в прицеле,

Потому что остальным надо жить!

Если честно, мы изрядно нажрались, что конечно не слишком спортивно, но зато приииятно! В гостеприимном Аксае нам дали две крайние бутылки и они были лишними.

Главная ценность восхождений, что ты никогда после не остаешься прежним. В тебе неизбежно что-то меняется))). И я не имею ввиду потерю веса, которая в моем случае составила аж 10 кг! (На старте было 105кг, после восхождения осталось 95кг). Я имею ввиду внутренний мир. Становится ли он богаче? Хочется верить, что да, но я могу однозначно сказать, что он становится ОСОЗНАННЕЕ!

Столько времени побыть наедине с собой, в тишине от хаоса и поверхностности цивилизации, можно только там. Ну или в хижине отшельника. Когда переходишь некий рубеж нагрузки, разум и тело немного разъединяются - может это некая медитация от монотонности происходящего? Усталость тела уходит и свобода сознания становится очень выраженной - чистой, кристальной. Это состояние внизу достижимо в храме, при чистой и сильной вере...

Я хотел еще поподробнее про Ош написать, но может быть в продолжении или в каком-то другом виде. Например – мои азиатские записки))).
Выражаю большую благодарность Тузовой Алле за организацию и неустанную заботу о нас, Вадиму Хайбуллину, за лагеря, питание, связь, безопасность и советы. Сергею Селиверстову, благодаря которому я смог взойти на свой первый семитысячник и всем, кто эти незабываемые дни был рядом со мной.

Всем спасибо))):

Автор, потрепанный и ушатанный))).

Раскладка по дням.

1 июля. Вылет в ОШ.
2 июля. Базовый лагерь. Гребень пика Петровского.
3 июля. Выход до перевала Путешественников.
4 июля. Переход в abc на 4400.
5 июля. Отдых, но активный.
6 июля. Выход на 5300. Лавина.
7 июля. Спуск в abc на 4400.
8 июля. Отдых, но с прогулками по округе.
9 июля. Выход на 5300 и ночевка.
10 июля. Выход на 6100 и ночевка.
11 июля. Переход в базовый лагерь.
12 июля. Отдых. День рождения сына, ему 10 лет!!!
13 июля. Отдых.
14 июля. Выход в abc.
15 июля. Выход на 5300.
16 июля. Выход на 6100.
17 июля. Гора.
18 июля. Спуск на 4400.
19 июля. Базовый лагерь и банкет.
20 июля. Переезд в Ош.
21 июля. Смотрим город, музей, баня.
22 июля. Бассейн, кафе и т.п.
23 июля. Самолет на родину в Самару.

P.S. Когда я дописывал свой отчет, на Риске выложили результаты забега на Ленина. Новый рекорд состоялся! Время потрясающее, причем не только у победителя Семена Дворниченко, но у всех ребят. Пока мы ходили и акклиматизировались, рядом часто были Дворниченко, Тотмянин, Слон (Тураев), Пучинин – я видел как ребята работают и ходят. Удивительное рядом, как пел Владимир Семенович. Пользуюсь возможностью и говорю слова безмерного уважения и восхищения этими людьми. Нам есть кем гордиться и на кого ровняться!!!