На Маттерхорн с Сергеем Ковалевым

Пишет vertikal-biz, 10.08.2012 15:30

На Маттерхорн с Сергеем Ковалевым (Альпинизм, вертикаль-тур, альпы, сергей ковалев, альпинизм)
Интервью с Сергеем Ковалевым — о том, как поворачивать обратно за полтора часа до вершины, о больших горах в первую встречу, о плохой погоде и хорошей команде.

- Кажется, проблемы были с восхождениями?

- Я бы так не сказал. Проблема — это вопрос, решение которого в конкретный момент не видится в принципе. У нас проблем в этом отношении не было. Ну и вообще, вот если бы нас оттуда самолетом снимали, это проблемы :) А так — нормальные рабочие ситуации.

Для восхождения на Маттерхорн (4478 м) у нас было две группы. Одна из двух человек, вторая из четырех. Первую группу я вел один, а вторую мы вдвоем с Валиком Сипавиным.

В этот раз у нас был эксперимент по привлечению в технический альпинизм людей, которые до этого практически все ходили только ногами в горы. То есть туризм с альпинистским уклоном в багаже имеется, а тут — встреча с техническим альпинизмом.

Мы их к этому подготовили, конечно. В Зуевке полазили, в Крыму сходили несколько восхождений. А потом в больших горах лицом к лицу столкнули со спортивным альпинизмом. Это был очень интересный опыт.

Состояние маршрута ужасное, плохая погода, в общем, все отягощающие факторы, какие только могли быть — имели место. Маттерхорн был в очень тяжелом состоянии, после длительной непогоды, весь засыпан снегом, оледеневший. Там где мы ходили прогулочным шагом «руки в брюки», сейчас надо было лазить по обледенелым скалам, действовать в экстриме. Но при этом я считаю, что этот опыт оказался позитивным для всех участников.

- Подробнее о восхождениях расскажи?

- В первой связке были парень и девушка. Для них обоих это действительно первый опыт лазания в больших горах по вертикали. Мы явно шли не по графику, видно было, что не поднимемся. До вершины там примерно веревок 25. Мы где-то с середины маршрута решили возвращаться. На том этапе — это было достаточно. Стало понятно, где что подтянуть, потренировать. А кому-то, может, вообще не стоит ходить в подобные восхождения.

Со второй группой иная ситуация. Было 4 человека, один парень поднялся до хижины и сразу сказал, что он не готов идти дальше, вертикальные перила — не для него. Он готов на высокие горы ходить, хоть на Эверест, но чтобы не лазить. Так тоже бывает. Тем более Маттерхорн — действительно технически сложная гора, там постоянно какой-то микст, скалы сменяются льдом, гребни снежные, лазание.

К вершине теперь шли трое плюс два гида. Я пошел с менее подготовленным участником, а Валик — с двумя более опытными ребятами.

С этой командой мы долезли практически до башни. Но двигались медленнее, чем нам хотелось. У Маттерхорна две вершины с итальянской стороны. На вершину Тиндаль (4273 м) мы поднялись, а вторая — это, собственно, главная вершина. Между ними маленькая перемычка. От башни до вершины часа полтора ходу.

Но на Маттерхорне есть такое правило — в час дня оттуда надо начинать спускаться. Спуск зачастую занимает больше времени, чем подъем. Он достаточно сложный. И ночью оказаться с не очень подготовленными людьми на сложном рельефе — это не подарок. В прошлом году у меня был ночной спуск, но с гораздо более опытной командой. Повторять это приключение мне совершенно не хотелось. И я принял решение, в правильности которого и сейчас не на 100% уверен. Мы развернулись, уже начав лезть на башню, в половину первого.

Наверное, можно было и рискнуть. А может, и нет. Через полтора часа мы были бы однозначно на вершине, но это было бы уже 2 часа. Портилась погода, причем не совсем понятно было, в какую сторону она испортится. А если бы, к примеру, началась гроза... Быть на вершине во время грозы — это смахивает на самоубийство.

Была бы хорошая погода, мы бы залезли без сомнения. Потому что даже в плохую: дул очень сильный ветер, просто сбивал с ног, порой приходилось падать на снег, чтобы тебя не сорвало с гребня — и то мы очень достойно лезли.

На горе больше никого не было, потому что только такие... скажем так, отчаянные, как мы, лазят с таким прогнозом погоды. Состояние маршрута ужасное, так горы зимой выглядят. И нас несколько раз местные гиды предупреждали, что сейчас очень опасно.

Тем не менее, у всех осталось ощущение, что гора по силам, просто чуть-чуть бы лучше условия. Убрать один из мешающих факторов, чуть лучше погода — и можно было бы рисковать.

- Или если бы более опытная команда...

- Да, если бы двигались быстрее. К примеру, вышла значительная заминка на снежном гребне, который не представляет из себя сложности, как мне казалось. Там просто надо взять и пройти его. Ну да, не самый приятный, очень острый, обрывается в разные стороны, надо балансировать, дует сильный ветер. Но реально ничего сверхъестественного. А в итоге на него мы потратили вместо привычных получаса два часа. Собственно, то самое время, которого нам не хватило на восхождение.

- Есть какая-то закономерность в изменении поведения людей, когда они попадают в большие горы?

- На реальных восхождения люди часто начинают вести себя... эээ, несколько неожиданно. Человек может быть обучен, все у него в тренировочных условиях получается, абсолютно адекватен, все выполняет правильно. Но стоит появиться какому-то сбивающему фактору — например, не просто скалы, а снег на скалах или лед — наступает коллапс. С опытом приходит умение работать на разных рельефах, сочетать разные техники.

Удивительно, что у кого-то это получается сразу, вообще без всякой подготовки. А кому-то дается тяжелее. Это чаще всего и для самого человека неожиданность, когда он вдруг обнаруживает, что ведет себя как-то ну совсем не так, как привык от себя же ждать.

Что сказать. Надо пробовать еще, ходить в горы снова. Или не ходить — если оказалось не твое.

Надо отдать должное группе, навыков хватило, спустились мы благополучно, не было никаких экстраординарных вещей. А погода, что погода — это же горы, расслабляться особо не стоит, все нормально.

На Монблан наши группы все поднялись благополучно. Там в плане погоды немного проще: нужно погодное окно в один день, а на Маттерхорне, как ни крути, одного дня маловато.

Но все остались довольны, очень понравился альпинизм в Альпах. Он действительно гораздо более комфортный, чем на том же Кавказе.
Я думаю, что мы будем расширять альпийские программы, предлагать большее количество восхождений.

Чтобы не просто сходил на Монблан и уехал, там же очень много красивых вершин, есть где развернуться.