Реалии учебного альпинизма. День сегодняшний. Горная Школа!

Пишет Михаил Ситник, 01.09.2012 22:35

Реалии учебного альпинизма. День сегодняшний. Горная Школа! (горная школа "категория трудности", ставницер а.м., школа инструкторов, малые горы, скалолазание)

На написание статьи сподвигла серия публикаций И.Морозовой о проблемах подготовки инструкторов и альпинистов младших разрядов. Многие предложения и обсуждаемые в прениях вопросы (как то: модульность подготовки, виды подготовки, тестирование участников перед выходом, устранение недостатков личной технической подготовки инструкторов и прочее) у нас давно апробированы и дали положительные результаты. Поэтому и хочется рассказать, что и как мы делаем.

Горная школа «Категория трудности» им. А.М.Ставницера существует четвертый год и занимается подготовкой курсантов по следующим направлениям:

1. Инструктор- методист по альпинизму со следующими специализациями: скалолазание, альпинистское многоборье (трэд, драйтулинг, мультипитчи), Малые Горы, Большие Горы.

2. Скалолазание: базовый курс (постановка техники лазания), начальная подготовка по различным направлениям (спортивное лазание, трэд, ИТО, драйтулинг), мастерклассы по этим направлениям.

3. Альпинизм в Малых горах: подготовка к самостоятельному восхождению любой сложности (1Б, 2А-2Б, 3А-3Б и т.д.)

4. Альпинизм в Больших Горах: обучение в соответствии с утвержденными учебными программами подготовки альпинистов.

Подробнее о программах Школы. Это та модульная схема, о которой так долго все говорят. Мне слово модуль не нравится. Мы называем каждый из курсов «Блоком». Начинающим лучше начинать с самого начала, базового курса. Опытный может сам или после консультации выбрать блок, где восполнятся его «пробелы в образовании». Программы альпинистские нацелены на подготовку курсанта к работе лидером в группе.

Что касается подготовки инструкторов, то мы их готовим поэтапно, блоками:

1-й блок, скальный 7 дней (63 часа) - подготовка инструкторов- методистов по альпинизму III категории (специализация - скалолазание); при успешном завершении обучения имеет право на обучение лазанию по скале и обеспечению безопасности на коротких трассах: с верхней страховкой, по «спортивным» маршрутам, боулдеринг.

2-й блок, скальный 14 дней (126 часов) - подготовка инструкторов- методистов по альпинизму III категории (специализация – «Малые горы и альпинистское многоборье»); при успешном завершении обучения имеет право на обучение лазанию по скале и обеспечению безопасности на коротких и длинных трассах: по «спортивным» маршрутам, по маршрутам с натуральной (самостоятельной) страховкой (trad), лазание на ИТО.

3-й блок, снежно - ледовый 14 дней (120) часов - подготовка инструкторов- методистов по альпинизму III категории (специализация – «Большие горы») . Дает право обучения ледолазанию, драйтулингу, подготовке и проведения восхождений в Больших горах.

Всего 35 дней, 309 часов.

При этом учитывается, что последние годы из-за снижения качества обучения в альпинизме уровень технической подготовки альпинистов значительно снизился. Поэтому во время обучения курсантов Школы инструкторов много времени уделяется повышению их личного технического уровня: с ними проводятся занятия по скалолазанию, драйтулингу, ледолазанию, спасработам и пр.

Курсант может окончить первый блок и на этом остановиться, работая только инструктором скалолазания. Но может, после перерыва или сразу окончить второй блок, получив следующую специализацию «Малые горы и альпинистское многоборье». Аналогично с блоком, дающим специализацию «Большие горы». Подробности этой системы – см Концепцию подготовки инструкторов альпинизма и Программы подготовки инструкторов.

Теперь кратко о программах Школы:

СКАЛОЛАЗАНИЕ:

1. Базовый курс.
Закладывается базовая техника передвижения по скалам: работа рук, работа ног, работа корпуса (и это не «10 золотых правил» по программе НП, а полноценное обучение современной технике лазания), обучение приемам гимнастической и веревочной страховки. Физика (механика) основных приемов лазания дается внизу, на тренажере, где инструктор находясь рядом с курсантом может легко откорректировать положение рук, ног, корпуса, при выполнении основных приемов лазания, исправить ошибки. Затем занятия переносятся на скалы. Лазание на болдрингах (с гимнастической страховкой) и маршрутам 4-5 к.сл. (с верхней веревочной страховкой). Курс 50 часов (8 дней).

2. Начальная подготовка:

Спортивные маршруты
Корректировка техники скалолазания, обучение безопасному передвижению по коротким спортивным маршрутам и страховке: действия по организации промежуточной страховки (с разбором наиболее частых ошибок, их причин и последствий), действия на топовой точке, спуск с середины маршрута в зависимости от типа анкеров, устранение боязни срыва и пр. Часто используется тренажер, на котором инструктор контролирует все выполняемые действия (техника лазания, работа на топе, обучение приемам «вщелкивания» веревки в оттяжку и пр.) и исправляет ошибки. Лазание на скалах по спортивным маршрутам Fr 5-6а к.сл. Курс 64 часа (8 дней).

Традиционные маршруты
Обучение безопасному передвижению по коротким традиционным (trad) маршрутам и организации страховки: типы и правильное использование различных закладных элементов, особенности техники традиционного лазания и их отличие от техники лазания по спортивным маршрутам. Лазание по условно-традиционным (частично «пробитым») и традиционным маршрутам Fr 5-6а к.сл. Курс 64 часа (8 дней).

Лазание на ИТО (искусственных точках опоры)
Обучение приемам передвижения по скале на ИТО (искусственных точках опоры) и обеспечению безопасности. Классификация, используемое снаряжение, его применение. Основные приемы. Лазание на ИТО А1, А2, А3. Курс 64 часа (8 дней).

Драйтулинг
Закладывается базовая техника драйтулинга. Лазание по маршрутам М4- М6 (с верхней и нижней веревочной страховкой). Курс 64 часа (8 дней).

3. Спецкурсы:
Мультипитчи спортивные-
Организация станции (пункта) страховки, «висячая» страховка. Приемы и способы страховки. Вынужденный спуск с маршрута (в т.ч. при усложняющих условиях: большие нависания, непогода, камнепады, ночь, мокрый или оледенелый маршрут и пр.) Спуск пострадавшего с маршрута силами напарника. Прохождение мультипитчей при участии и под наблюдением инструктора. Курс 64 часа (8 дней).

Мультипитчи традиционные-
Организация станций разных типов, техника и тактика прохождения маршрута, вынужденного спуска с маршрута, спасработ силами напарника по связке. Прохождение мультипитчей при участии и под наблюдением инструктора. Курс 64 часа (8 дней).

Щелевое лазание –
Обучение технике лазания по щелям: особенности работы рук, ног, корпуса. Для обучения используется специальный щелевой тренажер. После отработке основных приемов на тренажере - прохождение на скалах разнообразных щелевых маршрутов: отколов, расколов, нашлепок, трещин во внутренних углах и пр. Курс 64 часа (8 дней).

4. Мастерклассы:

Совершенствование техники лазания по скалам (свободное лазание, ИТО, драйтулинг) под руководством опытных инструкторов и тренеров (мастера спорта международного класса В.Могила и мастера спорта международного класса Е.Кривошейцев (чемпион мира по скалолазанию и четырежды чемпион мира по драйтулингу).

ГОРОВОСХОЖДЕНИЯ В МАЛЫХ ГОРАХ

В рамках подготовки альпинистов в классе «Малые горы» в федерации альпинизма и скалолазания Украины зарегистрировано постоянно действующее в Крыму круглогодичное альпинистское мероприятие, имеющие право обучения альпинистов и выпуска их на маршруты стен Крыма от 1Б до 6Б к.сл. На мероприятии производится:

1. Обучение по Учебной программе подготовки альпинистов Украины:

Курс занятий и восхождения 1Б к.сл.-
Целью подготовки является выполнение норматива «Альпинист Украины» в малых горах (достижение квалификационного уровня НП1). Программа рассчитана на 8 дней работы по 8-10 час в день с одним днем отдыха и подготовки. Заезд в субботу до обеда, отъезд – в воскресенье.

Курс занятий и восхождения 2A-2Б к.сл.-
Целью подготовки является развитие у значкиста «Альпинист Украины» знаний и умений до уровня, достаточного для восхождений 2А и 2Б к.c. (достижение квалификационного уровня НП2) и совершение восхождений этой сложности с инструктором. Программа рассчитана на 8 дней работы по 8-10 час в день с одним днем отдыха и подготовки. Заезд в субботу до обеда, отъезд – в воскресенье.

Курс занятий и восхождения 1Б-2A-2Б к.сл.-
Программа для тех, кто может выделить на подготовку 15 дней. Объединяет две предыдущие программы. Целью подготовки является выполнение норматива «Альпинист Украины» и развитие знаний и умений до уровня, достаточного для восхождений 2А и 2Б к.c. (достижение квалификационного уровня НП2). Программа рассчитана на 15 дней работы по 8-10 час в день с двумя днями отдыха и подготовки. Заезд в субботу до обеда, отъезд – в воскресенье.

Курс занятий и восхождения 3A к.сл.-
Целью подготовки является выполнение норм третьего спортивного разряда по альпинизму в малых горах (достижение квалификационного уровня СП1). По результатам подготовки и сдачи зачетов дается разрешение на совершение самостоятельных восхождений 3А к. сл. Программа рассчитана на 8 дней работы по 8-10 час в день с одним днем отдыха и подготовки. Заезд в субботу до обеда, отъезд – в воскресенье.

Чтобы не утомлять читателя, разработаны и проводятся курсы занятий и восхождения 3Б, 4А, 4Б, 5А, 5Б и 6 к.сл.

2. Проверка готовности и выпуск самостоятельных групп на спортивные восхождения в Крыму.

2.1. Сдача группой зачета по технической подготовленности:

Нормативы оценки технической подготовленности альпинистов

К сожалению, таблицу нормативов перенести в статью не удается, кому интересно - см на са1йте горной школы в разделе ПРОГРАММЫ


2.2 Сдача зачета по спасательным работам силами группы:

1Б-2Б - спуск условно пострадавшего (легкая травма) по пути подъема (на двухверевочном мультипитче) на не крутых скалах.

3А-3Б - подъем 10 м на пункт страховки и последующий спуск с наращиванием веревки условно пострадавшего (травма средней тяжести) на двухверевочном мультипитче на крутых скалах.

4А-6Б - самоспасение и спасение напарника в двойке (на двухверевочном мультипитче) на крутых скалах, выполнение «вводных» во время прохождения сложного мультипитча.

Кроме того с самостоятельными группами проводится:

1. Консультация по маршруту,
2. Рекомендации по прохождению сложных и опасных мест.
3. Проверка снаряжения (индивидуального и группового)
4. Согласование времени выхода на маршрут.
5. Согласование взаимодействия с другими группами на этом или смежных маршрутах.
6. Согласование действий группы в непогоду.
7. Регистрация в книгу выходов.
8. Разбор восхождения после возвращения группы.
9. Выдача справки или запись в книжку альпиниста о совершении восхождения.

ГОРОВОСХОЖДЕНИЯ В БОЛЬШИХ ГОРАХ

Ежегодно летом мы проводим на Кавказе альпмероприятие по подготовке альпинистов. Обычно мы проводим его после Школы инструкторов, и выпускники Школы могут под наблюдением тренеров Школы пройти стажировку, применив на практике только что пройденное. Об особенностях подготовки альпинистов на нашем альпмероприятии я уже говорил в комментариях к статье И.Морозовой - учим до тех пор, пока не убедимся, что научили. Не бывает плохих учеников - бывают плохие учителя! Отчет о таком мероприятии этого года см http://alp.org.ua/?p=45100

ЛЕДОЛАЗАНИЕ
Курс обучения лазанию по крутому льду (каскадный лед и глетчерный). Проводим зимою на Кавказе. Самое современное ледовое снаряжение, обувь на прокат.

Таким образом, нам удается охватить как отдельные составляющие подготовки альпиниста, так и сложить их в единое целое на восхождениях.

Школа проводит свои сборы, курсы и занятия в Крыму, на Кавказе и в других местах, наиболее пригодных для выполнения программ Школы.

База Горной Школы в Крыму находится в районе скалы Хергиани и представляет собою кемпинг, способный вместить до 100 человек. Есть электричество, вода, кухонный блок с газовыми плитами, столовая (палатка 6 х 8 м), учебный класс (палатка 6 х 8 м с классной доскою, столами, стульями и пр.), склад снаряжения, туалеты. Строим душ. Есть заправка газом баллонов для переносных горелок.

Все программы Школы обеспечены высококачественным снаряжением, принадлежащим Школе. По большинству программ снаряжение входит в стоимость обучения. Возможен прокат снаряжения, в т.ч. палаток, спальных мешков, ковриков. Т.е. курсант может прибыть «налегке», как в старые добрые времена СССР, получив все необходимое на месте.
Курсанты Школы – альпинисты и скалолазы Украины, много курсантов из России и других стран СНГ.

Школа имеет свой микроавтобус, используемый нами для подвоза продуктов, подъезда курсантов к местам занятий и восхождений, встречи вновь прибывающих и уезжающих.

Сайт Школы http://rocksport.ucoz.ru/

В заключение хочется сказать, что в нынешней ситуации упадка в нашем учебном альпинизме выход в работе таких Школ, как наша, сохранивших кадры, опыт и традиции лучших альплагерей прошлого: «Узункол» времен П.П.Захарова, УМЦ «Эльбрус» времен А.М.Ставницера, «Безенги» времен И.Б. Кудинова, "Артуч" времен О.И. Шумилова. Ни альклубы - секции - федерации, ни альпбазы на развалинах бывших альплагерей, с этой задачей уже не справятся из-за отсутствия хорошо подготовленных инструкторов. А вот собрать таковых в один кулак в Школах - пока еще есть возможность и надежда.

117


Комментарии:
5
Я не специалист и не методист, но выглядит все очень четко и разумно. Молодцы!
А можно примерные цифры сколько слушателей было за 4 года?

3
По отзывам курсанты очень довольны обучением.
Успеха Вам, Михаил.

2
Спасибо, Виктор.

2
У меня в профиле написано "Александр" :)


1
Ссылка школы не работает!

3
проверил, работает...

1
Почему то с телефона не загружается, а с компьютера нормально.

1
Программа подготовки инструкторов в вашей школе по сути аналогична соответствующим программам YUAA, к которую ещё входят блоки медицины и спасработ. И обязательная переаттестация.

Для меня спорный вопрос - отсутствие разделения подготовки инструкторов для начинающих и и для разрядников.

Требования к курсантам и методподходы имеют существенное различие. Тем более по сегоднящним реалиям инструктора новичков чаще общественники и опытные альпинисты, не совершающие уже спортивных восхождений(при этом поддерживающие спортивную форму). Согласитесь, нпр, требовать с инструкторов для новичков 6б тред излишне.

Инструктора для разрядников - это уже совсем другой входной уровень. Как и другие методприёмы обучения участников.

3
В одной статье все не расскажешь, к сожалению.

Согласен, что требования к"инструктору для новичков" в Больших Горах могут быть проще, чем к "инструктору для разрядников". Но нужно учесть следующее:

1. В Украине намечается разделение федераций альпинизма и спортивного скалолазания. Не хочется повторять ошибки ФАР и после разделения вначале искать скалолазанию в альпинизме новое название "Скальный класс", а затем под это новое название искать новые формы. Мы хотим называть вещи своими именами, и лазание по скале называть скалолазанием, будь то трэд, ИТО, драйтулинг. Для руководства этим процессом нужны инструктора по скалолазанию, а они соответственно должны сами уметь показать новичкам основные приемы лазания. Новички - молодежь быстро осваивают лазание до 6а, а инструктор должен лезть хоть чуть лучше.

2. В Украине введен кроме больших гор вид альпинизма "Малые Горы". Здесь тоже нужны инструктора. И нужно учесть, что в отличии от Больших гор в Крыму на маршрутах 1Б к.сл. встречаются участки 5 к.сл (Форкант "Тележенко лев"), а на тройках участки 6а в порядке вещей. И "инструктор для новичков" должен уметь пройти их уверенно.

3. У нас на введение профессии "Инструктор-мнетодист по альпинизму" в каталог профессий минтруда ушло несколько лет. Не хочется повторять этот путь для легализации профессий "Инструктор по скалолазанию" или "Инструктор в Малых горах", поэтому мы воспользовались легализованной профессией с указанием в удостоверении специализации.

4. Инструктор в малочисленной секции занимается со своими подопечными и скалолазанием, и восхождениями в Крыму. Поэтому они сами должны уметь показать и пройти то, что требуют от воспитанников.

5. Украинская ФАиС не многим отличается от ФАР и пробить что-либо новое не легко.

А медицину и спасработы мы пока отдельным блоком не даем, хотя и надо. Подумаем.

Хочется пробить (т.е. узаконить федерацией в виде обязательных требований) обязательную переподготовку (раз в 4 года) и курсы повышения квалификации (при переходе от работы с младшими разрядниками к работе со спортивными группами, при повышении категории), но это вопрос будущего.

2
Я учился в школе у Кавера(90) и специфику понимаю. Но введя неизбежно переаттестацию и оставив единые для всех входные требования, вы рискуете потерять целый пласт инструкторов, на котором держится массовый альпинизм. А, судя по нашей ЦШИ, приток желающих курсантов никак не восполнит уход от деятельности старшего поколения.

ЗЫ: при этом разница между 6а и 6б тред, на мой взгляд, существенна, некая граница м/д физкультурой и более серьёзными тренировками.А для большинства маршрутов для НП в Крыму вполне достаточно 5с


-5
На мой взгляд все что описано, выглядит достаточно грамотно, но это узко-специализированная подготовка спортсмена узкого профиля - скалолазание и скальный альпинизм, т.е. после этих программ человек может лазать мультипитчевые пробитые или трэдовые маршруты в Крыму, в Арко, в Доломитах.
Но это не подготовка альпиниста для комбинированных альпинистских маршрутов.

Модули, вы уж извините, мне слово модуль нравится больше, чем блоки. Блоки - как раз более узкое понятие, а модуль более общирное. Так вот модули в отличие от блоков разного уровня скальной подготовки должны охватывать
а) скальный модуль (тот же Крым, или район Узункола),
б) ледовый модуль (зима ледопады Кавказа или Норвегии, лето район Безенги и так далее, потому что летний лед а Больших горах и ледопады - это два разных вида рельефа, хоть и иеющие много общего),
в) модуль снежной подготовки (те же Безенги), или который можно например, совмещать с микстовым рельефом в Хибинах.
г) спасработы и самоспасение силами малой группы
Это как минимум

И эти модули так же должны быть проработаны на отдельные блоки.
Пока у вас только очевиден скальный модуль, разделенный на блоки.

5
Ирина. Это опять по причине невозможности в одной статье охватить все и возникновения усталостных явлений в процессе написания мною статьи ночью.

Поэтому разделы ледолазания и альпинизма в Больших горах написаны штрихами, без подробных объяснений. У нас есть самостоятельный блок "Ледолазание" (см выше), в этом году мы будем проводить его зимою, а в следующем - летом на Кавказе. На Норвегию, извините, у наших курсантов средств маловато. То же касается комбинированных и ледово-снежных восхождений: мы уделяем подготовке к ним много времени. Посмотрите, все таки http://alp.org.ua/?p=45100

Сам я люблю и до сих пор хожу и лажу все: скалы, лед, снег, высоту, люблю альпинизм любого направления. Загляните http://rocksport.ucoz.ru/index/0-2

-2
Это была не критика, а исключительно то, что просматривается в схеме данного материала.
Норвегия, как пример. Она вполне заменяется к примеру Мидаграбинским ущельем (район Владикавказа).

В целом же ваш подход интересен.

Но в моих статьях просто речь была не об этом. Ваша школа, как и школа Нефедова или работа отдельно взятых клубов - это локальные вещи. А общая система будем тогда обобщать России, Украины, Белорусии, в целом развалена.
Почему я объединила эти страны, потому что на Кавказе и прочих горах так называемого постсоветского пространства по сути они все вместе ходят по прежнему в равных одинаковых условиях.


4
Забыл еще один важный аспект работы Школы - идеологический. Как я писал ранее в других комментариях, традиции и морально- этический кодекс в сообществе, густо разбавленные привнесенными из-вне пришлым элементом своими понятиями, забылись и изменились.

Одна из задач Школы в возрождении традиций и этических норм в альпинизме. Ведя подготовку инструкторов, мы уделяем много времени этим вопросам. В последствии они передадут это своим воспитанникам.

2
Да, это то куда нам надо двигаться.

1
Спасибо! Очень понравилось.
Для меня интересна тема переподготовки немолодых инструкторов.
Я хоть и помоложе автора, но не намного. И тоже считаю, что переподготовка ходячего инструктора необходима.
Но вот не совсем просто это. Большая проблема со временем. У меня 4 недели отпуска. 3 недели летом хожу в горах Кавказа с отделением. 1 неделю стараюсь посвятить горным лыжам. (Сколько той жизни, немного надо и любимому занятию посвятить). Если не еду зимой - стараюсь со своими молодыми съездить в Крым или еще куда.
Прихожу у выводу
1) переподготовку осилить не могу
2) а вот входной контроль инструкторов на альпмероприятии необходим.
Тем более, что иногда своих инструкторов не хватает, приходится искать со стороны, незнакомых...

PS Я пишу о себе, но людей с такими-же проблемами много еще.

2
Как подготовку, так и переподготовку я вижу неотрывной от учебного процесса с отделением. Только по результатам практической работы можно оценить способности инструктора.

Цель переподготовки не только в проверке "профпригодности", но в первую очередь - оказании методической помощи инструкторам в их работе, в выявлении и исправлении ошибок в методике обучения.

Здесь инструктор должен найти ответы на накопившиеся у него за четыре года работы вопросы.

Кроме того надо совместно проанализировать состояние альпинизма в мире и в СНГ, пути развития, направления, стили и выработать наше отношение к ним.

Познакомить инструкторов с новинками снаряжения и их использованием.

Еще важно выработать единые стандарты в выполнении приемов страховки, самостраховки, использования снаряжения. Участники не должны нам говорить: а предыдущий инструктор учил нас этому иначе.

И пр.

Но все это должно идти на фоне учебной работы с отделениями. Поэтому переподготовку надо совмещать с обучением альпинистов. Днем занятия с отделением под наблюдением тренеров Школы, вечером - разбор занятий с отделением, лекции и практические занятия. Так что ваши три недели на альпинизм можно использовать с пользой для дела и переподготовку пройти.

0
Что-то не очень Вас понял... Как можно совмещать сборы нашего клуба с Вашей школой...


1
Михаил, нужное дело делаете !!! Необходимое!!!
P.S. если ещё когда выберусь в Крым, объязательно встретимся! Макс.

1
Макс, приезжай! Буду рад!

1
Постараюсь!

1
Все это очень красиво и продуманно выглядит. Но наверняка при практической работе возникают какие то проблемы? Недопонимания? Разница во взглядах? Споры?

Какие же?

0
Скандалы?Инстриги?Расследования? :)

1
Скандалов, интриг и расследований пока не было, и, хочется верить, не будет.
Проблемы есть, как же без них. Вот основные:

1. Отсутствие поддержки со стороны федерации. Речь в первую очередь о моральной поддержке: хоть изредка - похвалить, и того хватит. Но ФАиСУ заняла выжидательную позицию: посмотрим, что из этого всего выйдет. Получится хорошо - возглавим, плохо - отмежуемся. А пока понаблюдаем...

2. Отсутствие упомянутого выше соглашения между ФАР и ФАиСУ об обоюдном признании Школ и полученного в них образования.

3. Народ в Украине в среднем менее платежеспособен, чем в России. Для того, чтобы Школы были доступными, мы минимизируем их стоимость (Школа инструкторов 35 дней 2 блока - USD500, против USD 1000 в ЦГУ за 20 дней). Этих денег на зарплаты тренерам, естественно, не хватает. Поэтому работаем на энтузиазме и "за идею". А вот молодых тренеров в Школу "за идею" не привлечешь работать. Но увеличивать стоимость нельзя: школа создана нами для альпинизма, а не альпинизм - для содержания Школы.

4. В месте базирования Школы в Крыму мы работаем над созданием скалодрома: базы маршрутов от простых до сложных для обучения по всем направлениям: спорт, трэд, ИТО, драйтулинг. Короткие (до 100 м) мультипитчи от 4 к.сл. и выше. Работы не меряно, и продвигается медленно. Нужны волонтеры - а их маловато.

5. Та же песня с содержанием базы: нужны рабочие - волонтеры. Оплата труда - бесплатное обучение.

6. Недопонимания и разницы во взглядах у нас нет. Те, кто едет к нам, знают наши взгляды из моих статей на сайте Школы и на других ресурсах. И приезжают те, кто их разделяет. Кто не разделяет - ищет другие Школы.


2
не... мне этого в нашем болоте хватает за глаза и по уши )
интересно ж - везде крыши ветром перемен уносит или только в наших краях?...


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru