Каравшин - прикосновение к новым высотам

Пишет sgs, 18.09.2012 15:44

Каравшин - прикосновение к новым высотам (Альпинизм, перестройка, диагональ, асан, слесова, погорелова, альперина, киев)

Идея

В далеком 2008 году, после поездки в Ала Арчу, мне впервые пришла в голову идея поехать в Каравшин. Оглядываясь назад, я сейчас отлично понимаю, насколько самонадеянными были эти мысли, но в любом случаи зерно было посеяно. Прошло три года, в течении которых я учился в ЦШИ, съездил в Зесхо и взошел на Ушбу, отработал две смены инструктором и после поездки, снова, в Ала Арчу в 2011 году, сходив на 5-ую Башню Короны по маршруту Балезина, пришло ощущение что зерна идеи о Каравшине начали давать всходы, и пора браться за воплощение, тем более что в 2011 году наши друзья, Миша Уткин и Надя Чабан, успешно съездили туда и хорошо описали самые интересные маршруты, которые для прохождения не требуют безусловного использования ИТО.

Планы и подготовка

Хотелось ходить маршруты, где ИТО не требуется, либо его не много, зато много приятного лазанья:). Большую часть работы по выбору сделали Миша с Надей в 2011 году, за что им огромное спасибо! Их список был таков:

- Диагональ на Желтую стену - классика для разминки
- маршрут Альперина на Асан
- маршрут Лебедева на Ортотюбек
- “Perestrojka crack” на пик Слесова - жемчужина маршрутов!

Так же был добавлен маршрут Погорелова на Асан - о нем тоже было много хороших отзывов, ИТО там в средней части, без скайхуков и очень много подлазов.

Нелюбовь к ИТО у нас не из за страха к нему, или неумения (конечно до уровня мастерства Саши Лаврененко очень далеко), просто с моей точки зрения лазанье - более спортивно, и в отличии от ИТО, не приспосабливает рельеф под свой уровень (а-ля дырки под скайхуки) и вынуждает развивать этот самый уровень, тренироваться, развиваться... В общем - лезть - естественней!:) Забегая вперед, скажу что в Каравшине я встретил ребят, чьи достижения на 100% подтвердили эти мысли.

Что же касается подготовки, то в тренировочном плане она у меня никогда не прекращается, стенд 2-3 раза в неделю, выезды на скалы в выходные, Крым. Поскольку Каравшин - район скальный, то пошел на уступки лени и весной бегал совсем не часто, чуть ли не раз в две недели, но регулярный бег осенью и беккантри зимой не прошли бесследно:)

К моменту выезда уровень лазанья был таков - onsight 6с-7а, redpoint - 7b-7c. Понятное дело что в варианте треда онсайт опускается еще на буквочку:) что и было ощутимо:))

Так же на Майских сходили с Колей Николаевым “Гиперборею” на Шаан-Каю. Очень приятный маршрут!

Сделаю лирическое отступление. Наблюдая за многими, кто ходит в горы, очень часто наблюдаю“подготовку” к горам за месяц-два до самой поездки, а после нее - рассказы как же было тяжело! Но это самое “тяжело” - закономерный результат, т.к. попытки тренироваться за месяц перед нагрузкой не дадут никакого эффекта, достаточно хотя бы поверхностно ознакомится с спортивной физиологией! Если альпинизм для вас - это в первую очередь сами восхождения, а не поседели у костра с водкой, единственный вариант ходить в горы с запасом, а значит безопасно - это регулярно лазить и бегать/плавать/велосипед, другого выбора нет.

Команда

Клич на нашем сайте о поездке в Каравшин я кинул в конце осени, на тот момент из Киева кроме меня выразил желание ехать в Каравшин еще Миша Колотушкин, у него как раз этот год был отведен под технический альпинизм, он перемежовывает его с высотой. За зиму нас собралось 4 человека, в какие то моменты было пять, но пятый сломал ногу на Ак-Кае в Безенги.

Итого, вот кто поехал:

Недосеков Сергей, ваш покорный слуга. Киев
Николаев Николай, сибарит из Одессы
Миша Колотушкин, опытный киевский высотник
Леша Денисенков, суровый луганский работяга

К моменту выезда уровень лазанья у всех нас был похож, только Миша недавно вылез первую 7а, но оно и понятно - где ж там на Ханах, Победах и Коммунизмах лазить то?

Одним из моментов, который потенциально мог доставить острые ощущения, было то что я знаком и ходил со всеми, а вот ребята с друг другом не ходили, и в лучшем случаи знакомы шапочно. Но опасения оказались напрасны, все сдружились:)

Дорога в Ош

И вот, в пятницу третьего августа я сажусь в поезд, едущий в Москву, в компании нашего выезда на пик Ленина, до Оша нам ехать и лететь вместе. Миша уехал в Москву на день раньше, повидать дедушку, а Коля и Леша ехали из своих родных городов.

В Москве нам предстояло переехать на метро с Киевского на Павелецкий вокзал, а от туда на электричке “Аэроэкспресс” доехать до Домодева. Задача не была тривиальной, т.к. у каждого количество рюкзаков колебалось от двух до трех, а общий вес груза - от 30 до 40 кг. Выручил автомобиль такси, под завязку набитый самыми тяжелыми рюкзаками.

В аэропорту нас ждало еще одно испытание - регистрация и возможный перевес. Еще покупая билеты, я договорился что мы везем не 20 а 30 килограмм багажа, и полагал, по опыту прошлых поездок, что этого будет достаточно, так как немалый вес снаряжения для Каравшина должен окупаться тем что на Ленина снаряжения почти не нужно. Но вмешалась суровая действительность, в иде взятых ленинцами из Киева 80 килограмм продуктов:) Но благодаря огромному опыту в преодолении таких трудностей у Юры Черевко, багаж, без доплат, был сдан. В самолете нам повезло седеть в последнем ряду. т.е. близко к бортпроводницам, что обеспечило нам по две порции еды:) И так мы долетели до славного города Ош...

Подъем в базовый лагерь

потратив несколько часов на ошском базаре, мы закупили почти все продукты - чайник, казан, арбузы:) По факту, время показало что у нас оказались дырки в количестве круп и сладостей к чаю, но первое компенсировалось тем, что уезжающее с радостью оставляли нам крупы, а второе - аскезой:) в 11.30 мы начали свою дорогу в направлении Воруха, таджикского анклава в Киргизии, от которого начинается трек в базовый лагерь.

В урюковый сад, что сразу за Ворухом, мы приехали в 6 вечера, за час перегрузились на ишаков и пол десятого, уже по темному, дошли до второго сада, где и переночевали. Утром собирались не быстро, по этому вышли в 9 утра, где то посередине съели арбуз и в пол седьмого вечера мы пришли в базовый лагерь, где были радостно встречены друзьями, приехавшими туда раньше - Сашей Ревчуком из Киева, Кэпом, Игорем из Харькова и известным спортсменом Сашей Гудзинским:) В общем подъем у нас прошел без сучка и задоринки, прилетев утром 5 августа в лагере мы были вечером 6, в Ала-Арче не всегда так же быстро удается заброситься на Рацыка. Небольшой совет - меняйте деньги на сомы в Оше, там курс лучше.

Собственно - восхождения

Желтая стена, Диагональ 5А

Наверно непросто догадаться, но основной нашей целью были восхождения:) Для разминки мы решили не изменять сложившуюся традицию района и идти “Диагональ” на Желтую стену. Путем долгих вычислений и дебатов мы разбились на связки, а именно - Николев-Колотушкин и Денисенков-Недосеков. В день после прихода наверх мы сходили под маршрут, разведав подход, но утром нам это не сильно помогло, мы пошли каким то своим путем, но при этом дошли почти за то же время что и налегке по тропе днем. Вышли из лагеря мы в 4 утра, так что еще пол часа посидели, не хотелось лезть в темноте.

ключевая веревка
С Лехой мы поделились так - я работаю до поворота маршрута т.е. всю диагональную часть, он - после. семь веревок под ключ мы пролезли достаточно быстро, в 10.30 уже были под ним, но сходу быстренько вылезти его не вышло:) Как лезть сложные три метра я сразу не разобрал, по этому сделал три движения в ИТО... По второму разу наверное попробовал бы пролезть, только если что - на местный шлямбур - консервную банку - падать не хочется... Сделал станцию в холодке, перед переходом к рухабной веревкой, время от времени вылазил на солнышко погреться. Следующая веревка полностью соответствовала описанию Жени Полтовца - когда ее видишь, кажется что все это можно на себя вывалить, но по на самом деле лезть можно, если хоть чуть чуть аккуратно. В пол первого были на полочке, после которой маршрут поворачивает левее, два часа ждали вторую связку, а когда они подошли, мы поменялись и дальше полез Леха. Очень понравилась вторая от полки веревка - лезешь как в джунглях!

Ожидая заключительную трудность после небольшой перемычки, нам все ее описывали как “нависающая итошная щель с френдом” были слегка разочарованы - щель в три движения на 6b:) В 6 вечера собрались на вершине и начали спуск, на небе уже собрались тучки и очень не хотелось чтоб на сіпухе нас еще и поливало...Посуху до лагеря дойти не вышло, крупа с дождем настигли нас у начала тропы, но это уже было не критично.

На маршрут брали молотки и крючья. но их наличие нельзя назвать критичным, правда раза два на якорях (в том числе) собирал станцию, но рельефа там много, метр туда, метр сюда, так что можно найти разные варианты.

В целом - приятный маршрут, если поеду еще раз в Каравшин - уже точно пролезу и ключ тоже:)

маршрут Погорелова на Асан, 6А

Вторым мы собирались идти не этот маршрут а Альперина, но он оказался занят, по этому чтоб не терять время мы быстренько перестроили свои планы. Погорелова мы изначально планировали идти вчетвером, по этому соответственно распредели вес и тактику - два баула, одна палатка, один бивибег, джетбоил, 22 литра воды и т.д. По снаряге - взяли двойной набор камов 0.3-4, пару С3 (0 и 00), штук 10 якорей, чуток других крючьев (вроде не пригодились, может один раз V образный только), двойной набор закладок, 30 оттяжек, 4 веревки - три jocker 9.1 и одну cobra 8.6, еще что то:)

штурм огурца

Отдохнув день после Диагонали, вышли в 8 утра под маршрут, с расчетом в 14 быть на огурце. Под огурцом были в 11, начали провешивать перила для баулов раньше, чтоб если что - не было мучительно больно. Первый день первым работал Коля, я вторым, Леха и Миша замыкали наш караван своими баулами. Лазанье на огурец очень интересное и приятное, и действительно не хочется пропускать имеющееся станции, они все в удобных и защищенных местах. В 13.30 мы вылезли на полку наверху огурца, и были готовы начать обрабатывать дальше, но вылез тактический просчет - крюконоги и крюколесенки в бауле у Миши, так что прождали до 4 дня. В общем обработали почти две веревки, первую Коля, вторую, с маятником, я.

обработка

Второй день первым работал я, собственно между огурцом и балконом так называемая стенная часть, пять веревок на 3/4 ито. До нас все ходили по диритиссеме до балкона, выходя на него по варианту Мороза, я же решил посмотреть оригинальный вариант, с траверсом налево после четвертой станции, и не прогадал - там ИТО продолжает перемежовываться лазаньем, да и ИТО - не сплошь якоря, а сам выход на балкон - пол-веревки лазанья! В 15.30 были на балконе, поменялись с Лехой, и в этот день успели провесить еще три веревки (собственно все, которые были), спустились, и поужинав отдались во власть Морфея..

стена

На следующий день первым работал Леха. Когда вышли на гребень, погода решила проверить наши нервы и началась крупа, что немного замедлило наш темп, кроме этого вначале мы забрали чуток левее, но потом вернулись на гребень. На вершине были в 15.30, и в 4, отыскав петлю, начали спускаться. Поначалу, поскольку процесс спуска в группе не был отработан, немного притормаживали, но потом дело пошло быстрее, но дюлфера с плеча в цирк 4810 уже были по темному. Нас немного ввели в заблуждение по поводу количества дюлферев , и мы уже ожидали что должна быть тропа, но фонарик высвечивал какие то сбросы, по это мы решили заночевать, не ища приключений на свою больную голову. Выложили площадку, поставили палатку и легли в нее вчетвером, вальтом, наслаждаясь амбре носков друг друга:) Как утром оказалось, мы заночевали в 10 метрах от петли последнего дюлфера, коий мы быстренько сделали, а то очень хотелось вниз, к воде и еде, у нас все это уже подошло к концу... в 10 утра мы добрели до лагеря, как раз уже и отопление включили (солнце вышло:)).

После были два дня отдыха, каждый день плов от Саши Гудзинского и Кепа, поседелки у костра... А дальше -

маршрут Альперина на Асан 5Б

Решили идти двумя связками, одна начнет по классическому, правому, варианту, другая - по модному нынче варианту с двумя веревками офвайда, по этому изначально брали два бивуака и два комплекта железа. Мы с Лехой будем лезть модерновый вариант.

Из лагеря вышли в 2 часа дня, чтоб подойдя к 4 провесить две веревки, но погода вмешалась - почти все время шли под дождем, только на взлете по сыпухе он прекратился, но потом начался снова. Зато сходили в гости к девчонкам, которые героически бороли маршрут Тимофеева, за три дня провесив 6 веревок:)

Утром полезли, первые пять веревок первым лез я, не сразу нашел вариант пролаза второй веревки, офвайдовую щель же на три четверти подтягивал себя к пятым камалотам и переставлял их. На веревке перед каминам наша вторая связка встретилась с нами, и попросила забрать из веревку и провесить перила. С этого началось превращение двух независимых связок в паровоз:) Вытягивание рюкзака мимо камина заняло у нас немного времени, но к мы 6 вылезли на ночевку после 10 веревки и провесили чуть больше половины веревки, Коля правда был уверен что провесил веревку:)

На следующий день была моя очередь работать первым, но меня настигли результаты ошибки - я перед маршрутом постриг ногти, и в результате кожа на стыке с ногтями воспалилась и очень болела, так что лазанье было затруднительно, так что первым полез Леха.

На верхних веревках было два момента, требующее собраться и напрячься - траверс направо на 2 часа в начале второй веревки, и внутренний угол с перьями. к двенадцати дня мы вылезли на “крышу”, еще две троечные веревки - и мы на гребне, так что откуда в описаниях получилось R15-R20 - для нас осталось загадкой. Еще 40 минут - мы на вершине, уже во второй раз, и в этот - на солнышке. спускаться начали в три, и поскольку все действия были отработаны, успели не только засветло спуститься к морене, но и пересечь ее. Из приключений - застрял третий сверху дюлфер, веревка намоталась на торчавший зуб, но рельеф и обилие дюлферных петель позволило без особых потерь решить эту проблему... В 21.30 были в лагере, я даже ванну в ручье принял, несмотря на уже давно выключенное отопление (солнце заходит в 5 вечера).

Perestrojka Crack на пик Слесова 5Б

Проведя два дня в плодотворном отдыхе и отправив Мишу в Киев, уж очень он любит свою работу, мы выдвинулись на перестройку крек. У нас был очень хитрый тактический план, который мы с успехом выполнили - в день подхода залезть на плече, переночевать там, потом долезть то ли до 13, то ли до 19 веревки, снова переночевать, и сходив на вершину удрать вниз. Этакий экспедиционный советский стиль:) Нам предстоял переход из своего ущелья Кара Су в соседнее Ак Су, и выйдя в 8 утра мы начали свой путь. Подробно по-расспрашивать про маршрут у сходивших его намедни Башкирцева и Веретенина у нас ума хватило, но про то как туда дойти - нет, да и про маршрут мы, как выяснилось, важные вещи не спросили. По этому пошли по пути, которым мы заходили вначале, но пошли не налево к мосту, а на право, через кош, ища намеки на тропу. В какой то момент намеки стали совсем прозрачными, а по скольку уверенности в наличии моста ваше не было, мы переправились на другой берег с помощью упавшего дерево, почти как по-настоящему. На другой стороне тропа была получше, по этому скоро мы пришли к кошу под пик Слесова, теша себя надеждой что раз мы несем посылочку от Миши с Надей, которые провели в прошлом году много времени здесь, нас угостят чем то вкусным:) Но адресатов не оказалось на месте, был только молодой парнишка, через которого мы передали эту посылочку, но и он напоил нас чаем, мы же разделили с ним нашу трапезу - рыбную консерву.

От парня мы узнали что на Слесова рано утром пошли два американца, что внесло небольшую сумятицу, типа две команды на горе, но что то нам подсказывало что сегодня ночью мы увидим их спускающимися, ведь они ходят этот маршрут за день:) Так что сходив за водой и переупаковав манатки, мы уверенно, но очень медленно потянулись вверх по осыпи. К этому времени на небе уже появились облачка, и все время было ощущение что сейчас ливанет, Леха даже захотел найти где бы поставить палатку, хотя ставить ее под стеной как то не хотелось, слишком часто с нее что то отваливалось. Но и в этот раз погода была к нам милостива, и мы не только посуху подошли к началу, но и залезли 4 веревки до полки. В помощь тем. кто в будущем хочет сходить этот маршрут дам несколько советов по поиску начала и этим веревкам. Очень хорошим ориентиром служит огромный плоский камень под перемычкой, а ниже него метров на 30 справа. если смотреть на перемычку, начинается небольшая полочка, по ней видно что люди иногда тут ходят. Вот вам на нее, а потом вправо вверх, и там то вы найдете полторы стеклянные бутылки ( только одна пережила невзгоды судьбы в целостности). А дальше все как в описании Миши Уткина, и совет - не повторяйте нашей ошибки, пытаясь размотать всю веревку, “штатные” станции хоть и по 25-35 метров, зато в удобных местах.

Дойдя до полки, мы с Колей пошли что нибудь провесить а Леха, установив палатку, стал за нами подглядывать. Первая веревка в начале несложная, но после перехода на плиту - траверсик, и движения на нем как то не привычны в альпинизме, лезть надо! Таки 6b:) Но со страховкой - все ок, даже шлямбур есть. К тому моменту как Коля вылез и я подлез к нему, припустил легкий дождик, да и воркаться начало, так что мы стремительно сдюлферяли вниз, ужин был близок:)

Уже когда стемнело и мы, сытые и довольные, улеглись в спальники, на стене появились два фонарика, медленно, но неумолимо передвигающееся вниз по стене. Одновременно! Немного офигев от увиденного мы только когда в базовом лагере узнали у самих героев о новой для себя технике - каждый дюлфиряет на своем конце, противовесом! Главное чтоб один не весил 50 а второй 100 килограмм:)

Бросили жребий, кому завтра кем работать, Коле выпало первым, мне - вторым а Лехе - таскать баул. Меня такой расклад очень порадовал, т.к. к четвертому восхождению смелость что-то меня покинула, и первым работать не очень-то и хотелось, хоть и понимал что если надо будет - буду работать. А второму в таком раскладе сплошное удовольствие - лезешь с легеньким рюкзаком, в котором питьевая система, пуховки и гортексы, наслаждаешься! Веревке на второй я уже уверенно клинил ноги в щель, благо она почти везде нужного размера, но после десятой веревки шара закончилась:) Когда я подлез к Коле на станцию, которая была у основания большой “живой” колонны с шворками, мы решили долезть до следующей полки, которая была посередине левой щели-офвайда, чтоб Леха жумарил уже туда, т.к. и место тут не удобное, порода слегка трухлявая... Эта щель - честное 6c, офвайд во внутреннем углу, лезешь в отрыв, хорошо что раз в два три метра есть мелкие зацепки для ног по бокам. В начале Коля поставил 6 кам, потом немного подвигал за собой пятый и оставил и его, после чего пришла очередь четверки. Следующая веревка такая же, только перед верхом нужно уйти налево и дальше лезть вверх влево, к полке-ночевке.

Собравшись на этой полке к половине второго, начали думать не попробовать ли нам долезть до 19 веревки, описание обещает там возможный бивуак. Как хорошо что мы на это не купились - это полочка шириной в 80 сантиметров, зато длинны в ней три метра, нам бы было там грустно со своей палаткой.... Обработали две веревки, поели в четыре часа дня начали пробовать уснуть, наслаждаясь окружающими видами. Первая веревка от ночевки - сначала по щелям, а потом вас ждет камин, в который может влезть только не обремененный весом спортсмен, этакий тест на лишний вес, и лезть внутри приходиться как червячок, по 5-10 см:) Поскольку я лез втрым, я позволил себе лезть в отрыв, но первому так было б не комфортно, щель для страховки под четвертый кам там внутри.

На следующий день достаточно быстро подлезли под ключ, и решив не теребить свои подуставшее нервы, на каждой из двух веревок проитиошили ключевые места. Из ИТОшного снаряжения у нас были только крюконоги без крюколесенок, вместо них использовали оттяжке, и ничего так, для 20 метров вполне комфортно. На первой из ключевых веревок у второго даже возникло желание попробовать лазанием, но выковыривание точек свело его на нет, второй же ключ выглядел совсем не дружелюбно, по этому лезть его никто и не пытался.

Как нам и обещали иркутяне, шары нет до самой крыши, лазанье действительно скачет от 5с до 6с, но последнего - вкраплениями по 3-5 метров. И вот, героически преодолев все трудности:) мы выползли на крышу, где то в три часа дня. и поскольку время позволяло, решили быстренько сбегать на вершину. Иркутскую записку сняли, свою положили пустую - я забыл ручку. а кровью писать не хотелось. Пару фото для проформы и пора возвращаться к месту, с которого мы стремительными дюлферами поедим к ровной земле, а после - к цивилизации и ее благам! Без приключений спустившись к нашему бивуаку (наверх мы его, естественно, не тягали, просто сложили все в баул), стали решать - будем ли мы дюлферать по темному, или переночуем еще разок, а то времени уже семь вечера. Одним голосом против двоих решили не ломать ночью ноги по сыпухе, тем более что еще литр воды остался, можно чайка попить

Проведя еще одну ночь созерцая красоту ущелья, в сем утра начали дюлферять. Все шло гладко, но таки на предпоследнем дюлфере перед перемычкой веревка надежна села в трещину, зато я пролез хоть одну веревку первым, т.к. мы еще на первом спуске с Асана разложили роли - Леха первым уходит вниз, я же еду последним, организовывая продергивание и если что - лезу за застрявшими веревками. С перемычки мы воспользовались сдвоенной соткой-статикой, которую оставили американцы, что сэкономило время, но не силы, так как метров семьдесят ты с усилием запихиваешь веревку в стакан, чтоб спуститься хоть чуть чуть.

И вот мы на ногах! Медленно, но уверенно спускаемся к кошу, предвкушая чай и еду (воды у нас уже не было, а бежать за водой на другой край морены не хотелось - как то там уж слишком часто пролетали камушки размером с голову) и встречаем знакомые лица - три пятых команды, которая героически штурмовала Асан по Тимофееву, но потом передумала это делать. Оказалось что они, наслушавшись рассказов Джека и Волосатого, вдохновились все той же перестройкой крек, и намерены применить нашу тактику, т.е. сегодня вскарабкаться на перемычку, и за следующий - на ночевку на тринадцатой веревке и потом еще за день - на вершину и обратно, причем в тот же день, т.к. утром их будут ждать ослики.

Распив с народом чай и съев последнее две пачки Treck&Food, пожелали им удачи и пошли вниз, попутно узнав что ходят все по другой, от коша, стороне реки. Но нам - по той же, т.к. у нас хитрый план - оставить все железо у моста и не тащить его вверх:) Чем ближе мы подходили к месту слияния Ак-Су и Кара-Су, тем выше забирала тропа, что немного настораживало, и каждый решил искать путь вниз сам, пробуя на себе роль горной коровы, проходимости которой позавидует любой джип. Выйдя к мосту, сбросили все железо в баул и прикопали его камнями, сами же налегке побежали вверх, правда не все - Леха натер себе ногу, причем жестко, еле шел.

Вернувшись в лагерь, были встречены иркутянами, бегущими на связь с лезущими на Перестройку, а бежать нужно минут сорок на перевальчик! Герои! Когда они вернулись, мы сварили еду и вместе мы распили остатки вкусного алкоголя, “спортивная” часть выезда выполнена, можно себе позволить:)

Уход вниз

Следующее два дня были днями откисания, стирки, мойки себе, собирания и пере-собирания вещей и поедание остатков еды... Ощущение переполненного живота преследовало каждого из нес все эти два дня. Наш телефон окончательно расхотел работать, но Иркутск одалживал нам аппарат, и я узнал очень радостную новость - 17 из 19 участников ленинской экспедиции успешно взошли на вершину и спустились! Особенно я радовался за свою близкую подругу, она давно мечтала об этом.

Утром мы ждали наш караван - двух осликов, но он все не приходил, мы уже перезвонили Жунусбеку, и оказалось что подходивший к нам позавчера парень и был нашим погонщиком, но мы то ждали его сегодня! Успев догнать и развернуть его, в результате вместо ишаков получили лошадей, что даже лучше, т.к. лошадь спокойно идет со скоростью человека, и несет больше. В результате вышли в четыре часа дня, но шли быстро, благо вниз, и в 10 вечера стали на ночевку в урюковом саду, который за полтора часа до того, в котором мы ночевали на пути вверх. Ужиная, наш погонщик прибил в полуметре от Лехи паука размером с небольшую мышку, по этому мы быстренько решили ставить палатки, хоть сначала думали поспать без них.

Утром за два с половиной часа дошли до места, де мы пересаживались с машины на ишаков, и добрые хозяева этого урюкового сада накормили нас помидорами с лепешкой и напоили чаем. Я сходил в сторону погранзаставы, в поисках GSM полей, и достаточно быстро найдя одно такое, узнал что в течении часа будет машина. Поскольку в Азии все идет неспешно и своим путем, через три часа мы уже ехали в Баткен, где мы пересеклись с Жанусбеком, узнали почему так вышло с осликами - главный распорядитель ослов Каравшина, Джапар, был на свадьбе, и в его отсутствие погонщики начали чувствовать себя свободнее. Сведя наши финансовые отношения и наконец-то поев мантов мы поехали в Ош.

Ош и отлет

По пути мы связались с небольшим кусочком ленинской команды и нам была найдена крыша над головой, на территории овощной базы, в каком то покинутом офисе. Большая часть ленинцев уехали смотреть Бухару и Самарканд, и киргизы, чьими юртами они пользовались в БЛ Ленина, разместили их вещи на этой базе, за одно и мы там переночевали одну ночь.

Следующий день мы провели частично на базаре, а частично - в бассейне. К моменту нашего возвращения на “базу”, приехали наши экскурсанты. Похоже желудок отказался справляться с количеством еды и ее жирностью, по этому мне стало плохо, но в конце концов проведя некоторую простую манипуляцию меня попустило, и нас ждал аэропорт, перелет, Москва, поезд и наконец-то Киев!

И вот наконец-то я приехал домой, в Киев, пытаясь осознать прикосновение к гранитным гигантам. И пока - все еще в процессе.

Немного о нашем быте в базовом лагере.

Нас очень выручал взятый из Киева тент, днем не давая сгореть до корочки и в редкие периоды дожди не загоняя в палатку. Вода течет прямо по поляне БЛ, небольшими ручьями, стекая с 1000-летия крещения руси. Вокруг - арчевые деревья, по ту же сторону реки - сухих почти нет. уже все подчистили, но по другую сторону - валом, т.е. можно готовить не только на газу, но и на дровах. Пока не уехали Демченки, была натянута переправа, и путешествие на ту сторону, в том числе за дровами, не было проблемой.

Зато в базовом лагере есть другая проблема, точнее - другие, их дико много. Коровы. Каравшинский бич. Сожрут все, до чего дотянутся, иногда сжовывали палатки, иногда проходили их насквозь, и способны в сжатые сроки обосрать огромные пространства. Мы почти не пострадали от них, по крайней мере ничего не было порвано или съедено, но другие сборы страдали регулярно. Оборона лагеря была два раза в день - утром, с 6 до 9 утра, когда они шли вверх, и с пяти вечера и до ночи. Ложась спать, у палатки складывали много камней, по утрам отстреливались от них. Похоже со временем у врага уже образовалась тактика: одни отвлекают, вторые заходят с другой стороны, но ты успеваешь их заметить и бежишь отгонять их, но в это время - наступают другие! Оборона от коров была общим делом, и все старались защитить не только свой лагерь, но и соседний.
В соседнем коше можно покупать свежее молоко (40 сом), лепешки (60 сом), масло и баранину. В лагере Аксай тревела - кушать (250 сом), покупать колу и пиво (100 и 150 сом), если есть. Вопрос зарядки “бытовой техники” решали у соседних сборов, пока они были, генераторы были у москвичей и Казани, после же у Аксая, но уже за сомы:)
В основном быт в лагере был посвящен приготовлению а потом поеданию еды и чтению, правда “Уллиса” я так и не прочел, длинный, блин:)

Бюджет.

погранпропуск 32,00
Итого 684,35

Общее:
газ (24 баллона) 155,00 (10 баллонов осталось:))
сублиматы на гору 209,88
трансфер ош-ворух-ош 460,80
итого 1 617,11

ИТОГО НА ЧЕЛОВЕКА 1 088,62

Конечно за эти деньги можно съездить на какие нибудь Бали, но, боюсь, я там заскучаю на второй день:)

Выводы:)
Для того чтоб после и в процессе восхождений не чувствовать что совершаешь подвиги нечеловеческими усилиями и не передвигаться в глухом ИТО на несложных участках, минимальный уровень онсайта должен быть 6с. Нам повезло что мы как раз вписались, но это допуск снизу, для того чтоб получать максимум удовольствия, онсайт, причем в треде, желателен 7b - 7c, тогда можно Перестройку бегать за день, и вообще ощущать процесс восхождения в других тонах. Хороший мотиватор для более усиленных тренировок!

Опыт показал что наши изначальные планы не так уж и самонадеянны (5 маршрутов за 20 дней), если иногда отдыхать не два а один день и погода позволит - это более чем реально, благо подходы от БЛ до маршрутов в основном - несколько часов.

И, конечно же, приятно лезть, именно лезть, а не передвигаться, при этом - в больших горах.
Я точно еще вернусь в Каравшин, не в следующем сезоне и проапгрейдив лазанье, но вернусь, еще очень много вкусных маршрутов и заманчивых вызовов!