Памирские беглецы

Пишет SRomanenkov, 24.09.2012 00:42

Памирские беглецы (Альпинизм, каракуль, зорташ, пик советских офицеров, восточный памир, музкол, маи)

Небольшой рассказ и фотографии о том, как мы во время спецоперации в Хороге на Памир ходили.

Собираясь в этом году на Памир, заезжая в Музкол из Оша, предвкушали легкую дорогу. Полтора года назад зимой из Душанбе ехали 2 дня по страшной размытой, обледенелой трассе.
Но за неделю до старта пришли тревожные новости http://www.risk.ru/users/avestiec/194732/
В Хороге спецоперация. Выдача пропусков в Бадахшан приостановлена. Со стороны Душанбе Памирский тракт закрыт.
Позвонили в турфирму, через которую забрасывались, пропуска сделать успели, спецоперация в разгаре, но с Киргизией граница открыта, должны пропустить.

В Оше загрузились в джипы и поехали. Перевал Кызыл-Арт и границу проскочили без проблем, сообщив что южнее Мургаба не собираемся. Сходили-погуляли по долине реки Чинсу, занесли заброску.
В 50 км от Мургаба сломался один из джипов и мы, оставив вещи, пересели во второй и поехали дальше.

Перед Мургабом джип остановил военный патруль. Меня забрали в “заложники”, остальным велели ехать следом. Привезли на заставу, расположенную на территории Мургаба, а затем к зданию местного КГБ.

Военные сообщили, что несколько часов назад, уже после того как мы въехали, Таджикистан закрыл для иностранцев границу с Киргизией. Нас всех поочередно вызывали к начальнику КГБ и допрашивали, разговаривали о разном, вопросы от стандартных, до “Как ты попал в Турклуб МАИ?” и “Почему разбился ваш Суперджет?”. Всех обязательно спрашивали про путешествия по Афганистану, всех, кроме Дениса, ходившего в прошлом году на Ношак. Допрос дался группе тяжело, все и так устали, Алену тошнило от высокогорной дороги через перевалы Кызал-Арт (4200) и Акбайтал (4600) и нескольких бессонных ночей. Наконец, нас отпустили спать в гостиницу, велев утром придти с маршруткой и картой.

Как же мы с Игорем ругали себя, когда зайдя утром в КГБ, узнали, что ГБАО закрыта для иностранцев и нас срочно депортируют в Киргизию, ведь утром могли взять машину и уехать подальше в горы. К нам приставили вооруженную охрану и отвезли в гостиницу собирать вещи. Попытки договориться ни к чему не привели. Приказ о нашей депортации дан в Душанбе и, по словам КГБшников, согласован с российским посольством, от местных начальников ничего не зависит.

Для себя мы решили, что всеми способами будем стараться остаться на Памире, иначе сезон потерян. Запланированный как запасной вариант маршрута по Заалайскому хребту для нашей группы не очень подходит. Для полноценной 6ки в высоком, но менее техничном районе нужно подниматься на пик Ленина или идти перевалы выше 6500. А у нас на пятерых “высотников” три человека с опытом 5000, особо не разгуляешься.

За свои деньги мы ехать в Киргизию отказались. Начались переговоры. КГБшники сказали, что у них есть грузовик, готовый вывезти нас в Бордобу, но оплатить бензин должны мы сами. Дальше тянуть время не получилось. Поехали. Мы в грузовике, за нами машина сопровождения с начальником КГБ, кем-то старшим от пограничников и двумя автоматчиками.

Перед перевалом Акбайтал грузовик сломался, совсем не едет в гору. Машина сопровождения, оставив охрану, уехала в Мургаб за бензонасосом. Через два часа вернулись. Грузовик проехал еще с километр и окончательно сломался. На что водитель - памирец сказал: “Если девять человек не хотят ехать, машина тоже никуда не поедет”

Наш грузовик и машина сопровождения на Памирском тракте

Время позднее. Нам разрешили встать на ночевку. Машина сопровождения уехала на заставу в Каракуль за новым транспортом, оставив с нами только водителя грузовика. Отойдя под берег реки на 300 метров от дороги, разбили лагерь, поужинали и легли спать.

Ночью пришли два пограничника с автоматами, сообщили, что у них приказ срочно доставить нас на границу, машина есть. Соврав, что одной из девушек от высоты плохо с сердцем и до утра мы никуда не поедем, вернулся в палатку. Пограничники ушли ждать к машинам.

Решив, что другого шанса остаться на Памире не будет, быстро собрали лагерь и вышли. Во время допроса в Мургабе выяснилось, что пограничники, в основном выходцы с запада Таджикистана, не знают местных гор. Для побега мы выбрали долину, расположенную в четырех километрах ниже по тракту, там нас сразу искать не станут, а бросятся в долины, расположенные напротив места ночевки. Несколькими часами ранее Андрей и Алена уже разведали оптимальный маршрут захода в ущелье.

Памирский тракт

Вышли тихо, без фонариков. Но на высоте 4100, когда с выезда из Оша не прошло и двух суток, быстро не побегаешь. Минут через 40 исчезновение обнаружили. Внизу забегали фонарики, машины, включив дальний свет, осветили склоны гор. Крики “Ложись!” Фары светят прямо на нас. Кто-то успел уйти за перегиб, кто-то залег на склоне. Луна ярко светит на преследователей, им против такого света нас не увидеть. Подхожу к ребятам, говорю, что все нормально. Встаем и уходим.

По долине прошли еще около 9 километров, спрятались за старой моренной грядой, легли спать. Выше идти не было смысла. Высота 4300, а ночью мы, не акклиматизированные, вполне набегались. Если идти дальше, придется кого-то спускать с отеком и самим сдаваться властям. Решили, будь что будет.

В эту долину искать нас никто не сунулся, может, не так и нужны были. Мы за два следующих дня отдохнули, погуляли и акклиматизировались, на 3й перевалили 5000 перевал. Начался 30ти дневный маршрут по Памиру.

В заключительный день маршрута выходили к переправе через реку Кокуйбель и дороге на Гудару, откуда нас должны забрать машины. У переправы стояла Нива начальника КГБ. Мир тесен. Узнали что иностранцам по-прежнему запрещено нахождение на территории ГБАО. Пообщались, пообедали, заплатили штраф. А он дал нам зеленый свет на границе, что для нас с просроченными пропусками и без регистрации – удача. Расстались почти приятелями.

Когда, проезжавшие мимо работники Национального парка вместо штрафа угостили бутылкой водки, стало ясно, что в Средней Азии нужно только чего-то сильно захотеть и суметь воспользоваться обстоятельствами.

Далее фоторассказ о нашем походе.

На первые дни специально не стали планировать сколько-нибудь сложных препятствий. Основной целью было не спешить и хорошо акклиматизироваться. За 8 дней прошли следующий маршрут:

устье р. Сасыксу (4040) – р. Гурумды – разведка пер. Джалан до 4814 – пер. Взаимопомощи (5047) – р. Джалан (4085) – р. Сасыксу – р. Кызылджилга – пер. Погребецкого (5040) – рад. вер. Зуб Погребецкого (5490, п/в) – р. Акбайтал– пер. Памирских Беглецов (4704, п/п) – р.Чинсу – спуск за заброской до устья р. Чинсу (4310) – пер. Зорташкол (5080) – р. Зорташкол – занос заброски по лев. притоку р.Зорташкол

Из-за сложностей с заездом планы пришлось скорректировать, вместо долины Пшарта начали с реки Гурумды, но пройдя простой перевал, который назвали Взаимопомощи, вышли на запланированный маршрут.

Все это время оставалась вероятность, что нас все-таки найдут, большинство долин проезжаемы для автотранспорта до начала ледниковых морен. Сохранялось некоторое напряжение.

Вместо выхода за заброской к Памирскому тракту, решили не рисковать и придумали пройти новый перевал в верховья реки Чинсу. А уже оттуда радиально прогулялись за заброской. Прохождение перевала оказалось удачным решением, так как нам предстояло затащить на перевал Зорташкол (5080) снаряжение и продукты на 27 дней, а челночить из верховьев реки Чинсу намного ближе.

Долина Гурумды

Долина Сасыксу

Снежное утро

Долина Акбайтала

Спустившись с перевала Зорташкол оставили следующую заброску и вышли на первое кольцо. Теперь можно было расслабиться и спокойно отдыхать в горах, здесь нас найти никто уже не мог.

Брод через Зорташкол

С выходом на траверс вершины Удобная (5940) началась нетипичная для Восточного Памира непогода. С той или иной силой снег шел последующие 9 дней. Изначально планировали траверс гребня до Биткаи Зап. (6074). Подниматься на Удобную пришлось в сложных погодных условиях, местами проваливаясь в снег по грудь, на гребне карнизы в обе стороны, при видимость в 30 метров. Заночевали рядом с вершиной. Улучшение погоды, наметившееся было с утра, сменилось сильным снегопадом. На спуске из под ног сходили лавины свежего снега. Выйдя на перевал Музкол, решили, что продолжать траверс в таких условиях не безопасно, нужно как можно быстрее уносить ноги. Пошли по запасному варианту, спустившись с перевала на юг и обойдя массив Биткаи через перевалы Переметный и Советских Офицеров Восточный.
На заднем плане перевал Музкол

Слева в.Удобная(5940), по центру пер. Музкол, правее в.Биткая(6007)

Перед выходом на северный гребень в.Удобная

Вид из лагеря на северном гребне Удобной

Ночевка рядом с вершиной. Справа пик Чатагай (6133)

Западный гребень Удобной

К перевалу Советских Офицеров Вост. непогода не закончилась. Просидев в палатке половину дня без видимости, решили ни куда не рыпаться, а предварительно обработать скальную стену перевала. Скалы покрыты корочкой льда, на ключевом участке пришлось даже немного поИТОшить.

Каменный идол на перевале Переметный (5440)

На перевале Переметный

Парит стена Биткаи (6074)

Перевал Советских Офицеров Восточный

Спускаемся на север

На пик Двуглавый (6148) совершили второе восхождение, по новому маршруту, через перевал Двуглавый, по Ю-З гребню.

Южные склоны пика Двуглавый

Снежные ванны

Седловина перевала Двуглавый

Ю-З гребень пика Двуглавый

Двуглавый (6148) с пика Советских Офицеров (6233)

В информации по перевалу Советских Инженеров (5690) большая путаница. Кто-то вешает 11 веревок и пишет что это хорошая 3А (первопроходцы), кто-то 4 веревки и оценивает перевал как 2Б. В классификаторе он вообще указан как перевал Советских Офицеров. На самом деле у перевала 2 седловины, расположенные с разных сторон вершинки-жандарма, северная посложнее, южная - попроще. Мы прошли более сложный вариант.

Восточный склон пер. Сов.Инженеров

Слева пик Двуглавый, по центру его Ю-З гребень, правее две седловины пер.Сов. Инженеров, наша правая

Наледь в долине левого притока р.Зорташкол

пик 6123 – последний отдельно стоящий непройденный шеститысячник Музкола. Мы предприняли попытку подняться на вершину по северному гребню с перевала Муркалла (5493). Как и на других гребневых участках, этим летом, местами в снег проваливались по пояс, от напряжения снежного покрова падали карнизы. На высоте 6000 развернулись и начали спуск. Снежная пурга усилилась, пропала видимость. Северный гребень вершины сложен из не очень приятной конгломератной мягкой породы, перила крепили, забивая ледоруб клювом в склон. Чтобы спуститься последнему и сдернуть веревку пришлось вырубать в конгломерате столбик под петлю.

На следующее утро погодные условия позволяли повторить попытку, но желания и сил не было. В группе несколько человек были простужены, да и остальные немного подустали после 9 подряд ночевок выше 5000 метров, хотелось вниз на травку.

Северный гребень вершины 6123

Слева вершина 6123 и ее северный гребень

На заднем плане справа пик Зорташ (6121)

По абсолютным высотам район не очень высокий, пик Советских Офицеров всего 6233 метра. Но для классического высотного похода, не хватало только радиалок на семитысячники, больше половины ночевок на маршруте выше 5000 метров, часть из них под 6, за месяц ни разу не спускались ниже 4000.

Горы на Восточном Памире сложены из мягкой хорошо размываемой породы. Прозрачные утром реки и ручьи к вечеру окрашиваются в яркие краски. Хочешь на ужин зеленого чая идешь к одному ручью, красного – к другому, черного – к руслу основной реки.

Слева - перевал Советских Офицеров Зап., правее наш траверсный гребень

перевал Советских Офицеров Зап (5460)

Прошли интересный траверс трех вершин (5700-5680-5750). Прохождение осложняла мягкая порода и разваливающиеся скалы.

Вершина справа (5700), названная нами Гнездо Будимира - точка выхода на траверс

На заднем плане пик Чатагай (6133)

Справа от гребня пик Зорташ (6121)

На пик Советских Офицеров (6233) прошли новый маршрут, по контрфорсу восточной стены (часть подъема на перевал Харченко) и северному гребню. Перевал назвали в честь Алексея Федоровича Харченко, известного московского туриста, внесшего большой вклад в исследование и прохождение первых перевалов Музкола. Теперь перевал Харченко (6101) – самый высокий перевал Восточного Памира.

Пик Советских Офицеров (6233) и перевал Харченко (6101). Маршрут нашего подъема по границе снега и скал

Верхний участок подъема на перевал. Вышли на снежные поля, обходим сбросы

Лагерь на перевале Харченко. На заднем плане вершина пика Советских Офицеров (6233)

Вид на запад. На горизонте пики Революции (6974) и Коммунизма (7495)

На горизонте Заалайский хребет

Вершина пика Советских Офицеров

В походе прошли пару красивых и интересных каньонов. Везде была возможность обхода, вдоль русла шли специально, после тропежки в снегах получили удовольствие от прохождения простых прижимов и бродов рек.

С перевалов Таджикских Вертолетчиков и Советских Офицеров Зап. сняли записки групп под руководством Ржепаковского и Рахимова от 1984 года.

Слева пик Советский Таджикистан (6116), правее внизу перевал Таджикских Вертолетчиков (5401)

В конце маршрута сходили на вершины Белая Пирамида (6028) и Зорташ (6121). На Зорташе до нас были только американцы в 2009 году.

Слева пик Зорташ (6121), правее Белая Пирамида (6038)

Подъем на перемычку между Белой Пирамидой и Зорташем

Белая Пирамида с гребня Зорташа. Справа внизу наш лагерь. На горизонте пик Коммунизма

Вершинная башня Зорташа, вид с Белой Пирамиды

На вершине Белой Пирамиды (6038), на заднем плане пик Советских Офицеров

На гребне пика Зорташ

Спортивная часть окончена, спускаемся вниз

Луна над пиком Советский Таджикистан (6116)

Правее высокой вершины пики Зорташ и Белая Пирамида. Слева пик Cоветский Таджикистан

Каракуль

Поход окончен, идем купаться

Команда выражает благодарность компаниям НПФ Баск и Альпиндустрия за поддержку.

На вершине Зорташа

Фотографии Андрея Потапенко и Сергея Романенкова

Класс, отлично отдохнули, даже с приключениями и побегами!) Фотографии хороши!!

Да, весело у вас было.
А нас они готовы были везти 3 августа, но не успели проскочить - киргизы закрыли границу за сутки до этого.

Нас тоже мургабские КГБшники заверяли что через недельку все успокоиться и нас после депортации обязательно пустят обратно. Даже возникла идея акклиматизироваться в Киргизии. Но в итоге мы заверениям не поверили, и правильно сделали. На момент окончания маршрута, 30 августа, ГБАО все еще была закрыта для иностранцев.

Киргизы открыли свою сторону 10 августа, кажется.

Прекрасные фотографии на гребнях вершин, ну и все остальное. Спасибо!

Да, наверное ничего более потрясающего по теме гор я еще не видел! Если бы вы не сбежали и не отсняли такого, то были бы просто преступниками! Как здорово, что у вас все получилось и вы подарили миру такие фотографии! Wish I was there! Супер! Вы показали горы такими, какими я их люблю. Спасибо Вам! Интересно, чем было снято?

Снимали 2мя зеркалками. Canon 450D c китовым объективом и Canon 500D, объектив 28-75

Маевцы опять жгут! Хорошо, что эта приемственность сохранилась. Когда в 78-ом отсидев полночи в КПЗ в аэропорту Душанбе за драку с таджиками, я утром сел за штурвал самолета и повел его из Душанбе в Джиргиталь - думал, что это круто! Когда в 89-ом всю ночь спаивали погранпост, лишь бы нас выпустили под Мраморную Стену, тоже думал, что круто. Но, то что ты творишь Серега, это полный пипец! Так фраернуть погранцов, пусть даже они таджики - это нужно иметь железные нервы! Рад, что не ошибся в тебе, братишка. Маршрут серьезный и пройден грамотно! Перевал Памирских Беглецов (4704 м.) предлагаю классифицировать как 3Б-ххх. Если захочешь передать Ржепаковскому его записку, могу дать его мобильный - представляешь, как обрадуется "старик"? Фотки изумительные, рассказ великолепный и лаконичный! Спасибо, Серега! До встречи на слете.

Еще у Ржепаковского есть Skype.

Спасибо, Никита! Просто очень хотелось сходить в поход именно в этот район. Такие "игры" возможны только в Средней Азии, в других местах серьезно накажут. До встречи на слете.

Теперь я знаю, какие горы могут быть лучше гор!

Спасибо!

очень красивые фотографии))

Отличный поход, фото супер.

Очень понравились фотки, где на горизонте Центральный Памир.
Кажется так близко, а до гор километров 100

Класс!

Шикарные фото!Молодцы!

Рассказ захватывающий (детективно), снимки потрясающие, поход замечательный - сродни высокогорным походам экспедиции Н.Рериха, но значительно сложнее. Спасибо! Раздвигает мировоззрение!

Сергей, Денис, Андрей...МОЛОДЦЫ!
Успехов в будующих экспедициях.

Спасибо! Все - молодцы: и МишаА, и два белоруса (Игорь и МишаВ), и особенно обе наши барышни (Настя и Алёна)!
Действительно - такие классные походы нечасто случаются :)

Забавно!
Шведское отделение (!) Ку-клукс-клана, да еще в лице своего русского члена (во всех смыслах) учит "постсоветское пространство" правосознанию! Какие удивительные мутации встречаются в природе!
Ну, а то, что оно еще и завидует жителям этого самого пространства в целом и маевцам в частности - это уже явный вторичный эффект мутации.
А вот интересно, что бы оно сказало, услышав о "правосознании" калифорнийских скалолазов? В соседнем районе, кстати, дело было, как известно :-). Наверное, они живут они у себя в Калифорнии еще хуже, чем негры в Африке?

Показать комментарий

Да, уж... Для русского нарушить закон и не попасться еще тот риск и доблесть. Какой там "закон выше справедливости"... Впрочем, сам такой же

Мы не выполнили указания органов госбезопасности. На выезде все разногласия были улажены после того как заплатили штраф за 1 день просрочки пропуска в ГБАО. О ночном побеге вспоминали с начальником органов как о веселой шутке. Пограничники, кстати, эту историю замяли сразу. Начальник смены на заставе Кызыл-Арт очень удивился увидев нас снова, думал мы уже месяц как в Киргизии.
В Азии ведь как, пока не договорился и идет торг, любые аргументы хороши. Ударили по рукам - как лучшие друзья. В следующем году, если не будет новых спецопераций, с удовольствием опять приедем на Памир.
Законы тоже разные бывают. На границе офицер госбезопасности огласил нам "новый закон" по которому категорически запрещено фотографировать жителей Таджикистана без письменного разрешения органов. А потом начал удалять фотографии с карточки памяти фотоаппарата, намекая на то что оплата небольшого штрафа все уладит.

Ghost, нормально мы живем, а ты - быдлятина))).

Показать комментарий

Молодцы! очень понравился рассказ и фото!

Отлично! Аж дух захватывает! Молодцы! Фотографии потрясающие, СПАСИБО!

При всем восхищении пройденным маршрутом не могу не согласится с Ghost в оценке побега.

Помимо возмутительности самого факта неподчинения законной власти (если бы они вас заметили ночью и начали стрелять, не дай бог попав - что бы вы тут писали в этом случае?), а задумывались ли вы, что может произойти с упустившими вас пограничниками/гебистами? Ваши заверения о налаживании дружеских отношений с главным из них (я так понял) не уменьшают серьезность правонарушения, впрочем как и ваша возможная (если таковая рассматривалась) надежда на разгильдяйство и, соответственно, отсутствие последствий для прозевавших. Также не завидую группам, которые будут попадать к этим пограничникам после вас.

Просто Вы не в курсе обстановки. Этот вопрос уже обсуждался. Надо представлять, где именно все это происходило, кто эти гебисты, чей был приказ, как там устроена местная экономика и местная власть и т.д. Так что не стоит идти на поводу у всякой шведской мрази. Лучше попробуйте выяснить все это. Хоть Вы и в Канаде, но точно знаете, кого в Киеве и в Москве можно расспросить. Да и на Памире, вроде бы, бывали.
Хотя скажу честно, я, будучи там же и в то же время, не рискнул прорываться и перенес маршрут. Но вполне представляю основания решения маевцев. Надо учитывать специфику северо-востока и востока ГБАО в этот момент.

Вот что интересно. «Заграница» клеймит на вполне законных основаниях – у них по другому нельзя, и здесь материться им в ответ бесполезно, хотя очень хочется (и мне тоже). Так они устроены.
Отчёт бесподобный – это факт.
А касаясь «прохождения таможни», остаётся вспомнить старинный анекдот о Горьком, читающем Мопассана (сильно проигрывает в письменном исполнении, без «оканья»).

«Горький открывает первую страницу:
-Пошло!
захлопывает книгу:
-Пошло! Но хорошо!»

Как бы в будущем году "прозорливые" власти Таджикистана не ввели " новый закон" о запрещении фотографирования гор без письменного разрешения вышеупомянутых! С них станется!!!

Отличный поход! Отличные фотки и рассказ!
И собралась знакомая по Иныльчеку 2009 года команда. Кроме Пети Рыкалова (возможно помните попутчика со Звёздочки?). Рад за продолжение успехов.
А интересно, наверняка сняли записки прошлогодней команды Савчинского с перевалов Узбекистан, Муркалла, Зорташкол.... А с пика Сов. офицеров нашли?
А по поводу странных комментов некоторых странных посетителей.
В этом году параллельно в той же стране в это же время, но между Матчей и Фанами в велопятёрке столкнулись с подобным "беспределом" местных особистов долины Зерафшана между пос. Рогиф и Пастигав. Власти там разместили непонятный полупропускной пункт, официальное лицо которого продержало нашу группу ценных полтора часа дневного перехода , требуя мифическую визу. И никакие пояснения руковода, что между Украиной и Таджикистаном безвизовый режим не дейстует, не помогали. Более того не помогала элементарная логика: как нас без визы пропустили в П/П "Ойбек", проставив штампы в загранпаспортах, а вы вдруг требуете визу?
И только опыт руковода (бывшего военного) выручил, когда он потребовал связаться с командованием особиста в Душанбе. После долгой паузы и долгого взгляда, поняв всю тщетность надежд на неплохой куш, особист вынужден был дать отмашку... А если б группа была малоопытной, то поход мог быть частично или полностью не пройден. Это к слову некоторых по поводу - всё-таки так кто законопослушный гражданин? И кто кому создаёт проблемы на основании чего?...
Поэтому хочется только поздравить ребят с такой находчивостью и решительностью и учиться у них!

Между Рогифом и Пастигавом? Тогда это не погранцы - они в Мадрушкенте. Наверное, просто местный уполномоченный КНБ. И тут еще могла сказаться разница в режиме для россиян и граждан Украины. Вообще, долина Зерафшана, на мой взгляд - один из самых гостеприимных районов Таджикистана. И погранрежим там очень забавный. Граница есть, а пропуска в погранзону не требуются. Только местные погранцы в 2011 очень просили у них записаться, проезжая ( и очень извинялись при этом :-). Но полтора часа тоже ушло на переписывание всех паспортов в 2 экземплярах. А в 2007, например, вообще отмахивались от нас "не нужны нам ваши документы, идите куда хотите". Хотя нас предупреждали местные, что встречаются стукачи-провокаторы, пытающиеся искать "шпиенов" для КНБ. И у 2 других наших групп какие-то загадочные мужики неофициально выспрашивали, не хотят ли они нелегально пересечь границу :-)
Но вот совсем недалеко на территории Киргизии есть место, где охота на туристов - любимое занятие пограничников.

Наверно и уполномоченный... Но вёл себя, как бек. А местное население не только Зерафшана, но и всего Памира - арийское - супергостеприимное (в смысле антропологии, поэтому просьба странных людей не реагировать, обвиняя в каких-нибудь - измах) и везде дышат благожелательностью.

Во-первых, почему "странный посетитель"?
А во-вторых вы неуместно приводите совершенно другой пример - местного произвола, в то время как в посте идет речь об официальном закрытии района ввиду КТО. Что-то я не припомню, чтобы кто-нибудь пытался бегать от пограничников в Баксанском ущелье в прошлом году. Связь не находите?

Ага, значит, о клане Вы все-таки что-то знаете. И "странным" его не считаете. Хм, мне казалось, что это нехарактерно для Канады.
И Вы, действительно, не знаете разницу между КБР и ГБАО?

Во-первых странность отображена в неприятных для посторонних наездах, основанных на теоретизировании и каких-то личных идеализмах, далёких от реалий современной жизни региона.
Во-вторых мы в прошлом году ездили в тот же район, что и ребята. Проезжая из Оша Кызыларт столкнулись с длительной задержкой, созданной погранцами без всякого особого положения. На обратном пути нас забирал своей машиной сам туроператор. Насколько я понял, он решил самолично своим присутствием нас оградить от проблем. И несмотря на договорённости и какие-то там его связи, нас всё равно продержали там ещё больше - 2 часа (в детали он нас сильно не посвящал по разным причинам). А ведь всё было заранее предусмотрено, оговорено (за 3 - 1 месяц до), проплачено и законопослушно с нашей стороны :(((

Не стоит сравнивать Баксанское ущелье и данный район. Хотя бы потому, что от Хорога до Музкола день пути на авто.
А закрыли весь Памир (ГБАО)

Руслан, привет!
Вашу записку сняли только с Муркаллы. На Зорташколе прошли соседнюю седловину, на Узбекистан на заходили, было видно что там недавно сыпало со скал и мы сразу вылезли с ледника на северный гребень Удобной. На Советских Офицерах как и зимой 2011 года тура не нашли, снега много было, может присыпало. Но на всякий случай нужно будет про тур у вас подробнее разузнать, может на вершину еще как-нибудь доведется сходить. А на спуске использовали вашу петлю.

Отлично сходили!Молодцы!

Чудесные фотографии!
Замечательный рассказ, из которого может получиться интересное кино. Читал с волнением. Спасибо!
Вообщем, что Бог не делает, - всё к лучшему!

Была ли уверенность, что на обратном пути пограничники, получившие нагоняй от начальства, не побьют беглецов?

Уверенности не было, но предположения были. Была уверенность что стрелять ни кто не будет. Мы ни какие не злостные нарушители, и будь ситуация чуть другой, никуда бежать бы не стали.

Все дело в том, что и мы и власти понимали, что уйди мы в горы на 2 часа раньше пришедшего из Душанбе распоряжения, спокойно бы шли свой маршрут и никто нас возвращать уже не стал бы, как не стали искать после побега. Нам прямо говорили что вынуждены нас сопровождать до границы, объясняя это распоряжением из Душанбе и невозможностью принятия коллективного решения нас отпустить представителями разных структур. После этого распоряжения с нами также возиться ни кто не захотел, у пограничников не было машины, чтобы вывезти нас. Тогда связались с российским посольством, и только после того как они ответили что против нахождения своих граждан в ГБАО, было принято решение о нашей депортации. Встреченные нами по пути группы велосипедистов из Кореи и Болгарии просто разворачивали и отпускали, давая возможность им самим за несколько дней доехать до границы, транспортировать их физически не могли.
Когда сломался грузовик, машина сопровождения уехала, оставив нас ночевать одних с документами и снаряжением. Только гражданский водитель грузовика, полностью нас поддерживающий, в 300 метрах чинил машину. Тогда возникло подозрение, что не имея возможности нарушить распоряжения, власти нам самим предлагают это сделать. Позже, уже ночью за нами прислали двух молодых пограничников. Дальнейшие события описаны выше.
Как я уже писал, органы произошедшее сразу замяли. А тот доброжелательно шутливый тон, которым встретил нас представитель КГБ на выходе с маршрута, подтвердил правоту наших догадок. Ни кто нас бить не собирался.

Еще на выходе встретили китайского геолога с сопровождением, на него ни какие распоряжения не действуют, он укрепляет партнерские отношения двух стран.

Как уже писали ниже, люди ходят на Ушбу из России, или с Иныльчека на Иныльчек через седло Хантенгри, не афишируя это или не акцентируя на этом внимание. Я же описал сцену с побегом не потому что хотел рассказать как мы здорово всех обманули, а потому что хотел поделиться необычной для группы ситуацией. Когда первую неделю маршрута мысли не о горах, а о том получится ли нам просто остаться в этих горах.

Вы правильно оценили ситуацию с позиции "восток – дело тонкое".

а сколько девушек было в походе? как они переносили трудности?

Настя и Алена нормально переносили трудности. Сильные симпатичные девушки. До маршрута были некоторые опасения из-за небольшого высотного опыта. Но они не оправдались, все чувствовали себя хорошо. Да и трудностей особых не было, не знаю как Алена, а Настя впервые за два года оторвавшись от малыша, точно отдыхала по полной.

Захватывающий рассказ! Я вот тоже сижу с малышом, уже 19 мес. Очень хочу в горы! Особенно после просмотра фотографий, как будто погрузилась в ту атмосферу. Спасибо, Сергей!

Отличный поход, Серега! Фото супер и район прекрасный. Главное что смогли вырваться и воплотить планы. А на злопыхателей этих внимания не обращай, это они от непонимания и зависти кулачками потряхивают. Собака лает-караван идет.

Взяли на заметку. (КНБ Кыргызстана).

Лучше бы они взяли на заметку своих пограничников.

Не был я у вас на Южном. А какая сейчас обстановка? На Победу с востока или на Военных Топографов уже нельзя ходить? В смысле, из уважения к государственной границе двух суверенных стран...

Через китайцев заезжать надо будет и выезжать тоже.

Что лучше, не Вам советовать.

О! Значит, "охота" на туристов в Кыргызстане законна? Спасибо, что предупредили! Взяли на заметку. (Туристы России)
Кстати, тогда, может быть, напишете здесь статью об этом интересном национальном виде спорта? Кто чемпион? Какие рекорды? Уже решили любимый вопрос - с какого расстояния пуля пробивает альпинистскую каску на голове туриста или альпиниста? А то еще пару лет назад этот вопрос очень интересовал ваших пограничников-охотников.

А что за охота такая?
А рассказать не можешь?

Привет Сергей! Отличный поход! Здорово, поздравляю!
Молодцы. Впрочем, я и не сомневался. :))

С возвращением!
И окончанием занимательных приключений!

Завидные приключения!
Инцидент с пограничниками по степени риска отнюдь не выше, а скорее ниже остальных этапов похода,
просто он необычен для альпинистов и горников, этому не учат.
Сам нарушаю подобные законы без зазрения совести.
Считаю, что ограничение свободы перемещения в дикой природе - это нонсенс.
Вы, конечно, превзошли меня и мне подобных, целой группой, с девчонками, в чужой (номинально) стране, после разговора с властями... -
посылаете их на ...
Представляю атмосферу принятия такого решения, а главное исполнения!!! - ох, накушались адреналину!
Это не стоит осуждать, но не стоит и пропагандировать.
Можно завидовать, что вам повезло.
И, наверное, главное - это ваша команда: спаянная и авантюрная!
На зависть!

"И, наверное, главное - это ваша команда: спаянная и авантюрная! На зависть"

- напрашивается скорее не авантюрная, а "опытная и РИСКовая". Разумный РИСК нас всех объединяет.
(не сотрудник данного сайта, а просто к слову, чтоб не подумали :-)

Хороший поход - молодцы.

Молодцы что хватило сил и нервов добиться своего.
И таки Азия - это торг до последнего, и то что было - аргументы торга :). При этом, как бы причудливо они(аргументы) не выглядели.

У меня там вопрос к Вам был в комментах к статье про снежные крючья....

Извиняюсь, пропустил видно. Сейчас посмотрю.

Странно, почему нет возмущения про нарушение законов в описаниях восхождений
на Ушбу из России, Казбек из Грузии, поход Алматы - Иссык-Куль? И там и там люди незаконно пересекают границу
(траверс над Казбекским плато идет с российской стороны), а читатели в основном обсуждают маршрут,
а не законность восхождения... Наверное считают это нормальным?

Сколько же зануд среди посетителей сайта! Классные мужики и девушки сделали классный маршрут и классно его описали. Думаю, на этом сайте это - основное.

Ребята, когда внизу поднимались по леднику к Зорташу и Белой Пирамиде, слева по ходу на морене сохранилась могила шведа Олофа, который погиб на Зорташе?

Могилу Олофа не видели. Перед восхождением перевалили перевал и попали сразу на верхнюю часть ледника, а спускаясь, могли проскочить и не заметить. Удивило что весь путь от ледника до выхода в долину Кокуйбеля был промаркирован туриками.

Очевидно это наши турики сохранились с экспедиций 96-98 годов. Была такая программа с англичанами "непокоренные шеститысячники". Если интересно, то вот ссылка на ее результаты: http://www.ewpnet.com/muzkol98.htm

Как непосредственный участник мероприятия внесу некоторые дополнения, поскольку есть недосказанность и непонимание реальных событий. Кстати, жаль, что больше обсуждают инцидент с властями, чем сам поход, который получился супер-пупер.

МИД Росии не рекомендовал посещать Таджикистан, но и не запрещал. Есть разница.
Правильно отметил Prokop, размер имеет значение. Посмотрите на карту: где Хорог и где Мургаб. Должен же быть хоть какой-то здравый смысл.
Группа въехала в ГБОА до запрета въезда иностранцев. Законно и легально.

Нас заставляли выехать за свой счёт, но если речь идёт о законной депортации, то её должны обеспечивать местные органы. Россия, например, депортирует иностранцев (тех же таджиков) самолётом, решая потом финансовые вопросы на федеральном уровне.

С нами постоянно находились рядом представители трёх разных структур – КГБ, пограничники и местной администрации. Каждый из них в отдельности был готов нас отпустить и явно тяготился исполняемой «миссией». Но ВМЕСТЕ они были неприступны.

Никаких документов о законности депортации мы не видели, был некий приказ из Душанбе. Нас не арестовывали (за что?) и не конвоировали. Сопровождали – да. Как аргумент нам говорили, что не могут обеспечить нашу безопасность. Мы предлагали написать им бумагу, в которой бы снимали с них эту обязанность. Это нормальная международная практика. Но они отказались.

И напоследок. Когда к вам ночью в палатку вваливаются два молодых оболтуса с автоматами – заметьте: без формы и без предъявления документов – с криком: «Быстро! Все встали и пошли с нами!», что будете делать, поборники правопорядка и законности? Мы собрались и ушли.

И совсем напоследок. Из реальных нарушений мы имеем просрочку на 1 (один!) день разрешения пребывания в ГБАО. И то, потому что они выдаются не более чем на месяц. Соответствующий штраф мы оплатили, и инцидент был исчерпан. Что же вы ещё хотите?

Комментарий rn3anv опередил мой. Он почти дословно подтверждает мои предположения.

А что я хотел написать?
Народ, не надо «ломать копья и луки». Ребятам там было виднее, и один взгляд «таможни» может значить больше, чем все мыслимые инструкции и законы (а тем более, с точки зрения «заграницы»).
А может это вообще «согласованная версия для печати»? И что было там на самом деле, знает только группа, «таможня» и «сам …».
Поэтому, как там в классике: «Давайте прекратим эту бессмысленную дискуссию».
Может, правда прекратим?

прикольно

Спортивная часть маршрута - просто здорово и "супер-пупер"! А какой был первоначальный вес рюкзаков?
С побегом от погранцов - просто повезло. Думаю, обошлось в итоге с властями не потому, что Азия (в Узбекистане эту авантюру однозначно бы не советовал повторять), а из-за "особых" отношений России и Таджикистана, у к-рого половина, фигурально выражаясь, мужского населения в гастарбайтерах на территории России.

В этом походе рюкзаки тяжелыми не были. Было несколько забросок. Больше всего груза было когда шли через перевал Зорташкол с продуктами и снаряжением на 27 дней, у ребят килограмм по 45-50 наверное рюкзаки получались, у девушек меньше. Но наверх мы челночили, а вниз ноги сами идут. В дальнейшем самый длительный автономный участок не превышал 9 дней.

Не перестаю поражаться людьми, ходящими "шестёрки". Красивый и интересный маршрут. И снова МАИ...

Позравляю! Логичный и очень спортивный поход! Можно только позавидовать! А фотоотчёт просто феерический, даже и писать ничего не надо. И не нужно читать всяких злопыхателей, им то такое не под силу! Ну подумаешь, только одну ошибку совершил Романенков-разоткровенничался на Риске!

Да, действительно. Автор напрасно осветил историю с пограничниками. Не было бы лишнего обсуждения, ухода от темы

Сергей, просто ох... охх... охххренительно.
Читаешь и задумываешься, что жизнь проходит стороной.

достойно!! отличный маршрут.

Очень красивые фотки, Серега, молодцы!

Классный поход! Замечательные фотки и очень хорошо что в большом размере сюда выложили - есть что посмотреть.
Вы все правильно сделали, что не уехали а прошли свой маршрут!
Давно хочу туда в поход, да не с кем - приходиться радоваться за других, кто ходит и получает радость там.

Молодцы ! Спасибо за фото !

Ребята, а где бы посмотреть нитку маршрута? Я там имел счастье работать в 85-89г. Увидел ваши фотки, просто как в юность попал. даже точки съемок в долинах почти один в один. Я там много походил, Гурумды, Сасык-су, Сев. Акбайтал и прочее. Буду признателен.
Был у нас и курьезный случай с погранцами. так случилось, что мы два дня работали за пределами "полосы" (ее тогда обустраивали пограничники вдоль тракта, и еще не на всем протяжении она была готова, этим мы и воспользовались. На самом деле это была не блаж. Образцы оттуда нам ой как нужны были для работы, а получать разрешение в те времена, года не хватило бы). Я не поленился на хребет подняться ( Сарыкольский), одной ногой в китае побывать. А на обратном пути решили крюк не делать, проехать по прямой мимо наших соседей по Чечекты, погранцов. Вроде рядом живем, здороваемся. Да и не могли они нас не заметить на пустынных склонах, тем более машину. Мы же их видели. Они как раз полосу обустраивали. Вот и приняли такое решение. Служивые лопаты и столбы побросали, взялись за автоматы и всех нас "повязали". Привезли на заставу в Чечекты ( мы рядом с ними квартировались на биостанции) , увели начальника и стали решать нашу судьбу. Начальник пришел довольный. Аргумент, который он выложил начальнику заставы (тот нас стращал: вас в кутузку, а я пойду дырку для ордена сверлить!) повернул дело в нашу сторону. " Не получишь ты орден! Мы двое суток там работали, а ты прозевал!". Отпустить нас отпустили, но каждый божий день нашу машину останавливали для проверки документов, содержимого рюкзаков и прочего при выезде на работу и по возвращению, благо жили мы рядом с заставой. Где-то через месяц ( в это время на территории ГБАО ввели сухой закон) у нас поспела брага... С нач. заставы мы, сотрудники партии помирились и даже парились в их сауне. А вот начальники наши так и остались врагами.

Подробную нитку маршрута послал в личку

Ничто так не мирит и не сближает, как алкоголь!

Тема плавно превращается в фестиваль на приз - "Неуловимый Джо"!:lol:

Спортивная часть путешествия - выше всяких похвал! Фотографии - тоже!! Остальное,.. рассудит время, как правильнее надо было поступить?!