Овражинг на Сауксае или еще один вид экстремальной активности.

Пишет Leb, 11.10.2012 11:12

Овражинг на Сауксае или еще один вид экстремальной активности. (Альпинизм, минджар, кузгун, сауксай, пик ленина, маи)

На Риске принято писать о риске. Боюсь, что в этот раз вы сочтете его неоправданным. Так или иначе, мы сделали полезное дело. Надеюсь, я убедительно докажу, что в это место никому соваться не следует, что это место надо просто исключать из будущих маршрутов.

В этот забытый край, где можно прожить пару лет, не встретив ни одного человека, мы проникли из Алайской долины через перевал Минджар (5026, 2Б) - пожалуй самый легкий из безопасных перевалов в центральной части Заалайского хребта.

В несложном пути по долине Сауксая мы надеялись отдохнуть перед восхождением на пик Ленина и, конечно же, все мечтали увидеть в живую или даже сфотографировать снежного барса. Никто не предполагал, что именно на Сауксае мы получим самое захватывающее и опасное приключение в экспедиции.

Утром 24 августа мы спустились в долину Сауксая и довольно-таки бодро перебродили его мощный правый приток Кузгун. Настроение у всех было превосходное. Причиной тому были два обстоятельства. Во-первых, сознание того, что мы находимся в самом сердце затерянного мира, уже само по себе вводило в трепет и поднимало тонус. А во-вторых, мы так удачно перебродили Кузгун! Еще 2 дня назад, 22 августа, мы с ужасом созерцали ревущий абсолютно непроходимый красный поток, почти что сель, вырывающийся из-под ледника Кузгун. Я успокаивал ребят и объяснял, что перед впадением в Сауксай, Кузгун разливается на несколько рукавов, что лично я бродил через Кузгун два раза в 1997 и 2001 гг. [6 и 7] и тоже в августе. Бродили и другие...

И, все-таки, весь следующий день, пока мы спускались по долине Кузгуна, тревога по поводу будущей переправы не покидала всех участников экспедиции, включая руководителя.

После ночевки у родника в долине последнего правого притока реки Кузгун в точке с координатами 39° 16.429'С 72° 36.930'В мы отправились к её устью и уже через час подошли к разливу реки в точке с координатами 39° 15.646'С 72° 37.174'В. На этом фото показан путь через 5 рукавов реки Кузгун.

Брод через 1, 2 и 5-й рукав веревочной страховки не потребовал. На 4-м рукаве мы страховались «для очистки совести». Самым сложным оказался 3-й рукав. Вот так его бродил Володя Лавриненко.

А это через 3-й рукав идет Юра Максимович.

Весело мы «побежали» по долине Сауксая, с песнями, и это реально! Лично я запевал старинную песню про солдат из группы Центр. Это вид вперед, вверх по долине.

А это вид назад. Справа перед красным склоном в долину Сауксая стекает Кузгун.

Вот только странно, что на таком белом песочке не было следов снежных барсов. А ведь должны были быть. Вот, например, такие следы. Я сфоткал их на Сауксае в 2001 году [7].

А еще как то странно справа приближалась река. Такого я не помнил, раньше здесь была широченная и свободная от воды галечная пойма.

Не прошло и полчаса, как все эти странности обернулись сознанием катастрофы - в период с 2004 по 2012 гг. русло Сауксая кардинально изменилось, причем изменилось с образованием нового прижима, см. примечание 1. Отныне на участке от реки Кузгун до ручья с перевала Горлова пойма Сауксая по северному берегу не проходима!

А ведь ничего не менялось с 1929 г. Как описал свой путь Н.В. Крыленко в книге «В неизведанные выси» [23], так все и ходят. И я здесь ходил в 1997 и 2001 гг. И не было никакого прижима, наоборот, путь был простым и приятным, и весь этот участок от реки Кузгун до ручья с перевала Горлова мы «пробегали» за пол дня.

Под угрозу ставился весь замысел конца похода, включая восхождение на пик Ленина по новому маршруту. О броде через Сауксай даже и думать нечего.

«По инерции» мы еще прошлись вдоль воды в надежде на чудо.

Но когда увидели, как главное русло реки прижимается к скалам и конгломератным обрывам, то повернули назад.

Единственный шанс - вскарабкаться на террасу и обойти прижимы поверху. Мы вернулись назад и, примерно, через 700 метров, в точке с координатами 39° 15.971'С 72° 38.616'В, свернули в крутой осыпной кулуар, по которому нам удалось подняться на террасу.

Терраса была рассечена глубокими оврагами. Первый овраг имел отвесную противоположную стенку, и чтобы его обойти нам пришлось подняться до высоты 3800 м, это на 320 м выше поймы Сауксая.

Второй овраг был настолько впечатляющим, что я предложил группе признать фиаско и вернуться в Алайскую долину через перевал Минджар. Угадывалось, что за вторым оврагом последует такой же третий, четвертый... И, всё же, все решили «поупираться».

Там, далеко внизу мы, наконец, пообедали. В овраге бежал ручеек.

Мы спустились в овраг по его правому притоку без каких либо идей о предстоящем пути подъёма, шли на авось, «как нибудь, да вылезем». Пока готовился обед трое сходили на разведку. Для подъёма выбрали вариант Олега Силина.

Сначала зашли в одну из «труб» - так мы называли промоины между конгломератными столбами. Подъём по трубе проходил по 45, местами, 50-градусной глине с вкрапленными в неё камнями. Шли на рантах ботинок, вырубая ими узенькие ступеньки и опираясь клювиком ледоруба в склон. В верхней части при выходе на ребро стало совсем страшно, здесь пришлось вырубить ледорубом целую дорожку ступенек.

Всё это мне очень не понравилось в плане надежности и безопасности. Поэтому мы решили в следующий раз, если, не дай Бог, попадется такой овраг, предварительно надеть кошки.

За вторым оврагом мы опять пошли наверх в обход крутого третьего оврага. Вечерело, мы уже прилично устали, а конца и края еще не было видно.

Ваня Жданов начал отставать. От многочисленных жестких спусков у него разболелись колени. «Не хватает смазки», - говорил Иван. Но при этом у него хватало сил, всё-таки, замечать красоту и снимать вот такие картинки.

Картинка первая. Там внизу Сауксай.

Картинка вторая. На подходе к пятому оврагу.

К треугольной выемке в центральной гряде между двух ветвей шестого оврага ведет отчетливая козья тропа.

Уже совсем смеркалось, когда мы подошли к чудовищному восьмому оврагу.

За оврагом река резко отходила от борта к центру долины, значит, скоро конец нашим мучениям.

Ну а теперь отдыхать. Да-здравствует сухая ночевка!

Спустившись по краю оврага к обрыву над Сауксаем, мы обнаружили пологое место, пригодное для установки палаток.

«Всё будет путем! Сейчас нае.енемся и заснем!» - успокаивал я измученных в оврагах участников. О том, как мы будем преодолевать завтра это чудовище, даже не хотелось думать. Разбили лагерь, залезли в палатки, достали завтрашний перекус и слили в одну тару всю воду из фляжек. Полтора литра на 7 человек, не густо...

Однако перед сном, как я и предсказывал, все чувствовали себя очень комфортно.

Утром в лагере не было ни капли воды. Без завтрака и без перекуса мы собираемся и выходим.

Последний взгляд назад. Вот они наши «красавцы».

Про подъём из оврага все было понятно. От сухой ночевки хорошо заметна широкая труба - единственный приемлемый путь подъёма.

А вот где спускаться - было совсем непонятно. В конце концов, мы выбрали трубу наобум, просто потому, что в неё был легкий заход, см. первое фото восьмого оврага.

Ну а дальше начался беспредел. Я никогда не думал, что такой смелый. :))
Над головой висели тонны впаенных в глину камней самого разного калибра, от куриного яйца до рояля. А под ногами - узкий извилистый коридор в преисподнюю. Камни редко задерживались на его дне. Как правило, они разгонялись и, с треском вышибая из стенок многочисленных попутчиков, улетали на дно оврага.

Впрочем это было не так уж и часто, потому что бережное отношение к камням под ногами стало делом чести каждого участника. Лично у меня это было поставлено на особый контроль в качестве первой из четырех забот, каждая из которых требовала от меня постоянной сосредоточенности.

Второй заботой было маневрирование поперек трубы с отслеживанием положения тела Володи Лавриненко, который шел за мною и был выше меня. Мы все спускались в кошках лицом к склону, на передних зубьях, в очень тесной группе. Настолько тесной, как это было возможно, лишь бы не получить кошкой в лоб. Такой порядок обеспечивал минимальный разгон камней от идущего сзади Миши Бабича до идущего впереди Валдиса Пуриньша. Я шел вторым сразу за Валдисом и очень завидовал Мише.

Так вот, во вторую мою заботу входило прятаться от камней за тело Володи Лавриненко. Я понял, что все мы должны прятаться друг за друга, а вовсе не за неровности в стенках тубы. Если прятаться за неровности, то между участниками возникают большие просветы, в которых разгоняются камни.

Третьей заботой были мои руки. Одна из них была на дне трубы, так как я цеплялся за глину клювиком ледоруба. В отличие от ног, на руках не было пластиковых ботинок, на них были только перчатки, и я чувствовал их полную незащищенность от камней.

В четвертую заботу входила исключающая срыв постановка ног. Идти надо было очень надежно. Страховка веревкой исключена. Во-первых, её негде закрепить, а во-вторых, она будет постоянно срывать камни.

Сколько мы так спускались, 100 или 200 метров? Сказать трудно. Наконец, после очередной извилины мы увидели дно оврага. Но перед ним обрыв.

Тогда мы достали веревки и обмотали расхожим репшнуром конгломератный выступ.

Я первым дюльфернул вниз. Слава Богу, что веревки хватило до дна, и я смог уйти по оврагу в безопасное от камней место.

Пока ребята спускались, я сходил на разведку к устью оврага.

Овраг заканчивался 5-метровым водопадом с красивых валунов, зеленых от водорослей и мха. Под водопадом был плоский бережок Сауксая, ограниченный рекой и двумя прижимами. Спускаться сюда было бесполезно.

От дна оврага около дюльфера до поймы реки, которая протекает здесь на высоте 3500 м, по высоте около 30 метров. А высота сухой ночевки 3626 м. Значит, высота пройденной нами трубы чуть-чуть не достигает 100 метров.

Потом я снова поднялся к веревке, чтобы заснять спуск группы на видеокамеру.

По дну оврага тек ручеёк. Теперь, в первый раз после вчерашнего вечера можно напиться.

Володя еле сдерживается, чтобы не упасть к ручью.

Довольный Валдис. Такую технику постиг! Ведь на Конгуре и Броуд-пике такого не сыщешь! :)

После завтрака мы приступили к завершающей фазе - к подъёму из оврага. Не буду описывать его во всех подробностях. Шли в кошках на передних зубьях, по крутой глине, тесной группой. Всё, как на спуске. Главное отличие — в значительно большей уверенности. Во-первых, это уже был второй такой опыт, а во-вторых, труба на подъём просматривалась с сухой ночевки, и было ясно, что рано или поздно мы по ней вылезем.

Спуск в финальный девятый овраг оказался простым, а сам овраг - очень забавным. В своей нижней части он превращается в узкую щель, шириною чуть более человеческого тела. Господа отморозки! Если вы проигнорируйте мой совет в самом начале этой статьи и будете спускаться вдоль Сауксая, то не пропустите этот поворот. :))

Прямо напротив 9-го оврага мы нашли ручей и в точке с координатами 39° 16.208'С 72° 39.650'В встали на обед. На преодоление 8-го оврага и на спуск по 9-му ушел, практически, весь ходовой день.

Как же хорошо здесь на Сауксае, особенно, если жив и здоров.

Уже с равнодушием мы смотрели на страшный прижим между девятым и восьмым оврагами. Теперь это уже нас не касалось.

Дорога к пику Ленина, наконец, открыта.

А по прямой за эти два дня мы переместились всего на полтора километра...

Примечание 1. В действительности Сауксай изменил русло в период с 2004 по 2007 г. В 2003 году по Сауксаю прошла группа туристов из Челябинского государственного университета [5]. А в 2007 г. был снят космический снимок, который попал в Google Earth и на котором Сауксай уже изменил русло. При подготовке похода я не обратил на это внимания, так как этот участок пути никогда не составлял проблем.

Ссыки:

6. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 5 к.с. по Северному Памиру. 1997 г.
7. А.А. Лебедев. Отчет о горном походе 6 к.с. по Северному Памиру. 2001 г.
23. Н.В. Крыленко. "В неизведанные выси". "Красная газета". Ленинград, 1930 г.
5. Северо-восточный Памир 2003. Сайт похода 4 к.с. по Северному Памиру группы из ТК "Рифей" ЮУрГУ (г. Челябинск) .

В статье использованы фотографии Ивана Жданова из экспедиции МАИ в Заалайский хребет летом 2012 г.

Экспедиция была организована СК МАИ.
Принимающей стороной была фирма "Горы Азии".
Благодарим Marmot, Outdoor Research, Black Diamond, а также сеть магазинов "День сурка" за предоставленное снаряжение.

Фото в заголовке: "На пути к Сауксаю. Оазис в долине реки Кузгун".

отличный рассказ!

Андрей, а переправиться на левый берег Сауксая до начала прижимов возможности нет ?

поправочка: В 2003 году по Сауксаю прошла группа туристов НЕ из Челябинского государственного университета, а из турклуба РИФЕЙ Южно-Уральского Государственного Университета (сокращенно ЮУрГУ) г. Челябинска

Спасибо, исправлю.

Я уж не знаю, как вам в 2003 году удалось переправиться через Сауксай. В 1988 г. в группе Юриса Полевскиса людей несколько раз снесло, потом они умудрились забросить за камни ледоруб и натянули навесную. Может вам повезло с маловодьем...

Я тоже видел место между ледниками Вали и Дзержинского, оно чуть выше теснины со сломанным осадкомером. Там Сауксай разбился на 3 рукава, и мне показалось, что место "бродибельное".

Это же большая редкость - такие места. И надо 2 таких места, чтобы перебродить туда и обратно. В нашем случае таких мест не было ни одного, это был монолитный ужасный поток - убийца.

в первом случае мы тоже закинули камень за выступ на скале

во втором случае - переходили вброд и, наверно, повезло с низкой водой

Это не "овражинг", это какой-то "маишникам-море-поколенинг"! =)

:))

Ну команда-то очень "сборная"...

Есть пара книжек, очень старых про памирские и кавказские экспы. Лет по 80-90 книжкам... :)

Не обязательно чтобы группа была чисто маёвская. Даже если в "сборной" случайно заведётся парочка маёвцев, то дело может принять серьёзный оборот, а уж если руковод маёвец - это писец... В 78-ом группа маёвцев (три парня и девушка) шла к нам навстречу и по дороге как назло попался Балянд-Киик. Долина плоская - ледоруб не кинешь, поэтому решили запускать первого на подручных плавсредствах (автоклав, пустые канистры). Но его каждый раз сносило к берегу, но за каждый заплыв он получал целый баллончик из под фотоплёнки спирта. Плавал два или три дня, пока спирт не кончился, а потом почему-то сразу переплыл. Финал был ещё интереснее: когда переправились все трое парней и рюкзаки, оборвалась верёвка. Прогнозируя холодную ночёвку в мокрой одежде и на голой земле, девушка просто прыгнула в реку и переплыла.

Опыт прохождения осыпных глинясто-каменных склонов очень полезен, тем более в такой превосходной степени, как вам там досталось.
По моёму скромному опыту в кошках с низкими зубьями вполне неплохо, с высокими, думаю, гораздо хужее (не пробовал). Помню сильно потянул мышцы стопы (больше полусуток непрерывно в кошках, большей частью на подобных склонах), кошки потом одевать сильно не хотелось.

Да, такой экстрим сильно контрастирует с гладкими стенами, ослепительным снегом и голубым льдом - грязища, пот, боль и никакого признания...
Ничего, есть такие, что ходят по болотам с буреломами и мошкарой, а если ещё и в джунглях со змеями, пауками... -
чего только не найдёт человек на свою задницу...

Спасибо! Напомнило наше прохождение каньона Гандо, тоже хорошо поползали вверх-вниз по узким расщелинам, инкрустированным камнями. Некоторые фразы - ну прямо о нашем походе. :)
А вброд у Вас как человек идет - на скользящем карабине?

Нет, он жестко привязан. Это не перила. Если он упадет, то народ тянет его к берегу. Проверено многократно. :)

Спасибо за столь эмоциональный рассказ. Многое напомнило... В таких овражинах конгломератных не снежный барс-там писец живет... И не маленький , а большой лохматый...

Привет, Андрей! Здорово вам досталось! Кстати, для спуска по такой срани у нас выработана специальная страховочная веревочная техника: веревка крепится на забитом в конгломерат фирновом якоре, вот таком:

Последний после спуска рюкзака жумарит наверх и снимает якорь лазанием. Такую технику мы применяли дважды
1) на Ферганском, когда при спуске по долине реки Кулун наш обход прижима закончился крутым скальным сбросом, который, впрочем, без рюкзака пролазился;
2) на Музколе, при спуске в каньон, там было 100м крутого крнгломерата (фиг знает сколько градусов, 40? - круто, короче ). Первый потратил на них 45 минут, спускаясь без страховки, тогда как по веревке каждый последующий съехал за 3 минуты по связанным двум пятидесяткам. Спуск последнего был на 10 минут дольше - пришлось назад жумарить и спускаться ножками. Но все-равно, без рюка ощущения были совсем не те ;).
Вид сверху:

Вид снизу:

В нашем случае пришлось бы повесить 3-4 веревки. После того как первый спустится по самой первой веревке он через 10 минут погибнет от камней, которые спустит на него второй.

Поэтому нам повезло, что обошлись 1-й дюльферной веревкой. Когда я первым по ней спустился, то ушел по дну оврага на 20 метров. Сверху от спуска второго пошел ТАКОЙ КАМНЕПАД !

Ну, я ж и не претендую не то, что изобретенный нами (или и не нами вовсе) способ годится на все случаи жизни при прохождении конгломератов :). Всякое бывает ведь, бывает, что и якорь фиг вобьешь - жесткое все очень ;). Но в некоторых ситуациях такая приспособа способна сильно ускорить продвижение и главное, обезопасить его.

Такой конгломератинг, как вам достался - это, конечно, жестяк еще тот.

Хотя, конечно, количество этой срани у вас слегка кхм... зашкалило ;)

Грандиозно, это надо пережить!

... везде ... найдет. :)

... и в африке? =)

отлично

Круто Андрей! Попадал в конгломераты несколько раз, особенно на Гандо, но такого жестяка не было.

А что Вы на Гандо делали, насквозь проходили? Если да - в каком году?

Это то, чего сейчас так не хватает пешеходникам, рвущимся в серьезные горы! ;О))
Андрей, а по скалам понизу с крючьевой страховкой там вообще не реально пройти? Из этих 1,5 км, если смотреть картинку Google Earth, Сауксай не везде подходит вплотную к стенам правого борта долины, образуя прижимы. Хотя, тоже капкан! Тот случай, когда прямая не всегда короче обходной..

++Это то, чего сейчас так не хватает пешеходникам, рвущимся в серьезные горы! ;О)++
Нам в 1984 и 1985 на Гандо вполне хватило. Еще и на Ванче этого удовольствия зацепили, но там уже так - по дурости. :)

Александр, а какие походы ходили в 84, 85, горные, пешие?

Снизу пройти абсолютно нереально.
Вот на этой картинке левая стрелка указывает на прижим к конгломератному отвесу.

Как его пройти? Да никак не пройти.

А риск то какой! Вот, предположим, напряглись суперски, прошли и застряли на "малой земле" между конгломератным обрывом в 90 градусов, рекой и двумя прижимами. Вода прибыла и нас смыло..
А таких прижимов на этих полутора километрах несколько.

Да, понизу точно капкан!

Да уж, слов нет. И броды, и конгломераты офигенные. А места как на Марсе.

Фотки с бродом - а если, тьфу-тьфу-тьфу, человека сносит, - ну, даже если сможет скинуть рюкзак, в таком течении реально его вытянуть? Мне кажется, и трое не удержат. Или было крепление за что-то? Но все равно, тянуть нереально, а сам сносимый вряд ли сможет что-то делать. Страшно...

В Сванетии в этом году хапнули, хоть в сравнении с вашим походом, как игрушечная машинка и автомобиль :) - тоже информации нет, всё изменилось, и скорость движения из-за бродов, рододендроновых траверсов и т.п. была раза в два в среднем ниже обычной Кавказской :). На отдельных участках 500 м/день :). Будет отчет скоро...

Ну вот в 2010 бродили Шаксгам. Это в полтора раза круче Кузгуна. Юру Максимовича смыло. Потащили за веревку, вытянули к отмели. Помогли встать. Всё происходило с рюкзаком.

Ну и много раз так было за последние 10 лет.

Но тут, как и везде, голову надо применять. В 2009 году побоялись Тордару переходить. Побоялись, что веревка в камнях запутается и вытащить человека не успеем. Там такая структура была - бешеный поток и много каменных рифов.

А вот эти конгломератные борта долины, какое их происхождение? это древняя морена?

На морену не похоже. Просто подмытые меандрами склоны.

Конгломераты - это как правило материал схода селевого потока

Вот если бы этот поучительный пост продублировать на нескольких сайтах. Не все же регулярно читают Риск.

назовите парочку сайтов такой же направленности, как Риск и с не меньшей посещаемостью. (кроме маунтин.ру) Скорее все сюда приходят за информацией.

Как тут написал Гоген
Так вот, книжка, после которой я заболел горами - "Джура" Г.Тушкана.
Они там как раз через Сауксай переправлялись, и по оврагу спускались, и переправу натягивали, чтобы мясо убитых архаров доставить в кишлак. Замечательная книга, круче "Последнего из могикан".
Наконец увидел на фото картинки из детских фантазий.
Спасибо!

Классная книжка!

Там есть такой текст:

"Есть реки, есть бешеная река Сауксай.
Много ичигов изорвал я на скалах, всюду
излазил, но в верховьях Сауксая не был.
Туда никому нельзя ходить. Там живёт
арвах и водятся драконы. Всякий, кто
пойдёт туда, умрёт страшной смертью…"

5 раз был на Сауксае (1997, 1999, 2001, 2009, 2012), но арваха, слава Богу, не видел. :)

На Сауксае мы вспоминали про Джуру и думали, а где бы мог стоять его родной кишлак? Я предполагал, что в устье Чакманташа. А Олег Силин утверждал, что кишлак Джуры, по тексту романа, должен находиться на притоке Сауксая.

На самом деле Георгий Тушкан вряд ли был на Сауксае, поскольку описания долины в романе очень поверхностны. Другое дело - Алайская долина. О ней в романе много подробностей, свидетельствующих о том, что он там был.

Завидую! Так много упустил, занимаясь "спортом" в других горах...

Арвах видимо сидел в 10 трубе) Сталкивались с такими склонами в Фанах, спасибо за идею надевать кошки!)

Существует также фильм из 6 серий "Джура - охотник из Мин-Архара"

Да-а.... как все же хорошо, когда у руководителя есть умная и управляемая группа, не требующая от руководителя в таких ситуациях немедленного предоставления ей комфортного пути, не пытающая в метре-двух найти задним числом "правильный путь".
Завершить после такого маршрут по плану, сохранив нормальные отношения - доблесть и руководителя и участников.
А фраза "Как же хорошо здесь на Сауксае" уже становится сакраменальной.
Помнится Миша Бабич ее первый раз произнес, когда нас согнала непогода с Аклангема и на высоте 4500 сидя и камнях в снегопаде мы чувствали себя почти счастливыми

****

+ много
люди на 100% должны быть уверены друг в друге

Даааа... Я помню, ты после возвращения по телефону все это рассказывал. Но здесь, с фотками - еще "веселей". Вы все-таки жуткие монстры.
Лишь бы никто, прочитав это, не "проникся" и не решил, что вот только такие склоны и надо ходить :-))) Типа адреналин вырабатывать в промышленных масштабах.

В начале статьи я дал серьезную рекомендацию - исключать этот участок пути из будущих маршрутов.

Перевал надо искать из долины Кузгуна в долину Сауксая выше прижима. Перевал Горлова и то, что Зеленцов прошел в 2007г. - это 3Б. А надо бы 2А-2Б найти в нижней части этого отрога. Тогда и брод и, заодно, и прижимы можно будет обойти.

Как совершенно справедливо заметил коллега Быков, для кого-то такие препятствия, наоборот, могут представлять особый интерес. Мы в свое время совершенно сознательно пошли на ледник Гандо не через перевалы. И кто-то другой тоже имеет право принять такое же решение.

Неудачная формулировка : " в это место никому соваться не следует, это место надо просто исключать из будущих маршрутов."
"Это связано с таким-то риском. Хорошо подумайте, а стоит ли оно того" - гораздо более корректно.

Спасибо! Ладони вспотели:-))

Круто прошли! Впрочем, как всегда ;)

Да уж! Прогулочка вышла. Вот терпеть не могу сыпухи)

Я бы назвал это не Овражингом, а сопровождением фотографа на фотосессию :). Ведь самые красивые фото получаются вот из таких гиблых мест... Жданов как всегда на высоте! Ну а Лебедеву грех жаловаться постфактум, такая "изюминка" получилась :) (но на "грани" это точно). С нетерпением ждем полного отчета! Всегда очень занимательно и познавательно...

супер, интересно

Интересное решение для бивуаков и бродов! И что, таки было а) не больно ходить по дну рек, б) не страшно за то, что тапочки улетят в воду? Не улетали?
А так - элегантно. И лёгкая, и многофункциональная тапка. Я так понимаю - что-то типа пенополиуретан или пенопропилен, или как там бишь его - ортопедическая обувь в общем.

Судя по всему - это Crocs (настоящие или поддельные). Хожу в таких (поддельных) уже 3 сезона. Очень удобно и на биваках и для бродов. Передняя часть ремешка, правда, исходно отсутствует, надо доделывать. Материал - какая-то пенка. Очень легкие. Поддельные встречал на рынках от Москвы до Намче-Базара за гроши. Если использовать и на простых тропах (я так не делаю) - быстро сплющивается подошва (недели за 2)