Этика альпинизма: историческая перспектива. Часть 1

Пишет Злой Гном, 18.10.2012 22:19

Этика альпинизма: историческая перспектива. Часть 1 (чистое лазание, техника скалолазания, страховка, снаряжение, ито, история альпинизма, big wall)

С тех пор, как альпинизм стал спортом, скалолазы все время балансируют между прерогативой опасности и должным запасом прочности. Мы дискутировали о том, какие техники более приемлемы в спортивном смысле и как новое снаряжение может повлиять на это шаткое равновесие. В последнее время в дискуссию были включены вопросы сохранения рельефа. Наши убеждения постоянно меняются, и будут меняться все время, пока появляются новые альпинисты. Предвидя, что может быть в будущем, понимая, как преодолевались проблемы в прошлом, мы лучше осознаем, куда движемся.

Альпинисты в Доломитах в конце девятнадцатого века.
Фото с сайта: http://a5lunnis.blogspot.com

Скалолазание началось с альпинизма, который, в свою очередь, появился как спорт в 1786 году во время первого восхождения на Монблан. Сообщения о более ранних восходительских подвигах относятся к разведке скал с целью нанесения неожиданного удара противнику, поискам духовного просветления и случайным развлекательным шатаниям по горам, - а вот спортом альпинизм стал именно на Монблане. Это историческое восхождение дало начало золотому веку альпинизма. В последующие 100 лет вершина за вершиной покорялись исключительно со спортивной целью, в основном английским дворянством с местными французскими, швейцарскими и итальянскими проводниками.

Весь материал

* Продолжение следует

Альпинизм начался с скалолазания еще в доисторические времена, когда человек забирался на скалу чтобы выследить дичь :)

Прикладные альпинизм и скалолазание появились задолго до появления человека. Скорее всего одновременно и независимо друг от друга. Сначала животные и птицы, которые были дичью использовали рельеф для защиты от хищников, а потом и хищники потянулись туда же за дичью. Снежные барсы, например, и сейчас используют способ загона козлов на вершины для того, чтобы отогнав их от пастбищ взять наверху измором. А по скалам хищники стали лазать, чтобы разорить птичьи гнёзда.
Со спортом сложнее. Тот же Олимпийский огонь добывали на горе для спорта, но вот само восхождение за огнём каким считать? Спортивным или культовым?:)

Но он тогда этого ещё не знал!!!А вот как спорт,скалолазание началось с альпинизма.Для повышения мастерства при преодолении скальных участков на восхождении,альпинист Пиратинский А.Е. разработал методы подготовки скалолазов.

А так до 1987 никто и не знал как тренироваться, и как только Гюллиху после падения Берлинской стены привезли пиратский перевод на немецкий, то он как рванул: 8b (Kanal Im Rücken, 1984), 8b+ (Punks In The Gym, Apr 1985), 8c (Wall street, 1987), and 9a (Action Directe, Aug 1991). Так бы и продолжил следуя методичке до 10c, но разбился в 1992.

И альпинизм и скалолазание началось с туризма.

А вообще какая разница, что с чего началось... Снова попытки мерятся, кто круче. Хорошо, что есть и альпинизм, и туризм, и скалолазание + водные, вело и прочие аутдоры... Главное люди не сидят в каменных джунглях и не деградируют.

Хорошая статья, Спасибо.

Все верно, кроме начального посыла: "... с альпинизма, который, в свою очередь, появился как спорт в 1786 году во время первого восхождения на Монблан"
Никаким спортом в 1786 г восхождение на Монблан не пахло и близко...

в оригинале "Rock climbing began with mountaineering, which began as a sport with the first ascent of Mont Blanc in 1786"

возможно, что термин "спорт" имеет немного разное значение у нас и у англичан.

Таки да, имеет. Точнее имел в то время. Термин Sport для англичан в те времена и в 19 веке означал что-то типа "занятие аристократов, не связанное с получением прибыли". Охота, например, или некоторые путешествия. Ну, и собственно спорт тоже подходил под это определение, если заниматься им не профессионально. Отсюда до сих пор Sportsmanship - что-то типа благородное поведение.

не было у героев эпопеи 1786 г понятия "спорт" ны в каком значении - оно возникло в воображении автора статьи в наше время :-\

Если не изменяет память, "Записки охотника" Тургенева на английский переведены как "Записки спортсмена", а понятие "спорт" у них ближе нашему понятию "аутдур".

Никаким спортом в 1786 г восхождение на Монблан не пахло и близко...

Не пахнет и сейчас.
И не только на Монблан, но и на Эверест.
Что может быть смешнее, чем соревнования по Альпинизму?
Только соревнования по живописи.

Верно. 1786 год, рождение коммерческого альпинизма, а спортом он стал значительно позже.:)

да, определение "коммерческий" отчасти на тот момент более верное. хотя к вершине шли в одном строю и прагматики-материалисты, и романтики-идеалисты )

Материалисты-идеалисты не знаю, но то что Бальма, за бабки Соссюра вел Паккара, это факт исторический.

Соссюр и Паккар и были идеалистами, а Бальма и Бурри - прагматиками...

Согласен. Но без коммерции не обошлось.;)

Это же все расписано в подробностях, причем разными авторами, на разных языках, в независимых публикациях. Еще в 1760 г. Соссюр обещал приличную премию тому, кто найдет дорогу на Монблан и сводит его самого до вершины. В основном это касалось местных жителей, дело сначала двигалось туго, но лет через 25 нашелся Жак Бальма, который по-тихому отыскал разумный путь к вершине, никому про него не сказал, а в 1786 г. так же по-тихому предложил Паккару составить ему компанию. Когда дело сделали -он отправился к Соссюру за премией, а тот уже развернул на следующий год масштабную экспедицию, причем не спортивную, а научно-познавательную, с участием того же Бальма. По современным понятиям, это нормальный проект с рекламой и внебюджетным финансированием.

альпинизм начинается там, где заканчивается целесообразность
когда охотник лезет на скалы - он занимается охотой, а не альпинизмом
когда пастух гонит стадо через перевал - он просто пастух, а не горный турист.
так что альпинизм действительно начался тогда, когда некоторые английские джельтмены вместо того, чтобы охотится на тигров решили забраться на гору just for fun :)

кстати, и само понятие стиля применимо именно к "чистому" альпинизму - когда речь идет о практических задачах, никто стилем не заморачивается - важна эффективность.

Люблю прерогативу опасности.

А куда отнести этого замороженного хлопца Оццы со стрелой в спине? Там кажись много тысяч лет назад его подстрелили в Альпах. Причем довольно высоко. Так что тогда народ не только шастал по горам но и решал проблемы в некотором роде.:)