Баланс тепла получился, а вот улитка заартачилась… Тестирование снаряжения для зимнего альпинизма.

Пишет mbear, 27.12.2012 13:32

Мы вернулись в Москву 22 декабря.
Прежде всего, о состоянии снега в Безенги. Снега мало, лавинной опасности почти нет, но когда мы уезжали (20 декабря), прогноз предвещал сильные снегопады, ураганный ветер и очень низкие температуры. Прогноз для района Безенги был получен от Алия Хусеевича, причём он любезно потратил время и просмотрел дополнительно несколько независимых метеорологических сайтов.
Баланс тепла получился, а вот улитка  заартачилась… Тестирование снаряжения для зимнего альпинизма. (безенги, зима, снаряжение, нпф баск, михаил лебедев)

Теперь об итогах наших испытаний.

Читающий эти строки должен понимать, что имеет дело не с каким-то там идиотом-изобретателем, а с идиотом-изобретателем с программой и вредными привычками профессиональной деятельности. Программа моя - превратить зимний альпинизм из крайне опасного и экстремально трудного занятия в приятное и сравнительно безопасное.

Вредные привычки профессиональной деятельности физика требуют системного подхода к проблеме, накопления экспериментальных фактов и построения внутренне согласованного мировоззрения по поводу зимних восхождений.

Логика здесь примерно такая. Основными факторами, осложняющими восхождения зимой, являются низкие температуры, короткий световой день и обилие снега, затрудняющего передвижение по скалам и на подходах.
Ясно, что жизненно необходимо иметь комфортный тёплый бивак, причём почти в любом месте маршрута, поскольку из-за изменчивой погоды, снежной обстановки и короткого светового дня очень трудно правильно рассчитать скорость своего движения.
Отсюда вытекают попытки создать лёгкую, удобно транспортируемую, утеплённую платформу и приспособления для её установки на сравнительно некрутом склоне.
Платформа, в свою очередь, диктует оптимальный состав группы: двойка – возможно, но тяжеловато (слишком большой вес рюкзаков для участников), четвёрка – некомфортная ночёвка (в платформе можно ночевать только сидя спиной к склону), остаётся тройка.
Рассчитывать на быструю помощь в случае ЧП на маршруте зимой не приходится, поэтому безопасность должна быть обеспечена самой группой.
Основная опасность, характерная именно для зимы, это лавины. Значит, все участники группы должны иметь биперы и обязательно должны быть лавинные лопаты – руками вряд ли кого-то откопаешь!
Для лазанья по крутому льду нужны ледовые инструменты, на многих маршрутах зимой льда может быть достаточно – с другой стороны требуется надёжная страховка на снегу. Иметь в группе и ледовые инструменты и ледорубы и лавинные лопаты нереально по весу – отсюда желание иметь универсальный инструмент, совмещающий в себе функции ледового инструмента, лавинной лопаты и ледоруба.
Экономия тепла приобретает зимой первостепенное значение – отсюда общий спальник и печка для обогрева палатки.

Поскольку дальше последует рассказ о наших выходах и будут приведены мнения всех участников, необходимо сначала дать читателю некоторое представление о них. Многие оценки сильно зависят от индивидуальности и образа жизни и понятие «очень холодно», надо думать, будет наполнено различным содержанием для москвича и, скажем, жителя Якутска. Народ у нас подобрался хороший, можно даже сказать душевный.

Дима Краюшкин человек сейчас уже не молодой, но очень спортивный, на беговых лыжах десятку бежит за 26 минут. Жизненный и горный опыт у него просто колоссальный – я впервые с таким человеком столкнулся!
Судите сами. В молодости осваивал основы альпинизма и горнолыжной техники под руководством Михаила Хергиани, работал пилотом вертолёта на Севере, профессиональный фотограф (окончил факультет фотожурналистики), неоднократно выступал в международных соревнованиях горных спасателей за команду СССР, участник экспедиции Эверест-82 и много лет проработал в МАЛе (Международный альпинистский лагерь), то есть не просто ходил на семитысячники, а подолгу жил на высоте, обеспечивая безопасность восхождений иностранных альпинистов.

Роман Салий тоже давно ходит в горы, но в последнее время увлёкся сверхмарафонским бегом. Выполнил нормативы МСМК по этому виду спорта. В этом году выйграл в третий раз подряд Архангельский марафон, выиграл Крымский марафон (наверное ещё что-то выиграл, я могу не всё знать). Ежедневная беговая нагрузка 60 км (две тренировки в день). Жира у него просто нисколько нет – сплошные мышцы.

Саша Смирнов пожалуй самый «нормальный» из нас человек. У него большой горный опыт, но он сейчас активно не тренируется, поскольку занимается промышленным альпинизмом.

Михаил Лебедев. Ну и про себя могу сказать, что последнее время занимаюсь специальными «холодовыми» тренировками – пытаюсь развить адаптацию к холоду. Тренировки заключаются в беге в холодную погоду без верхней одежды (тут на самом деле своя система, кому интересно, могу рассказать). Самое экстремальное, что было в моей практике, это примерно 40 минутный бег при -25 С. Терморегуляция организма при этом довольно сильно меняется и мне кажется, это сильно помогает зимой в горах.

Ну вот, теперь можно перейти к делу.

Сухая хроника нашего выезда выглядит следующим образом. Приехали в Безенги 5 декабря.

6 декабря испытали установку платформы на учебных скалах альпбазы Безенги. Важно было установить платформу именно на пологом склоне, поэтому мы выбрали скалы с левого края массива, где можно заниматься с новичками обучением лазанию по пологим плитам.

Установили платформу, залезли в неё втроём, Дима нас сфотографировал. Потом он тоже залез в платформу, она успешно выдержала всех четверых.

7 декабря поднялись в Тёплый угол на хижину Укю – кош. Снега мало. Почти вся тропа от начала подъёма и до подхода к хижине свободна от снега. Существенный снег появился только на последнем взлёте перед хижиной на высоте около 3000м.

Ночевали в хижине, в палатках, которые поставили прямо на лежанках. Температура около -10 С (температура измерялась термометром). Проверили работу утепления палаток, самодельной печки для обогрева палаток, оценили свойства мембран GoreTex и Polartec Neoshell, из которых пошиты палатки.

8 декабря спустились в лагерь.
9 декабря провели установку платформы на пологом ледовом склоне на языке Безенгийского ледника. Я вылез метров на 5 по ледовому склону, закрутил буры. Потом ко мне подошёл по перилам Саша, мы прищёлкнули карабин от платформы к подготовленной станции.
Я начал собирать треногу, по перилам подошёл Рома и они с Сашей стали расправлять платформу.
Платформу удалось довольно быстро поставить, но в неё мы залезать не стали, чтобы не возиться со сниманием кошек.

По существу мы отработали постановку платформы в условиях реального ледового склона.
10 декабря вышли на п. Брно (1б).

Вышли не слишком рано, немного ошиблись с тропой (надо было раньше переходить на ледник, а не искать пути среди заснеженных камней) в итоге заночевали перед подъёмом на Курсантские ночёвки. Днём погода тёплая: -10 С, ночью -15 С.
11 декабря поднялись на Курсантские ночёвки.

Подъём довольно тяжёлый, так как снег не успел заполнить все промежутки между камнями на осыпи и часто проваливаешься в эти пустоты. Идём в снегоступах. Установили удобный бивак на Курсантских ночёвках, а Саша протоптал тропу до языка ледника.
12 декабря с утра налегке в снегоступах выходим на восхождение. Биперы не взяли на гору, поскольку снега мало. Это оказалось ошибкой, потому что в отдельных местах ветром собрало довольно много снега и подъём на ледник мог бы быть тем не менее лавиноопасным. К счастью, Брно простил нам эту ошибку, реальной лавинной опасности действительно не было. На леднике мы оказываемся перед выбором – подниматься на вершину по гребню с перевала или по широкому кулуару.
У Димы замёрзли ноги, может быть от того, что сильно перетянул ботинки ремешками снегоступов, и он решает вернуться к палаткам. Учитывая отсутствие лавинной опасности, выбираем кулуар.

Склон всё время освещён солнцем. Температура на солнце явно плюсовая, поскольку снег кое-где на камнях немного подтаивает. Ветра нет.
Кулуар заканчивается и выводит на широкий пологий гребень, ведущий к вершине.
Оставляем снегоступы и всё лишнее на гребне и налегке идём к вершине. К трёхчасовой связи мы уже опять у своих снегоступов.
Пока мы ходили на вершину тропа в кулуаре, набитая нашими снегоступами, затвердела и вниз спускаемся как по лестнице – спуск к палаткам занял не более 50 минут. Дима встречает нас горячим чаем. Некоторое время размышляем - не рвануть ли в лагерь? Понимаем, что не успеем дойти засветло и принимаем решение ночевать ещё раз на Курсантских ночёвках.

13 декабря спускаемся в лагерь. У Ромы день рождения! Первый раз он встречает его в горах! В этот день устроили баню – натаскали воды из речки в бак, Алим включил нагреватель и через пару часов мы замечательно помылись у Алима под душем.
14 декабря – у нас день отдыха, а Дима уезжает вниз, на 15-е у него билет в Москву.
15 декабря мы с Ромой налегке идём протаптывать тропу под Уллу-ауз.

Накануне шёл снег и тропу приходится отыскивать заново. Эта идея с протаптыванием тропы заранее оказалась очень жизненной. Буквально через 2-3 часа протоптанная тропа схватывается и начинает держать очень хорошо.
Мы вышли не слишком рано, часов в 9-10 из лагеря и в начале седьмого были опять внизу. Последний кусок до лагеря пришлось идти с фонариком, поскольку сильно стемнело. В итоге мы протоптали тропу вплоть до ночёвок под стеной Уллу-ауза (перепад высоты от лагеря около 1500м, Рома смотрел по GPS).

16 декабря отдыхаем и готовимся к выходу.
17 декабря выходим на Уллу-ауз.
Я несу основное снаряжение, Рома – газ, продукты и Сашкины вещи, Сашка – платформу, верёвку 50м и пуховку. Рюкзак с платформой оказался самым лёгким из трёх.

К нашему выходу температура сильно упала. Утром в лагере около -170С. Идти прохладно, каждый утепляется на свой манер. Засветло приходим на ночёвки под Уллу-аузом. Ночевать решаем в платформе, подвешенной на огромном камне. Я накидываю петлю на выступ камня, блокирую её с большой гексой, которую устанавливаю в щели рядом. Растягиваем платформу, устанавливаем утепление.

Рома устраивается в платформе, Саша присоединяется к нему. Он куда-то наступает и раздаётся звук лопнувшего чего-то и плаформа слегка осаживается. Мы все глядим на петлю, но там всё в порядке! Вскоре выясняется, что из-за неравномерной загрузки тросов сломалась центральная резьбовая шпилька.
Становится ясно, что на гору мы не пойдём. Находим ровную площадку недалеко от камня, расправляем палатку платформы, засовываем в неё утепление. Я чувствую, что что-то холодно. Рома смотрит на градусник и радостно сообщает что температура -26 С.
На небе россыпь звёзд – красота!
Температура нас нисколько не пугает, мы залезаем в нашу утеплённую палатку, делаем чай и пьём его с шоколадками, поскольку на продукты объявлен коммунизм.
Ночью в трёхместном спальнике, куда я залез не раздеваясь, стало просто невыносимо жарко. Раздеться, когда ты зажат с двух сторон спящими товарищами очень проблематично. Единственное, что мне удалось сделать это снять всё-таки носки и сильно помогло то, что я нашёл в углу палатки замёрзшие мандарины, больше похожие на биллиардные шары, отогрел их в спальнике и начал поедать, глядя сквозь открытую форточку палатки на чёрное звёздное небо над головой.
Утром 18 декабря мы спустились в лагерь, а 20 декабря уехали в Москву.
Теперь, когда вы представляете что и как было, приведу мнения участников по поводу снаряжения, которые я специально записывал после каждого выхода.

Трёхместный спальник БАСК:

Рома: Спальник отличный, удобно, что есть молния сбоку и подголовник. Для двоих отлично!
Дима: Тепло, хорошо, удобно, на двоих – великолепно! Было бы лучше, если бы молния стояла
неразъёмная, тогда было бы легче застёгивать в темноте.

Утепление боковых стенок палатки:

Общее мнение: даёт реальный выигрыш в тепле, для одинарной палатки зимой необходимо.
Дима: надо продумать как закреплять утепление на боковых стенках (мы пользовались бельевыми прищепками). Если одинарная палатка, то утепление однозначно нужно для зимы и высоты более 4000м.
Рома: и летом неплохо!

Печка для нагрева палатки:

Дима: при температуре в хижине -8 С скорость нагрева в палатке с утеплением была выше, чем 1 С в минуту. Через 13 минут после включения печки температура в палатке достигла +14 С. Потом выключил печку, потому что жарко стало.

Съёмная лопатка для ледового инструмента:

Рома: очень хорошо.
Саша: удобна в собранном состоянии, может пригодиться при страховке.

Теперь о новой мембране Polartec Neoshell.

Мы пришли к выводу, что она однозначно лучше дышит, чем GoreTex. Наглядно это видно при сворачивании палаток – воздух из палатки, сшитой из Polartec Neoshell, уходит заметно быстрее, чем из палатки GoreTex.

Я ходил в ветрозащитной куртке из Polartec Neoshell GRAPHITE NEOSHELL EXTREME и в штанах: BLADE NEOSHELL . Для меня это идеальный вариант.

Весь мой предыдущий опыт зимних восхождений привёл меня к своеобразной системе комбинирования различных видов одежды. Поскольку термобелья, когда я начинал ходить, ещё не было, я использовал комбинацию из тонких шерстяных штанов и ветрозащитных штанов-самосбросов.
При безветренной погоде я шёл в шерстяных штанах, если же начинался ветер или нужно было тропить в глубоком снегу, я надевал сверху штаны-самосбросы.
Аналогично я поступал и с куртками. На голое тело надевалась толстая фланелевая рубаха, сверху на неё можно было надеть ветрозащитную куртку, а при сильном холоде под куртку пододевалась флисовая куртка или тёплый шерстяной свитер.
Пуховку я, как правило, одеваю только на бивуаке. Так вот, брюки BLADE NEOSHELL заменяют однозначно все комбинации. Они не мокнут, не продуваются, тёплые и достаточно хорошо дышат. У меня в результате было всего двое штанов: на базе Безенги я ходил в джинсах, а на выходах в BLADE NEOSHELL.
Ромка, который по части одежды оказался более консервативным и ходил в своих старых штанах, сказал как-то глядя на меня: «Напиши обязательно, что я хоть в этих штанах и не ходил, но считаю что они классные».
То же самое могу сказать и о куртке GRAPHITE NEOSHELL EXTREME .

Она очень хорошо дышит и одновременно защищает от ветра. Когда мы шли на Уллу-ауз было холодно (-17 С), но тепло одеваться было нельзя из-за тяжёлого рюкзака. В итоге я шел в майке на голое тело и сверху в этой ветрозащитной куртке. На отдыхе выяснилось, что ребята вспотели под рюкзаками, а я оставался всё время сухим.
Но самый впечатляющий эксперимент произвёл Сашка – он на этом подходе надел сверху обычную ветрозащитную куртку без мембраны. Когда мы остановились передохнуть он рассказал, что получил «ледяной удар». Ему вдруг стало во время движения жутко холодно и когда он остановился и скинул рюкзак, то увидел, что вся его ветрозащитная куртка покрыта изнутри слоем льда.

Помимо куртки и штанов я испытывал также шапку-подшлемник VERTEX , а Сашка ходил в пуховке KHAN TENGRI V6 Эти вещи тоже показали себя с самой лучшей стороны.

Если читатель дошёл до этого места и не бросил читать из-за занудства всего изложенного выше в надежде узнать может быть под конец всё-же что-то очень новое и интересное, то могу сказать сразу, что дальше нового ничего не будет. Просто уже упоминавшиеся выше вредные привычки профессиональной деятельности требуют подвести в конце краткий итог и наметить возможные перспективы.

Выводы (отражают личное мнение автора).

1. Век двойных палаток близится к концу.
Характеристики использованного нами утепляющего материала UNIFOL таковы, что при толщине в 3 мм, весе 460 грамм и объёме 55х33х8 см. Он обеспечивает такие же теплоизоляционные свойства как деревянный брус толщиной 87,6 мм.
Утеплённая им одинарная палатка значительно легче, вместительнее, теплее и лучше защищает от ветра, чем любая двойная палатка тех же внешних габаритов. При использовании утепления должен быть обеспечен достаточный приток свежего воздуха (обычно через вход палатки) и оставлено большое отверстие под коньком палатки для вентиляции ( если присмотреться, то утеплённая по боковым стенкам палатка с отверстием наверху для выхода нагретого воздуха и с приоткрытым входом для притока свежего воздуха есть не что иное как чум, то есть северные народы давно пришли к этой схеме). Утеплённая палатка летом может использоваться как обычная одинарная палатка, а в случае необходимости легко заменяет собой двойную.

2. Мембраны Polartec Neoshell превосходят по своим качествам мембраны из GoreTex. Использование именно их в сочетании с утеплением наиболее целесообразно, поскольку они лучше отводят водяной пар.

3. Съёмная лопатка для ледового инструмента удачное решение для зимних восхождений в малой группе, поскольку позволяет при минимальном весе обеспечить решение задач безопасности и может быть удобной при подготовке места для бивуака.

4. Печки для нагрева палаток эффективны только в утеплённой палатке. При совершении восхождений в нормальных условиях не очень необходимы, но могут пригодиться при экстремально низких внешних температурах (-40 С и ниже), при разогревании и сушке замёрзших ботинок, при длительном нахождении в условиях низких температур (зимние экспедиции в удалённые районы) когда накапливается холодовая усталость и в экстренных случаях заболевания, когда сопротивляемость организма холоду ослаблена.

5. Платформа может быть успешно устанавливаема на некрутых склонах (от 45 градусов) за счёт лёгкой треноги. Это делает возможным бивуак практически в любом месте маршрута.

6. Переход от симметричной схемы платформы (прототип нашей платформы успешно использовался в горах командой Московской области примерно 20 лет. С ним были пройдены такие маршруты как маршрут Вербы 6Б на Холодной стене (первое место на чемпионате России 1985г), маршрут Сахарова 6Б на пике 4810 и другие. Он имел квадратную форму дна.) к прямоугольной привёл к появлению неустойчивости в системе, в результате чего произошло складывание платформы при её специфической загрузке. Необходима дальнейшая доработка конструкции.

Ну и наконец хочу сообщить, что мы совместно с фирмой НПФ БАСК готовы брать заказы на новые образцы снаряжения, которые мы испытывали.
Заинтересовавшихся прошу обращаться ко мне по адресу: lebedev@issp.ac.ru

Миша, с возвращением!

Когда ты уехал, народ увлеченно обсуждал радиатор на горелке - может ли быть от него толк. И что, есть толк или нет?

Михаил, скажите сколько будет весить 2-х местная палатка из неошела с вашим утеплителем?

Могут ли поместиться 3 человека валетом в такой платке?
Какой спальник можно изготовить для палатки? Ваш спальник подойдет? Так, чтобы спать могли двое, но при нужде в этот же спальник могли поместиться трое.

Цену можно озвучить?

Палатка весит 2.0 кг.
Утеплитель к этой палатке будет весить 0.35 кг

На остальные вопросы лучше дождаться ответа Михаила.

Можно будет купить палатку для магазина? Какая будет оптовая цена.

Про вес палатки уже ответили. Если речь идёт о палатке из неошелла, котоую мы испытывали, то для двоих она комфортна, втроём будет тесно, но возможно. Три человека валетом в нашем спальнике в ней как раз поместятся. Примерные цены такие: палатка 30 000 руб, утепление 2500 руб, спальник 26 000 руб.

Спасибо за ответ.
Еще вопрос по спальнику: какой вес Вашего 3-х местного спальника? Как Вы оцениваете его тепловые свойства в привычных обозначениях по европейскому тесту? Он пуховый полностью?

На фоне таких цен, самопальные съёмная лопатка и радиатор на горелке смотрятся неуместно.

Говорят, "палки в заборе должны быть одной высоты".

И ещё говорят "голь на выдумку хитра", а здесь, похоже, просто чудачества.

А вообще спасибо, что поделились результатами.

Шура, привет! Радиатор на горелке хорошо подходит для сушки ботинок.
Он экономит газ и без него ботинки легко пожечь. Можно его использовать и для экономии газа при готовке (он работает в этом случае аналогично известной горелке JetBoil)
. Но он может пригодиться и в экстремальной ситуации, когда очень холодно и кого-то нужно спешно согреть.

Вопросы по платформе: вес, какой размер в упакованном виде?
Вообще, я не очень понимаю идею платформы. Можно подробнее рассказать в чем её новизна и отличие от привычных платформ?
Как я понял из статьи Вы будете усиливать конструкцию - как может измениться вес?

Вес платформы складывается из веса: "железо" + ткань пола - 4,1 кг ( у Black Diamond 7,8 кг), палатка - пока используем немного перешитую Black Diamond - вес 3,6 кг и треноги для установки на пологом склоне - вес около 1 кг. Планируем пошить специальную палатку из неошелла, тогда вес, наверное, немного уменьшится, поскольку у Black Diamond зимняя палатка пошита из очень прочной, но тяжёлой и вдобавок не дышащей ткани. Новизна платформы заключается в принципиально другом способе растяжения ткани дна. Если в традиционных платформах дно растягивается на прямоугольном каркасе из дюралевых труб, то в нашей платформе растяжение ткани происходит как в зонтике.
Трубы идут вдоль диагоналей прямоугольника и работают не на изгиб, как в обычных платформах, а на сжатие, что позволяет снизить толщину стенки труб и сильно выиграть в весе. Прототип нашей платформы был создан Лёшей Мартыновым (г. Жуковский). Он имел квадратную форму дна и использовался командой Московской области во время сложных восхождений лет, наверное 20.
. Конструкцию надо не столько усиливать, сколько балансировать. Возможно придётся вернуться к квадратной форме дна.

Мартыновская платформа на 4-х человек вместе с палаткой образовывала одно целое (зонтик) и весила 5,5 кг. Если мне не изменяет память. Врядли это удастся превзойти - там трубки были от какой-то авиационной техники: на срезе трубы было видно, что внутри трубка усилена радиальными выступами, как жилки на лимонных дольках. Очень легкие и прочные дюралевые трубки были.
Когда тряпичная часть платформы износилась, ее перешил специалист по палаткам. Она стала на килограмм тяжелее и потеряла прочность. Потом на восхождении вручную ленты нашивали для усиления.
Мартынов, как настоящий талант, талантлив во всем, чего ни коснется. Воспроизвести это трудно.
Так что, Миша, перед тобой очень достойная задача. Удачи!

Какие все же размеры платформы в упакованном виде? Носите в рюкзаке?

а что за печка для палатки? и как выглядит утеплитель непосредственно в палатке?
Не могли бы приложить фото? спасибо

Печка для палатки самая примитивная - это просто алюминиевый радиатор от мощного транзистора, к которому приделаны скобочки для закрепления его на горелке. Вообще, это чуть ли не первое моё изобретение, ему наверное уже около 10 лет. Вес этого радиатора 240 г. У фирменного обогревателя от Kovea вес 86 г. Он даёт гораздо более равномерный по направлениям поток тепла, тогда как мой излучает тепло преимущественно вверх. Из-за большей массы мой радиатор обладает большей тепловой инерцией, что неплохо. Его огромное преимущество перед фирменным то, что его практически невозможно сломать, тогда как тонкие сетки, установленные в ковеевском нагревателе легко смять, просто неудачнол сев на рюкзак. Сейчас появились новые игольчатые радиаторы для охлаждения транзисторов, которые имеют большую площадь поверхности. Можно вдобавок снизить вес радиатора, довести его скажем до 170 г.
Утеплитель можно видеть на фото. Это лист теплоизолирующего материала, выкроенный по стенкам палатки.

"Печка" - не совсем отражает смысл, это скорее устройство защиты от открытого пламени, 240 и 170 г не та разница, чтобы делать новое.
А игольчатый радиатор не советую, его трудно будет вымыть, в отличие от этого.
Утеплитель хорош, при таком весе, объёме и цене - стоит им позаниматься, типа сделать 2-слойную палатку, куда 2-м слоем навешивается утеплитель,
при этом намечается ренессанс традиционной 2-скатной палатки, там одни плоские формы.
Неошелл при такой цене - только для суперснаряжения или ждать, когда начнут массовый выпуск, он скорее подходит для бивакзаков и одежды,
в палатке нужно просто продумать вентиляцию, у Баска есть палатка с идеальной вентиляцией, думаю, могли бы
сконструировать палатку с навешиваемым утеплителем, простую и достаточно недорогую.

Совершенно верно! Двухслойная палатка с навешиваемым утеплителем позволяет иметь одну и ту же палатку как для зимы так и для лета. Цена на неошелл, конечно, не маленькая, но если учесть, что вместо двух палаток вы покупаете одну, то может и ничего. И потом, я думаю, цена должна снижаться если наладиться хоть сколько-нибудь массовое производство. В этом случае должен появиться ряд продуктов с различными характеристиками и ценой. Не всем ведь нужно экстремально лёгкую и супер дышащюю палатку - значит должны появиться и более "бюджетные" модели. По поводу печки тоже согласен - назвать можно и иначе. Ясно, что её можно ещё доводить до более оптимального вида. Сейчас важна сама идея такого устройства, приживётся оно или нет - покажет время.

Если утеплитель 460г, 55х33х8 и это на двоих! - любой спальник больше весит и стоит,
так может брать самый лёгкий и дешёвый спальник-прималофт чисто из гигиены и по традиции, и пользовать утеплитель и летом?
Кстати, Ваши предположения, а может и опыт, что подсказывают?

А по поводу "печки" хто знает, если коснуться этого радиатора, всё равно ожог, либо оплавится, не знаю от чего он защищает,
может как-то снижает пожароопасность?
Самая главная проблема горелки в палатке - это устойчивость - её смахнуть и опрокинуть не фиг делать, нужен скорее такой прибамбас -
против опрокидывания.

По платформе: если стойки работают на сжатие - их нужно проверить на устойчивость (сопромат), повысить устойчивость можно добавив связей:
сделать посередине дополнительный пояс и включить диагонали (типа фермы).

Немного западного опыта в этом деле - Nemo Moki, у нее тоже навешивают посеребренный утепляющий слой, Nemo Tenshi - тоже интересна для всяких идей, типа занавески от пара дыхания.

Здравствуйте!
Хотелось бы услышать поподробнее про систему "холодовых тренировок", очень заинтересовало...Расскажете?