Приключения в Шамони или путешествие Туда и Обратно

Пишет OFil, 22.01.2013 13:27

Шамони…. Как много в этом звуке для сердца альпинИста слилось, как много в нем отозвалось….

Приключения в Шамони или путешествие Туда и Обратно (Бэккантри/Фрирайд, альпинизм, альпы, aiguille du midi)

При упоминании Шамони сразу вспоминаются первовосходители на Монблан, подвиги Бонатти на Пти Дрю, фотки Гастона Ребюффа на скальной игле, развитая сеть хижин и канаток, крутые спасатели и все это вместе вырисовывает альпинистский рай.
Мечта побывать в этом раю стала облекаться в реальные очертания после вот этого поста на Риске, где Леонид приглашает к себе в гости составить компанию на восхождения.

После списывания с Леонидом я взял билеты и стал усиленно тренироваться – планировался fast and light на маршруты уровня 5А-5Б, что требует серьезной физухи.

Перед началом НГ каникул прилетел в Женеву, где меня встретил Лёня и мы поехали из зелененьких низин в заснеженное Шамони. В Шамони дом оказался фактически в самом центре в начале главной улицы. Познакомились с супругой Лёни и их детишками. Мне для проживания отвели целый третий этаж, из окон которого было видно Aiguille du Midi с канаткой, склоны Монблана и еще несколько вершин, в другую сторону окна выходили на Brevent.
Изначально я думал пару дней походить по окрестностям и набрать аклимуху, например, подняться до хижины Тет-Рус на классическом пути на Монблан и там переночевать. Но Леня сказал, что там лавиноопасно и предложил сходить относительно несложный маршрут Vent Du Dragon на Aiguille du Midi. Недолго сомневаясь, я согласился, немного опробовав организм на прогулке выше Шамони. Организм никаких признаков недовольства не подавал.

Aiguille du Midi

Vent du Dragon идет по узкому микстовому кулуару – гуллоту. Маршрут имеет трудность TD-, III, 4, M5 и длину 250 метров и небольшой долаз к станции канатки. И что бы добраться к началу маршрута, нужно съехать 5 дюльферов прямо с моста соединяющего две вершины. В общем, на наш расклад, хорошая, техничная 4Б для разминки всех частей тела спортсменов.
С утра встали, собрались, зашли в булочную, слопали по сендвичу, и уехали на первом вагончике канатки в 8.30. Планировали пролезть и успеть к закрытию канатки - до 16.30.

Потусили на станции, оценили красоту окружающего пейзажа и сложность конструкции, офигели от лихо стартующих фрирайдеров прямо от выхода на широченных лыжах куда-то в бездну, оделись и начали спуск.

Отвесный спуск вел в относительно узкий, холодный и ветреный кулуар, почему-то больше хотелось в солнечную бездну, куда уезжали фрирайдеры. На спуске немного напрягали тонкие 8мм веревки, которые в BDшном «стакане» тормозились не особо. После первой отвесной веревки остальные пошли уже более-менее пологие по снежку. На тот момент мы еще не знали, что через 12 часов в этом кулуаре будет разворачиваться эпичная сага с нашим участием.

Лёня спускается первым

Вид наверх

Съехав 4 или 5 дюльферов, стало вырисовываться, что без фото маршрута и его описания как-то сложно обнаружить начало нашего гуллота. Для надежности, съехали еще один.

И вот мы выбрали какой-то кулуар и полезли в него. Кулуар оказался весьма бодрым и с полным набором разных препятствий в виде заснеженных скал и ледовых ручейков, с крутизной от 70 до 90 градусов. Первым лез Лёня и за ним уже я с рюкзачком, периодически офигивая от того, как Лёня пролез с нижней такую жуть. Молотки периодически хотелось выкинуть – на скалах как-то ловчее руками-ногами по старинке, но это проходило при появлении льда. Пролезли три питча в более-менее сносном темпе для слабой акклиматизации и первого восхождения. Следов пребывания человека обнаружено не было.

К четвертой веревке гуллот начал заканчиваться, но и при этом сужаться до человеческих размеров - то есть когда человек в него вмещается, и все камни и лед летят прямиком в него.
Лед и комки снега расстраивали, но не сильно, а вот от солидного камня - «бубухи» пришлось изощренно шхериться, залезши на стенку. Лёня куда-то исчез за угол и через некоторое время начал меня принимать.

вид вниз с одной из баз на кулуар

Оказалось, что мы вылезли либо на сам Vent du Dragon, либо на его более правый вариант. И судя по всему, пролезли 4 новых питча в хоженных-перехоженных Альпах.
Впереди еще была веревка-полторы лазанья до гребня, но уже попроще.
В связи с тем, что на крайний вагончик мы не успевали, встал вопрос ребром – либо мы долезаем и ночуем в теплом сортире на станции канатки, либо едем вниз по появившимся спусковым петлям, пока совсем не стемнело, и идем пешком до дома по кулуару и угадывавшемся за ним леднику. Выбор пал в сторону дома. Первые пару веревок все было хорошо – петли находились легко и процесс шел быстро. Потом, вместе со светом, пропали и петли. Пришлось делать станцию на небольшом куске льда.

Все дорогу вниз нас терзали некоторые сомнения, а есть ли на самом деле спуск в долину по кулуару? Для ответа на этот вопрос Лёня позвонил Валере Бабанову, и оказалось, что сомнения не напрасны и спуска там нет, а есть сбросы. Стало понятно, что теплый сортир это наш лучший вариант на сегодня. К этому моменту мы уже почти доехали до начала маршрута и лезть обратно не хотелось. Станция канатки приветливо светила огнями свысока… Вечер переставал быть томным…

Aiguille du Midi - простых спусков нет

Решили идти до станции по кулуару, по которому спускались утром. По снегу 40-50 градусов шли достаточно бодро и одновременно, периодически цепляясь за базы по стенкам кулуара. Потом стало слегка вздыбливаться и пошли попеременно.

Пройдя веревку, где лед и скалки стали вносить разнообразие в снежный рельеф, я сел принимать Лёню. Вроде все было нормально, но как-то меня начало «штырить» - начало подташнивать, закружилась голова. Потом начались вообще чудеса – отключились руки, то есть кисти рук перестали слушаться - не мог управлять пальцами и чувствительность почти пропала.
Об этих новых аспектах нашего приключения я сообщил Лёне, добавив, что теперь из меня страховщик так себе. Лёня сказал, что у него есть спец. средства оживляющие даже снеговиков и американских восходителей. Пока Лёня ко мне поднимался, мне стало совсем «хорошо» - начало сжимать живот и сжатие стало подбираться к диафрагме, тут я испугался - когда сжатие дойдет до легких и сердца, то наверно уже будет конец.

Но в какой-то момент состояние стабилизировалось и стало чуть легче. Тут подошел Лёня и начал доставать ампулы, первым пошел дексаметазон, потом мексидол. Дексаметазон влез в один шприц, а месидола надо было 5 мл и из-за того что шприц маленький кололи пять раз. Лёня колол через штаны, а я корректировал «огонь», что бы совсем уж в одно место не фигачить.
После таких процедур, минут через десять, жизнь наладилась – руки снова начали слушаться и вообще полегчало. Лёня пошел первым и подошел под ключ, я тоже подгреб аккуратненько, при нагрузке вроде самочувствие тоже было более-менее. Станция кантки была уже прямо над нами, и по вертикали до нее было не более 60 метров.

Перед нами был короткий участок заснеженных скал длинной 5-7 метров немного нависающий в конце. Лёня полез немного влево и стал как-то не позитивно отзываться о сложности скал. Пока он там пытался понять, как лезть, меня снова стало слегка колбасить – лекарства помогли, но не до конца. И тут Лёня разнообразил скучный поздний вечер срывом – у него из-под ноги ушел камень и Лёня полетел кубарем по заглаженным скалам, сообщив по дороге о случившемся конфузе. Поймал я его где-то метрах в 15 от станции.

Обычно такие срывы с кучей острого ледового снаряжения, кончаются весьма неприятно, и сразу после срыва я подумал что все, приплыли, и дальше начнутся совсем взрослые приключения двух инвалидов в ночи. Конечно, я подумал не так длинно, выразив ситуацию парой емких, нелитературных, слов. Но тут, видимо, фортуна решила сжалиться над нами, и Лёня оказался совершенно цел и невредим.
Проведя небольшое обсуждение, сопоставив факты и домыслы, мы решили не выделываться, прорываясь в непонятные дали, а сесть на попе ровно и подождать утра. Сесть мы решили не прям там, где были, а были мы под мостом, с которого ветром нещадно сдувало комки снега и валило на нас, а парой веревок ниже на удобной станции с парой шлямбуров.

Съехав до приличной станции, мы сделали самостраховки, вырыли небольшую ямку в склоне и сели на единственный имевшийся у нас рюкзак. Время было около 2х ночи и была хорошая, относительно теплая и почти безветренная погода. Но если бы так было всю ночь, было бы скучно. Дабы не дать нам скучать начался ветер с долины, то есть нам прям в лицо, вдобавок к которому начался снег. Для большего разнообразия, сверху к нам периодически прилетали комки снега и били по каске, видимо, что бы мы случайно не заснули. Что бы как-то развлечься и согреться я раз в час вставал и делал приседания, а Лёня даже не встал ни разу, вот выдержка у человека!

Еще для развлечения я высматривал в лунном свете различные очертания – то на гребне Cosmicue вдруг увидятся высоченные рукотворные башни, то в камнях различается черный кот, то толстый повар. Пару раз даже условно заснул. Временами лицо заносило снегом и нужно было прочищать его, отрывая корку льда, что бы открыть глаза.

Наступило 7 утра – настало время звонить спасателям. Лёня позвонил и объяснил ситуацию и скромно попросил, что бы нам сбросили веревку и жумар (у нас был один) с моста и мы бы поднялись 60 метров. Представив про себя как «ловко» мы будем подниматься (особенно я после приступа) понадеялся, что спасатели не воспримут наши пожелания буквально.
Примерно через час, когда уже совсем рассвело, прилетел красивый желто-красный вертолет и из него позвонили Лёне и пообщались по теме нашего спасения – если будет возможность, то нас вытащат вообще вертолетом, либо спустятся с моста. В конечном счете, они решили спасти нас с моста – кулуар достаточно узкий (метров 50-80 шириной), а ветер сильный и все это создавало риски для вертушки.
Около 9 утра мы увидели, что с моста кто-то спускается, причем спускается не сам, а его спускают на каком-то устройстве – упражнения с жумаром отменялись! При приближении выяснилось, что спасать нас будет вовсе не спасатель, а прекрасная французская СПАСАТЕЛЬНИЦА! Видать под конец нам начало переть….

Спасательница спросила, мы ли те странные личности, что ночуют посреди зимы посреди гор. В связи с отсутствием других кандидатов сознались, что это мы. После этого она поинтересовалась, может нам надо мед. помощь оказать, но мы отказались (может и зря). Дальше мы встегнулись в распределитель и нас стали подымать на лебедке. Втроем на распределителе было тесновато, и мы иногда весело топтались кошками друг по другу. Когда начало подымать совсем вверх, лебедка сломалась. Оказалось, что лебедка в деле чуть ли не первый раз и вообще рассчитана на двоих. Лебедку починили минут за 10ть и снова начали поднимать, но временами она снова ломалась и мы останавливались. Все это время мы вели светские беседы – вернее Лёня вел беседу, а я тупо улыбался, так как по-французски не понимаю. Было весело, но висеть в беседке было не очень комфортно.

В конечном счете, нас подняли и повели в теплое помещение пить чай. Вообще спасатели были весьма добры к нам, хотя могли бы отнестись менее благожелательно к двум дуракам, которые сами заперли себя в жопу, но вылезти из нее самостоятельно не смогли. Нам даже помогли снять кошки! И мне впервые снимала кошки девушка - это очень по-альпинистски сексуально :)

Нас напоили чаем, пить который было сложно из-за того что мы были похожи на два отбойных молотка – в тепле организм трясло неимоверно. Зачем-то взяли с нас адреса, немного поговорили о снаряжении и отправили вниз в ближайшем вагончике.

Ну вот в целом и все про приключения.

После был Новый Год и Рождество которые мы встречали в шале в компании Лёниной семьи, семьи их друзей, приехавших покататься на лыжах, и Валеры Бабанова – ели, пили и горланили песни. Были горные лыжи, была попытка полазать на ближайших ледопадах, но при совсем ближайшем рассмотрении ледопады оказались водопадами – было очень тепло.
Потом была попытка пойти на Гранд-Жорас, но мы развернулись, не дойдя до хижины – здоровье еще не восстановилось. В конце концов, нам удалось совершить подвиг, залезши еще не растаявший ледопад в соседней Италии. Еще мы посещали местный бассейн с саунами – здорово плавать с видом на вершины.

Ледопад в Италии

Немного краеведения.

В Шамони офигенно!
Долина с очень крутыми склонами – сам городок находится на уровне 1000 метров, а вершины по 3800-4000 метров возвышаются над ним на расстоянии вытянутой руки и их крутые стены и висячие ледники смотрят на долину.

Кататься тут очень понравилось, хотя я не особо горнолыжник. От шале до канатки на Brevеnt можно дойти за 5-7 минут в горнолыжных ботинках. Под конец даже съехал черную трассу!

В самом городке все рассчитано на обслуживание outdoor – куча магазинов снаряги,одежды, прокаты, кафешки и т.д. Можно смело ехать без снаряги, но с деньгами и купить все здесь, причем дешевле, чем у нас. Например, BD френды я приобрел на 30 % дешевле, чем они стоят в Питере. Соответствующая атмосфера спортивно-расслабленная, вечером улочки полны народу.
Очень привлекает наличие канаток-трамвайчиков, которые завозят на различную высоту вплоть до 3800, и сеть хижин (правда многие закрыты зимой). Ну а про отличную работу спасателей писал выше.

НО! Есть момент - у себя и других (в том числе и в комментах на посты на Риске) я заметил, что мы воспринимаем развитую инфраструктуру, как фактор, снижающий требования к себе. Этого нельзя никак допускать – когда летит камень, или проблемы со здоровьем, или слишком сложный рельеф или еще какие-то трудностей, то наличие хижины, канатки и спасателей, может и не помочь. Для меня это был серьезный урок – не стоит пренебрегать акклиматизацией даже когда вроде можно быстренько метнуться на маршрут используя блага цивилизации. Также стоит готовиться к восхождению, изучая описание маршрута и возможные пути спуска – даже в Альпах не стоят указатели с названиями маршрутов. В общем, Альпы это серьёзные горы к которым нужно готовиться как к любым другим, и соблюдать те же правила, какие мы соблюдаем в наших горах.

Здесь множество микстовых и ледовых маршрутов – англоязычный гайд «snow,ice and mixed» от Франсуа Домилано содержит 653 маршрута. И это не предел – например, Vent du Dragon там нет.

Альпы в окрестностях Шамони имеют гигантское обилие среднего рельефа – куча мелких кулуаров и углов, перетекающих один в другой, но вполне явственно отделенных друг от друга настолько, что можно по каждому свой маршрут проложить. Весьма похоже на Ала-Арчу, но в Арче, на мой взгляд, поменьше среднего рельефа.

А какие тут граниты!!! У меня, как у скалолаза, слюна капала и…. замерзала. Не сезон….

Немного рекламы.

Очень порадовали ботинки LaSportiva Batura 2.0 – это очень легкие ботинки с низкой гамашей.
Тот факт что они одинарные слегка смущал изначально, но в конечном итоге я не испытывал особого дискомфорта даже когда мы всю ночь сидели в снегу – температура была где-то -10 -15. Они не жаркие когда тепло и не холодные когда холодно – видимо Gore-Tex и другие материалы выводят излишки влаги и ноге комфортно.

Наколенники Demix из «Спортмастера» – обычные неопреновые наколенники для игр в зале, оказались незаменимой штукой на ледовых восхождениях и заодно отличным греющим слоем при сидячей холодной ночевке. Одевал их под штаны и смело ставил коленки на лед и они не мерзли. В процессе восхождения наколенники не мешали, не сползали и вообще вели себя отлично. Очень рекомендую – дешево и эффективно.

Извиняюсь за качество фоток - все фотали на сотовые. Там где слишком хорошее качество - значит это фотка из интернета (с сайта про шамони - http://chamonix-montblanc.ru)

Интересная статья! Фотки весьма достойные. На какой телефон снимали?
Сколько в нем Мпк?

5 Мпк

Олег htc, Я Айфон 4. Сколько не знаю)

У Айфона 4 - 5 Мпк, что вполне хватает. Детище Стива Джобса рулит. У меня лично на Нокии - 3,2 Мпк и я уже пять лет как им снимаю в горах. Думаю, что-то по круче купить, только не знаю что?

=)) Отлично провели время. Так НГ отмечать и надо. =)

Да уж)
Ты кстати не собираешься больше в наши края?

Куда ж я денусь. =) Собираюсь, конечно - но уже только весной.

Интересно, а другое снаряжение стоит так-же дешевле (30% на мой взгляд существенно)

да - другое тоже дешевле процентов 20-30, особенно с учетом tax free.

Ну скальники в 2010 дороже 100 евро вообще не было, в то время когда у нас спортива уже под 6000 была. Часики суунто вектор в итоге в 167 ево обошлись, у нас они же 9990 )))

Спасибо, у Вас хороший стиль, статья понравилась. И выводы вроде правильные, но вот не учимся мы на чужих ошибках... Почему-то вспомнил байку, которую рассказывал Валера Беззубкин о знаках судьбы: судьба хранит нас, но дает три свистка, предупреждения, а потом - увы... Говорил он вроде шутя, но под конец рассказа что-то изменилось в его голосе. На меня произвело сильное впечатление, запомнил на всю жизнь.

Знать бы еще, что свисток, а что - нет ...

Если сомневаетесь, значит точно не свисток судьбы

Привет, Олег! Страховка покрыла счет за спасение? Вообще, какие там бюрократические процедуры были по этому поводу. Кстати, ваш фаст-энд-лайт был явно недостаточен. Я заметил сходство вот с вот этими двумя парнями. Вот был бы ты в желтых труселях...

Спасатели в Шаме работают бесплатно

Ваше высказывание было бы смешным, если бы Вы раскрыли свою анонимность и мы бы тогда по обсуждали сходства и различия, fast and light, скорость прохождения участков M5,физическая подготовка и все остальное. Ну и на брудершафт не пили, что бы на "ты" переходить, во всяком случае пока не представитесь - я Вас не знаю.

Работали вместе недавно. На брудершафт пили 8)))

Сурово размялись!

"Вечер переставал быть томным…" - хорошо Олежка! Хорошо написано.
О чем подумал - ну сходил бы ты все как хотелось - так даже похвастаться было бы не чем. А тут! - ПРИ-КЛЮ-ЧЕ-НИ-Е!!!
;-) каково быть ожившим снеговиком?

Да не - если бы сходили как хотелось,то сходили бы еще парочку маршрутов - было бы о чем написать, хотя может и не так увлекательно. Но конечно скорость проявления жоп в час зашкаливала и превышала среднестатистический на порядок. Это был какой-то приступ распи...ва.
Если бы все время так ходил был бы уже совсем мертвый :) Ну а так в целом ниче - был повод сердце проверить у врачей, с сердцем все ок.

Поздравляю с успешным "восхождением".
И не подумал бы, что те "лЮки и крЮки" рядом с рестораном - для таких маршрутов. Думал, это для внезапной эвакуации посетителей в случае поломки фуникулёра :-)
У меня к Вам вопрос насчет фразы:
Ну а так в целом ниче - был повод сердце проверить у врачей, с сердцем все ок.
В таком случае, что по-Вашему это было?
Спасибо.

Скорее всего вам надо присмотреться к своему давлению. У меня похожее было. Также проверка вроде бы показала, что сердце нормально. А это оказалось, что с возрастом начало прыгать давление. В этом году во время простого акклиматизационного выхода до озера Lac Blanc меня прихватило с аналогичными симптомами. Хотя позже на Монблан поднялся нормально.

*...скорость проявления жоп в час зашкаливала..."

О, классная единица для характеристики маршрутов - "ж..о/час"!
По шкале: столько-то "ж..о/часов" - "совсем мертвый будешь, однако". Или: маршрут - N-"ж..о/часовой" категории.

"Лёня сказал, что у него есть спец. средства, оживляющие даже снеговиков и американских восходителей."

Спасибо за рассказ! Жизнеутверждающий))
Хорошо, что до взрослых приключений не дошло:))

Олег, написано очень интересно и "заразительно". Можно прочитав, собирать вещички и ехать лазить или кататься в это самое Шамони. Я в прошлом, когда был маленьким и не помышлял об альпинизме, о горных лыжах прочитал в журнале "Юность" рассказ о Михаиле Хергиани и настолько этот рассказ меня "зацепил", что я потом занялся альпинизмом, горными лыжами.

а почему вы не вызвали спасателей сразу, а решили ночевать?
и как у вас оказались 8мм веревки? дюльферять по ним было страшно и неудобно, а когда вверх полезли - уже привыкли? почему не хотя бы половинки девятки?

Наверное, потому что с тонкими верёвками лазить приятнее и легче, подходить удобнее. Лажу с 7.8-мм двойной и очень доволен.

а вы страхуете через гри-гри или стакан\восьмерку? голыми руками или в перчатках?

Спасатели по ночам не летают, ну или может и летают, но в реально сложных случаях - а у нас никто не умирал и травм не было.
http://bealplanet.com/sport/anglais/corde-iceline.php - double 8.1 мм (у нас такая была)
http://bealplanet.com/sport/anglais/corde-icetwin.php - twin вообще 7.7
к таким веревкам сподручнее "стакан" специальный для тонкой веревки, но на самом деле она нормально держится, просто я первый раз на таких тонких съезжал и напрягался малость, когда с моста в пустоту свешивался, потом привыкаешь и нормально. Веревка отличная.

Спасибо за позитивные отзывы!!!!

Начать дюльферять вечером из под теплого сортира Агюль ди Миди в Шамони - это, конечно, потрясающее своей безумностью решение. Вы хотя бы перепад высот представляли? 2800 метров по вертикали! И рельеф вроде видно, когда поднимаешься на вагончике.
Правда, сейчас есть что вспомнить :-)

ну там все таки стена сама где-то 1200-1500 метров и мы думали выйти на пешеходные поля в районе 2200-2400, а там по тропинкам и лесочкам. Да и первые 500 просматривались и не таили ничего страшного. а за углом оказались сбросы. Но в целом с определением безумности согласен :)

Только не обижайтесь, пожалуйста. Не хочу Вас ни в чем обвинить. Но мне кажется, что стиль повествования не совсем соответствует ситуации. Опытные люди, конечно, понимают ситуацию. А юмор воспринимают как просто стиль и не больше. А неопытные, особенно на Риске - видят стиль и считают, что это, действительно, обычное веселое развлечение такое. А ситуацию не видят.
Я вот всегда много рассказывал о разных своих приключениях в горах, а потом как-то задумался несколько и стал добавлять фразы типа "вот тут-то мы лоханулись". И надеюсь, что такой вариант рассказов полезнее.

Там кстати по тропинкам и лесочкам тоже неособо приятно даже летом днем, тропа идет по краю над речкой, который осыпается, ширина тропинки была в узких местах см 60, где-то. Хотя наверно это я путаю со спуском от Мон Лашата.

Не так все сложно как кажется
Мы были на 3500, кулуар далеко просматривался, по кулуару сбросить 1 км до ледника у подножия - 1 час. Если б не сбросы...

Дальше - часов 5 . Хотелось сбросить высоту, тк у Олега был 1 й день на высоте

"При приближении выяснилось, что спасать нас будет вовсе не спасатель, а прекрасная французская СПАСАТЕЛЬНИЦА! Видать под конец нам начало переть….Нам даже помогли снять кошки! И мне впервые снимала кошки девушка - это очень по-альпинистски сексуально :)"
Рассказ написан - СУПЕР, приятно и позитивно, но могло закончиться...

очень здорово написано! спасибо за отчет и фотографии!
мечта побывать в альпах, но то руки, то ноги, то еще какие-нибудь части тела не доходят :)

Спасибо! Здорово пишите, получил удовольствие!
Мне показалось странным решение спускаться ночью зимой почти 3 километра по вертикали. Я бы выбрал теплый сортир.

теплый сортир он как-бы был еще не так и близко - полторы веревки достаточно стремненького лазания в темноте + гребень. И ключевое слово "домой". Но теперь мы бы тоже выбрали бы теплый сортир :)

Да, как написал Леонид выше, вверх вам тоже было метров 300...
Вам там было виднее.

И ключевое слово "домой"

Да, в этом слове вся суть такого опрометчивого решения.

Когда мы с Кленовым спустились с первопрохода на Пти-Дрю под вечер, тоже именно это слово "домой!" заставило нас, уже порядком уставших, побрести вниз с тяжелыми рюкзаками по рыхлому снегу, в результате уже в темноте на траверсе над сбросами проваливаюсь одной ногой в снег - потеря равновесия - качусь на сбросы, не в силах остановиться - полет в темноте мимо замерзшего водопада- отключка на 2 часа, пока ко мне спускался Саня - вертолет в ночи (кстати, летают они и в темноте прекрасно) - обрушившийся на нас из-за вертолета ледопад - подъем на акье в вертушку - госпиталь в Шамони.
У нас тогда и сотовых еще не было, так что повезло, что Кленов увидел людей с фонариками, спускающихся по Белой долине, у которых оказался телефон.

Полностью присоединяюсь к Мише. Спускаться на 2 с лишним километра по высоте на ночь глядя неизвестно куда...
Вы там зимой тропиночки видели ? Может, конечно, это эффект горняжки был. Слава богу, что Валера вас завернул.
От людей, чуть получше знающих район и также неуспевших на канaтку в прошлом году: кроме сортира, на плато есть хижина, куда можно спуститься, хоть гребня, хоть с канатки. Имейте в следующий раз ввиду.

Эпично, понравилось :)

Восхождение "из ямы": сначала дюльфернуть, а потом подниматься ))

Спасибо всем за советы!
Желаю и вам даже в своих домашних горах не терять бдительности и чтоб легкость и удача не покидала нас!
Хотя это и нам не до конца подвластно... Вот так осудишь какого-нибудь горделивого новичка и ходи потом оглядывайся...)) да ж/в ч подсчитывай