Грузия новогодняя. Часть 1

Пишет MG5642, 05.02.2013 18:40

Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)
В декабре 2012 – январе 2013 мы совершили поездку по достопримечательностям Грузии (в основном), с элементами 1 категории сложности :).
Первая часть отчета – о Тбилиси, Мцхете, Уплисцихе…

Летом 2012 я сводил поход в горах Сванетии: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5871
Тбилиси тогда проезжали мельком, но уже виденное из окна машины впечатлило, и я захотел обязательно вернуться, чтобы погулять основательно. Даже не получилось в этот раз традиционного новогоднего похода в горах, но я не жалею. Впечатлений масса, хоть и другого плана. Хотя и по горам с палаткой чуток походили, даже новый год встретили на отшибе :).

Расскажу сразу о географии всей поездки. На карте ниже обведены основные её элементы:
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)
Многое из запланированного в силу разных причин не получилось / не успели, однако кое-что было и незапланированное.

По ходу повествования буду расшифровывать, что посетили, и давать мелким шрифтом информацию из интернета.

В данный альбом (включая будущие 2,3 части) вошли лишь наиболее интересные, на мой взгляд, объекты-снимки. Для альбома на яндекс-фотках http://fotki.yandex.ru/users/mg5642/album/296720/ отобрано более 400 фоток, отображающих все посещенные достопримечательности.

На космоснимке ниже, «сграбленном» с Wikimapia.org, зелено-красными кружками отмечены _некоторые_ достопримечательности Тбилиси. Увы, из-за ограничения 2500х2500 пикс., прочитать ничего не получится. Кому интересно, пришлю оригинал.
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Летели из Москвы авиакомпанией МАУ через Киев за 4800 руб в одну сторону (обратно через Казбеги). Длительная пересадка позволила погулять и по Киеву, но это совсем уж не в тему риск.ру :)). Прилетели в час ночи и легли спать в хостеле только часа в три. Так что после всех этих перелетов-аэропортов сперва решаем погулять в Ботаническом саду Тбилиси, прийти в себя, подышать воздухом.

Идем в Ботанический сад. Вид на крепость Нарикала и часть реставрированного Старого города.
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Нарикала — крепостной комплекс различных эпох в Старом Тбилиси. Точное время основания крепости в Тбилиси неизвестно, но в VII веке она уже существовала и называлась Шурис-Цихе.
При Давиде Строителе арабская крепость была укреплена и расширена. Современное название ей дали, как считается, монголы. Близкий к современному вид тбилисская цитадель приобрела в XVII—XVIII вв., однако землетрясение 1827 года нанесло ей невосполнимый урон.
В 1990-е гг. предпринимались попытки реставрации Нарикалы, в частности, была отстроена церковь св. Николая, существовавшая на территории крепости в XII веке.
***
Крепость Нарикала - душа Тбилиси. Весь город лежит перед ней как на ладони. Крепость расположена на горе Мтацминда, подъем достаточно крутой, но даже пожилые люди, которые поднимаются, чтобы помолиться в святом месте, говорят, что не чувствуют усталости.
Возникновение цитадели относят к четвертому веку нашей эры. Ранее она называлась "Шурис-Цихе" - "Завидная Крепость". В период монгольского нашествия крепость стала называться "Нарын Кала" - "Малая Крепость" (монг.).
В VII и XI - XII веках крепость была расширена. В то время крепостные стены спускались к реке Куре, и таким образом, цитадель контролировала торговые пути, проходящие по берегам реки.
Стоит обратить внимание на своеобразную каменную кладку стен.
В XIX веке нижние бастионы крепости были снесены.
На территории цитадели недавно был восстановлен храм Святого Николая. Когда вы стоите около него, то неслышно звуков города. Вся суета остается далеко внизу. Вокруг разлито удивительное спокойствие.
***
На восточном косогоре Сололаки сохранилась часть ограждения древнейшей грузинской крепости Нарикала. Название «Нарикала» впервые появилось в XVIII веке. В VI веке царь Дачи укрепил и расширил стоящую на этом же месте церковь. С этого периода крепость представляла собой царскую резиденцию и важнейшее оборонительное сооружение.
Цитадель была много раз захвачена иностранцами, а после восстановлена грузинами. В XIII веке в рамках крепости Кала была построена церковь имени Святого Николая. После присоединения к Российской империи в крепости встали российские войска. В церкви прекратилось богослужение и был устроен пороховой склад.
Позже пожар вызвал взрыв склада, что повлекло за собой уничтожение церкви и других сооружений. Согласно одной из версий пожар возник после удара молнии, что было воспринято людьми как знак свыше. На остатках сооружения в 1996 - 1997 гг. по плану архитектора Т. Кипароидзе была построена церковь, которая в точности повторила планирование первоначального сооружения.
Собор типа «вписанного креста» имеет три входа. Купол опирается на пару круглых колонн и апсид. Апсид не выходит за пределы прямоугольника. Фасады выложены хорошо отшлифованными желтоватыми плитками. В центре восточного фасада представлена композиция креста .
Фасады ограждены. Форточки обрамлены одноцветными беспрофильными плитками. В западной и северной части вставлена фрагментация из старых сооружений. Роспись церкви выполнена В. Тевдорадзе и Д. Хидашели.



Бизнес-центр Бидзины Иванишвили
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Сейчас он премьер-министр Грузии. Обычно это здание называют его резиденцией. Как на самом деле – не ясно. Но теперь это тоже достопримечательность города.

Собор Святой Троицы из Ботанического сада с приближением
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Про Собор Святой Троицы рассказ будет ниже.


Тбилисская зарисовка. Колорит Старого города. Вдали монумент Мать Грузии.
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

«Мать Картли» — монумент в столице Грузии, городе Тбилиси, ставший одним из символов Тбилиси.
Монумент был построен на вершине холма Сололаки в 1958 году, когда город Тбилиси отмечал свой 1500-летний юбилей. Автором монумента высотой 20 метров является грузинский скульптор Элгуджа Амашукели. Первоначально, в 1958 году монумент был выполнен из дерева. В 1963 году он был заменён на алюминиевый.
За скульптуру Мать Картли Элгуджа Амашукели был удостоен в 1965 году Государственной премией Грузинской ССР им. Ш. Руставели.
Статуя символизирует грузинский национальный характер: женская фигура держит в левой руке чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл как друг, а в правой руке меч для тех, кто пришёл как враг.


Дополнение от гида Давида Заалишвили:
Статуя "Картлис Деда" ("Мать Картли"), стоящая сегодня, это уже третий вариант. Ту, вторую, обшитую алюминиевыми листами, ободрали в 90-е. Сейчас она обшита бетонными панелями, крашенными серебряной краской. Третий вариант скульптуры самый женственный, изменены и лицо и контуры тела, короче говоря -пластическая хирургия :-).

На улочках Старого Тбилиси:
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


Храм нижний Бетлеми:
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Нижний Вифлеем, он же Девичий Монастырь Святого Стефана. Здесь тоже раньше что-то было, но современный вид храм принял в 1868 году. С 1991 года принадлежит грузинской церкви. Вокруг обоих храмов ведутся вялотекущие армяно-грузинское споры.
***
Дополнение от гида Давида Заалишвили:
"Не путать с Бетания! Бетания по-русски это Вифания, Бетлеми – это Вифлием ( Вифлиемский храм). Храм Бетания находится примерно в 25 км от Тбилиси, тоже очень интересное место. Есть две версии названия Бетлеми. Кстати так назывался когда-то и весь район от Хлебной площади до Верхней Бетлеми – Бетлемисубани. По одной версии название возникло от верхней церкви, она освящена во имя иконы Рождества Христова. По второй версии, по-моему ближе к реальности, от староеврейского «бетл хеми» - буквально «брать хлеб». Внизу есть площадь небольшая, до сих пор называется Хлебной, там раньше были пекарни и лавки, торговавшие мукой и т.д. Недалеко – две синагоги, в этом районе много евреев жило и сейчас живет.

Далее – перевод текста с wikimapia.org. В скобках – мои ремарки.

В Нижнем Кала, в районе Клдисубани, на крутой склон поднимается улица-лестница ( бывший подъем Азизбекова, сейчас – улица Бетлеми). На этом месте, в 1725-27 годах, переселенными из Ирана армянами был основан женский монастырь св. Стефаноза ( Сурб Стефаноз) и небольшая церковь. В 1868 году, вместо нее была построена купольная церковь, которую перестраивали в 1910 году. С 1988 года церковь перешла в собственность Грузинской Православной Церкви.

На кирпичном фундаменте облицованном камнем построена крестокупольное сооружение. Церковь построена из кирпича, купол покоится на четырех свободно стоящих столбах. Апсида полукруглой формы, фасады украшенны декоративными арками и высокими прямоугольными углублениями. Окна подкупольного барабана вписаны в арки. Над ними , в плоскости стен прямоугольные углубления и, выполненный декоративной кирпичной кладкой подкупольный пояс.

Входы в храм устроены с северной и с западной сторон. К северному входу ведет широкая двусторонняя лестница выложенная из камня . В арочный наличник железной двери помещена живописная икона Спас Нерукотворный. С западной стороны к храму примыкает жилой дом, который опирается на возведенные перед входом в храм два мощных столба а верхней частью фасада прилегает вплотную к стене храма.

Роспись интерьера выполнена в 1991-1997 годах художниками Д. Хидашели и М. Чакветадзе.

Аккуратный и пропорционально возведенный храм гармонично вписывается в скальный пейзаж одного из старейших районов Тбилиси."


На улочках Старого города
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


Гуляя по городу, зашли в музей Грузии на проспекте Руставели. Небольшой стенд с археологическими древностями - прямо в холле, заходи, смотри, кто хочет. Из экспозиций музея работали две - "музей советской оккупации" и выставка археологических находок-драгоценностей. Вот туда взяли экскурсовода (20 лари/400 руб.), и не пожалели - очень подробно про каждую вещь нам рассказали. Правда, я мало что запомнил :).

Википедия:

Музей Грузии им. Симона Джанашия, ранее известный как Государственный музей истории Грузии, является одним из основных исторических музеев в Грузии, в котором представлены важнейшие археологические находки.
Музей основан 10 мая 1852 года Кавказским департаментом Российского Императорского географического общества и преобразован в Кавказский музей по инициативе немецкого исследователя Густава Радде в 1867 году. После того как Грузия обрела независимость от России (1918), музей был переименован в Музей Грузии в 1919 году.
Основная часть его коллекции была эвакуирована правительством Грузии в Европу после большевистского захвата страны в 1921 году и была возвращена Советской Грузии благодаря усилию грузинского эмигрантского ученого Эквтиме Такаишвили в 1945 году.
В 1947 году музей был переименован в честь грузинского историка Симона Джанашия.
Музей значительно пострадал в годы постсоветского хаоса в начале 1990-х годов. Он был поврежден в ходе военного переворота в 1991-1992 годах, а затем часть его коллекции уничтожил пожар.
В конце 2004 года музей искусств Грузии был помещён под единую систему управления с рядом других музеев, образовавших Грузинский национальный музей.
Музей занимает несколько зданий в центре Тбилиси, с основной экспозицией, расположенной на проспекте Руставели. Главное здание музея было спроектировано в 1910 году, по проекту архитектора Николая Северова на месте старого, обветшавшего здания. В оформлении постройки использованы элементы средневекового грузинского декора.
Музей содержит тысячи грузинских и кавказских археологических и этнографических памятников. Постоянная экспозиция демонстрирует в хронологическом порядке историю Грузинской культуры от бронзового века до начала XX столетия. Наиболее ценные экспонаты музея включают в себя:
- Обнаруженные в Дманиси окаменелые останки гоминида Homo Ergaster,
- Клад из Ахалгори ( V до н.э.) содержащий уникальные примеры ювелирных украшений соединивших в себе стиль декоративно-прикладного искусства Ахеменидского Ирана и местную традицию,
- Коллекцию из 80000 монет, главным образом грузинской чеканки,
- Средневековые металлические иконы и образцы золотой ковки,
- Одну из самых больших в мире коллекций урартских надписей на камне.
***
Музей имени С. Джанашия является одним из крупнейших музеев не только в Грузии, но и на всём Кавказе. Музей был основан в 1923 году на основе Кавказского музея, существующего с 1825 г. Это – один из старейших музеев в Грузии. Этот музей - уникальное хранилище предметов кавказской культуры - утварь, украшения, оружие, предметы культа датируются с IV тысячелетия до н. э. и по недавнее прошлое.
Жемчужиной коллекции стали материалы раскопок на кургане Триалети (II в. до н. э.), золотые и серебряные сосуды, керамика. Золотой кубок, украшенный драгоценными камнями и геометрическим узором получил известность во всем мире.
Потрясающая экспозиция, так называемого, «Ванского» золота. «Ванское» золото – это несколько ювелирных украшений, в основном из золота, которые были обнаружены недалеко от городка Вани, что в западной Грузии. Уникальность этих украшений заключается в том, что они датированы IV веком до нашей эры. Но, несмотря на это, то мастерство и умение, с которыми эти ювелирные изделия были сделаны, просто поражают.
В собрании музея - ювелирные изделия V- IV вв. до н. э., коллекции монет и оружия стран Ближнего Востока, изделия ремесленников ткани, ковры, одежда, великолепная резьба по дереву.
В музее имеются совершенно уникальные экспонаты - нигде в мире больше таких нет. Не так давно археологами в окрестностях Дманиси была обнаружена древнейшая (вне Африки) стоянка далеких предков первобытного человека. Возраст обнаруженных останков, перепроверенный в самых совершенных лабораториях, определен в 1 млн. 800 тысяч лет. По двум черепам новейшими методами проделана реконструкция, и посетители музея могут увидеть наших древнейших предков, которым ученые дали имена Мзиу и Зезву.


Вот пара наиболее запомнившихся экспонатов:
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


Продолжаем прогулку 23 декабря. С утра на ногах, и уже ощущение, что мы в Тбилиси неделю :).
Бывшая еще утром тревожная настороженность - чужой город, чужая страна - полностью пропала. Ощущение безопасности и доброжелательности как-то незаметно, деталями, появилось.

Церковь Кашвети (Кашуэти)
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Церковь Кашвети (церковь святого Георгия) — православная церковь в центре Тбилиси, расположенная напротив здания Парламента Грузии на проспекте Руставели.
Церковь Кашвети строилась с 1904 по 1910 год по проекту тифлисского архитектора Леопольда Бильфельда, взявшего за образец средневековый собор Самтависи. Церковь была воздвигнута на месте другой кирпичной церкви, построенной здесь по заказу семьи Амилахвари в 1753 году и обветшавшей. Фрески церкви были выполнены в 1947 году Ладо Гудиашвили.
Название церкви «кашвети» происходит от грузинских слов ква («камень») и шва («рожать»). По легенде, в VI веке женщина в Тбилиси обвинила Давида Гареджийского в том, что беременна от него. Давид предсказал, что её неправота станет очевидной, когда она родит камень. После того, как это и произошло, место получило название «к(в)ашвети».


Монастырь Святого Андрея Первозванного
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


В Верисубани в конце улицы Киачели стоит монастырь имени Святого Андрея Первозванного, известного как голубой монастырь. Собор получил такое название из-за голубого покрытия.
Согласно имеющейся информации, на данном месте в VII веке был основан монастырь имени Иоанна Богослова. Церковь Святого Андрея была построена в 1180 году по инициативе бывшего архиепископа Картли отца Басила. В XVI веке собор, разрушенный в результате набега персов, вновь начал функционировать только спустя век. В XVII веке он принадлежал династии Габашвили. После прихода к власти русских, собор был сильно поврежден, из – за этого прекратилось богослужение и в церкви был устроен пороховой склад.
В 1858 году встал вопрос о возврате церкви ее первоначального назначения. В 1860 году деканоз Григол Чрелишвили и инженер технолог Фон – Бихольд установили, что собор нуждался в небольших изменениях для того, чтобы в нем было восстановлено богослужение. Военное ведомство освободило помещение только в 1871 году. Вскоре после этого началась реставрация собора под руководством архитектора А. Чижова и деканоза Иоанна Басхарова.
Был надстроен купол в русском стиле в так называемом виде лука, который шел вразрез с формами грузинского зодчества и полностью менял вешний вид собора. В 1873 году церковь была освящена вновь, восстановилось богослужение. В 1950-е годы там устроили музей медицинской истории, а 1990 году, церковь вновь вернула свое назначение. Купол в виде лука был сменен на купол палаточного типа.
Купол сооружения типа «вписанного креста» опирается на апсид и на пару октагонических столбов, стоящих в западной части. Снаружи молельня выпирает незначительно. Комната дьяконов безапсидная и вписана в прямоугольник. Над молельней и пастофориями устроен второй этаж, который связан с пространством интерьера форточками.
Входы в собор расположены с запада и юга. Над последнем находится надпись большими буквами. Свой первоначальный вид сохранила восточная часть фасада, отличающаяся композиционным решением.
На выпуклом апсиде имеется три форточки, средняя из них находится ниже остальных двух. На фасаде имеется купол с восемью форточками. В нескольких метрах от запада ведется строительство двухэтажной колокольни.


Церковь св. Николая в Нарикале вечером
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


Ночная крепость Нарикала
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


Отражения Ночного Тбилиси
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


Храм Метехи вечером
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


Второй день – тоже полностью на Тбилиси.

Собор Святой Троицы
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Цминда Самеба (груз. «Пресвятая Троица») — главный кафедральный собор Грузинской православной церкви; находится в Тбилиси, на холме св. Ильи (левый берег Куры). В соборе 13 престолов; нижний храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; отдельно стоит звонница.
Строительство нового собора было запланировано в 1989 году в связи с празднованием 1500-летия автокефалии грузинской церкви и в ознаменование 2000-летия христианства. Конкурс на возведение храма выиграл выдержанный в ретроспективном духе проект Арчила Миндиашвили. Высота верхнего храма составляет 105,5 метров (без надкупольного креста 98 метров и крест 7,5 метров); протяжённость с востока на запад — 77 метров, с севера на юг — 65 метров; общая площадь — более 5000 квадратных метров.
Храм был заложен 23 ноября 1995 года; строительство велось на пожертвования обычных горожан и крупных бизнесменов (в т.ч. Иванишвили). Первое богослужение в строящемся соборе было совершено 25 декабря 2002 года. Освящён ровно 9 лет после закладки, в день Георгия Победоносца — небесного покровителя Грузии; чин освящения совершил Патриарх-Католикос Илия II в сослужении архиереев и клириков Грузинской Церкви, а также представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской Церквей, Православной Церкви в Америке.
После освящения в Троицкий собор из Сиони (Сионский Собор) была перенесена кафедра католикоса Грузии.


Храм Святого Николая в Ортачала
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

В Ортачала на улице И. Григалашвили возведена церковь Святого Николая. В поздний период средних веков на этом месте находилась таможня, которую в 1883 году скупили греки, переселившиеся из Анатолии. В 1846 – 1854 гг. они построили здесь церковь. Окончательный проект здания принадлежит архитектору Г. Иванову.
90 – е гг. была проведена реставрация сооружения. В 1993 году в западной части разместили патронике. Церковь из кирпича принадлежит к типу «Свободного креста». Сооружение, стоящее на косогоре, с востока опирается на высокий цоколь , в котором устроена трапезная. Бесапсидная молельня не выходит на территорию фасада. В интерьере сохранены следы древнейшего художества.
Снаружи здание неяркое, парные форточки вписаны в арочные ниши. На куполе глухие и настоящие форточки чередуют друг друга. На заднем фасаде возведена колокольня с куполом, открытая аркой.


Колокольня Ванкского собора
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Собор снесли, а колокольня удивительным образом выжила.
Собор Ванк именовался также "Паша-Ванк" и "Аранц-Ванк" - "Собор св.отцов". Находился в большом и во многих отношениях замечательном квартале "Гареубани" ("Внешний квартал"), в свою очередь делившегося на несколько микрокварталов, один из которых известен под названием "Ванкский квартал". Помимо садов и особняков-дворцов знатных родов города, в Гареубани находились мастерские ремесленников, торговый ряд, каравансарай и культурные сооружения. В частности, кроме Ванка, в данном квартале имелись ещё несколько армянских церквей - Камоянц (Камоант-Камоевых), Зркинян (Зиркинант-Зиркиновых), Текенам.
В архитектурном отношении Ванкский собор представлял определённый интерес, хотя Л.М.Меликсет-Бек классифицирует его как "постройку эпохи упадка армянского архитектурного искусства". Но такая оценка не подкреплена надлежащим анализом памятников эпохи так называемого "упадка" (при том, что время основания храма ещё не было установлено), к тому же фактически речь идёт не об одном сооружении, а культовом комплексе, куда входили также резиденция настоятеля, жилые помещения и трёхярусная колокольня. По характеристике М.М.Асратяна, "построенный из кирпича собор имел композицию трёхнефной купольной базилики с тремя парами куполов, при этом все нефы заканчивались на восточной стороне полукруглыми аспидами равной величины, не выступающими из прямоугольного контура наружных стен. Эти три алтаря были посвящены : средний - Богородице, южный - Григорию Просветителю, а северный - апостолам. Однако собор в целом назывался Сурб Аствацацин (Богородицы). Нефы, перекрытые сводами с отдельными двускатными кровлями, пересекаются перед аспидами трансепом с тремя куполами. Такая композиция уникальна в средневековой армянской архитектуре".
Ванкский собор привлекал внимание путешественников и первых исследователей памятников старины города по трём причинам : находился в нескольких метрах от правого берега Куры, на хорошо обозреваемом со всех сторон месте, был "крупнейшим церковным зданием старого Тифлиса" и, наконец, являлся резиденцией епископа-предводителя и архипастыря армян Грузии. Впервые интерес к истории этого памятника появился у знаменитого путешественника XVII в. Жана Шардена, писавшего о нём следующее : "Паша-Ванк, т.е. "Монастырь Паши". В этом монастыре обитает армянский епископ Тифлиса. Церковь так называется по той причине, что, по словам армян, построена неким Пашой, убежавшим из Турции и в этом городе принявшим христианство". Из приведённых слов следует, что в XVII в. у армян Тифлиса бытовала легенда, согласно которой основателем собора считался некий Паша.
Следующим путешественником, занимавшимся Ванком, был Гюльденштедт, скопировавший и переведший на немецкий язык некоторые имеющиеся здесь надписи. К сожалению, мы не знаем, какими именно надписями он интересовался и насколько они точно им переданы.
В 1430 году храм был обновлён и увеличен в трёхкратном размере "неким Папой Иосифовичем Шергилянцем". В 1715 г. собор вновь был реставрирован по инициативе Георгия Перигуляна и Мелкона Бастамяна.
Член Венецианской конгрегации Мхитаристов М.Бжишкянц побывал в Тифлисе к концу второй декады XIX в. Относительно Ванкского собора он сообщил следующее : находится в квартале Тапитах и является резиденцией архиепископа, "старинная церковь именуется Католикэ, основана в 600 г. по Р.Х.; она имеет три однорядных алтаря и пять куполов, украшенных внутри разными фресками". 600 год нужно считать если не продуктом фантазии, то хотя бы ошибкой, возникшей на той почве, что действительная церковь Католикэ, т.е. Большая крепостная церковь, традиционно датировалась VII в. и М.Бжишкянц перепутал её с Ванком. Десятилетием позже собор описал Игн.Иоселиани : его основание он возводит к 1480 г., строителями же считает Тифлисских мокалаков Авсаркисова, Бастамова, Назарбекова, Окааева и "грузинского тавада Солагова". По словам автора, собор обновлён в 1800 г. "большим усердием Тифлисского мокалака, протоирея (деканоза) тэр-Казара Лазарова".
Согласно Г.Аганянцу, первоначальная церковь была построена "в дни Просветителя" (т.е. в IV в.), от неё сохранились "куски стен" на восточной части. Собор же построен в 931 г. тремя братьями, потомками (?) Умека - Суджатом, Арюцем и Джалапом. Без особого труда можно догадаться, что автор пользовался той краткой справкой, которая дана в реестре армянских древностей Тифлиса, и лишь возвёл основание храма (на основании бытовавшей легенды) ко времени Просветителя.


Храм Анчисхати. Вдали президентский дворец
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Анчисхати — церковь Рождества Девы Марии, самая старая из сохранившихся до наших дней церквей в Тбилиси. Она принадлежит Грузинской православной церкви и датируется VI веком.
Согласно старинным грузинским летописям, церковь построена царём Иберии Дачи Уджармели (примерно в 522—534), который сделал Тбилиси своей столицей. Первоначально посвящённая Рождеству Девы Марии, церковь получила второе название — Анчисхати (то есть, Анчийская икона) в 1675, в честь перенесённой из Анчийского кафедрального собора (Тао-Кларджети) иконы Спасителя. Таким образом пытались уберечь от османского вторжения старинную и ценную икону, для которой златокузнец Бека Опизари сделал в XII веке серебряный с золотыми вставками оклад. Икона хранилась в церкви святой Марии в течение многих столетий, ныне она находится в Золотом фонде Государственного музея искусств Грузии.
Церковь разрушалась и восстанавливалась несколько раз с XV-го по XVII-й века из-за войн Грузии с персами и турками. Кирпичная колокольня рядом с Анчисхати была построена католикосом Доменти в 1675 году. Планировка церкви была сильна изменена в 1870-х, когда был добавлен свод. В советское время, церковь была переделана в музей изделий кустарного промысла, затем в ней располагалась художественная мастерская. С 1958 по 1964 были проведены реставрационные работы (под руководством архитектора Р. Гвердцители), которые вернули церкви облик XVII столетия. В 1989 году церковь снова стала действующей. Хор певчих храма Анчисхати известен ярким исполнением древнейших грузинских церковных песнопений.

Анчисхати — трёхнефная базилика с апсидами в форме подковы, что указывает на древность конструкции. Первоначально она была построена из блоков жёлтого туфа, во время реставрации 1958—1964 использовался кирпич. Здание имеет выходы на три стороны, но в наши дни используется только западный выход. Все иконы датируются XIX веком, кроме запрестольного образа, созданного по приказу католикоса Николоза VI (Амилахвари) в 1683 году.


Сионский собор
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Это большой, хорошо заметный храм в Старом Городе, который до 2006 года был кафедральным собором и как бы главным храмом страны. Он назван Сионским в честь Сионского Храма в Иерусалиме, и считается Успенским Собором, как все Сионские соборы в Грузии, которых вообще-то несколько. В Грузии он называется просто Сиони. Сейчас он интересен не просто как архитектурное сооружение, но и как место хранения нескольких реликвий – например, здесь можно увидеть крест Святой Нино. Первый храм на этом месте начали строить примерно в VI веке. Примерно в 20-х годах VII века, незадолго до арабского нашествия, строительство было закончено. Мы не знаем, на что был похож храм в то время. Он современник храма Джвари и Атенского Сиона, поэтому мог быть похож на них.

Собор несколько раз разрушали – сначала его разрушили арабы. В 1112 году Давид Строитель восстановил храм. Затем его разрушали и хорезмийцы в 1236, и шах Измаил в 1522, и шах Аббас в XVII веке, и землетрясение 1668 года. В 1795 году собор сильно выгорел во время нашествия Ага-Мухаммад-хана. В итоге собор в современном виде – творение разных людей и разных эпох.

В 1657 году митрополит Элисе пристроил к храму притвор с южной стороны. В 1710 царь Вахтанг VII восстановил барабан купола, о чем сохранилась надпись на северном фасаде. Примерно в то же время храм был облицован желтоватым болнисским туфом. Резьбы и украшений очень мало. В этом смысле он не похож на классические средневековые грузинские храмы. Архитектура собора – поздняя, довольно примитивная.

Сейчас храм является по типу центрально-купольным, купол опирается на алтарную стену и два столба. Общая конструкция храма сохранилась от XI-XII, позже менялись только мелочи. Какие-то части храма более старые, какие-то более новые.
Фрески храма в 1795 году выгорели все. В 1850-1860 годах храм был по новой расписан Григорием Гагариным, который старался работать в грузинском стиле, но все равно его стиль отличается от местного. Росписи около входа вообще очень странны, в них присутствует какой-то модернизм.
***
Основание храма приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами.
В 1112 году Давид IV Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дин Манкбурны и землетрясения 1668 года.
В сентябре 1795 года собор сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана. Были сожжены деревянные хоры и иконостас, фрески покрылись копотью и сажей. Собор вскоре был восстановлен и в 1817 году Минай Медичи писал, что «он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии»
В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани).
После реставрации 1980—1983 годах храм Сиони, несмотря на сложную строительную историю, сохранил свой средневековый облик. Поодаль от собора две колокольни — одна старинная, трёхъярусная, постройки XV века, разрушенная персами и восстановленная в XX веке, другая — типичный образчик русского классицизма (построена в 1812 году).
В интерьере храма сохранились фрески русского художника Г. Г. Гагарина.
Первое место среди реликвий, хранящихся в храме, занимает древний крест святой Нины.




Армянская Церковь Норашен
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Церковь Благовещения Богородицы, более известная как Церковь Норашен — армянская церковь в Тбилиси (Грузия). Церковь Норашен расположена на улице Леселидзе. Справа от неё находится Грузинская православная церковь Сиони; несколькими метрами ниже — синагога и мечеть. На протяжении многих веков различные конфессии в мире и дружбе сосуществовали рядом.
Церковь была основана в 1467 году неким Садатом, армянином по национальности, который построил её в память об отце, супруге и детях. В 1650 году армянский князь Ходжа Назар отреставрировал и достроил церковь. Известно, что купол церкви был сделан армянским мастером Петросом. Затем церковь ещё несколько раз реставрировали: в 1795 г. по приказу князя Бебутова, 1808 г. — с разрешения католикоса Нерсеса и 1875 г.В 1989 году под влияним грузинского националиста Звиада Гамсахурдии церковь была интенсифицирована.Церковь пытались превратить в грузинскую православную. Наиболее острый момент наступил в 1994 году, года стало известно, что изъяты все армянские книги из архива церкви. Всё шло к тому, что церковь была бы разрушена, как другая армянская церковь в Тбилиси Сурб Аветаран (кстати, являвшейся самой высокой армянской церковью Грузии — её длина достигала 40 метров), которая была разрушена грузинскими националистами в 1989 году.


Вечерняя площадь Свободы. Монумент стилизован под новый год под новогоднюю ёлку
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Площадь Свободы расположена в центральной части Тбилиси, столицы Грузии. В Средние века — Караван-сарай (Гостиничная площадь). С 1827 года и до революции — Площадь Эриванского (в честь генерала Паскевича, графа Эриванского), в советское время — сначала Площадь Берия, затем — Площадь Ленина.
К площади ведёт проспект Руставели, ул. А.Пушкина, ул. Г.Леонидзе, ул. Г.Табидзе, ул. К.Апхази, ул. Ш.Дадиани На площади находятся органы городской администрации Тбилиси, а также центральное отделение Банка Грузии и гостиница «Мариотт». В будущем на площади будет расположено также административное здание местного самоуправления Старого Тбилиси, строительство которого уже началось.
Площадь неоднократно становилась местом массовых выступлений, в частности, во время революции роз, а также в советское время — за независимость Грузии от СССР. В 2005 году площадь была местом празднования 60-й годовщины окончания Второй мировой войны, в связи с чем там собрались около 100000 человек, перед которыми выступили президент США Джордж Буш и президент Грузии Михаил Саакашвили.
В советское время на площади стоял памятник Ленину. 23 ноября 2006 года открыт созданный Зурабом Церетели Памятник Свободы — монумент, на котором изображён святой Георгий, убивающий дракона.


Вечерний проспект Руставели
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


Вечерний мост Мира
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Мост Мира — пешеходный мост на реке Кура в Тбилиси, Грузия, между Метехским и мостом Бараташвили. Мост объединяет улицу Ираклия II и парк Рике.
Мост состоит из 156-метрового стального каркаса, покрытого стеклом. Вся конструкция опирается на 4 мощных опоры. Попасть на мост можно как со стороны улицы Ираклия II и парка Рике, так и с набережных бульваров.
Мост был построен по инициативе президента Грузии Михаила Саакашвили. Заказчиком выступила мэрия Тбилиси. Мост был официально открыт 6 мая 2010 года.
Архитектором моста является итальянец Микеле де Лукки (Michele De Lucchi), построивший до этого Авлабарскую резиденцию и новое здание Министерства внутренних дел. Дизайнером освещения стал француз Филипп Мартино (Philippe Martinaud).


Ночной Тбилиси с моста Мира. Видны церковь в Метехи, храм Табори, крепость Нарикала.
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


На 3-й день едем в Мцхету.

Мцхета — город в Грузии, при впадении реки Арагви в реку Кура. Является административным центром края Мцхета-Мтианети. Город расположен в нескольких километрах севернее Тбилиси. Население составляет 7 423 человек (данные на 1 января 2005 года).
Основан во 2-й половине 1 тысячелетия до н. э. По преданию город основал легендарный Мцхетос. «После смерти царя Картлоса его жена разделила земли между сыновьями. Среди них старший Мцхетос — поселился в месте стока рек Арагви и Мтквари (Кура), построил город и назвал его своим именем».
Испанский автор XIX века Хуан Ван-Хален, побывавший в этих местах, говоря о Мцхете, также отмечал, что один из ближайших потомков Ноя, именно Месхет, основатель города, избрал его своею столицей, и не столько из-за прелести места, сколько из-за его удобного расположения. Город отстоит на пятьдесят лиг от Арарата – горы, к коей пристал после потопа Ноев ковчег. В IV веке до н. э. картлийским царём Азо (Азови) объявлена столицей Картлийского царства. С конца V века н. э. столица Картлийского царства переведена в Тбилиси. До окончания строительства собора Самеба во Мцхете находилась кафедра Патриарха Грузии.
Старые районы Большого Мцхета: Саркине, Цицамури, Накулбакеви, Карсани, Мухатгверди, Калоубани-Кодмани.
Здесь располагаются остатки укреплённых резиденций Армазской крепости (Армазцихе), городских кварталов, могильники, а также комплекс монастыря Самтавро (главный храм XI века) и кафедральный собор Светицховели. Близ Мцхеты находятся один из древнейших в стране монастырский храм Джвари (VI век), Шио-Мгвимский монастырь. Памятники культуры региона находятся под охраной ЮНЕСКО и относятся к всемирному наследию.


Мцхета. Вид от монастыря Джвари.
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

М.Лермонтов, "Мцыри", 1839:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой - и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.


***
В этот день, 25-го декабря, было 35-летие интронизации Патриарха Грузии Илии II. И было оно именно тут, в Мцхете, в соборе Светицховели (по центру, окружен домами с красными крышами). Было много народу, полиции - приезжал не только патриарх, но и президент. Вот нас угораздило :)
Собор Светицховели был заполнен народом, так что мы только от входа смогли посмотреть, что внутри.

Из Тбилиси сюда ходят маршрутки от метро Дидубе, стоят 2 лари вроде. Мы смогли сесть только во вторую, пропустив первую - большая очередь. Еще думали - "чего это столько желающих ехать в Мцхету?" :)

Центр Мцхеты. Собор Светицховели
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

http://www.travelgeorgia.ru/92/ :
Светицховели - первый и главный храм в Грузии, название которого традиционно переводят как "животворящий столб". Свети - это столб, а Цховели - живой или чудотворный. Близкий по значению глагол "цховелеба" означает оживлять или давать жизнь. Храм в современном виде существует с 1010 года. Кажется, это место, куда туристы отправляются из Тбилиси в первую очередь.
История это места следующая. Считается, что в этом месте была зарыт в землю хитон Иисуса Христа, и впоследствии тут вырос кедр, который стал священным деревом для местных жителей. В IV веке рядом стоял царский дворец, а кедр рос в саду этого дворца. Когда Святая Нина пришла в Грузию, она 9 месяцев прожила в доме садовника возле этого сада. Там же ее посетили некоторые видения, которые ей истолковали так: "Видение твое означает, что этот сад превратится через тебя в сад возвеличения Бога, которому принадлежит слава и ныне и присно и во веки веков".
Когда царь Мириан принял решение креститься, то возник вопрос о месте постройки первого храма. Видимо, выбирали между местом, где сейчас Светицховели и тем, где сейчас Самтавро:
До приезда священников из Греции, после того как царь и весь народ с усердием встали на путь христианства, царь имел разговор с Нино о постройке церкви. Верующий царь спросил святую Нино: «Где мне построить дом богу»? А блаженная та ответила: «Где угодно будет разуму царей». А царь сказал: «Я люблю сию твою кущу ежевики и желаю там по разумению своему. Но нет, я не пощажу царский сад и высоту кедров, плодообилие листвы и благоухание цветов, в нем построю храм моления для себя, который будет стоять вечно»
Кедр срубили, сделали из него столб, но установить его на место руками не смогли. Чуть позже он установился сам, неким чудесным образом. Этот сюжет иногда отображается в иконографии нашего времени. Изображение грузинских святых и сам столб по центру можно обнаружить почти в каждом храме.
Храм (имени Двенадцати Апостолов), видимо, был совсем небольшой, как это было принято в те времена. В V веке Вахтанг Горгосал построил тут базилику. Если заметите в храме каменные бычьи головы - это остатки той самой базилики V-го века. Базилика со временем очень сильно пострадала и в начале XI века католикос Грузии Мелкиседек решил построить новый большой храм. Только-только начинался Золотой Век, Грузия уже несколько лет как была объединена Багратом III, возможности были, и храм Баграта в Кутаиси уже семь лет как был построен. Светицховели строили с 1010 по 1029 годы, и таким образом он почти современник Софийского Собора в Новгороде. Архитектором собора стал Арсукисдзе, о чем есть надпись на фасаде. Строить тогда было принято монументально - Светицховели довольно велик, но все же уступает размерами и храму Баграта и собору в Алаверди.
В Светицховели долгое время короновали и хоронили царей, тут же проходит интронизация католикоса.
Главное внутри - это сам Животворящий Столп. Он находится примерно в центре храма, правее центрального нефа в боковой южный неф. Над Столпом построена каменная сень, то есть как бы четыре каменные стены, которые расписаны поздними фресками. Фрески иллюстрируют историю Хитона и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира, истекавшего из Столпа. (Миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I)
Фрески столпа заслуживают отдельного разговора. Вокруг этих фресок существует некоторый ажиотаж, связанный с тем, что на них изображено нечто, напоминающее летающую тарелку. Выглядит вот так:
На фотографиях видно, что внутри "медуз" находятся лица, так что это, наверное, луны с лицом и символическим светом. Но в самом соборе света мало и лица видны плохо. Так что действительно похоже на медуз.
Все остальные фрески собора тоже поздние, примерно XV века, в основном уже отреставрированные.
В пол вмурованы надгробные плиты - могилы почти исключительно князей Багратион-Мухранских.
Так же в соборе можно увидеть список с древней иконы "Божья матерь Цилканская".
В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню. Может возникнуть иллюзия, что это нечто древнее, но на самом деле это скорее подражание Храму Воскресения в Иерусалиме.
В храме были похоронены католикос Мелхиседек (найдено археологами), царь Вахтанг Горгасал (не знаю, известно ли место) и Ираклий II. После смерти царицы Тамары ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было захоронено в Гелати.
Перед основными воротами ограды размещается инфоцентр, вокруг массово торгуют сувенирами.
Церковное празднование Животворящего Столпа приходится на праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1/14 октября.
Светицховели в альтернативной науке. Вокруг собора успели возникнуть некоторые мистическо-эзотерические теории. Было замечено, что какая-то линия планировки отклоняется от чего-то там на 22 градуса (градус наклона земной оси), была теория, что комплекс храма неким образом моделирует строение солнечной системы, и в целом мы имеем некоторое зашифованное послание от предков. В окрестностях даже искали могилу царицы Тамары.
Ну и про медуз, конечно, было много разговоров.

***
Чуть ближе на оригинале фотографии, что выше, виден и очень древний храм Антиохия: http://www.liveinternet.ru/users/lazy_mary/post224895377/

Мцхета. Собор Светицховели
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


Мцхета. Монастырь Самтавро
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Самтавро-Преображенская церковь и женский монастырь св. Нино расположен при слиянии Мтквари и Арагви. Монастырь находится в ведении католикос-патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского Илии II. Мцхета в старых источниках называли вторым Иерусалимом.

Обращение Грузии (Иберии) тесно связано с равноапостольной, каппадокийской девой св. Нино, собравшей грузинский народ и приведшей его к Богу.

В этих местах находится "ежевичник" (Маквловани), где св. Нино проповедовала христианство, свет которого озарил всю Грузию, в связи с чем в 324 году христианство было объявлено государственной религией во времена святых царей Мириана и Наны.

Ежевичник св. Нино, как источник духовной благодати, находит аналог в Библии, в "неопалимой купине" Моисея. По выражению Святейшего и Блаженнейшего Патриарха всея Грузии Илии: "По Божественному пути Андрея Первозванного и Симеона Кананита, следующий путь св. Нино, или дорога дорог каждого грузина и путь этот есть Свет Христов".

Известно, что на протяжении веков Самтавро был центром христианской церковной жизни и духовного подвига.

"Картлис цховреба", словами св. царя Мириана говорит: "и построил церковь на этом "ежевичнике" (подразумевается малая церковь в Маквловани), и построил верхнюю церковь (Самтавро) для себя и народа Грузинского, потому, что нижняя церковь (Светицховели) назывались Святая святых и не дерзал всегда прикасаться к дверям её".

После преставления св. Нино, вернувшийся из Бодбе равноапостольный царь Мириан пожелал выстроить храм Самтавро: "пошли царь и весь народ, и строили верхнюю церковь из камня и закончили на четвёртом году." Участие "всего народа", желание царя и четыре года строительства это признак того, что храм был довольно масштабный.

По свидетельству Вахушти Багратиони "Мириан построил церковь с каменным куполом, великолепную и сам был там похоронен" Церковь Самтавро стала усыпальницей "и похоронен был Мириан к югу от среднего столпа, и на четвёртый год умерла царица Нана и похоронена к западу от того же столпа, где был похоронен царь."

Из-за того, что святая обитель со дня своего основания стала усыпальницей предстоятелей церкви, её и назвали "Самтавро" (Мтавари-глава). Из сохранившихся летописей видно, что благодаря крупным пожертвованиям храм был одним из богатейших в Грузии.

В I половине XI века, во времена царствования Георгия I, по указу католикоса Мелхиседека храм расширили, пристроили южные врата и украсили оригинальным орнаментом. Также украсили храмовый интерьер.

После царя Мириана, Преображенский храм многократно разрушался и восстанавливался. Обновление храма было при царе Арчиле, Вахтанге Горгасали, во время Католикоса Мелхиседека и др.

Во второй половине XIX в. во времена экзархата, храм обновила игуменья женского монастыря св. Нино, Нино Амилахвари. Также было основано женское духовное училище (4-х классная прогимназия), которую потом перенесли в Тбилиси. По словам Якоба Гогебашвили: "многим грузинским женщинам в этом монастырском училище было дано настоящее христианское воспитание, хорошее образование, знание рукоделия и воспитаны прекрасные родители, настоящие матери".

Из многоцветного комплекса Самтавро, на сегодняшний день сохранились Преображенский храм, малая церковь св. Нино (Маквловани), колокольня, башня-крепость, храмовый иконостас XV века, фрески XVII века. В южных вратах церковь Михаила-архангела. В северном крыле храма две церкви. Восточная - св. Иоанна Крестителя, западная св. Иоанна Златоуста. Слева от большого алтаря - жертвенник, справа церковь св. Мириана и Наны.

Храм крестовокупольный, обрамлён оригинальным орнаментом, аналогов которых нет в грузинском зодчестве. Цилиндрическая башня построена в XVIII веке, колокольня в XV-XVII веках.

В храме Самтавро находится множество святынь, часть животворящего столпа, чудотворная икона Иверской Божьей матери, на ней читается:"Свято-Иверский грузинский монастырь 1919 г", чудотворная икона св. Нино, пожертвованная из Петербурга царём Георгием XII своим внукам 1870 г, могилы св. царей Мириана и Наны, св. мощи св. Абибоса Некресского, под святым престолом в алтаре, св. мощи св. Шио Мгвимского, часть камня с могилы св. Нино из Бодбе и др.


Церковь Пресвятой Богородицы в Кодмани
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Информация из Викимапии, единственная. Рядом святой источник, который, правда, мы не заметили. Очень живописное место, горы! :)

Джвари
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Джвари (храм Креста) – знаменитый храм, расположенный на горе у слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты (позднее прямо напротив него в Мцхете был построен кафедрал Светицховели). Он построен правителем Восточной Грузии над деревянным крестом, поставленным на горе св. Ниной. Из письменных свидетельств известно, что в середине VI века крест возвышался открыто и виден был издалека, являясь объектом поклонения, и в честь него в грузинской церкви было установлено празднование. Во второй половине VI века правитель Гуарам построил рядом с крестом малый храм Джвари. В 586 году сын Гуарама Степаноз I начинает строительство большого Джвари, который должен был стать достойной оболочкой для национальной святыни – креста св. Нины. Строительство было закончено в 604 году , и храм дошел до нас почти без изменений. Храм Джвари – одно из самых замечательных достижений древней грузинской архитектуры, и без преувеличения, самый популярный памятник Грузии, воспринимаемый как бессмертный символ народного гения. Храм построен на крутом утесе, на самом краю скалы, которую он продолжает и завершает. Он виден со всех сторон с далекого расстояния и активно участвует в окружающем ландшафте. Отличающийся гармоничностью пропорций, он представляет собой перекрытый куполом на восьмигранном барабане тетраконх (22м х 18,4 м), с 4 примыкающими к нему угловыми помещениями. На фасадах рельефы, включающие изображения ктиторов. Снаружи храм декорирован только с двух сторон, так как с запада из-за большого обрыва и с севера из-за Малого Джвари фасады здания были недоступны для обозрения.
На восточном фасаде Джвари изображена сцена преклонения трех эрисмтавари перед Христом. Этот рельеф дает представление об одеждах правителей Грузии в VI—VII веках. Изображения эрисмтавари сопровождают надписи, являющиеся классическими образцами древнегрузинской письменности.
На южном фасаде храма, помимо рельефа эрисмтавари Кобула-Стефаноса и канонических религиозных изображений, интересен барельеф на барабане купола. Здесь изображен неизвестный человек на коленях с протянутыми руками. Предполагается, что это зодчий храма, не осмелившийся поместить свое изображение возле эрисмтавари и написать свое имя.
К Джвари примыкает крестообразная в плане церковь Малый Джвари (сохранилась в руинах).
Невозможно представить себе мцхетский пейзаж без Джвари – он как бы связал окружающие горы. Мцхетский Джвари – гениальное творение грузинского культового зодчества, исполненное простоты, спокойствия, строгости и гармонии. Столь же гармонично и внутреннее пространство Джвари: чистая, полновесная и завершенная классика чарует своим совершенством. Исключительную художественную ценность имеют рельефы Джвари, особенно надо отметить «Вознесение Креста» в тимпане южного входа. После всего сказанного неудивительно, что именно эти гармония и таинственность привлекли в свое время внимание Лермонтова к этому месту, «где, сливаяся, шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и именно сюда им было перенесено место действия поэмы «Мцыри».
Сейчас монастырь восстанавливается силами монахов и послушников (их ок. 15 чел. в возрасте от 16 до 40 лет).


Вернулись в Тбилиси, прогулялись по интересному парку Мтацминда, на колесе обозрения, и пошли в город по облагороженной тропе мимо Пантеона и церкви Мамадавити. Иногда при подъеме снизу путь теряют и выходят к забору. В обратном же направлении надо искать выход в юго-западном углу парка.
Смеркалось:
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)
Светится Собор Святой Троицы. Правее и ближе резиденция президента. Подсвечен мост Бараташвили.


Церковь Святого Давида «Мамадавити»
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Пантеон писателей и общественных деятелей Грузии Мтацминда (груз. Святая гора) — некрополь в Тбилиси (Грузия), где похоронены многие из известных писателей, артистов, учёных и национальных героев Грузии. Он расположен на территории вокруг церкви Святого Давида «Мамадавити» на склоне горы Мтацминда и официально открыт в 1929 году. Кроме того, ряд захоронений дореволюционного времени находится в самом храме Св. Давида.

Первым знаменательным захоронением на этом месте было погребение известного русского писателя Александра Грибоедова (1795—1829) и его жены княжны Нино Чавчавадзе (1812—1857). Пантеон официально открыт в 1929 к 100-летней годовщине трагической гибели Грибоедова в Иране. С этого времени многие выдающиеся грузины были похоронены или перезахоронены здесь. Кладбище управляется Тбилисским муниципалитетом и является одной из известнейших городских достопримечательностей.


Вдали телебашня. Её подсветка динамическая, только видео передало бы. Вот тут видно:



Салют над Тбилиси
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)
Всё еще третий день поездки, 25 декабря. Утром мы были в Мцхете, где одновременно грузинский Патриарх Илия II отмечал 35-летие своей интронизации.
А вечером мы оказались у храма Мамадавити, расположенного на склоне горы Мтацминда. И вот неожиданно (для нас) в городе начался мощный салют! Видимо, по тому же поводу. Смотреть на салют сбоку необычно :). Ну и я успел сделать несколько кадров.

Церковь 40-ка севастийских мучеников
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Цитата: Городскими властями Тбилиси было принято решение вернуть к жизни древнейшую церковь Сорока мучеников, построенную во имя грузинских христиан, принявших смерть за веру в VII-VIII вв. Этот храм стоял на месте казни в 786 году святого Або Тбилели (Або Тбилисского), юноши-мусульманина, перешедшего в христианство и погибшего за веру от рук мусульман.
Церковь, расположенная на главной военной магистрали и на пересечении военных троп, ведущих в Тбилиси, в 858 г. была разрушена арабами под предводительством Буги. Восстановленная царем Багратом IV, она вновь была снесена в 1288 г. хорезмским султаном Джалал Эд Дином. В третий раз она была разрушена ровно сто лет спустя Тамерланом, затем персидским шахом Аббасом, Ага-Магомед-ханом и, наконец, восстановленная в очередной раз, в 1929 году она была взорвана большевиками.

Раскопки в этих местах, на месте основания Тбилиси, в Абанотубани (районе серных бань), начались около пяти лет назад. Сенсационным открытием первых же дней была каменная крепостная стена, датированная примерно II в. н.э. Это дало основание предположить, что основателем Тбилиси мог оказаться не царь Вахтанг Горгасали (V в.), а деятель более ранних времен.

О необходимости проведения в этом районе раскопок впервые заговорило духовенство Грузии еще в 1972 году. После долгих обсуждений с археологами и архитекторами было решено соорудить на месте мученичества св. Або церковь на высокой платформе, поставив на нее базилику — копию церкви Сорока мучеников из византийского города Севастия (ныне Сивас, Турция). Согласно проекту, посетители комплекса смогут ознакомиться с ратной жизнью, трудом и бытом Грузии былых времен, пройдя по висячим мосткам цокольной части комплекса. Работы на раскопках и одновременно стройплощадке комплекса ведутся с повышенной интенсивностью — уже в 2005 г. церковь и уникальный музей должны быть открыты для прихожан и посетителей. 13.08.2003. http://archiv.kiev1.org/page-186.html


Давид Заалишвили, гид, экскурсовод из Тбилиси:
"Еще о церкви 40-ка севастийских мученников. Она ни в коем случае не седьмого века, ее построили в начале 17-го. Там самое интересное не сама церковь, а то, что под ней. А под ней - целый банный комплекс, причем датируется он началом второго века нашей эры! Там бани еще не персидские, а построены по типу римских терм, но с той разницей, что воду и воздух в них не нагревали - туда подавалась горячая вода прямо из источника, причем трубопровод до сих пор сохранился. До того как церковь начали реставрировать (примерно в 1999-ом году), все это было засыпано землей и являлось частью церковного двора. Раскопки велись 14 лет. Все, что там обнаружили, прибавило Тбилиси возраст лет этак на 300, ведь принято было считать, что как город, Тбилиси развивался только с 5-го века. На том месте, где сейчас церковь, когда-то были постройки дворцового типа. Там несколько археологических слоев : самый ранний - 1-2 век н.э. , самый поздний - 11-12 века н.э. Там, если видели, сделали даже мостки для удобства туристов, только церковь против и всячески мешает, вот и стоит закрытым весь комплекс."

На 4-й день – поездка с экскурсией в древний пещерный город Уплисцихе.
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Давид Заалишвили провел очень интересную экскурсию, без которой было бы существенно менее интересно. А так узнали очень много, про каждую пещеру, объект. Текстом всё не пересказать - надо ехать и смотреть/слушать самому :).
Особо впечатлил подземный ход из города к реке, которая в давние времена текла непосредственно у города.

Уплис-цихе – древний пещерный город находится в 10 км от Гори. Является одним из старейших городских поселений в Грузии, первые исторические упоминания об этой крепости поселения относятся к I веку до нашей эры. Уплис-цихе высечен в скале, расположенной на левом берегу реки Кура. Издали видна просто скала, но стоит обогнуть ее, как за излучиной реки открывается удивительная картина: вся скала буквально усеяна рукотворными гротами и пещерами.
Основание города именно в этом месте обусловлено его месторасположением, с одной стороны неприступный утес, а с другой - ущелье. Таким образом, город являлся природной крепостью. Скала, в которой высечены пещеры – песчаник, этот материал относительно легко поддается обработке.
Поселение получило название «Уплисцихе» уже в древнейший период. Упоминания средневековых грузинских историков связывают основание поселения с мифологическим «Уплосом, сыном Мтскетоса», причем достоверность этих источников в целом подтверждается археологическими материалами. Но существует и другая трактовка названия в которой «Уплос» связан со словом «владыка» — «крепость владыки».
История древнего пещерного города Уплисцихе удивительна в первую очередь своей продолжительностью. Люди населяли его на протяжении тысячелетий. Первые сооружения здесь относятся к доантичному и античному периодам. Часть комплекса до эллинистического периода и довольно точно датируется VIII-V вв. до н. э., часть значительно более древняя. В древнегрузинских хрониках упоминается не о строительстве, а лишь о реставрационных работах в Уплисцихе, произведенных еще в I тыс. до н. э.
К IV веку до нашей эры Уплисцихе становится городом. Во второй половине IV века до н. э. осваивается вся территория южного склона горы, общей площадью 9,5 гектаров.
Первые упоминания об этом городе встречаются еще во времена расцвета Римской империи. Город начали строить еще до Рождества Христова – в первом тысячелетии до нашей эры. Трудно поверить, что столь грандиозное сооружение было построено всего лишь руками человека. В скале были высечены несколько сотен разных сооружений. Храмы, которые оформлялись колоннами, пилястрами, капителями, арками, сводами. В общественных зданиях, домах строители стремились воспроизвести в толще скалы детали, свойственные традиционной архитектуре из камня либо дерева. Многие высеченные в скале помещения украшены имитацией деревянных или каменных балок и других архитектурных элементов. Кроме этого были обустроены колодцы и водостоки, городские ворота, улицы, площади и дороги.
Все многочисленные храмы изначально были языческими. До IV в. н. э. город являлся центром поклонения верховному божеству Солнца и другим языческим богам. Уплис-цихе был культовым храмовым городом, крупным языческим центром до принятия Грузией христианства ( IV в.) и играл важнейшую роль в культурно-религиозной жизни древней Грузии. Здесь проходили всевозможные языческие ритуалы, совершались жертвоприношения. Это был крупный языческий центр, а после принятия Грузией христианства в IV веке, к IX веку становится одним из важнейших городов страны.
Рост Уплис-цихе приходится на период формирования Иберии — Восточно-грузинского царства, столицей которого становится Мцхета. Росту города дополнительно способствовало то обстоятельство, что он находился на одном из торговых путей, соединяющих Европу и Ближний Восток, который проходил между Чёрным и Каспийскими морями.
Город устроен так же, как города эллинистического периода есть ров и стены, защищающие город, проложенные дороги, тоннель, спускающийся к реке, система водоснабжения и отвода сточных вод. По древней традиции, у города был не только тайный тоннель, но и четыре входа, ориентированные по сторонам света. Главные ворота города находились с юго-восточной части скалы, через них в город с востока вела главная (священная) дорога. Юго-восточные ворота города стояли на узкой дороге, выдолбленной в скале и выходящей к реке Кура. Эта дорога была доступна только для пешеходов. Северо-западные и северо-восточные ворота имели явно символическое значение и не использовались на практике, так как выходили на отвесные скалы, защищавшие Уплис-цихе с севера. С юга город был защищён стеной, образованной в скале после её обработки, и вырытым защитным рвом. У юго-восточных главных ворот был устроен перекидной мост.
В город с реки ведет высеченная в камне широкая дорога. Из центра с площади расходятся оборудованные системой канализации улицы.
В период существования Уплис-цихе здесь высоко были развиты сельское хозяйство, скотоводство и рыболовство, виноделие, о чем свидетельствуют обнаруженные в результате археологических раскопок многочисленные ямы для хранения зерна, кости животных, давильни и огромные кувшины для хранения вина (марани).
Сохранились жилые и хозяйственные помещения, вино хранилища, фрагменты крепостных стен и храмы VI-VII и X-XI веков, а также глубокие 8-метровые колодцы-тюрьмы (VI-VIII вв.). Среди прочих уникальных экспонатов, можно увидеть вино-давильню которой 8 000 лет. Это самая древняя, сохранившаяся до наших дней, вино-давильня в мире.
Огромные величественные залы, храмы, жилища, соединялись меж собой извилистыми улицами-коридорами. В пещерном городе сохранился центральный зал – «зал приемов царицы Тамары», с арочным сводом, арочными нишами и огромными пилонами. Он выделяется своими размерами, совершенством исполнения и изяществом архитектурных форм. Раньше этот зал служил театром. Здесь играли пьесы эллинских и местных авторов.
Спортивные состязания, турниры и игры также заполняли повседневную жизнь картлийской знати. Даже императорский Рим, как сообщает Кассий Дион, с восхищением смотрел на военные упражнения знатнейших иберов.
Построить такой город была в состоянии лишь экономически сильная страна, имеющая высококвалифицированных мастеров-строителей, в совершенстве владеющих искусством зодчества.
В 337 г., сразу же после принятия Грузией христианства, начались гонения на жрецов и жителей языческого Уплис-цихе. Языческие храмы были частично разрушены, частично перестроены, а сам город из культурно-религиозного центра превратился в монастырскую крепость. Храм Маквлиани (большая пещера внизу) — самый крупный (общей площадью около 300 кв. м) из сохранившихся храмов эллинистического периода. Более крупные языческие храмы были перестроены позже в христианские церкви. А с IV века здесь стали строить христианские церкви.
В VIII-IX веках, когда шла борьба за объединение Грузии, Уплис-цихе становится стратегическим центром. Завладеть Уплис-цихе значило завладеть всей исторической областью. Значимость города упала только с прекращением междуусобных войн.
В средние века Уплис-цихе неоднократно переходил от одних завоевателей к другим, что не способствовало его процветанию. В XIII в., в результате опустошительного нашествия орд Чингиз-Хана на Грузию, Уплисцихе пострадал больше всего: были разрушены крепостные стены, и город был разрушен.
Когда город вновь перешел под власть грузинского царя, сохранилась и продолжала работать лишь не пещерная церковь Уплисцули, которая была построена на вершине скалы в IX в на месте древнего капища. Прилегающие к ней пещерные сооружения использовались уже только в качестве временного укрытия жителей окрестных деревень в случае опасности.
Уникальность Уплис-цихе заключается в том, что он сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий. Во времена расцвета в Уплис-цихе насчитывалось более 700 сооружений различного назначения, а население достигало 20 тысяч человек. До наших времен сохранилось лишь 150 пещер.
В XIX веке Уплис-цихе полностью покрылся слоем земли и песка. В 1957 году началось систематическое научное изучение памятника комплексной архитектурно-археологической экспедицией Государственного Музея искусств Грузии. За время изучения городище было расчищено, с помощью дополнительных железобетонных конструкций укреплены некоторые сооружения. Некоторые участки в восточной части города остаются не раскопанными и законсервированными для будущих исследований.
Понадобился огромный труд для восстановления этого выдающегося памятника в истории грузинской культуры, занесённого в фонд охраны исторических памятников ЮНЕСКО.
Сейчас город ожил, и как много веков назад в церкви Уплисцули проходят службы, а под сводами древних пещер прогуливаются многочисленные туристы.


В древнем пещерном городе Уплисцихе. Когда-то тут кипела жизнь.
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


Вид из Уплисцихе на реку Кура
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


Церковь Уплисцули в Уплисцихе
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


В Уплисцихе
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)


Храм Атенский Сион
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)

Относительно недалеко, в Атенском ущелье, расположен храм Атенский Сион. Заехали и туда.

Атенский Сион — грузинский монастырь Сиони в селе Атени, построенный в I-й половине VII века зодчим Тодосом по образцу Джвари (тетраконх). Уцелели в нем росписи 1080 года, а также видны следы пожара от нашествия шаха Аббаса I (который разжег в храме костер). В данный момент храм действующий, хотя по лесам можно судить о реставрационных работах которые ведутся как снаружи, так и внутри храма. Реставрация должна завершиться в 2010 году. Архитектор армянин Тодосак, о чем сохранилась однострочная эпиграфической надпись на армянском языке.

Вход на территорию был закрыт. Жаль, не посмотрели фрески внутри храма.
Давид сообщил, что реставрацию храма ведут немцы. Каждую облицовочную плитку снимают, что-то делают, и потом ровно на то же место возвращают. Плюс реставрация фресок внутри.

По пути обратно заехали в Гори, крепость Горисцихе.

Горы и Гори. Крепость Горисцихе и закатные горы:
Грузия новогодняя. Часть 1 (Путешествия, уплисцихе, мцхета, тбилиси)
Гори впервые упоминается в летописях с VII века н. э., хотя некоторые источники связывают основание города с царствованием Давида IV Строителя в начале XII века. Археологические материалы указывают на то, что на месте Гори существовали поселения городского типа задолго до начала нашей эры, начиная с раннего бронзового века (около 3 тысяч лет до нашей эры). Была найдена керамическая посуда типичная для Кура-Аракской культуры. В 1946 году оползень у северной стены Горис-цихе обнажил пласт времен античной древности. Были найдены тонкостенные глиняные «квеври» (сосуды для вина), выкрашенные в красный цвет черепицы, черепки посуды из обожженной красной глины. Обнаруженный слой относится к периоду с I века до нашей эры по начало нашей эры. Приблизительно такого же возраста оказались и древние захоронения, обнаруженные в восточной части Горис-цихе. В захоронениях обнаружены черепки глиняной посуды, ожерелья, монеты, браслеты и другие украшения.

В 1477 году, шах государства Ак-Коюнлу, неожиданно напал на Гори, взяв город без битвы, но оставив его вскоре. В середине XVI века Гори на короткое время овладел иранский шах Тамаз I. К концу XVI века, Гори становится плацдармом власти турков-османов. В 1599 году грузинский царь Симон I неожиданно напал на Гори и взял его приступом, перебив османский гарнизон. В 1614 году иранский шах Аббас I взял Гори и отсюда руководил дальнейшим завоеванием страны. По словам французского путешественника Жана Шардена, к 70 годам XVII века, Гори являлся значительным торговым центром. В 1723 году город разорили турки-османы. В течение нескольких лет город находился под властью османов. С 1735 года городом владели персы. Но в 40 годах XVIII века город был окончательно освобождён от завоевателей.

Подвергся сильным разрушениям во время землетрясения 1920 года.


*****************************************************

Вот так прошли 4 первых дня поездки.
В следующей части – поездка в южный регион Грузии Самцхе-Джавахети: Ацкури, Тисели, Ахалцихе, Хертвиси, Тмогви, Вардзия, Ванис-Квабеби…

Часть 2: http://www.risk.ru/users/mg5642/197400/

140


Комментарии:
4
И это только 4 дня!?! Ждем продолжения! Уверен, обзор растащат по туристическим сайтам :)

0
Я уже стащил

1
Сколько еще интересных фотографий предстоит увидеть в новом альбоме! :-)

0
Красиво и здОрово.
Пара вопросов, если можно:
1. Как криминогенная обстановка? Иванишвили вместе с 180 политзаключенных выпустил по амнистии 3500 уголовных заключенных. Не ощущается?
2. Как обстановка на границе с Арменией? Можно сделать заезд в Армению и обратно?
Спасибо.

2
Криминальная обстановка была хорошая, изменений с летом не почувствовалось. Мнения разные - кто говорит, уголовных выпустили, кто говорит - ложно обвиненных неугодных предыдущему режиму (подброс наркотиков и т.п.). Посмотрим дальше по новостям...

В Армению и обратно без проблем.

2
Спасибо, Миша!

Промчался бегом, вращая головой и пуская слюну... (со временем и у пенсионеров бывает запарка).
Неторопливое чтение оставил на выходные...

1
Хороший фотограф, он и в горах и в городе сумеет!
Читать всё не стал, но то, что смог - очень интересно, не знал.

1
Грузия удивительная страна, И в Советское время тоже. Был там 8 лет назад в командировке. Налаживал там одну установку технологическую в небольшом частном предприятии. Принимают конечно как самого высокопоставленного гостя- Номер в гостинице двухкомнатный с ванной за 90 долларов. Кушать возят в ресторан, На объект возят Правда отпускать не очень хотели, вдруг без меня поломается установка. На гостевых вечеринках чтоб не пить вино, притворялся пьяным вдрызг. Только тогда они отставали с требованиями выпить очередной тост. А как начинали петь - вообще чудо! Очень оригинальная страна!

0
Спасибо, очень интересно!

0
Красиво!
Обожаю эту страну.
А как Вы ездили в Мцхету, Гори - общественным или нанимали? Может контакты остались?

0
Уплисцихе-Атени-Гори - была экскурсия на машине с Давидом: http://davidex-tour-georgia.narod.ru/.Рекомендую.

В Мцхету на маршрутке.

Таксист из Тбилиси Никола(й): +995 579001600 обещал свозить в Мцхету "дешевле, чем везде берут". Человек хороший, просто на улице около нас остановился - "кто такие, откуда?". Когда узнал, что Россия, рассказал (как большинство), что там бывал не раз, хорошая страна, мы с вами братья и т.д.! Спросил куда идем (а как раз идти было с километр по скучной набережной) - подвез бесплатно, "как наших гостей". А потом еще и во второе место, как ни отговаривали.
Так что обращайтесь (не в смысле бесплатно поездить :)), а если по городу или в Мцхету).

0
Справедливости ради, другой гид из Тбилиси - Вадим Иванов: aiven53@gmail.com
Тоже хвалят его экскурсии в блогах.
Просто раньше получилась переписка с Давидом, с ним и поехали, а экскурсию запланировали одну - а зря: все-таки надо с экскурсоводом и в Мцхету, и по Тбилиси. Они знают гораздо больше, чем есть в интернете.

0
Спасибо. А по стоимости как?

0
Тут очень по-разному может быть. В основном траты на транспорт, жилье, гестхаузы, такси, кафешки. Еще экскурсии большая и малые, входы в музей. Тысяч 25 на человека ушло от дома до дома.


0
Спасибо!
Прекрасная страна,замечательные люди. Мечта,услышать вживую хоровое пение.
25 т.р.-это на сколько дней?

0
15 дней. Было и в палатке, когда только за еду минимально уходило.
Возможно, приуменьшил, м.б. 27-30 вышло. Я не считал изначально, а потом смешал с домашними деньгами и не восстановить теперь.

0
Спасибо. Да,и не обращали случайно внимания-для пенсионеров,скидки на экскурсии и музеи,есть?


0
++Возможно, приуменьшил++
Да нет, нормальный ориентир. Мы с женой столько же потратили(неделя в Сванетии, 5 дней до и после - Тбилиси и окрестности), причем не сильно экономили. Можно было и в 20 уложиться с самолетом туда и обратно, при желании.
p.s. Хотя можно и в 40 не уложиться, о чем разговор. :)

1
Рад за вас, Миша!
Классный рассказ!
Я собираюсь на Казбек, на майские!

Анекдот:
Дедас Сакартвелос(Мать-Грузия), стоя на холме, кричит Вахтангу Горгасале(который напротив через реку, на коне!):
-Вахта-а-анг дорого-о-ой, сыно-о-ок, иди, вина выпье-ешь(у неё ведь чаша в руке!)
Вахтанг, гордо восседая на лошади, подняв десницу:
-Ара, деда(ладно, на русском напишу)...Нет, мама, не могу-я за рулём! :)

0
Отличный отчет!Тем более для меня,плнирующего поездку летом! Спасибо,Михаил!

0
gmadlobt! es lamazi a

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru