Напутствие начинающим руководителям

Пишет Leb, 15.03.2013 15:47

Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 15-летней давности, написанный для молодых руководителей команд горников Турклуба МАИ перед их отъёздом в походы на майские праздники 1998 г. Копирую без правки, один в один. Итак,

Напутствие начинающим руководителям.

Спортивная цель похода - преодоление пространства в горах. Грандиозность похода, глубина, сила и незабываемость впечатлений прежде всего зависят от протяженности преодоленного пространства и в меньшей степени от сложности отдельных препятствий. Поэтому, планируя поход, стремитесь к линейному маршруту или маршруту в форме ключа (кольцо с линейным участком во второй половине похода), а на маршруте делайте все возможное, чтобы группа прошла его до конца.

Постоянно помните, что вашей реализацией в походе как руководителя и предметом гордости должно стать ваше искусство, благодаря которому группа в полном составе и в нормальном состоянии доходит в срок до конечной точки маршрута. Этим вы отличаетесь от участников, каждый из которых решает индивидуальные задачи.

Слагаемыми этого искусства являются: знание гор, знание людей, умение предсказать развитие процессов и умение предвидеть случайные события, запускающие эти процессы. Все это приходит с опытом, однако, скорость обучения зависит от вашего ума и наблюдательности. Второе качество можно развить. Объект, который вам приходится изучать, и которым вы пытаетесь управлять, это люди в горах. Типичная ошибка начинающих руководителей заключается в их повышенном внимании ко второй компоненте этого объекта (к рельефу, погоде) при забвении первого - людей. Учитесь видеть своих участников! Учитесь читать в их глазах! Не надейтесь, что все необходимое будет произнесено вслух. Тогда вы сохраните группу, пройдете то, что группа может объективно пройти и, возможно, обойдетесь без помощи врача.

Я лишь слегка наметил контуры той грандиозной по сложности задачи, которую приходится решать руководителю. Нужно быть очень сильным, чтобы индивидуальные проблемы вашего пребывания на маршруте не отвлекали от решения этой задачи. Теперь о самом страшном - о смерти, и о самом тяжелом - о вашей ответственности за жизнь участников.

Руководителям походов первой категории сложности.

Меня не очень беспокоят простуды, ангины, потертости ног и растяжения суставов. Ваши маршруты проложены вблизи от цивилизованных мест и, максимум за два дня, вы спустите пострадавшего к людям. Фатальным может оказаться укус змеи или каракурта, поражение молнией, снос рекой, селем, быстрый камень и нападение бандитов.

Если кого-то укусят, то ему страшно не повезло. Никаких специальных и общеизвестных рекомендаций по этому поводу я давать не буду. Однако напомню, что каракурты водятся не только в пустынях и пустынных предгорьях Средней Азии, но и в Крыму (проходили сообщения о вспышках численности крымской популяции), не исключена возможность их проникновения на Кавказ.

Гроза в горах значительно мощнее, чем на равнине. Она может составить светопредставление, которое навсегда останется в вашей памяти. Я дважды пережил такую грозу на Кавказе в 1982 и в 1989 годах. Чтобы исключить поражения молнией правильно выбирайте места ночевок. Не останавливайтесь на “пупырях”. В грозу не поднимайтесь на холмы или вершины и не ходите по гребням. Не пережидайте грозу под отдельно стоящими высокими деревьями. При приближении грозы лучше всего остановиться лагерем, поставив палатки на непритягательной для молнии площадке. Занесите рюкзаки в палатки или оставьте их около палаток под полиэтиленом и спокойно переждите грозу.

Снести рекой кого-то может только по его собственной дурости. В “единичке” через речки ходят по мостам, а в брод переходят лишь через горные ручьи, и то, чуть-чуть выше щиколотки. И, все же, предупредите участников об этой опасности. Некоторые не поверят, что их легко завалит ручей глубиной по колено. Утром при чистке зубов можно нечаянно оступиться и попасть в стремнину.

Остерегайтесь селей! Не вставайте лагерем около селевых выносов или напротив них. Очень часто туристы ночуют на берегу реки. Это не запрещается, однако у руководителя обязано появиться беспокойство, если мощный ливень (“стена воды”) продолжается более часа. На втором часу это беспокойство обязано перейти в настоящую тревогу. Лучше гарантированно вымокнуть под дождем и переставить лагерь в безопасное место, чем с маленькой вероятностью попасть под сокрушительный сель. Катастрофические ливни на Кавказе в августе 1989 года унесли с селями десяток человеческих жизней. Помните, что высота сметающей все на своем пути грязе-каменной стены может достигать десяти и более метров.

Однако самой реальной смертью в “единичке” и в походах посложнее я считаю смерть от камня. Падение камней в горах является обыденным явлением. Поэтому его и надо больше всего бояться. Не разбивайте лагерь напротив кулуаров, не ставьте палатку на пути подозрительно лежащих валунов. Слабые землетрясения в горах не так уж редки. Я пережил в походах, кажется, 3 таких землетрясения. Даже незаметный толчок в 2-3 балла может вывести камень из его ложа, и он скатится на вашу палатку.

На привалах не садитесь спиной к склону, но садитесь боком и поглядывайте на склон. Это касается каждого участника! По траве камень может скатиться бесшумно. Остерегайтесь долгого пребывания под скалами, особенно, если видны свежие сколы на камнях или вы заметили выбитый из грунта дерн. Остерегайтесь коз и людей, если они находятся над вами. Чаще всего камни сходят по вине ваших товарищей. Поэтому не бегайте бездумно по склонам, каждый турист обязан развивать технику хождения, благодаря которой камни под ногами не приходят в движение. Поднимаясь группой по склону, не растягивайтесь. Идти следует плотной группой. Тогда спущенный первым камень не успеет разогнаться и покалечить последнего. Когда группа поднимается или спускается по камнеопасному склону, то необходимо идти наискосок, постоянно пересекая линию падения камней. Если необходимо подниматься прямо вверх, то закладывайте галсы. На поворотах замирайте, дожидаясь выхода последних из-под первых.

Руководители! Не допускайте отставания участников! Отставшие новички вами не контролируются, поэтому они остаются наедине с опасностями. Необходимо учиться ходить плотной группой. Идите первыми, задавая темп для самых слабых. Чтобы чувствовать самых слабых поставьте их сразу после себя. Замыкать группу должны спортивные ребята с избытком мощности. Не допускайте безобразия, когда сильные участники начинают вопить, что им скучно идти в хвосте группы. Обычно такие вопли от скрытой слабости. Припугните их разгрузкой слабых участников. Но не спешите разгружать слабых: прежде всего вы должны быть полностью уверенными, что такая разгрузка действительно необходима для продолжения похода. Помните, что предложения о разгрузке могут обидеть участника. Поэтому разгружайте парней только в крайнем случае. Эти предостережения не относится к случаю заболевания.

Помните, что девушка в походе хороша, если она мало несет. Сделайте девушке легкий рюкзак (15 кг). Уверяю, всем от этого будет только легче! Не включайте в группу больше трети девушек. Еcли вес рюкзаков у парней превышает 28 кг, то это признак того, что вы плохо подготовились к маршруту. Рюкзак тяжелее 32-х кг опасен для здоровья.

В последнее время приходится специально напоминать об опасности нападения бандитов. Чтобы избежать агрессии надо правильно выбирать район путешествия, правильно планировать ночевки на маршруте и правильно обращаться с чужими людьми. На подъездах старайтесь не разделяться. В городах не отпускайте участников от группы в одиночку. Не пейте спиртное сами и, тем более с местными. Избегайте дискотек, танцплощадок и тому подобных увеселительных объектов. Не ночуйте вне гостиниц, а в случае вынужденной ночевки на вокзале, выставляйте дежурных.

Не разбивайте лагерь вблизи населенных пунктов. Старайтесь уклониться от конфликта. Самая трудная, но и самая типичная задача это суметь отвязаться от липких гостей. В подобных ситуациях от руководителя требуется не только дипломатичность, но и неординарность решений. Помните, что развивающуюся агрессивность можно сбить резкой сменой темы разговора. Задайте вопрос, не заботясь о логичности перехода к этому вопросу. Клиент задумается, и если он пьян, то забудет о предмете прошлого неприятного для вас разговора.

И последнее. Я специально не упоминал о переломах ног и разбитых вдребезги черепах. Надо умудриться, чтобы совершить такое над собой в “единичке”. Однако не забывайте, что основной причиной “глупых” травм является спешка утомленного участника. Не переутомляйте участников, старайтесь прочувствовать порог усталости каждого из них. Ни в коем случае не подгоняйте уставших. Относите срыв графика похода и не прохождение маршрута к своим ошибкам и, прежде всего, к плохой подготовке похода, а точнее к допущенному вами несоответствию мощности группы и сложности маршрута. Если такое несоответствие объективно существует, то в походе вы сможете лишь сгладить вопиющие противоречия, но кардинально изменить ситуацию вам не удастся.

Начинающие руководители! Вы поднимаетесь на новую ступень туристского мастерства. Те, кто никогда не руководил, даже при наличии пятерочного опыта обладают недоразвитым и ущербным туристским сознанием. Только груз ответственности за жизнь людей вправляет мозги и делает туриста зрелым. Мне, как руководителю походов высших категорий сложности, приходится систематически страдать от неполноценности ни разу не руководивших зеленых суперменов. Поэтому руководите! От этого вы сами вырастите как участники, и, кроме того, вы принесете радость многим, очень многим начинающим туристам. Выращенное дерево должно плодоносить. Не зря же вас учили учителя!

Руководителям походов второй категории сложности.

В “двоечке” к уже перечисленным опасностям добавляется возможность погибнуть в ледниковой трещине. Как только появляется закрытый ледник, как бы глупо не выглядели меры предосторожности при всей очевидности отсутствия трещин, жестко и тупо следуйте правилу: идти следует в связках. Не поддавайтесь провокациям альпинистов, которые зачастую прокладывают “безопасные тропы” для одиночного хождения по ледникам. Двое альпинистов МАИ один за другим погибли в трещинах на Эльбрусе. На памирском леднике Абдукагор и в других местах я наблюдал дырки на альпинистской тропе. Каждая такая дырка это труп или, в лучшем случае, травмированный участник. Даже на самом ровном, казалось бы, безобидном леднике можно угодить в трещину. Так было на леднике Федченко: мгновение - и вместо одного из товарищей Валерия Логинова над абсолютно ровной снежной поверхностью торчала одна голова. Только благодаря связке он остался в живых. Когда его вытащили и заглянули в дыру, дна никто не увидел.

Когда идете по леднику в связках, следите за натяжением веревки. Веревка должна быть натянутой, в руках никаких колец. Если нужно прыгнуть через трещину, притормозите, предупредите товарищей по связке о готовящемся прыжке, слегка подтяните идущую от вас веревку и, воспользовавшись образовавшейся слабиной, прыгайте через трещину. Если прыгнули первым, то побеспокойтесь о своих товарищах, вовремя притормозите, помните, что они у вас на поводке. Если провалитесь с натянутой веревкой, то не получите никаких ощущений. Однажды, двигаясь в метель к памирскому перевалу Кашал-аяк, мы забурились в ледопад. Трещины были припорошены свежим снегом, идентифицировать их было невозможно. Я шел первым и, провалившись десять раз подряд, так устал, что обложил трехэтажным матом этот ледник и передал право проваливаться следующему участнику группы. Ничего особенного, рабочий момент. Но если вы провалитесь с ненатянутой веревкой, то наверняка создадите проблему. Углубление головы более чем на метр потребует специального мероприятия по вашему извлечению. Углубление на три метра может привести к травме. Стандартная ситуация: группа собралась отдохнуть, никто не развязывается, веревки собраны или просто валяются под ногами. Группа перекусила, попила водички, и первый пошел вперед. Не успела веревка натянуться, как он попадает в трещину, с углублением головы в 10 метров.

Так было на альпинистских сборах в Дигории в 1979 г. Девушка в спортивной двойке после выхода на связь углубилась на 8 метров. Ее напарник растерялся, и в результате его неправильных действий ее углубленность возросла еще на 4 метра. После этого он решил ничего не предпринимать, а только орать и махать пуховкой. До следующей связи 2 часа. Хорошо, что они успели спуститься практически через весь ледопад и находились от лагеря в зоне прямой видимости. Размахивающего альпиниста случайно обнаружили в бинокль, и тотчас выступил спасотряд. Пока спасотряд поднимался, девушка просидела в трещине два с половиной часа. Она не травмировалась, но была совершенно мокрой и переохлажденной. На следующее утро, почерневшая, она ковыляла по лагерю, на нее было страшно смотреть.

В 1990 г. на Памире на Язгулемском леднике я и Гущин лакомились курагой. Мы стояли в ледопаде около борта ледника, путь был трудным, но трещины были неглубокими. “Я пошел”, сказал Гущин и тут же провалился в трещину на 3 метра. Ему не повезло: он ударился грудью о ледовый выступ и сломал ребро. Я не буду подсказывать, как избегать таких случаев, ответ очевиден.

Итак, по закрытым ледникам ходите всегда в связках и на натянутой веревке. Тройка надежнее двойки. Расстояние между участниками 12 - 15 метров. Остальная веревка в рюкзаке у последнего участника. Проникнетесь мозжечком, спинным мозгом, короче, возбудите в себе следующий инстинкт: неожиданно падая в трещину, заваливайтесь на спину на рюкзак. Это не относится к случаю перепрыгивания через потенциальную трещину. Если вы технично заваливаетесь на спину, то в 90 случаях из 100 вы не провалитесь глубже пояса.

На горизонтальном заснеженном леднике рывок слабый и не сбивает второго с ног. При спуске по наклонному леднику второго может затянуть в трещину. Поэтому он обязан быть начеку, и в случае падения первого немедленно зарубиться. Однако, это не надежно, поэтому в ледопадах со спуском (более характерных для перевалов 2Б и 3А к.с.) старайтесь идти с попеременной страховкой, а еще лучше по перилам.

В большинстве случаев провалившийся по грудь или по шею участник выбирается сам. Второй в этом случае помогает ему, натягивая телом веревку (отходит как бурлак на Волге). Такая помощь обязана быть ненавязчивой и выполняться по командам потерпевшего. Если напарник не в состоянии самостоятельно выбраться, то лучше всего ничего не делать, а просто стоять (или лежать), сохраняя натяжение веревки и дожидаясь помощи второй связки. Вот почему не следует допускать большой дистанции между связками.

Подоспевшая на помощь связка в первую очередь фиксирует веревку. Для этого проще всего воспользоваться петлей со “схватывающим”, который вяжется на веревке. Петля протыкается ледорубом и на него встает человек. Если участник не пострадал, то он вытаскивается блоком через середину веревки. На край трещины под веревку обязательно подложите подстрахованный ледоруб, иначе веревка врежется в фирн. Сначала блоком вытяните рюкзак, а затем его обладателя. Вытаскивать грузы следует со страховкой. Если трещина широкая, а провалившийся полон сил, то можно попытаться вытащить его с рюкзаком. В процессе подъема в каждый момент времени специальный наблюдатель и потерпевший должны находиться в прямой видимости. Это обязанность наблюдателя, который руководит подъемом пострадавшего. В одной из туристских групп МАИ в 80-е годы девушку насмерть удавили полиспастом, не заметив, что она головой упирается в нависающий край трещины. Кстати, какой дурак придумал тащить ее полиспастом?

Вытаскивание из трещины усложняется, если в результате рывка веревка врезалась в фирн, и провалившийся повис под снежным мостом. Зачистка трещины над участником может травмировать его глыбами фирна, льда или свисающими с моста сосульками. Лучше всего аккуратно (чтобы не обвалить мост) расчистить противоположный край дыры, спуститься к потерпевшему и передать ему веревку для оттяжки. Далее начинается творческая работа, суть которой в переносе натяжения к новой веревке и вытаскиванию пострадавшего по этой веревке через расчищенный край дыры. Такого творчества можно избежать, если передвигаться по леднику поперек трещин и с натянутой веревкой. Вдоль трещины можно идти только, если ее граница явно выражена, и вы уверены, что двигаетесь по монолитному ледовому блоку.

Пока потерпевший находится с рюкзаком за плечами, он быстро теряет силы. Достаточно представить, что ваш товарищ находится в сложном положении под нависающим мостом и к нему необходимо спуститься, чтобы понять, как важна специальная профилактика, позволяющая потерпевшему самостоятельно освободиться от рюкзака и перевесить его на основную веревку. Разве не маразм спускать потерпевшему каску, чтобы тот мог защититься от сосулек? Однако вы будете вынуждены дойти до маразма, если провалившийся шел без каски. Поэтому не пренебрегайте профилактикой, ступая на закрытый ледник: надевайте каски и страхуйте рюкзаки. И последнее, как руководитель я бы не доверил свою жизнь спасателям с опытом “единички”. Поэтому в “двоечке” руководитель должен максимально избегать попадания в трещину. Ему лучше идти в передовой связке вторым, направляя “живца” и качественно его страхуя.

Теперь снова поговорим о камнях. Для “двоечки” характерна новая опасность - разогнавшиеся на снегу камни. Многие перевалы 1Б к.с. в той или иной степени камнеопасны. Это относится, прежде всего, к перевалам со снежными кулуарами в скальном обрамлении, к перевалам со снежно-ледовыми склонами под осыпной или скальной седловиной и к перевалам со снежно-ледовым траверсом под скалами. Разгоняясь на снегу или на льду, камни приобретают поистине убойную силу. В вязком мокром снегу они летят медленнее, оставляя возможность туристам принять решение. Однако днем камней больше. На замороженном снегу камни летят как пули. Вот почему особенно опасно, когда кулуар еще в тени, а скалы уже осветились солнцем. Камнепады особенно интенсивны утром и вечером, когда оттаивают или смерзаются трещины в скалах. Все камнеопасные участки безопаснее всего проходить до первых лучей солнца на прилегающих к вашему пути скалах. Поэтому правильно планируйте график движения, и если это необходимо, корректируйте его на маршруте.

Все участники обязаны быть в касках. Первый, кто заметил камень, предупреждает группу криком “камень”. Если камень идет на вас - уйдите с его пути, однако помните, что камни в неровном кулуаре легко изменяют направление своего движения. Если ваши возможности для маневра ограничены сложным рельефом или страховкой, то, пригнувшись к склону, закройтесь рюкзаком.

Последнее напутствие. В “двоечке” закладываются основы техники и стиля хождения по горам. Следите, чтобы участники правильно рубили ступени, правильно держали ледоруб, чтобы учились работать с веревкой. Руководитель обязан быть сдержанным. Если кто-либо из участников вас окончательно “достал”, устройте привал (перекус или обед), подойдите к нему и спокойно предложите провести с ним индивидуальное занятие (теоретическое или практическое). Если в группе имеются лица, не отработавшие самозадержание в период предпоходной подготовки, то настоятельно рекомендую в начале похода провести с группой практическое занятие.

18.04.1998

Спасибо.
я на этих статях вырос :))

Статьях.

Да, вы правы

Классно написано! Людям с головой точно поможет.

Отличный материал - и для руководителей, и для участников.
Спасибо!

Спасибо. Эту статью не читал, но поступаю именно так. А вот некоторым знакомым руководам следовало бы в своих "тройках" и "четвёрках" чаще обращать внимание на своих участников и не огрызаться, когда им предлагаешь подождать отставшего далеко (потеренного из видимости) участника. И инструкции по безопасности (особенно от падения камней) надо бы ДО их падения читать, а не ПОСЛЕ.

Это касается не только троек и четверок, но и пятерок и даже шестерок.

Да!!!
Такое должно лежать в легкодоступном месте, чтоб быстро найти и перечитать заново.
Пока поместил в избранное.

Добавил бы по конгокрымской лихорадке, переносчик - пастбищный клещ (размер 3-5 мм), сидит на кустах, траве, в основном там,
где ходят животные, его давить нельзя. Ведёт себя аналогично энцефалитному. Мероприятия: избегать ночёвок на пастбищах, осматриваться
и осматривать друг друга. И самое главное не жалеть рецепиента от клещей, предварительно обработать снарягу и одежду (хватает на 2 недели),
в случае намокания последних - обработать заново.

Кроме клещей на стоянках овец и рядом с ними водятся еще и блохи.Раз мы стали рядом со стоянкой в конце похода, ночью проснулись от чего-то мелкого и кусачего. Последствий не было, но недоспали.

Все очень актуально. Еще раз подтверждается поговорка: "Новое - это хорошо забытое старое!"

"Новое - это НЕХОРОШО забытое старое!" (Кнышев)

большое спасибо!

Всё правильно. Дельно и лаконично. Хотелось бы заметить, что бывают (хотя и редко), очень хорошие участники, но как руководители они никакие, более того-опасные. Но расти то всем хочется! В таких случаях мы всегда усиливали группу. И ещё желательно руководителю иметь хотя бы небольшую медицинскую и фармокологическую подготовку, а главное, разбираться в симптоматике (например-учится отличать горловой кашель от грудного).

Катастрофические ливни на Кавказе в августе 1989 года

Прошу извинения за отклик не по теме.
Наверное, из-за этих ливней исчезло чудо – Райская поляна Караугома.
Мне повезло с днёвкой на ней в 1988-м. И я видел, что от неё осталось в 1990-м.

Ну, вообще-то она была обречена уже давно. Караугомский ледник подъедал морену снаружи. Фастаг-дон - изнутри. Вы в 88, наверное, видели старое русло Фастага ниже поляны? А он уже в начале 80-х тек напрямую, пробив морену.

Спасибо! Такой бы мануал по другим видам туризма - водному, лыжному..

Присоединяюсь к предыдущему мнению - особенно насчет лыжного

Спасибо!

Знаете, что показалось странным? По леднику идут альпинисты, у них должна быть скалолазная подготовка, это значит, что они умеют выполнять страховку, так почему же они допускают свободное валяние веревки на земле во время движения первого?

Простите, не понял вопроса. Это ваши наблюдения?
В напутствии я писал про хождение вообще без связки. :)

За последние 15 лет мне пришлось раз пять спускаться с вершины пика Ленина по классике через Раздельную. Так вот, на участке между вторым (5300) и первым (4400) лагерями, просто глаз радуется, когда видишь альпинистов в связках. Между прочим, в последнее время это стало более частым явлением.

А вот наша фотка 2009 г. Мы на вершинном гребне пика Революции на высоте 6930 м.

До вершины 70 метров практически горизонтального пути.
Вот тот парень, который задрал руки вверх, через минуту провалится в трещину на 4 метра. Это на вершинном то гребне!

А вон видите, как меня страхуют? Я иду первым. А сколько метров болтается у ног второго?
Я и не знал, что мой напарник так лажает.

Ровно через три дня при спуске с Танымасской лапы (на перевале 1Б) я провалюсь с рюкзаком на 4 метра, и мне так заклинит грудь, что не взохнуть. Говорят, что казненные через повешение перед смертью мочатся. Так вот, в этой трещине, мне захотелось обоссаться и обосраться одновременно - сильнейшие позывы, удивительное ощущение. Но это я потом удивлялся, а в трещине было не до того.

Короче, чуть не погиб. Хорошо, что вОвремя подоспел как раз парень с поднятыми руками (из другой связки). Он спустился ко мне в трещину и, не помню как, расслабил этот клин и снял с меня рюкзак.

С этого момента, в Памирском марафоне я уже не ходил первым по ледникам, а выпускал вперед моего напарника.

Все ребята славные, я их люблю, никаких претензий.
Просто расслаблялись...
Это я виноват, что не доучил, не внушил, как следует, что расслабляться подобным образом недопустимо.

P.S. Если бы в описанном случае на Танымасской лапе связки шли с большим разрывом....
Этого поста могло бы и не состояться. Это о недопустимости больших разрывов между связками на ледниках.

Андрей, спасибо за примеры, поучительно. А вот на фото две связки идут параллельно. Знаю, что некоторые группы ходят так по закрытым ледникам. Как Вы считаете, это приемлемо? Я всегда пропагандирую только последовательную цепочку связок с разрывом между ними 5-10 метров, чтобы не создавать повышенного давления на закрытые трещины и, чтобы в случае срыва в трещину человека из одной связки, другие могли бы им помочь. А при параллельно идущих связках могут провалиться сразу несколько участников из нескольких связок. Так? Как Вы считаете?

Сам проваливался нечасто в трещины, но когда это происходило (на Геблера и на Талдуринском) заваливался на спину, как описано в статье. И действительно максимум было по пояс, т.к. зацеплялся рюкзаком. И уже довольно давно как на тренировках в клубе об этом говорим и показываем.

Андрей, ты как всегда хорошо...! Молодым это очень надо.

Спасибо за отзывы.
Славненько получилось, вытащил старьё, а оно оказалось востребованным.
Ну и хорошо, что так.

Спасибо за статью!

Спасибо большое!))

Отличный материал !!!
Послал своим знакомым, для изучения.

Очень хороший текст, спасибо, Андрей.

В нем сконцентрирована мысль о необходимости постоянного внимания к любым деталям,
постоянной "волчьей" настороженности,
которая необходима для жизни в горах.

Прочитал с удовольствием.

В избранное!
Особенно с комментариями.

Спасибо Андрей, как всегда почетные статьи у тебя.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
на самом деле в тексте есть достаточно мест, которые не вполне четко сформулированы и у новичка (на которого текст рассчитан) может сформироваться синдром пионера, который зазубрил вымышленных правил оторванных от действительности... Понятно, что двигаться тесной группой и ставить в хвост ребят с избытком мощности можно/нужно не всегда. Допустим, группа заходит в район по тропе/дороге и что, всем нужно идти за ручку? У каждого человека свой темп и часто в группе он не равномерный, особенно, если это стихийно сформировавшаяся группа студентов, а не людей с турклуба, где можно выбирать этого возьму, а этого не возьму... Поэтому вернее на простых участках, тропах, дорогах давать возможность группе двигаться свободно, при этом руководителю необходимо контролировать более слабых участников и двигаться с ними. Причем всем уяснить, что группе необходимо останавливаться и собираться всем вместе на развилках, или просто через каждые 20-30 минут и выработать план действия в случае потери участника. Это нужно научится делать именно в самом начале похода.
Другое дело преодоление категорийных или просто опасных препятствий: броды, переправы, болота, сложная таежка, перевалы и так далее до горных вершин, тут уже другое дело, свой порядок, свои правила.

Я придерживаюсь такой точки зрения. Учебный текст не обязан быть правдивым и точным до мелочей.
Чем отличается диссертация от учебника?

Диссертация - это квалификационная работа. Она призвана продемонстрировать, что соискатель глубоко вник в тему, понимает все нюансы, что соискатель предложил нечто новое по теме диссертации.

А учебник призван сформировать мозги у читателей, проломив броню его неподготовленности к восприятию проблемы во всех её тонкостях. Поэтому хороший учебник - это некоторая аппроксимация истины, но выраженная просто и выпукло: "Пусть будет усвоено сначала так, а потом, когда будет приобретен значительный опыт и понимание, человек сам подкорректирует допуски отклонений от полученных школьных знаний".

Допустим, группа заходит в район по тропе/дороге и что, всем нужно идти за ручку? У каждого человека свой темп и часто в группе он не равномерный, особенно, если это стихийно сформировавшаяся группа студентов, а не людей с турклуба.

Да, за ручку. :)
Иначе вы не уследите, как отставший набьет такие мозоли, что придется делать дневку или провожать с маршрута. Там же написано, "нельзя терять контроль над участниками". Не оправдывайте бардака в вашей группе. :)

Никогда не разрывайте группу!!!

У меня лично все ЧП начинались именно с этого...
Анекдот на тему. Группа студентов уже видит приют, дорога вроде прямая и везде просматривается, есть признаки надвигающегося дождя. Просятся у руководителя побежать вперед, палатки по-сухому поставить.
Я их благосклонно отпускаю...
Потом, два часа спустя, под проливным дождем ищем часть группы, которая в низинке, в лесочке свернула налево. Один ребенок остался на развилке ждать основную группу (самый умный оказался), остальные повернули кто куда...
Ох и накувыркался я тогда с тяжелым рюкзаком по мокрой траве. Хорошо, что - июль месяц, хорошо - что высота всего 2000 м. Отделались легким испугом...

Большое спасибо за текст. Кто руководил - тот поймет.

Многократно встречал случаи, когда группы двигаясь как бы по тропе, где якобы "все понятно" и "да куда тут можно свернуть" терялись, ночевали по раздельности и доходило дело и до чрезвычайных ситуаций. Из последних, что вычитал, было так: рук-ль шел со слабыми участниками, а вперед отправил "кабанов", объяснив где надо встать и ждать - из серии "на полянке с воооот таким вот деревом". Придя на полянку, рук-ль "кабанов" не нашел, и в результате чего бегали друг за другом до ночи. Хорошо, что сошло с рук. Могу еще много подобных случаев рассказать, а на заре моих занятий туризмом и сам участвовал в подобном. Двигаясь группой, не растягиваясь и в пределах видимости, вы тем самым СНИЖАЕТЕ ВЕРОЯТНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ! И именно это подразумевается в данном пункте статьи!!!

Да, это правильно.

Только про нюансы хождения по дороге я могу написать текст, равный по объёму этому посту. Рассмотреть акклиматизационные аспекты, ведь дороги могут проходить на приличной высоте. Рассмотреть психологические издержки разделения группы на дороге, возникновение комплексов неполноценности у отстающих и комплексов "белой кости" у кабанов... И т.д.

Поэтому в напутствии лишь обозначены акценты и указаны направления векторов - градиентов повышения качества и безопасности. В любом случае лучше не разделяться, чем разделяться. А вот каковы потери качества или безопасности в каждом конкретном случае - это тема для отдельной статьи.

Перед глазами возникла картина: начало похода, жаркая дорога медленно поднимается по склону ущелья, пыль, воды нет, "кабаны" убежали вперед, а парень с девушкой отстали. Ей реально плохо, у неё месячные. :(
Парень, как мог, разгрузил её и плетётся чуть сзади. И нет никакой помощи от кабанов, их даже не видно за перегибом дороги. Вечером девушка объявляет о возвращении домой. И правильно делает!

Как руководителю, мне просто спокойнее, когда я всех вижу, контролирую. Пока все участники у меня под визуальным контролем, возможность ЧП минимальна. Соблюдаю это правило неукоснительно. Даже не обращая на то, что некоторые обижаются, типа: "Лёх, ну чё ты за нами, как мамаша пасёшь? Чё с нами здесь то может произойти?!". В крайнем случае, если сам не вижу всех, то обязательно все между собой держат визуальную, голосовую связь. А "за ручки держаться" не обязательно, ведь на прямых участках дорог, троп, долин видимость и слышимость достаточно хороша ;) Вот может потому и ни разу не происходило у меня этих НС, что не отхожу от подобных правил в своих походах? Чего и всем желаю.

извините
весь поход как учебное восхождение?

- Именно в этот момент у грамотного руководителя открывается уникальная возможность пронаблюдать за каждым членом группы, оценить его физ подготовку, укладку груза, экипировку и прочие мелочи. Такой темп движения подразумевает, что самые слабые неминуемо окажутся в хвосте и руководитель должен быть рядом. НО он должен четко сказать срок привала и назначить лидера, которого никто не имеет права обгонять!
Если на простой дороге возможна потеря участника - это ни в какие ворота.
Выбор времени движения по простым участкам тоже очень важен. В жару в южных регионах возможно все, от солнечного удара до инфаркта.

Самый страшный склон в 1-ке, да и в 2-ек - мокрая трава. Метода страховки нет. Скользко. Касок нет. Жарко, дышать нечем. И вообще "еще зеленка".
Трава двух видов.
1. Тропический вариант "лопуха"
Не видно куда наступаешь. Камень мокрый от сока.
2. "Тимофеевка".
Опасна в дождь или облака. Сгибается вниз по склону с минимальным трением.

Самый страшный склон в 1-ке, да и в 2-ек - мокрая трава. Метода страховки нет. Скользко. Почему нет? Техника передвижения по мокрым, скользким травянистым склонам, ледовая. Т.е. одеваете кошки и вперёд! И нечего стесняться. Конечно, если кошки имеются (в 1 к.с. может и не быть). А если кошек нет, то перильную страховку тоже можно организовать, заодно и потренироваться лишний раз ;) Более того, из личного опыта, если трава высокая, то обычно корневая система у неё достаточно глубокая и за пучки такой травы можно придерживаться, но не используя, как страховку, а лишь как доп. опору. Если же трава низкая, то обычно растёт пучками/кочками, по которым довольно удобно передвигаться, используя эти пучки/кочки, как ступеньки лесенки.

Т.е. одеваете кошки и вперёд!
*****

на крутой траве отлично работает клюв ледоруба.
Только не старый прямой, изогнутый.
очень удобно и надежно.

большое спасибо, Андрей!

++ Помните, что предложения о разгрузке могут обидеть участника. Поэтому разгружайте парней только в крайнем случае.++
Почему только парней, что за сексизм? :))
Можно подумать, девушки не обижаются. Еще как могут обидеться.
Всех только в крайнем случае, независимо от пола.

++Не включайте в группу больше трети девушек.++
Моя первая горная единичка -три парня, три девушки. Отлично сходили - две свадьбы.:)
Не ко всем руководителям единичек очередь из парней стоит. Иногда их и половину набрать проблема.
Вес надо уметь экономить, а не девушек расстраивать отказом. :)

1). О разгрузке девушек речь вообще не идет. Сказано так: "Помните, что девушка в походе хороша, если она мало несет. Сделайте девушке легкий рюкзак (15 кг). Уверяю, всем от этого будет только легче!"
И что, её еще разгружать после этого?
Слишком жирно будет!

2). Отдельные исключения ничего не доказывают. Я тоже в 1993 г. провел 18-дневный поход 3 к.с. по Рушанскому хребту на Памире с 3-мя перевалами 5200-5300 и с двумя девушками из 5 человек (40 %).
А вообще-то мечтаю отруководить чисто женской командой.
Про градиент написано выше.

++И что, её еще разгружать после этого?
Слишком жирно будет!++
Ну я же говорил - сексист ! :)
++Отдельные исключения ничего не доказывают.++
Ни фига себе - исключения. У нас исключением были единички, где девушек треть и меньше. А сейчас разве не так? Можете посмотреть по какому-нибудь МКК статистику единичек (только не вуза, где почти одни парни учатся :) )? Каков процент таких единичек?

Смею заверить, что руководить чисто женской командой одно удовольствие!
Девушки значительно более послушнее мужиков.
Они (кроме особенно сумасшедших) не делают непредсказуемых поступков.
П.С. Мужики - через одного сумасшедшие...
Если ты один, как руководитель, в окружении девушек, ты должен все уметь, но не должен ничего делать сам.
Вроде падишаха.
Сложнее всего в населенных пунктах.
Ты должен дать понять, что это ТВОИ девушки, и никому их не отдать.
А претендентов достаточно...

undefined

"А вообще-то мечтаю отруководить чисто женской командой", - тут я поперхнулся и улыбнулся)).

А вообще-то мечтаю отруководить чисто женской командой.
Какие проблемы? Как пример, можете дать объяву о походе 1-2 к.с. в районе Архыза и чисто женская команда легко найдётся ;) Я вон в свою сентябрьскую 2 к.с. еле двух мужиков заманил, а то была бы чисто женская команда, я+7 девушек :))

Можно подумать, девушки не обижаются. Еще как могут обидеться.
Набирать людей в походы имени "8 марта" тоже можно, но категорию, с учетом этого надо понижать.
Экономия веса чревата недоеданием и недосыпанием. Вряд ли стоит человеку, впервые взявшемуся вести единичку рисковать на этом.

++Учитывая, что девушки обижаются по любому поводу, и без повода, не стоит обращать на это внимания.++
Продолжая мысль: да вообще не надо обращать внимания на то, что они думают и чувствуют, настоящим мужчинам это не к лицу. :))

++Если это единичка, и понижать вроде некуда, то лучше расстроить одну отказом, чем всех остальных испорченным походом.++
А почему такая альтернатива? Откуда уверенность, что либо отказ, либо поход непременно будет испорчен?
У меня в первом руководстве было 4 парня, 5 девушек. Отлично сходили, ничего не испортилось. Мы что-то делали не так? :)

Я и не обращаю. Все равно бесполезно, мне не понять, что они думают и чувствуют...
Возможно, вы ВСЕ делали не так - кто сейчас узнает? Лично вы, сходили отлично, не сомневаюсь. А как остальные 8 человек? Не лицемерили ли они, говоря, что все отлично? Не затаил ли кто камня за пазухой? И, как руководитель, так ли вы уверены, что ничего не испортилось? А может, просто повезло? Ну, жизнь покажет сама, что и как. Как я часто говорю - лишь на смертном ложе ты сможешь сказать, что в жизни было как надо, а что не так. Только, думаю, тогда будет не до этого.
Не воспринимайте всерьез написанного.
Но, есть правила, в которых указан желательный процент соотношения женщин - мужчин в походах. Это соотношение не с потолка взято. При его изменении, в любую сторону, меняется психологическая составляющая похода. И это даже важней учитывать, чем физическую составляющую. Бывают сильные девушки и слабые мужики. Но они все равно остаются девушками и мужиками.
Как замечание - раньше думал, что разгрузив отстающего участника, можно повысить его скорость продвижения. Сейчас точно знаю, на своем опыте, что это не так.

++Возможно, вы ВСЕ делали не так - кто сейчас узнает? ++
Это можно сказать кому угодно - в том числе и руководителю чисто мужской группы. Можно в этом случае за всех участников поручиться, что никто ничего не затаил? Я бы не рискнул.
++Но, есть правила, в которых указан желательный процент соотношения женщин - мужчин в походах. ++
В правилах не может быть желательного процента - только обязательный. Иначе это уже не правила, а так - пожелания.

О. понеслась, мужики за баб:)))

Женщина на корабле известно к чему:))

Да-да, развернулся спор кто-что любит:)
Одни любят количество - даешь больше любых баб в походе!
Другие любят качество - даешь меньше баб в походе!
Третьи любят себя (в смысле - меньше напрягаться) - не нужно вообще баб в походе! :)
Все очень эпично. Правы все.

А тенденция одна и ее ничем не изменить - чем сложнее путешествие тем меньше женщин в нем (к сожалению)

Лучший поход, это когда много женщин и никуда не идти;)))

Неее! Самый лучший поход, это когда всех поровну, все поделены, и идти никуда не надо!
Так же тоже бывает?

В 1993 г. мы закончили поход в Чаткальской долине, спустились к конечной остановке автобуса и поздно вечером выехали по направлению к районному центру Янгибазару, кажется так он называется.
В одним из кишлаков водитель подрулил к своему дому и объявил, что в Янгибазар он поедет утром.
Мы расстелились на ночь прямо в этом пазике.

Поздно вечером водитель подошел ко мне, как к аксакалу группы, и покорнейше попросил: "Я всегда мечтал пое...... с русской девушкой, не мог бы ты это как-нибудь устроить".

Тут мне пришлось быстро сообразить, как ему отказать и вместе с тем остаться в автобусе.

"Тут такое дело, видишь ли, у нас 4 девушки и 4 мужчины, как раз 4 пары, каждая пара е..... друг с другом. Нехорошо получится, мордобой может случиться :))"

"А...
Ну конечно...
Тогда лучше не надо..."

Хороший вариант, но когда женщин много, можно пару сменять на барана;)))