Несчастный Случай, которого не было. Чатын.

Пишет Марат, 16.04.2013 11:56

Одна из историй, из которой вполне получился бы очередной классический Несчастный Случай.
Вершина Чатын, маршрут Мышляева, лето 1986 г.

Описывать подробно как работали в нижней части не стану. Если только основные общие советы по этой горе. Маршрут лезется в мокром и сыром камине или рядом с ним, основная проблема страхующего, что вода попадает через веревку, по которой она все время течет в рукава и потом на тело, а на работающего первым тем же способом только через скалу. Для страхующего советовал бы иметь резиновые перчатки, которые одевались бы сверху куртки, что бы вода не попадала под рукав. Но для нас самое интересное случилось в верхней части ромба.
Верхняя часть маршрута идет правее камина, и представляет из себя две веревки ИТОшного лазания по монолитной стене. Отработав до этого места, меня сменили ребята. Сразу же чтобы не мерзнуть переодел ноги во Все теплое. Двойной кожаный вибрам, синтепоновые брюки, сверху брюки гортекс и только сверху не стал одевать Все что есть, потому что по стене все еще могла быть вода. Подойдя по переилам на очередную полочку с которой было видно, что где-то рядом стена кончается и начинается крыша, я встал на станцию. Вернее станция была под ногами, он была на полке шириной 50 см с наклоном 45 градусов в длинну 2-3 метра. На полке набита куча шлямбуров, (штук 6). Стоять пристегнувшись на них невозможно, стена гладкая и придется висеть ниже полки, поэтому первый, кто пришел, увидел крюк выше полки на 2 метра и встегнул в него все перила и кучу оставшейся веревки. Все последующие, кто приходил, встегивались также в него. Первое, что я спросил, придя туда: «чей это крюк и проверяли его или нет если не наш?». Мне сказали, что крюк тут был и что его проверяли и добили. Вверх шла плита почти вертикальная с хорошей щелью. В нее был забит титановый швеллер 20 мм довольно глубоко. Саша Туйцин пошел дальше, повесил в крюк лесенку и стал в нее вставать и в тот же миг крюк вылетел и Саша полетел вниз догонять нас, так как мы тоже полетели вниз, ибо все были пристегнуты самостраховками к единственно удобной верхней точке. Совсем увернуться от Сашиной ноги с металлической ступенькой не получилось, но куча одежды все же смягчила удар. Мы благополучно зависли в двух метрах под полкой на шлямбурах, которые были забиты в полку. Хотя все мы были пристегнуты к верхнему карабину, все же второй страховочный ус все пристегнули к нижним шлямбурам. А я еще и просто конец свободной веревки пристегнул к себе. Небольшая словесная дуэль, проверка кто на чем висит и выясняется, что придется лезть мне. Обстановка была нервная, уже был вечер, погода портилась и было не жарко. Раздеваться и лезть ИТО мне не хотелось, пришлось одевать кошки и лезть в камин. Его ширина в этом месте позволяла довольно комфорто в распоре проскрежитать вверх метров 15 и потом я уперся, и понял, что пора выходить на стену. Страховки ниже не было, поэтому я пытался найти место, чтобы забить или заложить что-то довольно хорошее, но рельеф был скуден, ширина камина уже превращалась в воронку с двумя еще вертикальными стенками и минимальным рельефом для лазания и страховки. Покрутив глазами и пошарив руками минут через 5 приспустился на пару метров вниз, чтобы распереться спиной и ногами и обдумать положение. Уже смеркалось и на психику давило, что здесь ночевать «не комильфо». Повернув голову влево и вниз я увидел на стене левее плеча, в метре от себя два сблакированных крюка на почти новой веревке. В ту же секунду развернулся к ней, потрогал веревку, дернул за петли чтобы проверить крючья. Они не шелохнулись, воодушевленный от супер надежной страховки вщелкнул в оттяжку две веревки и по маленьким, но хорошо держащим зацепкам быстро проскрежитал вверх, только при выходе на крышу из-за неудобства выхода вложил не очень хороший френд чтобы придержаться. Все, крыша; делаю траверс вправо метров 6 и вверх по ней. Замечаю пару шлямбуров чуть выше и не по маршруту, подхожу к ним, блокирую, приспускаюсь вниз и делаю свою станцию для приема. Перила готовы, страховка. Перила идут в сторону камина и Саша маятником залетает в него и идет вверх. Уже вижу его рюкзак и вдруг звон крючьев и веревка резко ушла влево метров на 5, сдергивая камни ролики по краю стены, и вместе с ней полетел и Саша с явно недовольными воплями. Сделав довольно приличный маятник над всей стеной Саша как сегодня сказали бы «перезагрузился» и обновленным человеком вышел наверх. Приняв от меня извинения и без выяснения отношений стали принимать третьего, смеркалось... Мы еще не знали, что это только начало и все еще впереди....
Нам повезло в этих случаях, все остались живые и даже непотрепанные. Но мне кажеться, все сталкивались с тем, что использовали чужие точки страховки, закладки, крючья. Чаще всего ударив по ним один раз или просто защелкнув карабин, пошатав его, мы остаемся довольные и исползуем их. Еще чаще, когда вы долезли до какой-то точки в трудном месте просто на глаз оцениваете ее и думаете: «лучше это, чем ничего» и, встегнувшись через нее, уходите выше. Вы пролезли, не сорвались и кажется, что все в порядке, и возможно только последний, выбивая ее, скажет, какая она была сопливая. Но она уже сделала свое дело, Вы набрались уверенности и пролезли это место, к счастью у Вас не было возможности ее проверить. А если бы была...
Всегда проверяйте, что было до Вас, особенно это касается крючьев, самое лучшее - это выбить и забить заново, это дает возможность оценить их надежность с самого начала. Но просто тупо использовать их как точку, это в большенстве случаев небезопасно. Берегите себя и напарника....
....года два назад на Марчеке в трубе в начале первой веревки был забит кем-то якорный крюк, встегнулся в него, потому что лень было выбивать и проверять, а стропка-то хиленькая и возможно в сыром месте уже подгнила. Опять теже грабли....

Штаны гортекс в 86 году - это крута!
А так всё верно.

Когда читал пост тоже подумал, что оставлю коммент по поводу гортекса... Ну раз уж сняли с языка, выражу сомнение по поводу френда образца 86-го года.

Френды изобрёл американский инженер Рэй Джардин в первой половине 70-х. К концу 70-х они производились серийно. Во второй половине 80-х я видел у наших альпинистов самодельные копии. Так что наличие френдов у Марата в 86-м не удивительно.

Еще бы мягкий знак по делу использовать...
Если крючья легко вылетают,то предыдущие команды должны были выбить их.Это правило мы всегда соблюдали - крюк оставляют,если он в течении 2-3 минут не выбивается...

Если крюк не удалось выбить его нужно забить...

Был аналогичный случай в Крыму. Попользовал на висячей станции один чужой крюк, сдуру не завязав узел на удущей к нему петле компенсатора. В итоге, как только я снял тапки и выпустил первого, крюк вылетел, станция просела на пол метра, а сверху донеслись матюги.

А я однажды на Памире проверял старый крюк, стоя на плечах руководителя. Только я взялся за него (за крюк, а не за руководителя!), как он вылетел. Хорошо, что нас обоих страховали! Мне потом долго объясняли, как осторожно надо действовать, когда стоишь на начальнике! :-)

Спасибо автору. Короткий, содержательный рассказ, трезвый разбор ошибок. То, о чем он говорит, чаще всего так и бывает. Пока "катит", не замечаешь, когда не прокатит... Бывает уже некому анализировать. На той же Марчеке где-то лет десять назад, на Центре,2 веревка был такой курьез- титановый вертикальный(кажется) крюк забит внутри недлинной, довольно пассивной трубы. Место для крюка едва ли не единственное на участке. Торчит,зараза, крутится под молотком, вверх- вниз шатается, а выбить как-то не выходит. Видимо, той 1\3 длины, что в стене, он умудрился так завернуться, что заполнил раковинку. Вобщем, все пытаются выбить, стена вокруг вся в следах от молотка, потом, видимо, встегиваются (как и я) и стремаясь лезут дальше. Ну потом таки кто-то упорный попался, нет больше крюка.

Спасибо, Марат. Такие напоминания лишними никогда не будут.

Да,тема актуальная. Старые крючья очень внушают недоверие за исключением, разве что, морковки. Так же не редки случаи срывов при вставании на старые скайхучные дырки. Замечу,что у нас,в красноярске, классические крючья уже давно вышли из обращения. Из крючьев остались только якоря. Поэтому зачастую даже не возникает идеи вщелкнуться на маршруте в старый вертикальный крюк,пускай даже подбитый. Просто нет доверия.

Как-то в начале 80-х лезли вчетвером на Сокол. Влезли в грот, где обнаружили старую "морковку". Поколошматили по ней - аж звенит! До верха оставалась одна верёвка. Вщёлкнул в неё карабин и напарник пошёл. Из грота не видно, но слышно, что лезет - крючья бьёт: первый, второй, третий, четвёртый... И вдруг крик и звон вылетающих крючьев: четвёртый, третий, второй, первый... В голове мелькнула мысль: ну всё - пипец! Не тут-то было, удар, крик, стравливаю верёвку (а это ещё та статика была - "рыбсетьснасть") и дальше только ор напарника: " ребята, быстрее - карабин разгибается!" Сразу дюльферяет один из второй связки и цепляет его к себе. Итог: свободный полёт более 30-ти метров; все забитые им "свежие" крючья по вылетали; верёвка стала "деревянной" - её можно было схватить снизу и два метра вверх стояли торчком; муфта ВЦСПСовского стального карабина разорвана, а сам он разогнулся почти в прямой пруток (можно даже поискать - тогда он обещал повесить его над своей кроватью). Спасло то, что муфта зацепилась за грудную обвязку, а защёлка за верёвку - поэтому он и думал, что карабин разгибается. Но "морковка" выдержала! Главное её правильно "посадить".

" Старые крючья очень внушают недоверие за исключением, разве что, морковки."

Они конечно понадежнее, но у меня был такой случай.
На 3Б Сарыкол использовали чужую "морковку", как промежуточный. Т.к. он был в глубине угла и не было оттяжки, то на него получилась осевая нагрузка и при небольшом рывке он разорвался пополам. При осмотре оказалось, что в нем была старая трещина и держался на микроскопическом кусочке.

Неоднократно выдергивал старые морковки из разрушенных скал.

Спасибо, Марат, очень актуально. Среди старых шлямбуров тоже встречаются оченнь стремные. На крымских маршрутах до сих пор встречаются алюминиевые самоделки с дыркой под Ирбиса и ВЦСПСки с хрустящими ушками. Спасибо ребятам, которые чистят маршруты от старого железа.

Мне однажды в Фанах на спуске попался старый шлямбур с ухом из какой-то жести толщиной чуть больше стенки консервной банки (может, кровельное железо?). Под нагрузкой ухо гнулось туда-сюда. :-)

На ромбе Чатына в 1985 встречались еще крючья первопроходцев с набором медных пластинок под ширину трещины. Интересно, сохранились они?

Спасибо за напоминание против соблазна, который зачастую трудно пересилить.

Именно соблазн. А шлямбур и вовсе соблазн, потому, что олицетворяет надегу. Известны НС в результате нагруки чужого непроверенного шлямбура.

Не только крючья. На Корее(Семилеткина) Шофа сделал станцию на балде. Попинал предварительно, вроде монолит. Для себя семечку в трещинку вставил, удобнее висеть. Пошли по перилам, балда ушла. Хорошо веревки не закусила. Повисли на семечке. Вот так бывает.

шутка к теме: старые веревки тоже ненадежны, но не все об этом знают. 100 лет назад в наш лагерь у Большого Каньона в Крыму прибегают молодые местные, слегка выпившие, мол помогите, у нас парень в пещере сорвался . Мы, говорят, каждый май, уж лет десять в пещеру ходим, там на входе в колодец веревка висит. Уж лет десять, говорят, ходим и ничего, а тут оборвалась.

Хороший по сути рассказ. Удивляет и удручает одно - человек ходивший в 86 году в горы - по идее, должен знать русский язык лучше, чем нынешнее поколение.