Ретро. Каракумы 80-х- 2.

Пишет alvd, 22.04.2013 14:17

Ретро. Каракумы 80-х- 2. (Путешествия, поход)
После первого похода в Каракумы я вовсю расхваливал район своим участникам. В результате в апреле 88-го мы пошли туда еще раз . Маршрут фактически был продолжением первого дальше на восток, на хребет Кюрендаг – Цветные горы.

Была опять схема 1см=5км и описание отдельных участков от знакомых из Литвы. Группа 6 человек, все уже не раз ходили вместе. В основном 5 курс ЛИИЖТа – почему бы не воспользоваться днями, выделенными для написания диплома, лекции уже закончились. Вдруг появился друг одного из участников, который захотел присоединиться еще с тремя девушками. Я в принципе был не против , но обнаружился казус: туристский опыт у них был приличный, но справки только лыжные и водные, ни одной пешей. Соответственно, взять я мог только троих.
«А нелегально четвертого не возьмешь?
Нет.
Ммм… А если мы пойдем вместе с вами, но сами по себе?
Ммм… А почему бы и нет? В конце концов, вы ведь можете так пойти и не спрашивая моего согласия.»
На том и порешили. Я сообщил им нитку маршрута, список снаряжения, раскладку, сколько понесем воды. Они все сделали аналогично. При этом было оговорено, что я отвечаю только за своих и только на них ориентируюсь. Если присоединившимся не понравятся маршрут, темп или еще что-то – это их проблемы. Так и пошли – вместе, но отдельно.
С заявкой тоже было непросто – выпускать некому, никто в МКК район не знает вообще.
Председатель МКК «Буревестник» Надя Тармак маршрутку повертела, вздохнула:
«Ну ладно, подпишу, иди, потом будешь у меня экспертом по району. Диктуй, что тебе написать в графу «Особые указания»».
Студенты заезжали поездом через Баку (билет - бесплатно!), встречались в Красноводске. Рейсовый поезд на Небит-Даг был нескоро, но ЛИИЖТовцы поговорили с будущими коллегами и зафрахтовали вагон-рефрижератор, который отправлялся через полчаса.
На этот раз начали с пустыни. Было гораздо жарче, чем в прошлый раз, хотя сроки те же.
Ретро. Каракумы 80-х- 2. (Путешествия, поход)

У колодца Онбиринджи встретили пастухов, зашли в гости в юрту.
Люди очень доброжелательные и гостеприимные, как и почти везде в ненаселенке. Угощали лепешками и чалом – напиток из сквашенного верблюжьего молока, местный аналог айрана.
Воду они добывают непривычным для нас приспособлением : ременная передача быстро-быстро крутится мотором, и по ней течет вода.
Ретро. Каракумы 80-х- 2. (Путешествия, поход)
Его они возят с собой, а вода на глубине метров 10, так что заблудившийся путник вполне может почувствовать себя у колодца Танталом. Но нам участь Тантала не грозила, т.к. в снаряжении была веревка.

Переход от колодца к колодцу дался тяжело, днем уже очень жарко, и я решил поменять тактику. Дежурные вставали еще в темноте, готовили, и с рассветом мы выходили. Шли очень плотно, с минимальными привалами примерно до часу дня, затем вставали на обед, натянув тенты. Отдыхали сначала 3 часа, а к концу похода уже и 4.
Затем еще несколько переходов в хорошем темпе.
Такая тактика себя полностью оправдала, и я жалел, что раньше на Тянь-Шане и Памире пришлось ходить по-другому: выходили достаточно поздно и тащились по самой жаре.
Подошли к пресному озеру Чокрок, вокруг него буйство цветов.
В прошлом походе не повезло, весна была запоздавшей, но тут уж попали в самый разгар. Единственно, с купанием не сложилось – первый и последний раз за поход днем было пасмурно и сильный холодный ветер, в воду лезть не захотелось. Вышли в село , попили чаю для обогрева и подбросились к хребту Кюрендаг. При заходе в горы маки сменились тюльпанами.
Ретро. Каракумы 80-х- 2. (Путешествия, поход)
Вдоль чуть ли не всего Кюрендага течет ручей, так что с водой условия были льготными.
В одном месте даже нашелся водопад.

Горы довольно своеобразные, но интересные.
Ретро. Каракумы 80-х- 2. (Путешествия, поход)
Пытались подняться на вершину Карагез, но не смогли ее найти – местность не всегда была похожа на нашу схему.
Ну да ничего страшного – у нас ведь разведка района .
Кое-где в каньонах при прохождении приходилось применять веревку.
Ретро. Каракумы 80-х- 2. (Путешествия, поход)
Очень сильным было впечатление от контраста, когда из скального каньона выскочили на поля маков.
Отдельные неустойчивые девушки начали кричать :» Не пойдем дальше, хотим остаться здесь навсегда!»
Действительно, шикарные места. Пошли к горе Кюрен – уж ее-то найти не проблема, высшая точка на краю хребта.
Ретро. Каракумы 80-х- 2. (Путешествия, поход)
Думали, подняться нетрудно, всего-то 980 метров, но подход оказался пилой с большим количеством зубьев, замучались набирать – сбрасывать.
С вершины полюбовались видом на хребет, и впрямь – Цветные горы.

Под горой были обозначены два родника, но найти их по нашей схеме при такой пересеченке было нереально. Пошли к своему ручью, который как раз из-под Кюрена и начинался. Подошли – абсолютно сухое русло. Дело уже к ночи, но без воды вставать не хочется, у нас – только несколько глотков аварийного запаса. Пошли вниз по ручью при свете налобных фонариков – не мог же он за пару дней совсем пересохнуть. Через два – три перехода в хорошем темпе сначала почва стала влажной, а потом и вода зажурчала.
После похода поехали в Баку, там служил брат одной из однокурсниц моих студентов, остановились у него. Гуляли по городу, смотрели достопримечательности, сидели в чайных, купались в Каспии. Девушки, решившие погулять без нас, были несколько ошарашены количеством интимных предложений, поступавших в основном от парней 14-15 лет("Ладно бы взрослые мужики предлагали, а эти-то что?"), но дальше слов »Приходи в полночь к амбару – не пожалеешь!» дело не заходило.
Вечером на квартире знакомого устроили привальную – картошка, салатик, шампанское.
В целом впечатление от города было хорошее, совсем не заметили признаков того, что уже через считанные дни начнется антиармянская кампания, которая приведет к погромам и бегству уцелевших из Баку на паромах в Красноводск.
После похода я в клубе устроил рекламную демонстрацию слайдов. Многие впечатлились и на следующий год пошло уже несколько групп – и весной, и осенью. «Осенние» рассказывали про гранаты, инжир и миндаль прямо с дерева в неограниченных количествах. Я тоже запланировал сходить на Копетдаг осенью, но распад СССР и рождение второго ребенка заставили планы отложить. А потом, когда послушал рассказы русских, как они были вынуждены уехать, продавая квартиры местным за 3 копейки, и вовсе ехать расхотелось.
Жаль – район замечательный, для апреля и октября трудно что-то лучшее придумать.