ЧЕЛОВЕК ИЗ АДЫРСУ. ПАМЯТИ ВАЛЕРИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА МАРКОВА (1929-1993)

Пишет balabanoff, 12.06.2013 00:21

В период СССР в стране был один единственный режимный альпинистский лагерь «Джайлык» в ущелье Адырсу. Его бессменным руководителем с 1967 г. был мастер спорта СССР по альпинизму Валерий Григорьевич Марков.
ЧЕЛОВЕК ИЗ АДЫРСУ. ПАМЯТИ ВАЛЕРИЯ ГРИГОРЬЕВИЧА МАРКОВА (1929-1993, Альпинизм, джайлык, в.г. марков)

Родился Валерий Григорьевич в 1929 г. в степях Казахстана, в г. Акмолинск. В восемь лет потерял отца, в двенадцать – мать. Хотел стал летчиком, мечтал о высоте, а стал альпинистом.
Из воспоминаний В. Г. Маркова:
«В детстве мне по ночам снились горы. Я их никогда не видел, а они мне снились… Словно звали к себе».
В годы войны произошло чудо – с фронта вернулся старший брат Сергей, на которого была получена похоронка. Теперь Валера был не одинок в трудное послевоенное время. После войны Сергей служил в Харькове, забрал младшего Валеру к себе. В Харькове Валера закончил десятилетку, затем поехал в Киев поступать в летное училище (1947 г.). Экзамены сдал хорошо, но не добрал нужных баллов. Ему и еще нескольким абитуриентам, также не прошедшим по конкурсу, предложили пойти учиться в Киевский институт физкультуры без экзаменов, с результатами сдачи в летное училище. Валера согласился. Будучи студентом института физкультуры, Валерий обратил внимание на объявление о наборе в школу инструкторов по альпинизму. Не удержался и зашел в аудиторию № 13. Запись в школу вел видный альпинист того времени Михаил Тимофеевич Погребецкий, который много лет подряд руководил украинской школой инструкторов.
Поехал в горы в 19 лет, в 1948 г. Был очарован и пленен красотой горной стихии: «Солнце едва касалось Восточной вершины Эльбруса. Снег там был розовым. А вокруг – темные громады гор охраняли тишину. Воздух, настоянный на хвое, наполнял грудь, приятно дурманил голову. Розовое пятно на Эльбрусе медленно расплывалось. Я и не заметил, как осветились соседние вершины, заполыхали огнем верхушки сосен в лесу. Не думал, что бывают такие красивые сказки…».
Закончил школу инструкторов, в первый же год выполнил норматив 3-го спортивного разряда.

Лучшие восхождения:

В 1950 г. поднялся на Бжедух, пик Вольной Испании, МНР, Цалгмыл.
В 1951 г. – траверсы: пик Гермогенова - Уллу-кара – Башкара – Гадыл - Лекзыр-тау; Долра-тау – Трезубец – Хевай; Накра-тау, Уллутау-чана.
1953 г. – траверс Ушбы.
1955 г. – пик Щуровского с пер. Чатын
1956 г. – Донгузорун, траверс Уллутау-чаны с подъемом на Западную вершину по «доске».
Команда: рук. В. Марков (крайний справа), И. Леонтьев, Ю. Пулинец, С. Чуркин («Шахтер»).

1957 г. – пик Щуровского по СЗ стене.

Инструктор альпинизма с с 1950 г.
Работал в а/л «Эльбрус» (1950-1960), «Шхельда» (1959 г., 1 смена), «Баксан» (1955 г., 2 смены).
Мастер спорта СССР по альпинизму (1956).
1967 г., 28 июля. На Восточную вершину Эльбруса поднимаются 2536 человек. Альпиниада приурочена к 50-летию образования СССР. За год на вершинах побывало рекордное число восходителей – 3224. Руководитель Эльбрусиады В. Г. Марков.

Заслуженный тренер РСФСР по альпинизму (1971).
Был старшими тренером команды Центрального совета физкультуры и спорта (ЦС ФиС), которая под руководством В. Мальцева (А. Бакулин, Ю. Малыхин, В. Миронов, М. Овчинников, Г. Поляков, Г. Соловьёв и Ю. Соловьёв) поднялась на пик Энгельса по центру В стены (6 к. сл., п/п). Команда заняла 1 место в классе высотно-технических восхождений на чемпионате СССР 1972 г. по альпинизму.
Награжден медалью «Тренер чемпиона СССР» в 1972 г.
Заслуженный работник культуры КБ АССР.
Начальник альпинистского лагеря «Эльбрус» (1958-1966).
Начальник альплагеря, а позже альпинистско-горнолыжного комплекса (АГЛК) «Джайлык» (1967-1991).
В.Г. Марков - крайний справа, в красной куртке - начуч Виктор Павлович Попов (МС, 1967).
Начальство "Джайлыка" - В.Г. Марков и В.П. Попов.

«Человеком из Адырсу» - так называли Валерия Григорьевича местные жители. И несмотря на то, что в ущелье были два лагеря: «Уллутау» и «Джайлык», «хозяином» ущелья был Валерий Григорьевич. Он руководил строительством всего: строений лагеря, подъездных дорог, горнолыжных подъемников. А началось все с грузового бремсберга (подъемник) на Докторский перевал. Много доказывал его необходимость и убедил Москву. Да, именно столицу. Лагерь был режимным и находился в ведении также единственного «закрытого» спортивного общества страны – ЦС ФиС (Центральный совет физкультуры и спорта). ЦС ФиС был структурным подразделением ЦК профсоюза самого важного в годы СССР и с безграничным финансированием – Министерства среднего машиностроения (позже переименованного в Министерство атомной промышленности). Финансирование строительных работ на нужды лагеря шло напрямую из Москвы. Непосредственным исполнителем работ было УС (Управление строительства) г. Лермонтов, Ставропольского края.
Валерий Григорьевич – был человеком Москвы и был недосягаем начальству Кабардино-Балкарии. Его уважали и одновременно не любили. Без его разрешения ни один секретарь компартии республики не мог приблизиться к ущелью, чиновники Кабардино-Балкарии и мечтать не могли о строительстве госдач на территории ущелья. В республике процветало чинопочитание и субординация. Многие руководящие работники республиканского уровня Валерия Григорьевича уважали и дорожили знакомством с ним. Хотя многие не принимали русского руководителя в балкарской вотчине. И все же при встрече машины Валерия Григорьевича (практически все начальство в горах ездило на военных УАЗах, в том числе и нач. лагеря «Джайлык») многие выходили и приветствовали «человека из Москвы».
Валерий Григорьевич мне запомнился строгим организатором и руководителем, гостеприимным и хлебосольным, когда надо жестким, коммуникабельным, с большими связями и в республики Кабардино-Балкарии, и в Москве. Он был вхож во многие закрытые двери.
С женой Клавдией Георгиевной Марковой (Тихомирова), МС по альпинизму (1959).

19 июля 1983 г. лагерь «Джайлык» был разрушен селевым потоком. На плечи сотрудников лагеря и его начальника - Валерия Григорьевича - выпала трудная задача его восстановления. В 1985 г. палаточно-юрточный лагерь на новой территории принял первых спортсменов. А в 1989 г. был построен спальный корпус… Потом грянула перестройка, страна развалилась на части, рухнули министерства и профсоюзы, лагерь стал никому не нужен. Талантливый руководитель - Валерий Григорьевич ушел из системы…
20 мая 1993 г., двадцать лет назад, Валерия Григорьевича нашли убитым в своей квартире на ул. Республиканская (сейчас пр-кт Шогенцукова) в г. Нальчик. Убийц так и не нашли.

При подготовке очерка использованы материалы и фотографии из архива дочери Татьяны Марковой и очерк Владимира Ворокова из книги «Антенны памяти» (Нальчик, 1989).

...после отбоя. Ходит по лагерю (уже новому) и всех встретившихся "увольняет"
В.Г. - ты кто?
я - я? В.Г., я - начспас!
В.Г. - начспас, я тебя увольняю. ... Потому, что у тебя свет горит после отбоя.
Утром - всё как ни в чём не бывало :)

История. Спасибо, что вспомнили. Да и Виктор Павловича уже сколько лет как нет

Знаю, что Юрий Семёнович Пулинец
очень дружил с Валерием Григорьевичем, и часто упоминал в своих рассказах!
Спасибо, ПОМНИМ! Светлая память!

С инструкторами Джайлыка. Приблизительно 1980 год

Рука Маркова на плече у Славы Коростылева, следом - Вова Кузнецов. Агудзера рулит!

Эх, любимый незабываемый "Джайлык"!!!!! Мой самый первый альплагерь, место, где навсегда осталась частичка моей души......Удивительный лагерь, где был особый инструкторский состав, особые какие-то люди и совершенно особая атмосфера. Нигде ничего подобного больше не встречала. Очень жаль, что все это осталось лишь в воспоминаниях......

Истинно так! И моей души частичка там лежит. На плацу, под камнями.

Да, классное местечко. Жаль, в 89м мне в прокате ботинок не хватило, но зато Петя Кузнецов успел мне в книжке написать, что я типа сдал зачёт по правилам горовосхождений и соревнований :)хвастался потом этим автографом( обидно, что посеял в переездах), но значёк успел купить :)Во было время, за полную стоимость ( 220 рублей!!!!) во всём Баксанском ущелье невозможно было на смену преткнуться без путёвки!

Все ветераны Джайлыка вспоминают , как самые памятные мгновения, дни, когда отмечались дни рождения самого лагеря. К этой дате готовились представления, слагались песни, писались сценарии капустников. В 76 на день лагеря днепропетровцами(основной автор-Сергей Харченко) была написана песня "Эх, маэстро". Она стала очень популярной среди участников и инструкторов. Один из ветеранов Джайлыка, мастер спорта Леонид Козак, исполняет её так, как она звучала в далеком 76-м.Ветераны-послушайте. А.Ласкавый, автор знаменитого маршрута на в. Джайлык, живущий уже давно в США, когда слышал эту песню, плакал в телефон. Ему пели её по телефону. Ностальгия -неизлечимая вещь...

Спасибо. Исполнено и записано прекрасно. Эх, маэстро!.. Сколько раз это было пето! Слезы катятся сами...

Джайлык назван в честь вершины , носящей это же имя.
,Фото снято с другой заметной вершины -Кичкидар. На фото четко видны ключевые участки маршрутов, пятерок "Б" - ЛИ, Ласкавого, и 5-а через Монах.

Редкое фото! А есть продолжение влево и вниз?

Есть нижняя часть.

Спасибо огромное за публикацию про Маркова. Очень всколыхнуло. Насколько я слышал, его сильно пытали, хотели добиться, где у него спрятаны накопленные богатства. Подонки не могли понять, как можно за столько лет, на такой должности и - ничего не накопить?..
Он был очень уважаем в лагере. Даже клички у него никакой не было. Даже за глаза его называли или просто - Марков или даже Валерий Григорьевич.

Мне нравился подход к участникам. Марков говорил - люди отработали год и мечтали приехать в горы и не дай бог вам (инструкторам) испортить им отдых..... Светлая память....

1984 год, первая смена и первые спасработы в новом лагере (чп на п. Адырсу). Они вместе с Виктором Павловичем встретили наш спасотряд когда мы несли пострадавшего ещё по тропе напротив Зелёной Подушки, до дороги с машиной КСП было ещё далеко. Это было необычно и вызвало лёгкую панику у инструктора (насколько было неожиданное появление начальства на тропе).
1985 год, спасработы под пер.Фрешфильда, 6 часов транспортировки (часа 2 - по селевому следу) – Виктор Павлович (Валерий Григорьевич тогда был в отъезде) встречает нас тоже на тропе и принимает решение немедленно доставить пострадавшего в больницу Тырныауза… Так было практически при любой спасаловке, они встречали спасотряд. Благодаря им была обеспечена постоянная связь с группой и спасотрядом (радист Витя Степанишин придумал и сделал связь, которой не было и до сих пор нет ни в одном альплагере: любой по рации мог связаться с лагерем в любой момент и вызвать спасотряд, запросить помощь, взять консультацию…- лагерь был всегда "на приёме". В ущелье не было практически ни одного места откуда невозможно было связаться с лагерем – настолько всё было продумано)
На этих двух человеках и держался Джайлык. Не стало их – и лагеря не стало…
Светлая память Вам Валерий Григорьевич и Виктор Павлович!

Большое спасибо Игорю Балабанову и Татьяне Марковой за статью. К сожалению на risk.ru эта статья быстро ушла с первой страницы и, возможно, не все смогли её прочесть. Поэтому размещаю её на сайте Джайлыка - http://www.djailyk.ru/content/256.