Пишет Antonych, 17.06.2013 11:06

Обсуждение темы высоты навеяло...

Последнее техническое восхождение на Корженеву, или очень хотелось бы ошибиться. (Альпинизм, маршрут, корженевской, чочиа)

В теперь уже далеком 1988 г. с разницей в несколько дней на п. Корженевской по западной стене южного гребня было пройдено 2 новых маршрута. Один - маршрут Петрова (Н.Петров, В.Башкиров, Д.Егоров, В.Обиход, В.Стеценко, В.Яночкин), второй - наш. С тех пор, насколько мне известно (рад буду ошибиться!), на эту вершину не только не пройдено ни одного нового технического маршрута, но даже и не повторены ранее пройденные.

По разным причинам наш маршрут не был своевременно подан на классификацию. Только прошлой осенью, когда мне в руки попались запылившиеся материалы с восхождения, я удосужился оформить описание (насколько сумел восстановить детали через 24 года). В преддверии нового сезона привожу его ниже с маленькой надеждой, что быть может оно вновь возродит интерес к техническим маршрутам этой замечательной горы и понадобится кому-то из будущих восходителей.

Пик Корженевской является де-юре первым моим семитысячником (Хан-Тенгри, на который удалось подняться за 6 лет до того, на тот момент еще на 5 метров "не дорос" до 7000). Причем сразу по достаточно интересному пути - маршруту Добровольского. С тех пор довелось подняться на разные высокие горы по многим маршрутам, но тяга как к самой этой горе, так и к технике на высоте осталась...

PS. За время восхождения ни одной мало-мальски чрезвычайной ситуации не случилось, поэтому ничего такого интересного в текст описания привнести не удалось.

Описание.
Пик Корженевской 7105 м. по левому канту западной стены южного гребня, 1988 г.

Паспорт восхождения
1. Памир, хребет Академии наук, раздел № 4.1 классификатора маршрутов
на горные вершины.
2. Пик Евгении Корженевской (7105 м), по Л. канту З. стены Ю. гр.
3. Категория сложности - 5Б.
4. Характер маршрута: комбинированный.
5. Перепад высот маршрута: 1800 м.
Протяженность маршрута: 2900 м.
Протяженность участков: V кат сл. – 200 м., VI кат сл. – 310 м.
Средняя крутизна:
основной части маршрута – 70 град.
всего маршрута – 40 град.
6. Забито крючьев:
скальных: 50 (ориентировочно)
закладных элементов: 30 (ориентировочно)
ледовых: 10 (ориентировочно)
шлямбурных: 0
Использовано всего искусственных точек опоры (ИТО): 0
7. Ходовых часов команды: 41 час., 4 дня.
8. Состав команды:
Руководитель: Чочиа П.А., М.С. СССР
Участники: Корень А.В., М.С. СССР
Охонин С.А., К.М.С.
Голиков Н.А., К.М.С.
9. Тренер: —
10. Выход на маршрут: 27.07.1988 г.
Выход на вершину: 29.07.1988 г.
Возвращение в БЛ: 30.07.1988 г.
Спуск с вершины по маршруту Цетлина, 5А к.т.
11. Организация: МАЛ–Памир 1988

Общая фотография вершины. Снимок 1989 г. с вертолета с высоты около 4500 м.
Красная линия – маршрут команды. Синяя — маршрут Цетлина, 5А, 1966 г. Желтая — маршрут Добровольского, 5Б, 1966 г. Зеленая — маршрут Петрова, 5Б, 1988 г. (линия нанесена ориентировочно).

Профиль стенной части маршрута справа.
Снимок 2007г. с маршрута Бородкина на п. Коммунизма, с высоты около 6300 м.

Профиль верхней части стены (участки R6–R8). Снимок 1990 г. с маршрута Цетлина.

Рисованный профиль маршрута.

Фотопанорама района (с верхней части ребра маршрута Бородкина на п. Коммунизма; высота около 6200 м.).

Схема маршрута в символах УИАА.

Техническая фотография маршрута.
Снимок сделан в 1999 г. с вертолета, с высоты около 5800 м.

График восхождения:

27.07.1988 (12 часов)
Выход из б/л на леднике Москвина (4200 м.). Подъем до первого лагеря на маршруте Цетлина (5300м., "пыльная" ночевка) по сути является только подходом под маршрут, поэтому данную точку можно считать началом маршрута.
От 5300 подъем по леднику, стекающему с западного склона, Ю. гребня и выход на плато на высоте около 5500 м. (до этого места маршрут группы совпадает с маршрутом Цетлина 5А к.т.). С плато подъем влево вверх по снежному склону до контрфорса (некрутого и снежного в нижней его части), разделяющего цирк Ю. гребня и западный цирк вершины (участок 0-1). Ночевка на снегу на высоте ок. 5600 м. Погода отличная.

28.07.1988 (12 часов)
По снежной части контрфорса увеличивающейся крутизны подход к скалам левого канта стены (участок 1-2), выход на скальный гребешок крутизной 45–60 градусов, левее которого находится ледопад. В нижней части гребешка — контрольный тур. По скалам гребешка (участок 2-3, Фото 1 и 2), в верхней части которого возможен обход по льду крутизной ок. 50 градусов (участок 3-4, Фото 3), подъем под нижнюю часть стены, в начале которой расположены весьма характерные 3 скальных "пальца" (Фото 4). Обход "пальцев", в принципе, возможен как слева, так и справа.
Нижняя часть стены (участок 4-5) представляет собой сильно разрушенные скалы крутизной ок. 60 градусов. Далее начинается средняя (крутая) часть стены (участок 5-6, Фото 5). По скалам крутизной 75–80 градусов до маленького ледового гребешка (4-5 м.), в котором было вырублено место для сидячей ночевки. Второй контрольный тур (в консервной банке, привязанной к скальному крюку). Погода хорошая.

29.07.1988 (10 часов)
Продолжение прохождения средней части стены. Крутизна скал 80-90 градусов (участок 6-7, см. также фотографию профиля верхней части). В верхней части стены (участок 7-8) скалы выполаживаются (60-75 градусов), выход на Ю. гребень на высоте ок. 6600м (верхняя часть маршрута Цетлина). Подготовка площадки на снежном гребне, установка палатки. Подъем налегке на вершину (7105 м.) и спуск к палатке. Ночевка. Погода хорошая.

30.07.1988 (7 часов)
Спуск в базовый лагерь на л. Москвина (4200 м.) по маршруту Цетлина. Погода отличная.

Из протокола разбора:
Маршрут намечен в 1987 г., комбинированный. Нижняя часть – неявно выраженный скальный гребень. Верхняя – сложный, почти вертикальный скальный участок. Скалы очень разрушены, крутизна и сложность возрастает с набором высоты. Маршрут логичен, сбиться с маршрута трудно. Ночевка на маленьком снежном гребне, сидячая. Маршрут очень хороший, но большая трудность в том, что скалы сильно разрушены, каждую точку страховки надо тщательно проверять. Стена очень поздно освещается Солнцем, холодно лезть.
Сравнение с аналогичными маршрутами данного района, пройденными ранее.
По мнению руководителя и участников группы, пройденный маршрут по сложности не уступает маршруту Беззубкина на п. Коммунизма, заметно сложнее маршрута Добровольского на п. Корженевской, а также существенно сложнее маршрутов Романова и Маркелова на п. Корженевской. В сравнении с маршрутом на п. Клары Цеткин – там более длинный маршрут, но такого сложного лазания нет.

Фотоиллюстрации отчета
(к сожалению удалось отыскать только пленку со снимками в нижней части маршрута.)

Фото 1. Участок R2–R3. В нижней части контрфорса. Высота ок. 5950 м.

Фото 2. Участок R2–R3. В средней части контрфорса. Вид вниз. Высота ок. 6000 м.

Фото 3. Участок R3–R4. Верхняя часть контрфорса и нижняя часть стены. Высота ок. 6100 м.

Фото 4. Участок R4–R5, R5–R6. Начало стены. Высота ок. 6150 м.

Фото 5. Участок R4–R5. В нижней части стены. Первым работает А.Корень. Высота ок. 6250 м.

"Пик Корженевской является де-юре первым моим семитысячником (Хан-Тенгри, на который удалось подняться за 6 лет до того, на тот момент еще на 5 метров "не дорос" до 7000)."
Меня очень интересует точная высота Хан-Тенгри. Каким образом он "подрос" на 15 м? То ли более точно измерили, то ли суверенный Казахстан решил "заиметь" свой семитысячник? Не Чуров ли там случайно высоту измерял?

Сложно ответить на Ваш вопрос. Еще в ту пору, когда впервые появилось значение высоты 7010, достоверной информации, откуда это взялось, не было.
В Википедии написано так: "Высота — 7010 метров (с ледником), без учёта ледяной толщи — 6995 м."
В англоязычной Wikipedia указано: "Khan Tengri 7,010".
Как написано на одной из страниц, "Whether the peak is actually over 7000m is a controversial subject. It's geographical elevation is 6995m but the glacial cap rises to 7010m. You decide!". ;о)

Все просто. Географическая высота(коренная порода) - 6995м. Фактическая - 7010м. Ледовый купол поднимается выше вершины, но это вода, хотя и твердая.

В 1980 в Цее общался с парнишкой из Ташкента, он рассказывал, что подрабатывал как раз в топографической экспедиции, которая "перемеривала" Хан - Тенгри

намеряли?)

Измеряли в советское время - 6995. Не слышал, что производили повторную топосъёмку.
По данным SRTM - радиолокационного зондирования Земли:

пик Революции: SRTM - 6929, топосъёмка - 6940, ошибка SRTM - 11 м.
пик Коммунизма: SRTM - 7477, топосъёмка - 7495, ошибка SRTM - 18 м.
пик Корженевской: SRTM - 7084, топосъёмка - 7105, ошибка SRTM - 21 м.
пик Ленина: SRTM - 7134, топосъёмка - 7134, ошибка SRTM - 0 м.
пик Победы: SRTM - 7432, топосъёмка - 7439, ошибка SRTM - 7 м.
пик Хан-Тенгри: SRTM - 6971, топосъёмка - 6995, ошибка SRTM - 24 м.

Куда уж выше?

... остается добавить, что при трогательной точности в 3 десятых метра, принятая генштабом высота п.Победы 7439,3м на четыре метра отличается от измерений южных соседей, где п.Томур Фенг уже 7435,3м.

To interpreter:
Вот здесь возможно ответ на Ваш вопрос, каким образом Хан-Тенгри "подрос" на 15 м.

Не понимаю таких маршрутов, как тот, который у вас обозначен пунктирной зеленой линией. Выглядит надуманным. Чуток спрямили маршрут Цейтлина, пролезли часть стены. Тогда бы уж по центру этого бастиона шли! Одно дело, когда стена идет большую часть маршрута, а тут маршрут на 80-90% совпадает с Цейтлиным, а этот стенной участок можно с комфортной стоянки под стеной обрабатывать хоть несколько дней.
Да, конечно, маршрут сложнее, чем Цетлина, но где логика-то?
Там перепад стенной части - метров 400, максимум - 500, так что даже можно без ночевки на стене пройти.

Стеценко писал, что этот маршрут был пройден для разминки и акклиматизации перед восхождением на Ю. ст. п. Коммунизма. В этом плане все очень логично.

Да, нам нужно было что-то стенное, но не очень сложное. "Разминали" меня и Егорова, остальные четверо в этом абсолютно не нуждались. Конечно, в отличие от того маршрута, о котором пишет П. Чочиа, наш маршрут совсем логичным назвать нельзя, но он достаточно сложный. Один раз мы ночевали на площадке, построенной с помощью гамака (он так и висит там, прямо над гротом, не решились вытряхивать его содержимое на ранних восходителей), второй раз спали вообще стоя, и только третья ночевка, уже на гребне, была нормальной.

Владимир, здравствуйте!
Очень интересный у вас рассказ про ваше восхождение по Ю. стене п. Коммунизма (ссылка), приятно читать. Помню, несколько лет назад прочел, а сейчас еще раз перечитал. Да и другие ваши рассказы. У вас очень хороший стиль.
Не пишете что-то в последнее время про горы?

...

Думаю, не стоит повторять и без того тиражируемую ошибку в фамилии. Цетлин Валентин Михайлович, 1927 г.р. С командой СКАН (спортивный клуб Академии Наук) в сезоне-1966 первыми проложили путь на п.Е.Корженевской, который является самым популярным маршрутом ежегодно для многих десятков восходителей на этот семитысячник.

Легко и красиво!
Замечательный маршрут, я тоже надеюсь, что его будут ходить.

Путешествие на Москвина сейчас сопоставимо по стоимости с выездом в любой горный район мира с гораздо более брендовыми Горами, при этом, менее сложными. Забытые Горы- участь всех сложных стен бывшего Союза. По трудозатратам они зачастую сложнее брендовых и при такой же стоимости экспы, вряд ли будут пользоваться успехом у нынешней крутизны. А жаль. А проводить очную высотную технику в России пока не с кем.

> "... А жаль."
Вот и я про то же...

На Москвина последние годы еще и организационный бардак, с Иныльчеком по "уровню сервиса" не сравнить, а денег хотят больше.. Так что трижды подумаешь, поехать туда, или в Киргизию-Непал-Пакистан..

Маршрут Маркелова на Корженевскую, кстати, несколько лет назад пару групп ходили. Хотя конечно он простой относительно других неклассических.

> "Маршрут Маркелова на Корженевскую, кстати, несколько лет назад пару групп ходили."
По крайней мере про одну группу я в курсе. Про сложность тем более, поскольку еще в 84 г. был в числе его первопроходимцев. Мы его тогда тоже ходили в значительной степени ради схоженности перед первенством союза.

А раз уж тут разговор зашел, то можно я по обуви спрошу?

Собираемся с группой товарищей на Москвина этим летом, с простейшей программой.

Прошлым летом на Ленине я себя просто зашибезно чувствовал в Scarpa Cubmre (утепленный однослойный ботинок) + утепленные басковские бахилы . По теплоте было весьма комфортно, а по весу/удобству я однозначно порулил своих друзей с пластиками (само-собой) и ботинками для 10-ти тысячников. Если бы я опять на Ленина отправился, наверное однозначо бы опять такой вариант взял.

Вопрос в следующем: прокатит ли подобная обувь на Корженеве и Коммунизме? Или там все принципиально по-иному - выше/холоднее/суровее? Поделитесь опытом, кому достоверно известно?

> "... и ботинками для 10-ти тысячников"
Про ботинки для подобных восхождений ничего не могу сказать. Опыта нет и спросить не у кого. :o\
На Ленина и п.Корженевской условия приблизительно одинаковые, на Коммунизма чуть прохладнее. На высоте все же рекомендую иметь двойные ботинки, поскольку в таком случае имеется запас по теплоте на случай плохой погоды.

Очень приятно восхождение! Поздравляю! Лично я бы также очень заинтересован в одном пути подъема. В 1982 году там сделали восхождение на западную стену три словацкиe альпинисти Золтан Демьян (15 октября 1984 годa он совершил восхождение без кислорода на Эверест), Петeр Бoжик (18 октября 1988 годa он пропал без вести во время спуска с Эвереста) и Мирослав Белица. Но нигде это не опубликованo. Может ли кто-нибудь посоветовать?

К сожалению с ходу не могу Вам помочь. Сам я в тот год на Москвина не был. Времени прошло много, иных уж нет, а те пара человек, кого я смог спросить, уже не помнят... :о(
Нужны еще какие-то зацепки. Может быть они ходили маршрут Добровольского? Насколько я знаю, это единственный маршрут со стороны западных стен, который повторялся. Если бы словаки шли первопроход, то про него наверняка бы знали и говорили, однако таких разговоров не было.

Добрый вечер да это было первое восхождение. Это было оценено очень высоко. Золтан Демьян и Мирослав Белица еще жив. Это можно было бы узнать от них, но я не знаю их лично. Я написал это здесь просто так если случайно кто-нибудь знает больше об этом. Неважно.

Небольшой минус Корженевы в том, что она из лагеря практически не видна. Так что желательно наблюдателей тогда будет иметь на месте, под стеной.

Наличие наблюдателей совершенно не обязательно.

Паша, спасибо. Как приятно было прочитать и вспомнить. А про первопроход на Коммунизма у тебя что-нибуть есть?
Всегда жду в гости.
Сергей, Лозанна.

Серега, привет! Весьма неожиданно.
Спасибо за приглашение. В январе даже катался сравнительно неподалеку от тебя - в Авориазе (Фр., с другой стороны озера), временами заезжая в Шв. :о)
Бумажная копия отчета на К. стоит у меня на полке, но в электронном виде его нет.
В Москву не планируешь в обозримое время?
(Дальше лучше в личку или pa4{*}mail.ru)

Сергей, Привет из Питера!!!
Павел, спаибо за статью - так хочется подышать воздухом поляны Москвина

> "так хочется подышать воздухом поляны Москвина"
ДА!!! Ну и сходить там на Горы! ;о)

Касательно маршрута, который прошли словацкие альпинисты в 1982 г.
Связался по этому поводу с В.Глуховым - он в тот год был нач.спасом на Москвина. Насколько он помнит, какая-то группа поднималась правее языка ледника, стекающего со склона "грот 5800 - перемычка 6100" с выходом на 6100. Некоторый разумный вариант такого подъема я провел пурпурной линией. Получается, что это альтернативный выход на плечо 5800 южного гребня. Далее до 6100 путь совпадает с маршрутом Маркелова, а затем с маршрутом Цетлина.

Спасибо. Может быть, это, как вы пишете. Я, в свою очередь отправить веб-страницу http://www.boat.sk/dhaulagiri/, где Мирослав Белица. Затем он остановился с альпинизмом. В прошлом году, однако, он пытался добраться до вершины Дхаулагири. Не удалось ему. Является директором компании, которая продает автомобили. На сайте, с ним разговор.

Если Вы про страницу на facebook, адрес которой сообщали выше, то попытка выйти на нее дает сообщение:
"Запрошенная вами страница не может быть отображена в данный момент. Возможно, она временно недоступна, действие ссылки закончилось или у вас нет доступа к просмотру данной страницы."

Маршрут Мирослав Белица - Мариaн Марек, число 28, ЧССР в 1981 гoду нa Пик Сомони. Я не знаю, если это когда-либо восхождение некоторые повторения. Вы не знаете? Это было также очень высоко ценится восхождения в бывшей Чехословакии.

Да, маршрут №28. Но это же совсем на другую гору и другая группа (и тот ли самый Белица?).

Да это тот же Мирослав Белица. Я могу написать Золтану Демьяну. Я еще не знаю, будет ли он писать мне ответ. Я дам Bам знать, тогда.

Ребята, а ведь на западной стене по моему есть ещё три маршрута 6а. И один из них мы ходили. По центральному контрофорсу в1993 г.

... я правильно понял, что Вы в 1993 году повторили маршрут ДСО Мехнат Путинцев'80?

Не зря, значит, я закинул невод - попалась рыбка! ;о))
Ц. контрфорс - это маршрут Путинцева-80?
А кто - "мы"? Откройтесь! Интересно же.

... видимо, один из:
Геннадий Шаферов (рук.), Сергей Дементьев, Сергей Щеглеватых и Игорь Шаповаленко. Повторили в августе 1993г. м-т Путинцева'80 (в верхней части вышли на м-т Трощиненко'80). 6А, 6 дней (одна ночевка сидячая). Молодцы!
Явный претендент на "последнее техническое" ;)

Действительно я Игорь, этой горой закрыл кмс. Для нас гора довольно не просто далась. Из 6 дней, 2 заканчивались при свете луны.Да и второй бастион не так просто пересекался полкой. Вобщем опыта горовосхождений у нас прибавилось. Хорошая гора. Перед этим получили аклимуху на Коммунизма. Так показалась потом прогулкой.

Игорь, а что там за история была с камнем, прошившим палатку на биваке?

Гора в любом случае достойная. Молодцы, что решились на такую стену; простоты на них не бывает. Мое высказывание выше - скорее из любви к перфекционизму.