REDFOX-ELBRUS RACE 2013 глазами Камчадалов.

Пишет 6floor, 04.07.2013 11:10

REDFOX-ELBRUS RACE 2013 глазами Камчадалов. (Скайраннинг, ski-mountaineering, skyrunning, ски-альпинизм, скайраннинг)

Камчатка, конец апреля - дождь, снег... А там, где мы жили эти две недели, было по-летнему тепло. Только на высоте, начиная с 3000 метров, лежал нормальный снег для катания.

Там - это где живут настоящие горцы, там, где величие гор внушает почтение и в первые дни просто не даёт тебе спокойно ходить по земле. А может, это просто влияние высоты. Место это зовётся Кавказ. Мне посчастливилось побывать здесь в составе команды камчатской сборной по ски-альпинизму. С 30 апреля по 10 мая проходили соревнования на склонах горы Эльбрус. Здесь проводился заключительный этап кубка России по ски-альпинизму, а так же в пятый раз компания Red FoX совместно с федерацией Альпинизма России проводила международный фестиваль REDFOX-ELBRUS RACE - гонки по скай-раннингу и ски-альпинизму.

Вылетаем 29 апреля все вместе - 5 человек команды и два человека для участия в судействе. В аэропорту встречаем много знакомых и друзей. Очень приятная и тёплая атмосфера сложилась в начале поездки. Летим компанией Аэрофлот, у которой в этом году юбилей – 90 лет. Поздравляем! Нам было предложено на выбор меню, а так же фильмы и передачи на выбор. На задней стенке каждого кресла вмонтирован монитор. Монитор показывает момент взлёта и посадки самолёта. Во время длительного перелёта с помощью пульта можно выбрать кино, музыку или передачу на свой вкус. Признаюсь честно, я осуществил свою давнюю мечту – посмотрел старый советский фильм “Берегись автомобиля”. Как-то раньше не удосужился. Не успел я посмотреть три фильма, съесть завтрак и ужин, как уже пошли на посадку. В Москве + 26, зелёная трава. У нас пересадка до Мин.Вод, багаж получать не надо - он сразу же с Камчатки идёт до конечной точки путешествия. Четыре часа ожидания и идём на посадку.

Приземляемся в Мин.Водах, я сижу около окна, Саша Мулькеев возле меня. Я вижу, как достают багаж из самолёта, солнце ласково прощается с нами и медленно уходит за горизонт. Даже через обшивку самолёта я чувствую как тепло на улице. Так и есть - командир корабля сообщает, что температура воздуха + 28 градусов. Да… здесь Камчаткой и не пахнет. Саша пристально следит за разгрузкой багажа и вдруг произносит: “А где моя сумка? Что-то не вижу её... Наверное, её потеряли”. Я улыбнулся, сказал, что не может быть такого, что всё в порядке. Но самое интересное оказалось то, что сумка на самом деле не пришла. Понятно, что в сумке было всё… В аэропорту взяли нужные телефоны для поиска багажа и отправились в посёлок Терскол. На двух такси проезжаем три блокпоста, на которых дежурят мужчины с автоматами и в бронежилетах. Приземлились в Ставропольском крае, а едем в Кабардино-Балкарский край. В полпервого ночи подъезжаем к гостинице “ЦСКА” - самому большому и высокому зданию в посёлке. На лифте поднимаемся на пятый этаж, размещаемся в номерах и спать (у нас дома уже вечер следующего дня). По телевизору идёт мой любимый фильм “Свои”. Скоро вставать.

Утром, 30 апреля просыпаемся раньше шести, уже светло. Выхожу на балкон и вижу тот Кавказ, про который слышал много раз, и видел на фотографиях. Голова кружится, но это, наверное, от высоты, она здесь составляет 2160 метров. Идём на пробежку. Отмечаем с Костей возвышенность, на которую хотим сходить. Завтрак в семь тридцать, но как мы потом поняли надо приходить пораньше. Система питания здесь – “шведский стол” и немного припозднившись, можно остаться без сладкого. После принятия пищи решаем организационные моменты по проживанию. Только в 12 часов выезжаем наверх, для акклиматизации. Саша Мулькеев остался в номере, ищет свой чемодан. Звонит по всем известным номерам, мучает по телефону представителей “Аэрофлота”. На него было жалко смотреть, мы сочувствовали ему как могли.

На старенькой “ГаЗели” едем до посёлка Азау. 10 минут и мы на месте. Отсюда по канатной дороге поднимаемся до 3500 метров, тем самым покорив Корякский вулкан (высота Корякского вулкана 3456 метров). Здесь мы спокойно можем наслаждаться панорамой главного Кавказского хребта и, конечно, двуглавым Эльбрусом. Самочувствие нормальное. “Станция Мир” - так зовётся конечная точка канатной дороги. Пристёгиваем лыжи и вперёд, потихонечку. Но потихонечку у нас не получается, мы сразу же включаемся в работу и довольно быстро продвигаемся вверх. Доходим до базы “Приют-11”, высота чуть больше 4000 метров. Организм уже понимает, что такое гипоксия и требует компенсации. Разговариваем с итальянцами, говорят, что приехали сюда на машине, сейчас готовятся к восхождению на Эльбрус. Мы ещё немного подышали и покатили вниз, снег весенний, раскисший. Спешим вниз на обед, уже опаздываем. На 3000 метрах пересаживаемся в другую кабинку. Володя влез, следующий Костя. Вдруг, бах! Двери резко закрываются, и кабинка вместе с Костей в дверном проёме поехала вниз. Мы стали кричать, чтобы остановили кабинку, еле докричались. Ещё чуть-чуть и Костя ехал бы, свисая над 50-метровой пропастью.

Посёлок Терскол можно пройти пешком за 10 минут. Здесь растут высокие сосны, и поют птицы. Воздух - самый чистый горный, которым невозможно надышаться, до того он вкусный. Прогуляться вечером перед сном самое милое дело. Что мы и делали, посетив посёлок Чегет. Прикупили там значки и панораму Кавказского хребта. Следующий день, 1 мая, прошёл по тому же сценарию. Утром пробежка, затем завтрак, и в 9 утра едем на высоту. Саша Мулькеев насобирал у кого можно вещей и поехал вместе с нами. Багаж не нашли.

2 мая. Утром бегаем, потом - в спортивный городок. У меня до сих пор по утрам кружится голова, не могу адаптироваться. Сегодня вертикальная гонка. Стартуем в 11, и через полчаса Костя Савчук первым пересекает финишную черту. За ним приходит наша камчатская спортсменка, многократная победительница этапов по ски-альпинизму и лыжных гонок, и просто красавица Лариса Соболева. За ней пришёл Александр Мулькеев. На сегодня мучения закончились. После обеда с Костей пошли гулять и почти случайно поднялись на ту самую возвышенность, которая нам приглянулась с первого раза. Наверху стоит обсерватория, на которую ведёт дорога. Если дальше идти по ней, то можно прийти к водопаду Девичьи Слёзы. По пути встретили маленькую ящерку, стадо горных козлов и куропатку, которая нас напугала. Вечером ходили на судейскую. Завтра личная гонка, на которой каждый сам за себя. Все решили, что быстро не побежим, будем потихонечку…

3 мая началось с громкого заявления нашего тренера Саши Мулькеева. В шесть утра он распахнул дверь в нашу комнату и объявил: “Я нашёл чемодан, он на Камчатке”. Потом он объяснил нам, как мы забыли его багаж в зале ожидания аэропорта г. Елизово. Известив о находке сотрудниц “Аэрофлота” (которым он надолго запомнится), он, конечно, извинялся. Сотрудницы тоже приносили извинения и сказали, что багаж вылетает первым рейсом и прибудет в посёлок Терскол на такси.

Старт в 11 часов. Высота 2800 метров. На старте новые лица, в основном молодые ребята из Военного Института Физической Культуры. На первом же спуске кто-то из спортсменов ломает лыжу. Костя, несмотря на наши вчерашние прогулки, “рванул как на пятьсот” и оказался в лидерах. Перепад высоты за гонку составил 1900 метров, длина трассы около 11 км. За всю трассу у меня два раза отклеивался камус, один раз слетела кошка с ботинка, и ещё я упал на одном из спусков. Кстати, что многие ребята отмечались падением, и каска им очень пригодилась. Спасибо Ларисе за свежий камус, без него бы не дошёл. По результатам гонки Костя и Лариса - первые, Володя - пятый, я - шестой, Саша - восьмой. В автобусе, по пути на базу, местные ребята обсуждали Камчатку, говорили, что у нас снег круглый год и крабы мы с икрой едим, потому и бегаем быстро.

После обеда подарили нашему другу из Магнитогорска Юре Курганову поход в баню – у него День рожденья. Грелись в парилке, пили чай и обсуждали перспективы ски-альпинизма. С Костей подарили всем по значку “За восхождение на Приют-11”. Время пролетело за разговорами и вениками.

4 мая - выходной день - и мы с Костей пошли гулять на местную гору Чегет. Вместе с нами отправились Галя Волгина и Николай Алексеевич. До 3000 тысяч поднимались на старом кресельном подъемнике. Страхуемся цепочкой и летим над пропастью, выше ёлок и сосен. Наверху делаем снимки на фоне Эльбруса и Донгузорун. Дальше мы с Костей идем на лыжах на предвершину Чегета. Здесь встречаем знакомых итальянцев, говорят успешно сходили на Эльбрус, завтра уезжают домой. Ну, а нам ещё бегать здесь. Мы тоже думаем о восхождении на Эльбрус. Здесь же знакомимся с Димой из Москвы, который приехал на соревнования по скай-раннингу. Поехали вниз, склоны весенние, раскисшие, настоящий фрирайд.

Вечером сидели до одиннадцати - ждали Сашин багаж. Его бесплатно привезли из Мин.Вод на такси. Завтра командная гонка. Мы бежим с Костей. Немного волнуюсь, боюсь подвести напарника.

5 мая. Старт как всегда в 11 утра. Начали очень хорошо. На третий спуск уходили вторыми, во время спуска нагнали лидеров и двигались вместе, до тех пор, пока поняли, что приехали не туда. Мы очень много потеряли времени, пока не осознали, что с данной точки начинается подъём. Силы поубавились, но только не у Кости. Он с лёгкостью взял меня на буксир и вместе побежали вперёд. На последний подъём, мы с отрывом уходили первыми. И как всегда, в самый неподходящий момент подвёл камус. Две пары камусов и запасная Костина были мокрые насквозь, и не хотели клеиться к лыжам. Нас обошли три команды, пока не подошла вторая камчатская двойка Мулькеев-Табабилов, которая и дала нам свежий и сухой камус. Наклеив его мы побежали догонять участников. Хотя побежали, это громко сказано, только мы ускорились, как через 5-7 метров мы пошли пешком…высота. На высшей точке 4100 метров, которую мы проходили, шёл град и дул ветер. Руки очень замёрзли. Четвёртую команду мы обогнали только благодаря силе Константина и терпения Алексея. На последнем очень длинном спуске нам не удалось догнать третью команду и на финиш мы пришли четвёртые. Очень интересная и динамичная гонка. Спасибо Ларисе за воду на гонке и морально-психологическую поддержку. Длина трассы составила 14 км, а перепад высоты составил 1950 метров.

После обеда мы отдыхали, слушали музыку и играли в “Миллионера”. Пока с Костей бегали в магазин, ребята выиграли “миллион”. После ужина поехали в посёлок Азау на награждение. Довезли местные ребята на белых Жигулях. В дороге разговорились, приятно было услышать, что они знают Камчатку и хотят приехать покататься на лыжах. Денег не взяли, за что отдельное спасибо. Камчатская сборная по ски-альпинизму заняла общекомандное второе место по итогам всех кубков России. Константин Савчук занял второе место в рейтинге спортсменов России, а Лариса Соболева первое. Молодцы! Российские соревнования закончились, начинался Red Fox Elbrus Race.

6 мая. Ночью звонил друг с Камчатки, поздравлял с победами, о которых узнал по радио - приятно. После завтрака ходили регистрироваться для участия в соревнованиях в рамках Red Fox. Мы с Костей зарегистрировались на два дня. Будем участвовать 7 мая в забеге по скай-раннингу вертикальном километре и 8 мая ски-альпинизм, командная гонка, Кубок Победы. Один день - одна тысяча рублей. Взамен дают футболку с изображением Эльбруса, пропитку для одежды и рюкзачок с журналами. Ещё два дня для регистрации - это забег на Эльбрус и снегоступинг. На Эльбрус мы решили сами подниматься, а в день снегоступинга мы уезжаем домой. Так что зарегистрировались мы на два дня и пошли пешком вниз до Терскола. Позвонил домой, дочь обрадовала, что вышла замуж, я говорю доченька, папы ведь на свадьбе не было, как ты могла. Она быстро сообразила и отвечает, а у нас только репетиция была, свадьба потом… дочке четыре года.

Перед ужином бегали до Азау, возвращались по дождю. Вечером пришла в номер Галя Волгина и сказала, что представители Scarpa выбрали Костю и Ларису лицом фирмы и хотят заключить с ними контракт на пять лет. Молодцы!

7 мая. Старт в 9 утра. Нас с Костей поставили во второй эшелон. В стартовом городке встретил парня, который участвовал в соревнованиях МЧС на Камчатке в 2011 году. Лариса стоит впереди, дают старт. Побежали, тратишь силы пока обгоняешь впереди бегущих спортсменов, трассу не знаем, когда финиш непонятно. Какой-то парень кричит ”Камчатка, давай!”. Стараюсь давать. Слежу за пульсом, боюсь закислить организм. Костя где-то впереди, значит я за ним. Ага, вот и финиш, выжимаю из себя последние силы… финиш!

Нашёл Костю, он финишировал третий. Рассказывает, что с соперником шли вместе, а на финише он буквально вырвался корпусом вперёд. Лариса - восьмая среди всех и, естественно, первая среди женщин. А ведь это этап Kубка мира по скай-раннингу. Первым забежал итальянец со временем 44 минуты, Лариса улучшила своё прошлогоднее время на пять минут. Я прибежал 26-м в общем зачёте, со временем 56 минут. Снимки на память и вниз, отдыхать, завтра опять бежать.

8 мая. Старт в 9 утра. Подъехали новые участники, а именно сильные соперники из Внутренних Войск. Эти ребята приехали из Италии, из г. Манцелами, где проходил марафон по ски-альпинизму, протяженностью более 43 км. Протяжённость же нашей гонки составила 16 км., а перепад высоты около 2 км. Бежали с Костей из последних сил, конкуренция сильная. Финиш был в горку, и когда мы видели третью команду, которая шла к финишу перед нашими глазами, Костя спросил у меня “Ну, что поднажмем?”, я говорю “Сил нет”, а он отвечает “У меня тоже”. В итоге мы четвёртые. На финише, довольные от гонки, мы упали на снег и просто радовались тому, что дошли, и старты закончились, и то, что светит солнце… адреналин бил ключом. Эмоции переполняли нас, но мне расслабляться было рано. Надо срочно вниз.

Скатываемся вниз в Терскол, бежим в прокат Альп.снаряжения, берём ботинки и спальник. Собираем вещи на восхождение. Обедаем и едем наверх. Еле-еле успеваем на последнюю кабинку, на которой отправляемся на 3500. Дальше на кресельном подъемнике до 3800 метров. Потом 50 минут поднимаемся до Приюта – 11. 500 рублей с человека и мы получаем койку-место. В приют подходят ребята, которые поднимались на Эльбрус с северной стороны. Вечером пьём чай, разговариваем про Эльбрус, про ски-альпинизм.

Николай Алексеевич ушёл на гору в час сорок ночи. Мы так и не смогли толком уснуть, дремали. Высота более 4000 метров сказывается на организме. В пять тридцать вышли и мы. Гора как будто ожила. Тропа, по которой поднимались люди, была освещена фонариками. Втроём мы быстро набирали высоту, ну по крайне мере мы догоняли и обгоняли всех участников восхождения. На самом деле мое самочувствие соответствовало высоте. Ноги шли неплохо, а вот голова соображала плохо. После 10-15 шагов останавливался и отдыхал. Саша и Володя убежали вперёд, я шёл своим темпом и потихоньку вышел на косую полку, которая ведёт к перемычке. Оттуда начинается подъём на западную вершину, высота которой 5642 метра. И вот на этой косой полке и пришла ко мне, известная всем “горняшка”. При чём пришла она не только ко мне. Пришла она и к Николаю Алексеевичу и к Володе. И у всех одни и те же симптомы. Идёшь как будто пьяный, ноги заплетаются, голова соображает плохо, готов всех обнять и расцеловать. Стали обгонять лидеры забега на Эльбрус. Дошёл до перемычки, высота 5300, время 10 утра. Присел, соображаю, что происходит, отдыхаю. Володя решил идти вверх, пошёл, но о-о-очень медленно. После передышки, я решил рискнуть подняться. Прошёл метров 30 по высоте и понял, что надо идти вниз. Гипоксия делала своё дело. И я потихоньку пошёл догонять Николая Алексеича, который тоже пошёл вниз.

Я медленно, упорно шёл вниз, отдыхал и снова шёл. Поток людей шёл наверх, а я шёл вниз. Терпел и шёл, начинала болеть голова. Присев на камушек, было очень тяжело подняться вновь. Но организм знал, что есть такое слово “НАДО”. Здесь я понял, как люди садятся и умирают, им уже ничего не хочется… просто сесть и забыться.

Мы все собрались в Приюте-11. В итоге на вершину поднялись Александр Мулькеев и Володя Табабилов. Лариса Соболева, которая шла лидером весь путь от пос. Азау, не дошла 100 метров до финиша. Её срубила “горняшка”, настолько сильно, что она просто упала в обморок. Но мы знаем, Лариса у нас лучше всех. Когда спускался вниз, поговорил с любимой, сказал, что спускаюсь вниз, а потом написал SMS “Всё, устал…”, и отключил телефон. Сидя в кабинке, я понял, что я на самом деле устал: за семь дней пробежал пять стартов без акклиматизации, поднялся на две местные вершины. Вдобавок восхождение (попытка) на Эльбрус, всё это сказалось на моём организме. Я присел в кабинке и понял, что надо ехать домой, устал и соскучился. Уже в номере, когда на Камчатке был час ночи, мне дозвонилась моя любимая, она очень переживала за моё здоровье. Она думала, что после той “SMS”, я сел на камушек и больше не встал… Мне звонит, а телефон отключен. Дозвонилась, два часа спустя.

Внизу, мы собрались в номере, подвели итоги, открыли шампанское и поздравили друг друга с успешными стартами, успешным восхождением.

До Камчатки добирались разными группами, мы с Володей и Сашей ещё провели ночь в МинВодах. Вино пили Ставропольское, очень вкусное. Вечером ездили на такси в местный торговый центр “Вершина”, купили подарки родным. Такси в Мин.Водах стоит 50 рублей, а маршрутка стоит 14 рублей, нам дешевле на такси было. Когда проходили таможню в Мин.Водах все “вкусности” в стеклянной таре пришлось отдать в аэропорту нашему другу Володе Гончар. С ним мы познакомились на Камчатке, когда он приезжал к нам на российские соревнования МЧС. А в Терсколе он учился на горного гида-проводника и приходил к нам в гости. Одну баночку молодых еловых шишек удалось провезти. Только 12 мая мы приземлились на камчатскую землю.

Всем большое спасибо за отдельно прожитую жизнь. Галине Волгиной за улыбку и настрой, за воду и поддержку на дистанции, Калюжному Николаю Алексеевичу за то, что носил наши вещи со старта на финиш и помогал в соревнованиях. Ларисе Соболевой за снаряжение и воду, за первые места в гонках, Саше Мулькееву за советы и игру в “Миллионера”. Володе Табабилову за парафин, камус и ночной душевный разговор, Косте Савчуку, за то, что боролся и тащил меня из последних сил, сражался до конца и не сдавался. И, конечно, отдельное спасибо Карпенко Валерию Николаевичу, министерству спорта и туризма на Камчатке, и руководству Поисково-Спасательного Отряда.