Пишет lesfly, 17.07.2013 23:21

Сегодня едут навестить Сарым (Срым) Джумаханович Кудерина ...

17.07. 2013 Божуков Валентин Михайлович позвонил с дороги в Сванетию, сказал:

17 июля 2013 года их с Ларисой Кудериной встретят во Владикавказе , далее совместная дорога к месту захоронения великого альпиниста....

" Не зная возраста, тяжело и прочно стоит в Большом Алма-Атинском ущелье молчаливая гора – пик Сарыма Кудерина. И очень далеко от нее, в сердце Сванетии, на простом камне – его стихи.
Г. Л. Федорова

Сарым Кудерин по образованию филолог, по профессии педагог и журналист, поэт. В 1958 г. закончил филологический факультет Казахского государственного университета.
Преподавал русский язык и русскую литературу в школе, работал в редакции газеты «Дружные ребята».
Стихи Сарыма были опубликованы только после его смерти: сборники «Новые стихи» (издательство «Жасуши, 1967), «Вершина (издательство «Жалын, 1977). Были публикации в «Просторе», журналах «Родники», «Поэзия» и др.
Горы были самой большой его любовью. Мастер спорта по альпинизму (звание присвоено 11.01.1963 г.).
В горы впервые стал ходить еще учеником 5 класса (1947 г.). Сарым брал мамину бельевую веревку и со своими друзьями отправлялся к своим «вершинам». Среди друзей – Виктор Павлович Егоров (1933-1967), МС, погиб при восхождении на пик Коммунизма.
Сарым - первый чемпион СССР по альпинизму из Казахстана (1962 г.). Золото получил за восхождение на пик Революции в классе высотных восхождений. Капитан команды – Лев Мышляев, участники: Борис Баронов, Валентин Божуков, Артур Глуховцев, Леонид Киселев, Сарым Кудерин, Юрий Смирнов.
В 1957 г. штурмовал Мраморную Стену (5А) под руководством Урала Усенова (МС, 1958 г.), а в 1960 г. – Западную стену Южного Талгара (5Б), рук-ль Алексей Вододохов (МС, 1960 г.).
Сарым Кудерин вместе с Уралом Усеновым, Сембаем Мусаевым, Николаем Авдеевым и Борисом Кельвером были привлечены В. М. Абалаковым в экспедицию (1956 г.) на пик Победы. Сарым был участником экспедиции, дошел до высоты 6800 м, выше его не пустили.

Сарым - первый тренер-студент-общественник (с 1955 г.), тренировал секцию университета. За неполных три года сумел подготовить молодежную команду, способную штурмовать сложнейшие вершины. Его ученики - известные казахстанские мастера высотного альпинизма, побывавшие на многих семитысячниках СССР - Владимир Запека («снежный барс» № 47, 1972), Игорь Кондрашов, Мансур Гизатулин, Риф Сагадеев, Тамара Постникова. Трое его воспитанников: Ерванд Ильинский http://www.climbing.ru/forum/all/topic_806/ , Юрий Голодов и Валерий Хрищатый стали выдающимися альпинистами СССР – покорителями Эвереста.
А все начиналось с кроссов у подножия гор, футбольных матчей, лыжных гонок, гимнастики в залах и спортивных восхождений в ущельях Заилийского Алатау. На привалах - костры, песни. В рюкзаке у Сарыма всегда были два томика любимых авторов: Гумилева и Паустовского."

14 ИЮЛЯ 2013 ГОДА День Памяти - 50 ЛЕТ КАК НЕТ С НАМИ САРЫМ КУДЕРИНА

ОН ПОГИБ В КОМАНДЕ ЛЬВА МЫШЛЯЕВА В 26 ЛЕТ. СЕГОДНЯ ЕМУ БЫ ИСПОЛНИЛОСЬ 75. САРЫМ КУДЕРИН. СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ. balabanoff 00:45 05.12.2011 http://www.risk.ru/users/balabanoff/190643/

Сарым (Срым) Джумаханович Кудерин (1936-1963). Мастер спорта СССР по альпинизму.
Имя при рождении: Срым (по-казахски моя тайна). Русский вариант имени: Сарым (по-казахски мой рыжий)

Альпинизм в Казахстане начал развиваться в 30-х гг., когда на Малоалматинский пик высотой 4376 м впервые взошли алмаатинцы Г. Белоглазов, В. Горбунов и москвич И. Мысовский.

В 1935 г. в нашей стране состоялась первая массовая альпиниада, которую возглавлял один из первых казахстанских альпинистов В. Зимин. После альпиниады Малоалматинский пик был переименован в пик Комсомола, а казахстанский альпинизм стал еще более популярным видом спорта в стране и за ее пределами.

Об истории развития нашего альпинизма, его опасностях, особенностях и достижениях мы попросили рассказать неоднократного чемпиона и призера чемпионатов СССР по альпинизму, главного тренера сборной команды ЦСКА по альпинизму и скалолазанию Ерванда Тихоновича ИЛЬИНСКОГО.

Ерванд Тихонович, расскажите об истоках казахстанского альпинизма.
- Альпинизм в Казахстане стал зарождаться в довоенное время. Мы были тогда одной из стран-лидеров, и эти позиции, кстати, не сдаем до сих пор. В 80-е годы были сильнейшими в альпинизме по сравнению с другими странами и лидировали практически по всем позициям в Советском Союзе. Сборная страны тогда на треть состояла из казахстанцев.
Первое значимое восхождение наших альпинистов, а по тем временам даже выдающееся, - это восхождение группы наших альпинистов на пик Хан-Тенгри в 1936 году. С этого момента в Казахстане начал развиваться спортивный альпинизм. Потом какое-то время этот вид спорта переживал у нас некоторое затишье – началось освоение Талгарского района и окружающих гор.

В послевоенное время в нашей стране было несколько экспедиций на Центральный Тянь-Шань, в район пика Мраморная стена. В 1954 году было еще одно успешное восхождение на пик Хан-Тенгри. В 1955 году трагически окончилось восхождение на пик Победы, где погибла почти вся казахстанская команда… В живых остался только Урал Усенов, который, кстати, стал первым чемпионом СССР по альпинизму в 1956 году. Какое-то время в Казахстане было "альпинистское" затишье, потому как погибли почти все лидеры нашей команды.

Конец 50-х – начало 60-х годов можно считать периодом бурного развития альпинизма в Казахстане. Тогда организовывались так называемые ДСО – добровольные спортивные общества, такие, как "Динамо", "Спартак", "Труд", "Буревестник". Например, "Буревестник" был студенческим обществом, "Спартак" "легкопромышленным" и т.д. Я, будучи в то время студентом, занимался в "Буревестнике". Тренировал меня Срым Кудерин.

- Альпинизм считается экстремальным видом спорта. Однако почему, несмотря на все опасности и в некоторых случаях даже трагические последствия, людей все равно тянет к горным вершинам?

- На этот вопрос ответить сложно. Например, для меня альпинизм сначала был просто интересным увлечением. Я ходил в горы, наслаждался их красотой… Немаловажным фактом также считаю благожелательную атмосферу в коллективе. Позже, как и в любом другом виде спорта, у меня появился спортивный азарт. По тем временам – мне было почти 22 года – я начал заниматься альпинизмом вовремя, а по нынешним меркам считается, что это уже поздно. Тогда у меня уже была определенная спортивная база, ведь до увлечения альпинизмом я занимался несколькими видами спорта. Поэтому за 4 года я выполнил норматив мастера спорта.

- И все же, что для Вас альпинизм?

- В первую очередь - спорт. Для меня он, кроме того, стал профессией, которая, собственно, не имеет отношения к полученному мною образованию и специальности. Я закончил политехнический институт по специальности "Автоматика и телемеханика", работал старшим научным сотрудником, одновременно тренируя нашу альпинистскую команду. В конце концов, когда профессионализм команды вырос, я понял, что мне нужно сделать выбор либо в пользу науки, либо в пользу тренерской деятельности и альпинизма. Я выбрал альпинизм, несмотря на то, что моя специальность мне нравилась. Кроме того, мой отец был против, чтобы я оставлял научную работу. Конечно, до определенного времени родителям нравилось то, что я занимаюсь спортом, не пью, не курю. Когда я вышел на уровень чемпионатов Советского Союза, родители радоваться моим успехам перестали. Масла в огонь подливали и различные разговоры о гибели того или другого альпиниста… Но вскоре родители с этим смирились – им просто не оставалось ничего другого.

- Каким из своих восхождений Вы особенно гордитесь?

- Каждое восхождение значимо по-своему. В свое время для меня сложным было взойти на пик Орджоникидзе, а сейчас это считается рядовым маршрутом.
Также могу назвать первое восхождение нашей казахстанской команды на пик Ленина. Сейчас до определенного места альпинистов могут подкинуть автомобили, даже вертолеты. В мое время таких удобств не было – мы всюду добирались сами, поэтому экспедиция занимала у нас около полутора месяцев.
В 1982 году я совершил восхождение на восьмитысячник Эверест, дойдя до 8500 метров. Но тогда я вынужден был принять участие в спасательных работах, которые велись в том районе, поэтому я спустился вниз, так и не дойдя до вершины пика. Но в 1990 году я все-таки взошел на вершину Эвереста, которая составляет 8848 метров.

- Ерванд Тихонович, расскажите, пожалуйста, как планируется любое восхождение и какие опасности подстерегают альпинистов?

- Прежде всего формируется команда, которая сможет совершить восхождение. Одновременно изучается объект восхождения, идут поиск и разработка маршрута. Также немаловажный момент – поиск спонсоров. Затем налаживаются или обновляются контакты с компаниями, занимающимися организацией восхождений.

Любой маршрут нужно обязательно проработать как можно точнее во избежание любых неприятных неожиданностей. Альпинист должен быть ознакомлен с историей того района, где он планирует подъем, а также с графиком климатических условий. Такого альпиниста можно назвать вооруженным. А раз он вооружен, то, соответственно, и защищен.
В альпинизме существует понятие "опасность гор", которое включает множество описаний, например, погодных условий того или иного района. К примеру, небольшой дождик на земле альпинистам не страшен, а на большой высоте мокрый снег и тем более дождь могут стать для них серьезной проблемой, так как скалы покрываются тонким слоем льда. Это очень опасно. И если команда не готова к подобным, вполне возможным, погодным явлениям, ей будет очень тяжело подниматься дальше. Снежные лавины и ледовые обвалы также являются серьезной опасностью для альпинистов и страшны они тем, что их трудно предсказать. Правда, существует определенное время схода лавин, которое альпинисты знают по многолетним наблюдениям. Такое случается, как правило, во второй половине дня, когда солнце начинает прогревать снежный участок, что и приводит к сходу лавин. Так, если альпинист не укладывается в отведенный промежуток времени, например, не успевает пройти свой участок до обеда, ему лучше не продолжать путь в этот день. Нарушение временного промежутка может обернуться трагедией.

- Как долго альпинисты находятся на вершине того или иного пика и какие чувства охватывают их в такие моменты?

- Забравшись на пик, альпинисты находятся там всего несколько минут – фотографируются, ставят наш флаг и практически сразу же начинают спускаться обратно. Разумеется, мы ощущаем радость от того, что достигли вершины, и от того, что пока живы, как бы цинично это ни звучало. Вот, собственно, и все эмоции. А то, что восхождение свершилось, удалось, начинаешь осознавать уже внизу, на земле, ведь и обратно нужно еще слезть! Во время спуска очень просто свернуть себе шею – это случается очень часто, так как альпинист во время спуска расслабляется – от усталости, от запредельного напряжения физических и моральных сил, пустив их все на подъем.

- По каким критериям определяется название того или иного пика?
- Никаких критериев нет. Мы называем их так, как нам хочется. Например, пик Аль-Фараби назван нами в честь ученого, известного во всем мире. Еще один – пик Ассамблеи народов Казахстана – это, конечно, больше политическое название, но ведь подобной организации нет нигде в мире, а в нашей стране люди разных национальностей живут в мире и согласии. Именно поэтому пику было решено дать это название.

- Расскажите, пожалуйста, о последних значимых восхождениях наших альпинистов.
- В начале мая прошлого года связка Жумаев - Певцов поднялась на вершину Чо-ойю в Гималаях на высоту более 8200 метров. Также летом прошлого года Урубко и Самойлов взошли на Броуд-пик в Пакистане высотой более 8000 метров.

- Насколько популярен такой вид спорта, как альпинизм, среди наших женщин?
- На сегодняшний день я не могу сказать, что в нашей стране есть женщины, серьезно занимающиеся альпинизмом. В свое время такие женщины были. Одна из них - Людмила Савина, которая взошла на Эверест в 1997 году, а до этого она была членом сборной СССР по альпинизму и, собственно, стала последней из могикан в этом виде спорта. Кроме того, я считаю, что женские команды нежизнеспособны в альпинизме по физиологическим причинам, а также по причинам женской несовместимости – у слабого пола сильнее развито желание соперничать друг с другом и быть первой. Мужчины же все равно относятся друг к другу лояльнее.

- Нужно ли платить за право восхождения на ту или иную вершину?
- Разумеется! Помимо того, что за восхождение люди иногда могут заплатить собственной жизнью, это также достаточно дорогое удовольствие. Стоимость каждого восхождения – от 6000 долларов и выше на команду. За право восхождения, например, на Эверест, альпинисты должны заплатить 10 000 долларов с каждого. Кстати, хочу отметить, что даже неудачные попытки добраться до вершины горы считаются "проплаченными", и деньги за них альпинистам не возвращаются. Добавлю, что постоянного спонсора у альпинизма нет - нас постоянно поддерживает только государство. Однако иногда различные выезды на соревнования спонсируют банки и крупные организации.

Источник: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1137911280

Дневник альпинизма.
Цитата http://vse.kz/topic/409198-knigi-pro-gori/

Дорофеев, Иван Григорьевич
Топограф, полковник в отставке. В 60-х ХХ в. – проректор Крымского сельскохозяйственного института. Всю свою жизнь посвятил исследованию «белых» пятен Памира. Венцом жизни прославленного путешественника стала полная их ликвидация на западных границах Памирского нагорья.
В 1928 г. принимает участие в Первой памирской экспедиции, в которой исследовал верховья ледника Федченко и долин Танымаса, Язгулема и Ванча.
На Памире Дорофеев работал вместе с такими известными государственными деятелями и учеными, как Н.П. Горбунов, Н.В. Крыленко, О.Ю. Шмидт, Д.И. Щербаков, Д.В. Наливкин. Только за время участия в Таджико-Памирских экспедициях АН СССР 1931-1933 он открыл и нанес на карту 24 вершины высотой около и более 6000 м, в том числе: пик Октябрьский (6780), пик Володарского (5611), пик Урицкого (5841). Дорофееву ему принадлежит приоритет открытия хребта Коммунаров (отрог хребта Зулумарт между долиной реки Караджилга на востоке и долиной её крупного левого притока Байгашки на западе.

Именно Дорофеев открыл ледник Академии Наук, описал и установил истинные размеры ледника Федченко, установил длину хребта Академии Наук – 108 км и многое другое. В своем походном дневнике он впоследствии запишет: «Танымас нами весь пройден, весь позади. Впереди огромное оледенение. Что за ледник? Он пока никому не известен. На нашу долю выпала почетная задача выяснить эту загадку и первыми пройти по этому гигантскому оледенению».
Особая ценность работ И.Г. Дорофеева заключается в том, что им были пройдены «мертвые» пространства, которые еще не покрывались фототеодолитной съемкой. Но еще важнее было то, что результаты его съемок были обработаны непосредственно на месте и могли быть использованы для следующих работ. Эти материалы легли в основу выпущенных затем карт системы ледника Федченко и Западного Памира.
Дорофеев, Москвин и Вальтер стали первыми, кто установил место нахождение и высоту высочайшей вершины страны (тогда эта вершина скрывалась под высотной отметкой «7495» и ошибочно отождествлялась с пиком Гармо).
В 1932 году тремя экспедиционными отрядами Н.В. Крыленко, Н.П. Горбунова и И.Г. Дорофеева была решена «проблема Гармо». Группа Крыленко взошла на хребет Академии Наук с ледника Гармо на плечо настоящего пика Гармо, группа Горбунова обследовала район пика 7495 с востока со стороны ледника Бивачного, группа Дорофеева проникла в район ледника Фортамбек и ледника Вальтера. Сделанные ими геодезические засечки показали, что пик Гармо и пик 7495 — две совершенно разные вершины, удаленные друг от друга на 20 км. Пик Гармо «настоящий» стоит в стыке хребта Академии Наук и Дарвазского хребта, пик 7495 в стыке хребта Академии Наук и хребта Петра Первого. Это было выдающееся географическое открытие, когда впервые на карту была точно нанесена высшая точка Советского Союза.
В 1958 уже в 60-летнем возрасте Дорофеев вновь прошел ледник Федченко и сделал его повторную съемку.
На Памире, в хребте Петра Первого, его именем названы ранее безымянные вершина (5176) и ледник, в верховьях которого находится эта вершина (ледник Дорофеева - крупнейший левый приток ледника Гандо).
И.Г. Дорофеев - автор широко известных и неоднократно изданных книг "На заоблачных высотах" и "В сердце Памирских гор".
..........................................................................................................................................................................................

Сегодня Валентин Михайлович Божуков, 21.08.1933 года рождения, является самым почтенным Снежным Барсом РФ, с которым можно “побегать по горам и вершинам” и подсмотреть технику слета с больших высот .
Почему, спросите вы?
Ответ в Списке Снежных Барсов, который начинается тремя фамилиями. Дни памяти первых Снежных Барсов №1 и № 2 : Будем вспоминать отдельными постами на странице.
Первый и второй Снежный Барс являются учителями и наставниками для третьего. Это Божуков В.М. - VAMIBO - Сн.Барс №3 - , на сегодня 79 лет, готовиться взойти на пик Эвереста в мае – июне 2014 года. Человек легенда, альпинист загадка, история альпинизма твориться на его глазах с полноценным его участием. Он многое знает из того, чего не знает никто в истории альпинизма. Его восхождения переваливают за сотню , большинство выше 7 т. метров.

Оповещение и обсуждение ведется на странице ( Официальная страница Экспедиция Эверест Полет https://www.facebook.com/ExpeditionEverestFly)
В верхних публикациях вы найдете краткое предварительное описание Экспедиции. Страница открыта для всех, с регистрацией в Фейсбуке, если захотите обсудить, добавить материалы по Эвересту на страницу, то добавьте администратора страницы в друзья или пришлите запрос на официальной странице Экспедиции.

Для справки : 21 августа 2013 году Валентину Михайловичу Божукову исполняется 80 лет. В случае покорения вершины Эвереста, он станет самым пожилым восходителем планеты на Эверест.
VAMIBO - параальпинист, одним из первых начал использовать параплан для спуска с гор после восхождения на семитысячники, слетал на параплане с Эвереста, с высоты 7300 метров.

Присоединиться на 2014 год к Экспедиции возможно только за самофинансирование. Основных участников обеспечивают спонсоры. http://paraplan.ru/forum/topic/107094

ClimberCA Mountaineering consortium is an official sponsor of an Unique Expedition to Mount Everest in May 2014! https://www.facebook.com/climberca
Международный консорциум ClimberCA является официальным спонсором уникальной экспедиции на гору Эверест в мае 2014 .. http://t.co/JVbK6Ylol1
14 ИЮЛЯ 2013 ГОДА - 50 ЛЕТ КАК НЕТ С НАМИ САРЫМ КУДЕРИНА. ДНЕВНИКИ АЛЬПИНИЗМА И ВОСХОЖДЕНИЙ НА ЭВЕРЕСТ (сарым (срым) джумаханович кудерин (1936-1963), мастер спорта ссср по альпинизму, сарым (срым) джумаханович кудерин, день памяти 50 лет 14.07. 2013, божуков валентин михайлович, пик сарыма кудерина, сванетия, стихи, г. л. федорова, снежные барсы)

Экспедиция Эверест полет 2014
Описание : ttps://www.facebook.com/photo.php?fbid=556951781022619&set=o.291551754229291&type=3&theate
" Если вы готовы сдаться, значит вы куда ближе к успеху, чем предполагаете. Есть старая китайская поговорка, которую я очень люблю и считаю, что она верна. Вот она: «Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы». "
"Успеха достигнет всякий, кто сумеет одолеть свою лень.
И неважно, молод он либо стар, болен, слаб или даже дряхл. Лишь бы практика его была настойчивой."
"На свете нет ничего совершенно ошибочного. Даже сломанные часы дважды в сутки показывают точное время." Пауло Коэльо

Заметка к проекту Эверест Полет 2014 :
"Вершины Снежного Барса №3 Валентина Михайловича Божукова" :
Пик Победы 7439м 1958год, Пик Сталина 7495м 1959год, Пик Ленина 7134м 1961год, Пик Корженевской 7107м 1966год, Пик Хан-Тенгри 6995м 1964год.
За эти восхождения награжден почетным знаком"ПОКОРИТЕЛЬ ВЫСОЧАЙШИХ ГОР СССР" за №3.В прошлом столетии после этого совершил несчетное повторные восхождения на семитысячники СССР,а в 21 веке приступил к освоению Эвереста,где достиг высоты 8350 метров, на параплане слетал с высоты 7300 метров. https://www.facebook.com/les.vodinskaya/notes ; http://www.risk.ru/users/lesfly/ "
О других участниках будем добавлять информацию на официальной странице.