Путешествие по Алаю.

Пишет Leb, 26.07.2013 12:35

Путешествие по Алаю. (Горный туризм, коксу, тегермач, абшир, пум, исфайрамсай, сюрметаш, алай, кичик-алай)

В большую экспедицию я уже почти собрался, поэтому появилось времечко рассказать о только что состоявшейся прогулке по Алаю. В этом году мы соединили своим маршрутом западные отроги Кичик-Алая и юго-восточную окраину Дугобы. Вот, как это выглядит на карте:

Сначала завезли заброску к устью Сюрметаша и оставили её на хранение в доме Сатара-Ке. Потом вернулись к реке Пум и заночевали в огороде самого верхнего дома одноименного кишлака. Высота здесь 1400 м - низкий старт. На следующий день поднялись по красивейшей долине Пума до коша на высоте 2269 м.

В долине Пум.

Местное население очень приветливое, в каждом коше угощают айраном, лепешками с каймаком, а в долине Пума еще и медом и абрикосовым вареньем!

Первый перевал Акташ (3040, н.к.) мы прошли на второй день пути и спустились в долину Абшир-сая. Вот в таком месте мы там заночевали.

По красивой дороге с телятами и шиповником,

вот с таким шиповником,

мы поднялись к безводному каньону.

Воды в каньоне не было даже в его верховьях,

поэтому мы шли и вспоминали турецкие горы Аладаглар. Вода появилась лишь на высоте 3300 на склоне перевала Абшир (3600, 1А).

Спустившись с перевала Абшир, мы подивились озером Яшилькуль,

которое наполнено водой лишь в первую половину лета и совсем исчезает в августе (фото Игоря Гончарова).

Потом мы отправились на озеро Тегермач.

Оно оказалось таким суровым:

Мы поставили палатки на берегу впадающего в озеро ручья на высоте 3900 м.

На следующий день мы перевалили через редко посещаемый перевал Кашкашкин (4340, 1Б) в долину реки Дастарота, а точнее, Кашкасу (местные жители только так её и называют). Заночевали у чудесной лужи,

особенно фотогеничной на утренних сборах:

Потом мы отправились к перевалу Бевет.

Такого перевала мы испугались, поэтому развернулись и пошли вниз по Кашкасу до магистральной тропы в долине реки Тегермач.

Спуск по каньону реки Тегермач стал для меня эмоциональной кульминацией похода. Сухая памирская долина

благоухала пряными запахами азиатских трав.

Вода в реке была прозрачной и теплой.

И на самых сложных бродах я залезал в воду, подстраховывал переправляющихся участников и тут же пил из реки ладонями...
К обеду мы прошли каньон,
к позднему обеду...
А после него чуток прошлись вдоль Исфайрамсая вверх и встали лагерем на его берегу.

Ночью нас жестоко покусала мошка. Болячки у меня не зажили до сих пор...
Потом мы взяли заброску и переночевали в березовом лесу

на берегу реки Сюрметаш. Там я нашел кусты арчи с иголками и листьями одновременно,

о чем и написал в этой статье.

Долина реки Сюрметаш очень разнообразна и необычна, недаром её сделали заповедной. Высочайшая вершина района Саукджайлоо (5226), превосходящая по высоте вершины Дугобы,

поднимается над рекой на 3000 м - вполне гималайский масштаб.
А эта ядовитая змея

мирно лежала у самой тропы. Я миновал её и даже не заметил, лишь третий или четвертый участник обратил на неё внимание. Мы долго фотографировали её, а потом аккуратно потрогали змею лыжной палкой. Змея кусанула её и медленно уползла в нору под кустом.

К обеду одиннадцатого дня похода мы достигли разливов на реке Сюрметаш.

Здесь были изумрудные луга

из какой-то реликтовой травки типа хвоща.

В лесу около палаток

росли грибы - сыроежки и белые грузди.

Мы остановились в этом интересном месте, потому что после обеда пошел дождь.

На следующий день погода улучшилась,

и мы поднялись в зону арчовых лесов.

Высота здесь уже 3200 м.

К вечеру достигли изумительной поляны,

на которой паслась ослиная семья: папа, мама, дочка и еще тётя.

Нам больше всего понравилась дочка,

а меньше всего - похотливый папа.

Утром мимо нас прогнали огромное стадо коз и овец.

В этом месте у нас была вынужденная дневка. Лечили участника от какой-то кишечной инфекции. К сожалению мы заняли, по-видимому, стандартное место яков для переправы через реку. Поэтому им пришлось переправляться в совсем не подходящем для этого месте.

На следующее утро больной поправился, и мы пошли к последнему нашему перевалу Трёх (4450,1Б). На повороте к перевалу река разливается.

После брода мы поднялись вот на этот засыпанный камнями ледник в центре кадра.

В его верховьях скрывается перевал Трёх.
А это мы уже на перевале.

За перевалом мы попали на какую-то чудовищную галечную пойму без капли воды.

Пришлось спуститься, пока через пару километров мы не натолкнулись на истечение реки из-под камней.

Здесь и пообедали. Это дежурный.

Поход подходил к концу,

мы спускались в долину реки Коксу,

которая начинается с известного ледника Абрамова и впадает в Алайскую долину.

Вот как наша чистая речка (с перевала Трех) впадает в мутную Коксу.

Один неизрасходованный день мы посвятили экскурсии к пику Ленина.
В долине Коксу мы нашли местный "Уазик" и "Жигули", на которых приехали в Ачикташ.

Вечером ходили любоваться озерами.

А утром сходили на перевал Путешественников (4128, н.к.),

с которого любовались пиком Ленина (7134).

Впрочем, пик Ленина отлично смотрится и с Луковой поляны,

которую я бы назвал, всё-таки, "Чесночной". :)

КОНЕЦ.

Спасибо, Андрей, за приятный, добрый отчёт по простому, но красивому маршруту. Больше бы здесь таких. А-то привык от Вас читать здесь только о мега экспедициях ;) Отношение местных жителей к вам тоже понравилось.

А что за зверь на фото около перевала Путешественников?

Сурок

Интересный и познавательный отчет. Спасибо.

Какие чудесные места! Доброе и спокойное повествование!
Снова захотелось в Среднюю Азию.....

Ну это просто поэма:
"Поход подходил к концу
Мы спускались в долину Коксу"
Андрей, а вы в долине Трумсу подберезовики не пытались искать? Там места подходящие.
На гадюку в южном Энылчекье я тоже чуть не наступил

В этом походе я вспомнил твою формулу: "Горный туризм - это, прежде всего, осмотр долин. А перевалы - так это просто связующие звенья между долинами".

Хорошая формула, надо тоже взять за основу со следующего сезона! А-то у меня прямо противоположная на данный момент :))

А ваши пики Ленина и Музтаг-Аты тогда что такое в этом списке?

ООЧЕНЬ ДОСАДНЫЕ ПУПЫРИ, МЕШАЮЩИЕ ПЕРЕХОДУ ИЗ ДОЛИНКИ В ДОЛИНОЧКУ
ОБЗОРНАЯ ТОЧКА ДЛЯ ОСМОТРА СРАЗУ НЕСКОЛЬКИХ ДОЛИН - ОЧЕНЬ ВЫГОДНО
МЕСТО, ГДЕ МОЖНО ПОСКУЧАТЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧШЕ ОЦЕНИТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ДОЛИНКУ

Лично я давно нашел, как это совместить. Караугомское плато (извините, в теории), Казбекское плато. И долина и гора. У меня уже мышление хотя бы настоящего горного туриста, или это скатывание в недоальпинизм?

Украл в "избранное"!

Спасибо за фоторассказ! Вашу змейку я пристроила на рабочем столе. Вы не против?

Пусть живет :)

Андрей, а чего с Беветом не заладилось?.. А, в загали(это по украински) спасибо, я окунулся в Памиро-Алай и пик Ленина(так тобой любимый) - напомнил мне 1988 и 91-й годы! Спасибо, одним словом!!

3 веревки перил по 45-50 градусному снегу - это не 1Б.
Весна очень поздняя, в 2002 г. в это же время мы купались в озере Тегермач. А сейчас оно подо льдом. Думаю, что если бы снег стаял, то Бевет проходился бы по тропе по осыпи.

Но мы не расстроились, так как спуск по рекам Кашкасу и Тегермач только украсил наш поход. Это интереснее Бевета.

Замечательный фотоотчет. Спасибо!

Спасибо!
Все как в старые добрые времена.....
только туристов в несколько раз меньше бродит по прекрасным горам средней азии....

Красота!
Спасибо, засмотрелся аж челюсть отвисла и на минуту выпал из реальности.

Только яков переплывающих убери а то alvd начнет их переправу анализировать:)
Шутка.:)

Прочла с удовольствием! Спасибо.

красотища!

Спасибо за красивый рассказ и фотоотчет. Весна и вправду в этом году поздняя. Кстати, спустя пару дней после вашего присутствия на озере Тегермеч, следы вашей прогулки в виде символики МАИ на снегу, были обнаружены местными туристами.

С пер. Трех, шикарный вид на доминирующую вершину 50 лет УЗССР....
А на кадре с дежурным и в сухой долине, красавица Правда Востока....

А с пер. Трех, в другую сторону кадра нет, там подкова Космонавтов с пятитысячниками....
понастальгировать....
-:)))

Очень хорошее путешествие. По-доброму завидую Вам...

Как всегда шикарно, но при этом - просто!

Спасибо за репортаж! Очень понравилось.

Познавательно. Как Клуб Кинопутешественников в советское время:) Никогда не был на Памире, а тут как будто бы побывал в тех местах

Ночью нас жестоко покусала мошка.

Скажите пожалуйста, что такого особенного в этом месте, почему мошка?
Удивительно. Я на Памиро-Алае кровососов не встречал (кроме оводов) и думал, что их там нету.

Померещилось: ночью нас жестоко покусала кошка.

Классное путешествие!И фотки супер!
P.S Буквы "Ю" в азиатских языках нет.Правильно будет Сурметаш.