Сказ о том, как мы открыли самый восточный шеститысячник Заалайского хребта :)

Пишет Leb, 21.08.2013 12:19

Сказ о том, как мы открыли самый восточный шеститысячник Заалайского хребта :, Альпинизм, экспедиция маи "заалай-2013", курумды, заря востока, пик эйлера, перевал черная осыпь, перевал верхний нура, перевал предвершинный)

Фокус в том, что мы шли на непокоренную вершину 5985, оказалось, что на карте Генштаба она обозначена, как 5965, а в реальности она оказалась выше соседней вершины 5995, и вообще, GPS показал на ней 6022.

Это были очень насыщенные 12 дней!

Первые два дня ушли на акклиматизацию и организацию заброски в ущелье ледника Восточный Кызылсу, который стекает с северных склонов массива Курумды (6613) и немножко с Зари Востока (6349).

Водичка в Кызылсу действительно красная. В том смысле, что не голубая и не белая. Но если быть поточнее, она цвета какао, и вообще, многочисленные наши фотографии этой реки надо будет продать фирме Nestle :)) Кстати, течет эта речка через границу в Кашгар.

Заброску мы относили на тот случай, если наша маленькая экспедиция получит продолжение. Однако этого не случилось, о чем я расскажу ниже.

На 3-й день мы пересекли ледник Восточный Кызылсу к орографически правому борту. Здесь было очень много цветов, особенно меня поразила герань с огромными, пятисантиметровыми цветками.

Затем мы миновали красивое озеро

и перевалили через непройденный перевал (4185, 1А),

который мы назвали Ячий из-за обилия ячьих следов на его седловине. Координаты перевала в СК WGS-84: 39 град. 33.09 мин. СШ и 73 град. 40.92 мин. ВД.

Погода до нашего приезда стояла жаркая, ледники оголились, обстановочка на высотах до 5000 м, прямо скажем, камнеопасная.

На 4-й день мы вознамерились пройти еще один новый перевал чуть восточнее пика Черный (4922). Надо сказать, что в этом широтно ориентированном хребте, отделяющем левый приток Нуры от Алайской долины, до 2013 года не было пройдено ни одного перевала.

Прицелились мы вот на это черное осыпное ребро с подножием на высоте 4080.

Сначала была действительно осыпь,

а потом начались скалы,

и чем выше, тем круче.

Тут мы поняли, что за один день нам этот перевал не одолеть, и в конце ребра построили площадочку для палатки. Высота 4480 м.

На следующий (5-й день) мы пролезли еще 50 метров по этому ребру

и вышли на снег.

Ближе к полудню перевалили через гребень. Координаты перевала в СК WGS-84: 39 град. 32.70 мин. СШ и 73 град. 43.07 мин. ВД, высота 4787 м.

На скальных выходах гребня сложили тур.

Перевал назвали "Черная Осыпь". Сначала я думал о присвоении 2А к.с., а потом сравнил его с известным перевалом Минджар (5050, 2Б) и понял, что Черная Осыпь гораздо сложнее. А в целом перевалы очень похожи: сначала осыпное ребро, а потом снежно-ледовый склон. Вот только ребро перевала Минджар идётся пешком, без напряга, а здесь скалы. Над ребром перевала Минджар пять веревок перил, а здесь, если их вешать, наверно, десять. Правильнее, всё-таки, рекомендовать 2Б.

Спуск с перевала на юг пологий, проблем нет.

На спуске любовались ледопадом нашего следующего перевала, для которого мы даже имя заранее придумали - Верхний Нура.

Обедали внизу в кармане ледника

на вот такой красной площадке (4245). Палатку поставили, чтобы отпугивать дождь, чтобы он не мешал обедать.

Ночевали на леднике (4248) на подходе к ледопаду.

Теперь от безымянного пика в Заалайском хребте нас отделял единственный перевал Верхний Нура, высотой около 5000 м и тоже не пройденный. Его фотографиями меня вооружил Толя Джулий.

На 6-й день, утром, мы вошли в ледопад.

Настроение у меня было немножко тревожное, поскольку такие ледопады - это всегда шоу с не до конца предсказуемыми последствиями.

Я шел по центру ледопада первым.

Беспокоили ледосбросы над орографически правым бортом ледника. Чувствовалось, что на повороте ледника мы неминуемо под них выйдем.

Так и оказалось.

Хорошо, что на коротком участке.

После поворота ледника мы снова вошли в ледопад

и устремились к его центру, подальше от опасного правого борта.

А потом пробились к морене левого борта, где пообедали,

и вообще встали на ночлег. Дело в том, что после обеда мы еще попытались выйти, чтобы достигнуть перевального цирка. Однако снег сильно раскис, и я тут же, в 20 метрах от места обеда, провалился в замаскированную снегом трещину. Пока ребята организовали помощь и вытащили рюкзак, я простоял в трещине по грудь в воде. После этого мы решили никуда не идти, чтобы я смог посушить свои вещи.

Утром 7-го дня мы одели снегоступы и устремились к перевалу.

Подмороженный с ночи снег держал хорошо, в трещины больше никто не проваливался,

поэтому мы быстро и без приключений подошли к перевальному взлету.

Взлет, как взлет - ледовый, с обычными атрибутами прохождения: бурами и веревками,

всего их проложили - две с половиной.

За гребнем на южном склоне обнаружили мерзкий раскисший снег. А внизу под снегом лед. Решили не задерживаться и побыстрее спуститься на бурах, даже тура с запиской не оставили - уж если решили спускаться, то не до тура, быстрее бы ноги унести. Сначала три веревки до выполаживания с глубоким снегом (первая красная линия),

потом прошлись немного в связках одновременно (зеленая линия) до разлома с высокой нижней стенкой. К этому моменту мы уже поняли, что южный склон перевала по-настоящему жопный - камни летели со всех сторон, только по центру их не было.

Потом с разлома еще один дюльфер (вторая красная линия) и дальше пешком до самого низа. В сумме, вместе с ледопадом перевал стоит 3А.

На 8-й день мы решили отдохнуть. До обеда стирались, чистили зубы и ковыряли в носу. Еще формировали заброску, точнее "оставку" - откладывали те вещи, которые не понадобятся на восхождении. Потом пересекли ледник и встали на осыпных площадках (4467) перед маршрутом на вершину. Координаты площадок в СК WGS-84: 39 град. 29.13 мин. СШ и 73 град. 41.29 мин. ВД.

Вот тут уместно перечислить участников сего мероприятия. Их пятеро:

1) Богдан Савчинский,
2) Андрей Жаров,
3) Иван Жданов,
4) Юрий Максимовия (все перечислены слева на право на этой фотографии) и отсутствующий на картинке
5) Андрей Лебедев.

А теперь представим вершину.
Пик 5985 (или 5965 по карте Генштаба) находится на границе Киргизии и Китая в водоразделе Заалайского хребта в 4-х километрах восточнее Зари Востока (6349). На схеме Вадима Ляпина и на карте Генштаба между нашей вершиной 5985 (5965) и Зарей Востока выделяют еще одну вершину 5995, которая оказалась ниже нашей.

Вот так смотрится наша вершина с южного склона перевала Верхний Нура (5050, 3А).

Перепад высоты на маршруте около 1600 м. На восхождение отводилось три дня. В первый день подъём по ледовому ребру до штурмового лагеря на высоте ~5200 м, во второй день - радиальный выход без рюкзаков на вершину и в третий день - спуск к подножию горы.

А вот, что мы увидели с вершины.

Пик 5995 был явно ниже линии горизонта, а наш GPS при устойчивом приеме от 12-ти спутников упрямо показывал 6022 м.

Утром 9-го дня мы вышли на восхождение. Прямо от осыпных площадок вверх вело ледовое ребро.

Внизу оно было в полном смысле ледовым, поэтому мы около 300 м прошли в связках одновременно с ледобурной страховкой.

Я предупредил группу о большом факторе рывка, особенно при срыве второго, и о том, что в случае срыва необходимо приложить все усилия для самозадержания.
Потом начался снег.

В верхней части ребра мы вошли в зону разломов.

Потом началась жестокая тропежка,

особенно на взлетах,

которая чередовалась с преодолением бездонных трещин по хлипким снежным мостам.

Дело близилось к обеду, и мы уже очень устали в этих снегах, поэтому после прохождения очередного взлета

и следующей за ним серии разломов,

мы поспешили найти место для лагеря.

Пора отдыхать, а то завтра будет трудно штурмовать вершину. Высота здесь 5177 м. Координаты в СК WGS-84: 39 град. 28.43 мин. СШ и 73 град. 41.53 мин. ВД.

Вечером любовались солнечными лучиками над ледником.

Утром 10-го дня встали очень рано, плотно позавтракали и вышли в сторону северного гребня нашей вершины.

Вон он, впереди, под солнцем.

На гребне были и крутые участки,

и участки с твердым задутым льдом,

и участки с разломами.

Но в целом, на северном гребне было гораздо проще, чем на подходе к штурмовому лагерю. Вот только физически было тяжело, ведь надо было набрать 800 метров высоты по целине и успеть спуститься до захода солнца.

Наконец, мы достигли вершинного гребня. Мы на западном плече горы. Сзади Заря Востока (6349).

А это снимок, сделанный в пяти метрах от высшей точки.

Самая высшая точка находится на карнизе. На карниз мы, ясный перец, не пошли. От точки съёмки видно, что гребень на восток понижается. Видны вершины Конгур (7719) и Музтаг-Ата (7546). Координаты точки съёмки в СК WGS-84: 39 град. 27.81 мин. СШ и 73 град. 42.11 мин. ВД, высота 6022 м.

А это вид с той же точки на запад.

Ну всё, надо спешить в лагерь. Помахали, напоследок, ледорубами

и пошли вниз.

Утром 11-го дня мы вышли из штурмового лагеря 5177 и к обеду спустились на осыпные площадки 4467. К вечеру мы подошли к перевалу Предвершинному (4817, 2Б), который с востока выглядит очень мило.

В следующий, 12-й день - последний активный день нашей экспедиции, мы прошли перевал Предвершинный (4817, 2Б) и вернулись к заброске в кармане левобережной морены ледника Восточный Кызылсу. Вот, как это было.
Погода нас не баловала, по прогнозу, к обеду ожидался дождь.

Тур на перевале оказался пустым. Координаты седла в СК WGS-84: 39 град. 29.625 мин. СШ и 73 град. 39.305 мин. ВД.

С перевала на запад спускалась наикрутейшая осыпь.

Обледенелые жесткие участки мы старались обойти по камням справа от ручья.

В нижней части пришлось спуститься к ручью, который протекал здесь уже в скалах.

Весь спуск прошли в кошках.

Потом вошли в верхний ледопад,

который обошли слева под ледосбросами,

вот так.

Потом влезли в нижний ледопад,

который, если слева и обходится, то под камнепадами,

а это пострашнее ледосбросов. В результате мы пробились через ледопад к карману правого борта,

по которому спустились в "Рай", иначе (после всего этого льда) это место и не назвать.

Вечером пили пиво из заброски.

В следующий, 13-й день, мы отдыхали, стирали и сушили шмотки над зарослями остролодки,

ремонтировали снаряжение.

А в ночь с 12-го по 13-е августа стало вот так.

Прогноз погоды не обещал ничего хорошего.

Я чувствовал, что начинается новый этап экспедиции, с долгим ожиданием стабилизации снега, с муторным подъёмом урывками в коротких окнах между снегопадами, с высотным траверсом в тумане по незнакомым гребням с надеждой только на GPS и на редкие разрывы в облаках. А потом будет долгий спуск по свежаку с постоянным страхом оказаться сметенным лавиной. Всё это требовало особого настроя и огромного желания взойти на следующую гору.

Поэтому я, на всякий случай, спросил участников: "Мы прошли идеальный маршрут, за 12 дней набрав все препятствия для похода 5 к.с. Прошли мощно, коротко и эффективно, совершив первое восхождение на новый шеститысячник. Мы можем испортить впечатление от сезона, если начнем жевать сопли в предстоящую непогоду. Может быть стоит поехать в Ош?"

Двое участников из пяти захотели в Ош. Третий сказал, что ему хорошо и так и эдак.
Это не тот настрой...

Мы собрали лагерь и уже через 4 часа стояли на 224-м километре шоссе Ош-Иркештам.

Фотографии Андрея Жарова и немножко моих...

Экспедиция организована СК МАИ.
Принимающей стороной была фирма "Горы Азии".
Благодарим Marmot, Outdoor Research, Black Diamond, а также сеть магазинов "День сурка" за предоставленное снаряжение.

СПАСИБО ВСЕМ!

Очень классный отчет!!!)) С такими подробностями прям!В общем полноценная пятерка! :)
А фото вообще шик!

А дальше что? До Москвы-то доехали? :)

Кто-то не доехал и сидит в Бишкеке, а кто-то переехал аж во Франкфурт! :)

Удалил дубль..

Здорово! Действительно мощно, быстро, эффективно. Молодцы.

Отличный отчет. Поздравляю с горою!
Читал на одном дыхании,не отрываясь.

Похоже, жопа в этом сезоне села на всю Евразию оптом. Вот блин!
Ну, с успешным возвращением! А то что-то в этом сезоне многовато ЧП. Хотя в основном мелких, тьфу-тьфу-тьфу!

undefined

Ого! Мощный поход. Поздравляю с успешным прохождением!
Текст впечатляет, а фотки заставляют завидовать, что я был не с Вами.
Возможно, как-нибудь, получится )))

А че, вроде нормально погуляли :) Только мне некоторые дни из этих 12 вспоминаются как длинн-нючие, просто бесконечные. Ну, когда мы на 6К пучились... Там какой-то мрак был - гребень никак не хотел кончаться. Или день приезда - с полусотней на горбу... Бр-р... А какие-то - короткие, как будто и не было их - особенно вначале, когда все еще как-то просто было.

Жаров, хочу фотки, фотки дафай!!!!

Гора. Какая должна была быть следующая гора? :)
P.S. Если увеличить - 18я фотка сверху веселая )

Курумды.

Классно!

у нового шеститысячника есть шансы получить имя великого ученого.
А качество нового шоссе на Иркештам впечатляет! По крайне мере, для тех кто видел его лет 5 назад.

Олег, это не просто новое покрытие. Этот кусок шоссе китайцы провели в 8 км от старой дороги прямо по бугру левого берега Восточной Кызылсу. Мы этого не знали, на космоснимке в Google Earth этого шоссе нет. Поэтому мы заезжали по старинке. Камаза в Горах Азии сейчас нет, и бусы-мерседесы нас не довезли 6 км. В итоге мы взвалили весь груз на плечи и за 3 перехода подошли к крутому спуску в пойму Кызылсу, ты помнишь этот спуск.

Каково же наше было изумление, когда мы увидели фуры на шоссе в 800 метрах слева и тоже на этом бугре!

С успешным походом, новой горой и удачным возвращением! Спасибо за рассказ.

С возвращением, ребята!

Здорово! С возвращением..

Стильно, красиво и, главное, во время остановиться! Андрей, поздравляю с очередным п/п!! Дай Бог не последним..

правильное решение свернуть. Снегом засыпало и Алтай и Памир..
С возвращением вас!

и Кавказ.

Кавказ частично залило :-)

Круто! Вот как надо ходить!!!

Класс...!!! Бывает же такое - открыть такую вершину...!!!

Эх, какие же вы всё-таки молодцы! А восхождение на вершину, это вообще отдельная песня.

Одобрям!!

Мощно!!!

Здорово, что эти великолепные фотографии рассказали о таких сказочных местах! А вы ребята рисковые (особенно прохождение в зонах ледопада, не говоря уж о ледосбросах - аж дух захватило).
МОЛОДЦЫ !!!

Спасибо за рассказ, фото и вообще за позитив в ваших походах!

Спасибо, с возвращением! Оч.понравился рассказ и фото. Да, с погодой в этом году какой-то швах. И, что Бог не делает, - всё к лучшему.

Ну наконец-то с возвращением на риск! А то без Ваших жизнерадостных сообщений было как-то грустно:)
С названием шеститысячника определились?

Спасибо!
По поводу названия. На соседнюю к востоку вершину 5896, которая на карте Генштаба называется Курум-Тор-Таг, то ли в прошлом году, то ли в позапрошлом сходили немцы и обозвали её пиком Лейбница. Хотя возможно, что они сходили на пик Иркештам (Отчайло). Но этом случае они вообще не имеют никаких прав на название, так как на эту гору до них поднималась группа Саши Новика.

Вот фрагмент карты с пиками 5965 (5985 или 6022), Курум-Тор-Таг и пиком Иркештам.

Вон чего немцы пишут:

Ну а раз так, то я сначала задумал назвать нашу гору пиком Ньютона, чтобы заиграла теорема Ньютона-Лейбница о связи определенного интеграла с первообразной.

Но потом взыграл патриотизм: "К чему нам эти англосаксы? Чем хуже гений всех времен и народов, петербургский академик, любимец Екатерины Второй, изобретатель формулы exp(ix) = cos(x) + i*sin(x) и сотни других столь же поразительных результатов в математике и механике?"

Судя по координатам в этой статье, пик Лейбница - это пик Иркештам. И залезли на него немцы в 2009 г. Надо им закинуть в их Википедию материальчики о первовосхождении группы Новика.

Эх, говорил я Алене Дудашвили, что Иркештам - вершина хоженая :(

Кстати, Андрей, Новик-то на Иркештаме не был, хоть и планировал. Вот что он написал в своем отчете:

"Вообще-то говоря, траверс в.4812 планировался нами как подготовительный этап к восхождению на пик Эркештам. К сожалению, восхождение сорвалось, вместо него получилось полтора дня отсидки."

Очень крутой отчет, все по сути и в мельчайших подробностях, для тех кто туда собирается очень много полезной информации.
Спасибо за отчет и с горой вас мужики!

еще раз глянул в Гугл-Эрз этот шеститысячник. Показывает 5970. Это занижение высоты у Гугла хорошо видно например по Корженевской - 7085 м

В Google Earth с нашей горой беда.

Высоту 5972 Гугл показывает на западном плече вершины. GPS там показал 6002, т.е. радиовысотомер занизил высоту на 30 метров, что нормально (на Корженеве занижение в 20 метров).

На самом деле вершина нашей горы там, где на космическом снимке начинается большая тень от карниза. Реально там на 20 метров выше, чем на западном плече, т.е. 6022. А в Гугле в этой точке - эррозия высоты, провал, высотомер показывает там всего 5945.

Такие крупные ошибки бывают в Гугле, хоть они и редки.

Примите огромные поздравления и большое спасибо за рассказ. Первопрохождение, вещь суровая, Вы большие молодцы

Ага, так вот оно, чем была навеяна статья о высотах гор ;)
С возвращением! Спасибо за такой подробный рассказ с фотографиями!

Нет, статья "Высота вершин - бренд или реальность?" писалась абсолютно независимо.

Осознание того, что мы взошли на шеститысячник у меня появилось только на вершине.
Это было полной неожиданностью!

Ух ты вот это здорово! Наверное, гиганский опыт имеет последствием чувствовать заранее некоторые вещи.

P.s. А я то думала, это вы увидев различные цифры высоты на разных картах, решили сбегать туда проверить :) (шутка).

Андрюха, восхищаюсь! Вот подлечусь, и с тобой попрошусь!

Молодцы! А ты, Андрей,вдвойне молодец! Очень рад за вас, горжусь и восторгаюсь!

Андрей - поздравляю, молодцы! Для сравнения состояния ледопада - 2007г. :

Поздравляю с успешным завершением такого мощного проекта! С замечательными фотографиями и таким подробным описанием-отчетом. И чем мне нравятся отчеты туристов ( в отличие от альпинистов), так это постоянной привязкой "до обеда" и "после обеда". А обед - это вообще святое, ему отдельное внимание. Видимо, поэтому туристы такие выносливые :)

!!П О З Д Р А В Л Я Ю!! Молодцы! Андрей, ура! _Так_держать_!!!

Ну а назвать пик именем петербуржца, Академика Петербургской Академии Наук, автора целой кучи знаменитых формул (более чем 800 научных трудов!) -- вдвойне классно! Хороший сосед Лейбницу.

Какие молодцы!спасибо за отчет,за прекрасные фотографии!Удачи вам и новых вершин!

ХорошА вершина.

Как всегда - спаибо за хороший отчет.

Надеюсь, что с третьего раза ваша идея таки реализуется. И ничего, что пришлось уже отступать.

Еще лет через пять. :))

За это время можно вырастить еще одну классную команду :)
А чего Леха не пошел?

Сделайте плз кнопку "Орлы!". Тогда нажму. А то за что "Спасибо"? Только завидки берут.